Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Хроника

11 июля. Народное собрание Гагаузской автономии в Молдавии назначило на 6 октября выборы башкана (главы автономно-территориального образования). На внеочередной сессии гагаузского парламента депутаты проголосовали за отставку исполкома и назначение исполняющим обязанности башкана председателя Народного собрания И.Кристиогло. Первый заместитель башкана Гагаузии В.Яниогло, который исполнял обязанности главы автономии, заявил, что принятые решения противоречат Основному закону Гагаузии. По его словам, согласно местному законодательству, глава автономии передает полномочия своему первому заместителю до выборов нового башкана.

11 июля. В адрес руководства Молдавии, администрации Приднестровья и представителей посредников в переговорном процессе по Приднестровью - России, Украины и ОБСЕ- было направлено заявление парламента Гагаузии, который считает, что "идея федерализации Молдавии является правомерной и разумной". Руководство Гагаузии обратилось с предложением о своем участии в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта в качестве субъекта будущей федерации, который должен получить статус "государственно-территориального образования".

11 июля. В Тирасполе опубликовано Коммюнике делегации Приднестровья, принимавшей участие в переговорах по приднестровскому урегулированию в Киеве в начале июля с.г. В нем говорится: «2-3 июля с.г. в Киеве состоялось совещание полномочных представителей сторон и посредников в переговорном процессе между Республикой Молдова и Приднестровьем. В ходе встречи участники обсудили проекты, существующие в переговорном процессе, в том числе пакет документов по урегулированию, переданный приднестровской стороной 20 февраля в Братиславе.

С учетом существовавшей и ранее практики использования в экспертной работе неофициальных документов участники Постоянного совещания по политическим вопросам приняли к сведению проект Соглашения (проект «non рареr»), зафиксировав в итоговом протоколе отсутствие авторства данного документа, который предлагает принципиально новую схему разрешения противоречий между сторонами на федеративных принципах.

Однако после окончания Совещания правительственные СМИ Республики Молдова широко растиражировали утверждение о том, что данный документ официально представлен посредниками: ОБСЕ, Российской Федерацией и Украиной, и принят в качестве базового документа для обсуждения.

Данное утверждение абсолютно несостоятельно, поскольку ни один участник Постоянного совещания не брал на себя обязательств принять его за основу диалога и приступить к детальному экспертному анализу его положений. К настоящему времени Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики провело серию консультаций, в результате которых подтверждена именно такая характеристика данного документа.

Таким образом, многочисленные комментарии так называемого «проекта ОБСЕ" в официальной прессе Молдовы представляют собой не что иное, как очередное грубое искажение сути работы переговорного механизма.

В условиях, когда диалог сторон получил новый положительный импульс, распространение заведомо недостоверной информации и попытки ввести в заблуждение общественность Молдовы может отрицательно повлиять на процесс возобновления полноценных переговоров. Приднестровье считает, что подобные действия молдавской стороны могут повлечь самые негативные последствия, и, прежде всего, дискредитировать новую идею, в поддержку которой высказались все участники Киевского совещания».

Проблемы и перспективы отношений между государствами ГУУАМ обсуждались в ходе телефонного разговора между президентом Республики Молдова В.Ворониным и президентом Узбекистана И.Каримовым. Главы двух государств обменялись мнениями по вопросам двустороннего и многостороннего сотрудничества в ГУУАМ, относительно перспектив участия Узбекистана в этой организации, месте Молдовы в современном "шелковом пути". Президенты обсудили проблему транспортировки нефти и природного газа через страны ГУУАМ.

12 июля. Премьер-министр Республики Молдова В.Тарлев в связи с решением Совета директоров МВФ заявил, что правительство высоко оценивает решение МВФ от 10 июля с.г. о возобновлении кредитования страны. Правительство РМ считает, что разблокирование после двухгодичного перерыва финансирования республики Международным валютным фондом будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Молдове.

Для нашей страны, сказал В.Тарлев, очень важно получить согласие Парижского клуба на реструктуризацию и аннулирование внешнего долга, в том числе двусторонних долгов, составляющих в этом году 75% доходов госбюджета. Следующий транш в рамках программы финансирования МВФ на сумму 12 млн. долл. США Молдова получит до конца июля с.г.

15 июля. Проект соглашения об урегулировании приднестровского конфликта, предложенный в Киеве на рассмотрение представителями посредников в переговорах по приднестровскому вопросу, - важный и серьезный документ, заявил бывший посол США в Молдове, специальный представитель Государственного департамента США по конфликтам в Европе и Азии Р.Перина в интервью телепрограмме "Резонанс", уточнив, что официальной реакции США на этот документ пока нет.

Представитель Госдепартамента США отметил, что в настоящее время важно, какую позицию займут Кишинев и Тирасполь в отношении предложенного проекта соглашения.

15 июля. Правительство США берет на себя финансирование 28 проектов неправительственных организаций и независимых средств массовой информации в рамках программы "Малые гранты - на демократические инициативы в Молдове". Об этом сообщила американский посол в Республике Молдова Памела Смит. Она особо отметила совместный проект организации "Спасите детей" и неправительственной организации Италии, цель которого - оказание помощи в возвращении на родину женщин Молдовы, нелегально находящихся в Италии. Общая сумма грантов составит примерно 130 тыс. долл. США. Проекты рассматривает комиссия, в составе которой представители Посольства США в Молдове. Решение комиссии должно утвердить специальное бюро Госдепартамента США.

17 июля. Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ) поддерживает проект урегулирования приднестровского конфликта, предложенный в Киеве ОБСЕ, заявил исполнительный секретарь этого политформирования В.Крылов.

Появление этого важного документа, утверждает исполнительный секретарь ПСРМ, практически разблокировало переговорный процесс по приднестровскому вопросу и создает условия для продолжения конструктивного диалога между Республикой Молдова и Приднестровьем.

Хотя до окончательного урегулирования конфликта еще довольно далеко, отмечает В.Крылов, предложенный проект выводит переговорный процесс на качественно новый уровень, дающий сторонам шанс достигнуть реального сближения позиций. В какой степени стороны готовы к экзамену на политическую зрелость, покажет ближайшее будущее, заключил В.Крылов.

17 июля. Председатель Центристского союза Молдовы М.Петраке поддерживает проект урегулирования приднестровской проблемы, предусматривающий федерализацию Республики Молдова, который был предложен странами-посредниками и ОБСЕ.

В то же время, М.Петраке выступает за сохранение однопалатного парламента. В противном случае, по его мнению, может возникнуть ситуация, когда депутаты, представляющие треть территории страны, будут иметь право вето на политическую волю всей страны.

17-18 июля. Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2001 год был одним из наиболее важных вопросов повестки дня, рассмотренных на сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

За 2001 год в доход республиканского бюджета поступило около 214 млн. руб. ПМР, вместо запланированных 238 млн. долл. США (равняется 6,4 рубля ПМР). Тем не менее, поступления доходов в бюджет по сравнению с 2000 годом характеризуются увеличением налоговых поступлений - в рублях ПМР - на 26,1%, в долларовом эквиваленте - на 1,2%.

Фактические расходы республиканского бюджета за 2001 г. составили порядка 245 млн. руб., или более 86% от запланированной суммы. Из общей суммы расходов 2001 г. львиную долю, (около 43%) составила заработная плата. Финансирование расходов производилось за счет собственных доходов республиканского бюджета, а также за счет кредитов.

Далее депутаты заслушали министра экономики ПМР Е.Черненко, которая представила на утверждение сессии «Основные принципы Концепции бюджетной и налоговой политики ПМР на 2002 год».

По словам министра, главный принцип Концепции – оптимизация доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов для достижения финансовой стабилизации бюджетной сферы и экономической эффективности в использовании бюджетных ресурсов. В нынешнем году усилия государства будут направлены на достижение макроэкономической стабилизации, проведение последовательной антиинфляционной политики, активизации на этой основе инвестиционного процесса.

Концепция предусматривает социальную поддержку и защиту граждан, реальные доходы которых ниже прожиточного минимума, политику в области управления государственным долгом и межбюджетных отношений.

18 июля. Парламент Молдавии принял в окончательном чтении Закон о подготовке граждан к защите Родины, который закрепляет менее жесткие условия призыва молодежи и резервистов и сокращение срока воинской службы от 18 до 12 месяцев, в том числе в пограничных войсках. Согласно закону, выпускники высших учебных заведений будут служить в армии три месяца. Закон провозглашает обязательной для всех мужчин - граждан Республики Молдова воинскую службу, которая может выполняться в следующих формах: срочная военная служба; воинская служба в качестве резервистов, призванных на сборы либо мобилизованных. Женщинам предоставляется право служить в армии по контракту при условии специальной подготовки.

19 июля. Парламент РМ ратифицировал Соглашение о реструктуризации долгов по кредитам, предоставленным Молдове немецким банком "Kreditanstalt fur Wiederaufbau". По словам первого замминистра финансов М.Дурлештяну, речь идет о реструктуризации суммы в 13,7 млн. евро. Из-за недостатка финансовых ресурсов для обслуживания внешнего долга Минфин начал переговоры о реструктуризации долга, который на 1 июня 2002 года составил 24,9 млн. марок. Немецкая сторона согласилась реэшелонировать выплату долга сроком на 15 лет с льготным периодом в 5 лет.

19-20июля. Делегация Республики Молдова во главе с Президентом РМ В.Ворониным приняла участие в саммите глав государств ГУУАМ, который проходил в Ялте. В состав делегации РМ входили также министр иностранных дел Н.Дудэу, советник Президента по вопросам внутренней политики М.Ткачук, Национальный координатор Молдовы по ГУУАМ С.Лупашко, а также председатель Торгово-промышленной палаты РМ Г.Куку. На встрече в Ялте были подписаны: Декларация об общих усилиях по обеспечению стабильности и безопасности в регионе, Соглашение о создании в рамках ГУУАМ зоны свободной торговли, Соглашение о сотрудничестве между правительствами в сфере борьбы с терроризмом. В качестве гостей на саммите присутствовали представители России (В.С.Черномырдин), Румынии, Болгарии, Бразилии, Ирана, Греции, Польши, США, Турции, ЕС, ОБСЕ и ряда других организаций.

Обращают на себя внимание послание Генсека ООН К.Аннана участникам встречи в Ялте, в котором подчеркивается готовность ООН и впредь развивать контакты с ГУУАМ, а также новое заверение Вашингтона о том, что “США поддерживает вас (членов ГУУАМ)на этом жизненно важном пути”.

Диссонансом прозвучало на встрече в верхах этой организации выступление Президента Молдавии В.Воронина. Он достаточно критически отозвался о деятельности ГУУАМ (снижается товарооборот). “У Молдовы есть немало оснований для беспокойства по поводу жизнеспособности группировки и в отношении места и роли Молдавии в ней”. Он выразил сожаление, что “Молдавия исключена из обсуждения важных для его страны вопросов, в частности, касающихся транспортировки энергоносителей из зоны Каспийского моря”. По его словам, общеэкономическая интеграция в ГУУАМ представляется искусственной. В.Воронин единственный из глав государств, кто говорил о значении СНГ. Он заявил, что Молдавия определяет свое участие в региональных и международных организациях с учетом факторов европейской интеграции и реформирования и обновления СНГ. “Молдавия и впредь готова самым серьезным образом относиться к членству в Содружестве”. По его мнению, весь комплекс культурных, экономических и социальных задач ГУУАМ может найти и находит не менее полное и перспективное развитие в уже существующих программах СНГ. Роль ГУУАМ, подчеркивал В.Воронин, должна сводиться к усилению глобальных интеграционных процессов, а не к тому, чтобы становиться на их пути.

20 июля. Президент Украины Л.Кучма предложил молдавским властям принять участие в создании транспортных коридоров для транзита энергоносителей, добываемым в зоне Каспийского моря, даже если они не будут проходить через территорию республики. В ответ на это Президент РМ В.Воронин заявил, что Молдова заинтересована, чтобы эти транспортные коридоры проходили по территории РМ, и для этого власти страны будут делать все возможное. "Иначе, какова же цель и роль ГУУАМ, какова выгода Молдовы от участия в этой организации?" - отметил Президент.

22 июля. В Тирасполе состоялась встреча Президента ПМР с Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Молдове П.Смит и главой миссией ОБСЕ в РМ Д.Суорцем. Во встрече также принял участие министр иностранных дел Приднестровья В.Лицкай.

Главной темой переговоров стали перспективы молдо-приднестровского урегулирования и возможное участие в переговорном процессе Соединенных Штатов. Как сообщил после встречи В.Лицкай, американский дипломат заявила, что «США будут сейчас всемерно активизировать свои дипломатические усилия для ускорения переговорного процесса и достижения положительных результатов». Объясняя такое намерение Вашингтона, П.Смит сослалась на заявление президентов России и США о совместных усилиях в урегулировании приднестровского вопроса. «В рамках этого решения Вашингтон и намерен активизировать свою дипломатическую деятельность здесь у нас», - пояснил В.Лицкай.

По мнению представителей США и ОБСЕ, недавняя встреча представителей сторон в Киеве была очень важным элементом, который проявил новые возможности для дальнейшего развития переговорного процесса. В то же время, по мнению дипломатов, не стоит останавливаться только на этом – необходимо давать новые и новые импульсы для развития переговоров.

Министр иностранных дел ПМР сообщил, что представитель США озвучил на встрече «несколько новых предложений», которые будут внимательно изучены официальным Тирасполем. Их обсуждение, по словам В.Лицкая, может быть продолжено на последующих встречах руководства Приднестровья и представителей Соединенных Штатов.

23 июля. В Бухаресте возобновились переговоры между министерствами образования Республики Молдова и Румынии по подписанию Соглашения о сотрудничестве в области образования на 2002-2003 учебный год. Это уже второй раунд консультаций по данному вопросу. Напомним, что затягивание подписания документа происходит из-за того, что Министерство образования РМ выразило несогласие с предложенным Румынией вариантом, по которому для выпускников молдавских лицеев предоставляется 1000 стипендий на обучение в румынских вузах. По словам министра образования РМ Г.Сима, молдавская сторона выступает за то, чтобы часть из стипендий была зарезервирована за гражданами РМ, закончившими лицеи в Румынии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ