Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Хроника

15 июля. В Тбилиси состоялось заседание совместной межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Грузией и Украиной.

15 июля. Прошла встреча спикеров парламентов Армении, Азербайджана, Грузии и России. В рамках встречи обсуждался вопрос об улучшении грузино-российских отношений и возможных путях решения возникающих проблем.

16 июля. Вице-премьер правительства России Виктор Христенко в ходе своего однодневного визита в Баку обсудил вопросы разграничения дна Каспийского моря. Одна из основных целей его поездки - завершение технических процедур по соглашению о разграничении дна Каспийского моря в целях недропользования.

16 июля. Армения передает России в счет погашения государственного долга одну ТЭЦ и три предприятия электронной промышленности. Таким образом Армения ликвидирует свою задолженность перед Россией.

17 июля. Грузия выдала России террориста. Начались допросы одного из главных обвиняемых в терактах 1999 года.

19 июля. Президенты Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины на саммите ГУУАМ в Ялте обсуждают будущее межгосударственного объединения. В ходе саммита подписаны соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках ГУУАМ, декларация о стабильности и безопасности, положение о Совете министров иностранных дел и Деловом совете ГУУАМ, а также соглашения о сотрудничестве в отдельных областях между входящими в объединение странами.

19 июля. Президенты Грузии и Украины обсуждают вопрос создания международного консорциума по эксплуатации нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск.

23 июля. Президент Азербайджана Гейдар Алиев заявляет о возможности силового решения карабахской проблемы в случае провала мирных усилий.

23 июля. В Москве рассматривается вопрос о сроках функционирования российских военных баз в Ахалкалаки и Батуми в ходе встречи министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили и министра промышленности, науки и технологий России Ильи Клебанова.

23 июля. Начался визит главы министерства национальной безопасности Ирана Али Юниси в Баку. Визит проходит в условиях строгой конфиденциальности.

24 июля. В Москве под председательством главы комитета Госдумы РФ по делам СНГ Бориса Пастухова и главы МИД Грузии Ираклия Менагаришвили состоялся четвертый раунд переговоров госкомиссий России и Грузии по подготовке рамочного договора.

25 июля. Бывший председатель парламентского комитета по обороне и безопасности, депутат парламента Грузии Г. Барамидзе по завершении своей поездки в Брюссель заявил об открытии в конце сентября 2002 года в Грузии представительства НАТО - единственного представительства альянса на Кавказе.

26 июля. Директор департамента МИД Грузии по связям с общественностью Каха Сихарулидзе заявил на брифинге в Тбилиси о том, что российская сторона согласилась сократить сроки вывода своих баз из Грузии с 14 до 11 лет.

29 июля. Открывается внеочередная сессия Милли Меджлиса /парламента/ Азербайджана, в повестку дня которой включен только один вопрос - обсуждение проекта акта о референдуме по внесению изменений в конституцию Азербайджана. Сам референдум о внесении изменений в конституцию назначен на 24 августа. Одно из изменений касается замещения президента страны при стойкой неспособности исполнять им свои полномочия. Предлагается, что в течении трех месяцев до проведения выборов нового президента Азербайджана его должен заменить премьер-министр, а не председатель парламента, как это предусматривается нынешними статьями конституции




ГазетаСНГ,
26 июля 2002

Базовые разногласия между Россией и Грузией

Анатолий Волк

Вечной дружбе между Россией и Грузией постоянно что-то мешает. В далеком 1994 году рамочный договор между двумя странами был подготовлен, подписан и даже ратифицирован грузинским парламентом, но категорически не понравился российской Госдуме. С тех пор Москва и Тбилиси находится в поисках идеальной формулы "большого договора". Но пока все усилия оказываются тщетными.

Сегодня в Москве под председательством главы комитета Госдумы РФ по делам СНГ Бориса Пастухова и главы МИД Грузии Ираклия Менагаришвили пройдет очередной (четвертый) раунд переговоров госкомиссий России и Грузии по подготовке рамочного договора. Однако, как было заявлено накануне, большой дружбе грузинского и российского народов могут помешать российские военные базы.

Некогда на территории грузинского государства располагалось четыре российские военные базы - в Вазиани (близ Тбилиси), Гудауте (Абахазия), Батуми (Аджария) и Ахалкалаки (Западная Грузия). В начале 90-х грузинские власти сами дали согласие на размещение российских военных баз, которые рассматривались обеими сторонами как гарантия безопасности и самой Грузии, и - в комплексе с российской военной базой в Армении - Кавказского региона в целом. Кроме того, в Тбилиси рассчитывали и на помощь российских военных в абхазском конфликте.

Однако не получив поддержки, Грузия потребовала вывода российских баз, аргументируя это независимым политическим курсом, предусматривающим отсутствие иностранных войск на своей территории. В 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле Тбилиси добился от Москвы согласия на вывод до 1 июля 2001 г. российских ВВС из Гудауты и Вазиани, что и было сделано, правда, с некоторым опозданием. При этом по двум оставшимся российским военным базам на территории Грузии было решено продолжить переговоры.

Военная база в Визиани давно отремонтирована и переоборудована на деньги турецкого правительства (Анкара потратила на укрепления грузинской военной мощи около 1 миллиона долларов США). И в июне нынешнего там состоялись учения в рамках натовской программы "Партнерство во имя мира".

Также лихо поступить с Гудаутской базой Тбилиси пока не может. Прежде всего потому, что располагается база на территории мятежной Абхазии. Также периодически появляется информация о том, что вывод российской военной техники с этой территории осуществлен не до конца.

Но самым сложным вопросом в грузино-российских отношениях, конечно же, является проблема срока ликвидации российских военных баз в Ахалкалаки и Батуми. После каждого нового раунда переговоров стороны, как правило, стороны ни на шаг не приближаются к компромиссу. Вряд ли прорыв стоит ожидать и сегодня. И если Тбилиси твердо намерен и впредь увязывать вопрос подписания "большого договора" с достижением договоренностей о сроках выводы российских ВВС из Батуми и Ахалкалаки, то дружба между двумя народами еще долго не будет зафиксирована на бумаге.

Как известно, грузинская сторона настаивает на том, чтобы российские военные были выведены из Батуми и Ахалкалаки в течение трех лет. В Москве такие сроки считают неприемлемыми и утверждают, что для вывода военных баз необходимо как минимум 14 лет и более 4 млрд рублей, которых в бюджете, естественно, нет. Против вывода российских военных баз выступает и местное население, особенно на Западной Грузии, в районах компактно проживающего армянского населения, опасающегося, что место российских военных быстро займут турки. И хотя грузинское государство настаивает на том, что только с уходом русских (в том числе и миротворцев) в Грузии можно окончательно решить проблему сепаратизма, но именно российское военное присутствие во многом является гарантией сохранения этих регионов в составе единого грузинского государства, уравнивая центробежные и центростремительные силы. Но, к сожалению, в Тбилиси, а также, видимо, в Анкаре и Вашингтоне, придерживаются несколько иного мнения.


Абхазия и Грузия. Жить вместе или жить рядом?



Независимая газета,
23 июля 2002

Отставить недовольство! Офицерский бунт в элитных подразделениях грузинской армии поставил под угрозу выполнение американской программы военной помощи

Анатолий Гордиенко

На фоне всеобщей эйфории, которая сопровождала американскую программу обучения и оснащения грузинской армии, события конца минувшей недели стали полной неожиданностью. Более сотни офицеров и старшин-сверхсрочников элитного батальона "Командо", которому в реализации этой программы отводится "пилотная" роль, в знак протеста против проводимой руководством Минобороны Грузии политики подали на имя министра рапорты об увольнении со службы.

В Тбилиси действия военных расценили как "офицерский бунт". Во главе "бунтовщиков" оказался 32-летний вице-полковник Ника Джанджгава, всего три недели назад приказом министра назначенный на должность исполняющего обязанности командующего Сухопутными войсками Вооруженных сил Грузии и одновременно - координатором американской программы "Обучи и оснасти", в которую Пентагон вкладывает ни много ни мало 64 млн. долл.

Причиной скандала стало несогласие прошедшего подготовку в американской армии грузинского вице-полковника Джанджгава с кадровой политикой руководства Минобороны и вообще с отношением военного руководства к проблемам армии, его протест против царящих в ней порядков. Источники в Минобороны Грузии говорят, что именно с подачи Ники Джанджгава проблемами комплектования участвующих в американской программе батальонов армейского спецназа заинтересовался комитет по обороне и безопасности парламента Грузии. И уточняют, что именно этот офицер "слишком активно" занялся выяснением обстоятельств пропажи в июне из расположения 11-й мотострелковой бригады 13 крупнокалиберных танковых пулеметов и 24 армейских радиостанций.

Министр обороны Грузии генерал-лейтенант Давид Тевзадзе на основе тщательно собранного сотрудниками Генштаба компромата 18 июля подписал приказ об отстранении Ники Джанджгава от занимаемой должности и переводе его в распоряжение Главного управления кадров военного ведомства.

Однако дело этим не кончилось, и строптивый вице-полковник с единомышленниками, многие из которых также прошли офицерскую подготовку в США, устроили пресс-конференцию. Итогом стали 102 рапорта об увольнении из армии, написанные выступившими в защиту Ники Джанджгава офицерами и старшинами батальона "Командо" и другого элитного подразделения грузинской армии - Кодроского батальона быстрого реагирования.

Однако уже к началу этой недели "офицерский бунт" удалось погасить: 99 "бунтовщиков" после проведенных с ними "разъяснительных бесед" свои рапорты отозвали. До конца с теперь уже бывшим командующим Сухопутными войсками вице-полковником Джанджгава рискнули идти лишь трое…

Эдуард Шеварднадзе отметил, что обстоятельства этого необычного дела самым тщательным образом будут обсуждены на ближайшем заседании Совета национальной безопасности Грузии.




PanARMENIAN.Net,
22 июля 2002

Америка и Европа возмущены попытками Гейдара Алиева перекроить конституцию под сына.

Соединенные Штаты крайне обеспокоены намерением властей Азербайджана форсировать принятие поправок к конституции, призванных обеспечить реализацию Гейдаром Алиевым неомонархического сценария. Вчера официальный Вашингтон в лице представителя Госдепартамента Ричарда Баучера заявил о недопустимости проведения референдума без должного предварительного обсуждения. Американцы настаивают на переносе срока проведения плебисцита и целесообразности вовлечения в процесс конституционной реформы широких слоев общества. Пакет предложенных президентом поправок предусматривает новые редакции более чем тридцати статей основного закона.

Изменения будут внесены, в частности в разделы, касающиеся выборов президента и парламента, а также статуса законодательной, судебной и исполнительной власти. Оппозиция выступает против навязываемых правительством изменений, которые, по словам оппонентов Гейдара Алиева, преследуют цель создать почву для передачи власти сыну президента. Назначенный на 24-е августа референдум оппозиционеры называют попыткой конституционного переворота. Их беспокойство разделяют и в Вашингтоне. Глава миссии США в ОБСЕ Стефан Майнакис на днях заявил, что Соединенные Штаты «настойчиво убеждают правительство Азербайджана последовать замечаниям Бюро по демократии и правам человека ОБСЕ по поводу предполагаемых поправок в конституции». Стефан Майнакис при этом отметил, что «не верит в способность избирательных комиссий страны провести референдум, который бы соответствовал международным стандартам». Убежденность в этом породили прошлые выборы, которые американский дипломат расценил как недемократические.

Напомним, что в ежегодном докладе Госдепартамента США по правам человека в мире отмечается, что Гейдар Алиев в 1998-м году был переизбран президентом в результате довольно спорных выборов, которые сопровождались многочисленными нарушениями избирательного кодекса. В документе говорится также о серьезных нарушениях в ходе парламентских выборов в ноябре 2000-го года. Еще более суров в своих оценках уровня избирательной культуры в Азербайджане вице-президент ПАСЕ, содокладчик по Азербайджану мониторингового комитета Андреас Гросс. Он заявил, что «никогда в жизни не видел таких фальсификаций, с какими столкнулся в Баку в ходе наблюдения за выборами. Гросс также крайне критично настроен в вопросе предстоящего референдума по конституции. Аналогичный подход и у ОБСЕ.

Наивно было бы полагать, что Гейдар Алиев прислушается к настоятельным советам, звучащим из Америки и Европы и откажется от планов по перекройке конституции под своего сына. Факт того, что Запад задолго до проведения референдума высказал свое крайне негативное отношение к осуществляемым президентом Азербайджана конституционным поправкам, является свидетельством бесперспективности попыток легитимизации сценария передачи власти “наследнику престола”.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ