Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №80(01.08.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
МОСКВА И БАЛКАНЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Дождемся ли мы света в конце туннеля?

Надежда Венедиктова ( Минск)

 

О необходимости реформирования экономики в белорусском обществе давно ведутся острые дискуссии. Это предмет озабоченности президента и правительства, законодателей и деловых людей, да и простых домохозяек. Очевидно, что в успешно работающей экономике коренным образом заинтересованы все слои общества. Весь вопрос только в том, какими должны быть пути достижения этого самого экономического процветания и какова наиболее действенная, отвечающая современным потребностям общества экономическая модель?

Лес рубят – щепки летят. В этом лесу было немало срублено деревьев, наломано дров, летели щепки крупного и мелкого размера. Все зависело от того, какую экономическую доктрину на тот или иной момент провозглашало в качестве определяющей руководство республики. Кажется, уже отошла в небытие концепция рынка с социалистическим лицом. Если вспомнить, что доля коммунальных платежей, стоимость газа и электроэнергии в ежемесячном бюджете рядового белорусского потребителя-обывателя уже превышает половину его зарплаты, «левые» лозунги в устах власть предержащих поблекли перед лицом суровой действительности. И здесь о социальных ориентирах уже говорить не приходиться.

Затем начался процесс приватизации и разгосударствления. При этом было провозглашено, что незыблемыми останутся интересы трудовых коллективов и простого народа. А тем временем собственность потихоньку прибирается к рукам, при этом проталкиваются групповые интересы высшей чиновничьей знати. Устремления же и чаяния простых людей остаются прежними: как свести концы с концами, держа в руках пресловутую потребительскую корзинку и имея в кармане ничтожную зарплату. Наряду с этим идет и расслоение белорусского общества, ибо увесистость потребительской корзинки в руках каждого его члена зависит от умения извлекать доходы и от степени присутствия во всем, что их дает. Расслоение идет небывало быстрыми темпами, о чем говорит рост количества дорогих иномарок на дорогах Белоруссии и небывало широкий размах строительных работ на сказочно-роскошных особняках в зонах престижных пригородов. Хотя, конечно, не они делают погоду, если мы имеем в виду конечные результаты разумного хозяйствования общества: рост его благосостояния, увеличение совокупного национального дохода, обеспечение политической, экономической и социальной стабильности и безопасности.

Семь лет назад в качестве новой экономической модели белорусскому обществу была предложена идея создания свободных экономических зон (СЭЗ).

Представлялось, что именно с их помощью в республику потекут инвестиции с востока и запада, а государственная казна будет стремительно пополняться за счет налоговых поступлений неутомимо-работающих резидентов СЭЗ.

Первым отмашку на вольное плавание получил пограничный Брест. Свободных экономических зон всего в Белоруссии создано пять. И, несмотря на горечь неудач, и разочарований, административные окрики и подстегивания, не всегда справедливую критику «сверху», а также во многом благодаря и финансовой поддержке на первых порах, воз свободной экономической зоны «Брест» со скрипом все же двигался к поставленным перед ним ориентирам. Предприятия-резиденты СЭЗ получили привлекательные условия для развития: специальный правовой режим, включающий валютные, таможенные, административные привилегии, льготное налогообложение.

Осторожно, с оглядкой, но капитал сюда все же пошел. 24% в нем составляют белорусские инвестиции, 21% - немцы, на третьем – 15% - россияне. Всего в СЭЗ «Брест» вложено более 80 миллионов долларов инвестиций. Внешнеэкономический оборот составил более 200 миллионов долларов, а прирост объемов производства и экспорта ежегодно возрастает в полтора-два раза.

Руководство СЭЗ «Брест» считает, что доход от экономической деятельности зоны ни много, ни мало в 8 раз превышает его затратную часть. Руководитель администрации Брестской СЭЗ Н. Кривецкий подчеркивает, что новая экономическая модель предоставляет более широкие социальные возможности: появляются дополнительные рабочие места, растет квалификация работающих, их жизненный уровень.

По словам Н. Кривецкого задачи, поставленные перед СЭЗ «Брест» государством, выполняются: отчисления в бюджет растут, развивается социальная инфраструктура. Хорошим признаком перспектив в области интеграции белорусско-российской экономики является тенденция роста вложений российских капиталов. Кроме различных льгот и привилегий россиян привлекает близость Брестской СЭЗ (благодаря Польше) к границе Евросоюза. В последнее время их деловая активность в этом направлении заметно возросла.

Однако, в противоречие с положительными результатами деятельности СЭЗ входит существующая система финансовых расчетов. Деловые люди – резиденты СЭЗ – большие надежды возлагают на скорейшее введение единой валюты Белоруссии и России, как составной части создания единого экономического механизма Союзного государства.

С самого начала 7 лет назад идею создания свободных экономических зон активно поддержал белорусский лидер А. Лукашенко. Однако президент считает, что сегодня эта модель «уже не является для Белоруссии чем-то принципиальным и прорывным. Мы этот опыт изучали на примере Китая», - прозвучало в одном из его недавних выступлений.

Главное преимущество СЭЗ в Китае – их географическая близость к источникам крупных денег – Японии, Тайваня и Гонконга. Очевидно, что таких выгод Белоруссия не имеет. Откуда же тогда она может ожидать финансовые потоки? По новой доктрине руководства Белоруссии в качестве "золотой жилы" определена отрасль информационных технологий. Именно она призвана стать в настоящее время не только важнейшим направлением развития экономики, но и "локомотивом" всего народного хозяйства Белоруссии. В связи с этим Лукашенко подчеркнул, что «Белоруссию надо превратить в особую интеллектуальную свободную зону, где будут осуществляться базовые научные исследования, проектироваться электрические и оптические схемы, вестись биологические разработки, производиться программный продукт, инженерный дизайн и даже предлагаться финансовые решения. Если мы устанавливаем льготы – пусть это будут льготы интеллектуальному труду».

По мнению властей в XXI веке белорусские разработки и производство программного продукта и услуг должны занять достойное место на мировом рынке интеллектуальных технологий. В связи с этим президент поставил задачу разработать меры по созданию условий для развития единого информационно-технологического комплекса Белоруссии. Это призвано дать толчок для производства программных и иных информационных продуктов новейших поколений. И многие программы будут развиваться в русле совместных белорусско-российских разработок с финансированием из бюджета Союзного государства. Уже создана суперЭВМ на основе белорусско-российских микропроцессоров. Белорусское руководство считает, что республика сможет обеспечить своей продукцией в области информационных технологий Россию и страны СНГ.

Надо отметить, что основание для таких утверждений есть. После развала СССР в Белоруссии действительно сохранился неплохой интеллектуальный и производственный потенциал. Именно на его базе могли бы создаваться и развиваться новые “прорывные” научно-производственные программы. Лукашенко решил сделать ставку на "прорыв", что свидетельствует, помимо прочего, и о том, насколько остро сейчас в Белоруссии стоит вопрос о дальнейшем выживании и развитии всего народно-хозяйственного комплекса в условиях усугубляющегося экономического кризиса.

Уже в который раз руководство республики провозглашает, что для осуществления очередных грандиозных задач оно обладает необходимыми административными ресурсами и политической волей. И действительно, ученые, разработчики, производственники, занятые в области высоких технологий, уже почувствовали на себе внимание государства. Как отметил заместитель директора по науке и внешним связям минского НИИ ЭВМ Д. Жаворонков, - «мы в середине пути» Под «прорывную» концепцию верстаются новые программы. Кроме уже вышеупомянутой супервычислительной машины

«Скиф» совместными усилиями белорусских и российских разработчиков создается программа по наноматериалам и нанотехнологиям, включая наноэлектронику. Благодаря современным научно-техническим разработкам, в Белоруссии предполагают оснастить новейшим оборудованием и технологиями многие отрасли экономики: военную, ядерную, топливную, химическую, медицинскую и т.д.

Казалось бы, вот она, жар-птица. Однако, как говорится на Руси, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Первая и главная трудность – нехватка денег. Короткое финансовое одеяло натянешь одним – не хватает другим. Больше везет союзным программам, которые питаются из бюджета Союзного государства. А белорусские производственники уже стонут под непомерным налоговым бременем.

Д. Жаворонков и как другие «капитаны» белорусской экономики считают, что нарастающие сложности можно преодолеть, только опираясь на самое тесное сближение с Россией. Главное здесь – это создание единого правового поля без таможенных и прочих неурядиц, а также формирование единого экономического пространства и быстрейшее введение единой валюты. Об этом уже неоднократно и писалось, и говорилось. Кажется, что не понимать этого может только младенец. Но, увы, телега белорусско-российской интеграции постоянно где-то застревает. Вот и возникает вопрос - дождемся ли мы, когда-нибудь, света в конце туннеля?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ