Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №170(01.06.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Назарбаев теперь может столько, сколько захочет

21.05.2007. Немецкая волна

Дарья Брянцева (Бонн)

В конце минувшей недели казахстанские депутаты без каких-либо ощутимых трений приняли поправки к Конституции страны. Среди них есть много небезынтересных. Но лишь одно из изменений было встречено общественностью республики действительно бурно. Речь о поправке, которая теперь позволяет нынешнему лидеру Нурсултану Назарбаеву баллотироваться на пост президента столько раз, сколько он захочет. Фактически получается, что Назарбаев обеспечил себе пожизненное президентство. Возникает вопрос: каким образом эта поправка соотносится с далеко идущими реформаторскими планами казахского лидера, о которых он заявил на днях?

Итак, парламент Казахстана проголосовал за внесение в Конституцию поправки, согласно которой количество возможностей избираться главой государства для первого президента республики Нурсултана Назарбаева не ограничивается. Соответствующее предложение поступило от группы депутатов, а остальными было поддержано, поскольку никто в парламенте вроде как не сомневается в том, что никто, кроме Назарбаева, не сможет завершить начатые экономические и политические реформы. По словам госсекретаря Казахстана Каната Саудбаева, «в этом решении воздана заслуженная дань уважения и признательности Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, первому президенту Казахстана и создателю нашей независимой государственности», тем более, что он, по словам госсекретаря, «находится в замечательной интеллектуальной и физической форме, остается локомотивом развития страны».

Все бы хорошо, если бы не одно «но». Наверное, ни от одного аналитика не укрылся тот факт, что Казахстан стремится занять кресло председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009-м году. Пока решение по этому вопросу отложено до конца текущего года.

А свою «нерешительность» в ОБСЕ объясняют недостаточностью демократического реформирования в Казахстане. То есть Астане было поставлено условие: вы нам - реформы, мы вам - кресло. И вот в середине прошлой недели Нурсултан Назарбаев озвучил целый ряд реформаторских предложений. Речь шла и об увеличении полномочий парламента, и об усилении роли политических партий, и об отмене смертной казни… В итоге все поправки, предложенные Назарбаевым, были утверждены депутатами, которые, по их же словам, в благодарность за все хорошее обеспечили казахского лидера пожизненным президентством. Но как воспримет теперь это решение ОБСЕ?

Как отметил в интервью НВ Михаэль Лаубш – глава немецкого Общества содействия демократии в Центральной Азии:

- Я как раз в прошлую пятницу был в Вене и общался с чиновниками от ОБСЕ. По их словам, они были очень удивлены тому, что произошло в Астане. На Западе от реформ, обозначенных Назарбаевым, ждали значительно большего. Собственно, ждали существенных изменений. Теперь же, в связи с пожизненным президентством, Казахстану, возможно, будет предложено предоставить свою Конституцию на рассмотрение Венецианской комиссии.

Члены комиссии должны будут дать оценку тому, насколько законодательство Казахстана соответствует европейским правовым номам. Если Венецианская комиссия даст положительную оценку, то процесс реформ в Казахстане будет признан состоявшимся. Но, судя по последним решениям, существенных изменений в Основной закон Казахстана внесено не было, а потому решение Венецианской комиссии будет, скорее всего, негативным. И в свою очередь решение о председательствовании в ОБСЕ, наверное, будет принято не в пользу Казахстана. Мне вообще не очень понятно, какую стратегию преследует Астана, скажем так, «продавая» Западу нынешние поправки под видом субстанциональных реформ. Ведь, по сути, все поправки так или иначе направлены на укрепление позиций Нурсултана Назарбаева, и ни на что другое.

Небольшое пояснение. Европейская комиссия «За демократию через право» более известна под своим вторым названием – «Венецианская комиссия». Эта организация была учреждена Советом Европы в 1990-м году специально для того, чтобы консультировать восточноевропейские государства во всем, что касается законодательных вопросов. Венецианская комиссия – организация независимая, которая может дать оценку тем или иным процессам и посоветовать, что делать в том или ином случае. И в том, что касается оценки конституционных реформ, Венецианская комиссия обладает в Европе огромным авторитетом.

Интересно, какие поправки, ныне внесенные в казахстанское законодательство, могут быть расценены как существенные? Как говорит Михаэль Лаубш:

- Существенных изменений, на мой взгляд, нет. Не могу отметить ни одного пункта, о котором можно было бы сказать: «О, да. Вот это действительно революционно». Хорошо, срок президентства сокращается с семи до пяти лет. Но только начиная с 2012 года, и это не касается нынешней власти. В Астане говорят о реформе Конституции, но мне кажется, надо, прежде всего, менять Закон о партиях, Закон о выборах и Закон о СМИ. Без существенных изменений в этих актах нечего и говорить о демократических преобразованиях. И, предполагаю, Запад даст понять Казахстану в самое ближайшее время, что от него ждут не миниатюрных перемен для видимости, а существенных подвижек. Это ясно.

Еще один момент. По сути, в том, что Назарбаев сможет теперь избираться столько раз, сколько захочет, тоже нет ничего нового. Впервые он был избран президентом в 1991 году. Потом его полномочия были продлены, потом он избирался снова. Но, по большому счету, все временные лимиты должны были быть уже исчерпаны. Как отмечает в этой связи Михаэль Лаубш:

- Если анализировать с точки зрения, привычной для казахстанских властей, можно сказать, что третий раз вроде бы как не считается, и на самом деле Назарбаев избирался в общей сложности всего лишь два раза. Если же оценивать сроки пребывания Назарбаева у власти с точки зрения оппозиции и Запада, тогда, несомненно, то, как он остался у власти в последний раз, уже само по себе было нарушением Конституции. Теперь же эта дискуссия вообще не имеет никакого смысла, поскольку, сколько бы ни оставался Назарбаев у власти, его пребывание там легитимно. Но, что интересно, в казахстанском обществе далеко не все поддерживают инициативу депутатов наделить нынешнего казахского лидера столь долгосрочными полномочиями.

Так, к примеру, Мухтар Алиев, член президентской партии «Нур Отан» и отец зятя Назарбаева, заявил, что снятие ограничений на число президентских сроков – это ясный сигнал об отходе от базисных принципов конституции. В общем, я думаю, точка в этом деле еще не поставлена. И, наверное, Запад в самое ближайшее время даст понять, что это новшество никак не красит страну, которая стремится соответствовать демократическим параметрам, - отметил в интервью НВ Михаэль Лаубш – глава немецкого Общества содействия демократии в Центральной Азии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ