Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

Вступил в силу указ А.Г. Лукашенко «О дополнительных мерах государственной поддержки науки». Как следует из официального комментария, данный правовой акт принят в целях «повышения творческой активности научных работников, закрепления высококвалифицированных кадров в сфере науки». Теперь руководители государственных научных организаций имеют право направлять на добавки стимулирующего характера и премирование бюджетные средства в размере до 20 процентов планового фонда заработной платы. Помимо этого, указом установлено 100 персональных надбавок для ученых, «добившихся выдающихся достижений в научной, научно-технической и инновационной деятельности». Выдвигать кандидатов на надбавки будет Национальная академия наук на основании конкурса, представлять Президенту – Совет Министров. Увеличатся в 1,3 раза и стипендии аспирантов и докторантов научных организаций и вузов республики. Все эти улучшения условий жизни научной элиты Белоруссии стали, во многом, результатом деятельности нынешнего президента Академии наук М.В. Мясниковича по упорядочению положения дел в белорусской науке. В то же время, следует заметить, что порядка 40 % научных сотрудников белорусской академии наук, работающих на бюджетной тематике переведены на полставки и реально получают значительно меньше, чем раньше.

15 июля. Опросы общественного мнения отмечают рост в Белоруссии интеграционных настроений. Так, по данным белорусского Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) за объединение с Россией в настоящее время выступает 53,8 % населения Белоруссии, против 23 %. Отмечается изменение внутреннего состава сторонников интеграции с Россией. Если раньше за единство с Россией выступали только сторонники А.Г. Лукашенко, то сейчас растет число сторонников объединения, которые в то же время являются противниками действующего президента Белоруссии.

Изменилось и отношение граждан Белоруссии к формам объединения с Российской Федерацией. Если в 1993 году за восстановление СССР выступало 55,1 % граждан (против – 22,3 %), то сегодня именно за СССР высказывается 38,8 %( против – 42,6 %). Таким образом, в большинстве своем белорусы хотели бы видеть общее белорусско-российское государство в виде отличном от Советского Союза.

Социологическая лаборатория «Новак» в своих исследованиях впервые за все годы президентства А.Г. Лукашенко отмечает преобладание его отрицательного рейтинга над положительным. На вопрос «представитель каких политических сил будет поддержан населением на президентских выборах?» ответы распределились следующим образом:

сподвижник А.Г. Лукашенко набрал 17,8 %;

лидер либеральной оппозиции – 2,1 %;

представитель коммунистической оппозиции – 1,8 %;

лидер национально ориентированной оппозиции – 1,2 %;

деятель социал-демократической оппозиции – 3,7 %;

А.Г. Лукашенко, после соответствующих поправок в Конституцию РБ – 15,4 %;

новый политик, не связанный ни с властью, ни с оппозицией – 25,1 %;

кто-то из ведущих российских политиков – 4,9 %;

затруднились ответить – 28 %.

Таким образом, в Белоруссии наблюдаются устойчивые объединительные настроения, но если ранее их воплощение связывалось исключительно с личностью А.Г. Лукашенко, то в настоящее время проявились серьезные ожидания смены политической элиты республики.

15 июля. Как заявил пресс-секретарь белорусского МИДа Павел Латушко Белоруссия будет активно выполнять индивидуальную программу партнерства с НАТО, действуя в рамках программы «Партнерство ради мира» и в рамках Совета евроатлантического партнерства. В частности, он подчеркнул что, «Белоруссия должна учитывать новые реалии, которые складываются в Европе. Речь идет о том, что в настоящее время мы вырабатываем политику, направленную на то, чтобы наши отношения, в том числе и с НАТО, не были политикой противостояния, а были политикой партнерских отношений». По словам Павла Латушко, «западная граница Белоруссии уже является границей с НАТО, и эта граница не должна превращаться в новую разделительную линию».

15 июля. Одной из самых острых проблем для белорусской экономики становятся задержки в выплате зарплаты. Так, на начало июля сумма задолженности по зарплате в Белоруссии составила порядка 42 млн. долл., что на 30 % больше соответствуюшего показателя предыдущего месяца. Почти 70% от этой суммы приходится на предприятия сельского хозяйства. В этой отрасли суммы невыплат заработка практически равняются месячному фонду заработной платы. В Минске сумма долгов возросла за июнь в 2,5 раза

16 июля состоялся пленум Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ). Более двухсот делегатов проголосовали за избрание председателем этого профсоюзного объединения заместителя Главы Администрации Президента Белоруссии Л.П. Козика, которого власти откомандировали для укрепления профсоюзного движения. Против кандидатуры нового профлидера проголосовало всего шесть человек. Теперь, согласно уставу ФПБ, избрание Л.П. Козика на пост председателя должно быть одобрено на IV внеочередном съезде Федерации профсоюзов, который состоится 18-19 сентября.

17 июля, как сообщила пресс-служба главы белорусского государства, «Президент Республики Беларусь принял Леонида Козика и поздравил его с назначением председателем Федерации профсоюзов Белорусской.» В ходе встречи Александр Лукашенко подчеркнул, что «профсоюзы должны восстановить положение сильной организации, которая имела бы значительный вес в белорусском обществе и могла бы на равных вести диалог как с нанимателями, так и с правительством.» Направляя Л.П. Козика на профсоюзную работу президент Белоруссии наградил бывшего высокопоставленного чиновника орденом «Пашаны (Почета)», отметив, очевидно, таким образом и вклад господина Козика в создание злосчастного Конституционного акта Союзного государства, который П.П. Бородин окрестил «белибердой».

17 июля. Решением Президента Республики Беларусь заместителем Главы Администрации Президента РБ назначен Н.М. Иванченко, ранее работавший генеральным директором государственного концерна «Белресурсы». В ведении нового заместителя Главы Администрации Президента будут находиться кадровые и социальные вопросы, а также кураторство Могилевской области.

Помимо этого, помощником Президента назначен бывший посол Белоруссии в США В. Цепкало. Известно, что Валерий Цепкало является приверженцем идеи следования Белоруссии по пути т.н. «азиатских тигров».

17-го июля президент А.Г.Лукашенко встретился с депутатами Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь членами Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии (КПБ). В ходе встречи глава белорусского государства признал нездоровым то положение когда в республике имеются две коммунистические партии. Помимо КПБ в Белоруссии существует еще и оппозиционная президенту Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Раскол в коммунистическом движении в республике произошел в ходе конституционной реформы 1996 года, когда часть коммунистов поддержали А.Г. Лукашенко и, выйдя из тогда еще единой ПКБ, воссоздали запрещенную в 1991 году Коммунистическую партию Белоруссии. В дальнейшем лидеры ПКБ в своих действиях сомкнулись с антироссийской прозападной оппозицией и выступали против Союза с Россией и государственности русского языка. В настоящее время коммунистическое движение в Белоруссии переживает серьезный кризис, порожденный раздробленностью и отсутствием современной и понятной населению программы.

На встрече А.Г. Лукашенко с лидерами КПБ обсуждалась необходимость объединения всех белорусских коммунистов вокруг этой партии. По мнению президента, объединение КПБ и ПКБ послужило бы хорошим примером всему белорусскому обществу как образец консолидации во имя созидательных целей.

18 июля. Александр Лукашенко подписал Указ об отмене ряда льгот для предприятий республики. Указом отменено порядка пятидесяти актов, список же отмененных документов, предоставлявших льготы, занимает десять страниц.

На отмене налоговых льгот для белорусских предприятий уже длительное время настаивала российская сторона, Это было одним из условий поставки газа в Белоруссию по внутрироссийским ценам. На этих условиях газ уже поставляется с начала июля. Подобные требования содержатся и в документах о переходе на единую валюту.

Произведенная отмена льгот является важным шагом на пути создания единого белорусско-российского экономического пространства, т.к. в значительной мере выравнивает условия хозяйствования для белорусских и российских предприятий на территории Белоруссии.

21 июля. Александр Лукашенко провел экстренное совещание, посвященное принятию чрезвычайных мер по проведению уборочных работ обусловленных ранним созреванием урожая.

Из-за крайне неблагоприятных погодных условий (сильная засуха) глава республики поставил задачу всему зерноуборочному комплексу организовать бесперебойную круглосуточную работу и закончить уборку к началу августа. Как заявил Александр Лукашенко « ответственность за уборку урожая должна лежать на всех – от высших должностных лиц до механизаторов и комбайнеров.»

В то же время, основным препятствием для сбора урожая является катастрофическая нехватка в Белоруссии зерноуборочной техники. Парк зерноуборочных комбайнов в республике в настоящее время насчитывает 17 тысяч машин, срок эксплуатации большинства из них давно закончился. По данным Минсельхозпрода Белоруссии, ежегодная потребность сельского хозяйства республики в комбайнах составляет порядка двух– трех тысяч единиц. В 2001 году в хозяйства белорусского агропромышленного комплекса поступило всего тысяча единиц зерноуборочной техники.

С 19 по 25 июля в Витебске в одиннадцатый раз проходил фестиваль искусств «Славянский базар». В отличие от прошлогоднего юбилейного фестиваля на открытии присутствовал только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Владимир Путин и Леонид Кучма приветствовали участников и гостей праздника через глав дипломатических миссий своих государств в Белоруссии.Прислали свои поздравления президент Международной федерации фестивальных организаций Армандо Морено и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон.

Странно на этом фоне выглядит позиция руководителей южно- и западнославянских государств, которые делают вид (в отличие от своих артистов), что не замечают «Славянский базар». А ведь фестиваль призван быть праздником, в первую очередь, славянского искусства и содействовать не только воссоединению русских (восточных) славян, но и единению всего Славянского мира.




Время новостей,
11 июля 2002

Лукашенко пугает Путина

Наталья Викторова, Минск

Белоруссия опять собралась в НАТО

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая вчера на заседании совета безопасности, сделал сенсационные заявления, касающиеся изменения позиции Минска по отношению к НАТО. «Все должно быть честно и порядочно, в том числе и по отношению к НАТО», -- заявил президент. По его словам, «реалии сегодня таковы, что вопреки ранее достигнутым договоренностям о нерасширении блоков НАТО продолжает расширяться». «Беларусь не может не учитывать новые реалии», -- отметил г-н Лукашенко. Белорусский президент призвал «скорректировать позицию и приспособиться к этим реалиям». Минск, правда, не хочет «терять лицо»: «Вот изменилась ситуация, Россия и Украина вроде бы побежали в НАТО, и как будто мы должны бежать вслед. Здесь нельзя допустить конъюнктуры, ибо мы потеряем свое лицо».

Официальные источники вчера отказались комментировать заявления Лукашенко. В частности, пресс-секретарь МИДа Павел Латушко сказал, что должно пройти некоторое время, прежде чем внешнеполитическое ведомство разъяснит позицию белорусской стороны по данному вопросу. В министерстве обороны предложили обратиться в совет безопасности. Впрочем, в пресс-службе совбеза также не комментируют данный вопрос, однако поделились справочной информацией. В частности, в индивидуальной программе партнерства между Белоруссией и НАТО на 2002--2003 годы, которая вступила в силу в феврале текущего года, появилось пять дополнительных пунктов по сравнению с программой на 2000--2001 годы. В частности, планирование, организация и управление национальными программами в области оборонных исследований и технологий, «Военная география», «Гуманитарное разминирование», «Меры политического и военного характера, направленные против распространения ядерного, бактериологического и химического оружия», «Стрелковое оружие и легкие вооружения». Согласно официальной информации, в программе на 2002--2003 годы впервые заложена возможность проведения мероприятий на белорусской территории, в частности по линии минобороны, МЧС и национальной академии наук. Сейчас прорабатывается возможность проведения совместных учений по отработке способов ликвидации последствий радиоактивного заражения.

Представители общественности больше говорят о политическом аспекте высказываний Лукашенко. И большинство из них сходятся в том, что это своеобразный ответ на недавние жесткие заявления Путина по поводу будущего союзного государства. «Мы это уже проходили в 1997 году, когда Россия была на пороге подписания основополагающего акта с НАТО, -- говорит бывший замминистра иностранных дел Андрей Санников. -- Из Беларуси раздалось: мы тоже хотим. Сейчас можно говорить о новых прорывах во взаимоотношениях с НАТО России и Украины. И снова раздаются те же заявления из Беларуси. Конечно же, нельзя исключать и то, что это реакция на недавние заявления Путина. Но надо учитывать то, что Беларусь на деле не готова к сближению с НАТО -- для этого необходимы изменения во внутренней ситуации». Экс-кандидат в президенты Владимир Гончарик говорит: «Я приветствовал бы реальные изменения в политике, но думаю, что вряд ли что-то изменится. Слова останутся словами. Сейчас, когда Европа изучает возможности введения санкций и явно изменилась позиция Москвы, поменялась и риторика Лукашенко, но не более того». Замдиректора независимого аналитического института НИСЭПИ Александр Сосновнец сомневается: «Это просто разговоры, шантаж, направленный на Путина. Реального движения пока нет. Для сближения с НАТО необходима длительная подготовка, в том числе военной инфраструктуры, которая у нас не проводилась. Кстати, и опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство белорусов негативно относятся к НАТО». В опросах НИСЭПИ прямой вопрос о вступлении в НАТО был задан в 1998 году, и положительно на него ответили лишь 11,6% респондентов. С тех пор неоднократно задавались косвенные вопросы, и проведенные в последнее время исследования свидетельствуют о том, что количество сторонников сближения с НАТО в Белоруссии не превышает 10%.




Белорусские новости,
17 июля 2002

Готовы ли белорусы полностью платить по счетам?

Юлия Шарова

Низкие тарифы на коммунальные услуги были до недавних пор едва ли не главным козырем белорусских властей, неустанно убеждающих электорат в том, что уровень жизни в стране — вполне приличный. В самом деле, еще в прошлом году население платило всего 20% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Остальные 80% покрывали предприятия (для них тарифы на коммунальные услуги были и остаются более высокими, чем для населения), а также бюджет и Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Уже в этом году население будет покрывать в среднем 40% от себестоимости коммунальных услуг (в летний период — 35%, в осенне-зимний — до 46%). В дальнейшем плата за коммунальные услуги будет ежегодно расти на 20%, пока наконец не сравняется с себестоимостью. Словом, в Беларуси предпринимается попытка коммунальной реформы. Однако уже теперь всплыло достаточно много противоречий, которые впоследствии могут только обостриться.

В правительстве это называют "уходом от системы перекрестного субсидирования": для предприятий тарифы на коммунальные услуги постепенно снижаются. Так, если в прошлом году они платили за население 18% стоимости коммунальных услуг, то сейчас уже 11%. (за счет бюджетных средств в этом году погашается 40% стоимости коммунальных услуг, за счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства — 9%). С точки зрения поддержки предприятий это, несомненно, верно. Но при этом не следует забывать, что население Беларуси пока не становится богаче и просто не готово полностью платить по счетам.

С 1 июня 2002 г. в Беларуси действуют следующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги: за стандартную однокомнатную квартиру семья из двух человек платит около 14 тыс. руб. (7,5$); двухкомнатная квартира, где проживают три человека, обходится в 21 тыс. руб. (11,5$); трехкомнатная квартира для семьи из четырех человек — в 27 тыс. руб. (15$). Это расценки на летний период, когда отопление отключено.

Что касается осенне-зимнего периода, то по действующим тарифам стандартная однокомнатная квартира обойдется в 25,5 тыс. руб. (14$), двухкомнатная — около 39 тыс. руб. (21,5$), трехкомнатная — 54 тыс. руб. (30$). Как обещают в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, до конца года значительной корректировки тарифов в сторону повышения не предвидится. Может вырасти лишь ставка оплаты за техническое обслуживание жилого помещения, однако это незначительно повлияет на общие размеры оплаты за жилищно-коммунальные услуги, так как тут расценки установлены на 1 кв. м. общей площади квартиры и не зависят от количества жильцов. На сегодняшний день за квадратный метр надо выкладывать 156 руб.

Примирение белорусов с мыслью о том, что в скором времени им доведется платить за квартиру столько же, сколько и в других, более экономически продвинутых странах, происходит тяжело. Специалисты Министерства жилищно-коммунального хозяйства отмечают: серьезной проблемой для них является то, что население несвоевременно вносит плату за услуги коммунальных служб. На сегодняшний день имеется задолженность по 12% лицевых счетов, которых более 2 миллионов. Интересно, что еще год назад, когда тарифы были вдвое ниже, такая задолженность достигала 20%. Еще более любопытен другой факт: сегодня наибольшая задолженность наблюдается в Минске — 16%, хотя это и самый богатый город Беларуси. В то же время в самом бедном регионе — Могилевской области — этот показатель составляет 11%.

Общее уменьшение числа неплательщиков можно считать результатом ужесточения мер по отношению к ним. Так, стали чаще выноситься письменные предупреждения тем гражданам, которые не платят за коммунальные услуги в течение двух месяцев. Также практикуется обход "нехороших" квартир сотрудниками жилищно-эксплуатационных служб. За последнее время выдано более 230 тысяч предупреждений и посещено 60 тысяч квартир, хозяева которых задолжали. В таких случаях часто оформляется нотариальный документ, который предусматривает взыскание с неплательщика денег по месту работы. На сегодняшний день оформлено около 30 тысяч таких документов на общую сумму около 1 млрд. руб. Из более радикальных мер — отключение "удобств" (на сегодняшний день около 9 тысяч квартир отключены от различного вида коммунальных услуг), а также выселение через суд обитателей квартир, где есть большие задолженности, в менее благоустроенное жилье. Впрочем, таких случаев пока немного: в Брестской области выселили три непутевые семьи, в Гомельской области — одну.

Понятно, это касается совсем уж неблагополучных семей, которые невозможно призвать к порядку другими способами. А вообще Жилищный кодекс Республики Беларусь предусматривает начисление пени в размере 0,5% от не уплаченной в установленный срок суммы этих платежей за каждый день просрочки. В итоге деньги могут набежать немалые. Именно это обстоятельство и является стимулом рассчитаться вовремя.

Но и такой механизм не всегда срабатывает. Задержки коммунальных платежей случаются чаще всего совсем не из-за лени или злого умысла. Дело в том, что платить за квартиру нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, но к этому времени многие белорусы часто не получают зарплату. Министерству жилищно-коммунального хозяйства уже предлагали перенести в связи с эти сроки платежей на конец месяца, однако министерство ничего изменить не может, так как эта норма заложена в Жилищном кодексе. Да и зарплату все-таки нужно платить вовремя.

Если же смотреть на проблему шире, то именно низкий уровень доходов может стать той миной, которая подорвет идею коммунальной реформы в Беларуси. В самом деле, слишком уж резко тарифы на коммунальные услуги устремились вверх. Нет никакой гарантии того, что доходы населения будут в последующие годы расти так же лихо — на 20% ежегодно. Да, к 2005 г. стране пообещали среднюю зарплату в 250 долларов. Но это прозвучало год назад, перед выборами, когда средняя зарплата была 100 долларов. Сейчас она даже снизилась, и квартплата становится для многих белорусов почти неподъемной. Не исключено, что часть населения перестанет платить по счетам просто в знак протеста.

Эту проблему, в частности, отмечает в одном из последних номеров еженедельник "Белорусский рынок". Цитируя депутата Палаты представителей Владимира Новосяда, газета сообщает, что "доходы основной массы населения… реально не превышают 35 USD на человека. Рост коммунальных платежей воспринимался бы менее болезненно, если бы в каждой квартире были счетчики воды и газа. Но они сегодня установлены не более чем в 10% квартир. Уже замечено, что месячное потребление воды в таких квартирах составляет максимум 6 куб. м на человека. Тогда как норматив, закладываемый в расчеты, — 10 куб. м на человека. То есть 90% квартиросъемщиков платят за воду почти вдвое раза больше, чем те, у кого есть счетчики. Аналогичная ситуация и с платой за газ. Иначе говоря, многие, в том числе пенсионеры и малоимущие, уже сегодня за часть коммунальных услуг вынуждены платить 100% их себестоимости".

С ростом тарифов можно было бы еще как-то мириться, если бы при этом улучшалось качество самих коммунальных услуг. Между тем трубы во многих домах все так же продолжают течь, тепло уходит при частых авариях на теплотрассах, а задержки с подключением отопления по осени (да и едва теплые радиаторы в разгар зимы) вынуждают многих включать обогреватели, съедающие уйму электричества. При проведении государственными организациями ремонта жилого фонда средства часто расходуются нерационально или же не по назначению.

Возможно, эти противоречия начавшейся коммунальной реформы в какой-то степени снимет новый Жилищный кодекс, который сейчас рассматривается в парламенте. Но даже идеальные законы должны опираться на крепкий экономический базис. При нынешнем же состоянии белорусской экономики невозможно поднять доходы населения до цивилизованного уровня, что делает невозможной и полноценную коммунальную реформу.




Профсоюзы и власть: на пути к сотрудничеству?

Владислав Лосев (Минск)

Без сомнения, главным внутриполитическим событием середины июля в Белоруссии стал, прошедший 16 числа в Минске, внеочередной пленум крупнейшего профсоюзного объединения республики Федерации профсоюзов Белорусской (ФПБ), на котором подавляющим большинством голосов председателем ФПБ был избран высокопоставленный государственный чиновник, заместитель Главы Администрации Президента Белоруссии Леонид Козик. На первый взгляд случай поразительный. Ведь совсем еще недавно Федерация профсоюзов, по крайней мере, в лице ее руководящих органов, находилась в жесткой оппозиции к А.Г. Лукашенко, а бывший председатель ФПБ В.И. Гончарик был его основным соперником на президентских выборах 2001 года. Владимир Гончарик был кандидатом в президенты не только от Федерации профсоюзов, но и от всех оппозиционных сил республики. Причем, кандидатура лидера ФПБ как единого кандидата от оппозиции утверждалась лично руководителем Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ Хансом Георгом Виком. В своей борьбе за президентское кресло В.И. Гончарик, естественно, опирался на своих ближайших профсоюзных сподвижников, среди которых особым доверием со стороны тогдашнего профлидера пользовался заместитель председателя ФПБ и одновременно председатель Минского городского объединения отраслевых профсоюзов Николай Белановский.

В связи с тем, что оппозиционные политические силы в Белоруссии, несмотря на масштабную организационную и финансовую поддержку Запада, не обладают необходимой для прихода к власти политической мощью, ставка в борьбе за президентское кресло была сделана на Федерацию профсоюзов Белорусскую, которая была призвана сыграть роль польской «Солидарности» времен Войцеха Ярузельского.

Руководству ФПБ удалось убедить КНГ ОБСЕ в политической дееспособности белорусских профсоюзов и основными доводами при этом были официальная численность Федерации (около 4 миллионов) и ее организационная разветвленность. Однако политическая мощь Федерации профсоюзов оказалась мнимой, в первую очередь вследствие того, что интересы рядовых членов Федерации и функционеров среднего звена, с одной стороны, и руководства ФПБ во главе с В.И. Гончариком, с другой, в значительной степени разнились. Гончарику нужна была власть или, по крайней мере, политическая известность за рубежом, а большинству профсоюзных функционеров «спокойная работа по защите прав трудящихся». В итоге, Владимир Гончарик выборы проиграл, а ФПБ оказалась в глубоком кризисе, т.к. профсоюзная бюрократия в основной своей массе не хотела конфликтовать с властью, а сменивший Гончарика Франц Витко продолжил линию своего предшественника на противостояние с президентом. При этом делался упор на жалобы в различные международные организации, что в значительной мере вредило официальному Минску, который, благодаря стараниям верхушки ФПБ, приобрел еще и дурную славу гонителя профсоюзов. Такое положение вещей не могло не беспокоить белорусские власти, которые вынуждены были предпринять ряд мер направленных на нейтрализацию деструктивной деятельности руководства ФПБ.

Во-первых, распоряжением Совета Министров был запрещен принудительный сбор профсоюзных членских взносов через бухгалтерии предприятий, не зависимо от формы их собственности. Этот шаг в значительной степени подорвал материальное положение Федерации профсоюзов. Во- вторых, комитет государственного контроля и правоохранительные органы начали тотальную проверку финансовой деятельности ФПБ и ее дочерних предприятий. В-третьих, началась работа по созданию независимых от ФПБ профсоюзных объединений по территориальному признаку на основе вышедших из Федерации профсоюзных организаций крупных промышленных предприятий. И, наконец, в четвертых, функционерам ФПБ дали понять, что если они не проявят должной понятливости, то, несмотря на все усилия Международной организации труда (МОТ), американских профсоюзов АФТ-КПП и прочих зарубежных структур, Федерация профсоюзов Белорусская будет раздроблена и, в итоге, прекратит свое существование. Условия же, которые должны были принять профсоюзные чиновники были достаточно жесткими – избрать на пост председателя Федерации представителя властей и отмежеваться от политических притязаний бывшего руководства ФПБ.

Последующие события показали, что расчет Администрации Президента оказался верным. Профсоюзная номенклатура проявила должную покладистость и предпочла конструктивное сотрудничество с властями политическому противоборству с непонятными перспективами. Стоит заметить, что особую оборотистость в обработке профсоюзных функционеров в пользу избрания Л.П. Козика на пост председателя ФПБ сыграл бывший ближайший соратник Гончарика Н.А.Белановский, который отличается не только неплохими деловыми качествами, но и хорошим чутьем на текущую политическую конъюнктуру. Не последнюю роль в образовании связки Козик – Белановский сыграла по видимому и очевидная близость их политических воззрений.

Произошедшие в руководстве Федерации профсоюзов перемены должны быть одобрены на IV внеочередном съезде ФПБ в сентябре нынешнего года. Вряд ли этот съезд пройдет совсем без проблем. Не исключено, что лидеры некоторых отраслевых профсоюзов, принимавшие активное участие в антипрезидентской кампании, попытаются устроить обструкцию новому лидеру ФПБ или же вывести свои организации из Федерации. Но, в целом, смену председателя Федерации профсоюзов Белорусской можно отнести к серьезному внутриполитическому успеху президента А.Г. Лукашенко, которому в то же время необходимо соблюдать чувство меры и не пытаться превратить ФПБ в очередное подразделение Администрации Президента.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ