Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №97(01.05.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ



Конституционная реформа 2004 г. в Грузии

Галина Андреева

Как мы уже писали ранее (см. Бюллетень Института №5(93) от 1 марта 2004 г.), Парламент Грузии 6 февраля 2004 г. на специально созванной внеочередной сессии подавляющим большинством голосов внес ряд значительных изменений в Конституцию страны. В связи с тем, что на официальном вебсайте Парламента Грузии http://www.parliament.ge появился текст с этими поправками, мы, как и обещали, приводим их анализ.

 

Поправками внесены важные изменения в функционирование основных государственных институтов Грузии, и, прежде всего, законодательной и исполнительной властей. Как мы уже указывали, внесенные поправки согласно официальной версии должны способствовать превращению Грузии в парламентско-президентское государство, а по опасениям оппозиции усиливают авторитарные начала в государственной организации.

До внесения 6 февраля 2004 г. изменений в Конституцию, Грузия являлась президентской республикой со всеми соответствующими этой форме правления чертами: президент избирался непосредственно населением, пост премьер-министра отсутствовал, министры назначались непосредственно президентом и были ответственны перед ним, президент не обладал правом роспуска парламента, а последний, в свою очередь, не мог отправить в отставку министров. Конституционно установленный порядок формирования исполнительной ветви власти предусматривал участие парламента в данной процедуре только в виде одобрения (неодобрения) предложенных президентом кандидатур, причем на отвергнутых кандидатурах президент мог настаивать, представив их на утверждение Парламента повторно. Кроме того, за Парламентом было закреплено полномочие по предложению Президента Грузии утверждать структуру и порядок деятельности исполнительной власти. Таким образом, Парламент участвовал в придании некоторого первоначального импульса для формирования состава и структурного оформления исполнительной власти, но затем все переходило к Президенту. В качестве запасного средства для экстраординарных случаев (нарушение Конституции, государственная измена или совершение иного преступления) Парламенту было предоставлено право провести процедуру импичмента в отношении Президента, Председателя Верховного Суда, членов правительства - министров, Генерального Прокурора, Председателя Палаты Контроля и членов Совета Национального банка.

Указанная система организации взаимодействия высших органов власти характерна для президентских республик, образцом для которых служит первое государство, организованное таким образом - США. Для европейской системы характерны иные сочетания и соотношения полномочий, выраженные понятиями парламентарных и смешанных (парламентарно-президентских, президентско-парламентарных) форм правления. Если для президентских форм правления характерно жесткое разделение властей, при котором власти взаимодействуют, но не могут прекратить деятельность друг друга, то для систем, получивших распространение в Европе, как раз наоборот, прекращение деятельности одной из властей с целью ее обновления является ординарной ситуацией, предусмотренной конституцией, в качестве инструмента обеспечения адекватного народному волеизъявлению функционирования власти. Говоря иначе, институты вотума доверия, роспуска парламента, парламентской ответственности правительства являются для европейских стран в доктрине способами соотнести деятельность исполнительной и законодательной власти с настроениями масс: если парламент и правительство не могут найти взаимопонимания, вопрос может быть вынесен на решение народа (в виде досрочных выборов парламента). Президентская республика такого обращения к мнению избирателей не предусматривает. Таким образом, введение институтов парламентской ответственности с одной стороны (внешней), это движение в сторону характерных для европейских стран форм организации государственной власти, с другой (внутренней, для самого государства) – переход к иному типу взаимодействия между властями и ответственности.

В результате произведенных 6 февраля 2004 г. изменений в Конституции Грузии, система взаимоотношений в высшем эшелоне власти выглядит следующим образом. Президент по прежнему избирается избирательным корпусом, что свидетельствует о смешанном характере формы правления (в чистой, парламентарной республике глава государства избирается парламентом или создаваемой на его основе коллегией). Однако смешанные формы также могут быть с более выраженными президентскими или парламентарными чертами, т.е. либо президентско-парламентарными, либо парламентско-президентскими. В Грузии поправками введены следующие элементы парламентарного характера.

Во-первых, изменен порядок формирования правительства. Вводится институт премьер-министра, который формирует правительство, назначаемое согласно подпункту «б» пункта 1 ст.73 Конституции Президентом, однако назначению должна предшествовать процедура получения доверия Парламента. Она урегулирована в пунктах 2-6 статьи 80 Конституции и состоит в следующем. Президент Грузии в течение 7 дней после увольнения в отставку, отставки или сложения полномочий правительством в результате консультаций с парламентскими фракциями подбирает кандидатуру на должность премьер-министра, а кандидат на должность премьер-министра в 10-дневный срок, по согласованию с Президентом Грузии подбирает кандидатуры членов правительства. После завершения этой процедуры Президент Грузии представляет Парламенту состав правительства для получения доверия. Парламент после представления Президентом Грузии состава правительства рассматривает и проводит голосование по вопросу выражения доверия составу правительства и правительственной программе (для этого Парламенту установлен недельный срок). Для получения доверия Парламента необходима поддержка большинства полного состава Парламента. В случае получения доверия Президент назначает правительство в трехдневный срок.

Если доверие не получено данным составом правительства, то Президент Грузии в недельный срок представляет Парламенту тот же или новый состав правительства и процедура повторяется. Если состав правительства и правительственная программа трижды подряд не получили доверия Парламента, Президент Грузии в 5-дневный срок выдвигает новую кандидатуру на должность премьер-министра или назначает премьер-министра без согласия Парламента, а премьер-министр также в 5-дневный срок назначает министров с согласия Президента Грузии. В этом случае Президент Грузии распускает Парламент и назначает внеочередные выборы.

Предусмотрен и отвод отдельному члену правительства, при одобрении состава и правительственной программы в целом. В случае, если Президент поддержит решение Парламента об отводе, назначение лица, получившего отвод, в тот же состав правительства вместо освобожденного от должности или подавшего в отставку члена правительства не допускается.

Урегулирован в Конституции и вопрос о частичном обновлении состава правительства. Согласно ст. 811 после выражения Парламентом доверия правительству и его правительственной программе в случае обновления первоначального состава правительства на одну треть, но не менее чем на 5 членов Президент Грузии в недельный срок представляет Парламенту состав правительства для получения доверия. В этом случае повторяется описанная выше процедура выражения доверия.

Таким образом, ключевым моментом в формировании правительства стало одобрение парламентом состава правительства и правительственной программы. Этому же служат и предварительные консультации с парламентскими фракциями, предусмотренные Конституцией.

Следует отметить, что в Конституции содержится положение, не допускающее увязывания неудач формирования правительства с отрешением Президента от должности: согласно п.6 ст.80 при осуществлении указанных процедур по формированию правительства постановка вопроса об отрешении Президента Грузии от должности в порядке импичмента не допускается.

Во-вторых, в Конституцию включены положения о парламентской ответственности правительства, прежде всего в виде процедуры решения вопроса о недоверии. Право ставить вопрос о недоверии имеет не менее одной трети полного состава Парламента. Согласно п.1 ст. 81 Парламент правомочен выразить недоверие правительству большинством полного состава. После выражения недоверия правительству Президент увольняет правительство в отставку или не поддерживает решения Парламента. Если Парламент не ранее 90 и не позднее 100 дней вновь выразит недоверие правительству, Президент Грузии увольняет правительство в отставку или распускает Парламент и назначает внеочередные выборы. При наличии обстоятельств, исключающих роспуск Парламента (о них далее), повторное голосование по вопросу о недоверии должно проводиться в течение 15 дней по прекращении этих обстоятельств. Таким образом, данная норма дает Президенту возможность сманеврировать в зависимости от сложившихся обстоятельств, поскольку в этом случае возможно двоякое разрешение конфликта между исполнительной и законодательной властями: и в виде отставки правительства, и, соответственно, формирования нового правительства, пользующегося поддержкой Парламента, и в виде роспуска Парламента и вынесения решения на усмотрение избирательного корпуса.

Иначе построена процедура «безусловного недоверия правительству». Согласно п.2 ст.81 Парламент правомочен постановлением ставить вопрос о безусловном недоверии правительству. Если не ранее 15 и не позднее 20 дней после принятия постановления Парламент большинством в три пятых полного состава выразит недоверие правительству, Президент принимает решение об отставке правительства. В случае отставки правительства в данном порядке, Президент Грузии не правомочен назначать то же лицо или представлять ту же кандидатуру на должность премьер-министра в следующем составе правительства. Если Парламенту не удастся выразить недоверие правительству, постановка вопроса о недоверии правительству в течение 6 последующих месяцев не допускается. Таким образом, результат этой процедуры также двоякого рода: либо отставка правительства, либо мораторий на постановку вопроса о недоверии на шесть месяцев, но возможности распустить парламент в этом случае у Президента нет.

Предусмотрена Конституцией и постановка вопроса о доверии самим правительством. Премьер-министр правомочен ставить вопрос о доверии правительству в связи с законопроектом о государственном бюджете, проектом налогового кодекса, законопроектом о структуре, правомочиях и порядке деятельности правительства. Парламент выражает доверие правительству большинством своего полного состава. Если Парламент не выразит доверия правительству, Президент Грузии в течение одной недели увольняет правительство в отставку или распускает Парламент и назначает внеочередные выборы. Голосование в связи с выражением доверия должно проводиться в течение 15 дней после постановки вопроса. Непроведение голосования в этот срок означает выражение доверия. В случае выражения Парламентом доверия правительству соответствующий законопроект считается принятым. Эта процедура позволяет парламенту одобрять деятельность и законопроекты правительства, не теряя своего «лица», поскольку голосование по конкретному вопросу может просто не проводиться, достаточно просто не провести голосование.

При осуществлении указанных процедур постановки вопроса о недоверии (доверии), постановка вопроса об отрешении Президента Грузии от должности в порядке импичмента также не допускается.

В-третьих, более четко сформулированы и дополнены положения, устанавливающие формы парламентского контроля над деятельностью правительства (ст.59 Конституции). В частности, группа членов Парламента в составе не менее десяти человек, парламентская фракция имеют право обратиться с запросом теперь не только к подотчетному Парламенту органу, отдельному члену правительства, но и к правительству в целом. Запрашиваемые обязаны дать ответ на поставленный запрос на заседании Парламента. Ответ может стать предметом обсуждения Парламента. Новеллой является положение о должностной ответственности членов правительства. Согласно п.3 ст.50 Конституции Парламент правомочен большинством полного состава членов Парламента поставить перед премьер-министром вопрос должностной ответственности отдельного члена правительства. В случае, если премьер-министр не освободит от должности члена правительства, он в двухнедельный срок представляет Парламенту свое мотивированное решение.

В-четвертых, Президенту предоставлено право роспуска Парламента, однако только в прямо предусмотренных Конституцией случаях (они были приведены выше). Кроме того, он не может быть распущен:

а) в течение шести месяцев после проведения выборов Парламента;

б) при осуществлении Парламентом полномочий, определенных статьей 63 Конституции (процедура импичмента в отношении Президента);

в) во время действия чрезвычайного или военного положения;

г) в течение последних 6 месяцев срока полномочий Президента Грузии.

Это означает, в частности, что Президент не может использовать роспуск как средство избежать процедуры импичмента, а также по сути единолично решать вопрос о введении чрезвычайного или военного положения. Относительно последнего в статью 50 введен пункт 31, согласно которому Парламент прекращает деятельность с вводом в действие указа Президента о роспуске Парламента. После ввода в действие указа Президента о роспуске Парламента до первого заседания вновь избранного Парламента распущенный Парламент собирается только в случае объявления Президентом чрезвычайного или военного положения или для решения вопроса об утверждении чрезвычайного или военного положения, либо продлении чрезвычайного и военного положения. Если Парламент не собрался в течение 5 дней или не утвердил (не продлил) действие указа Президента об объявлении (продлении) чрезвычайного положения, объявленное чрезвычайное положение отменяется. Военное положение должно быть отменено, если собравшийся Парламент в течение 48 часов не утвердит указ Президента об объявлении (продлении) военного положения. Сбор Парламента не влечет восстановления парламентских должностей и заработной платы членов Парламента. Парламент прекращает деятельность с принятием решения по вышеуказанным вопросам. Таким образом, и окончательное решение вопроса о введении чрезвычайного и военного положения теперь за парламентом.

В-пятых, усилены организационно-финансовые гарантии деятельности парламента. Помимо различных форм парламентского контроля и предоставления новых полномочий, о которых уже говорилось ранее, в Конституцию введен ряд новелл, касающихся его порядка деятельности. Так, более четко определены сроки, в которые Президент определяет дату выборов Парламента. Ранее п.3 ст.50 гласил: «Очередные выборы в Парламент проводятся не позднее пятнадцати дней до истечения срока его полномочий. Если срок проведения выборов совпал с действием военного или чрезвычайного положения, выборы проводятся не позднее 60 дней после его отмены. Дату выборов назначает Президент Грузии не позднее 60 дней до начала выборов».

Новая редакция этого пункта содержит еще одно предложение: «В случае досрочного роспуска Парламента Президент назначает внеочередные выборы Парламента, которые должны быть проведены не ранее 45 и не позднее 60 дней после ввода в действие указа о досрочном роспуске Парламента». Кроме того, как указывалось ранее, введен пункт 31 О порядке утверждения распущенным Парламентом президентского Указа о введении чрезвычайного или военного положения.

Президент больше не обладает правом выдвигать кандидатуру Председателя Палаты Контроля, он избирается Парламентом по представлению Председателя Парламента. Таким образом, усилено обособление от исполнительной власти этого подотчетного Парламенту органа, осуществляющего надзор за использованием и расходованием государственных средств и других материальных ценностей государства.

Немаловажным является и усиление финансовой независимости парламента. Статья 49 дополнена пунктом 4 следующего содержания: «Сокращение предусмотренных для Парламента текущих расходов в Государственном бюджете Грузии по сравнению с размером бюджетных средств предыдущего года допускается только с предварительного согласия Парламента. Парламент сам принимает решение о распределении бюджетных средств, выделенных Парламенту в государственном бюджете». Эта норма дает парламенту конституционную гарантию контроля над процессом финансирования его собственной деятельности, в то время как ранее он находился в руках исполнительной власти.

В-шестых, поскольку теперь появилось правительство, а не просто совокупность подчиненных Президенту министров (как это характерно для президентской республики) и к нему перешла часть полномочий Президента, конституционно определен его статус и полномочия (для него выделена специальная глава: после статьи 77 Конституция дополнена главой четвертой1 «Правительство Грузии» при этом статьи 78, 79, 80 и 81 изложены в новой редакции и глава дополнена статьями 811 и 812). Согласно п.1 ст. 78 «правительство в соответствии с законодательством Грузии обеспечивает осуществление исполнительной власти, внутренней и внешней политики страны». Установлена ответственность Правительства перед двумя органами: Правительство ответственно перед Президентом и Парламентом Грузии.

Правительство состоит из премьер-министра и министров (на одного из них возлагаются обязанности вице-премьера), кроме того, в его составе может быть Государственный министр (государственные министры). Премьер-министр определяет направления деятельности правительства, организует его деятельность, осуществляет координацию и контроль за деятельностью членов правительства, докладывает Президенту Грузии о деятельности правительства и ответствен за деятельность правительства перед Президентом и Парламентом Грузии. Отставка премьер-министра или прекращение его полномочий влечет прекращение полномочий других членов правительства. В случае отставки или освобождения от должности другого члена правительства премьер-министр с согласия Президента Грузии в двухнедельный срок назначает нового члена правительства. Правительство и члены правительства слагают полномочия перед Президентом Грузии.

Важное для понимания роли и места правительства и его взаимоотношений с Президентом положение содержится в п.4 ст.78: «Президент Грузии правомочен по особо важным государственным вопросам созывать заседание правительства и председательствовать на нем. Решение, принятое на заседании, оформляется актом Президента».

Представление проекта Государственного бюджета и его исполнение полностью возложены на правительство. Вместе с тем Парламент и Президент осуществляют по этим вопросам контроль, при этом Президент выступает в роли арбитра между Парламентом и правительством.

В-седьмых, в Конституцию введена норма, направленная на активное взаимодействие всех ветвей власти. Пункт 2 статьи 60 изложен в следующей редакции: «Член правительства, избранное, назначенное или утвержденное Парламентом должностное лицо правомочны, а по требованию Парламента - обязаны присутствовать на заседаниях Парламента, его комитетов и комиссий, давать ответы на поставленные на заседаниях запросы и представлять отчеты о проделанной работе. По требованию этих должностных лиц они должны быть заслушаны Парламентом, комитетом или комиссией». Здесь, во-первых, специально оговорено, что указанное положение относится и к членам правительства (ранее такой оговорки не было), во-вторых, новым является то, что они не просто присутствуют, но и должны «давать ответы на поставленные на заседаниях запросы и представлять отчеты о проделанной работе». Существенно изменена и норма о праве законодательной инициативы. Президенту Грузии оно теперь принадлежит только «в исключительных случаях», правда, в каких именно не оговорено, это оставлено на его усмотрение. Помимо прежних субъектов этого права (оно принадлежало и принадлежит члену Парламента, парламентской фракции, комитету Парламента, высшим представительным органам Абхазской Автономной Республики и Аджарской Автономной Республики, не менее чем 30000 избирателей) в п.1 ст.67 упоминается правительство. Законопроект последнего, наряду с законопроектом Президента (это было и ранее в отношении законопроектов Президента), по их требованию Парламент Грузии рассматривает вне очереди. Полностью новым является п.3 этой статьи: «Если правительство не представит в предусмотренный законом срок замечания в связи с рассматриваемым в Парламенте законопроектом, законопроект признается одобренным правительством». Такая формулировка направлена также на активное взаимодействие парламента и правительства и исключение возможности затягивания законодательного процесса исполнительной властью. В то же время срок передачи принятого законопроекта Президенту увеличен с пяти до семи дней, что опять-таки удобнее для служб Парламента.

Все перечисленные черты действительно характерны для парламентарных форм правления и свидетельствуют об объективном усилении роли парламента, особенно в вопросах формирования исполнительной ветви власти и контроля за ней. В определенном смысле можно сказать, что парламент не только контролирует исполнительную власть, но и в большей мере несет за нее ответственность, поскольку ему даны правовые инструменты, позволяющие прекратить его деятельность, не соответствующую интересам народа. Однако правовые инструменты существуют не в вакууме, а в конкретном государстве и конкретной ситуации. Поэтому эта модель по-разному будет работать при разных составах парламента и распределении политических сил. В случае легитимного парламента с достаточно представленной оппозицией и разнообразием политических сил, парламент может сдерживать авторитарные порывы правительства и президента. В случае «карманного парламента» произведенные изменения будут усиливать власть президента, придавая видимость большей легитимности действиям его правительства. Что же касается конкретно Грузии, то при оценке конституционных изменений важно обратить внимание на изменение статуса и полномочий президента. Согласно новой редакции он не рассматривается больше как глава исполнительной власти в Грузии: первый пункт ст.69 характеризует его только как главу Грузинского государства. Процедура выборов президента, хотя в целом и осталась прежней, ее условия значительно упрощены. Для избрания в первом туре достаточно получения большинства голосов участвовавших в выборах, при этом требования к количеству участвующих сняты (ранее требовалось, чтобы в выборах участвовало большинство от общего числа избирателей). Это означает, что, сколько человек придет на выборы теперь неважно, важно, чтобы среди них было сплоченное абсолютное большинство (минимум 50% плюс один голос). В противном случае назначается второй тур среди двух кандидатов, получивших лучшие результаты в первом туре, при этом избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов (система относительного большинства). Существовавшее ранее требование участия во втором туре минимум одной трети избирателей также снято.

Президент по-прежнему не вправе занимать никакую иную должность, заниматься предпринимательской деятельностью, получать заработную плату или иной вид постоянного вознаграждения за какую-либо другую деятельность. Однако теперь сделано исключение для партийной должности (ст.72).

Что касается полномочий Президента, то здесь произошли следующие изменения.

Во-первых, в ст.14 Конституции, содержащую перечень этих полномочий, внесены изменения, связанные с введением новых постов и парламентских институтов. Поэтому, если ранее Президент назначал с согласия Парламента членов правительства-министров, был наделен правомочием освобождения их от должности без каких-либо оговорок, принимал отставку министров и других определенных законом должностных лиц опять-таки без оговорок и был правомочен поручить министрам исполнение служебных обязанностей до сформирования нового правительства; то теперь его полномочия по формированию правительства состоят в том, что он «назначает премьер-министра, дает согласие премьер-министру на назначение члена правительства - министра; правомочен по собственной инициативе или в иных случаях, предусмотренных Конституцией, увольнять правительство в отставку, освобождать от должности министров внутренних дел, обороны и государственной безопасности Грузии; принимает отставку правительства, члена правительства и других должностных лиц, определенных законом, правомочен возлагать исполнение обязанностей на правительство, члена правительства до назначения нового состава правительства или нового члена правительства» (пп. «б», «в», «г» п.1 ст.73).

По новому изложен и подпункт «д» пункта 1 этой статьи. Если ранее Президент сам представлял Парламенту проект Государственного бюджета Грузии после согласования его основных данных и направлений с парламентскими комитетами, то теперь он дает согласие правительству на представление в Парламент проекта Государственного бюджета Грузии. Таким образом, он контролирует представление бюджета, но вся ответственность за него ложится, прежде всего, на правительство.

Кроме того, пункт первый статьи 73 дополнен подпунктами «п», «р», «с», «т», устанавливающими ряд новых полномочий Президента. Президент: распускает Парламент в случаях и порядке, установленных Конституцией; председательствует в Высшем совете юстиции Грузии в порядке, предусмотренном Конституцией, а также органическим законом, назначает на должность и освобождает от должности судей; после роспуска Парламента до первого сбора вновь избранного Парламента, в особых случаях правомочен издавать имеющий силу закона акт по налоговым и бюджетным вопросам - декрет, который утрачивает силу, если вновь избранный Парламент в течение одного месяца после первого сбора не утвердит его; при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами «а»-«г» статьи 511, в случае, если Парламент не выразит доверия составу правительства в срок, установленный Конституцией, правомочен назначить премьер-министра и дать ему согласие на назначение министров. В течение одного месяца после прекращения вышеуказанных обстоятельств Президент повторно представляет Парламенту состав правительства для получения доверия». Здесь особо следует обратить внимание на оформление решающего воздействия Президента на формирование судебной ветви власти и на право Президента издавать акты по налоговым и бюджетным вопросам, имеющие силу закона, однако последнее, по крайней мере в формулировке новой редакции, сделано для заполнения вакуума, возникающего при роспуске Парламента.

Имевшееся ранее право Президента «отменять акты подотчетных ему органов исполнительной власти» в связи с изменением организации системы высших органов государственной власти неизбежно должно было подвергнуться трансформации. Согласно новой редакции п.3 ст.73 содержит следующее положение: «Президент Грузии правомочен приостанавливать или отменять акты правительства и учреждений исполнительной власти, если они противоречат Конституции Грузии, международным договорам и соглашениям, законам Грузии и нормативным актам Президента». Это означает, что, с одной стороны, наряду с правом отмены он получил право приостановления (в этом смысле его возможности расширились), с другой стороны, введены критерии отмены (что несколько их ограничивает, по крайней мере, формально). Относительно последних, нельзя не отметить, тем не менее, достаточно большое правовое пространство для маневра Президента: в принципе ничто не мешает ему издать свой акт и отменить не устраивающий его акт правительства. Из этой ст. 73 Конституции исключено упоминание о том, что он председательствует на заседаниях Совета безопасности, но это просто улучшение законодательной техники (оно повторяло положения ст.99, которая сохранена).

Более детально урегулирован порядок осуществления полномочий Президента в случае невозможности исполнения Президентом своих полномочий. Ранее говорилось только о том, что в случаях досрочного прекращения полномочий Президента Грузии или его неспособности осуществлять свои полномочия обязанности Президента исполняет Председатель Парламента, а полномочия Председателя Парламента в течение этого времени - один из его заместителей. В действующей редакции урегулирована ситуация, когда и Председатель Парламента не может исполнять обязанности Президента Грузии, а также при роспуске Парламента. В этом случае обязанности Президента Грузии исполняет премьер-министр. Кроме того, установлено, что в период исполнения Председателем Парламента обязанностей Президента Грузии, обязанности Председателя Парламента по поручению Председателя Парламента исполняет один из заместителей Председателя Парламента. В период исполнения премьер-министром обязанностей Президента Грузии обязанности премьер-министра исполняет член правительства, обладающий полномочиями вице-премьера.

Исполняющий обязанности Президента не правомочен по собственной инициативе или в иных случаях, предусмотренных Конституцией, увольнять правительство в отставку, освобождать от должности министров внутренних дел, обороны и государственной безопасности Грузии; не вправе приостановить деятельность или распустить представительные органы самоуправления или территориальных единиц, назначать референдум, а также распускать Парламент.

Кроме того, Конституция дополнена статьей 761 следующего содержания: «Президент Грузии представляет Парламенту кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Грузии. Полномочия и порядок деятельности прокуратуры Грузии определяются органическим законом». Статья 91 Конституции, которая ранее регулировала статус прокуратуры, отменена. Однако применительно к полномочиям Президента здесь изменений нет.

«Интересное дополнение» сделано в новой редакции по вопросам предоставления гражданства. Пункт 2 ст. 12 изложен в новой редакции следующим образом: «Гражданин Грузии не может одновременно являться гражданином другого государства, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом. Президент Грузии может предоставить гражданство Грузии иностранному гражданину, который имеет особые заслуги перед Грузией или предоставление гражданства Грузии которому исходит из государственных интересов». Новелла здесь заключается в том, что, во-первых, теперь Президент Грузии может предоставить гражданство любому иностранцу, если сочтет это полезным, поскольку обосновать это государственными интересами не представляет особой сложности, и, во-вторых, при этом иностранец может сохранять прежнее гражданство и на него не распространяется запрет двойного гражданства (ранее конституционный запрет двойного гражданства носил абсолютный характер).

Конституционное регулирование статуса судебной ветви власти претерпело изменения в двух аспектах: во-первых, введено конституционное упоминание о судах присяжных заседателей, во-вторых, правительство внесено в число субъектов права обращения в Конституционный суд, а его акты в число актов, подлежащих конституционному контролю.

Если оценивать произведенные изменения в целом, то сами по себе указанные изменения в правовом аспекте потенциально рассчитаны на придание государству в большей мере черт, характерных для парламентарных республик (парламентская ответственность правительства, связывание вопроса о составе правительства с результатами выборов и т.д.), что по идее и в принципе должно расширять демократические, а не авторитарные начала государственной организации. Конституционные новеллы объективно способствуют активному взаимодействию Президента, Парламента и правительства, более того многие новые нормы сформулированы таким образом, что уклониться от этого взаимодействия они не могут. Приведет ли указанная конституционная модель, во многом заимствованная из европейских конституций, к демократизации политических процессов в Грузии зависит от реальной расстановки политических сил. В настоящий момент можно предположить только то, что в новых конституционных нормах нашло видимо адекватное отражение разделение власти между тремя политическими силами выступающими на данном этапе как единое целое. Отсюда и конституционные механизмы «принудительного взаимодействия», а также появление дополнительных гарантий и для Президента, и для Правительства, и для Парламента.

Оценивая конституционные изменения с точки зрения роли Президента, нельзя не отметить, что в новой конституционной модели он в большей мере играет роль арбитра между парламентом и правительством, поскольку именно ему принадлежит право принятия решений об отставке правительства или роспуске парламента в конкретных политических ситуациях, и именно он обладает наибольшей свободой маневра (по сравнению с парламентом и правительством). Что же касается его конкретных полномочий, то в результате конституционной реформы Президент освободился от «частностей» и прямого противостояния Парламенту, сохранив при этом контроль по всем важнейшим вопросам и возможность активно воздействовать на принятие решений.




СПРАВКА: как получать гражданство Российской Федерации тем, кто переехал в Россию из Казахстана, Киргизии и Белоруссии

(выдержки из международных договоров и законодательных актов Российской Федерации)




1.Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (выдержки)

«Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4447);

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом (пункты "а" - "в" исключены; пункты "г" - "е" считаются соответственно пунктами "а" - "в" (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4447).

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство (часть четвертая введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4447).

(**Для тех, кто еще проживает в Казахстане, Киргизии, Белоруссии):

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 46, ст. 4447).

(См. также Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, п.15)

(**Для тех, кто уже переехал в Россию):




2. Межгосударственные соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации (выдержки)

2.1.Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию (подписано 25 января 1995г., ратифицировано законом РФ от 26.05.97 N 83-ФЗ) (выдержки)

 «Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами, исходя из стремления народов двух стран к сохранению и упрочению исторических традиционно дружественных связей и отношений добрососедства, подтверждая приверженность обязательствам в отношении обеспечения своим гражданам общепринятых международных норм, прав и свобод человека, желая обеспечить благоприятные условия для реализации своими гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства другой Стороны, руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., Меморандумом об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 28 марта 1994 г., согласились о нижеследующем:

 Статья 1

1. Каждая Сторона предоставит своим гражданам, прибывающим на постоянное жительство на территорию другой Стороны, упрощенный (регистрационный) порядок приобретения гражданства при наличии одного из следующих условий:

 а) если заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу настоящего Соглашения и/или

 б) при наличии у заявителя близких родственников граждан Сторон: супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных), сестер, братьев, деда и бабушки, постоянно проживающих и являющихся гражданами Стороны приобретаемого гражданства.

 2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей Статьи, распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.

 Приобретение гражданства другой Стороны и выход из гражданства одной Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц.

 Статья 2

 Для приобретения гражданства другой Стороны или выхода из гражданства в упрощенном порядке гражданин одной Стороны представляет в соответствующие органы другой Стороны следующие документы:

 - заявление по форме, согласованной компетентными органами Сторон,

 - копию свидетельства о рождении,

 - документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмотренных в пункте 1 Статьи 1.

 Органы внутренних дел осуществляют регистрацию приобретения гражданства Сторон в упрощенном порядке в срок не более трех месяцев с соблюдением требований, предусмотренных внутренним законодательством Сторон.

В случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременным выходом из гражданства другой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству. …»

2.2.Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 года) (выдержки)

«Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами, исходя из стремления народов четырех стран к сохранению и упрочению исторических традиционно дружественных связей, подтверждая приверженность обязательствам в отношении обеспечения прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми международными нормами, желая обеспечить благоприятные условия для реализации своими гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства другой Стороны, согласились о нижеследующем:

 Статья 1

1. Каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;

б) при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.

2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.

Приобретение гражданства одной Стороны и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями настоящего Соглашения.

 Статья 2

 1. Для приобретения гражданства одной Стороны гражданин другой Стороны представляет в соответствующие органы другой Стороны следующие документы:

 заявление по форме, согласованной компетентными органами Сторон;

 паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий принадлежность лица к гражданству одной из Сторон;

 нотариально заверенные копии свидетельства о рождении и о браке;

 документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения.

 2. Органы внутренних дел осуществляют регистрацию приобретения гражданства одной из Сторон в соответствии с настоящим Соглашением в срок не более 3 месяцев с даты подачи документов с соблюдением требований, предусмотренных национальным законодательством этой Стороны.

 3. В случае приобретения гражданства одной Стороны с одновременной утратой гражданства другой Стороны в соответствии с национальным законодательством этой Стороны лицо, подавшее ходатайство об этом, сохраняет гражданство другой Стороны до принятия положительного решения по его ходатайству. ….»

(См. также Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, п.22.1).




3. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (выдержки)

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545)

«Настоящим Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

10. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона.

При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) представляются:

вид на жительство. Представление вида на жительство не требуется от лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации. Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи;

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представление документа об отказе от имеющегося иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представление указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.

Заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):

до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;

после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;

сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;

документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.

От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:

мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;

недееспособные лица;

инвалиды I группы.

(п. 10 в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545)

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

13. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой статьи 14 Федерального закона.

(п. 13 в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545)

14. Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) представляют:

а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

свидетельство о рождении заявителя;

паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

б) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом (свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР);

в) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "в" части первой статьи 14 Федерального закона:

вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

документ о законченном среднем профессиональном образовании (базового уровня или повышенного уровня), либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории Российской Федерации;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

15. Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие за пределами Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 2) о приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 14 Федерального закона представляют:

документ, подтверждающий разрешение властей иностранного государства на проживание заявителя на территории этого государства (при отсутствии соответствующих данных в документе, удостоверяющем личность заявителя);

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию.

Иностранные граждане представляют документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства. Если отказ лица от иного гражданства возможен, но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации, либо если иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, заявитель вместо указанного документа представляет обязательство направить в полномочный орган, принявший решение о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации, в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации документ о прекращении иного гражданства. Указанное обязательство составляется в произвольной форме, а подпись заявителя в этом обязательстве удостоверяется нотариальной записью.

Представление указанных документов и обязательства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации.

(п. 15 в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545)

16. Вместе с документами, указанными в пункте 15 настоящего Положения, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации представляются:

а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона:

свидетельство о рождении заявителя;

один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Российской Федерации родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации либо копия паспорта гражданина Российской Федерации, заверенная должностным лицом органа внутренних дел);

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

б) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона:

один из перечисленных в подпункте "б" пункта 14 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие гражданства СССР в прошлом;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

в) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "в" части первой статьи 14 Федерального закона - документ о законченном среднем профессиональном образовании (базового уровня или повышенного уровня), либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории Российской Федерации.

(п. 16 в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545)

Приобретение гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации (введено Указом Президента РФ от 31.12.2003 N 1545)

22.1. При подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, представляются документы, установленные соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации:

миграционная карта с отметкой о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации, либо талон о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации к паспорту иностранного гражданина, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в Российской Федерации;

подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина).»

Подготовила А.Докучаева, зав. отделом диаспоры Института стран СНГ


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ