Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №170(01.06.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

13 мая. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поздравил граждан республики с Днем Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. "Главные символы нашей страны – это история и будущее белорусского государства, воплощение идеи национального единства, важнейшие атрибуты суверенитета и независимости Отечества", - отметил Лукашенко.

14 мая. Заместитель министра иностранных дел РБ Валерий Воронецкий в Минске заявил о том, что Белоруссия заинтересована в развитии полномасштабного взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с Германией. Воронецкий подчеркнул неизменность отношения белорусской стороны к ФРГ как к одному из приоритетных партнеров и высказал удовлетворение динамикой развития торгово-экономических связей между двумя странами за последние годы.

14 мая. Белорусские СМИ распространили информацию о том, что доля белорусской стороны в создаваемом в Венесуэле совместном белорусско-венесуэльском предприятии по сейсморазведке "СейсмоВенБел" составит 40%. Планируется, что белорусско-венесуэльское СП будет осуществлять сейсморазведочные работы на месторождениях нефти в Венесуэле.

15 мая. Министерство иностранных дел Республики Беларусь в связи с 15-й годовщиной подписания Договора о коллективной безопасности сообщило, что Белоруссия рассматривает ОДКБ в качестве одного из основных элементов обеспечения национальной безопасности.

15 мая. Желание тесно сотрудничать с белорусскими демократическими силами высказали депутаты парламента Великобритании во время встречи с одним из функционеров белорусской оппозиции Александром Милинкевичем.

15 мая. 51-я смешанная артиллерийская группа и управление ракетных войск и артиллерии Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии в рамках учебного сбора были приведены в высшие степени боевой готовности. Были также развернуты пункты приема личного состава и техники.

 16 мая. Освобожденная в Нигерии гражданка Беларуси Ирина Экпо-Умо ранена, но чувствует себя нормально. Об этом сообщил БЕЛТА по телефону советник посольства России в Лагосе Виктор Гончаров. Вопросами освобождения белорусской гражданки по просьбе МИД РБ занималось посольство России в Нигерии, поскольку в Лагосе нет белорусского диппредставительства.

16 мая. Президент Белоруссии Александр Лукашенко направил приветствие участникам Всероссийской встречи писателей в Белгороде, посвященной Году русского языка. «Русский язык - это величайшее культурное наследие всех славянских народов, мощный фактор объединения людей, средство межнационального и международного общения», - подчеркнул президент.

16 мая. Россельхознадзор дал разрешение на поставку мясной продукции в российские регионы еще 12 белорусским мясоперерабатывающим предприятиям. Это право получили Березовский мясоконсервный комбинат, Борисовский, Волковысский, Гродненский, Слонимский, Пинский, Витебский, Глубокский, Минский мясокомбинаты, а также ИП "Глобан" (Витебск), ИП "Белдэнсан" (Брест), СП "Евротрейд" (Брест).

16 мая. Специалисты Псковского областного управления Россельхознадзора задержали две машины, незаконно перевозившие 1,5 т. говядины из Белоруссии в Россию. Ранее в Белгородской области задержали машину, в которой перевозилось 7,5 тонн говядины с белорусского предприятия, которое не получило разрешение на экспорт мяса в Россию.

17 мая. Первый заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко заявил, что поставки нефтепродуктов являются одной из основных статей белорусского экспорта. Белоруссия и в дальнейшем намерена бороться за рынки сбыта своей продукции, которая соответствует европейским стандартам при относительно низкой цене, - отметил Семашко.

17 мая. В Екатеринбурге глава Счетной палаты России Сергей Степашин заявил, что основным препятствием создания Союзного государства России и Белоруссии является вопрос введения единой валюты. «Если мы сможем развязать эту ситуацию, то многие вопросы будут сняты», - сказал Степашин.

18 мая. Завершилось командно-штабное учение Западного оперативного командования Белоруссии. Основная цель учения - проверка состояния и возможностей управления Западного оперативного командования, управлений соединений и воинских частей выполнять задачи по предназначению в любых условиях обстановки.

18 мая. Премьер-министр России Михаил Фрадков одобрил предложения Минпромэнерго по проектированию второй очереди Балтийской трубопроводной системы и подписал распоряжение, в котором поручил Минпромэнерго и «Транснефти» обеспечить подготовку документации, необходимой для начала строительства. В Минпромэнерго отметили, что строительство БТС-2 не приведет к отказу от эксплуатации белорусского участка нефтепровода «Дружба».

19 мая. Президиум гродненского областного общественного объединения «Белая Русь» в рамках республиканской общественно-культурной и патриотической акции «За независимую Беларусь» выступил с обращением к гражданам Белоруссии о создании общереспубликанской пропрезидентской партии. Председатель президиума «Белая Руси» Витольд Пестис подчеркнул, что главная цель создания республиканского объединения — поддержка курса, проводимого президентом Александром Лукашенко, и вовлечение граждан в дальнейшее строительство процветающей и независимой Белоруссии.

21 мая. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Белоруссии Николай Верховец информировал о том, что Россия не отменила, как это предусматривалось белорусско-российским межправительственным соглашением о создании равных условий в торговле, сбор за оформление удостоверений временного ввоза белорусских автомобилей.

21 мая. Глава белорусского государства Александр Лукашенко на встрече в Минске с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом заявил, что отношения Белоруссии и Ирана вышли на уровень стратегического партнерства. Основное внимание стороны уделили возможностям наращивания взаимного товарооборота и расширения инвестиций, сотрудничеству в нефтегазовой сфере. Состоялся обмен мнениями по актуальным международным проблемам. По словам президента Ирана, его страна заинтересована во взаимодействии с Белоруссией в политической сфере.

 22 мая. Вопросы сотрудничества обсудили на встрече первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в резиденции «Заславль». Семашко особо подчеркнул важность подписанных соглашений о сотрудничестве между Национальным банком Беларуси и Центральным банком Ирана.

 22 мая. В Минске СП ЗАО «Юнисон» и промышленная группа Iran Khodro подписали пакет документов по развитию в Белоруссии совместного производства легковых автомобилей Samand.

22 мая. В Минске открылась 4-я Международная выставка вооружения и военной техники "MILEX-2007".  

23 мая. По сообщению газеты «Беларусь сегодня» республика возобновила экспорт сырой нефти, добываемой на ее территории «Белоруснефтью». Возобновление поставок за рубеж нефти стало возможным с принятием указа президента, установившего нефтяникам размер субсидий в объеме 90% экспортной пошлины.

24 мая. Вопросы укрепления военного сотрудничества были обсуждены на двусторонних встречах министра обороны Белоруссии Леонида Мальцева и руководителей иностранных военных делегаций, прибывших для участия в международной выставке вооружений и военной техники "Мilex-2007". Министерство обороны РБ посетили руководитель оборонного ведомства Азербайджана ген.-полк. Сафар Абиев, министр обороны Судана ген.-л. Абдельрахим Мухаммед Хусейн, заместитель начальника Генерального штаба Армии и Вооруженных сил Сирии корп. ген. Дауд Абдулла Ражха и делегация Китая.   

25 мая. В Бресте глава белорусского государства отметил, что Белоруссия преодолевает кризисные явления, и нужно принимать, как данность, суверенный курс белорусского государства. Развитие белорусско-российских отношений зависит от позиции России, - сказал Лукашенко.

25 мая. В пограничном пункте пропуска Каменный Лог – Мядининкай прошли белорусско-литовские переговоры. В переговорах с белорусской стороны приняли участие министр иностранных дел РБ С.Мартынов, министр транспорта и коммуникаций РБ В.Сосновский и первый заместитель председателя Государственного комитета погранвойск РБ В.Зайцев. Литовскую сторону представляли министр иностранных дел Литовской Республики П.Вайтекунас, заместитель министра транспорта и коммуникаций Ч.Шикшнялис, заместитель командующего Службы охраны государственной границы В.Новиковас. Стороны подчеркнули приверженность двух стран развитию сотрудничества на принципах добрососедства, равноправия и взаимоуважения. Были обсуждены меры по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, усилению взаимодействия в энергетике, экологии, использовании водных артерий, связывающих Белоруссию и Литву.

26 мая. Завершился  рабочий визит в Минск делегации Совета государств Балтийского моря во главе с директором Секретариата организации Габриэлой Кётшау. Основной целью визита являлось изучение и оценка возможностей расширения практического сотрудничества между рабочими органами СГБМ и соответствующими учреждениями и организациями Белоруссии.

26 мая. В Минске состоялось очередное заседание Межбанковского валютного совета центральных банков Белоруссии и России. Участники заседания проанализировали экономическую ситуацию и ход реализации основных направлений денежно-кредитной политики в Белоруссии и России в 2006 году и I квартале 2007 г. и основные задачи по их выполнению на II и III кварталы 2007 года, включая политику валютного курса. Стороны обменялись также мнениями о работе банковских систем двух стран и перспективах их развития.

28 мая. Совет Республики Национального собрания единогласно одобрил законопроект «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», принятый ранее Палатой представителей во втором чтении. Проект закона предусматривает изменение условий предоставления льгот и почти на треть сокращает финансирование социальных льгот для граждан республики. По мнению разработчиков документа, упорядочение льгот позволит привести законодательство о льготах в соответствие с экономическими и финансовыми возможностями республики, решить проблему бюджетного недофинансирования, устранить необоснованные различия в социальной поддержке инвалидов. Принятие проекта закона сократит выплаты гражданам, нуждающимся в социальной помощи, на сумму свыше 168 млрд. белорусских руб.

29 мая. Президент РБ Александр Лукашенко в Минске на встрече с делегацией Сибирского федерального округа заявил о том, что Белоруссия готова к серьезному союзу с Россией, но не войдет в состав Российской Федерации, поскольку «это не нужно и это даже вредно». При этом Луакшенко подчеркнул, что в союзном строительстве абсолютно ничего не зависит от Белоруссии, а Россия не выполняет соглашение с республикой о снятии ограничений во взаимной торговле. Александр Лукашенко отметил также, что Белоруссия имеет огромный экономический интерес на Западе.

29 мая. Согласно данным Национального банка Беларуси реальный курс белорусского рубля за январь-апрель снизился к «корзине валют» стран – основных торговых партнеров Белоруссии на 2,1% по сравнению с декабрем 2006 г. При этом реальный курс белорусского рубля к российскому за январь-апрель снизился на 2,9% по сравнению с декабрем 2006 г.

1 июня. В Белоруссии введены ограничения на движение большегрузного транспорта по автомагистралям республики с асфальтобетонным покрытием. До конца лета в дневное время суток (с 10.00 до 22.00) при температуре воздуха выше 25 С будет ограничиваться движение большегрузных транспортных средств.




Проблемы РПЦ в Белоруссии

Александр Фадеев, Владислав Лосев

В конце апреля с.г. произошло уникальное и знаковое событие в истории Белорусского Экзархата РПЦ - был при необычных обстоятельствах рукоположен двенадцатый епископ. Епископом Бобруйским и Быховским на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был избран Серафим (Белоножко). Необычность и новизна ситуации состояла в том, что клирик минского Свято-Духова кафедрального собора иеромонах Серафим был избран 27 марта, возведен в сан архимандрита 1 апреля, 21 апреля наречен епископом, а 22 апреля 2007 года рукоположен. В целом это свидетельствует, что Белорусский Экзархат РПЦ воспринял и разделяет новую политику Московской Патриархии, когда в архипастыри стремительно выдвигаются самые образованные представители молодой генерации иеромонахов, заслуживших всеобщее расположение и любовь прихожан.

Владыка Филарет возглавил богослужение в честь Жировичской иконы Божьей МатериПри этом стоит особо подчеркнуть, что служение РПЦ на своей канонической территории в Белоруссии в последние годы связано с преодолением  значительных сложностей объективного и субъективного характера. На  белорусской земле сегодня сосуществуют 2953 официально зарегистрированных религиозных общин самых разных конфессий. Христианство представлено в республике наиболее широко Русской Православной Церковью,  Римско-католической церковью и двенадцатью различными деноминациями протестантского направления. 13 общин имеет греко-католическая (униатская) церковь, Армянская апостольская церковь и  католики латинского обряда – по одной общине.

Наиболее активна в Белоруссии среди вселенских церквей – Римско-католическая церковь, инициируемая папским престолом. В 1990-е годы Ватикан неоднократно выпускал специальные распоряжения об организации активной «экуменической» работы на территории Белоруссии. Значительный импульс в русле распространения католицизма был придан в свое время декретом папы Римского Иоанна Павла II о коронации чудотворных икон (осуществлены коронации Брестской, Будславской и Логишинской икон Божией Матери). С 1999 года в Белоруссии действует созданная Ватиканом Конференция католических епископов, в которую входит 4 епископа во главе с кардиналом К. Свентеком. Структура РКЦ в Белоруссии включает четыре епархии – Минско-Могилевскую, Гродненскую, Пинскую и Витебскую, 427 костелов, семь женских монастырей, две высших духовных семинарии, другие учебные заведения и более трехсот воскресных школ при храмах.

За последние двадцать лет количество общин Римско-католической церкви в Белоруссии выросло в несколько раз – с 121 до 440. Римско-католическая церковь опережает РПЦ по количеству, архитектурным достоинствам и богатству убранства действующих и строящихся на территории РБ культовых зданий. После организованных Ватиканом коронации чудотворных икон и торжественных многотысячных шествий католиков с проносом фигуры Фатимской Божией Матери от костела к костелу по всей территории Белоруссии значительно вырос приток верующих (главным образом женщин) в общины РКЦ. В лоно Римско-католической церкви перешла часть униатов, в основном представители интеллигенции. Сегодня Римско-католическая церковь пытается  вовлечь в сферу своего влияния белорусскую молодежь путем организации для молодых людей специальных (бесплатных) паломничеств, сборов и лагерей, богослужений под гитару и т.п. Последняя волна верующих, пришедших в общины РКЦ, в целом отличается высоким образованием и повышенной социальной и трудовой мобильностью.

Сдерживающим фактором распространения влияния Римско-католической церкви в Белоруссии, прежде всего в ее восточных регионах,  является приверженность ее клира к одному этносу – полякам (их в общинах римо-католиков почти половина), богослужение преимущественно на польском языке и, в какой-то степени, деятельность священников-иностранцев (более 150-ти, в основном польские ксендзы) и других монашествующих лиц, прямолинейно воспринимающих свою миссию и плохо ориентирующихся в белорусской специфике. Ориентация РКЦ на поляков в богослужебной практике, религиозном образовании и в социально-благотворительной работе, нередко, вызывает противодействие со стороны католиков другой национальной принадлежности. Поэтому неудивительно, что при существующей ориентации на этноконфессиональность клира РКЦ в Белоруссии большая часть ее приходов (170) находится в Гродненской области.

Однако по напористости и энергичности Римско-католическую церковь далеко оставил позади протестантский Союз христиан веры евангельской (ХВЕ). Вообще пятидесятники в Белоруссии с начала 1990-х годов отличаются чрезвычайной трансформационной подвижностью и активностью. Помимо ХВЕ пятидесятническое направление на территории республики представлено Христианами полного Евангелия, Христианами веры апостольской и другими мессианскими общинами. Союз ХВЕ, самый многочисленный среди «свободных церквей», состоит из шести областных объединений, включает в себя 493 общины, несколько духовных учебных заведений (два – Теологический институт и Библейский колледж «Христос для народов» - являются высшими), миссий и других организационных элементов. Высший орган управления – пасторская конференция, а в период между конференциями – Совет епископов Союза ХВЕ во главе с епископом, избираемым на 4 года (с правом переизбрания до 65 лет).

Союз ХВЕ проводит многочисленные конференции и другие мероприятия (прежде всего музыкальные («хвала Богу») и благотворительные) с целью активизации участия представителей союза в религиозной и социальной жизни республики. Большая роль в проведении социальной линии Союза ХВЕ отводится  управленцам-пятидесятникам и педагогам-пятидесятникам. Наиболее благоприятную среду ХВЕ находят в социально-неустроенных категориях белорусского населения, среди малоимущих, больных, инвалидов, алкоголиков и наркоманов. Представители ХВЕ до недавнего времени активно проповедовали в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, реабилитационных центрах, а также в отдельных армейских подразделениях. ХВЕ, по некоторым сведениям, получает спонсорскую финансовую помощь из-за рубежа, но всячески отрицает этот факт, подчеркивая, что функционирует за счет «десятины», жертвуемую верующими церкви ХВЕ. Однако огромная зарубежная гуманитарная помощь для целей благотворительности, поступающая церквам ХВЕ, признается.

С весны 1997 года Союз ХВЕ Белоруссии формально числится в составе Всемирного союза ассамблей Божиих (ВСАБ), входит он и в Союз ХВЕ России, Международную ассамблею ХВЕ стран СНГ и Балтии, Европейский комитет ассамблей Божиих. Главными миссиями-партнерами ХВЕ за рубежом являются международная американо-корейская пресвитерианская церковь «Грэйс», пятидесятническая церковь «Ассамблея Бога» (США), американская организация «Христос для народов», немецкая миссия «Неемия».

Если темпы роста общин РКЦ несколько замедлились за последние пять лет, то у Союза ХВЕ наблюдается обратная картина – устойчивый рост новых религиозных общин и увеличение членов в старых. По этим показателям Союз ХВЕ не имеет себе равных в Белоруссии, а по количеству общин находится на втором месте (после РПЦ). Данная тенденция даже побудила отдельных белорусских экспертов говорить о постепенном превращении Белоруссии в протестантское государство.

С 1990-х годов в Белоруссии все чаще отмечаются случаи деструктивного поведения представителей альтернативных религиозных течений (движений), немногочисленных молодежных группировок сатанистов и дьяволопоклонников. Акты вандализма на кладбищах, ритуальных жертвоприношений, поджогов, осквернения христианских храмов не всегда освещаются белорусскими СМИ, замалчиваются, как представляется, правоохранительными органами, которые предпочитают квалифицировать их как простое хулиганство. Особенно размножились группировки сатанистов в Брестской области и г. Бресте. Есть сведения о связи части таких групп с организациями сатанистов в Польше, Норвегии и других странах.

Вся изложенная выше ситуация с деятельностью религиозных общин других церквей и альтернативных групп сатанистов негативно сказывается на служении Русской Православной Церкви в Белоруссии. Кроме этого следует обратить внимание и на изменившийся характер взаимоотношений Белорусского Экзархата Московской Патриархии и президентской администрации Республики Беларусь. При внешнем благополучии и плодотворных встречных шагах на поле отношений Православной Церкви с властью, в последнее время заметны и признаки охлаждения и отчуждения. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, например, убрал со своего официального сайта всяческие упоминания о своем видении роли Православной Церкви в республике.

Александр Лукашенко неоднократно предпринимал вполне определенные шаги с целью «встроить» Белорусский Экзархат РПЦ в структуру последовательно создаваемого им национального государства белорусов, превратив его, фактически, в один из институтов белорусской государственности. Причем, белорусский лидер придерживался концепции, при которой святость придавалась именно  независимому и суверенному национальному государству, а Православной Церкви в этом контексте отводилась роль «подпорки» этого образования, консолидатора и утишителя общества в «трудные минуты».

Лукашенко неоднократно предпринимал попытки использовать авторитет и влияние Православной Церкви для достижения поставленных им внутри- и внешнеполитических задач в период, например, республиканского референдума по продлению президентских полномочий, во время последних парламентских выборов, а также в разгар новогодней «нефтегазовой войны» с Россией. В последнем случае глава белорусского государства не постеснялся даже непосредственно апеллировать к членам священного Синода и произносить яростные «проповеди», комментируя действия России в стенах главного Православного Храма Белоруссии – кафедрального Свято-Духова Собора в присутствии Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета. В этих обстоятельствах священноначалие Белорусского Экзархата МП вынуждено было с присущим ему дипломатическим тактом всякий раз напоминать Александру Лукашенко, что Православная Церковь не безразлична к происходящим в белорусском обществе событиям, сочувствует и сопереживает, например, за решение проблемы энергопоставок, но «не принимает прямого участия в политическом процессе».

Еще более тревожными выглядят определенные сигналы, исходящие из президентской администрации РБ и свидетельствующие о наличии у некоторых высокопоставленных чиновников планов по насаждению сверху государственно-атеистической идеологии.

Все последние годы государственные чиновники, некоторые парламентарии и СМИ республики настойчиво «укореняют» термин «Белорусская Православная Церковь». А это далеко не безобидная подмена понятий, и уж совсем не массовая и перманентная редакционная ошибка или оговорки управленцев. За этим может стоять и стремление отдельных представителей правящей элиты формировать определенным образом общественное мнение, готовя его к восприятию трансформации Белорусского Экзархата РПЦ в некую автокефальную и национальную церковь. Причем, в этом случае белорусскому клиру могут быть навязаны различные схемы поиска путей выхода из-под юрисдикции Московского Патриархата и епископской хиротонии с другими Церквами для рукоположения архиереев в рамках апостольского преемства. Все это может сопровождаться и насильственным переводом богослужения на белорусский язык, отменой обязательности целибата для черного монашества, а также усилением прямого контроля со стороны государства за делами Православной Церкви в Белоруссии.

Нельзя совершенно исключать и проектов более радикального переустройства церковной организации, вплоть до принятия собственного устава, объявления о введении патриархата или верховного светского управления Православной Церковью. Для реализации подобных проектов необходимо одно важное условие – кризис внутри Белорусского Экзархата Московской Патриархии. Поэтому любые прямые или косвенные попытки со стороны белорусского государственного аппарата спровоцировать такой кризис следует рассматривать как начало осуществления плана «национализации» и «автокефализации» Православной Церкви.

Не следует забывать и о том, что Православная Церковь в Белоруссии уже объявлялась автокефальной в 1927 году на т.н. съезде православного священства и верующих Белоруссии. Было в истории и обращение Всебелорусского Православного Собора во главе с архиепископом Могилевским и Мстиславским Филофеем, собравшемся в оккупированном немецко-фашистскими войсками Минске в 1942 г., к Константинопольскому патриарху с просьбой признать «Белорусскую Православную Церковь» автокефальной. И сегодня, возможно, некие идейные наследники автокефализма БПЦ, проповедуемого некогда «архиепископом» Сергием (Охотенко), мечтают об отрыве Белорусского Экзархата от Московской Патриархии.

Отдельные страны на постсоветском пространстве уже испытали драму церковного раскола, инициируемую поддержкой неких альтернативных, часто с национальным окрасом, групп внутри Русской Православной Церкви со стороны новых правящих элит. Так, в Украине «филаретовский» раскол во многом был инспирирован режимом президента Леонида Кравчука, а ныне «филаретовцев» еще более активно поддерживает нынешний президент Виктор Ющенко. Продолжают действовать в Украине и автокефалисты ОПЦ, последователи порожденного и поддерживаемого в межвоенный период большевиками течения обновленчества, нацеленного на раскол и ослабление РПЦ. В Эстонии много лет вообще отказывали Русской Православной Церкви в признании ее юридических прав, одновременно закулисно поддерживая усилия Константинопольского патриарха по утверждению автономной Церкви на территории этого прибалтийского государства.

Подчеркнем, что Русская Православная Церковь всегда была и остается многонациональной Церковью. Среди всех 15-ти автокефальных Поместных Православных Церквей (при всем их равенстве) нет сейчас более авторитетной, многочисленной и влиятельной. В лоне РПЦ состоит больше половины из 300 миллионов православных христиан. Экзархаты, епархии, округа, лавры, монастыри и храмы в структуре управления Московского Патриархата пользуются традиционными, широкими правами общинного самоуправления. Бесценные для православных христиан святыни бережно хранятся в Троице-Сергиевой Лавре, Почаевской Лавре, Псковско-Печерском, Жировицком, Успенском, Горницком и других монастырях и храмах.

Отметим и то, что в основу догматического вероучения РПЦ положены Никеоцарьградский символ веры и духовные догматы первых семи Вселенских Соборов. Ортодоксальность, верность духовному наследию первоначальной Вселенской Христианской Церкви, истинность вероучения отличают Русскую Православную Церковь от Грузинской, Румынской и Болгарской Церквей. Исторический акт восстановления евхаристического, канонического общения между Московским Патриархатом и РПЦ Заграницей (которая никогда не выходила из состава Русской Православной Церкви) при содействии российского президента еще в большей степени укрепил авторитет РПЦ и еще раз показал, где находится мировой духовный центр Православия.

Возвращаясь к непростым взаимоотношениям РПЦ со светской властью в Белоруссии, необходимо отметить, что на них отражается как политика правящего режима республики по формированию сверху национальной государственности и белорусской гражданской нации, неотъемлемой частью которой выступает насаждение государственной идеологии, так и двойственность, противоречивость, конъюнктурное лавирование в процессе утверждения на практике этих институтов. Заметна тенденция усиления  идеологической и моральной диктатуры государственного аппарата, объективно препятствующая становлению гражданского общества, и к тому же постоянно осложняемая необходимостью корректировки в соответствии с указаниями президента пропагандируемой системы ценностей.

Правящей элите республики тяжело примириться с мыслью о том, что Московский Патриархат нарушает ее монополию в идеологической сфере, окормляет миллионы православных в Белоруссии, помогает поддерживать духовную и культурную связь православных верующих русского рассеяния на ее территории с исторической Родиной. Президент Александр Лукашенко постоянно декларирует лишь озабоченность за сохранение «хрупкого мира» между различными конфессиями на территории Белоруссии, но всячески уходит от признания наличия в республике религиозного большинства – православных верующих – и роли РПЦ в институализации и выработке моральных ценностей белорусского общества. С таких позиций диалог власти с Белорусским Экзархатом РПЦ лишен содержания.




Минску не нужен российский рубль

29.05.07, Белорусский партизан

Андрей Суздальцев

Представители Центрального банка России и Национального банка Беларуси на прошлой неделе обсуждали план мероприятий по обеспечению введения российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Беларуси. На деле Минск продолжает добиваться доступа к российским энергоносителям по российским же ценам.

Идея единой валюты для России и Беларуси родилась в середине 90-х ХХ века. Проигравший в 1994 году первые в истории независимой Беларуси президентские выборы, премьер Вячеслав Кебич использовал в качестве предвыборного козыря идею ввода российского рубля в денежном обращении молодой страны. Однако, несмотря на уверения Кебича, что «два вагона с российскими рублями» уже на подходе к Минску, президентом был избран Александр Лукашенко.

Первый белорусский президент, активно развивая российско-белорусский интеграционный проект во второй половине 90-х гг. прошлого века, периодически вспоминал о единой валюте. Российское руководство с энтузиазмом поддерживало появления единого рубля. Никого в России особенно не беспокоило, что Лукашенко говорил о новой денежной единице исключительно в плане далеких перспектив будущего единого государства.

8 декабря 1999 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о создании Союзного государства. Вопрос о единой денежной валюте был отражен в отдельной статье Договора: «Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве не допускается» (ст. 13). В Программе действий Беларуси и России по реализации положений Союзного договора называлась даже дата появления единой валюты - 1 января 2005 года. Подразумевалось, что на первом этапе это будет российский рубль, как наиболее сильная валюта одного из учредителей Союзного Государства.

Несколько лет в начале нового XXI века Минск демонстрировал подготовку к вводу единой валюты. Национальный Банк Беларуси активно осваивал получаемые для этой цели специальные кредиты Центробанка РФ. Кредиты выделялись на «подтягивание» валютно-финансовой и фискальной системы Беларуси до уровня России. Однако с годами в российском руководстве поняли, что Минск не будет готов к появлению союзной валюты еще многие десятилетия, если не столетия. После 2003 года переговоры о вводе российского рубля в денежное обращение России стали приобретать характер конфронтации.

Первоначальные претензии белорусской стороны выглядели следующим образом:

- Минск выступал за создание двух эмиссионных центров российского рубля;

- Белорусское руководство заявляло, что в случае отказа от национальной белорусской валюты бюджет Беларуси понесет потери в объеме 2 млрд. долларов США. Минск требовал от России кредит на указанную сумму на три года;

Со временем белорусское руководство убедилось, что российские власти никогда не пойдут на создание за рубежом второго неподконтрольного российскому министерству финансов эмиссионного центра своей национальной валюты. Кредит на «ликвидацию негативных последствий перехода на российский рубль» Минск не получил. Представители правительства РФ заявили, что позитивный эффект от ввода российского рубля в денежное обращение Республики Беларусь перекроет все «негативные последствия» для белорусского бюджета в несколько раз.

На самом деле изначально все споры об условиях ввода российского рубля не имели смысла. Белорусский политический класс отверг ввод российского рубля в денежное обращение РБ в качестве единой валюты Союзного государства. Лукашенко аргументировал свою позицию следующим образом: «Создание монетарного союза с Россией до принятия Конституционного акта Союзного государства приведет к утрате суверенитета Беларуси». Минск не смутило, что увязав тему российского рубля с проблемами сохранения суверенитета Республики Беларусь, белорусская сторона фактически вышла из Союзного Договора.

Но игра с руководством России в единую валюту продолжалась. С 2005 года белорусская сторона выдвигает новые, уже политические претензии к процессу появления российского рубля в Беларуси. Для оправдания своей в целом антисоюзной позиции белорусская сторона использовала внешне вполне разумные доводы:

- ввод единой валюты является вершиной экономической интеграции. Однако до «вершины» российско-белорусской интеграции еще очень далеко;

- белорусская сторона готова пойти на рассмотрение вопроса о вводе российского рубля в денежное обращение РБ в случае «уравнивания условий хозяйствования» предприятий двух стран.

Формально белорусская сторона права. В теории единая валюта должна появляться только на четвертом этапе экономической интеграции в рамках формирования Экономического союза. Но при этом Минск не признает, что все предыдущие этапы (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) он сознательно провалил.

Белорусская сторона умалчивает и о том, что на всех проваленных с ее активной помощью этапах российско-белорусской экономической интеграции, ей всегда на помощь приходила Россия и неуклонно увеличивала дотирование белорусской экономики для очередного ее «подтягивания», «выравнивания», «содействия». Дотации прикрывались этапами политической интеграции - проваленную Зону свободной торговли спрятали под Содружество России и Беларуси, так и не созданный Общий рынок - под Союз России и Беларуси, виртуальный Экономический Союз - под виртуальное Союзное Государство. В итоге, во втором десятилетии существования российско-белорусского интеграционного проекта страны имеют неплохо развитые межгосударственные экономические связи, определенную производственную кооперацию, но они стали еще более далеки от экономической интеграции.

Казалось бы, зачем российское руководство настойчиво стремится к тому, чтобы Белоруссия приняла российский рубль в качестве единой валюты? Судя по всему, расчет сделан на использование российского рубля в качестве эффективного стимула для активизации российско-белорусской экономической интеграции. Российский рубль должен был способствовать началу структурных реформ белорусской экономики, ее разгосударствлению, втягиванию в мировое разделение труда, притоку инвестиций, прежде всего российских, и в итоге привести к спасению российско-белорусского интеграционного проекта. Из результата экономической интеграции единая валюта должна была стать ее началом.

Однако в случае использования российского рубля в качестве стимулятора реформ в белорусской экономике, белорусские власти оказываются объектом рыночной политики России. Лукашенко, неустанно повторяющий о «равноправных» условиях создания Союзного Государства, никогда не согласится с второстепенной ролью в интеграционном проекте. Проект создания единой валюты Союзного Государства обречен, но его продолжают использовать в качестве предлога для сохранения одной из площадок диалога между Минском и Москвой.

В частности, на предстоящем заседании Межбанковского валютного совета центральных банков Беларуси и России будет в очередной раз обсуждаться требование белорусской стороны о создании равных экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран, как основе для появления единой валюты. На деле требование Минска означает допуск белорусской стороны к российским энергоносителям по внутренним российским ценам. Между тем, выяснилось, что в 2006 г. 45% экспорта Беларуси в ФРГ году составила российская сырая нефть. На каждой тонне реэкспортируемой российской нефти белорусское руководство зарабатывало в прошлом году 200 долларов США, получая из Европы валюту.

Пока белорусская экономика дотируется Россией, российский рубль Беларуси не нужен. Минск вполне обходится долларом и евро.




Ни оптимизма, ни драмы: смены экономического курса не будет

14 – 21.05.2007, БР. Белорусы и рынок

Ирина Крылович

Никакой корректировки или смены экономического курса не будет и либеральные замашки нам не нужны — с таким заявлением выступил президент на совещании 11 мая, которое было посвящено обсуждению итогов работы экономики за I квартал.

Нельзя сказать, что это заявление было сделано акцентированно и прозвучало как программное. Оно было адресовано правительству и скорее предназначалось не столько для отечественных и зарубежных практиков и аналитиков, которые в последнее время пытались уловить в действиях властей признаки либерализации экономики, сколько было призвано положить конец возможным дискуссиям на экономические темы именно в стане государственных чиновников.

“В правительстве уже начали раздаваться голоса по поводу необходимости корректировки и смены экономического курса, будем считать это частным мнением”, — сразу заявил А. Лукашенко и на всякий случай напомнил, что главным приоритетом остается социальная направленность белорусской экономической модели.

Дальше он раскрыл более конкретно основной социальный приоритет. По словам президента, “в головах отдельных чиновников есть мысли о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги”.

Здесь уместно вспомнить, что вопрос о тарифах на услуги ЖКХ действительно обсуждался на заседании президиума Совмина, которое состоялось еще 24 апреля. Тогда вице-премьер Андрей Кобяков рассказал, что произведенное с 1 января 2007 года повышение тарифов на газ и электроэнергию исчерпало лимит ограничения роста стоимости жилищно-коммунальных услуг (5 USD), хотя, подчеркнул он, тарифы на все другие виды услуг не менялись. И если все оставить без изменений, то к концу года уровень возмещения населением расходов составит 33,7% при предусмотренных законом о бюджете на текущий год 41,7%.

При этом, как было отмечено, удельный вес платежей за услуги ЖКХ в совокупном доходе семьи из трех человек при двух работающих и получающих среднереспубликанскую зарплату в январе 2007 года составил 9,9% (9,7% — в январе 2006 года, 11,5% — в январе 2005 года), что, вероятно, должно было убедить кого-то, что население не слишком обременено оплатой услуг ЖКХ.

То есть какие-то мысли по поводу тарифов ЖКХ “в отдельных головах” действительно появляются. Президент в очередной раз продемонстрировал плательщикам услуг ЖКХ, кто здесь “плохие парни”, а кто — хороший. “У нас уже есть 5 долларов в год. Вы, по-моему, уже исчерпали этот лимит”, — закрыл тему тарифов А. Лукашенко и перешел к общеэкономическим вопросам.

После нескольких ранее сделанных умиротворяющих заявлений о том, что результаты I квартала можно считать победой над вызовом, брошенным нам со стороны России в виде роста цен на энергоносители, Александр Лукашенко решил разобраться: а так ли у нас все хорошо в экономике?

Оказалось, здесь наметились-таки негативные тенденции. При этом, как отметил А. Лукашенко, самое тревожное — снижение эффективности и темпов роста объемов производства, показатели ряда отраслей ухудшились, не выполнено 8 параметров прогноза из 19.

Масла в огонь подлил заместитель главы Администрации президента Леонид Анфимов. По его словам, в сегодняшней экономической ситуации “нет ни оптимизма, ни драмы”. Но люди на предприятиях откровенно говорят, “что чувство тревоги до сих пор не спадает”, а это означает “отсутствие четкой актуализированной со временем программы правительства”.

“Мы нацелены на безусловное выполнение параметров и готовы к конструктивному разговору, — докладывал премьер-министр Сергей Сидорский, — Постоянно корректируем документы и движемся в этом направлении”.

Глава государства интересовался, почему недофинансированы некоторые государственные программы. “Может, перенапрягся наш министр финансов?” — пошутил президент.

Из бюджета в I квартале финансировалось 38 программ, “оплачены все заявленные расходы”, — парировал в своем докладе премьер-министр.

Рассказал С. Сидорский и о том, что все налаживается с поставками нефти, энергоемкость снижается и дальше будет снижаться, так как в правительстве разработан план по энегосбережению, и прочее.

Как сообщалось в программе Первого Национального телеканала “Панорама”, доклад премьер-министра содержал множество статистических данных, “пассажи изобиловали цифрами”, но, судя по реакции президента, ему доклад не очень понравился.

“Вы, Сергей Сергеевич, либо очки нам втираете, либо реальной ситуацией не владеете”, — громыхал после доклада премьер-министра президент.

“Мне нужен результат, — перейдя на повышенные тона, обращался к чиновникам президент и обещал, что ”это последний год, пока мы еще друг с другом с вами разговариваем на эту тему". Тем, кого не устраивает такой подход, он предложил пойти работать “бизнесменами или куда угодно”. “Сегодня дефицита с кадрами нет, — заявил А. Лукашенко и добавил: — Что касается стиля руководства, то если этот ”колхоз" продолжается, то меры будут приняты незамедлительно. Незамедлительно. Особенно в плане волокиты, бюрократии и так далее".

Таким образом, совещание, как это обычно бывает, переросло из обсуждения итогов работы экономики в очередную “порку” правительства, что, впрочем, на протяжении последних нескольких лет уже не заканчивается у нас серьезными кадровыми перестановками (хотя и дефицита с кадрами вроде бы нет), а ограничивается лишь угрозами.

Конкретные установки, данные правительству на этот раз, также не отличались новизной: “За каждый рубль вы ответите головой. Это совещание должно напрячь всех. Все на своих местах должны заняться конкретным делом... Я еще раз подчеркиваю: драмы нет. Но настораживающие тенденции есть, поэтому эти тенденции начинаем выправлять”, — такую вот “программу” задал на ближайшую перспективу президент.

Более детальный и углубленный анализ ситуации в экономике А. Лукашенко пообещал провести по итогам полугодия. Вряд ли стоит рассчитывать, что к тому времени негативные тенденции вместе с волокитой и бюрократизмом каким-то чудесным образом самоликвидируются, но зато у них появятся новые очертания. Закончится предоставленная “Газпромом” отсрочка по оплате поступающего газа (за I квартал мы уже задолжали более 300 млн. USD), возможно, будет подписан договор о продаже первой партии акций “Белтрансгаза”, появится ясность с предоставлением российского кредита. А пока по всем этим вопросам правительство ведет переговоры, ему надо было просто напомнить: “Я предупреждал правительство, что эти либеральные замашки, как в России, нам негодны”.




Чем обеспокоено правительство?

18.05.07. Экономическая газета

Валентина Вешторт

Отечественная экономика в первом квартале сохранила положительную динамику производственной и инвестиционной деятельности. Негативные тенденции, вызванные ростом цен на энергоносители, правительство обещает переломить.

Темпы экономического роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года замедлились, в результате чего оказались невыполненными 5 параметров прогноза социально-экономического развития из числа важнейших. Ухудшились финансовые результаты деятельности реального сектора, и это, по оценке правительства, первая негативная тенденция. На 1,4 процентных пункта по сравнению с уровнем прошлого года (до 11,9%) снизилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) по экономике в целом, на 7,6% — темпы роста промышленного производства и на 3,9% — рентабельность в промышленности. В отчетном периоде себестоимость выросла на 19,8%. В то время как прирост цен промышленных производителей лишь на 4,9%.

Второй негативной тенденцией правительство называет ухудшение ситуации во внешнеэкономической деятельности. Выражается это в превышении темпов роста импорта (123,7%) над экспортом (103,5%) и, как следствие — формировании отрицательного сальдо (465,6 млн. USD). Главные слагаемые этой проблемы — двукратный рост оплаты поставляемого в республику газа и снижение объемов экспорта нефтепродуктов, вызванное изменениями условий поставок углеводородного сырья в страну. По итогам трех месяцев переработано нефти 92,45% к уровню прошлого года. Это, кстати, повлияло и на показатели промышленного сектора. Поскольку доля нефтеперерабатывающей отрасли достигает 20%, потери в темпах промышленного производства за счет отставания нефтепереработки, по оценке правительственных экспертов, могут составлять 1,5-1,6 процентных пункта. Объем прибыли по концерну «Белнефтехим» снизился на 31,4%.

Превышение темпов роста импорта над экспортом правительственные эксперты также объясняют увеличением объемов инвестиционных товаров (за январь — февраль в 2,1 раза) и промежуточных. Правда, растет и потребительский импорт (+28,4%). По информации экспертов, на этот показатель существенно повлияло увеличение стоимостных объемов импорта легковых автомобилей (+66,2%). В прошлом году доля легковых автомобилей в общем объеме потребительского импорта находилась на уровне 17%, а в этом достигла 23%. Если же рассматривать рынок в целом, то, как свидетельствуют данные статистики, 76,2% товаров, проданных в белорусских магазинах, были отечественными. По продовольственной группе и того больше — 84,8%. В этой ситуации дальнейшее сокращение потребительского импорта едва ли будет комфортным для покупателя…

К сожалению, главный рычаг при решении этих проблем — административный. Правительство считает, что установление ограничивающих показателей по импорту (особенно для негосударственных компаний), повышенных заданий по экспорту можно рассматривать как меру «для устранения негативной тенденции во внешней торговле».

Третья, отмеченная правительством негативная тенденция, — снижение темпов роста производства потребительских, в том числе продовольственных товаров. Причину этого явления правительственные эксперты видят в том, что Россия отказалась от нашего сахара и конфет. По их информации, на складах находится половина годовой потребности республики в сахаре (объем складских запасов на 1 апреля в 10 раз превышал среднемесячный объем производства). При этом в Россию в первом квартале удалось продать лишь 12,8% прошлогоднего объема. Задания, мониторинг со стороны госорганов, создание собственных товаропроводящих сетей (по конфетам) — основные инструменты решения проблемы, предлагаемые правительством.

Пока не в полной мере проявилось «отрицательное влияние» на отечественную экономику необходимости выполнять Соглашение между российским и белорусским правительствами о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества. Однако, судя по тому, что правительство говорит о «минимизации отрицательного влияния», оно ожидаемо. Пример тому пивная отрасль, где условия, прописанные в Соглашении, уже выполнены. Правительственные эксперты говорят о том, что снятие ограничений для импортного пива вынудило всерьез рассматривать вариант продажи государственных пакетов акций пивоваренных компаний известным мировым производителям. По их мнению, таким образом лучше всего решать проблему конкурентоспособности белорусского пива.

Существует угроза и для перерабатывающей промышленности: масложировой, мясной и молочной. Как избежать «отрицательного влияния» на эти отрасли решает специально созданная рабочая группа под руководством замминистра экономики Владимира Адашкевича.

Беспокойство правительства вызывает также необходимость отмены субсидирования отечественных производителей, прописанная в Соглашении. Это означает, что придется полностью пересмотреть «сложившийся порядок оказания государственной поддержки.., заменив действующий заявительный принцип предоставления господдержки на применяемый в России категориальный». В таком случае, уточняют правительственные эксперты, надо будет не только отменять и изменять множество нормативных актов, но и изменить сам механизм предоставления господдержки. При этом они уточняют, что «в целом» господдержка сыграла положительную роль в экономике предприятий. В большинстве случаев все запланированное было выполнено.

Однако может и не стоит «убиваться» из-за ее отмены. Ведь зачастую средства эти расходовались неэффективно. Вместо того, чтобы лишить господдержки не справившееся предприятие, ему корректируют итоговые показатели, оказывают дополнительную поддержку, вынуждены признать правительственные эксперты. По их мнению, предлагаемое Соглашением выделение денежных средств по направлениям «позволит повысить прозрачность механизма государственной поддержки и эффективность вкладываемых средств за счет концентрации их по действительно перспективным направлениям (инновации, новые и высокие технологии и т. п.), а не «распылять» ежегодно на фактически один и тот же перечень предприятий». Но если последним придется несладко, то экономика в целом может только выиграть. По мнению экспертов, появится возможность снизить налоговую нагрузку и упростить налоговую систему. Кстати, сумма предоставленных в I квартале отсрочек и рассрочек (по Указу № 27) составляет 408,3 млрд. Br, из них 61,5% — по налогам и сборам.

Напомним, что в конце прошлой недели правительство отчиталось перед Президентом по итогам социально-экономического развития в первом квартале. Наличие негативных тенденций в экономическом развитии стало причиной проведения вышеупомянутого заседания, поясняла пресс-служба Президента. Глава государства потребовал от правительства ситуацию исправить. В экономике не должно быть места отдельным негативным тенденциям, способным снизить темпы экономического роста, распорядился А.Лукашенко. При этом он не поддержал идею корректировки и даже смены экономического курса, высказываемую некоторыми членами правительства.




Первопричина – финансовые проблемы

28.05.07, сайт ОГП.

Николай Толстик

На минувшей неделе руководство Беларуси усиленно занималось проблемами энергетической безопасности страны. Новые надежды на ослабление зависимости от российских энергопоставок принес визит в Минск иранского президента Махмуда Ахмадинежада. Наконец-то исполняется заветная мечта А.Лукашенко о том, чтобы добывать нефть за рубежом. То, в чем отказывала Москва, позволил Тегеран. В разработку белорусам передается нефтяное месторождения «Джофейр» в Иране.

Но не все в Беларуси по этому поводу хлопают в ладоши. Бывший глава белорусского правительства Михаил Чигирь сообщил прессе, что покупать дешевую иранскую нефть пробовали еще 12 лет назад. Однако дороговизна транспортирования ее в нашу страну танкерами через зарубежные морские порты делала проект экономически бессмысленным. В общем, это тот случай, когда за морем телушка – полушка, да рубль перевоз.

Эксперт Института предпринимательства и менеджмента в Минске Елена Ракова высказалась на нашем сайте еще определеннее. «Сегодня российская нефть поступает в Беларусь по цене на 100 долларов за тонну ниже, чем продается на мировом рынке, - сообщила она. - Тогда зачем искать другие поставки? Даже когда цена российской нефти вырастет до мировой, экономия на транспортных издержках вследствие прокачки по трубопроводу "Дружба" будет все равно значительной. Поэтому в разговорах об иранской нефти как панацее от белорусских энергетических бед больше спекулятивной политики, чем реальной экономики».

Да и объемы добычи нефти на иранском месторождении «Джофейр» - 1,5 миллиона тонн в год. Еще 1,8 миллиона тонн Беларусь добывает на своем Полесье. А чтобы загрузить мощности нефтеперерабатывающих заводов в Мозыре и Новополоцке, необходимо минимум 20 миллионов тонн сырой нефти. Так что без российского «черного золота» все равно не обойтись.

Между тем, на минувшей неделе стало известно, что правительство России решило принять предложение Минпромэнерго и ОАО «Транснефть» о проектировании Балтийской трубопроводной системы - 2 (БТС-2). Общая протяженность нового участка нефтепровода должна составить 1 тысячу километров, а ориентировочная стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов. Как считают в «Транснефти», несмотря на высокие затраты, реализация проекта целесообразна, так как это позволит снизить риски, связанные с транспортировкой через территорию других государств, в частности, через Беларусь.

Ежегодно через нашу страну в Европу поставляется около половины идущей на экспорт российской нефти - 70-80 миллионов тонн. Белорусское правительство считает, что эти объемы прокачки сохранятся и дальше. «Расчеты показывают, что транспортировка по нефтепроводу (БТС-2 – ред.) даст дополнительные расходы в 23-24 долларов на тонну. Сегодня переработчик считает за счастье иметь 5 долларов прибыли на каждой тонне. Здесь только 24 долларов дополнительных издержек. Я не думаю, что этот нефтепровод будет очень популярным», - сказал в парламенте первый заместитель премьер-министра В.Семашко. Вполне возможно. Хотя если трубопровод построят, то трудно предположить, что он будет бездействовать. Определенные объемы нефти непременно уйдут из нефтепровода «Дружба» в БТС-2. Но главное не в этом. В случае очередной энергетической войны с Беларусью, которые периодически возникают, Россия совершенно спокойно сможет перекрывать кран на «Дружбе» и выполнять свои обязательства по нефтепоставкам в Европу через балтийские порты. То есть, энергозависимость нашей страны от восточной соседки возрастет еще больше.

Россия успешно укрепляет в Беларуси и свои газовые позиции. Продажа «Газпрому» 50-процентного пакета акций «Белтрансгаза» этому эффективно способствует, о чем  откровенно высказался на прошлой неделе бывший глава Национального банка Беларуси профессор С.Богданкевич. «Лично я не очень высоко оцениваю эту сделку, - сказал он. - Цену за «Белтрансгаз» взяли, конечно, хорошую. Но если власти действительно заботятся об укреплении суверенитета страны, то продавать акции нужно было сразу нескольким компаниям, представляющим как российский, так и европейский капитал. Если бы это было такое акционерное общество международного толка, и в нем был бы капитал, например, немецкий, российский и белорусский, то это был бы более разумный шаг, чем то, что было сделано».

Несмотря на хорошую цену, взятую за «Белтрансгаз», в результате чего Беларусь получит в текущем году 625 миллионов долларов, оплата долга перед «Газпромом» за поставки голубого топлива в первом полугодии в 400 миллионов долларов вызывает серьезные финансовые затруднения. В этом признался журналистам первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко.

Именно финансовые проблемы стали первопричиной и так называемого «упорядочения льгот». В среду Палата представителей Национального собрания отобрала их у миллионов людей без всякой компенсации. И это только первая ласточка. Затратная экономика вала неизбежно приводит к социальным потерям.




Объединенные демократы указали белорусской экономике путь в коммунизм

29.05.07, БДГ

Елена Новожилова

Экономическая платформа объединенной демократической коалиции расценивает сегодняшнюю экономическую ситуацию как преддверие системного кризиса.

Как уже сообщали «Белорусские новости», делегаты Конгресса демократических сил, прошедшего в минувшие выходные в Минске, одобрили Экономическую платформу объединенной демкоалиции на переходный период (до трех лет). Документ насыщен спасительными рецептами и многообещающиими декларациями. Впрочем, как утверждают разработчики платформы, "пустых заявлений нет — все просчитано".

Сегодняшнюю экономическую ситуацию демократы рассматривают как преддверие системного кризиса. "Перед нами угроза ослабления национальной валюты, потери денежных сбережений и стремительного роста безработицы", — предрекают они.

Все оттого, поясняет экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич, что многомиллиардные российские субсидии в форме льготных цен на энергоносители и исключительно благоприятная в последние годы ценовая ситуация на экспортируемые нефтепродукты, калийные соли, черные металлы и ряд других товаров плюс привилегированные условия их поставки на российский рынок создали иллюзию процветания.

На самом деле, говорит финансист, белорусская экономика, регулируемая командно-административными методами, оставалась чрезвычайно неэффективной, архизатратной, энергоемкой.

Несмотря на льготные цены на газ и нефть, доля предприятий промышленности, работающих на грани банкротства, составляет почти 60%. Только за минувший год совокупный внешний долг увеличился на 1,7 млрд. долларов, составив почти 7 млрд. долларов. Внутренний долг экономики белорусским банкам вырос более чем на 57%, составив 21 трлн. рублей или 9,7 млрд. долларов.

Главным внутренним источником экономического роста в истекшие годы, по словам С.Богданкевича, стала денежно-кредитная экспансия и квазибюджетная деятельность правительства, направленная на широкое перераспределение ресурсов. Через высокие налоги и прямые поборы с предприятий государство концентрирует в бюджете до половины ВВП, что дает ему возможность с помощью субсидий и преференций поддерживать на плаву депрессивные отрасли и производства.

Прирост экономики на 6-11% обеспечивался ежегодным приростом задолженности субъектов хозяйствования перед банками до 60%.

Солидарные с бывшим руководителем Нацбанка эксперты Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) указывают на то, что массовое пользование субсидиями и преференциями долгое время ставило белорусских производителей в искусственно более выгодные условия на российском рынке. В свою очередь, российским предприятиям создавались многочисленные препоны в реализации их товаров и услуг в Беларуси.

Однако подписанное в марте двустороннее соглашение о развитии торгово-экономических отношений должно уже в этом году обеспечить свободный доступ российских товаров на белорусскую таможенную территорию. С октября этот документ ограничивает применение субсидий.

Эксперты считают, что от выполнения соглашения белорусской экономике предстоит пережить не меньший стресс, чем от повышения цен на энергоресурсы.

Вместе с тем, отмечает С.Богданкевич, несмотря на тот факт, что в реальности в первом квартале 2007-го цены на российскую нефть оказались на уровне предыдущего года, цены на газ временно увеличены только до 55 долларов, а все другие российские требования будут выполняться лишь в последующем, широкой общественности заявлено, что белорусская экономическая модель достойно преодолела повышение цен на энергоносители и ужесточение торгово-экономических отношений с Россией. То есть преодолела то, что еще не наступило. При этом замалчивается тот факт, что на нынешний год Россия сохранила дотации по газу в сумме около 3 млрд. долларов и по нефти — более 2 млрд. долларов, что перевод Беларуси на мировые цены на энергоносители будет осуществляться постепенно — вплоть до 2011 года.

При этом "Газпром" до 2010 года выплатит 2,5 млрд. долларов за половину "Белтрансгаза", что смягчит ценовой удар. Кроме того, повышена стоимость транзита газа через Беларусь.

Минск обязался взимать пошлины на нефтепродукты по ставкам и в порядке, установленном в России, напоминают эксперты ПКБ, но все доходы при этом перечисляются в белорусский бюджет. Причем за тонну импортируемой нефти Беларусь платит сейчас примерно на 100 долларов меньше ее реальной стоимости.

Но даже такие льготы не спасают. В сравнении с январем-мартом минувшего года произошло более чем двукратное снижение темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства. С начала года почти на треть увеличились запасы нераспроданных товаров. Более чем в 3,5 раза замедлился рост экспорта. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 547,5 млн. долларов. В результате Беларусь остро ощущает недостаток валюты. Усилилось давление на курс белорусского рубля. Возникла угроза роста инфляции, подчеркивают эксперты ПКБ.

По их заключению, "реализация даже мягкого, компромиссного варианта перевода союзнических отношений Беларуси и России на рыночную основу убедительно доказывает, что никакого "белорусского экономического чуда" не существует".

Стоило, например, белорусским мясокомбинатам лишиться дешевой польской свинины в качестве сырья, как тут же у предприятий свободных экономических зон исчез всякий смысл экспорта мясопродуктов. На дорогом белорусском сырье он способен принести только убытки. Затоварились нереализованной продукцией плодоовощеконсервные предприятия. В кризисе пребывают традиционные для Беларуси производство и переработка картофеля, льна. А ведь в агропромышленный комплекс в последнее время только государство ежегодно вкладывало по два и более миллиардов долларов. К предприятиям разных форм собственности и даже к Национальному банку присоединены разорившиеся сельхозорганизации. Огромные деньги закапываются в строительство полупустующих агрогородков.

Что же предлагают демократы?

Основной тезис Экономической платформы объединенной демократической коалиции — постепенное сокращение участия государства в экономике, отказ от практики госмонополизма, развитие конкурентной рыночной среды.

Что же касается конкретики, то, ратуя двумя руками за приватизацию, разработчики программы в то же время "запретили ускоренную распродажу государственной собственности в любых формах".

Как пояснил один из авторов платформы, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, "мы против продажи без конкурса, как, например, была продана "Славнефть".

Административная, не вызываемая экономическими причинами, приватизация не нужна.

По мнению Станислава Богданкевича, в условиях, когда в стране отсутствует в необходимых размерах национальный инвестиционный капитал, при ускоренной приватизации флагманы белорусской экономики незамедлительно перейдут в руки иностранного капитала, что "не в наших национальных интересах".

Суть реформирования государственной собственности, полагает он, должна состоять в том, что все госпредприятия подлежат незамедлительному акционированию и переводу на общие условия работы.

При этом, убеждены демократы, государство должно рыночными методами обеспечить сохранение, технологическое и техническое перевооружение флагманов белорусской экономики, прежде всего градообразующих и других крупных предприятий.

Для решения проблемы низкой эффективности экономики демсилы предлагают, в частности, отменить институт "золотой акции", декларирование цен и снять контроль над уровнем рентабельности.

Необходимо, считает экс-руководитель Нацбанка, принять закон о выделении части прибыли госпредприятий их руководству, другим работникам с правом передачи предприятия в аренду с последующим выкупом с учетом стоимости соответствующих акций на фондовом рынке. Тем самым обеспечивалось бы увеличение на рынке национального капитала, уже в силу этого более ответственного перед обществом.

Что касается фондового рынка, то для его развития демократы настаивают на снятии ограничения на свободный оборот акций и других ценных бумаг, а также снижении ставки налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами с 40% до уровня налога на прибыль.

Как заметил С.Богданкевич, в Беларуси фондовый рынок находится в зачаточном состоянии. Одно из его слабых мест — низкая ликвидность. Следовало бы провести общенациональную кампанию по направлению свободных денежных средств населения преимущественно в ценные бумаги — акции и векселя предприятий, а не в банковские вклады.

Для выхода на новые внешние рынки сбыта и сокращения внешнеторгового дефицита Беларуси, убеждены демократы, необходимо получить статус страны с рыночной экономикой, вступить в ВТО, создать полноценную зону свободной торговли без изъятий и ограничений с Россией, Украиной, Молдовой и Казахстаном. Хорошо бы, считают они, также вступить в Европейскую зону свободной торговли (EFTA), заключить с ЕС договор об участии в программе "Новые соседи", адаптировать стандарты и нормы ЕС в области финансовых рынков, сертификации товаров, торгового законодательства и бухучета.

Была бы их воля, рост зарплаты, пенсий и пособий, авторы платформы обеспечивали бы посредством поощрения занятости и предпринимательской деятельности, реструктуризации предприятий.

Кроме того, утверждают они, для населения нужно установить "реальные социальные стандарты": пенсии — на уровне 50 и более процентов средней зарплаты, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг — до 15 – 20% дохода семьи, пособия по безработице — выше прожиточного минимума.

Незамедлительно необходимо восстановить льготы и привилегии участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Более того, в принятой программе демократы выступили за адресную помощь из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере до 30 долларов в случае, если эти платежи превышают 20% расходов семьи. Предоставили бы денежные компенсации инвалидам, многодетным семьям в размере до 30 долларов в месяц на лекарства.

Ветераны войны стали бы получать все лекарства и медицинские услуги за счет государства.

Отвечая на вопрос "Белорусских новостей", какова степень популизма в этих заявлениях, Ярослав Романчук заявил, что "все подтверждено расчетами".

"Беларуси нужна честная система помощи нуждающимся. А это значит, что помощь должна быть в денежной форме", — развил он свое заявление, добавив, что предлагаемый в платформе алгоритм выплат избавит белорусов от "культуры иждивенчества".

ПКБ, со своей стороны, напоминает, что за январь-март средняя начисленная зарплата снизилась в Беларуси с 312 до 307 долларов. Для сравнения, средняя зарплата в России составила в марте 484 доллара — в 1,6 раза больше.

В Беларуси происходит хроническое обесценивание рабочей силы. Если в 1997 году удельный вес оплаты труда в ВВП составлял 44,8%, то в 2000 году — 33,4%, а в 2006-м — всего 31%.

Увлекшись престижными стройками, власть практически перестала возводить объекты здравоохранения, обращают внимание на проблему эксперты ПКБ. Даже в таком крупном городе, как Орша, нет родильного дома.

Вопреки Конституции, обострились проблемы доступности и эффективности медицинского обслуживания. Жители небольших деревень его фактически не получают. Да и в городах более-менее качественное лечение можно получить в основном за плату в разных ее формах. Обучение в государственных учебных заведениях все шире становится платным, что снижает его доступность. Жилищный вопрос демократы предлагают решить ограничением цены за 1 кв. метр социального жилья уровнем среднемесячной заработной платы в стране.

Вот такие, не лишенные вопросов ответы предложили белорусские демсилы на сегодняшние экономические вызовы, призвав руководство страны отказаться от архаичных административно-командных методов и традиционной тактики "закручивания гаек".




Экшен в эпоху застоя

21-28.05.07, БР. Белорусы и рынок

Ксения Авимова

Накануне Конгресса демократических сил (КДС) ряд активистов молодежного движения отмежевались от этого мероприятия. В манифесте “Время побеждать” 14 мая они заявили, что заранее не признают итогов КДС, считая, что коалиция демсил лишь имитирует деятельность.

Манифест “Время побеждать” призывает новое политическое поколение белорусов, заинтересованных в переменах, объединяться. Авторы документа обращаются к молодежи, не объединенной оппозиционными структурами, разочарованной в деятельности оппозиции, но желающей действовать.

Авторы манифеста заявили о том, что не собираются участвовать в деятельности коалиции объединенных демсил, так как считают, что ее руководство погрязло в спорах. Из текста следует вывод, что такая деятельность приводила оппозицию к проигрышу раз за разом, но за все время своего существования она так и не создала позитивную повестку дня для Беларуси.

В качестве этой позитивной повестки дня авторы манифеста предлагают здоровым силам белорусского общества поучаствовать в создании эффективной стратегии и тактики смены власти, а потом — в реализации этой стратегии.

Текст подписали представители незарегистрированных молодежных сообществ “Третий путь”, “Инициатива”, “Бунт”, “Погляд”, “Паветра” и “Белорусское демократическое движение Америки”.

Вероятно, публичное отмежевание от коалиции понадобилось молодежным инициативам из-за слухов о том, что на предстоящем конгрессе оппозиция якобы решит “договариваться” с властью. В свою очередь, авторы манифеста как раз уверены в “недоговороспособности” правящего режима.

Координатор незарегистрированной организации “Третий путь” Павел Морозов в интервью корр. “БР” сказал, что подписанты манифеста не признают КДС, потому что “уже сейчас очевидно, что конгресс — лишь средство решить, кто лидер, по возможности сместить Милинкевича и распределить между партиями средства на парламентскую кампанию 2008 года”. П. Морозов также отметил, что не хочет, чтобы его единомышленников “подписали” под решениями КДС, которые будут озвучены как решение “всей белорусской оппозиции, всех демократических сил Беларуси”.

Между тем о самих подписантах манифеста можно говорить как о виртуальных сообществах молодежи, которые время от времени устраивают небольшие акции. На вопросы о том, сколько же человек участвует в этих структурах, один из координаторов “Инициативы” ответил корр. “БР” уклончиво: “Мы по всему миру, нас невозможно подсчитать”.

В то же время за прошедший год “взрослая” оппозиция так и не смогла создать движение “За свободу!”, которое как раз должно было занять нишу работы с людьми, не желающими вступать в партии или принадлежать каким-то структурам.

Как сказал П. Морозов, объединение людей вокруг манифеста не подразумевает создание новой структуры. По его словам, это будет “сеть молодежных сетей”, “весьма децентрализованная структура с рядом ”тематических центров" для привлечения разных групп молодежи, при этом центры координируют между собой усилия, помогают друг другу".

По-видимому, в новой инициативе сообщества типа “Третьего пути” будут мозговым центром, а те, кто “специализируется” на уличных акциях, продолжат ими заниматься. Другое дело, что действия, как предполагает П. Морозов, будут согласованными.

В интервью “БР” философ и методолог Владимир Мацкевич отметил, что у групп молодежи, подписавших манифест, есть политический потенциал, но говорить о том, что это заявка на победу, не приходится. “Если брать собственно политический капитал, то это крохи того, что необходимо, для того чтобы можно было считаться политической силой. Есть интернет-ресурсы, некоторые из них достаточно неплохо действуют, есть кое-какие возможности для реализации того, что характерно для молодежной политики. И смелость, и люди, которые могут и флаги повесить, если нужно, и какой-нибудь перфоманс устроить. Но назвать это реальным политическим потенциалом никак нельзя”, — считает эксперт.

В. Мацкевич говорит, что действия сообществ типа “Бунта” носят локальный характер. “На большее-то ”Бунт" и не способен, вот в чем дело, — подчеркивает эксперт. — Хорошо, наверное, кому-то напоминать, что есть группка молодежи, которая способна на такого рода конспиративные и организованные действия".

Опубликование манифеста “Время побеждать” В. Мацкевич считает проявлением борьбы за лидерство: кто-то решил (и, может быть, небезосновательно), что может претендовать на нечто большее, нежели решение локальных проблем. Однако, подытоживает наш собеседник, в “эпоху застоя и умиротворенности” громкие заявления о революционных изменениях могут привлечь лишь ту часть общества, “которая независимо от политической ситуации, политической конъюнктуры, развития событий жаждет только экшена, действия”. По мнению В. Мацкевича, эта часть общества крайне незначительна.

Манифест внепартийной молодежной оппозиции «ВРЕМЯ ПОБЕЖДАТЬ!»:

 Мы, представители нового политического поколения белорусов, преисполненные твердым желанием  решительно действовать для защиты суверенитета Беларуси, ее демократизации и борьбы за экономическую самодостаточность, призываем участников гражданских групп и сообществ, всех белорусов, заинтересованных в переменах, к солидарности на основании следующих политических принципов:

Мы выступаем за реальное объединение усилий оппозиционных  сил не ради «консолидации» интересов и амбиций лидеров, а ради  победы  над режимом А. Лукашенко, при котором Беларусь обречена оставаться политически и экономически несостоятельной. Мы предлагаем сторонникам деятельного противодействия диктатуре присоединяться к нам,  а не помогать имитировать борьбу в «кукольном королевстве» старой оппозиции.

Мы заявляем, что являемся верными союзниками простых активистов - «хребта оппозиции», но не имитационных партийных структур и их бессменных лидеров. Мы не видим среди руководства сил политической оппозиции, закостеневшей в поражениях, выразителей национальной белорусской идеи, представителей дееспособной политической элиты страны, твердо отстаивающих национальные интересы.

Мы подтверждаем свое неучастие в деятельности коалиции «Объединенных Демократических Сил» и не признаем итоги ее Конгресса, считая, что оппозиционная коалиция по сути имитируют стратегию и тактику борьбы с режимом, что и объясняет устойчиво конъюнктурный характер ее решений. Руководство старой оппозиции, погрязшее в спорах и определениях  своих конфигураций и полномочий,  приводило оппозицию к проигрышу раз за разом в 1996, 2001, 2004, 2006 и 2007 годах. За все время своего существования она не приблизились к созданию позитивной повестки дня для Беларуси, постоянно предлагая обществу лишь «лозунговую» реальность.

Мы отвергаем диалог с властью, предложенный лидерами старой оппозиции на конференции в Вильнюсе, так как считаем, что протягивание руки помощи  находящемуся в тяжелом и безнадежном кризисе режиму продлит его монополию на власть. Мы уверены в политической недоговороспособности  белорусского президента. 

Мы убеждены, что диалог с властью в современных условиях сродни  сепаратным переговорам с фашистским режимом А. Гитлера в  феврале – марте 1945 года.  Мы считаем, что лидеры оппозиции, оказавшись за одним столом с людьми, не без оснований подозреваемыми в физической ликвидации своих оппонентов, предадут те тысячи сторонников, которые пострадали от действий властей в эти годы, а также память безвременно ушедших от нас политиков, журналистов, бизнесменов.

Мы против фактической легитимации оппозицией фальсифицированных итогов президентских выборов 2006 года, а также признания де-факто права Лукашенко на третий и последующие президентские сроки.

Мы решительно протестуем против разжигания надежд на номенклатурный переворот, так как считаем, что сегодня - это иллюзия, систематически подогреваемая властями с целью заменить реальную политическую работу бесконечной конспирологией. Номенклатурный переворот – очевидное зло для Беларуси, ибо его последствия очевидны: криминальный дележ народной собственности, политическая нестабильность в стране,  что вовлечет нашу страну в длительный период безвластия и анархии.

Мы считаем, что решение проблемы демократизации Беларуси возможно только в результате появления нового ответственного поколения молодых лидеров Беларуси, не причастных к «стратегии вечных поражений и борьбы ради борьбы», способных и готовых побеждать. Это поколение сможет консолидировать  позиции Запада (ЕС и США) и России по белорусскому вопросу. Без этого, не имея мощной общественной силы внутри страны, Беларусь будет рассматриваться основными геополитическими игроками (ЕС, Россией и США) лишь как очередной плацдарм для продвижения своих интересов.

Мы призываем все здоровые силы белорусского общества, вне зависимости от возраста, пола, конфессиональных  и национальных   различий, разделить с нами ответственность за будущее нашего народа и страны. Мы призываем сторонников наших принципов принять активное участие в создании  эффективной стратегии и тактики пресечения незаконного правления А. Лукашенко и восстановления в Беларуси конституционного строя, законности и демократического порядка.

Наша стратегия предполагает диалог не с властью, но с людьми, выработку общего видения в отношении будущего нашей страны, основанного в первую очередь на белорусских интересах. Объединив наши силы, мы откроем дорогу молодым людям, не ангажированным в оппозиционной среде, к реальному участию в судьбе своей страны и народа. Вместе мы создадим эффективную тактику совместных действий. В час V мы будем способны оказать эффективное, распределенное во времени и пространстве воздействие на авторитарную систему власти в Беларуси для ее нейтрализации. Чтобы, начав разрушатся, она не смогла похоронить под своими обломками Беларусь, чтобы распад не стал истощением сил народа, чтобы Беларусь, стряхнув  с себя паразитов, смогла воспрянуть и экономически и политически. Мы возродим Беларусь и сделаем ее свободной, обеспечим наказание виновных в преступлениях за период 1994-2007 гг. и  эффективную трансформацию власти  в открытую и ответственную перед своими гражданами систему.

Пришло время побеждать!

09.05.2007  г. Минск    

Беларускi Моладзевы Рух Амэрыкi - Бунт – Инициатива - Паветра – Погляд - Третий Путь




На Конгрессе демсил взяли верх «рыцари круглого стола»

27.05.07, Белорусские новости

Юрий Кузнецов

В Минске завершил работу Конгресс демократических сил. Большинством голосов принята стратегия действий, предложенная политсоветом объединенных демсил, сообщает БелаПАН. Второй день работы Конгресса демократических сил (КДС) начался с формирования фракций. Как было заявлено на брифинге утром 27 мая, цель их создания — солидарно голосовать по вопросам повестки дня КДС.

По словам представителя лидера БСДП (Грамада) Александра Козулина Игоря Рынкевича, первый день конгресса показал, что в демократических силах нет кризиса — есть кризис в отношениях лидеров демсил. "Мы не будем играть в виртуальный парламент на этом конгрессе, мы готовы к борьбе за власть, — сказал Рынкевич. — Нельзя говорить о том, что предлагаемые стратегии каким-либо образом находятся в противоречии. Я отмечу, что и Козулин, и Милинкевич поддерживают кампанию по вступлению Беларуси в Совет Европы, а впоследствии — в Евросоюз. Поэтому мы можем спокойно работать и спокойно обсуждать вопросы дальнейших действий объединенных демсил".

Глава оргкомитета КДС, один из лидеров независимого профсоюзного движения Александр Бухвостов, в свою очередь, отметил на брифинге, что проблемы, которые собираются решать объединенные демсилы в масштабах всей страны, невозможно решить без привлечения широких масс трудящихся.

Лидер фракции "Союз труда" А.Бухвостов в своем выступлении предложил признать работу Политсовета неудовлетворительной, так как этот орган фактически не выполнил возложенных на него функций. А.Бухвостов также предложил не включать в будущий Политсовет, который планируется избрать на конгрессе, тех, чья работа уже признана неудовлетворительной.

Выступая на Конгрессе демократических сил, Павел Северинец назвал стратегию, предложенную Политсоветом объединенных демсил, "договором с властью". По его словам, сейчас для делегатов наступает момент истины. Будут обсуждаться две стратегии: первая — вынесенная Политсоветом объединенных демсил, вторая — Европейской коалицией (движением, куда, в частности, входят активисты социал-демократического движения и незарегистрированных молодежных организаций). Предложенная Политсоветом стратегия — многовекторная. Но многовекторная стратегия — это не стратегия", — заявил Северинец.

Европейская коалиция, по словам П.Северинца, предлагает борьбу за Беларусь, ее независимость, ее суверенность. Он предложил делегатам КДС "сделать ясный европейский выбор", поддержать общественные движения "Беларусь — в Совет Европы" и "За Свободу" (последнее возглавляет Александр Милинкевич). Именно такие шаги могут привести к "бархатной" революции в Беларуси, считает политик.

Стратегия действий демократической коалиции, предложенная Политсоветом объединенных демсил (ОДС) и вынесенная на рассмотрение Конгресса демократических сил, предусматривает "конструктивный диалог с властями".

Важнейшим шагом на пути демократизации страны являются свободные выборы, отмечается в проекте стратегии. В качестве первого шага к свободным выборам авторы документа "предлагают власти начать конструктивный диалог с ведущими политическими и общественными силами Беларуси". "Объединенные демократические силы считают, что путем переговоров можно достичь консолидации всех здоровых сил белорусского общества, необходимой для сохранения социального мира и для разрешения проблем, стоящих перед нашей страной. Условием, подтверждающим готовность власти к взаимному сотрудничеству с демократическими силами, является освобождение всех политзаключенных", — говорится в проекте документа.

Среди основных направлений деятельности ОДС — информационная кампания, которая выражается в диалоге с обществом, элитами и властью. В этих целях разработчики стратегии предлагают проведение кампании "Национальный круглый стол".

"Цель круглого стола — не допустить эскалации кризиса, сохранить гражданский мир и обеспечить легитимизацию власти в стране", — отмечается в проекте стратегии. При этом, как считают авторы документа, "само согласие власти на диалог на высшем уровне будет подтверждением ограничения функций диктатора и подтверждением начала демократических преобразований".

Александр Милинкевич, выступая перед делегатами КДС, заявил, что место политиков — на улице и среди народа, а не за "круглым столом" с властью, как это предлагается стратегией объединенных демсил. "Круглые столы — это место для политологов, экономистов и экспертов", — подчеркнул А.Милинкевич. Он подтвердил, что не будет баллотироваться в руководящие органы объединенных демсил, и заявил, что поддерживает европейские ценности, стратегию продвижения Беларуси в ЕС.

Делегаты конгресса подавляющим большинством голосов одобрили "малую Конституцию" и экономическую платформу объединенной демократической коалиции.

"Малая Конституция" состоит из пяти разделов, в которых подробно расписаны принципы избрания, формирования и деятельности всех ветвей государственной власти. В документе отмечается, что "Республика Беларусь признает, соблюдает и обеспечивает общепризнанные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и законах, а также предусмотренные ее международными обязательствами". "Международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь, являются составной частью национального законодательства и применяются всеми государственными органами и должностными лицами как непосредственно действующее право", — говорится в проекте.

(сокр. вариант)



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ