Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №170(01.06.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Власть, оппозиция, общество

15.05.2007. Моя столица (Киргизия)

Вячеслав Тимирбаев

Буду откровенен, я отнюдь не в восторге от субботнего 5 мая байтикского форума сторонников Объединенного фронта, в котором участвовал, если верить данным оргкомитета, всего 651 делегат, но тем не менее названного его организаторами почему-то "народным собранием".

Допускаю, что у Феликса Кулова, как и у многих из нас, могут иметься основания быть недовольным ходом реформ, составом правительства, действиями органов исполнительной власти и лично президента. Но может ли это служить поводом для того, чтобы подстегивать эскалацию конфронтации в рядах вчерашних партнеров и союзников, в рядах тех, кто в обобщенном историческом контексте находились и, хочется верить, находятся в одном лагере демократических сил.

Мне неоднократно приходилось высказывать свое негативное отношение к радикализму, с какой бы стороны он ни исходил - слева или справа. Однако с некоторых пор в Кыргызстане возникла своя особенная форма радикализма - резко возросшая агрессивность и непримиримость вчерашней неономенклатуры. Едва ли не каждый крупный чиновник (за редким исключением), лишившись по какой-либо причине своего кресла, тут же превращается в непримиримого оппозиционера. Радикализм именно этой категории лиц, на мой взгляд, представляет сегодня для общества наибольшую опасность.

Неконструктивность номенклатурных радикалов в значительной мере объясняется их неспособностью реально оценить политическую ситуацию в стране. Явной переоценкой собственной значимости, своей завышенной шкалой притязаний и требований, негибкостью и бескомпромиссностью они отпугивают и отталкивают от себя не только рядовых кыргызстанцев, но и представителей конструктивной оппозиции. Даже тем, кто поддерживает движение "За реформы!" и Объединенный фронт, становится все очевиднее, как отдельные их лидеры теряют головы, отдаваясь по власть эмоций, демонстрируя воинственную непримиримость, неумение и нежелание слушать и слышать, понять другую сторону.

Особая опасность таится в том, что все чаще хлесткие заявления ультрарадикалов переходят ту грань, за которой начинается разделение людей на "наших" и "не наших", разжигание социальной и региональной вражды. Думаю, в острокризисные периоды подобные выпады не только опасны, но и находятся за границами правового поля.

Наблюдая за поведением наиболее активных участников мирных митингов, а также некоторых правозащитниц, непременных участниц всех показательных шоу псевдозащиты прав граждан, явственно замечаю, как очень часто взвешенная оценка ситуации и трезвый ее анализ подменяются истерическими взвизгиваниями, попытками возбудить общественный психоз. Дело доходит до того, что совершенно естественные действия силовых и правоохранительных структур по наведению элементарного порядка и сохранению стабильности в стране они готовы представить как политические репрессии и гонения на инакомыслящих.

Думается, в этих условиях власть должна проявить твердость, спокойно и хладнокровно делать свое дело, сообразуясь не с кликушествами экзальтированных представителей НПО и заявлениями штатных митинговщиков, а с законами государства и интересами общества.

Наверное, не я один задаюсь вопросом: ради чего нагнетаются страсти и обостряется конфронтация. И, наверное, не только я нахожу наиболее вероятный ответ: ради утоления жажды всевластия. И мало кто из конфликтующих политиков думает о том, как было бы полезно для дела, для страны, для народа, если бы лидеры всех ветвей власти, всех партий, фронтов и движений просто поработали дружно, сообща на благо Кыргызстана.

Кризис власти...

Хорошо осознаю, что политическая борьба - явление неизбежное, а зачастую и просто необходимое. Однако это не мешает мне воспринимать ее в условиях современного Кыргызстана как фатальное зло. Наша беда в том, что усиление противостояния власти и оппозиции, которое наблюдается практически весь последний год, конфронтация между различными политическими силами наносят большой вред возрождению и развитию экономики, создают угрозу стабильности общества, усугубляют кризис власти.

Политическая борьба носит у нас не созидательный, а разрушительный характер, преследует не позитивные, а негативные цели. Общество топчется на месте, потому что имеющиеся социальные и политические силы тянут его в разные стороны. Происходит не сложение, а взаимное вычитание сил. Оппозиция неуступчиво воюет с властью и ни о чем не хочет с ней договориться, мотивируя это тем, что попросту не доверяет президенту и его ближайшему окружению. Прежние привычные механизмы управления утрачены, новые, по большому счету, еще не сложились. Говорить о сколько-нибудь нормальной работе госуправления в этих условиях чрезвычайно сложно.

Одним из важных доказательств кризиса власти служит, на мой взгляд, затянувшаяся общественная нестабильность. Пожалуй, наиболее наглядной иллюстрацией вакуума власти стало то, что даже такие опытные политики, как Ф.Кулов, О.Текебаев, О.Суваналиев, Т.Сариев, М.Эшимканов, казалось бы, хорошо знающие республику и настроения масс, поверили в то, что им удастся отстранить от должности всенародно избранного президента путем так называемого бессрочного мирного митинга. Заметим, митинга не стихийного, не выросшего снизу на дрожжах народного гнева и протеста, а искусственно организованного и состоящего, главным образом, из штатных "митинговых штрейкбрехеров".

Кризис власти я усматриваю также в том, что едва ли не все конфликты последнего времени, возникающие в центре и на местах, не находят логического разрешения. По большей части они просто загоняются внутрь. Возьмем хотя бы нашумевшее дело о диктофонной кассете с тайного собрания группы оппозиционно настроенных депутатов. Тогда было недвусмысленно заявлено, что эти парламентарии готовили государственный переворот. Были названы конкретные имена некоторых заговорщиков. К расследованию дела подключилась Генпрокуратура. И дальше тишина. А что думать нам, рядовым гражданам Кыргызстана? Действительно были посягательства на свержение государственной власти (а это уголовно наказуемое преступление) или президент и премьер-министр поспешили со своими заявлениями? И если справедливо первое, почему государство мирится с тем, что его, а вместе с ним и общество хотели ввергнуть в хаос, а возможно, и что-то похуже? Почему, когда в аналогичном деле были заподозрены безработные шахтеры из Кок-Янгака, их незамедлительно упекли за решетку, а депутатам все сошло с рук?

Хочу быть понятым правильно. Поднимая этот вопрос, я менее всего пекусь о власти имущих. В данном случае я выступаю в защиту своего права и права моей семьи жить в правовом законопослушном государстве, права быть защищенными от беззакония кого бы то ни было - будь то президент, премьер-министр, депутаты парламента или кто-либо еще.

Для меня совершенно очевидна истина: всякий народ вправе ожидать от своего государства и правительства справедливости и применения в определенных ситуациях силы. К сожалению, вынужден констатировать, что ни вчера, ни сегодня наше государство не выполняло и не выполняет своей главной функции - охранять жизнь, благополучие, спокойствие своих граждан.

...и кризис оппозиции

Апрельский бессрочный мирный митинг наглядно показал, что оппозиция в республике тоже переживает не лучшие времена, что и в ее рядах нет былой сплоченности и согласия.

Ирония судьбы. В ходе бессрочного митинга в ноябре 2006 года оппозиция очень нуждалась в Феликсе Кулове, пыталась переманить его на свою сторону. Однако в тот момент Кулов занимал неплохое положение по другую сторону баррикады, оппозиция нуждалась в нем больше, чем он в ней.

Прошло пять месяцев, и ситуация изменилась с точностью до наоборот. Теперь Кулов очень нуждается в поддержке лидеров движения "За реформы!". Однако одни из них не разделяли требования инициированного им бессрочного митинга, другие же не могли забыть ноябрьской обиды. Словом, ожидаемой поддержки оппозиционных сил лидеры Объединенного фронта не получили. Скажу больше. Появление Феликса Кулова в движении оппозиционных сил не усилило, не объединило его, а, напротив, внесло в него раскол, ослабление.

Во-первых, не все лидеры оппозиции разделяют и поддерживают радикализм Кулова. А во-вторых, и это, пожалуй, важнее, приход "народного генерала" в противостоящий официальной власти лагерь был воспринят некоторыми представителями фронта как вторжение еще одного медведя в обжитую ими берлогу. Причем медведя, претендующего на роль единоличного и безоговорочного вожака. С этим многие идеологи движения "За реформы!" согласиться просто не могут.

И хотя, открывая байтикское "народное собрание", Кулов говорил, что специально не стал приглашать на него видных политиков, надо полагать, что даже если такое приглашение и последовало бы, круг участников расширился ненамного.

Наблюдая за настроениями граждан, прислушиваясь к их высказываниям, все больше убеждаюсь, что значительная часть кыргызстанцев давно утратила веру в красиво говорящих, но не способных на эффективные практические действия представителей оппозиции. Зато все большее доверие и симпатии масс завоевывают политики, избегающие крайностей и придерживающиеся середины, которая совершенно не случайно издавна названа золотой.

Нас, кыргызстанцев, не так уж много. Точнее даже, нас мало. Всего пять миллионов. И трудно понять, почему вроде неглупые с виду политики никак не могут уяснить простую и очевиднейшую истину: наша сила только в единении, и только в солидарности наше спасение.




Угроза из "Манаса"

Военно-промышленный курьер 16 - 22 мая 2007

Андрей Корбут

Авиабаза имени Ганси становится важным объектом политического влияния США в Центральной Азии

Французские документалисты создали фильм, в котором попытались показать технологии "цветных" революций в Сербии и странах СНГ, в том числе "тюльпанового" переворота в Киргизии, произошедшего в марте 2005 г. В фильме утверждается, что везде за сменой режимов стояли американские так называемые неправительственные организации, среди которых фонд Джорджа Сороса, принимавший опосредованное участие в свержении президента Аскара Акаева. Однако, как считает доктор исторических наук, профессор Киргизско-российского Славянского университета Александр Князев, Соединенные Штаты, поддержав тогда действия оппозиции, никак не ожидали, что новый руководитель страны Курманбек Бакиев станет еще более лояльным к политике Москвы, а "заодно Пекина и Ташкента". Характерно, что французский фильм был показан как раз в то время, когда в Киргизии разворачивалось очередное противостояние - на этот раз между нынешним президентом Курманбеком Бакиевым и новой оппозицией.

Александр Князев уверен, что "приход к власти Курманбека Бакиева стал серьезным проколом американской политики". Мол, поэтому у "США возникает потребность в реванше", поскольку такой "разворот" киргизского президента напрямую затрагивает, помимо целого ряда геополитических интересов, совершенно конкретный американский интерес из области практической политики - функционирование военной авиабазы имени Питера Ганси в аэропорту "Манас".

С выводами профессора можно согласиться, поскольку американское присутствие в Центральной Азии в последние годы, особенно после вывода в 2005 г. авиабазы Пентагона из Узбекистана, "сжималось" как шагреневая кожа. База имени Ганси для американцев представляет не только чисто прагматический интерес, она и стратегический объект, нацеленный на будущее. Более того, независимые военные эксперты рассматривают "Манас" как важный элемент американской разведки, в том числе в отношении иранских, российских и китайских военных объектов. Скажем, бывший заместитель начальника оперативного управления Главного штаба Вооруженных Сил Киргизии Леонид Бондарец заявил, что базу имени Ганси американцы еще в 2002 г. рассматривали как основной район, откуда они смогут наносить удары по потенциальным угрозам "на всей территории от Восточной Европы до Тихого океана". Леонид Бондарец подчеркивает, что у него нет сомнений в том, что благодаря "Манасу" "США получили возможность вести разведку на территории всей Центральной Азии и части Казахстана. По некоторым оценкам, под контролем радиотехнических и электронных средств ВВС США оказались космодром Байконур, центр космического слежения в районе Нурекской ГЭС, средства ПВО, воинские части и соединения, военные полигоны государств-членов ШОС и ОДКБ". Эксперт уверен, что особое внимание американцев приковано также к приграничным районам Китая. Их в первую очередь интересует ядерная инфраструктура КНР.

Леонид Бондарец не исключает, что в будущем при определенных обстоятельствах США могут использовать с базы имени Ганси воздушные разведчики системы АВАКС. Эти самолеты, как известно, способны во взаимодействии со спутниками вскрыть систему обороны любой страны на глубину до 400 километров и осуществлять радиоэлектронные перехваты в радиусе до 600 км. Два года назад, кстати, киргизский МИД признал, что американская сторона обращалась с просьбой разместить в аэропорту "Манас" такие машины. Посольство США в Бишкеке решительно опровергло эту информацию. Однако, как известно, дыма без огня не бывает: А в прошлом году командующий силами дальнего радиолокационного обнаружения НАТО генерал-майор Гарри Винтербергеб подтвердил прессе, что вопрос этот с повестки дня не снят: "В ближайшем будущем нам придется выбирать один из двух вариантов применения АВАКСов: либо гонять их издалека с дозаправками, либо найти базу поблизости...". И это как раз и есть "Манас".

Даже за ракетными шахтами Байконура, как уверены эксперты, пытаются следить с базы имени Ганси.

От взгляда наблюдателей не ускользнул тот факт, что Соединенные Штаты, заключив с Киргизией летом прошлого года контракт на аренду авиабазы на сумму около 150 млн. долларов, ведут себя нагло и вызывающе. Осенью в международном аэропорту "Манас" по вине американской стороны столкнулись самолет-заправщик КС-135 и пассажирский Ту-154. Происшествие обошлось без жертв, но киргизский лайнер получил серьезные повреждения. Компенсация за этот инцидент до сих пор не выплачена. Другой факт для беспокойства киргизской общественности еще более отвратителен: 6 декабря 2006 г. военнослужащий США Закари Хэтфилд двумя выстрелами из пистолета хладнокровно убил гражданина Киргизии Александра Иванова. 15 декабря парламент Киргизии рассматривал вопрос о выводе авиабазы с ее территории. Шумиха вокруг этого дела постепенно спала, но сейчас, похоже, разгорается вновь.

Как выясняется, Закари Хэтфилд, заочно обвиняемый Главным следственным управлением МВД Киргизии по ст. 97 части 1 Уголовного кодекса Киргизии (умышленное убийство), 22 марта этого года покинул территорию республики и находится сейчас в США. За время, прошедшее с момента убийства Александра Иванова, МИД Киргизии направил не менее трех нот в адрес Госдепа, требуя предоставить сотрудникам местных силовых структур, проводящим следствие, доступ к солдату Закари Хэтфилду, предоставить пистолет, из которого был застрелен киргизский гражданин, для проведения баллистической экспертизы или хотя бы дать возможность снять у американского солдата отпечатки пальцев. Ни одна из этих просьб не выполнена.

Комиссия по правам человека при президенте Киргизии заявила на днях, что будет добиваться снятия дипломатического статуса с военнослужащих авиабазы имени Ганси. При этом председатель комиссии Турсунбек Акун объявил о намерении взять под свой контроль дело о расследовании убийства Александра Иванова солдатом США. Между тем пока официальный Бишкек не ставит вопрос о закрытии базы международных коалиционных сил в аэропорту "Манас". А на днях посол Соединенных Штатов в Киргизии Мари Йованович в очередной раз заявила о том, что авиабаза "будет существовать, пока не исчезнет угроза терроризма в Афганистане".




"Ганси", оставляющая вдов

19.05.2007 Литер (Казахстан)

Руслан Андреев (Бишкек)

Парламент Кыргызстана намерен предъявить счет американской авиабазе

В конце мая комитет по обороне и безопасности Жогорку кенеша Кыргызстана будет рассматривать вопросы пребывания в бишкекском аэропорту "Манас" авиабазы ВВС США "Ганси". Поводом для парламентского разбирательства послужило убийство американским военнослужащим гражданина Кыргызстана, водителя топливозаправщика Александра Иванова.

Адвокаты вдовы погибшего сотрудника "Манаса" настаивали на том, чтобы власти США не вывозили с территории республики офицера коалиционных сил, обвиняемого в совершении преступления. Однако добиться этого им не удалось, а кроме того, теперь защитники Закари Хэтфилда пытаются подменить понятие "преступление" на более приятное слуху словосочетание "трагический инцидент" при исполнении служебных обязанностей. Однако Галина Скрипкина, адвокат вдовы Александра Иванова, считает, что "американский военный действовал в соответствии с инструкциями по ликвидации противника в случае возникновения угрозы, но при этом погибший сотрудник аэропорта "Манас" не представлял никакой угрозы для Хэтфилда". По ее мнению, правительство Кыргызстана заняло соглашательскую позицию с властями США.

Не удовлетворен ходом расследования этого преступления и руководитель парламентского комитета по обороне Рашид Тагаев. "Мы контролировали этот процесс, делали запросы, но не удовлетворены ходом следствия. Оно до сих пор не закончено по той причине, что наши правоохранительные органы не смогли допросить военнослужащего, который около месяца назад улетел на родину", – говорит депутат. Он сообщил, что на заседание комитета по обороне и безопасности парламента приглашены посол США в Кыргызстане, главы МИД и МВД, руководители Генеральной прокуратуры и Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ). "Необходимо принять объективное решение и дать его на исполнение правительству и силовым структурам, определив конкретные сроки его реализации", – заявил Рашид Тагаев.

Несмотря на то что правоохранительные структуры Кыргызстана мобилизовались для решения поставленной задачи, американская сторона прилагает все усилия, чтобы "спустить" данный инцидент на тормозах, а проще говоря, просто забыть о нем. Сегодня на балансе оборонного ведомства Соединенных Штатов числится порядка 737 военных баз, большая часть из которых расквартирована за рубежом. А потому инцидент, подобный случаю в "Манасе", для Пентагона носит заурядный характер. В связи с этим судебное разбирательство по факту убийства кыргызского гражданина способно создать неприятный для США прецедент, а главное, спровоцировать "эффект домино", когда на американское правительство смогут подать в суд представители других стран. Едва ли такой поворот событий с многомиллионными убытками за компенсацию входит в планы Пентагона.

Однако кыргызских парламентариев такое положение дел не смущает. По мнению Рашида Тагаева, база находится на территории Кыргызстана, и поскольку речь идет о жизни граждан республики, американцы должны соблюдать местные законы. "Аэропорт – это ведь не территория авиабазы. Поэтому здесь ВВС США не могут хозяйничать. Не надо забывать и про странное исчезновение в сентябре 2006 года офицера ВВС США Джил Метцгер. Когда через трое суток ее обнаружили около города Канта, прибывшие американские солдаты раскидали всех, в том числе милиционеров, разбили камеру журналистам. Что это за отношение? Это же неуважение! Надо все это прекращать, должны быть порядок и дисциплина!" – резюмирует Тагаев.

Кстати, список претензий к коалиционным войскам перечисленными инцидентах не заканчивается. Так, несколько лет назад американский офицер, управляя джипом, сбил жительницу Бишкека и нанес ей тяжелые увечья, но его "прикрыл" статус дипломатической неприкосновенности. Ущерб был нанесен и национальной авиакомпании "Кыргызстан", самолеты которой серьезно пострадали от борцов с международным терроризмом. "Тайной за семью печатями" остаются для широкой общественности и результаты пересмотра соглашения о пребывании авиабазы, заключенного между правительствами США и Кыргызстана. После мартовских событий президент Бакиев однозначно заявлял, что американское правительство должно платить за аренду "Манаса" по рыночным расценкам.

"Какие суммы получает наша страна за нахождение базы на своей территории? Все поступающие средства за пребывание базы должны работать на народ Кыргызстана! Если же защищать интересы трех-четырех "крутых" бизнесменов, получающих доход от сотрудничества с американцами и которым никто ничего не может сделать, тогда этой авиабазе здесь не место!" – подчеркнул Рашид Тагаев. К примеру, ранее общественные организации распространяли информацию о том, что аренда огромных площадей в Чуйской области обходится госбюджету США всего лишь в 4 тысячи долларов в год. Согласно официальным данным, за период с 2001 по 2005 год от пребывания сил коалиции в бюджет Кыргызстана поступило только чуть более 8 млн долларов. "Цифры называют разные, поэтому вопросов много. Пусть нам покажут сам договор, мы его рассмотрим. Доход фирм-поставщиков – это одна сторона, а вот то, что непосредственно поступает в казну государства от базы "Манас", – это другая. Нам необходимо знать, по каким статьям и в каком виде американцами производится оплата", – убежден Рашид Тагаев.

Пугает депутатов и то, что из-за авиабазы "Ганси" Кыргызстан, в случае начала военных действий США против Ирана, может попасть под иранский обстрел. А это, в свою очередь, неизбежно затронет и другие страны региона. "Если возникнет вооруженный конфликт, американцы начнут наносить удары по ближневосточной стране с нашей территории. И авиабаза не будет простаивать без дела, несмотря на декларации о том, что она предназначена только для обслуживания войск в Афганистане. Здесь будет наращиваться войсковой и технический потенциал. По моим данным, в сравнении с остальными американскими военными пунктами авиабаза "Ганси" находится к Ирану ближе всего. И не исключена возможность нанесения Тегераном ответных ударов. А разве это нужно Кыргызстану? Нет, конечно", – говорит Рашид Тагаев.

Точку зрения парламентария разделяют и многие влиятельные политики, которые убеждены в том, что Пентагон не будет искать обходных путей для нанесения авиаударов по Тегерану, а воспользуется самым коротким – аэропортом "Манас".




А было ли отравление?

25.05.2007. Республика (Казахстан)

Александр Бельский

Сам премьер утверждает, что было, но эксперты отнеслись к его словам недоверчиво

Настоящая детективная история произошла на днях в Кыргызстане с премьер-министром республики Алмазом АТАМБАЕВЫМ. Он считает, что его пытались отравить.

Произошло все это, по словам главы кыргызского правительства, 11 мая. «Меня отравили прямо в моем рабочем кабинете, – заявил он журналистам в Бишкеке. – Я выпил стакан воды, после чего потерял сознание и не приходил в себя двое суток». В том, что это было именно отравление, Атамбаев не сомневается. «Две недели мне прочищали кровь, и только сейчас я стал себя чувствовать чуть лучше», – сказал кыргызский премьер. Кто мог стоять за покушением на его жизнь, премьер не пояснил, отметив только, что «не может кого-то конкретно подозревать» и что вообще врагов у него «очень много». В то же время он подчеркнул, что, несмотря на покушение, не покинет свой пост. «Я не люблю, когда меня запугивают», – заявил Атамбаев.

Странное поведение премьера

Мнения местных наблюдателей в отношении рассказа премьера резко разделились.

Часть кыргызских СМИ обратила внимание на то, что пятидесятилетний премьер-министр действительно плохо выглядел в последнее время и вплоть до своего сенсационного заявления о покушении не только передвигался лишь при поддержке своих телохранителей, но даже и говорил с трудом. В качестве причины возможного покушения на премьера эти СМИ выдвинули версию, что ко всему этому может иметь отношение ситуация, которая сложилась вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода по производству поликремния. В этой связи они привели слова самого Атамбаева, который неоднократно заявлял, что в связи с последними решениями правительства, в частности по национализации «Кристалла», ему угрожают физической расправой.

Однако большинство других наблюдателей высказывают сомнения в правдивости сенсационного рассказа Атамбаева. В первую очередь, у них возникает вопрос, почему, если отравление имело место, премьер так долго молчал о нем? Более того, Генеральная прокуратура Кыргызии уже официально заявила, что Атамбаев не обращался в правоохранительные органы в связи с отравлением, и поэтому никакого уголовного дела по этому факту не было возбуждено.

Как заявил в этой связи первый заместитель начальника Службы государственной охраны Кыргызстана, отравление представляется сомнительным уже только по той причине, что сейчас, когда прошло столько времени, установить, было ли оно на самом деле, почти невозможно. «Мы не располагаем какими-либо доказательствами того, что глава правительства страны был отравлен… Второй человек в Кыргызстане при любых малейших признаках нездоровья должен был незамедлительно подвергнуться обследованию медиков. Для этого у нас существует лечебно-оздоровительное управление... Но он туда не обращался почему-то», – подчеркнул он.

В свою очередь представитель Минздрава сообщил, что «по прошествии более 10 дней проводить исследования достаточно сложно… прошло уже слишком много времени, и яд может быть почти полностью выведен из организма».

Атамбаева ждет отставка?

Хотя официальных выводов, даже предварительных, в отношении состояния здоровья Атамбаева медицинские службы Кыргызии пока так и не сделали, эксперты комментируют ситуацию не в его пользу.

«Заявление Атамбаева, скорее всего, не имеет под собой никакой реальной почвы и просто имеет целью увеличить свой авторитет и популярность в нашем обществе, – заявил кыргызский политолог Нур ОМАРОВ, считающий, что за два месяца его премьерства в экономике и социальной сфере Кыргызии не произошло никаких реальных изменений. – Даже когда он позиционировал себя как руководитель высокого уровня и попытался повлиять на какие-то экономические вопросы, это ни к чему не привело. Потому что ситуация такова, что основные рычаги управления до сих пор находятся у президента, и премьер по сути остается технической фигурой».

С этим мнением согласен и российский политолог Александр КНЯЗЕВ. По его словам, «пока еще сложно судить об истинности слов» премьер-министра, однако «надо отметить, что в последние годы среди кыргызских политиков появилась склонность к дешевому самопиару». В этой связи он привел пример о том, что сообщения местных политиков о попытках покушения на их жизнь, как правило, не находили затем подтверждения.

Вероятно, считает политолог, Атамбаев действительно неспособен влиять на обстановку в стране. «Поэтому заявление премьера можно расценивать как признак его скорой отставки. Честно говоря, я думал, что процесс размежевания премьера и президента Кыргызии начнется осенью – до этого надо было спокойно провести саммит ШОС», – отметил Князев.




Россия и Киргизия: как снова быть вместе?

25.05.2007. Слово Кыргызстана

Кифаят Аскерова

Марат Султанов остался доволен итогами недавней трехдневной поездки парламентской делегации в Россию

Визит, как известно, был ответом на приглашение председателя Госдумы Бориса Грызлова. Запланированного выступления торага в Госдуме не состоялось, поскольку в эти же дни проходил саммит России и ЕС и депутатское собрание не заседало. Что до остальной части программы, то она, как рассказал на пресс-конференции спикер, была выполнена с лихвой. Депутаты побывали и в Думе, и Совете Федерации, и правительстве, и различных ведомствах - например, в Федеральной миграционной службе встретились с кыргызской диаспорой в Москве.

Главный итог: достигнуто Соглашение о межпарламентском сотрудничестве в миграционной политике, об интеграции в образовании, культуре и торговле. Константин Ромодановский, руководитель Миграционной службы, отметил, что наиболее плодотворное сотрудничество у России в вопросах миграции наблюдается с Кыргызстаном. Однако проблем еще много. В частности, россияне обратили внимание на то, что многие кыргызстанцы, едущие на заработки из глубинки, плохо знают русский язык, что создает проблемы и им, и принимающей стороне. Мы согласились, говорит спикер, и предложили, чтобы и Россия внесла свой вклад в развитие русского языка в Кыргызстане: помогала готовить преподавателей русского языка, увеличила число часов вещания РТР (в том числе в отдаленных селах), подняла квоту для наших ребят в вузах России. В Кыргызстане, как выразился Султанов, примерно 1 миллион избыточных трудовых ресурсов, а в России - их дефицит. Было бы разумно совместно с россиянами готовить в ПТУ ребят определенных специальностей, а срок регистрации наших мигрантов в России продлить с трех дней до трех месяцев, поскольку за несколько дней нереально завершить все бумажные дела. "Законодатель должен создать такие условия,- говорит спикер, - чтобы человек не был вынужден нарушать закон". Кыргызская сторона обратила также внимание на то, что хорошо было бы, если бы Путин в дополнение к программе содействия добровольному переселению соотечественников в Россию поддержал бы их на местах, в тех краях, где они живут. Идет отток, и очень сильный. За годы независимости доля русскоязычных в структуре населения Кыргызстана упала с 60 до 17 процентов, а в некоторых областях - еще ниже. Россияне в ответ справедливо заметили, что они рады бы инвестировать нашу экономику, но не в форме заемов, а участия. Однако кыргызстанские законодатели им самим этого не позволяют. Тому пример - Камбаратинские ГЭС, в завершении строительства которых Россия давно желает участвовать.

Делегация ЖК побывала также на туристической выставке-ярмарке, где с удовлетворением заметила: брэнд нашей страны узнаваем. Россияне сказали,что рады бы ехать на Иссыккуль отдыхать, но останавливают транспортные неудобства и качество сервиса, несоизмеримое с ценами. Например, 10-дневная только поездка в Анталию стоит $ 1 000, столько же дорога на Иссыккуль и обратно. Одним словом, нам в который раз посоветовали учиться принимать гостей.

Журналисты воспользовались возможностью и засыпали спикера вопросами об актуальнейших событиях в жизни и страны, и за рубежом. Марат Султанов, который с тех пор как стал спикером, установил правилом для себя не давать блиц-интервью в коридорах и холлах, компенсировал это неудобство одним большим интервью для всех, добросовестно ответив абсолютно на все вопросы, в том числе и не совсем удобные.

Что он думает по поводу активно обсуждаемой после апрельского визита президента Казахстана возможности союза с этой страной? "Бывшим республикам СССР, у которых много общего, сам Бог велит стремиться к уровню интеграции даже более высокому, чем в Евросоюзе, - считает спикер. - Этот вопрос обсуждался и во время визита в Москву. Поэтому нам легче интегрироваться и создавать единое экономическое информационное и денежное пространство. - Чем меньше границ, тем лучше для малых стран. И тем не менее это вовсе не означает, что мы хотим расстаться с суверенитетом... Мы не хотим быть областью, краем других государств. Мы хотем строить партнерство в пределах взаимного уважения и независимости". Вполне возможно, что бывшие республики СССР, за исключением, быть может, трех-четырех, вновь создадут некий союз с единым экономическим пространством. Чем он будет отличаться от СНГ? Тем, что Содружество образуют страны с различными приоритетами. Поэтому у Грузии и Украины возникают противоречия с Россией. В новом союзе - таком, каким он видится Марату Султанову, - партнеров должен объединять общий взгляд на все вопросы совместного развития.

Как смотрят российские власти на положение нового закона Кыргызстана о гражданстве, который недавно принят Жогорку Кенешем и ждет подписи Президента в его канцелярии? В соответствии с этим законом кыргызстанцы, как известно, приобретают право, оставаясь гражданами своей страны, вступать в гражданство других государств, за исключением четырех сопредельных (Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Китая). Россияне (этот вопрос тоже обсуждался во время поездки депутатов в Москву) говорят: пожалуйста, мы и раньше были не против того, чтобы наши граждане вступали в гражданство другой страны, но мы против того, чтобы граждане другой страны одновременно являлись и гражданами нашей. Иными словами, чтобы принять российское подданство, вы должны выйти из кыргызстанского, а потом снова войти в него. Одно утешает: Марат Султанов обещает добиваться упрощенной процедуры получения гражданства как в нашей стране, так и в России. И еще: для того чтобы институт двойного гражданства заработал, не требуется межправительственного соглашения. Достаточно внести соответствующие поправки в законы. В ближайшее время и россияне, и наши обещают заняться этим.

Каковы перспективы пребывания в Кыргызстане авиабазы им. Ганси? Что, если американцы захотят использовать ее для удара по Ирану? Спикер сказал, что несколько недель назад он поднимал эту проблему на встрече с послом США Мари Йованович и тогда подчеркнул, что соглашение допускает использование базы только для проведения операций в Афганистане. И поэтому Кыргызстан не заинтересован в том, чтобы его территория использовалась против стран - наших союзников или вообще других государств, например Ирана или Ирака. "Если это произойдет, то мы будем разговаривать по-другому", - сказал спикер.

И, наконец, последний вопрос на засыпку: что думает Марат Султанов по поводу предоставленного 18 мая парламентом Казахстана права Нурсултану Назарбаеву баллотироваться в президенты бесконечное число раз? "Назарбаев, конечно, великий политик, - заявил торага, - но все же нет ни одного народа, где не было бы незаменимых лидеров... Например, в России складывается феноменальная ситуация: за семь лет рейтинг действующего президента ни разу не упал, только поднимался, и тем не менее Путин объявляет, что Конституция для него подобна "священной корове" и он не имеет права баллотироваться в третий раз.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ