И царь, и Бог, и даже выше
БДГ. Деловая газета,
8 ноября 2005
Александр Мишин
Еще одно чудо нормотворческой деятельности вышло из-под
пера президента. 3 ноября им подписан Указ №520 «О совершенствовании правового
регулирования отдельных отношений в экономической сфере». Теперь нормативно
закреплена давно существующая в Беларуси действительность, что президент не
только «немного выше Бога», но и законов. Фактически Александр Лукашенко стал
сегодня полноправным царем, на милость которого только и могут уповать все
граждане.
Как указано в официальном комментарии пресс-службы
президента, данный документ систематизирует полномочия главы государства в
сферах, имеющих принципиальное значение для экономики страны и социальной защиты
граждан: распоряжения государственным имуществом, охраны и использования
природных ресурсов, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной областях. К ведению
президента отнесен ряд вопросов, которые согласно действующим законодательным
актам входят в компетенцию других государственных органов, но приняты к своему
рассмотрению главой государства.
На последнее предложение из комментария пресс-службы
стоит обратить особое внимание, поскольку компетенция высших государственных
органов (президента, Совета Министров, парламента, суда) определена в
Конституции Беларуси, изменить положения которой может лишь квалифицированное
большинство парламента или референдум. Правда, одно дело декларативное
закрепление определенных положений в Конституции, а другое — их практическая
реализация. В Беларуси уже давно все знают, кто в доме хозяин. Ни парламент, ни
Совет Министров, ни суд не являются самостоятельными государственными органами,
и все более-менее важные вопросы они решают либо по прямому распоряжению
президента, либо с его предварительного одобрения.
Тут-то, чтобы понять цель принятия данного указа, и
стоит обратиться к пояснениям пресс-службы президента, которая заявила, что
«дополнительно за президентом нормативно закреплены его фактические полномочия
по регламентации ключевых вопросов в бюджетной, налоговой и денежно-кредитной
сферах». В этом и есть главный смысл указа — нормативно закрепить то, что давно
существует на практике, с тем чтобы исключить возникновение всяких некрасивых с
правовой точки зрения ситуаций, как было, например, при переименовании главных
проспектов столицы, когда президент явно вышел за пределы своих полномочий. В
бюджетной, налоговой и денежно-кредитной сферах таких ситуаций теперь точно не
возникнет.
При этом, перераспределяя полномочия между собой и
парламентом, президент о последнем даже не вспоминает. В указе глава государства
говорит лишь о себе и законах, ставя два этих разных понятия в один ряд.
Президент и есть закон, и даже выше его, фактически говорит указ, подтверждая
вторую известную всем аксиому, что в Беларуси парламент — это фактически
атрофированный орган, служащий для придания формальной силы законам, которые
являются выражением воли президента.
Этими «открытиями», по существу, и ограничивается
практическая «ценность» указа №520. Большинство остальных норм документа не
несут никакой нагрузки и являются обыкновенными пустышками. Взять, к примеру,
п.1 указа, который гласит: «В сфере распоряжения государственным имуществом и
его приватизации президентом Республики Беларусь, законами или в порядке,
установленном законодательными актами, определяются порядок распоряжения
имуществом, находящимся в государственной собственности, в том числе пределы
управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной
собственностью, порядок проведения и способы приватизации государственной
собственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а
также компетенция государственных органов и иных государственных организаций по
принятию решений в этой сфере».
Не будем заострять внимание на юридически совершенно
безграмотной тавтологии («законами или в порядке, установленном законодательными
актами»), которая связана, видимо, со слишком сильным нормотворческим зудом у
президента, а зададимся простым вопросом: чем же до 3 ноября 2005 года
регулировались отношения, указанные в данном пункте указа? Наверное, даже самому
далекому от юриспруденции человеку понятно, что регулировались они теми самыми
законами, указами и декретами президента. Можно вспомнить законы «О приватизации
жилищного фонда в Республике Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации
государственной собственности в Республике Беларусь», «О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь» и другие. Есть еще постановления Совмина,
различных министерств и ведомств. Однако они принимаются для реализации законов,
указов, декретов и не могут противоречить им. Значит, нынешнее творение
президентских законотворцев есть не что иное, как дополнительная подпорка всем
прежним полномочиям главы государства, которые он начал отводить себе начиная с
1994 года. И подпорка эта понадобилась потому, что президент забрался уже так
высоко, что и сам боится упасть, между тем продолжая карабкаться все выше и
выше.
|