Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Мнения
Поиск по мнениям
Статьи

Предыдущие >>
Текущая статья

07.11.2008 / Рубен Заргарян: «Прорыв в переговорах возможен исключительно после признания независимости Нагорно-Карабахской Республики» / Политком.Ру, 06.11.2008

2 ноября 2008 года в Москве президентами Азербайджана, Армении и России была подписана Декларация по Нагорному Карабаху. На вопросы по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта отвечает в интервью «Политком.ру» - Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики (НКР).

- Рубен Александрович, спасибо, что согласились дать интервью. Как вы оцениваете Декларацию? Следует ли ожидать прорыва в решении азербайджано-карабахского конфликта?

- Положительным фактором Декларации, несомненно, необходимо назвать то, что в каждом ее пункте подчеркнута необходимость урегулирования конфликта политическим мирным путем, продолжения прямого диалога, необходимость оздоровления ситуации на Южном Кавказе. Известно, что власти Азербайджана использовали Грузию и Южную Осетию как экспериментальный полигон для отработки планов блицкрига. Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии положило начало стабилизации ситуации на Южном Кавказе, но прочная стабилизация в регионе возможна лишь после скорейшего окончательного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики. Россия, также как и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ – США и Франция, выступает за исключение возможности силового решения азербайджано-карабахского конфликта, о чем систематически говорят и к чему активно готовятся бакинские власти, раскручивающие гонку вооружений.

В Декларации Азербайджан, Армения и Россия согласились с тем, что достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями. В ходе карабахско-азербайджанских переговоров необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против Нагорного Карабаха, включающего международные гарантии. Нельзя забывать, что НКР и Армения имеет дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать вероломную агрессию.

Декларация подчеркивает необходимость урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Несмотря на существующие противоречия, Россия и Запад нуждаются в сотрудничестве. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличие от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы снятию возникшего напряжения между Россией и Западом. Нагорный Карабах, тем более признанный, мог бы сыграть роль посредника в урегулировании региональных проблем.

В Декларации нет набивших оскомину заклинаний о территориальной целостности Азербайджана. Наоборот, говорится о необходимости урегулирования на основе принципов и норм международного права. Независимость НКР полностью соответствует международному праву. В соответствии с нормами международного права, кратчайший путь к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта - это скорейшее окончательное юридическое признание международным сообществом государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики и участие НКР в переговорах.

Важно отметить, что окончательное признание независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное – Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана.

Важно подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах международного права (Резолюция № 2625 от 24 октября 1970 г.) отмечено, что создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса свободно определенного народом, является формами осуществления этим народом права на самоопределение. В Декларации подчеркивается, что каждое государство обязано незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением принципа самоопределения и основных прав человека и противоречит Уставу ООН.

Прорыв в переговорах возможен исключительно после признания независимости НКР, после чего будет намного легче решить наиболее сложные вопросы: территории, беженцы, границы.

Я весьма положительно оцениваю и то, что в Декларации подчеркивается необходимость мер доверия. Это чрезвычайно важно.

- Подписанная Декларация означает что-то новое в проблеме урегулирования азербайджано-карабахского конфликта или это возврат к прежним формам урегулирования?

- Необходимо приветствовать российскую инициативу по встрече президентов Армении и Азербайджана и подписание Декларации. Но не стоит и преувеличивать ее значение по двум причинам: во-первых, данный документ не является юридически обязывающим соглашением, а только декларация намерений, во-вторых, под ней не стоит подпись Нагорно-Карабахской Республики. Декларация подписана Россией, Арменией и Азербайджаном, поэтому она больше относится к этим государствам. А основными участниками азербайджано-карабахского конфликта являются Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Российский дипломат, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ В.Казимиров подчеркивает: решать судьбу Нагорного Карабаха без его участия - это уже не XXI, а XVIII или XIX век.

Нагорный Карабах в соответствии с нормами международного права считает, что определение статуса - исключительное право народа НКР. К сожалению, Декларация не решает основной вопрос конфликта – обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха, важнейшей гарантией чего является признание независимого государственного статуса НКР, а также не решает проблему восстановления территориальной целостности Нагорного Карабаха.

Важно подчеркнуть, что формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан, является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и совершенно не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются Нагорно-Карабахская и Азербайджанская Республики. В ходе трехсторонних переговоров Нагорный Карабах – Азербайджан – Армения в рамках МГ ОБСЕ в 1994-1997 гг. принципиальная позиция о трех сторонах конфликта неоднократно провозглашалась сопредседателями МГ ОБСЕ. Наконец, все три проекта урегулирования, предложенные МГ ОБСЕ в 1997-1998 гг. были адресованы трем сторонам конфликта, а не двум, что отражено в самих текстах. Единственным действующим соглашением является Бишкекское 1994 г., которое подписано тремя сторонами, в том числе и Нагорно-Карабахской Республикой.

Я бы также не стал утверждать, что Декларация - это первый документ после 1994 г. Стоит напомнить, что 6 февраля 1995 г. официально вступило в силу соглашение между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией об укреплении режима прекращения огня, подписанное также тремя сторонами. В рамках российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, проходящей с 2001 г. в трехстороннем формате Нагорный Карабах – Азербайджан - Армения, в 2005 г. был согласован проект «Рамочного соглашения о мирном процессе» - Дартмутское соглашение. Полноценное участие Нагорного Карабаха привело к серьезному успеху в переговорном процессе и сделало возможным достижение соглашения всеми тремя делегациями.

- Вы подчеркнули важность мер доверия, о которых говорится в Декларации. А какими могли бы быть меры доверия между НКР и Азербайджаном?

- Большое значение в цивилизованном урегулировании сыграли бы меры доверия, такие как, укрепление режима прекращения огня и прекращение Азербайджаном снайперского обстрела и провокаций на границе, прекращение Азербайджаном антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования, формирование благоприятного общественного мнения.

Руководство Азербайджана забыло весьма актуальное напоминание авторитетного британского историка А.Тойнби, что милитаризм до сих пор был самой распространенной причиной распада цивилизаций в течение последних четырех или пяти тысячелетий и приводил к самоубийству цивилизаций.

Азербайджан и Нагорный Карабах должны навсегда отказаться от враждебных действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции, блокады и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и Азербайджана и права их народов свободно избирать формы своего национального существования.

Азербайджанское руководство могло бы выступить с недвусмысленным заявлением с подтверждением права Нагорного Карабаха на сосуществование в мире и безопасности, признать концепцию мирного сосуществования двух суверенных государств НКР и Азербайджана. Все официальные азербайджанские институты обязаны прекратить подстрекательство к насилию по отношению к Нагорному Карабаху.

В ходе процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта именно Азербайджану, как несущему всю ответственность за разжигание конфликта, широкомасштабную агрессию, политику геноцида, этнических чисток и международного терроризма, необходимо принять меры по созданию атмосферы доверия в карабахском обществе по отношению к Азербайджану.

Среди мер доверия необходимо также назвать такие как, взаимное признание сторон, отказ Азербайджана от территориальных претензий на Нагорный Карабах и Армению, покаяние руководства Азербайджана за геноцид и этнические чистки. В интересах Азербайджана найти в себе мужество и совершить акт покаяния за геноцид и этнические чистки в отношении армян Нагорного Карабаха и Азербайджана. В аналогичной ситуации руководство Германии проявило такое мужество. В 1970 г. канцлер ФРГ Вилли Брандт у памятника жертвам Варшавского гетто покаялся за преступления нацистов, а в 2004 г. Герхард Шредер принял участие в церемонии, посвященной годовщине Варшавского восстания.

Необходимо историческое примирение народов Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении, которое возможно на основе покаяния Азербайджана, аналогичного покаянию Германии за преступления нацистов в годы Второй мировой войны. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный шаг.

- В Декларации говорится о дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования. Рубен Александрович, какими вы видите эти принципы?

- Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах: во-первых, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха; во-вторых, взаимное признание независимости Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР; в-третьих, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключение его анклавности; в-четвертых, международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; в-пятых, решение проблемы территорий и беженцев может и должно осуществляться только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.

- Россия активизировала свою внешнюю политику в отношении карабахского урегулирования. А другие страны помогают НКР с признанием? США, например?

- В мире растет понимание того, что от затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Азербайджано-карабахский конфликт слишком затянулся. Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев на взаимной основе.

Азербайджан стремится нарушить баланс сил, предъявляя территориальные претензии к НКР и требуя от международных посредников надавить на Армению и НКР с целью получения исторических районов Нагорного Карабаха для превращения их в удобные плацдармы для новой агрессии. При этом Азербайджан отказывается решать основной вопрос конфликта – обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является признание независимости НКР, а также решать проблемы оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха, Армении и армянских беженцев. Мировое сообщество, ставшее заложником авантюрной политики руководства Азербайджана, должно, наконец, осознать свою ответственность за последствия ничем не оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить политическую волю в деле неизбежного окончательного признания независимости НКР.

Тем не менее, Нагорный Карабах успешно развивается и без признания. Признание – это только констатация факта давно состоявшегося государства Нагорно-Карабахской Республики. Наполеон как-то сказал, что Франция не нуждается в признании, не признавать существования Франции – это все равно, что не признавать сияние солнца в яркий солнечный день.

- Как вы думаете, можно ли ожидать новых подходов к отношениям с Арменией, НКР и Азербайджаном со стороны новой американской администрации?

- Нагорный Карабах имеет все основания рассчитывать на окончательное признание своей независимости. В сентябре 2005 г. 59 конгрессменов США призвали президента страны поддержать право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. В послании президенту США подчеркивается: «Своим демократически избранным правительством, боеспособными вооруженными силами и независимой внешней политикой Нагорно-Карабахская Республика полностью соответствует международным критериям государственности. За 14 лет своей независимости Нагорный Карабах доказал, что может быть надежным партнером международного сообщества. Нагорный Карабах значительно способствовал сохранению мира и стабильности на стратегически важном Южном Кавказе, ту же цель преследуют и США». 23 сентября 2008 г. уже более 100 американских конгрессменов выступили в поддержку независимости Нагорного Карабаха. Вновь избранный президент США Барак Обама накануне выборов в феврале 2008 г. прямо заявил: «Если я стану президентом, то американская помощь в борьбе против терроризма и экстремистов нашему верному партнеру Армении будет продолжена. Для укрепления безопасности Армении я сам буду следить за поиском путей устранения турецко-азербайджанской блокады и постараюсь найти приемлемое для всех сторон разрешение в Нагорном Карабахе, которое будет основываться на принципах демократии и самоопределения, которые были приняты американским народом с первых же дней создания США».

Беседовал Олег Горбунов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ