Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №80(01.08.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

14 июля - Из Приднестровья в Россию отправлен очередной эшелон с российским вооружением и боеприпасами. Эшелон был загружен и подготовлен к отправке месяц назад, однако тогда власти Приднестровья запретили вывоз. Администрация Тирасполя объяснила свой запрет на вывоз из региона российского военного имущества тем, что "Россия не выполнила своего обязательства по погашению части долга Приднестровья за российский газ в качестве компенсации за вывоз имущества". С марта по июнь 2003 г. было отправлено более 20 эшелонов с боеприпасами и вооружениями.

Руководитель миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл назвал "очень важным" соблюдение сроков вывода из Приднестровья российских войск, оговоренных на саммитах ОБСЕ в Стамбуле и Порту". В этом контексте он выразил надежду на то, что вывоз российского вооружения, техники и боеприпасов будет продолжен. Однако окончательного решения на этот счет пока не принято, так как власти Приднестровья увязывают это с другими условиями, в том числе преодолением экономических разногласий между Кишиневом и Тирасполем.

14 июля - Молдова должна предпринять еще четыре "шага" для разблокирования внешнего финансирования, заявил постоянный представитель МВФ в Молдове Э.Руджиеро. Он подчеркнул, что для того, чтобы Совет директоров МВФ принял на рассмотрение вопрос о разблокировании внешнего финансирования, Молдова должна: во-первых, отменить лицензирование на деятельность по сбору и экспорту металлов, бывших в употреблении; во-вторых, предотгрузочная инспекция должна быть введена в действие; в-третьих, должны быть сняты все экспортные ограничения с публикацией соответствующего решения в "Monitorul Oficial"; в-четвертых, Молдова должна урегулировать свои взаимоотношения с Всемирным банком. МВФ также рекомендует правительству осуществить необходимые финансовые расчеты прежде, чем начать пенсионную реформу в сельском хозяйстве. Пока Молдова не предпримет этих шагов, говорить о разблокировании внешнего финансирования еще рано, подчеркнул Руджиеро.

14 июля - Президент Приднестровья И.Смирнов подписал указ об ответных мерах по отношению к Республике Молдова в сфере внешнеэкономической деятельности, в соответствии с которым для всех групп товаров, импортируемых из Республики Молдова, устанавливается специальная пошлина в размере 100% от таможенной стоимости ввозимых товаров.

14 июля - Руководитель миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл выразил озабоченность складывающейся в последнее время ситуацией в Приднестровье. Среди факторов, которые вызывают озабоченность, Хилл назвал отключение электроэнергии в селах Приднестровья, административно подчиняющихся Кишиневу, ограничения на передвижение сельхозтехники в этих селах на время уборочной кампании, а также ввод военнослужащих приднестровского ОМОНа в село Коржова (родное село президента РМ В.Воронина).

"Нам неясны причины этих действий. Мы считаем такие шаги, в особенности, ввод вооруженных формирований, очень опасными действиями. Все возникающие проблемы должны решаться за столом переговоров, а не односторонними мерами", - заявил Хилл.

Отвечая на вопросы журналистов о сроках разработки проекта новой Конституции, Хилл сказал, что несколько месяцев "не играют принципиальной разницы". По его словам, "гораздо важнее выполнить сроки вывода из Приднестровья российских войск в оговоренные на саммите ОБСЕ в Стамбуле и Порто сроки".

14 июля - Глава миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл выразил недоумение публикацией в Financial times, согласно которой ОБСЕ якобы обратилось к ЕС с просьбой к концу 2003 г. подключиться к миротворческой операции в Приднестровье.

"Мы выступаем за проведение миротворческой миссии под эгидой ОБСЕ. Мы думаем, что такая операция должна быть многонациональной, и поддерживаем идею участия ЕС в ней. Но для этого необходима готовность ЕС и согласие сторон. Их (Кишинева и Тирасполя) официальной позиции нет", - заявил У.Хилл.

Говоря о миротворческих силах, он высказался за "сокращение численности и количества вооружения и формирований Молдовы и Приднестровья". "Это необходимо для того, чтобы постепенно прийти к созданию единой армии. Нельзя вечно жить в таком положении - с зоной безопасности и разделенностью войск сторон", - подчеркнул Хилл.

15 июля - Молдова приступила к импорту зерновых культур, прежде всего, продовольственной пшеницы из Российской Федерации, сообщил представитель министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности В.Балан. По его словам, в конце прошлой недели из Орловской области в Кишинев поступила первая партия в 1,2 тыс. т зерна. "Молдова заключила с Россией двустороннее соглашение, на основании которого получит зерно в счет поставок фруктов, овощей, мясомолочной продукции. Мы должны будем импортировать до 400 тыс. т зерновых", - уточнил Балан.

В 2003 г. из-за плохих погодных условий урожай зерновых в Молдавии составит порядка 250 тыс. т, что в пять раз ниже 2002 г. Молдовы.

15 июля - Организационный комитет Гражданского форума выступил с публичным обращением к общественным организациям, профсоюзам, патронатам, деятелям культуры, науки и искусства, ко всем жителям Республики Молдова, в котором призывает к установлению открытого политического и социального диалога между двумя берегами Днестра. "Сегодня обществу стало очевидно, что наше будущее в объединенном государстве, в единой Европе. Настало время для того, чтобы свести воедино тонкие ручейки гражданского диалога, ведущегося между населением двух берегов Днестра", - говорится в обращении.

15 июля - Председатель Политического совета по проблемам безопасности Европейского Союза М.Мелани после совещания членов возглавляемого им совета с представителями НАТО заявил, что "ЕС не готов к обсуждению вопроса о возможной миротворческой миссии в Приднестровье военными средствами". Он подтвердил, что в ходе совещания рассматривалось предложение Голландии - действующего председателя ОБСЕ - о подключении ЕС к урегулированию кризиса в восточном регионе Молдовы путем ввода международных миротворческих сил.

"При принятии решения ЕС примет во внимании интересы Российской Федерации в Молдове", - сказал председатель Политсовета ЕС.

16 июля - Группа молдавских экологических организаций намерена обратиться к правительству с ходатайством о разрешении их представителям сопровождать поезд с радиоактивными отходами с Козлодуйской атомной электростанции, который будет следовать транзитом через территорию Республики Молдова.

Один из лидеров экологического движения В.Гараба не исключил возможности акций протеста, вплоть до блокирования железнодорожной линии на станции Етулия, в случае отказа им в сопровождении поезда.

16 июля - Парламент изменил в первом чтении ряд статей Конституции Республики Молдова, касающихся особого статуса АТО Гагаузия. Проект о внесении изменений в Конституцию предусматривает внесение в Основной закон государства новой статьи, согласно которой Гагаузия является территориальной автономной единицей с особым статусом, составляющей и неотъемлемой частью Республики Молдова. Проект соглашения предусматривал предоставлените населению автономии право на самоопределение в случае утраты Республикой Молдова статуса независимого государства. Депутаты единогласно высказались за исключение этого положения во время второго чтения, поскольку оно необоснованно определяет временность молдавского государства. Вместе с тем, депутаты также проголосовали за предоставление права на законодательную инициативу Народному собранию АТО Гагаузия. Как отметил вице-спикер и председатель Комиссии по изменению Конституции В.Мишин, предоставление местной власти права на законодательную инициативу было одобрено Венецианской комиссией в связи со "специфической ситуацией" в Молдове. Он получил отзыв Конституционного суда и Европейской комиссии по демократии через право. Голосование по документу состоялось в отсутствии депутатов Социал-демократического альянса Молдовы, которые бойкотируют пленарные парламентские заседания, а Христианско-демократическая народная партия не поддержала внесение этих изменений в Конституцию.

16 июля - В Кишиневе экспертные экономические группы от Молдовы и Приднестровья продолжали обсуждать вопросы, связанные с регистрацией приднестровских предприятий в Торгово-промышленной палате РМ и обеспечением реальной возможности экономическим агентам ПМР работать на внешнем рынке.

Комментируя итоги встречи, глава приднестровской делегации Ю.Ганин отметил, что речь идет не столько о формальной регистрации предприятий с присвоением им международного кода IDNO, сколько о регистрации их правосубъектности. Здесь имеются в виду обязательства экономических агентов - уплата налогов в бюджет, ответственность перед тем государством, где они зарегистрированы. Именно по этим важнейшим позициям мнения сторон кардинально расходятся.

17 июля - В администрации президента Молдовы считают, что "предпринимаемые администрацией Приднестровья меры ведут к обострению отношений между Кишиневом и Тирасполем" и "не способствуют урегулированию приднестровского конфликта". По мнению пресс-секретаря президента РМ В.Реницэ, "эти необоснованные меры ведут к еще большей изоляции Приднестровского региона и не отвечают интересам его жителей" (речь идет о введении Тирасполем специальной пошлины на импортируемые из Молдовы товары в размере 100% от их таможенной стоимости).

17 июля - Усилия нидерландского председательства в ОБСЕ сконцентрированы на поиске политического решения приднестровского конфликта, заявила пресс-секретарь действующего председателя ОБСЕ С.Роннер, которая подчеркнула, что любую идею, касающуюся миротворческой миссии в Республике Молдова, следует рассматривать именно под этим ракурсом, с точки зрения поиска политического решения.

Роннер уточнила, что идея нидерландского председательства в ОБСЕ, которая сводится к предложению рассмотреть возможную отправку в Приднестровье контингента в составе около тысячи военнослужащих, включена в так называемый "вопрос к размышлению" - бумага, которая не является официальным документом. О создании гарантийного механизма следует думать уже сейчас.

Предложение действующего председателя ОБСЕ предусматривает, что будущую миротворческую миссию в Республике Молдова следовало бы наделить мандатом ОБСЕ и ограничить ее шестью месяцами с возможным продлением срока каждый раз еще на шесть месяцев. Голландское председательство ОБСЕ считает, что для этой миссии по укреплению мира достаточно несколько сотен военнослужащих, а ее военный элемент может быть применен в двух вариантах: ОБСЕ уступает операцию многонациональной организации, каковой является Евросоюз (ЕС), либо реализует эту операцию собственными силами. Согласование военных действий следует возложить на Военный комитет в составе представителей стран-членов, которые примут участие в формировании контингента по поддержанию мира.

Нидерландское председательство считает, однако, что возможности ОБСЕ по проведению военной операции по поддержанию мира ограничены. Нет опыта в планировании, нет уверенности в том, что под эгидой ОБСЕ возможно создание приемлемой структуры миротворческих сил.Исходя из этого, идея подключения ЕС к миротворческой миссии в Республике Молдова представляется наиболее реальной.

17 июля - Консульство посольства Румынии в Кишиневе объявило о возобновлении процедуры приема заявлений от молдаван, желающих восстановить румынское гражданство, утраченное их родителями или дедами, которые родились в Молдове в период, когда эта территория являлась составной частью румынского государства.

17 июля - В столице РМ прошла первая рабочая встреча между руководством Республиканской общественной организацией «Союз промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья» и представителями Национальной ассоциации товаропроизводителей Молдовы.

Молдавская сторона проинформировала приднестровскую делегацию об официальной позиции Кишинева в экономической политике по отношению к Приднестровью. Делегация СПАПП отметила, что принятые руководством Молдовы в одностороннем порядке некоторые правовые акты идут вразрез с существующими нормами на местах и ставят приднестровские предприятия в сложнейшее юридическое положение. Помимо того, экономические агенты несут дополнительные финансовые затраты, увеличивая временной промежуток оформления их внешенеэкономической деятельности.

17 июля - Европейская Комиссия (ЕК) объявила о предоставлении Молдове в 2003-2004 гг. кредита на сумму 50 млн. евро, из которых 25 млн. евро предназначаются для молдавской программы TACIS, еще 10 млн. евро предназначены для реализации программы ЕК по продовольственной безопасности населения Молдовы. Оставшиеся 15 млн. евро составят грант, который будет безвозмездно предоставлен правительству для поддержания платежного баланса государства, но при выполнении ряда условий, сказал представитель ЕК,- главное из них- наличие соглашения с МВФ".

17 июля - Президент РМ В.Воронин провел рабочее совещание, на котором присутствовали руководители министерств и ведомств РМ. Темой совещания стало обсуждение мер по дальнейшему облегчению деятельности экономических агентов приднестровского региона и переходу экономики Приднестровья в русло легальных, международно признанных отношений. Президент обратил внимание на то, что легализация деятельности предприятий Приднестровского региона не должна ограничиваться исключительно экспортно-ориентированными предприятиями, она должна охватить широкий сегмент экономических агентов Приднестровья. Глава государства потребовал от таможенных и финансовых органанов не предъявлять к приднестровским предприятиям правила, которые предъявляются к зарубежным экономическим агентам. "Таможни с Приднестровьем быть не может!" - заявил он. Особую критику президента вызвала практика взимания 20% налога на добавленную стоимость с так называемого "экспорта" приднестровских товаров в Молдову.

18 июля - Президент РМ В.Воронин побывал на строительстве мемориального комплекса "Шерпенский плацдарм". Он положительно оценил ход работ по строительству комплекса, посвященного памяти героев, павших в борьбе с фашизмом в Ясско-Кишиневской операции во время Второй мировой войны, подчеркнув, что они должны быть завершены до 24 августа 2004 года, когда будет отмечаться 60-летие освобождения Молдовы от фашистской оккупации.

18 июля - Действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, министр иностранных дел Нидерландов Я. де Хооп Схеффер заявил, что сообщения международных средств массовой информации о характере и структуре потенциальной миссии по укреплению мира в Республике Молдова "преждевременны".

"Информация о том, что нидерландское председательство ОБСЕ предложило Евросоюзу отправить в Республику Молдова контингент по поддержанию мира, однако эти информации не отражают подлинного состояния дел в процессе политического урегулирования в Молдове", заявил Я. де Хооп Схеффер.

По его словам, председательство ОБСЕ прилагает усилия по политическому урегулированию проблемы. В то же время Нидерланды озвучили предложения, призванные укрепить шансы на политическое урегулирование посредством специальной миссии под мандатом ОБСЕ, которая включала бы как военный элемент (ограниченный), так и гражданский элемент".

18 июля - Президент ПМР И.Смирнов встретился с главой миссии ОБСЕ в Молдове У.Хиллом.

Темой встречи стали проблемы, касающиеся внешнеэкономических взаимоотношений Приднестровья и Молдовы, а также предварительные итоги работы экономических экспертов сторон и Совместной конституционной комиссии. Были затронуты вопросы проведения будущей военно-гарантийной операции.

Говоря о проблематике взаимоотношений ПМР и РМ, У.Хилл интересовался мотивами предпринимаемых Приднестровьем экономических санкций по отношению к Молдове. Отвечая на этот вопрос, И.Смирнов подчеркнул, что предпринятые меры носят вынужденный характер, являясь ответом на то беспрецедентное давление Молдовы на Приднестровье.

Кроме того, сказал приднестровский руководитель, ПМР признает существующие европейские ценности, на которых концентрирует свое внимание и ОБСЕ. И одним из важнейших является право собственности, которое открыто попирается Молдовой в Приднестровье. Реальным же подтверждением благих намерений Кишинева могла бы стать утвержденная парламентом РМ и ВС ПМР статья в Конституции федеративного государства, закрепляющая за народом Приднестровья имущество, принадлежащее ему по праву. И. Смирнов также напомнил о 30-миллионном долге (в долларовом исчислении) Молдовы Приднестровью за потребленную электроэнергию, который не погашен до сих пор.

18 июля - Глава Приднестровья И.Смирнов подписал Указ «О создании режима наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях с Украиной», в соответствии с которым на товары, производимые и ввозимые с украинской территории, не будет применяться ставка таможенной пошлины. Исключение составляют только подакцизные товары. Документом также предусматривается создание с Украиной зоны свободной торговли.

18 июля - Конфедерация профсоюзов Молдовы предоставила правительству 15 дней на рассмотрение требований по своевременной выплате заработной платы, полной ликвидации задолженностей по зарплате и повышению зарплаты работникам бюджетной сферы. В противном случае, Конфедерация оставляет за собой право начать после 1 августа акции протеста в соответствие с действующим законодательством.

По данным Конфедерации, сумма задолженности правительства по оплате труда составляет более 140 млн. леев, 40 млн. из которой по сфере образования, 20 млн. – по сфере здравоохранения и 6 млн. в области культуры (1 долл. США равняется примерно 16 леям РМ).

19 июля - Социал-демократический альянс Молдовы (СДАМ), Либеральная партия (ЛП) и Альянс независимых (АН), которые входили на местных выборах в единый избирательный блок, объединились в единую партию - Альянс "Moldova Noastra" ("Наша Молдова"). Решение было принято на съезде, в котором приняло участие порядка 800 делегатов от трех формирований. На съезде же к новому политическому формированию присоединилась и Народно-демократическая партия (НДП).

Выступившие с докладами лидеры трех формирований - Д.Брагиш (СДАМ), С.Урекян (АН) и В.Унтилэ (ЛП) - аргументировали необходимость слияния в единую партию сложившейся политической ситуацией. По их мнению, результаты местных выборах говорят о необходимости объединения политических сил, что "позволит эффективно бороться с Партией коммунистов, которая монополизировала власть в Молдове".

Согласно принятому уставу, Альянс "Наша Молдова" возглавят в качестве сопредседателей трое лидеров составляющих Альянса, а на Д.Брагиша возложены функции сопредседателя-координатора новой партии. Любой спорный вопрос, который три сопредседателя не смогут решить в трехдневный срок путем консенсуса, будет выноситься на рассмотрение Постоянного бюро партии.

Все руководящие органы АНМ будут составлены на паритетной основе - в Высший совет партии каждое формирование делегирует по 150 человек. НДП в этой структуре будет представлена только 15 членами.

Согласно принятой на съезде программе, новая партия основывается на доктрине современного социал-либерализма, которая предусматривает "объединение принципов индивидуальной свободы и социальной солидарности, минимальное вмешательство со стороны государства и ответственность государства за безоговорочное и в равной степени соблюдение законов, примат частной собственности, свободной конкуренции и предпринимательства в условиях высокой социальной защиты".

Во внешнеполитической области АНМ выступает за "приоритет европейской интеграции". "Эта задача осуществима при четко выраженной и реально доказанной поддержке со стороны Румынии, с которой мы обретем друг друга - в рамках европейского сообщества - в едином европейском историческом, экономическом, культурном и языковом пространстве", - говорится в программе. АНМ выступает за политическое решение приднестровской проблемы и ее дальнейшую интернационализацию.

21 июля - Новый представитель Генерального секретаря Совета Европы в Молдове болгарин В.Филиппов прибыл в Республику Молдова с ознакомительным визитом. 23 июля он будет представлен участникам "круглого стола"политических партий Молдавии. К исполнению своих обязанностей В.Филиппов приступит 1 сентября с.г.

21 июля - Министерство иностранных дел России против привлечения Евросоюза для урегулирования ситуации вокруг Приднестровья, заявил официальный представитель МИД РФ А.Яковенко.

"Такого рода разговоры преждевременно отвлекают внимание их участников от наиболее насущных вопросов урегулирования и предпринимаются без предварительного дипломатического обсуждения с использованием отлаженных переговорных механизмов", - отметил он.

А.Яковенко также заявил, что "до тех пор, пока не будут определены реальные потребности военно-гарантийного обеспечения политического урегулирования, должны продолжать действовать нынешние совместные миротворческие силы" с участием России и конфликтующих сторон.

19 июля - АО «Молдтелеком» ограничил осуществление исходящей связи абонентам Приднестровья. В настоящее время проводятся рабочие встречи экспертов РМ и ПМР по вопросу создания нормальных условий для работы телефонных сетей как на Левобережье, так и на правом берегу Днестра.

Как отметил министр информации и телекоммуникаций ПМР В.Беляев, такие действия ставят на грань срыва ведение равноправного, конструктивного диалога между сторонами и являются дискриминационными по отношению к гражданам Приднестровья.

22 июля - Ряд членов Исполнительного комитета Международного сообщества писательских союзов СНГ обратился к президенту, Верховному Совету и народу Приднестровья с посланием, в котором, в частности, говорится, что новое обострение кризиса на берегах Днестра вызывает чувство глубокой тревоги. Писатели России и стран СНГ горячо поддерживают Обращение президента ПМР И.Н.Смирнова к народу республики и Постановление ВС ПМР, где заявляется о приверженности принципам мирного и справедливого урегулирования отношений между Приднестровьем и Республикой Молдова.

"В Приднестровье живет и трудится замечательная когорта писателей, руководимая председателем Правления Союза писателей ПМР фронтовиком Великой Отечественной, орденоносцем Владимиром Ивановичем Афанасьевым. Наши творческие связи крепнут день ото дня – обмен писательскими делегациями носит традиционный характер. Осенью этого года на Дни литературы Приднестровья в Москве ожидают делегацию под руководством председателя Верховного Совета ПМР Г.С.Маракуцы.

Сегодня экстремистами из Кишинева развязана крупномасштабная экономическая, дипломатическая и информационная война против свободолюбивого народа Приднестровья. Хочется напомнить охотникам до чужого добра, чем закончилась их агрессия десять лет назад. Мера нашего уважения и степень солидарности в этот час как никогда высоки". Обращение подписали Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Арсений Ларионов, Егор Исаев, Шавкат Ниязи, Валентин Сорокин.

22 июля - Киев не получал официального подтверждения от властей Приднестровья о введении "режима наибольшего благоприятствования в торговле с Украиной", заявил заместитель главы пресс-службы МИД Украины А.Горьков. Он упомянул об "определенном противостоянии в экономической сфере между Кишиневом и Тирасполем" и отметил, что "к сожалению, есть попытки втянуть Украину в решение этой исключительно внутренней проблемы Молдовы". Украинский дипломат сообщил, что "как посредник приднестровского урегулирования, Украина всегда призывала стороны к необходимости поиска и принятия таких решений, которые не препятствовали бы решению экономических вопросов, а наоборот, содействовали бы улучшению жизни населения на обоих берегах Днестра".

22 июля - Представители Приднестровья готовы приостановить свое участие в работе Объединенной контрольной комиссии (ОКК), заявил сопредседатель ОКК от ПМР В.Боднар. Он мотивировал это тем, что "молдавская сторона не выполняет решение ОКК от 27 мая 2003 г. о выводе бронированной техники миротворческих подразделений, дислоцированных в Зоне безопасности".

Член ОКК от Молдовы И.Ляху отклонил обвинения приднестровской стороны. Он сказал, что "Молдова всецело поддерживает компромиссное решение комиссии от 27 мая, направленное на поддержание стабильности и безопасности в регионе". "Такой шаг, как вывод бронетехники, требует выработки специального механизма и усиленного контроля. При этом следует иметь в виду, что в Зоне безопасности находится не только миротворческий контингент, но и другие вооруженные формирования", а неоднократные попытки ОБСЕ проинспектировать военные объекты Приднестровья наталкиваются на сопротивление администрации ПМР, которая, по мнению Ляху "только на словах постоянно призывает к открытости при контроле над вооружением".

Ляху выразил опасение, что "при сохранении подобного статус-кво ОКК не сможет выполнять возложенные на нее функции гаранта мирного урегулирования и обеспечивать стабильность в регионе".

23 июля - Состоялся телефонный разговор между президентом Российской Федерации В.Путиным и президентом Республики Молдова В.Ворониным. Президент России, высоко оценив успехи молдавского руководства по стабилизации политической и экономической ситуации в стране, отметил, что темпы промышленного роста в Молдове сегодня являются одними из самых высоких в СНГ. В то же время глава российского государства выразил озабоченность последствиями беспрецедентной для региона засухи и выразил готовность в оказании содействия Молдове поставками зерна.

Особо президенты двух государств обсудили состояние дел в отношении приднестровской проблемы. Отметив важность переговорного процесса и деятельность совместной Конституционной комиссии, Владимир Путин высказал недоумение по поводу последних действий приднестровских властей.

23 июля - Президент РМ В.Воронин принял Чрезвычайного и Полномочного посла Франции в Молдове Д.Газюи по случаю завершения ее дипломатической миссии в Республике Молдова. Глава государства посла за ее вклад в активизацию многосторонних молдавско-французских отношений. Президент выразил признательность за оказанную его стране культурно-гуманитарную помощь, высказался за дальнейшее расширение этих отношений, в частности, за подписание двустороннего соглашения о предоставлении стипендий в учебных заведениях Франции. В.Воронин заявил о заинтересованности Республики Молдова в развитии молдавско-французского торгово-экономического сотрудничества и привлечении французских инвестиций. За вклад в развитие и расширение дружественных отношений и сотрудничества между Молдавией и Францией Д.Газюи награждена медалью "Meritul Civic".

23 июля - На Международном фестивале искусств "Славянский базар", проходившем в белорусском городе Витебске, солистка молдавской группы "Миллениум" Н.Трохина заняла первое место. В детском конкурсе, впервые состоявшемся в этом году, тоже была отмечена исполнительница из Молдовы Н.Москалу, которая заняла третье место. Кроме того, впервые в жюри конкурса Молдавию представляла известная певица, заслуженная артистка Молдовы М.Ивануш, которая является председателем правления общества дружбы Молдова-Беларусь.

23 июля - Двусторонние молдавско-российские миротворческие учения "Синий щит-2003, которые проводились в Нарофоминске, прошли на высоком уровне, заявил начальник управления по связям с общественностью Министерства обороны В.Русу. По его словам, участие в этих учениях 33 военнослужащих Мотопехотной бригады им. Штефана чел Маре и шести офицеров Национальной армии стало важным шагом в укреплении дружбы и сотрудничества, в обмене опытом по проведению миротворческих операций между Национальной армией РМ и Вооруженными силами РФ. В следующем году учения будут проходить в Республике Молдова.

23 июля - В Тирасполе состоялась встреча членов Совместной конституционной комиссии от Приднестровья с представителями Венецианской комиссии, которая готова оказать консультативную помощь Молдове и Приднестровью в разработке Конституции будущего федеративного государства.

Эксперты Венецианской комиссии, в которую вошли юристы-профессора конституционного права из Бельгии, Швейцарии, Германии, России уже провели в Кишиневе совещание с молдавской группой Совместной конституционной комиссии. Решение о «раздельных» встречах было принято для более детальной проработки положений создаваемой Конституции и с целью более подробного изучения позиций сторон.

24 июля - Президент РМ В.Воронин призвал правительство ускорить процедуру создания Департамента европейской интеграции в рамках министерства иностранных дел и разработку национальной стратегии европейской интеграции.

Глава государства отметил, что разработка концепции и стратегии европейской интеграции Республики Молдова является очень важной и ответственной работой, от которой зависит перспектива развития государства, и призвал предпринять "решительные шаги в этом плане, наиболее серьезным из которых является создание Департамента европейской интеграции".

25 июля - Президент РМ В.Воронин представил на рассмотрение законодательного органа страны проект Концепции национальной политики Республики Молдова.

Новая концепция национальной политики будет утверждена законом, проект которого также опубликован в правительственной газете "Независимая Молдова". После вступления закона в силу правительству будет поручено до 1 января 2004 года разработать и представить парламенту на утверждение программу мер по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Молдова.

25 июля - В Приднестровье вышел в свет последний номер приднестровской газеты "Глас народа". На протяжении нескольких лет издание являлось печатным органом левых и левоцентристских общественно-политических организаций. Среди них - Партия народовластия, Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, народно-патриотическое общественное движение "Власть народу! За социальную справедливость!".

В прощальном обращении к своим читателям редколлегия заявила, что "авторитарная власть Приднестровья через подконтрольную ей судебную систему закрыла "Глас народа", чтобы не мешал ей и дальше зомбировать народ, преподнося ему вместо полноценной информации полуправду, искаженные факты и свои предвзятые комментарии к происходящим в мире событиям".

Попрощавшись с аудиторией читателей (тираж газеты - 3000 экз.), редколлегия "ГН" объявила о будущих встречах на страницах новой газеты "Человек и его права". Это издание собирается претендовать на роль "рупора народной оппозиции Приднестровья" вместо упраздненного "Гласа народа".

25 июля - Существование Автономно - территориального образования Гагаузия будет предусмотрено Конституцией Республики Молдова в соответствии с изменениями, внесенными в Основной закон страны парламентариями от коммунистов и независимыми депутатами. Против поправок высказались только депутаты от Христианско-демократической народной партии.

Депутаты исключили из первоначально предложенного проекта положения, которые предоставляли АТО Гагаузия право на самоопределение «в случае утраты Республикой Молдова статуса независимого государства»

В статье 111, которая теперь будет называться «Автономно-территориальное образование Гагаузия», говорится, что Гагаузия является автономным территориальным образованием с особым статусом, которое будучи формой самоопределения гагаузов, является неотъемлемой частью Республики Молдова и самостоятельно решает проблемы политического, экономического и культурного характера.

25 июля - Президент РМ В.Воронин встретился с руководителями молдавских дипломатических миссий. Во время встречи обсуждались проблемы внешней и внутренней политики. Как отметил президент, изречение о том, что внешняя политика является продолжением внутренней - верно, особенно принимая во внимание проблему Приднестровья. Глава государства потребовал от молдавских дипломатов большей энергии, профессионализма и дипломатического искусства в их деятельности по разрешению приднестровского  конфликта, чтобы в итоге реинтегрировать страну.

В.Воронин обратил внимание дипломатов на риск оказаться под влиянием иностранных и отечественных политиков, намеренно преувеличивающих военный аспект приднестровского урегулирования, значение миротворческих или постконфликтных операций, пренебрегая остальными сторонами этой сложной проблемы. "Нам нужно не мирное разделение страны, а реинтеграция, каких бы усилий она не стоила",- заявил он. "Молдова - наша страна, и нам самим следует решить, какие военные силы должны быть в стране, с какими миссиями и на какой срок", - добавил президент.

По его словам, европейская интеграция продолжает оставаться основным вектором внешней политики РМ. Это не означает, однако, что Молдова является или станет могильщиком СНГ. Здесь у нас проблема не выбора, а правильного политического движения. Те, кто пытается противопоставить СНГ Европе, относятся к категории некомпетентных или отставших от времени политиков, отметил Воронин.

25 июля - Приднестровское информагентство "Ольвия-пресс" сообщает, что молдавские пограничники, вооруженные автоматами, захватили буферный гидроузел ОАО "Днестровская ГАЭС", расположенный в территориальной зоне города Новоднестровск Черновицкой области, и выставили свою охрану. Без каких-либо предупреждений они вторглись на территорию буферного гидроузла украинской гидроэлектростанции, находящейся посредине реки Днестр на границе с Молдовой со стороны своих постов, заявил технический директор Днестровской ГАЭС Я.Вавженчук.

Он считает причиной вторжения молдавских пограничников на территорию станции отсутствие демаркации государственной границы между Украиной и Молдовой. По его словам, Молдова считает гидроузел расположенным на ее территории. Кроме того, молдавская сторона выдвинула условия, что демаркация государственной границы должна идти по фарватеру реки, а, следовательно, часть гидроузла должна принадлежать Молдове.

25 июля - В Кишиневе открылся съезд Гражданского форума (неполитическая структура гражданского общества, созданная для ведения диалога с властями во имя обеспечения мира и согласия в обществе). Форум объединяет представителей профсоюзов, неправительственных организаций, национальных меньшинств и выступает за восстановление целостности республики. На съезде выступил президент страны В.Воронин.

26 июля - В Республике Молдова находится с  рабочим визитом Директор Генерального управления по политическим вопросам секретариата Совета Европы К.Шуман. Представитель СЕ будет принят президентом республики В.Ворониным, встретится с министром иностранных дел Н.Дудэу. Цель визита в Молдову К.Шумана - обмен мнениями с молдавскими официальными властями и с представителями гражданского общества о нынешнем состоянии сотрудничества Республики Молдова с Советом Европы, а также о его перспективах.

28 июля - Высший совет безопасности Молдовы опроверг сообщения о том, что "молдавские пограничники захватили сооружения принадлежащей Украине Днестровской ГАЭС-2". По словам секретаря ВСБ РМ В.Горбули, "установление поста молдавских пограничников рядом с сооружениями Днестровской ГАЭС-2 является ничем иным, как установление пограничного поста на своей территории". Он подчеркнул также, что в молдавско-украинском договоре по границе сказано: "в случаях прохождения границы по мостам и плотинам, граница проходит посередине этих объектов, если не будет найдено другое решение".

Украинские же энергетики, в свою очередь, утверждают, что молдавские пограничники захватили буферный гидроузел украинской Днестровской гидроаккумулирующей электростанции, находящейся на границе Украины и Молдовы.

Эксперты говорят, что причина инцидента - затягивание Украиной и Молдовой обозначения государственной границы на местности. Окончательное решение должна принять украинско-молдавская комиссия по демаркации границы.

29 июля - В Кишиневе отметили 9-ю годовщину со дня принятия первой Конституции независимой Молдовы, которая "вошла в историю страны как один из фундаментальных юридических актов, принятых после провозглашения государственной независимости".

29 июля - Президент РМ В.Воронин встретился с представителями актива комсомольских организаций всех районов страны. Во время встречи состоялся обмен мнениями по различным проблемам, связанным с развитием молодежного движения, ролью и местом молодежи в построении и укреплении государства. Президент заметил, что молодежные организации могли бы поддерживать государственные органы в борьбе с преступностью, в частности, детской, активнее работать с сельской молодежью. Он призвал молодых настойчивее защищать собственные права и интересы, направлять свои силы и энергию на создание, развитие и укрепление государства Республика Молдова.

29 июля - Военный атташе России в Молдове, генерал-майор Н.Бушуев однозначно высказался за сохранение существующего формата совместных миротворческих сил в Приднестровье. Об этом он заявил в Бендерах по случаю 11-й годовщины со дня ввода в регион российских миротворческих сил. "За это время совместные миротворческие силы, в которые входят также военнослужащие конфликтующих сторон, доказали свою эффективность. В регионе не было ни одного серьезного инцидента, ни один миротворец не погиб", - подчеркнул Бушуев. По его мнению, "изменение четырехстороннего формата совместных миротворческих сил (механизм миротворческой операции включает группу украинских военных наблюдателей в составе 10 человек) может привести к напряженности в отношениях между Кишиневом и Тирасполем и осложнить переговорный процесс". Член Объединенной контрольной комиссии (ОКК) от Молдовы И.Ляху заявил, что СМС "блестяще выполнили свою главную задачу, прекратив вооруженное противостояние конфликтующих сторон", но "последние шаги приднестровских властей и сложности, возникшие в работе ОКК, говорят о необходимости совместного пересмотра некоторых элементов миротворческой деятельности для нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем".




Что нового в деле приднестровского урегулирования?

Геннадий Коненко

Как известно, 10 июля с.г. на заседании Совместной комиссии по выработке новой Конституции Молдавии представители Кишинева и Тирасполя, на котором присутствовали и другие участники переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы (Россия, Украина и ОБСЕ), не без трудностей, приняли, наконец, регламент работы комиссии и договорились продолжить на следующем заседании рассмотрение концепции и общей структуры Основного закона будущей молдавской федерации.

Однако 21 июля состоялся лишь обмен мнениями по этим вопросам без принятия какого-либо решения на этот счет. Через неделю стороны должны будут вновь вернуться к этой теме, а также попытаться найти компромиссные формулировки по разделу о правах и свободах граждан.

Можно предположить, что обсуждение упомянутого раздела не вызовет больших дискуссий, т. к. участники переговоров в принципе уже работали над ним в рамках Постоянного совещания политических экспертов и даже подписали в январе 2002 года соответствующий протокол. Хотя кто знает, ведь после этого неожиданно появились новые предложения молдавской стороны, в том числе и по созданию совместной  с приднестровцами комиссии по выработке новой Конституции, и переговорный процесс вновь вернулся в исходное положение.

Следует заметить, что дальнейшая интерпретация Кишиневом этих предложений, по мнению ряда экспертов, свидетельствовала о подспудных попытках молдаван сохранить многие элементы унитарного характера государства, когда Приднестровью предоставлялся по сути лишь статус автономии по типу автономно-территориального образования Гагаузии (Гагауз-Ери). Кстати, недавно (16 июля) парламент РМ, чтобы сгладить появившиеся в столице Гагаузии Комрате критические настроения в отношении реализации на практике прав автономии, одобрил во втором чтении проект изменений в Уложении (закон об автономии Гагауз-Ери - прим. автора), призванных расширить ее права как автономной составной части Молдовы. В частности, Гагаузия будет наделена правом законодательной инициативы. В то же время молдавские депутаты изъяли записанное в Уложении право гагаузов на самоопределение в случае изменения политического строя и международного статуса Республики Молдова.

С учетом этого напрашивается предварительный вывод и относительно возможной позиции Кишинева по аналогичному положению, содержащемуся практически во всех проектах соглашений о нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем. Положение специально было прописано в этих документах, чтобы снять имеющиеся у приднестровцев опасения быть присоединенными вместе с Молдавией к соседней Румынии, где еще не отказались от идеи "тихой" экспансии на Восток. Это подтверждает недавнее высказывание румынского президента И.Илиеску о возможности воссоединения с Молдавией, правда, вскоре, после соответствующего запроса МИД РМ, дезавуированное.

Несмотря на трудности в деле урегулирования приднестровской проблемы, очевидно, что переговорный процесс медленно, но продвигается к намеченной цели - ее окончательному решению.

Эти трудности, которые по-прежнему происходят от разного понимания Кишиневом и Тирасполем характера будущего федеративного государства (молдаване выступают за создание "ассоциированной" федерации, приднестровцы - за федерацию равноправных субъектов), призваны разрешить переговоры, идущие сегодня как бы параллельным курсом. С одной стороны, Молдавия и Приднестровье, а также наблюдатели от России, Украины, ОБСЕ и Евросоюза начали работу над новой молдавской Конституцией в рамках конституционной комиссии, а с другой, продолжаются переговоры в прежнем пятистороннем формате, где заинтересованные стороны - Кишинев и Тирасполь - при участии посредников - России, Украины и ОБСЕ намерены подготовить общий политический документ, в котором, как предполагается, будут зафиксированы основополагающие принципы решения приднестровской проблемы и прописана система разноплановых гарантий, должных обеспечить процесс воссоединения (интеграции) Молдовы и Приднестровья в переходный период после подписания итоговых документов по урегулированию.

Казалось бы найдены взаимоприемлемые переговорные механизмы, с помощью которых постепенно можно было бы прийти к компромиссным решениям относительно характера и формы федеративного государства и распределения полномочий между Центром и Приднестровьем с предоставлением последнему действительно особого и надежно гарантированного статуса. И в этом случае проблема решалась бы в соответствии с одобренным Кишиневом и Тирасполем планом по механизму разработки и принятия новой Конституции будущего интегрированного государства: совместная комиссия через 6 месяцев представляет проект нового Основного закона, в 2004 году проводится референдум на предмет его одобрения населением, а затем проходят выборы органов власти и самоуправления всех уровней, создается правительство. Начинается переходный период по воссоединению (реинтеграции) страны.

Но это постепенный и трудный путь поиска решения проблемы, который может занять еще довольно продолжительный отрезок времени, что не всех устраивает. Президент РМ В.Воронин, опасаясь не успеть до истечения срока своих полномочий выполнить свое обещание народу решить проблему Приднестровья, начинает форсировать события, ибо в противном случае его партия коммунистов на парламентских выборах 2005 года, лишившись солидной части своих потенциальных избирателей, может просто-напросто потерять с таким трудом завоеванную власть. Кроме того, В.Воронин и его окружение считают, что быстрейшее урегулирование приднестровской проблемы является, пожалуй, единственным средством, которое поможет вытащить страну из перманентно тяжелого экономического положения. Плюс к этому, медленное, как это некоторым кажется, разрешение приднестровского вопроса позволит России сохранить свое военное присутствие в регионе, пусть даже в виде воинского контингента российских миротворцев, участвующих в проводимой здесь операции по поддержанию мира.

Такая ситуация устраивает не всех, прежде всего, западников. Отсюда их подталкивание В.Воронина к использованию средств давления на Приднестровье, среди которых сегодня предпочтение отдается жестким экономическим мерам, способным, по мнению молдавского руководства и поддержавших его стран Евросоюза и США, заставить Тирасполь пойти на уступки и согласиться с кишиневским планом урегулирования.

После введения Молдовой новых таможенных правил, когда предоставленные Приднестровью таможенные печати были объявлены недействительными и у региона было изъято право выдавать сертификаты происхождения товара, что привело к резкому сокращению приднестровского экспорта и, следовательно, валютных поступлений, нынешние молдавские власти решили пойти еше дальше.

Под видом временной регистрации приднестровских предприятий якобы с целью узаконить их экспортную деятельность (к тому же небесплатной и лишающей бюджет ПМР известной части средств), Кишинев хотел бы не только поставить под свой контроль эти и другие предприятия, но и с помощью последующего с января 2004 года включения их в Государственный регистр лишить Приднестровье права собственности на них и, таким образом, экономической базы его существования.

Эти шаги Молдовы также получили одобрение Запада, которого, как выясняется, нисколько не интересует судьба простых приднестровцев, уже не получающих своевременно заработную плату, пенсии. социальные пособия и т. п.

Кроме репрессивных мер экономического характера, официальный Кишинев активизировал свои действия по дальнейшей интернационализации приднестровской проблемы, привлечению к переговорному процессу новых участников, например, США и ЕС. Цель та же - усилить на Тирасполь международное, на этот раз политическое, давление.

Хотя США не являются прямыми участниками переговоров, их вовлеченность в решение приднестровской проблемы во многих аспектах все больше приобретает довлеющий характер. Активность США стала особенно заметной после визита в Вашингтон президента РМ В.Воронина в декабре 2002 года.

Что касается Евросоюза, то Кишинев пригласил эту европейскую организацию участвовать в работе Совместной конституционной комиссии наряду с посредниками на молдавско-приднестровских политических переговорах - Россией, Украиной и ОБСЕ.

Хотелось бы отметить, что курс нынешних властей на дальнейшую интернационализацию проблемы Приднестровья поддерживают практически все политические силы общества, если судить по высказываниям большинства лидеров основных политических партий и объединений. Разногласия с коммунистами начинаются с вопроса о федеративном устройстве страны.

Такой вывод можно было сделать, в частности, и после выступления политобозревателя агентства "Инфотаг" А.Голя на международном семинаре, прошедшем в начале июля с.г. в Киеве под эгидой неправительственной организации под названием "International crisisgroup". А.Голя, не принадлежа к сторонникам молдавской Компартии, тем не менее твердо высказался за обязательное участие в переговорах по урегулированию Евросоюза и изменение статуса и состава миротворческой операции в Приднестровье, за подключение к ней государств-членов ЕС.

В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что в последнее время США, ОБСЕ и Евросоюз вплотную занялись вопросом проведения будущей военно-гарантийной операции в регионе, которая, по их мнению, должна проходить только при ведущей роли ОБСЕ или ЕС.

Но если европейские организации в общем пока не отрицают участие России в какой-либо форме в этой операции, то США полагают возможным рассмотрение этого вопроса только после вывода из Приднестровья на основании Стамбульских договоренностей 1999 года как оставшейся части Оперативной группы российских войск, так и российского военного контингента, входящего ныне в состав Совместных миротворческих сил по обеспечению мира и стабильности в регионе.

Есть сегодня идеи и о замене нынешней миротворческой операции еще до того, как будут подписаны документы по окончательному урегулированию приднестровского вопроса. В Вашингтоне, видимо, считают, что экономические меры давления на Тирасполь могут иметь свои пределы и не возыметь того действия, на которое рассчитывают его инициаторы. Загнанные в угол приднестровцы могут пойти на ответные крайние меры и вообще уйти с переговоров. Американская сторона уже не раз официально заявляла, что, в случае отказа тираспольской администрации сотрудничать в решении приднестровской проблемы, она не исключает применения против "мятежного" региона других мер воздействия. Вполне возможно, что речь идет о полюбившейся американцам в последние годы форме действий по т.н. принуждению к миру. Однако очевидно, что использование силовых методов в Приднестровье осуществимо лишь при условии отсутствия в регионе российских военных, включая миротворцев.

Вот отсюда такое настойчивое стремление США и их сторонников быстрее покончить с российским военным присутствием в Приднестровье и решить приднестровский вопрос, руководствуясь исключительно своими собственными и никакими другими интересами, будь то Россия, Молдавия или Украина, не говоря уже о населении непризнанной республики.

Так было в Югославии, прежде всего, в Косово, где США начисто забыли про принцип территориальной целостности государств, который они так рьяно отстаивают в Молдове; так было в Ираке. Будем надеется, что так не произойдет в Приднестровье. И здесь свое слово должна сказать Россия.

Похоже, что в Москве пришли к такому выводу, и поездка в Кишинев и Тирасполь в первой декаде июля главы президентской администрации А.Волошина тому подтверждение.

Судя по материалам, опубликованным по итогам визита А.Волошина в некоторых печатных изданиях ("Независимая газета", "Коммерсант Plus", "Ольвия-пресс", "Комсомольская правда в Молдове" и др.), кремлевский посланец в отличие от других видных представителей России, не так давно побывавших в Республике Молдова, на этот раз довольно жестко ставил вопрос о российском военном присутствии в регионе, во всяком случае до окончательного решения приднестровской проблемы, т.е. до начала процесса воссоединения обеих частей Молдавии.

Очень хотелось бы верить, что дело не закончится только этим демаршем, ибо примеров, когда новая Россия сдавала свои позиции в том или ином регионе в ущерб национальным интересам, мы знаем уже не мало.




Независимая Молдова,
25 июля 2003

Концепция государственной национальной политики Республики Молдова

Концепция государственной национальной политики Республики Молдова (далее - Концепция) представляет собой совокупность принципов, приоритетных целей и задач по интеграции и консолидации единого поликультурного и многоязычного народа Республики Молдова путем гармонизации общенациональных интересов с интересами всех этнических и языковых сообществ страны. Концепция основывается на положениях Конституции Республики Молдова, нормах национального законодательства и международного права, в том числе Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, других международных актов, касающихся прав человека, а также лиц, принадлежащих к этническим и лингвистическим сообществам, к которым присоединилась Молдова. Актуальность разработки и принятия Концепции обусловлена необходимостью определить принципы и задачи государственной национальной политики, нацеленной на упрочение независимости и суверенитета нашей страны, создание благоприятных условий для свободного развития всех этнических и языковых сообществ, их интеграцию в единый народ Республики Молдова. Концепция является базовым документом для органов публичной власти при проведении социально-экономической и культурной политики в области развития и укрепления независимости и суверенитета страны, консолидации полиэтнического, поликультурного и многоязычного народа Молдовы. Этими же принципами должны руководствоваться государственные органы Республики Молдова при поддержке усилий по построению гражданского общества.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Республика Молдова является политико-правовым продолжением многовекового процесса непрерывной государственности молдавского народа. Государствообразующая национальность - молдаване вместе с представителями других этносов: украинцами, русскими, гагаузами, болгарами, евреями, румынами, белорусами, цыганами (ромами), поляками и другими составляют народ Молдовы, для которых Республика Молдова является общей родиной. Терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям других этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы, всегда были присущи молдавскому народу. И сегодня это является неотъемлемым условием политического суверенитета и гражданского мира в нашей стране. Государство обязуется всемерно заботиться о сохранении, развитии и свободном выражении этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности всех этнических сообществ, проживающих в Молдове. Молдавский язык, обладая статусом государственного языка, применяется во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни. Обучение молдавскому языку является одним из национальных приоритетов Республики Молдова. Русский язык, который в соответствии с действующим законодательством обладает статусом языка межнационального общения, также применяется во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Для Молдовы характерно исторически сложившееся молдавско-русское и русско-молдавское двуязычие, которое в нынешних условиях нуждается в развитии и совершенствовании. На территории административно-территориального образования Гагаузии за гагаузским, молдавским и русским языками закреплен статус официальных языков. В Приднестровье официально функционируют молдавский, украинский и русский языки. Свободное развитие культур различных этнических и языковых сообществ в Республике Молдова является реальностью, успешно способствующей становлению и развитию общего духовного пространства и общего культурного наследия Молдовы. Важнейшим приоритетом государства является сохранение этого общего наследия. Этническое, культурное и языковое многообразие, взаимная терпимость и межэтнический мир - признаются главным достоянием Молдовы. Государственная национальная политика должна быть нацелена на: - обеспечение гражданского согласия; - развитие всех этнических и лингвистических сообществ; - развитие традиционно корректных межэтнических отношений; - преодоление последствий гражданского конфликта конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века, деформировавшего традиционно корректные межэтнические отношения в Молдове; - правовую и политическую нейтрализацию непрекращающихся попыток демолдовенизации, отрицания существования молдавской нации и молдавской государственности, дискредитации молдавской истории, игнорирования этнонима <молдаване> и лингвонима <молдавский язык>; - быстрейшее решение вопроса территориальной целостности страны; - безотлагательное создание необходимых условий для овладения частью населения Молдовы молдавским языком; - недопустимость сужения сферы использования русского языка во всех областях жизнедеятельности государства и общества.

II. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Основными принципами государственной национальной политики являются: - приоритетность мер, направленных на укрепление суверенитета, независимости, территориальной целостности и демократии в Республике Молдова; - равенство прав и свобод человека независимо от этнического происхождения, языка и религии; - уважение, признание и гарантирование права всех граждан республики на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности; - недопустимость проявлений дискриминации по признаку этнической принадлежности, языку, религии, а также ограничение права граждан на использование родных языков, выбор языка воспитания и обучения; - недопустимость любых действий по ассимиляции и денационализации; - сохранение и дальнейшее развитие самобытности молдавского языка и молдавской культуры с учетом их восточно-романской основы, уважение истории, культуры, языковых особенностей населения Приднестровья; - укрепление межэтнического мира, национальное строительство на основе исторически сложившегося молдавско-русского и русско- молдавского двуязычия, а также сохранение и развитие языкового разнообразия за счет языков других этнических групп, проживающих на территории Молдовы.

III. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Основными целями государственной национальной политики Республики Молдова являются: - укрепление и совершенствование принципа полиэтничности, поликультурности и многоязычия в процессе консолидации единого молдавского народа; - укрепление политико-правовых и историко-культурных основ территориальной целостности Республики Молдова; - создание условий, при которых различные культурные и языковые сообщества могут жить вместе путем укрепления их доверия к общей родине - Республике Молдова; - сохранение исторической памяти молдавского народа, дальнейшее утверждение и развитие его национально-культурной самобытности; - сохранение и развитие культур и языков всех этнических сообществ Молдовы.

IV. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Исходя из необходимости достижения указанных целей, основными задачами государственной национальной политики являются: 1. В политической и государственно-правовой сфере: - утверждение системы национальных ценностей, в основе которых лежит осознание всеми гражданами нашей страны своей принадлежности к единому народу Республики Молдова; - развитие законодательства, регулирующего государственную национальную политику, в целях наиболее полного обеспечения конституционных прав и свобод граждан, совершенствование правовой базы кадровой и региональной политики, учитывающей интересы совместно проживающих этнических сообществ; - дальнейшее внедрение международных стандартов в практику решения этноязыковых вопросов; - обеспечение реальной правовой защиты граждан независимо от их этнической принадлежности, привлечение к ответственности за разжигание межнациональной розни, пропаганду идей национального превосходства, провоцирование и совершение актов вандализма и насилия и нарушение прав граждан по этническим и языковым мотивам; - проведение государственной кадровой политики на основе критериев профессионализма, компетентности и преданности родине; - создание условий для возникновения максимально возможного в демократическом, свободном обществе консенсуса по вопросам независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, а также средствам и методам достижения межэтнического согласия и гражданского мира в Республике Молдова; - налаживание системы взаимодействия центральных и местных органов публичного управления для осуществления государственной национальной политики. 2. В социально-экономической сфере: - поддержка усилий общества, направленных на развитие экономического потенциала страны и ее граждан; - создание для всех граждан независимо от этнической принадлежности и языка равных условий социального продвижения; - восстановление единого социально-экономического пространства на всей территории Республики Молдова; - создание равных условий для социально-экономического развития всех регионов Республики Молдова. 3. В сфере образования и воспитания: - развитие системы ценностных ориентиров, основанных на уважении к демократии, правам и свободам человека; - воспитание у граждан чувства патриотизма по отношению к Республике Молдова; - воспитание и образование подрастающего поколения в духе уважения к молдавскому языку и молдавской культуре, к истории Молдовы как национально-духовной основы их общей родины; - реальное обеспечение развития молдавской национальной культуры, изучения молдавского языка и истории Молдовы как основы молдавской национальной идентичности и гражданского самосознания представителей всех этнических сообществ Молдовы; - обеспечение условий для сохранения и дальнейшего развития официальных функций русского языка; - государственная поддержка развития украинского, гагаузского, болгарского, иврита, идиша, цыганского (романи) и других языков этнических меньшинств, проживающих на территории страны; - образование и воспитание молодого поколения в духе уважения к истории, культуре и языкам совместно проживающих этнических сообществ, к их общим духовным ценностям. 4. Во внешнеполитической сфере: - укрепление имиджа Республики Молдова как современного, европейского, демократического государства, члена международного сообщества, которое признает и применяет общепризнанные стандарты в области защиты основных прав и свобод человека, а также лиц, принадлежащих к этническим и языковым меньшинствам; - развитие межгосударственных отношений со странами - историческими родинами этнических меньшинств Молдовы; - развитие связей с молдавской диаспорой; - углубление сотрудничества с зарубежными странами, международными организациями по вопросам защиты национально- культурных прав и свобод человека.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная национальная политика осуществляется органами публичной власти посредством проведения конкретных действий, направленных на выполнение целей и задач, изложенных в Концепции. В целях выполнения положений Концепции Правительством Республики Молдова разрабатывается комплексная программа мер по ее реализации, предусматривающая согласованные мероприятия национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ, проводимых в стране. Комплексная программа утверждается Парламентом страны. Для успешной реализации Концепции необходимо развивать плодотворный диалог между органами публичной власти и гражданским обществом, в том числе политическими партиями, неправительственными организациями, средствами массовой информации и другими институтами. Координацию работы министерств и ведомств по выполнению Концепции государственной национальной политики осуществляет Правительство Республики Молдова.




"Tagblatt", Швейцария,
15 июля 2003

Россия теряет позиции в Молдавии

Ш.Клат

 На смену российским военным в Приднестровье придут войска из стран Европейского союза

Вскоре войска ЕС впервые получат задачу на выполнение миссии на территории бывшего Советского Союза. В Брюсселе представители 15 государств-членов ЕС обсуждают вопрос о проведении миротворческой миссии в Приднестровье - сепаратистском регионе Молдавии.

 Сегодня представители ЕС и НАТО впервые будут обсуждать вопрос о возможном применении вооруженных сил в Молдавии. Тем самым, предполагается разрешить конфликт между бывшей советской республикой и сепаратистским Приднестровьем, повлекшим в начале 90-х годов гибель 2 000 человек.

Инициатива Нидерландов. Основанием для обсуждения является предложение Нидерландов, которые в настоящее время председательствуют в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Согласно информации дипломатов ЕС, в предложении высказывается возможность более масштабного присутствия в этом регионе.

Позитивная реакция ЕС. При этом на первом плане находится применение войск ЕС, которые бы имели мандат ОБСЕ. Данные о численности возможных миротворческих сил не приводятся. В ходе первой неофициальной дискуссии нидерландская инициатива, согласно информации дипломатов из некоторых стран ЕС, была воспринята положительно. Франция откровенно против применения военных сил. Она в силу других решаемых задач не в состоянии брать руководство на себя. Для Великобритании ясно, что ОБСЕ и, прежде всего, ЕС должны быть представлены в Молдавии более широко. Один из дипломатов говорит, что российские войска, которые в большинстве своем уже выведены, необходимо заменить.

Россия может принять участие. ЕС в случае присутствия в Молдавии должен учитывать как свои возможности, так и интересы других стран в этом регионе. Военные возможности ЕС ограничиваются поддержанием мира, говорит Диего де Охедо - пресс-секретарь комиссара по внешней политике ЕС Криса Паттена. Поэтому перед этим необходимо подписание мирного соглашения между враждующими сторонами, сказал он. Россия, у которой в Приднестровье до сих пор есть военные базы, как и Украина, могли бы включить в состав миротворческого контингента свои войска, говорит Диего.




Независимая газета,
16 июля 2003

Российская военная база в Приднестровье - это ошибка или спекуляция

Н.Приходко

ОБСЕ претендует на миротворчество в Молдавии.

До конца этого года многонациональный миротворческий контингент под эгидой ОБСЕ может быть введен в Молдавию. Как заявил на днях журналистам глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, сейчас рассматривается возможность такого варианта. На прошлой неделе он опроверг появившуюся в газете "Файнэншл таймс" информацию о том, что ОБСЕ призвала Евросоюз направить в Молдавию свой миротворческий контингент. "Мы выступаем за проведение миротворческой миссии под эгидой ОБСЕ, - пояснил Хилл. - Мы думаем, что такая операция должна быть многонациональной, и поддерживаем идею участия Европейского союза в такой миссии... Для этого необходима готовность ЕС и согласие конфликтующих сторон. Их официальной позиции нет".

По словам представителя ОБСЕ, Евросоюз пока не направил заявки об участии в молдавском миротворчестве, но сегодня возможность сотрудничества ОБСЕ и ЕС в этом вопросе обсуждается. Объективно Евросоюз заинтересован в этом, поскольку соседствующая с Молдавией Румыния готовится вступить в ЕС в 2007 году, и европейское сообщество хотело бы иметь стабильную и прогнозируемую ситуацию на своих новых границах

По информации швейцарской газеты "Тагблатт", Евросоюз по инициативе председательствующей сейчас в ОБСЕ Голландии на днях уже рассмотрел вопрос о возможности применения своих вооруженных сил в Молдавии. При этом, по замыслам европейских политиков, России предстоит лишиться доминирующей миротворческой роли в регионе. Но пресс-секретарь комиссара по внешней политике ЕС Диего де Охедо сказал "Тагблатт", что военные возможности Евросоюза достаточно ограничены, поэтому и соседствующая с Молдавией Украина, и Россия, у которой в Приднестровье до сих пор есть военная база, могли бы включить в состав международного миротворческого контингента свои войска.

Эксперты полагают, что реальная причина затеваемых преобразований очевидна. К концу текущего года Москва обязалась вывезти свое вооружение и воинский контингент, дислоцированный в Приднестровье. И к этому же сроку предполагается выработать новую совместную Конституцию Молдавии и Приднестровья, а также подписать политическую декларацию сторон и документ по механизму гарантий (в том числе и военных) последующего этапа урегулирования. Аналитики считают, что Запад намерен использовать новую ситуацию для вытеснения России из региона.

Последнее утверждение, однако, сегодня не представляется безупречным. Как известно, Москва выступила с собственной инициативой проведения здесь в последующем военно-гарантийной операции. Эту идею, по предположениям экспертов, продвигал во время недавнего визита в Молдавию и Приднестровье руководитель администрации президента РФ Александр Волошин. Тирасполь свою поддержку московским планам выразил, а Кишинев пока ситуацию никак не комментирует. Вероятно, не случайно вскоре после визита Александра Волошина глава миссии ОБСЕ выступил с приведенными заявлениями, которые, возможно, имели своей целью воздействовать на Кишинев в процессе выбора приоритетов. Кстати, Уильям Хилл опроверг утверждения некоторых российских изданий о том, что на каком-либо уровне "обсуждается вопрос о придании российским войскам в Приднестровье статуса военной базы". "Это чье-то изобретение, ошибка или спекуляция", - подчеркнул представитель ОБСЕ.




Ольвия-пресс,
21 июля 2003

С волками жить – по волчьи выть!

С.Зайченко

Население ПМР как никто другой чувствует на себе пагубность односторонних мер со стороны РМ в отношении Приднестровья. Экономическая блокада, таможенная паутина, дипломатическая изоляция, информационная война – все это звенья одной цепи, сплетенной официальным Кишиневом с целью так называемыми «мирными» средствами задушить Приднестровье. Процесс этот уже длится около двух лет. В результате экономической блокады продовольственная безопасность Приднестровья и социальная защита населения Республики оказались значительно подорваны. При этом и страны-гаранты приднестровской безопасности (Россия и Украина), и посредник переговорного процесса ОБСЕ делают вид, будто бы ничего не случилось, закрывая глаза на односторонние силовые приемы президента Молдовы В.Воронина.

Но стоило только главе администрации Дубоссарского района совершенно по житейским причинам (за долги, которые уже перевалили за 20 млн. леев) ограничить подачу электроэнергии и газа в села, находящиеся под юрисдикцией Молдовы, как Кишинев немедленно возмутился «односторонними действиями» приднестровской стороны. Правда, есть сведения, что в правительстве РМ срочно пытаются изыскать средства на оплату долгов. Ведь без света и газа осталось не столько население сел и пансионаты Молдовы, сколько близкие родственники президента РМ (село Коржова – родное село президента В.Воронина). А как известно из прессы, это значительно важнее, чем проблемы населения. Для дубоссарцев неважно, по каким причинам и кто оплатит долги, главное – долг за потребленную электроэнергию и газ Молдова будет вынуждена погасить.

Достоверно известно, что служба безопасности Молдовы (СИБ) не замедлила позаботиться о том, чтобы эти довольно неприятные для официального Кишинева «односторонние действия» руководства ПМР были озвучены главой миссии ОБСЕ в Кишиневе и, главное, чтобы они были признаны ОБСЕ неправомерными. Для чего это нужно? А для того, чтобы опять же в одностороннем порядке представить международному сообществу Приднестровье эдаким «монстром», у которого якобы нет жалости не только к населению этих сел, но даже к детям, отдыхающим там в пансионатах.

Принцип не новый. В дикой природе, например, чтобы отвлечь внимание охотника от своего логова, опытный волк всегда уводит его на чужую территорию. Аналогично поступает и официальный Кишинев. Чтобы отвлечь внимание международного сообщества от своих односторонних силовых мер по блокированию экономики ПМР, руководство РМ распространило слухи об односторонних экономических мерах Тирасполя в отношении Молдовы.

К сожалению глава миссии ОБСЕ Уильям Хилл оказался то ли жертвой, то ли соучастником такого СИБовского пиара. Это подтверждает его выступление перед журналистами. На пресс-конференции 14 июля он выразил свою крайнюю «озабоченность складывающейся в последнее время ситуацией в Приднестровье». Среди факторов, которые вызвали у господина Хилла «озабоченность», было названо отключение электроэнергии и газа в селах Приднестровья (Дубоссарского района), административно подчиняющихся Кишиневу.

Невольно возникает риторический вопрос: почему так всполошился глава миссии ОБСЕ в Кишиневе господин Уильям Хилл?

Кишинев вот уже два года блокирует экономическую деятельность приднестровских предприятий, обрекая тем самым население ПМР на полуголодное существование с перспективой остаться и без света, и без газа, потому как нечем будет за них платить. К тому же более пяти лет РМ отказывается оплатить Приднестровью долг за потребленную электроэнергию Молдавской ГРЭС, который давно перевалил за $30 млн. Почему ЭТО не вызывает у господина Хилла и в целом у руководства ОБСЕ аналогичной озабоченности? Создается впечатление, что ОБСЕ либо подвержена двойным стандартам, либо защищает интересы РМ в одностороннем порядке. В таком случае справедлив вопрос: может ли международная организация, защищающая интересы только одной стороны быть объективным посредником переговорного процесса двух противоборствующих сторон?

Следующее. Ни для кого не является секретом, что июль и август – пора сбора маковых головок для производства наркотиков, и что в этот период во всем мире проводится компания «антимак». Так вот для качественного проведение такого важного мероприятия в Дубоссарский район было направлено в помощь местной администрации 8 (!) человек от республиканского МВД. Такое действие не осталось незамеченным СИБ Молдовы. Тут же была сфабрикована фальшивка, будто бы в село Коржова (зону так называемой «безопасности») Тирасполь ввел дополнительные силы приднестровского ОМОНа. При чем в эту фальшивку, скромно скажем, снова «поверил» господин Хилл: На той же пресс-конференции он заявил: «Нам не ясны причины этих действий. Мы считаем такие шаги, в особенности ввод вооруженных формирований, очень опасными действиями. ВСЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, А НЕ ОДНОСТОРОННИМИ МЕРАМИ». И снова возникает вопрос: а почему ОБСЕ никак не прореагировала в 2002 году на попытку, под предлогом почтить память погибших за «восстановление конституционного порядка в Приднестровье», проникнуть в село Коржова более взвода вооруженных автоматическим оружием карабинеров РМ?

Ссылаясь на слова Уильяма Хилла, газета «Новости-Молдова» сообщает, что «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе весьма обеспокоена положением, сложившимся в последнее время в Приднестровье и считает, что отключение ряда сел Дубоссарского района от энергоснабжения – не что иное, как обещанные Тирасполем контрмеры против Молдовы». Но когда Молдова с 1 сентября 2001 года обновила таможенные печати и формы сертификатов и, нарушив Московский Меморандум от 8 мая 1997 года, не передала эти образцы ПМР, замкнув тем самым кольцо экономической блокады вокруг Приднестровья, ОБСЕ «особой обеспокоенности» не высказала и как «односторонние контрмеры Кишинева против ПМР» не классифицировала.

Если принять во внимание заключения как местных, так и зарубежных политологов, ОБСЕ следует задуматься о своем престиже и авторитете. Не может и не должна столь высокая, авторитетная и уважаемая всеми европейская организация прослыть на международном уровне структурой двойных стандартов.

Это что касается Дубоссар и Дубоссарского района.

В целом логичным было бы, чтобы каждое противоправное действие Молдовы в отношении ПМР встречало адекватное противодействие. Сегодня официальный Кишинев своими односторонними действиями просто вынуждает руководство ПМР принимать адекватные меры. С 16 июля введена 100-процентная пошлина на экспортируемые товары из Республики Молдова в Приднестровье. Возможно, что экономическим агентам Молдовы эта мера не очень понравится, но они должны посочувствовать приднестровским товаропроизводителям, что значит работать в условиях экономической блокады. А что предпринять для того, чтобы торговля с Приднестровьем вновь была льготной, предприниматели Молдовы пусть решают сами – это уже их проблемы.

К сведению приднестровцев. В настоящее время всем государственным чиновникам РМ приказано замалчивать размеры убытков, которые несут бюджет Молдовы и ее экономические агенты. С какой целью это делается? А цель довольно проста: официальный Кишинев желает продемонстрировать, якобы для Молдовы даже отсутствие товарооборота с Приднестровьем никак не скажется на ее экономике.

Умолчать о размерах убытков от введения приднестровской стороной стопроцентной пошлины на молдавские товары, конечно, можно. Но тогда чем объяснить инициативу Воронина, предложившего срочно освободить приднестровские товары, поступающие в Молдову, от уплаты НДС в размере 20%? Значит, действуют ответные меры, значит, нуждается РМ в приднестровских товарах. Кстати говоря, до настоящего сообщения правительство Молдовы скрывало от общественности, что экспортируемые приднестровские товары облагались НДС в размере 20% в пользу бюджета РМ.

Есть еще один вопрос, волнующий население Приднестровья. Почему ОБСЕ беспокоит больше вывоз боеприпасов и срочный вывод российского военного контингента из ПМР, чем разрешение взаимоотношений между РМ и Приднестровьем? «Отвечая на вопросы журналистов о сроках разработки проекта новой Конституции, Хилл сказал, что несколько месяцев НЕ ИГРАЮТ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ. ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ ВЫПОЛНИТЬ СРОКИ ВЫВОДА ИЗ ПРИДНЕСТРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ОГОВОРЕННЫЕ НА САМИТЕ ОБСЕ В СТАМБУЛЕ И ПОРТО СРОКИ». («moldova-azi» 14.07.03)

Если ОБСЕ считает своей главной задачей не справедливое разрешение конфликтной ситуации между Приднестровьем и Молдовой, а скорейшую ликвидацию военного присутствия Российской Федерации в Юго-Восточной Европе, то справедливо возникает ряд новых вопросов. Во-первых, может ли односторонне заинтересованный посредник, быть объективным в переговорном процессе? Во-вторых, способно ли ОБСЕ представлять на международном уровне интересы Приднестровья, если эта европейская структура действует в унисон с требованиями Республики Молдова?

Общеизвестно, что ангажированный судья отстраняется от судебного процесса. Может быть народу Приднестровья дать отвод миссии ОБСЕ и обратиться в международное сообщество с просьбой направить в зону безопасности на Днестре нового посредника?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ