Номенклатура свободна: гарант берёт управление экономикой в свои руки
Белорусская газета,
7 ноября 2005
Ярослав Романчук
13 ноября вступит в силу, пожалуй, самый топовый указ
года - N520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в
экономической сфере». Формируется новый механизм управления экономикой
Беларуси.
На первый взгляд, «белорусский тигр» демонстрирует
потрясающие показатели. За 8 месяцев Минстат рапортовал о профиците
консолидированного бюджета в 2,8% ВВП. Цены за 9 месяцев выросли всего на 4,6%.
Выручка за 8 месяцев увеличилась на 23,2%, а прибыль от реализации - на 26,8%
больше, чем за аналогичный период 2004г. Наконец, ВВП за три квартала вырос на
8,7%. Даже зарплата и пенсии покорно увеличиваются до нужных величин. Казалось
бы, все под контролем и никаких случайностей в выполнении прогнозных показателей
быть не может.
И тут вдруг появляется указ, который логично было бы
принимать в слабо управляемой и глубоко кризисной среде. Указ направлен на
«повышение эффективности управления госимуществом и госсредствами, дальнейшее
совершенствование правового регулирования порядка реализации бюджетной,
налоговой и денежно-кредитной политики, отношений в сфере охраны и использования
природных ресурсов».
Да, инвестиционные ошибки накапливаются, что отражается
в росте складских запасов, стабильно высоком объеме средств, замороженных в 16,8
тыс. объектов незавершенного строительства, в выдаваемых под сомнительные
сельхоз- и промышленные проекты кредитах. Да, очевидны проблемы во внешней
торговле. Не за горами корректировка цен на удобрения, металлы и недвижимость.
Однако все эти явления являются не результатом самостоятельной политики Совмина,
отдельных министерств, концернов или облисполкомов. Без ведома и одобрения
Администрации президента в стране не реализуются крупные инвестиционные,
производственные и даже торговые проекты.
Для принятия указа, по всей видимости, было несколько
причин. Глава государства знает реальное, а не декларируемое официальной
статистикой состояние госфинансов, производства и банков, поэтому готовится
встретить начало рецессии с полным набором инструментов регулирования, контроля
и наказания. Высшей власти известно об изменении внешних факторов, которые
повлияют на ситуацию в стране, - в первую очередь речь идет о
топливно-энергетической и торговой политике России. Президент знает и о растущем
недовольстве проводимой им политикой среди номенклатуры и директората, поэтому
запасается большим количеством «пряников» для раздачи перед выборами: кнутов у
него предостаточно. Наконец, Лукашенко готовится к началу своего очередного
срока во власти.
Поскольку ресурсы проводимой ныне политики иссякают,
президент моделирует создание регулируемого, регламентируемого частного сектора
- политическая поддержка будет трансформироваться во владение активами. Не для
всех и не во всех секторах: не зря уже в первом пункте указа говорится о
приватизации госимущества.
Очевидно, что действующий закон о приватизации абсолютно
не подходит для эффективных структурных преобразований. Наделив себя правом
определять «порядок распоряжения имуществом, находящимся в госсобственности, в
т.ч. пределы управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной
собственностью, порядок проведения и способы приватизации госсобственности,
включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенцию
госорганов и других госорганизаций по принятию решений в этой сфере», Лукашенко
продемонстрировал сразу несколько вещей.
Во-первых, очевидно, глава страны не особо доверяет
Совмину, вертикали областного уровня и даже Нацсобранию. Это сегодня, когда речь
не идет о дележе госимущества, они белые и пушистые, а завтра, когда этот вопрос
встанет на повестку дня, удержать их в узде будет крайне трудно. Во-вторых,
президент признал явное несоответствие существующего законодательства стоящим
перед страной вызовам. Менять его в установленном порядке - это терять как
минимум год и выдавать свои планы.
Указ полностью лишает смысла существующий в стране
бюджетный процесс: п.2 указа устанавливает, что президент наделяется
полномочиями устанавливать, вводить, изменять «республиканские налоги, сборы
(пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база,
налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки
уплаты), особые режимы налогообложения». Он может даже отменять действие
существующих в стране налогов, сборов (пошлин) и режимов. А п.4 существенно
урезает полномочия Нацсобрания: «Исключительно президентом РБ или по
согласованию с ним, в порядке, установленном президентом РБ или законами,
издаются (принимаются) правовые акты, следствием реализации которых может быть
сокращение средств республиканского бюджета, создание или увеличение его
расходов».
Конституция гарантирует гражданам равные условия
хозяйствования, а указ N520 позволяет президенту устанавливать«отдельным
категориям юридических и физлиц льготы по налогам, сборам (пошлинам), другим
платежам в бюджет, в т.ч. бюджетные целевые фонды, а также обстоятельства, при
наступлении которых обязанность уплаты налогов, сборов (пошлин), других платежей
не возникает». И это далеко не конец полномочий.
Президент получает право самостоятельно создавать
государственные внебюджетные фонды, определять источники их образования и
порядок использования средств из них. По сути, это не президентских фонд стал
частью бюджета. Это вся система госфинансов превратилась в президентский фонд.
При такой парадигме принятия решений в сфере бюджетно-налоговой политики Совмин
превращается в секретариат при Администрации президента. Ради экономии бюджетных
средств вполне можно урезать финансирование парламента: после указа N520 споры
по бюджету полностью теряют смысл.
Указ не оставляет камня на камне на и без того
относительной институциональной независимости Нацбанка. Отныне глава государства
утверждает основные направления денежно-кредитной политики, в т.ч. величину
обменного курса, «темпы роста денежного предложения, уровень международных
резервов, темпы роста кредитования экономики, в т.ч. инвестиционного, другие
параметры и инструменты». Он же решает, как Нацбанк должен участвовать «в
формировании уставных фондов банков и других организаций, изменении размера
уставных фондов банков, имущество которых принадлежит РБ и (или) ее
административно-территориальным единицам».
П.2.2 наделяет президента беспрецедентными правами по
предоставлению широкого спектра льгот для юридических лиц и даже индивидуальных
предпринимателей. Он может изменять установленные сроки уплаты налогов, пени,
давать рассрочку по долгам и налоговые кредиты. Попавшие в список приоритетных
могут рассчитывать на щедрость неслыханных масштабов: на изменение нормативов
распределения выручки, выделение субсидий или средств на финансирование
капитальных вложений из республиканского бюджета, полное или частичное
освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, полное или
частичное освобождение от экономической ответственности, освобождение от уплаты
пени, освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных
от передачи в пользование имущества, находящегося в республиканской
собственности, а также «предоставление других видов господдержки, установление
других преференций при осуществлении хоздеятельности».
Дополняется список щедрот следующим положением:
«Установить, что субъекты предпринимательской деятельности, к которым в
соответствии с законодательством применены экономические санкции, могут быть по
решению президента РБ полностью или частично освобождены от экономической
ответственности». Это делается якобы для «предотвращения необоснованной
экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской
деятельности, сохранения и развития производств, наиболее значимых для РБ и ее
административно-территориальных единиц».
Особо выделяется одно из положений п.3 указа: президент
наделил себя правом устанавливать порядок «изъятия и предоставления земельных
участков, отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из
одних категорий и видов в другие, порядок распределения лесов на группы и
категории защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в
другую». Ключи от рынка земли и недвижимости - в надежных руках гаранта.
Начало новой эры в Беларуси назначено на 1 июня 2006г.,
когда вступают в силу положения указа по приватизации, фискальной и монетарной
политике, развитию рынка земли и недвижимости. «Правовое регулирование
общественных отношений, возникающих после издания настоящего Указа,
осуществляется с учетом требований данного Указа». Совмину предписано
подготовить соответствующие изменения в законодательство.
Серия указов, ограничивающих полномочия судебной и
законодательной властей, местных органов власти и правительства, - предвестник
жесткого сражения президента за новую номенклатуру и бизнес. За свое
политическое будущее и его цену для тех людей и структур, которые в ближайшие 8
месяцев должны отбросить все сомнения и сделать правильный выбор в пользу
первого и пока единственного президента РБ. В последнее время он начал часто
говорить о чрезмерной забюрократизированности страны, коррупции и
дерегулировании. Регулярные «наезды» на таможню, нефтяные компании и т.д.
свидетельствуют: передела рынков, а может, и правил игры не избежать.
|