Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №202(08.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

1 сентября. В Тирасполе, в Театре драмы и комедии имени Н.Аронецкой, там же, где 18 лет назад – 2 сентября 1990 г.  было провозглашено создание Приднестровской Молдавской ССР (позднее получила название Приднестровская Молдавская Республика), состоялось торжественное собрание, посвящённое Дню Республики.

В своем выступлении на собрании, президент ПМР И.Смирнов поздравил южноосетинский и абхазский народы с признанием их стран Российской Федерацией. Он подчеркнул, что это было единственно верное решение, которым Россия не на словах, а на деле продемонстрировала мировому сообществу, что способна защитить своих граждан, где бы они не находились.

Затрагивая тему внешней политики и молдо-приднестровского урегулирования, глава государства подчеркнул, что внешнеполитический курс ПМР останется неизменным и продиктован он результатами референдума 17 сентября 2006 года. Он заявил также о необходимости заключения нового соглашения о гарантиях безопасности ПМР и об увеличении численности российского миротворческого контингента до трех тысяч человек. В конце своего выступления президент ещё раз напомнил приднестровцам, что необходимо «рассчитывать на свои собственные силы и собственный республиканский потенциал».

На торжественном собрании по случаю 18-й годовщины со дня образования ПМР, присутствовали зарубежные гости из России, Южной Осетии, Абхазии, Украины, Болгарии и Ирландии.

1 сентября. Как сообщил на пресс-конференции в Кишиневе посол Казахстана в Молдове и Украине А.Жумабаев по случаю 17-летия провозглашения независимости его страны, молдавско-казахстанский товарооборот по итогам  2007 г. составил 140 млн. долл. США. По его мнению, наиболее перспективный путь развития экономики государств - взаимные инвестиционные проекты. Так, с 1997 года в Казахстане работает совместное нефтяное предприятие «Аском-груп», годовой оборот которого исчисляется в 0,5 млрд., а прибыль в 2007 г. составила 120 млн. долларов.

Как подчеркнул посол, из Молдовы в Казахстан главным образом поставляются виноматериалы, алкогольные напитки и консервированная продукция, а в обратном направлении - энергоносители. Значительно усложняют это расстояния между странами, но решение проблемы лежит в плоскости новых технологий.

Казахстан оказал немалую помощь Молдове в ликвидации последствий недавнего наводнения. Республике предоставлена материальная помощь на 250 тыс. долл. США. Вскоре в Молдову прибудут 5 тонн дезинфицирующих жидкостей для обеззараживания территорий и предметов.

1 сентября. В Молдове находится с визитом Митрополит Московский и всея Руси (Русская Православная Старообрядческая Церковь) Корнилий. В течение недели он посетит три сельских и четыре городских прихода. Иерарх побывает в Флорештском, Резинском, Григориопольском районах, в городах - Кагуле, Кишиневе, Бендерах и Тирасполе.

По словам председателя общества «Русское духовное единство» П.Донцова, цель поездки - ознакомление с работой приходов, техническим состоянием церквей, инспекция несения служб.

Митрополит Корнилий примет участие в службе в Мазаракиевском храме старообрядцев столицы.

Всего в Молдове к адептам Русской православной старообрядческой церкви себя причисляют 140 тысяч человек, 30 тысяч из них проживают в Кишиневе.

1 сентября. Двенадцать офицеров Главного штаба Национальной армии Молдовы принимают участие в многонациональных учениях НАТО «Rapid Trident-2008», которые  проходят на Украине.

Как сообщил представитель Минобороны РМ С.Раилян, цель маневров – обучение старших офицеров на уровне командиров бригад западным стандартам выполнения миротворческих операций. В учениях принимают участие военнослужащие из 17 стран членов Альянса и участников программы "Партнерство во имя мира".

1 сентября. Министр реинтеграции РМ В.Шова принял специального представителя Евро в Кишиневе К.Мижея. Стороны проанализировали нынешнюю ситуацию в процессе приднестровского урегулирования.

Европейский дипломат отметил «взвешенный и зрелый подход со стороны молдавских властей в оценке сложившейся международной ситуации» и положительно охарактеризовал позицию Кишинева в том, что касается дальнейшего урегулирования приднестровской проблемы.

В.Шова и К.Мижей обсудили возможные направления дискуссии на встрече посредников и наблюдателей (Россия, Украина, ОБСЕ, США и ЕС) в формате 3+2, которая пройдет в Вене предположительно в первой декаде сентября.

Собеседники выразили заинтересованность в нахождении уравновешенных, жизнеспособных решений для окончательного урегулирования приднестровского конфликта на основе комплексного подхода с учетом интересов вовлеченных сторон.

К.Мижей при этом заметил, что Брюссель выступает за скорейшее решение приднестровской проблемы путем разработки особого правового статуса Приднестровья при соблюдении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова.

Эмиссар ЕС высказался за продолжение прямых контактов на экспертном уровне между Кишиневом и Тирасполем при содействии посредников и наблюдателей, необходимых для укрепления доверия и создания более благоприятной атмосферы для скорейшего возобновления переговоров в формате 5+2.

2 сентября. Приднестровье, в отличие от Южной Осетии и Абхазии, не имеет общих границ с Россией. Потому оно не может быть признано по такой же схеме, что две кавказские республики. Для полноценного признания необходимо согласие Украины.

Об этом в беседе с приднестровскими журналистами заявил спецпредставитель Верховного Совета ПМР по межпарламентским связям Г.Маракуца. По его мнению, механизм в случае с ПМР будет многосторонним. России, Украине, а также, очевидно, западным дипломатам нужно садиться за стол переговоров и вырабатывать формулу «цивилизованного развода» Приднестровья и Молдовы. Необходимо убедить и Кишинев в том, что такой развод – наиболее оптимальный путь урегулирования, отметил бывший спикер ВС ПМР.

Депутат приднестровского парламента Ю.Гервазюк также считает, что отсутствие общих границ с Россией осложняет ситуацию. Все же он надеется, что и ПМР получит признание. «Нынешний настрой России вселяет оптимизм», - подчеркнул депутат.

2 сентября. Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии будет иметь определенное влияние на политические процессы в формате 5+2, хотя большинство его участников постараются избежать такого сценария, заявил исполняющий обязанности  мининдел ПМР В.Ястребчак.

По его мнению, Россия сталкивается с ощутимым давлением извне, но она показала, что готова действовать в соответствии со своими национальными интересами, готова действовать и далее как великое государство. «Чем увереннее ведет себя Россия, тем легче нам будет отстаивать свои интересы», – отметил далее В.Ястребчак.

Вместе с тем, сказал он, формат 5+2 уже давно не собирался в полном составе «и не стоит переоценивать его значение». «Это, прежде всего, консультационный формат, где решение может быть предложено и выработано, но вряд ли оно будет там найдено», – пояснил и.о. министра в беседе с журналистами.

Отвечая на вопрос о том, как ухудшение отношений между Россией и Украиной из-за ситуации на Кавказе может отразиться на их деятельности в формате 5+2, он выразил надежду на то, что взаимодействие Москвы и Киева в регионе «останется в русле мирного диалога, направленного на долгосрочное политическое урегулирование».

По его мнению, в Тирасполе не видят предпосылок для ухудшения отношений двух стран в процессе урегулирования на Днестре.

2 сентября. Общественное движение «Единая Гагаузия» поздравило руководство и народ Приднестровья с 18-ой годовщиной провозглашения ПМР и выразило надежду на развитие двусторонних взаимовыгодных отношений на благо народов Приднестровья и Гагаузии.

Об этом говорится в послании, направленном на имя президента ПМР И.Смирнова и председателя Верховного Совета ПМР Е.Шевчука, сообщает корреспондент информагентства «Новый Регион».

«Для нас Приднестровье – надежный союзник, с которым мы вместе преодолевали многие суровые испытания. Народ Гагаузии никогда не забудет братскую помощь народа ПМР осенью 1990 г., когда оперативно прибывшие на территорию Гагаузии добровольцы из Левобережья остудили пыл шедших усмирять «непокорных гагаузов» молдавских нацистов», – говорится в письме, подписанном председателем Исполкома «Единой Гагаузии» Ф.Гагаузом.

2 сентября. «Евросоюз высоко оценил зрелое и мудрое заявление правительства РМ по поводу событий в Южной Осетии и Абхазии, что позволяет надеяться на скорейшее возобновление переговоров в формате «5+2» для окончательного разрешения приднестровского конфликта», - заявил на брифинге после встречи с лидерами парламентских фракций спецпредставитель Евросоюза в РМ К.Мижей. 

По его словам, 8 сентября в Вене состоятся переговоры в формате 3+2 (Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США). «Наши принципы урегулирования конфликта не изменились, и мы считаем, что они являются единственными демократическими принципами», – отметил дипломат.

Он выразил уверенность в том, что «в Приднестровье нет объективных причин для конфликта, и поэтому мы надеемся на то, что все партнеры сделают все возможное и что Россия проявит конструктивность для решения проблемы».

Спецпредставитель ЕС расценил предложение молдавских властей по урегулированию на основе пакета документов как «хорошее начало процесса, которое позволяет начать окончательные переговоры в формате «5+2». По его словам, проект закона о статусе приднестровской автономии – это «серьезный документ, который может быть положен в основу приднестровского урегулирования».

Венгерский дипломат добавил, что ЕС и комиссия Совета Европы за демократию через право (Венецианская комиссия) ознакомились с этим документом. По его мнению,  часто упоминаемый Меморандум Козака «содержит много серьезных проблем, что не позволит ЕС признать урегулирование конфликта на основе этого документа».

2 сентября. В Меморандуме Козака, который мог бы быть подписан в ноябре 2003 г., было много рациональных предложений, но теперь его время ушло, заявил бывший председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца, комментируя информацию о том, что, по словам главы МИД РФ С.Лаврова, Кишинев и Тирасполь готовы вернуться к обсуждению Меморандума.

«Сегодня уже вряд ли можно согласиться на те принципы, с которыми мы были согласны тогда, подчеркнул Г.Маракуца. Тогда Приднестровье входило бы в состав Молдовы на тяжелых условиях, но после этого состоялся референдум, где народ ПМР выразил свою волю, которую надо учитывать».

Он далее отметил, что на Днестре очень сложно добиться урегулирования без участия Украины, поэтому Москва и Киев совместно с Кишиневом и Тирасполем должны найти формулу «счастливого сосуществования» всех народов региона «на многие годы вперед».

По его убеждению, Тирасполь должен садиться за стол переговоров с целью отстоять свою независимость и вести долгую кропотливую разъяснительную работу, чтобы донести до всех участников переговорного процесса свою позицию.

3 сентября. Президент Приднестровья И.Смирнов после встречи с президентом России заявил о снятии  моратория на контакты с официальными властями Молдовы.

Как сообщила руководитель кремлевской пресс-службы, в дальнейшем переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию будут продолжены «… в трехстороннем формате на рабочем уровне с возможностью выхода на более высокий уровень».

И.Смирнов, со своей стороны, заявил в интервью «Интерфаксу», что Тирасполь «все-таки сделает очередную попытку начать переговорный процесс с Кишиневом. Ибо худой мир лучше хорошей войны…. Надеемся, что руководство Молдавии тоже осознает всю ответственность за переговорный процесс и достижение положительных результатов».

3 сентября. В МИД ПМР состоялась встреча заместителей министра иностранных дел Приднестровья С.Симоненко и А.Малярчук со спецпредставителем Евросоюза в РМ К.Мижеем.

  Стороны обсудили современную международную ситуацию в связи с признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, а также затронули текущие вопросы молдо-приднестровского урегулирования.

  Спецпредставителя интересовали вопросы, связанные с проблематикой укрепления мер доверия между Молдовой и Приднестровьем. В частности, он высказал мнение о необходимости возобновления контактов между сторонами. По словам спецпредставителя ЕС, молдо-приднестровский конфликт имеет неплохие шансы на мирное урегулирование.

  Приднестровская сторона высказала мнение о том, что возобновлению контактов между Тирасполем и Кишиневом могла бы способствовать выработка системы устойчивых гарантий, исключающей всякое давление на одну из сторон, и которая учитывала бы достигнутые договоренности в ходе молдавско-приднестровского урегулирования, а также новые тенденции и подходы к разрешению конфликтов в мире, а также реалии сегодняшнего дня.

3 сентября. Состоялась официальная встреча президента РФ Д.Медведева с президентом ПМР И.Смирновым.

Обращаясь к российскому президенту, И.Смирнов поблагодарил Россию за защиту соотечественников, проживающих в Приднестровье, и оказываемую ею постоянную помощь и поддержку.

«Мы абсолютно доверяем миротворцам Российской Федерации, - продолжил И.Смирнов, - и на нашей земле только потому не гибнут люди, что ваши военные воспринимаются положительно народом и в Молдове, и в Приднестровье».

Президент России подчеркнул, что самое главное в урегулировании молдавско-приднестровских  взаимоотношений - это исключение кровопролития и решение всех вопросов мирным путем, а для этого нужны переговоры с Молдовой.

Приднестровский лидер напомнил, что после того, как Молдова не отреагировала адекватно на развязанную Грузией кровавую агрессию против Южной Осетии, Тирасполь объявил о прекращении всех переговоров с Кишиневом. Он сообщил, что, учитывая просьбу президента России, руководством Приднестровья дано поручение о снятии моратория на контакты с Молдовой.

В первую очередь, - отметил И.Смирнов, - следует решать экономические проблемы. Что касается возможных вариантов урегулирования, сообщениями о которых пестрят СМИ, глава ПМР подчеркнул, что говорить о них пока нереально. «Таких планов было уже много. Но это мало что изменило. Сейчас нужно искать варианты совместного мирного проживания граждан наших государств, а о конкретике поговорим после начала переговоров».

Согласно сообщению пресс-службы приднестровского президента, Д.Медведев подтвердил, что Россия будет гарантировать любую договоренность, достигнутую с Молдовой на равноправной основе.

3 сентября. По итогам января-июля 2008 г. на 55% вырос экспорт товаров из Приднестровья, оформленный Таможенной службой Молдовы. Объем поставок за рубеж оценивается в 569,5 млн. долл. США, импорт составил 84,9 млн. долларов, сообщила Министерстве реинтеграции РМ.

На долю промышленных гигантов региона - Молдавского металлургического завода и Рыбницкого цементного комбината приходится 68% экспорта. Второе место по объему вывозимых товаров занимают предприятия легкой промышленности.

В Регистрационной палате РМ  зарегистрировано 454 экономических агента региона, в том числе, постоянно – 160,  временно – 294.

3 сентября. Депутаты Народного собрания Гагаузии решили разработать новый Регламент, определяющий деятельность законодательного органа автономии, сообщает  пресс-служба гагаузского парламента.

Народные избранники, недавно возобновившие деятельность законодательного органа Гагаузии, создали специальную комиссию по разработке проекта Регламента. В нее вошли председатель НСГ А.Харламенко, депутаты И.Чолак, И.Хиора, И.Формузал, В.Кысса, С.Захария, а также известный гагаузский юрист, бывший член Конституционного суда РМ Н.Кисеев.

До принятия нового Регламента депутаты решили работать по старому закону, принятому депутатами предыдущего  созыва.

3 сентября. Официальный Бухарест получил от Москвы все необходимые документы, в которых РФ обосновывает факт своего признания независимости Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, заявил президент Румынии Т.Бэсеску.

По словам главы румынского государства, его страна понимает и признаёт право России на собственное мнение относительно будущего Цхинвала и Сухума. Одновременно власти Румынии подтвердили свое желание участвовать в урегулировании  возникших между Москвой и Брюсселем разногласий.

4 сентября. Как сообщает корреспондент информагентства «Новый Регион», президент ПМР И.Смирнов в ходе встречи с президентом России Д.Медведевым высказал  мнение о том, что Молдове и Приднестровью нужно искать варианты совместного мирного проживания граждан наших государств.

Кроме того, он отметил, что в лице Верховного Совета Приднестровье тоже обращалось к России с просьбой о признании, как и Ю.Осетия и Абхазия, провело референдум в 2006 году, итоги которого были официально признаны Госдумой Российской Федерации. Но, видимо, есть такие вопросы, которые сейчас требуют выдержки. Уверен, Президент России знает, что делать», – сказал президент ПМР.

4 сентября. Россия продолжает настаивать на заключении соглашения между Молдовой и Приднестровьем, пытаясь повысить свою репутацию после августовских военных действий в Грузии, считает информагентство Рейтер. По мнению агентства, «замороженный» конфликт в Приднестровье, начавшийся в начале 90-х, имеет много характеристик, делающих его похожим на конфликтные ситуации в двух регионах Грузии, а война в Южной Осетии спровоцировала боязнь Запада, что Москва может поступить аналогично и в других постсоветских республиках с подобными проблемами.

Но Кремль поставил себе цель развеять такие опасения через ускорение разрешения приднестровского конфликта, что доказала и вчерашняя встреча президента России Медведева с лидером Приднестровья Смирновым, полагает издание.

Рейтер пишет, что сейчас Россия желает создать себе образ успешного миротворца и показать, что она уважает территориальную целостность бывших советских республик, если ее не провоцируют на нечто другое.

Агентство напоминает, что, несмотря на отказ мировых столиц признать независимость приднестровского региона, Приднестровье имеет все атрибуты настоящего государства уже почти 20 лет – президента, правительство, парламент, армию, национальный банк и почтовую систему.




Объединение Молдовы, а не Румынии

 03.09.08, «Независимая Молдова», Кишинев

Валерий Гаврилуца, преподаватель кафедры политических наук Молдавского госуниверситета

В начале 90-х под лозунгами "Вся власть поэтам!" и с мыслями о "Великом объединении" с Румынией молдавские демократы "первой волны" раскололи государство на две части, или, как сейчас говорят, на два берега - правый и левый - Молдову и Приднестровье.

Вот уже 16 лет, как республика живёт поделенной на два региона. Появился термин "приднестровский народ", свидетельствующий о том, что руководство левого берега пытается идентифицировать жителей этого региона как отдельный народ.

Политические аналитики не однополярны в своих мнениях: одни считают, что до 2001 года все действия молдавского руководства были направлены на объединение, и мы плавно шли к этой цели; другие утверждают, что государственные органы погрязли в коррупции, раздавая государственные печати приднестровским чиновникам, поощряя контрабанду. Нынешняя ситуация, по утверждениям молдавских политиков, никогда ещё не была так благоприятна для объединения страны. Вот эту ситуацию мы рассмотрим более подробно.

Начиная с 2008 года, молдавские политики, государственные деятели, молдавские СМИ постоянно говорят о скором объединении Молдовы и Приднестровья. Уже в апреле 2008 года в Бендерах на первой после семилетнего перерыва встрече президент Молдовы и лидер Приднестровья обсудили новые возможности для развития диалога между Кишиневом и Тирасполем, а также договорились о незамедлительном создании совместных рабочих групп экспертов для решения комплекса накопившихся проблем и укрепления мер доверия.

Повторю, что это была первая встреча за последние семь лет. Москва уже несколько раз заявляла о своей поддержке Кишинёву и подтвердила, что Молдова должна быть целостной республикой. Новая "оттепель" в молдо-приднестровских отношениях, поддержка Москвы, - что ещё нужно для долгожданного объединения?! Но не того "объединения", о котором мечтала с начала 90-х часть молдавской интеллигенции, называющая почему-то себя румынской. В Молдове - ситуация уникальная, ни в чем не похожая на другие конфликты в разных точках СНГ и Европы. В стране насильственно разделен один народ, одна территория, на которой живут люди одной веры, одних традиций и ментальности.

8 августа 2008 года под огнём грузинских установок ракетного огня системы "Град" погибли российские миротворцы, тысяча мирных жителей Цхинвали, многие были ранены, в том числе и журналисты. Западные СМИ, рассказывая об этой трагедии, умалчивали о той гуманитарной катастрофе, что произошла в Южной Осетии.

Все те, кто надеялся, что Приднестровье воспользуется ситуацией на Кавказе и сорвет переговоры, которые подготавливали руководители Молдовы и России, остались разочарованными. Переговоры готовятся и будут проведены в ближайшее время.

Кишинев с 1992 года ни разу не применял насилие по отношению к населению Приднестровья. По-разному складывались эти непростые годы. Было прекращение переговоров, но никогда не было силовой агрессии. 25 августа 2008 года на встрече президентов России и Молдовы были достигнуты договорённости о возобновлении переговоров в формате "5+2". При этом президенты отметили, что события в Южной Осетии послужили дополнительным поводом для их встречи. Трагедия в Цхинвали стала отправной точкой в переговорном процессе Тирасполя и Кишинёва. Руководству в Кишиневе хватило мудрости и правовой грамотности, чтобы ставить вопрос урегулирования безальтернативно - только мирно, только путем переговоров и политических консенсусных решений.

Президент Молдовы Воронин подчеркнул, что российский лидер проявил неподдельный интерес к законопроекту о статусе Приднестровской автономии, разработанный на базе закона РМ "Об основных положениях юридического статуса населенных пунктов левобережья Днестра". Закон был принят молдавским парламентом в 2005 году единогласно, что стало уникальным случаем в истории парламентаризма республики.

Мало этого, Россия заняла активную позицию в вопросе объединения Молдовы в единое государство с двумя автономиями - Гагаузской и Приднестровской.

Закон о Приднестровской автономии, разработанный министерством реинтеграции Молдовы, предоставляет Приднестровью широкий спектр полномочий - собственный флаг, герб, гимн, собственный парламент, кабинет министров и, самое главное, право на выход из состава Республики Молдова в случае изменения правового статуса на международной арене либо вхождения в состав другого государства. Кишинёв доказал бессмысленность опасений вхождения в состав Румынии после объединения двух берегов Днестра, что категорически отвергают жители Приднестровья. А ведь именно поддержка России сняла этот вопрос, как абсурдный. Лживая пропаганда некоторых политических партий о том, что Приднестровью грозит объединение с Румынией, если она подпишет договор с Молдовой, во многом способствовала замораживанию переговорного процесса. На это и рассчитывали те политики, которым невыгодно объединение двух частей страны. Вызывает удивление в данной ситуации безмолвность приднестровской стороны, которая никоим образом не комментирует последние события. СМИ Левобережья достаточно нейтрально осветили встречу лидеров России и Молдавии. Но даже такая нейтральность уже свидетельствует, что всё-таки "лёд тронулся".

События дают надежду, что объединение двух берегов Днестра, о котором так мечтают жители Молдовы, не за горами. Ведь народ Молдовы всё это время не был разделён ни так называемой границей, ни Днестром, ни какими-то другими факторами. Выпускники приднестровских школ поступали и поступают в кишинёвские ВУЗы, для них есть отдельные квоты для учебы на бюджетной основе. Любое предприятие Приднестровья по желанию регистрируется в течение 24 часов в кишинёвских государственных органах, получая все преференции, которые оговорены соглашением. По обоим берегам и в Кишиневе, и в Тирасполе, живут члены одних семей - братья, сестры, матери, отцы, родственники, друзья, коллеги. Поэтому мы и говорим об уникальности приднестровского конфликта. Потому и невозможно для населения Молдовы развязать агрессию против Приднестровья. Да еще потому, что адекватные политики, власть страны не пойдут на нарушение международного права. Не те времена наступили в мире. Люди сегодня уверены, что и нравы зарвавшихся политиканов изменятся. Их заставит международное сообщество, какие бы защитники ни были у агрессоров.




Россия оправдывает ожидания молдавского общества

 03.09.03,«РИА НОВОСТИ» в РМ, Кишинев

Владимир Новосадюк

Россия вновь доказала всему мировому сообществу, что она действительно  стремится помочь разрешить наконец приднестровский конфликт. И не только хочет, но и способна на это.

Такое мнение, в основном, доминировало в моих телефонных разговорах  с представителями разных слоев молдавского  общества сразу после появления на лентах информационных агентств сообщений о встрече президента России Дмитрия Медведева с  лидером Приднестровья Игорем Смирновым.

Один высокопоставленный молдавский чиновник, попросивший не называть его, так как он имеет самое непосредственное отношение к переговорному процессу,  заявил буквально следующее: «Запад  не верит, что Россия хочет и способна на такое урегулирование, а Молдова верит, что Россия этого хочет».

Это доказывают, по его мнению, договоренности, достигнутые  в среду, о продолжении переговоров в трехстороннем формате – Россия, Молдавия и Приднестровье «с возможностью выхода на более высокий уровень».

…Когда во вторник появилось лаконичное заявление помощника президента России Сергея Приходько о том, что «в продолжение наших посреднических усилий мы готовимся к серьезному разговору со Смирновым»,  молдавский политический истэблишмент  сразу обратил внимание на прилагательное «серьезному».  Также как  недавно акцентировал свое внимание на другом прилагательном, прозвучавшем во время недавней  встречи президента России Дмитрия Медведева с президентом Молдавии Владимиром Ворониным в сочинской резиденции Бочаров ручей: «Россия готова приложить все усилия для ОКОНЧАТЕЛЬНОГО (выделено автором) урегулирования приднестровского кризиса».

Эти грамматические изыскания в Кишиневе объясняются  обостренным вниманием к любым мелочам, за которыми могли бы просматриваться реальные усилия того или иного государства к решению наболевшей, утомившей поголовно всех граждан Молдавии, что на левом, что на правом берегах Днестра,  проблеме приднестровского урегулирования. Ведь с самого начала это был конфликт элит, а не народа.

В Молдавии сложилась уникальная ситуация, которая не идет ни в какое сравнение  с теми, что существуют в других регионах с «замороженными» конфликтами. На обоих берегах Днестра живет один народ, дружественные друг другу люди, которые не разделены  ни религиозными, ни национальными интересами. Кишинев считает, что решение  конфликта должно проходить через плоскость  принятого абсолютным большинством голосов депутатов парламента Молдавии в 2005 году закона о правовом статусе Приднестровья. Тогда молдавское общество достигло внутреннего консенсуса  о том, что Приднестровье должно иметь  гарантированный статус в составе Молдавии. Кроме того,   Приднестровье  имеет свой Верховный Совет, свои конституцию, законодательство, символику, а также три государственных языка – русский, молдавский, украинский.

Кроме того, в молдавском обществе существует неформальный консенсус еще по двум вещам. Первая - в случае утраты Молдавией международной правосубъектности, ну, например, при ее гипотетическом объединении с Румынией, Приднестровье обладает правом на выход из состава Молдавии. Вторая – у Верховного Совета Приднестровья должно быть право законодательной инициативы в общенациональном парламенте Молдавии.

Еще одной точкой соприкосновения разнополярных сил молдавского общества при обсуждении путей решения приднестровского конфликта является формат миротворческих операций. Запад настаивает на смене российской миротворческой операции на международную миротворческую операцию. Молдавия категорически отказывается идти по этому пути.  В своем большинстве молдавские политики считают, что Молдавии не нужны никакие миротворцы, так как конфликт себя исчерпал, а  в течение шестнадцати лет в Зоне безопасности по Днестру не прозвучало ни одного выстрела.

Помимо этого Молдавия стремится  стать не только де-юре, но и де-факто нейтральным, демилитаризованным государством, на территории которого даже потенциально не могут быть размещены вооруженные силы любых государств. Об этом не раз заявлял Воронин, одновременно высказываясь за объединение двух армий – молдавской и приднестровской, ликвидацию в них тяжелой техники и вооружений, систем залпового огня.

По мнению многих молдавских политологов, любое ассиметричное решение, будь то попытка втянуть Молдавию в НАТО, или сохранение военного присутствия России в Приднестровье, или попытка построить конфедеративное государство, будут обречены на провал и неприятие всем молдавским обществом.

То есть вывод молдавских экспертов следующий  –  приднестровское урегулирование  может происходить только по одному сценарию, - когда оно удовлетворяет абсолютное большинство в молдавском обществе и не создает в нем новых конфликтных зон.

Ну и, конечно, когда его конечный результат вписывается в интересы  России. Что сегодня очевидно.




Молдова и Приднестровье: цена объединения

01.09.08, AVA.MD., Кишинев

Виталий Андриевский

Последние усилия Москвы и Кишинева по активизации переговорного процесса для поиска путей решения застарелой Приднестровской проблемы на фоне известных событий в Южной Осетии и Абхазии и особенно признания независимости этих республик Россией, вновь привлекли пристальное внимание как молдавской, так и приднестровской общественности, а также международного сообщества к теме возможного объединения двух частей некогда единой страны.

Что касается позиции официальных властей и весьма значительной части гражданского общества Приднестровья, то её можно выразить одной фразой: «Объединяться с Молдовой мы не хотим, но, если Россия будет уж очень крепко на этом настаивать, то никуда мы не денемся – так и быть, объединимся».

Конечно, публично эта формула никем не оглашается и нигде не обсуждается, но, поверьте мне на слово, так думают сегодня в Приднестровье очень многие. Жители региона сегодня хорошо понимают, что у правителей Молдавии имеется в запасе немало способов, позволяющих провести совместно с Западом операцию «Принуждение Приднестровья к объединению». Мешает им это сделать только решительная позиция России.

Если же Россия, в силу каких-либо причин, вдруг примет решение «сдать» Приднестровье, то нет никаких сомнений в том, что изолированному от неё анклаву в одиночку не удастся выстоять против совместных усилий Молдавии, ЕС, США и, вполне вероятно, вполне солидарной с этой компанией соседней Украины.

Поэтому Приднестровье, с одной стороны, будет ожесточенно бороться за наиболее выгодные для себя условия объединения, в том числе за расширение своих прав и полномочий в будущем едином государственном формировании, но, с другой стороны, как это уже имело место в случае с известным «меморандумом Козака», будет готова к согласию на серьезные компромиссы.

Следует особо подчеркнуть, что в Приднестровье нет сегодня консолидированной партии, категорически отвергающей саму возможность объединения с Молдавией в любой его форме.

Да, здесь есть Игорь Смирнов, бессменный президент Приднестровья, который олицетворяет собой неуклонное стремление ПМР к обретению независимости.

Да, здесь существует мощный слой местной бюрократии, которая привыкла жить независимо от Кишинева и не хочет снова попасть под власть кишиневских чиновников (как, впрочем, и сами кишиневские чиновники не хотят объединяться с Румынией, чтобы не попасть под власть бюрократической машины Бухареста). Однако массового политического или народного движения «Против объединения!» в Приднестровском регионе сегодня нет.

Главным образом, именно поэтому никто в Тирасполе не протестовал в 2003 году против «меморандума Козака», хотя власти Приднестровья пошли в нём на очень серьезные уступки и компромиссы, согласившись признать верховную власть Кишинева в объединённом государстве.

В то же время, кишинёвским правителям и политическому классу Молдовы надо чётко понимать, что Россия, в силу различных причин как нравственного, так и геополитического характера, никогда не «сдаст» Приднестровье. Она, как великая держава, просто не может пойти на такой шаг, так как, сделав его, проиграет очень многое. Эти потери могут аукнуться для России большими политическими издержками, которые ударят не только по её международному престижу, но и повлияют на политическую ситуацию внутри страны.

Ещё более сложная ситуация складывается сегодня для Молдавии. И складывается она, прежде всего, под усиливающимся влиянием ЕС и особенно США. Может быть, для кого-то это прозвучит откровением, но Россия, в отличие от США и Запада, не имеет сегодня практически никакого влияния на политический класс Молдавии, на позицию её политических партий. Более того, она даже не пытается обрести такое влияние.

Ведущие молдавские политики, за которыми стоят более-менее серьезные партии, прекрасно знают, что в посольствах стран Запада их всегда готовы внимательно выслушать, подсказать, как им следует формировать свою позицию по тому или иному вопросу. Им всегда готовы помочь наладить контакты с западными политиками. Их регулярно приглашают принять участие в тех или иных политических мероприятиях, проходящих в США и странах Евросоюза. Им оказывают финансовую и материальную помощь. Если не напрямую, то через различные фонды и проекты. Для них организуют обучение как в самой Молдавии, так и за ее пределами.

В посольстве же России их, в лучшем случае, снисходительно выслушают, а потом разведут руками и скажут, что работают только с официальными представителями действующей власти, а не с отдельными политиками, партиями и движениями, а потому – извините, господа, ничем вам помочь не можем.

Да, в Молдавии периодически распространяются слухи о том, что за теми или иными партиями и политиками якобы стоит Россия, что она им всячески помогает, в том числе и материально. Иногда эти слухи умышленно распускают сами эти политики, чтобы показать свою значимость. Иногда этим мифотворчеством занимаются политические противники этих партий и политиков для того, чтобы убедить молдавскую общественность в том, что эти политики и их партии – «российские марионетки», действующие не в интересах Молдавии и её народа, а в интересах «чужой страны».

Хорошо зная действительную ситуацию на молдавской политической сцене и за её кулисами, могу уверенно утверждать, что всё это, действительно, только слухи и мифы.

Россия не работает в Молдавии ни с отдельными политиками, ни с их партиями. Не работает она также с молдавскими СМИ и с теми журналистами, экспертами, аналитиками и политологами, которые реально могут влиять на формирование общественного мнения в стране.

Чтобы это моё заявление не выглядело бездоказательным, рекомендую всем тем, кто не принимает его на веру, внимательно прочитать и проанализировать «молдавские вкладыши» в издаваемые в Кишиневе российские газеты, посмотреть «молдавские» передачи ведущих российских телеканалов. Уверен, что нигде вы не увидите ни малейшего желания со стороны Москвы проводить в них ту или иную российскую политическую линию.

В большинстве случаев, они чётко и недвусмысленно отражают только позицию правящей в Молдавии Партии коммунистов, которая, часто не совпадает с официальной позицией России. Нередко они отражают и личную позицию своих молдавских хозяев или партий, которые они поддерживают.

Констатируя все это, я вовсе не ставлю перед собой задачу дать оценку этому факту, сказать, хорошо всё это или же плохо. Это наши реалии и их надо принимать такими, какие они есть. Кстати, такая же ситуация и в Приднестровье. Там также не наблюдается особой активности России.

Что же касается США и стран ЕС, то, в отличие от России, которая, судя по всему, не до конца понимает, что ей, собственно говоря, нужно сегодня в Молдавии и каких результатов она хотела бы добиться в Приднестровье, они хорошо знают не только то, что им здесь нужно, но и чётко представляют себе, как им следует добиваться поставленных целей.

США и Западу, в первую очередь, необходимо вывести Молдавию из сферы влияния России. Решив эту задачу, Вашингтон и Брюссель тут же втянут Кишинёв в НАТО и разместят на молдавской территории свою военную базу. Сегодня, учитывая известную податливость молдавских властей и их двусмысленную позицию в отношениях с Россией, эта задача кажется им не такой уж и сложной. Единственное, что мешает США и Западу – это Россия, поэтому они так стараются «выдавить» её из этого региона, в том числе из Приднестровья. Пророссийский или, ещё хуже, российский анклав, по примеру Калининградской области РФ, США и Западу здесь совершенно не нужен. Более того, чрезвычайно опасен.

Для решения этих задач США и Запад активно, настойчиво и повседневно работают как с действующей молдавской и приднестровской властью, так и с местной оппозицией, поддерживают регулярными грантами большое число экспертов, аналитиков, журналистов в Молдавии и Приднестровье, которые формируют здесь общественное мнение, руководствуясь данными им американскими и западными наставниками инструкциями.

США и Запад при этом совершенно не смущает тот факт, что, по Конституции, Молдавия является нейтральным государством. И в Вашингтоне, и в Брюсселе прекрасно понимают, что если молдавская власть (нынешняя или новая) захочет привести страну в НАТО, то почти никто в этой стране не будет особо возмущаться и протестовать, ссылаясь на нарушение соответствующей статьи Конституции. Эта вовсе не та «горячая» проблема, которая может сегодня возмутить молдавский народ и бросить его на баррикады.

Впрочем, весьма сомневаюсь в том, что в нашей стране вообще ещё остались какие-то проблемы, которые могли бы подвигнуть деморализованный годами правового и социального беспредела властей молдавский народ на такого рода подвиги.

Тот факт, что президент Воронин, вопреки позиции России и своим же собственным прошлым утверждениям, публично заявил, что «нам не нужны международные гарантии нейтралитета», говорит о том, что Запад его, вероятно, окончательно «дожал». Истинную цену этой очевидной капитуляции Воронина перед натиском Запада мы узнаем уже скоро - во время парламентских выборов 2009 года или же сразу после оглашения их результатов.

Сейчас же Вашингтон и Брюссель озабочены тем, как не допустить такого варианта объединения Молдавии, который сохранил бы российское присутствие в Приднестровье и позволил бы этому региону реально влиять на выбор внешнеполитического курса Молдавии.

Недавние заявления местных ангажированных экспертов-«грантоедов» по проблеме Приднестровья свидетельствуют о том, что Запад уже начал операцию по пропагандистскому обеспечению своих истинных целей и задач в нашем регионе.

Одновременно и параллельно с этим началась работа западных посольств и всевозможных представительств с оппозиционными партиями и действующей властью Молдавии. Есть все основания полагать, что и здесь также будет выработана консолидированная позиция по всем вопросам, связанным с приднестровским урегулированием. Точнее сказать, будет утверждена именно та позиция, которая нужна США и Западу.

А что же делает и говорит в этой ситуации сам народ Молдавии? Он-то чего хочет, и хочет ли он чего-то вообще? Или же ему абсолютно всё сегодня настолько безразлично, что он полностью доверился власти и политическим лидерам? Иначе, как понимать его странное и пугающее безмолвие?

Легче всего, конечно, сказать, что едва сводящему концы с концами молдавскому народу вся эта политическая суета сует совершенно чужда и безразлична. Тем более что для такого рода суждений есть вполне достоверные основания. Да, действительно, молдавский народ волнуют сегодня, в первую очередь, вопросы элементарного физического выживания, по причине чего ему не до большой политики.

Безусловно, есть в Молдавии и определенная часть населения, которая хотела бы объединиться с Румынией. Эта часть пока достаточно небольшая, но зато у неё есть суперактивные и сверхамбициозные лидеры, которые хотели бы навсегда забыть о Приднестровье. Они понимают, что без этого региона решить проблему объединения Молдавии с Румынией будет куда легче.

Они, впрочем, вовсе не против того, чтобы «прихватить» с собой, идя в Румынию, и Левобережье. Возможно, даже с использованием военной силы. Сами они, конечно, воевать не хотят и под пули лезть не будут, но, получив власть в Молдавии, они могут приказать совершить «прыжок через Днестр» подневольным солдатам и офицерам рабоче-крестьянской армии Молдавии, или же вообще распахнуть ворота для пришествия натовских солдат. Прилетит, дескать, натовский «волшебник» в боевом вертолете и выложит им на блюдечке с золотой каемочкой желанное Приднестровье.

Важно отметить, что присоединить Приднестровье они хотели бы, прежде всего, с его прибыльными заводами и фабриками, работающими на экспорт, но, желательно, без проживающих там людей, так как эти люди, по их мнению, все поголовно заражены вирусом «русофилии» и «румынофобии». А такие им не нужны. Они для них опасны. Они всё время будут тянуть Молдавию в сторону России. В общем, рвущиеся к власти кишиневские «молодые либералы», судя по всему, хотели бы провести в Приднестровье «этническую чистку», как это попытался сделать грузинский президент-авантюрист Михаил Саакашвили в Южной Осетии.

Другая часть молдавских граждан, среди которой есть и убежденные государственники, тоже хотела бы объединения, но только на жёстких условиях Кишинева, согласованных с Брюсселем и Вашингтоном. Лидер этой общественной группы – нынешний президент Владимир Воронин.

Значительная часть молдавского населения в этом вопросе всё ещё окончательно не определилась. Происходит это потому, что в Молдавии нет пока мощной общенациональной политической силы, нет лидеров общенационального значения, нет влиятельных общенациональных СМИ, которые внятно и доходчиво объяснили бы всему народу, что конкретно Молдавия выигрывает и что она проигрывает при том или ином варианте решения или нерешения проблемы Приднестровья.

Какие, на мой взгляд, варианты развития событий вокруг решения проблемы объединения Молдавии реально существуют сегодня?

Первый вариант:

1. Независимость Приднестровья будет укрепляться. Пройдет ещё немного времени, и будет пройдена точка невозврата. Возможно, последует признание Приднестровья со стороны России и других стран.

2. В силу продолжения ошибочной политики молдавских властей по отношению к Гагаузии (в Молдавии, за очень редким исключением, нет политиков и партий, которые с пониманием относились бы к проблемам гагаузов) и под влиянием Приднестровья будут расти сепаратистские настроения в этом автономном образовании, которое также превратится в еще один проблемный регион. Нельзя исключать, что Гагаузия захочет большей самостоятельности.

3. В остающейся разделенной Молдавии продолжиться опасное противостояние Запада и Востока.

4. В силу указанных выше причин, в стране сохранятся и ещё более усугубятся экономические и социальные проблемы. Будут усиливаться унионисткие настроения, подпитываемые из Бухареста, что может привести в обозримом будущем к полному краху молдавской государственности.

Второй вариант:

Молдавия окончательно отказывается от возвращения ПМР под свою юрисдикцию, «отпускает» Гагаузию и принимает решение о вхождении в состав Румынии.

Третий вариант:

1. Молдова проявляет готовность к компромиссу и находит взаимопонимание с Приднестровьем, договаривается с ним об устраивающем его статусе в составе объединенного государства.

2. Аналогичный с Приднестровьем статус получает Гагаузия

3. Молдавия становится федеративным государством (т.н. «земельная федерация»), с высоким правовым статусом регионов (по примеру земель в ФРГ).

4. При поддержке России и ЕС в Федеративной Республике Молдавии быстрыми темпами развивается экономика и социальная сфера, повышается благосостояние граждан, начинается возвращение «гастарбайтеров» на родину, происходят реальные процессы национального возрождения.

Насколько высокой может оказаться для Молдавии цена объединения?

Необходимо понимать, что для того, чтобы Россия поддержала Молдавию в решении приднестровской проблемы, Москве нужны будут надёжные гарантии невступления объединенной Молдавии в НАТО.

Такими гарантиями, прежде всего, могут быть международно признанный нейтральный статус страны или же российская военная база в Приднестровье.

Гарантиями мирного течения процесса переходного периода объединения могут служить российские миротворцы, которые на весь этот период останутся в Приднестровье.

Если эта цена покажется по каким-либо субъективным причинам слишком высокой для молдавского политического класса, а главное, для народа Молдавии, то на повестку дня встанет реализация первого или второго варианта. Иного здесь просто не дано.

Иллюзии относительно того, что коммунистическая власть додавит Приднестровье и все будет так, как хочет официальный Кишинев, которые пытаются внушить молдавскому обществу Воронин и Ткачук, не имеют под собой никаких оснований. Более того, они чрезвычайно опасны. События в Южной Осетии и Абхазии тому красноречивое свидетельство. Настало время действовать. Весь вопрос теперь только в том, насколько дееспособен политический класс Молдавии.




Появился секретный законопроект по разрешению Приднестровского конфликта

04 09.08, AVA.MD., Кишинев

Александр Суворовцев,

Информация о том, что существует некий новый законопроект, который должен, наконец, окончательно разрешить проблему Приднестровья, появилась уже сравнительно давно.

Например, на одном из политологических форумов в Кишиневе американский политолог Влад Сокор, неформальный советник президента Молдовы Владимира Воронина, в своем выступлении дал понять, что он якобы знает, что это за документ, и даже с ним согласен.

Косвенно признавали свою причастность к авторству этого документа также сотрудники из ведомства министра реинтеграции Василия Шовы.

Однако, как это ни странно, ни Приднестровье, ни посредники в переговорном процессе – Россия, Украина, ОБСЕ до самого последнего времени нигде и ничего не говорили об этом документе.

И лишь на днях, из высказываний министра иностранных дел России Сергея Лаврова стало понятно, что речь, скорее всего, идёт о проекте, который является вторым изданием известного «меморандума Козака».

Существование некоего нового законопроекта, предлагающего пути разрешении приднестровского конфликта, подтвердил 2-го сентября с.г. и специальный представитель Евросоюза в Молдове Калман Мижеи. После встречи с лидерами парламентских фракций он сказал журналистам, что «ЕС знает об этом проекте, который уже обсужден в формате Венецианской комиссии».

Представитель ЕС ни словом не обмолвился о том, кто же является автором этого документа и каково его содержание. Но и того немного, что сказал Калман Мижеи, достаточно, чтобы сделать вполне определенные выводы. Мижей заявил, в частности, что «это серьёзный документ, который будет способствовать работе в формате «5+2». Этот документ очень детальный».

А так как он высказал предположение, что «задача властей - сообщить о нём и обсудить его с партиями и экспертами», то возникает предположение, что этот документ подготовлен в Молдове.

Одновременно Мижей высказал озабоченность тем, что «есть горячее головы, которые очень безответственно говорят». Кто эти «головы» и что такое «безответственное» они говорят, Калман Мижеи, к сожалению, не уточнил.

«Но мы будем, - сказал он, - и дальше продвигать наши принципы урегулирования конфликта, потому что лишь так видим его разрешение».

Всё это, безусловно, интересно и весьма интригующе. Однако, в связи с этим возникают и некоторые вопросы.

Во-первых, если Владимир Воронин говорил Дмитрию Медведеву на последней встрече с ним, что решение проблемы Приднестровья пройдет на основе Закона 2005 года, принятого парламентом Молдовы, против которого, кстати, само Приднестровье категорически возражает, то зачем тогда, спрашивается, руководству Молдовы надо было выдумывать еще один законопроект, да ещё и скрывать его от общественности?

Во-вторых, кто или что дали основание министру иностранных дел России Сергею Лаврову сделать заявление о том, что речь идет о возращении к «меморандуму Козака»?

В-третьих, если это ошибочная трактовка Москвой подлинной позиции Кишинёва, то почему тогда МИД Молдовы не дезавуировал это заявление российского министра иностранных дел?

И последнее: когда же, наконец, общественность Молдовы сможет ознакомиться с этим «серьезным документом»?

Мы не знаем, кто и когда ответит на эти вопросы. Но, тем не менее, не теряем надежду на то, что ответ на них когда-нибудь всё-таки последует. Так что, наберемся терпения и будем ждать.




Прецедент исчерпан

Россия показательно мирит Приднестровье с Молдавией

Вчера лидер Приднестровья Игорь Смирнов сделал сенсационное заявление: он согласен начать с Молдавией переговоры об урегулировании многолетнего конфликта. И это притом, что еще несколько дней назад он требовал от России признать свою республику, как она признала Абхазию и Южную Осетию. Позиция господина Смирнова кардинально изменилась после встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым, который, по признанию близких к Кремлю источников "Ъ", "использовал весь арсенал средств", чтобы его переубедить. Судя по всему, Москва готовится окончательно решить приднестровскую проблему и на контрасте с Грузией доказать всему миру, что она умеет решать территориальные конфликты не только военным путем. А заодно показать постсоветским республикам, как она обходится с теми, кто готов отречься от НАТО.

Сила убеждения

Вчерашняя встреча Дмитрия Медведева с Игорем Смирновым, длившаяся полтора часа, была окутана завесой секретности. Вопреки обыкновению прессу не подпустили к главным действующим лицам даже на время протокольной съемки. Лишь после переговоров господин Смирнов в одиночестве и ненадолго предстал перед журналистами, чтобы сделать заявление о готовности договариваться с молдавским руководством. "Мы ранее наложили мораторий на встречи (с молдавской стороной.— "Ъ"), так как не было реакции президента Молдавии на события в Южной Осетии. Сейчас мы все разморозим",— неожиданно объявил лидер Приднестровья. Он рассказал, что во время встречи с российским президентом были намечены определенные шаги, "которые нужно делать, чтобы не было крови, и главное — не допустить жертв", и поблагодарил Россию за помощь "при защите справедливости".

Со своей стороны господин Смирнов пообещал делать все для урегулирования конфликта с Молдавией, заявив, что Москва "выступит гарантом исполнения всех договоренностей, которые будут достигнуты в ходе молдавско-приднестровских переговоров". "Мы сделаем очередную попытку начать переговорный процесс с Кишиневом. Ибо худой мир лучше хорошей войны. Попытаемся еще раз. Надеемся, что руководство Молдовы тоже осознает всю ответственность за достижение положительных результатов",— заключил Игорь Смирнов.

Вчерашнее примирительное выступление президента непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) разительно отличалось от того, что он говорил еще совсем недавно. Дело в том, что после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии приднестровский лидер поставил перед собой совсем другие цели. Неделю назад, поздравляя власти признанных Москвой кавказских республик, он твердо обещал добиваться того же: "Тирасполь будет опираться на итоги референдума 2006 года, на котором приднестровцы единодушно проголосовали за независимость Приднестровья от Молдавии с его последующим присоединением к РФ". А 2 сентября, когда в Тирасполе отмечали 18-летие образования ПМР, господин Смирнов безапелляционно заявил в обращении к народу: "У Молдовы есть только один шанс, чтобы сохраниться как государству,— это признание ПМР и выстраивание с ней добрососедских отношений. 18 лет — пора совершеннолетия. Наше государство вступило в эту пору. И понимание того, что невозможно просто загнать нас в метрополию, уже есть".

"Отдельный случай"

Чтобы переубедить Игоря Смирнова бороться за независимость, Дмитрию Медведеву хватило полутора часов. Между тем такой итог представляется логичным, если вспомнить, что Москва на протяжении всего этого года не раз давала понять, что к Приднестровью у нее особое отношение.

Так было в феврале, когда после признания западными странами независимости Косово российские власти заговорили о том, что это может стать прецедентом для решения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. ПМР в этом контексте не упоминалась. Позже, на мартовских слушаниях в Госдуме, после которых российскому правительству было рекомендовано признать Абхазию и Южную Осетию, глава думского комитета по делам СНГ Алексей Островский уже прямо заявил: "Приднестровье — это отдельный случай. Мы ценим желание Молдавии мирно решить конфликт и видим эту республику единым государством с особым юридическим статусом для приднестровского региона".

Этот тезис повторяли на всех уровнях, и особенно часто — во время конфликта с Грузией. Последним на эту тему высказался именно Дмитрий Медведев. 25 августа, всего за день до подписания указов о признании Абхазии и Южной Осетии, он принял в своей сочинской резиденции молдавского президента Владимира Воронина и известил его, что "именно сейчас существуют шансы и очень хорошие возможности для разрешения приднестровской проблемы".

Это заявление не случайно прозвучало в разгар масштабной ссоры России и Запада из-за Грузии. Признав две кавказские республики, Москва одновременно решила на примере Приднестровья продемонстрировать всему миру, что она способна решать территориальные конфликты политическими средствами. Если ее, как в случае с Грузией, не вынуждают действовать по-иному чьи-то агрессивные поползновения.

Более того, у России уже есть план действий на приднестровском направлении, элементами которого как раз и являлись встречи президента Медведева с господами Ворониным и Смирновым. И если первый с самого начала был готов помочь Москве обрести лавры миротворца, то на Игоря Смирнова для этого пришлось надавить.

"Смирнов сделал много резких заявлений, и нам пришлось задействовать весь арсенал средств, чтобы вывести его на конструктив,— рассказал "Ъ" кремлевский источник, близкий к переговорам.— В итоге ему объяснили, что возможности для маневра у него крайне ограничены". Среди прочего Игорю Смирнову напомнили о существовании долга его республики за газ в $1,5 млрд и махинациях с российской гуманитарной помощью, которая ранее поступала в ПМР.

Впрочем, тираспольского лидера не только запугивали, но и обещали щедрую компенсацию в обмен на покладистость. По данным "Ъ", ему посулили распространить на его республику российские программы в сфере образования и здравоохранения, а также решить вопрос прямых выплат пенсий гражданам РФ, проживающим в ПМР, из российских источников. Так или иначе, но итог этих разъяснительных бесед вчера стал очевиден.

Примирительный конфликт

Точных сроков разрешения приднестровского конфликта сейчас не рискует обозначить никто. Однако, как заверили "Ъ" в администрации президента РФ, Москва намерена выйти на окончательное урегулирование этой проблемы, и произойти это может в недалеком будущем. "Любая встреча Смирнова и Воронина может выйти на совместное заявление или некий меморандум. Мы исходим из реалистичности политического решения конфликта по формуле сохранения территориальной целостности Молдавии с особым статусом для ПМР. Вопрос в том, каким быть этому статусу,— сказал "Ъ" посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Нестерушкин.— Там иная атмосфера, чем на Кавказе, потому и говорим о реальных шансах".

По данным "Ъ", Владимир Воронин и Игорь Смирнов сначала должны провести двухстороннюю встречу, а затем уже в присутствии Дмитрия Медведева подписать совместное заявление об основных принципах урегулирования. После этого будет запущен процесс выработки особого статуса для приднестровского региона, а также разработки международно-правового документа, который бы закрепил постоянный военно-политический нейтралитет Молдавии и — главное — ее невступление в НАТО.

В Кишиневе готовы пойти на это и сделать еще ряд уступок Тирасполю. "Мы согласны на гарантированный статус Приднестровья, сохранение у них собственной власти, конституции, законодательной инициативы. Еще у них останется право выхода из состава Молдавии, в случае если она утратит существующую международную правосубъектность",— заверил "Ъ" высокопоставленный собеседник в окружении президента Воронина.

Примечательно, что Москва не собирается в одиночку решать проблему Приднестровья. После того как состоится историческая встреча Владимира Воронина и Игоря Смирнова в присутствии Дмитрия Медведева, переговорный процесс будет переведен в замороженный до недавнего времени формат 5+2 (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдавия, Приднестровье при участии США и ЕС). Таким образом, Запад будет также вовлечен в урегулирование — но при направляющей роли Москвы. Уже 8 сентября переговорщики от России, Украины, ОБСЕ, США и Евросоюза планируют собраться в Вене, чтобы обсудить, как помирить Кишинев и Тирасполь.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ