07.11.2008 / Русское информационное пространство в условиях глобализации
И.И.Чуприна, к.филол.н.
Существование и развитие русского информационного пространства предполагает, прежде всего, существование Русского мира, Русской цивилизации в современном мировом геополитическом пространстве, а значит, - участие и роль в мировых культурно - исторических, социально - политических, экономических процессах. Однако понимание сущности самого Русского мира и его составляющих, - сегодня неоднозначно, что обусловлено не столько известной полисемантичностью слова "мир", сколько разноплановым, а иногда крайне противоречивым смыслом понятия "русский".
Характерно то, что смысловые противоречия возникают в самом Русском мире, его информационном пространстве. Так, если раньше абсолютно бесспорным являлось утверждение: быть русским - значит быть православным, то сегодня не каждый, кто называет себя "русским", исповедует Православие; в книжных магазинах - немало книг о русском слове на русском языке - с нескрываемым, демонстративным цинизмом и пошлостью - о самом сокровенном, самом дорогом для сердца русского. В России, определяющей себя духовным центром, сердцем Русского мира, граждане все чаще именуют себя россиянами - по принадлежности к государству, а иные, - и Родину называют не иначе, как "эта страна", - к сожалению, их "русское" слово особо популяризируется средствами массовой информации. И не удивительно, что подобного рода явления побуждают к поиску истинных духовных ценностей в современном Русском мире, созданных и создаваемых в контексте славной отечественной традиции.
Конечно же, неисчерпаемым, вечно живым источником остается классическая русская литература, философия, история, фольклор, а также разножанровые сочинения современных авторов, обретающие жизнь в контексте истории Руси и Русского слова. Истинное русское слово не терпит суеты, ибо рождается в любви. Всемирная русская отзывчивость, о которой нам напоминает великий мудрец и пророк Ф.М.Достоевский, любовь, - именно на ней поставлен акцент Православием и всей русской культурой - черты, присущи каждому русскому человеку и Русскому миру. Но именно любовью по-русски, всемирной отзывчивостью обусловлены и иные качества, составляющие особенности ментальности: русские не знают экзистенциального страха, их сила - в жажде правды, за которую готовы стоять не щадя живота своего, - на то они и православные. Быть русским - значит сохранять, продолжать и развивать традиции славных героических предков, заботиться о красоте Русского космоса, образом жизни, делами способствовать возрастанию силы и укреплению мощи единого Русского пространства.
Отсутствие единой Русской державы усложняет процессы развития Русского мира и укрепление его планетарного авторитета. Духовные ценности, пропагандируемые мировым сообществом, - чужды Русскому миру, как и другим традиционным цивилизациям. В свою очередь, идеологи интеграционных мировых процессов сегодня уже и не скрывают своих наглых, циничных планов в отношении России, еще остающейся оплотом Русской цивилизации, сильным государством, вынуждающим недругов считаться со своими интересами. И если враги, используя всевозможные современные технологии, стремятся ослабить позиции России, Русского мира - отсюда и мифы о русском шовинизме, и неадекватные, ложные интерпретации о событиях, к которым причастны русские, и различные способы ведения информационной войны против русской молодежи, - то первоочередной задачей русских является создание единого всемирного духовного Русского пространства.
Прошли времена терпения и смирения. Мифы о беззаботной, сытой жизни Запада развеяны, и нас ими уже не обманешь. Стандартизация, типизация, нивелировка личности, этнической самобытности, дикая безнравственность, убивающая Человека - вот, что навязывается нам взамен родного и священного. Но у русских свой путь, каким бы тернистым он не был. Да, в настоящее время Русский мир как духовное пространство разделен государственными границами. Это обстоятельство позволяет идеологам-глобализаторам осуществлять свои интеграционные планы, прикрываясь демократическими лозунгами. Духовная война, развязанная Западом против Русской Православной цивилизации, продолжается не десятилетия, а столетия. Особо опасной она является сейчас, в век высоких информационных технологий, - что уже ни для кого не является тайной, но при этом у простых граждан-обывателей все меньше за последние годы возникает желание противостоять, сопротивляться. Не хватает времени. Ограничены возможности. А в это время наши враги на нашей же территории тиражируют потребительское общество. Конечно, в первую очередь их интересует подрастающее поколение, ведь будущее - в руках того, кому принадлежит молодежь. За "воспитание" они взялись всерьез. На души детей наших - сетей ловчих много. И нам нельзя проиграть. Нельзя недооценивать ситуацию. Геноцид русского народа осуществляется по плану, и если мы не окажем сопротивление сегодня, - завтра будет поздно.
Настало время мобилизовать все силы в этой войне, войне информационной, опасной изощренностью идеологического оружия, как ни одна из прошлых войн. Актуализация проблемы диалога культур, цивилизаций, характерна для девяностых годов прошлого века, - забыта. Вместо жизненно необходимых современному обществу процессов гуманизации и гуманитаризации, - о чем так много было сказано культурологами, психологами, социологами в прошлом теперь уже тысячелетии, - мы рискуем погрузиться в без-образную, безличностную действительность, в которой нет и не может быть места Человеку.
Не случайно одной из актуальных проблем современности оказалась проблема культурной, этнической самоидентификации личности, а также проблема культурно-исторической, этнической идентификации групп населения в государствах, образованных на территории бывших союзных республик. Так, например, на Украине - в Донбассе, Крыму - немало граждан, которые в советский период не испытывали потребности решать для себя эти вопросы, потому что не находили противоречия между "русским" и "украинцем", - считали себя русскими. Сегодня же ситуация резко изменилась, и эти незначительные во времена СССР для русского человека вопросы, обрели крайнюю остроту как проблемы, требующие немедленного решения.
Русское духовное пространство, не вошедшее территориально в состав Российской Федерации, в результате политических процессов последних десятилетий, прежде всего вследствие развала СССР, - оказалось сначала фактически изолированным от России, а в последнее время находится в положении жесточайшей вражеской оккупации. Глобализация Русского мира оккупацией - на Донецкой земле - один из подлых планов врагов, для реализации которого они активно используют своих марионеток, не жалея средств и технологий, - ведь общеизвестно, что полное подчинение Крыма и Донбасса увеличит шансы подчинить Россию.
Смена культурно-исторической, языковой идентификации народа, лишение его исторической памяти, родного языка, родного этнического пространства, превращение в массового потребителя, в недочеловека, неспособного к полноценной общественной жизни и ненавидящего русских как шовинистов, - таким, по их мнению, должен быть продукт воспитания современного "национально сознательного" украинского общества.
Национальное воспитание начинается с детского сада: дети, для которых родной язык - русский, - обязаны говорить на украинском языке с раннего возраста. В результате, - говорят на суржике. В школах ситуация еще более сложная. Украинизация доходит до того, что творчество Н.В.Гоголя относится к зарубежной литературе, произведения русских классиков переведены на украинский язык, и именно переводы, представленные хрестоматийными учебными пособиями, рекомендованы министерством образования для изучения предмета "зарубежная литература". Учебники по истории Украины переписываются с целью внушить мысль, что первый враг украинского народа - Россия. В вузах ситуация приобретает масштабность. Вся документация, учебно - методическая база, выполнение курсовых, дипломных работ - исключительно на украинском языке, иначе специальность не будет аккредитована. Диссертации по русской литературе пишутся на украинском языке! Кроме того, внедрение Болонского процесса, кредитно-модульной системы оценивания, тестового контроля по всем учебным дисциплинам без малейшего учета специфики предмета - все это выхолащивает вузовскую систему образования, значительно способствует снижению уровня подготовки специалистов, а также снижению уровня общегуманитарного, творческого развития современной личности. В воспитательном процессе - традиционные понятия "Родина" и "государство" для большинства граждан юго-восточных регионов стали расхожими по отношению друг к другу, их трансформированное значение сегодня не согласуется с тем смыслом понятий, который навязывает режим В.Ющенко и его соратников. Большинство представителей студенческой молодежи, а также большинство представителей старшего поколения, поколения средних лет считают себя патриотами Донбасса, но не государства Украина, испытывают чувство стыда за деятельность украинского президента и правительства. Кроме того, навязывание русскому народу американских стереотипов поведения, пропаганда духовно оскопленных, убогих "национальных" средств массовой информации на западноукраинском диалекте, ставшим вдруг литературным языком, больное стремление дегенератов любой ценой быть независимыми от России, и русского языка, война нацсовета Украины с русскими, российскими каналами телевидения и радиовещания, - все это раздражает и вынуждает нас к поиску и принятию ответных мер с целью отстаивания своих этнических интересов на нашей Русской Донецкой земле.
Если нынешние украинские "патриоты", утратившие свою историческую память, пользуются политической ситуацией - спешат записать русских в категорию нацменьшинств, следовательно, - русский язык - язык международного общения для них - язык нацменьшинств, и они не стесняются напоминать об этом даже на обложках учебников для младших классов для оставшегося малого количества русскоязычных школ, - имеем ли мы право оставаться в бездействии? Следует отметить очевидный факт: находясь в условиях ожесточенной идеологической войны, мы оказались в политической и культурной изоляции по отношению к России и в полной мере прочувствовали всю масштабность проблемы: страшно, когда человек теряет память, но лишение культурно-исторической, языковой памяти народа - беда несоизмеримая, - и наша русская генетическая, культурно-историческая память сегодня жива, обострена, возможно, как никогда за последние десятки лет.
Русский мир на оккупированной врагом территории - в действии. Образовательную и воспитательную функции государства в жизни русских граждан, постоянно ущемляемых государством в своих правах и свободах, выполняют общественные организации и русские средства информации. Их культурно - просветительская деятельность востребована современным обществом, уставшим от лживых обещаний украинских политиков. Популярными, систематическими стали встречи представителей общественных организаций "Донецкая республика", "Международный Русский Фронт" с медицинскими работниками, преподавателями и учителями, с мыслящей, творческой молодежью, археологами, художниками, писателями. Организация и проведение разноплановых мероприятий, ставших систематическими, обусловили необходимость создания Русского университета имени Артема - первого президента Донецко - Криворожской республики. Презентации работ, выставки картин, как юных дарований, так и заслуженных художников Донбасса, творческие встречи молодежи с писателями и поэтами, участие в археологических раскопках, проведение сюжетно-ролевых игр на территории древних городищ, воссоздающих историческое прошлое нашего края, - в степях, где небо так высоко, но земля помнит древних скифов и походы князей русских на половцев, и окраинное поселение Хазарского каганата, и сложное Золотоордынское время, и еще не отшумевшие страшные бои Великой Отечественной войны+ - Вот неполный перечень незабываемых мероприятий, в которых также активное участие принимают представители культурно-исторического общества "Святогор".
Надо отметить, что к активным действиям нас побуждают и враги, жаждущие переписать нашу историю на свой лад.
В национальном университете историю Украины пишут почитатели Речи Посполитой, начавшие оккупацию Донбасса в 90-е годы. На филфаке ситуация не очень отличается. Польские археологи приезжают на раскопки в Донбасс, конечно же, преследуя свои цели. А народу необходимо живое русское слово, "чтобы свеча не погасла", - об этом издавна всегда помнили на Руси, поэтому и востребована деятельность таких организаций, как Донецкая республика, Донецкий Русский университет им. Артема, культурно-историческое общество "Святогор", работающих на родной территории, оказавшейся в зоне повышенного риска. А еще потому, что в этих организациях - настоящие русские патриоты, и мы готовы обустраивая Русский мир, развивать Русское пространство, нести миру живое благодатное русское слово, подтверждая его делами во благо укрепления мощи Единой Руси. Но наблюдая за жизнью, состоянием Русского мира в различных уголках земли, мы все-таки, приходим к выводу, что сегодня существуют почти изолированно друг от друга отдельные Русские миры, очаги русской культуры, требующие взаимодействия и объединения в Единый Целостный Русский мир. Русская полимирность должна быть преобразована в Единое Русское пространство. При этом необходимо соблюдение важнейшего условия - равноправие. Нет миров более или менее русских. Истинная святыня зачастую остается под спудом. Надо об этом помнить+ Залогом нашей русской силы и победы является создание единого Русского духовного пространства, собирание исконно Русских земель в единую Русскую державу.