Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №80(01.08.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Народная газета,
30 июля 2003

Референдум, оппозиция и Союзное государство.

В последнее время оппозиционные СМИ неустанно "зондируют" тему проведения в Беларуси референдума о так называемом "третьем президентском сроке". Почему же данная тема для оппозиции оказалась столь, мягко скажем, актуальной? Или здесь имеются некие политические "подводные камни"?

Свое мнение на сей счет высказал "Народной газете" политолог Николай СЕРГЕЕВ.

- Николай Максимович, недавно выступая по прямому телемосту, организованном НТВ, Президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопрос о его планах баллотироваться на третий срок, заявил, что "Если народ определит, что я еще могу работать Президентом, значит, Лукашенко будет работать. Если народу я уже надоел, то, конечно, я навязываться не стану... Кроме того, у меня еще три с лишним года работы по Конституции".

Что вы, Николай Максимович, можете сказать по этому поводу?

- На первый взгляд, может показаться непонятным, почему эта тема усиленно муссируется определенными СМИ, как в Беларуси, так и за ее пределами (в частности, в Российской Федерации). Ведь, действительно, еще не прошло даже половины второго срока нахождения нынешнего главы государства у власти. А значит говорить об этом в русле неких предвыборных баталий явно преждевременно. Это - с одной стороны. С другой же, очевидно: Беларусь, как и Россия, ныне стоят на пороге очень серьезных решений в области государственного устройства, в том числе - по уточнению отдельных положений Конституций, которые, по моему мнению, уже являются определенным тормозом на пути создания Союзного государства. Ведь образование последнего не является некоей абстрактной самоцелью. В Союзном государстве должно быть единое экономическое, оборонное, правовое пространство. А некоторые положения обоих Основных Законов этому противоречат. Тем более что Конституция, как и любой  закон - не догма. Действующие правовые нормы  отвечают  потребностям общества лишь на определенном этапе его развития. И, следовательно, периодически нуждаются в изменениях, дополнениях и поправках.

К примеру, в Конституцию США, принятой 200 лет назад, внесено большое количество поправок...

- Этого не могут понять наши оппозиционеры или понять не хотят, преследуя свои цели?

- Вот именно. Определенные политические силы, как в Беларуси, так и в России не устраивает само строительство Союзного государства. Лично я полагаю, что вся шумиха вокруг проведения референдума о "третьем президентском сроке" направлена не столько на пока еще отдаленную предвыборную президентскую кампанию, сколько на то, чтобы вообще создать отрицательное отношение населения к идее внесения любых поправок в Основной Закон. Таким образом, эти действия направлены, в первую очередь, против союзного государственного строительства.

- А как бы вы соотнесли позицию некоторых российских политологов и так называемых олигархов с действиями  белорусской оппозиции? Есть ли здесь непосредственная связь? Например, с экономической точки зрения.

- Мне думается, одна из важнейших задач, поставленная перед проамериканскими силами как внутри Беларуси, так и в России, - это любыми путями поссорить, вбить клин между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Кстати, данная цель была провозглашена американскими стратегами практически сразу после президентских выборов в Беларуси. Вот почему некоторые средства массовой информации усиленно рисуют исключительно отрицательный образ А.Лукашенко.

Что же касается экономической составляющей,то нужно, во-первых, разобраться, что сегодня происходит в РФ. А там со стороны главы государства начались действия по ограничению влияния олигархов в экономике и политике. Владимиром Путиным уже поставлен вопрос о законности происхождения миллиардных состояний таких новобогатеев как Ходорковский, Березовский и так далее.

Президент РФ дал понять олигархам, что они назначенные миллиардеры, которым во времена Ельцина были отданы в управление значительные доли государственной собственности. И, похоже, сейчас в России наступают времена, когда эту собственность придется государству возвращать.

- Как, на ваш взгляд, это можно связать с положением дел по приватизации в нашей республике? Приглядываются ли россияне к экономическим реалиям в Беларуси?

- В чем показателен пример Беларуси? У нас не произошла раздача госсобственности частным лицам. И потому в нашей республике олигархов, подобных российским, не возникло. И когда сейчас встал вопрос о воссоздании Союзной собственности, иначе говоря, - о приходе российского капитала в Беларусь (в первую очередь, в нефтяную и газовую промышленность), то Александр Лукашенко подходит к этому вопросу очень осторожно, проявляя временами даже чрезмерную скрупулезность.

Думаю, необходимо, все же, отделять интересы России как государства от интересов частного капитала.

Уверен, пример Беларуси для России очень полезен, хотя, повторюсь, тамошним олигархам, данный пример явно не по душе. Ибо в случае создания Союзного государства опыт Беларуси в области приватизации в интересах всего общества, а не отдельных личностей, может получить в РФ широкое распространение, и это неизбежно приведет к тому, что там будут пересмотрены итоги «приватизации по-Ельцину».

- Давайте вернемся к проблеме референдума. Она, наверное, непосредственно взаимосвязана своей политической плоскостью с экономикой.

- Да. Пока Союзное государство еще строится, но общеполитическое пространство уже существует. К примеру, кто такие Немцов с его Союзом правых сил (СПС) и Лебедько с его Объединенной гражданской партией (ОГП)? Это организации, явно выражающие интересы опять же Ходорковского и подобных ему экономических кругов. Чтобы ни говорили Лебедько и Богданкевич, но ОГП - это политический вассал СПС и действуют эти две партии совершенно согласованно. Их действия направленные против проведения референдума нацелены не на еще очень отдаленную предвыборную президентскую кампанию, а против принятия Конституционного акта Союзного государства.

- Еще такой вопрос. Может, философского характера. Скажите, как вы думаете, большинство народа всегда оказывается правым? Не может ли оно ошибиться?

- Во-первых, проведение референдумов и плебисцитов различной тематики широко практикуется, например, в Европейском Союзе. Во-вторых, на ваш вопрос можно было бы ответить одним римским изречением: "глас народа - глас Божий". Если власть предержащие не будут вовлекать население в решение государственных вопросов, мы никогда не построим настоящее гражданское общество. А называющие себя "демократами" оппозиционеры, выступающие против общенародных обсуждений и голосований на деле очень далеки от понятий народовластия.

Принципы гражданского общества предполагают, что каждый человек должен чувствовать ответственность за судьбу собственного государства и собственного народа. И как же иначе, если не через проведение референдумов можно выявить волю народа?

Тем более что белорусский народ достаточно просвещенный и разумный, чтобы взвесить все "за" и "против".

Оппозиционные СМИ и политические силы, конечно, могут нагнетать истерию и запугивать население. Но это как раз и есть - манипуляция общественным сознанием. А государство, государственные СМИ обязаны воспитывать чувство ответственности, доверять людям, вести с ними честный и открытый разговор.

Беседовал Игорь ГРИШАН.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ