Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №134(20.11.2005)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


И царь, и Бог, и даже выше

БДГ. Деловая газета, 8 ноября 2005

Александр Мишин

Еще одно чудо нормотворческой деятельности вышло из-под пера президента. 3 ноября им подписан Указ №520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере». Теперь нормативно закреплена давно существующая в Беларуси действительность, что президент не только «немного выше Бога», но и законов. Фактически Александр Лукашенко стал сегодня полноправным царем, на милость которого только и могут уповать все граждане.

Как указано в официальном комментарии пресс-службы президента, данный документ систематизирует полномочия главы государства в сферах, имеющих принципиальное значение для экономики страны и социальной защиты граждан: распоряжения государственным имуществом, охраны и использования природных ресурсов, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной областях. К ведению президента отнесен ряд вопросов, которые согласно действующим законодательным актам входят в компетенцию других государственных органов, но приняты к своему рассмотрению главой государства.

На последнее предложение из комментария пресс-службы стоит обратить особое внимание, поскольку компетенция высших государственных органов (президента, Совета Министров, парламента, суда) определена в Конституции Беларуси, изменить положения которой может лишь квалифицированное большинство парламента или референдум. Правда, одно дело декларативное закрепление определенных положений в Конституции, а другое — их практическая реализация. В Беларуси уже давно все знают, кто в доме хозяин. Ни парламент, ни Совет Министров, ни суд не являются самостоятельными государственными органами, и все более-менее важные вопросы они решают либо по прямому распоряжению президента, либо с его предварительного одобрения.

Тут-то, чтобы понять цель принятия данного указа, и стоит обратиться к пояснениям пресс-службы президента, которая заявила, что «дополнительно за президентом нормативно закреплены его фактические полномочия по регламентации ключевых вопросов в бюджетной, налоговой и денежно-кредитной сферах». В этом и есть главный смысл указа — нормативно закрепить то, что давно существует на практике, с тем чтобы исключить возникновение всяких некрасивых с правовой точки зрения ситуаций, как было, например, при переименовании главных проспектов столицы, когда президент явно вышел за пределы своих полномочий. В бюджетной, налоговой и денежно-кредитной сферах таких ситуаций теперь точно не возникнет.

При этом, перераспределяя полномочия между собой и парламентом, президент о последнем даже не вспоминает. В указе глава государства говорит лишь о себе и законах, ставя два этих разных понятия в один ряд. Президент и есть закон, и даже выше его, фактически говорит указ, подтверждая вторую известную всем аксиому, что в Беларуси парламент — это фактически атрофированный орган, служащий для придания формальной силы законам, которые являются выражением воли президента.

Этими «открытиями», по существу, и ограничивается практическая «ценность» указа №520. Большинство остальных норм документа не несут никакой нагрузки и являются обыкновенными пустышками. Взять, к примеру, п.1 указа, который гласит: «В сфере распоряжения государственным имуществом и его приватизации президентом Республики Беларусь, законами или в порядке, установленном законодательными актами, определяются порядок распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности, в том числе пределы управления и распоряжения местными Советами депутатов коммунальной собственностью, порядок проведения и способы приватизации государственной собственности, включая условия совершения сделок с объектами приватизации, а также компетенция государственных органов и иных государственных организаций по принятию решений в этой сфере».

Не будем заострять внимание на юридически совершенно безграмотной тавтологии («законами или в порядке, установленном законодательными актами»), которая связана, видимо, со слишком сильным нормотворческим зудом у президента, а зададимся простым вопросом: чем же до 3 ноября 2005 года регулировались отношения, указанные в данном пункте указа? Наверное, даже самому далекому от юриспруденции человеку понятно, что регулировались они теми самыми законами, указами и декретами президента. Можно вспомнить законы «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другие. Есть еще постановления Совмина, различных министерств и ведомств. Однако они принимаются для реализации законов, указов, декретов и не могут противоречить им. Значит, нынешнее творение президентских законотворцев есть не что иное, как дополнительная подпорка всем прежним полномочиям главы государства, которые он начал отводить себе начиная с 1994 года. И подпорка эта понадобилась потому, что президент забрался уже так высоко, что и сам боится упасть, между тем продолжая карабкаться все выше и выше.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ