Москва и соотечественники
"Ластик для государственной границы"
Вот что такое программа «Московский аттестат» для
выпускников из стран ближнего зарубежья
"Вечерняя Москва", 13.07.2005 г.
Олег Перов, Илл.: Сергей Минаев
В Белом зале здания
правительства Москвы на Тверской принимали дорогих гостей. Именно за тем столом,
где проходят наиболее важные международные переговоры московского правительства,
первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова вручила
московские аттестаты наиболее отличившимся выпускникам Открытой русской школы,
вот уже который год работающей на базе Учебного центра «Царицыно». Тем самым
подтвержден статус программы, которая еще четыре года назад казалась если не
фантастичной, то точно очень необычной. Теперь же, по словам Людмилы Швецовой, в
странах СНГ и Балтии собирается более ста тысяч заявок на участие в программе
«Московский аттестат».
Напомню ее суть: после распада СССР значительное число
этнических россиян остались за пределами России, и их дети столкнулись с тем,
что новообразованные государства решили, что им требуются другие образовательные
стандарты. С тех пор курсы школьного образования постоянно расходились, и,
следовательно, шансы на попадание в российские вузы выпускников из стран
ближнего зарубежья падали год от года. И вот тогда-то Москва приняла решение
создать систему интернет-образования для тех детей соотечественников, которые
хотели бы учиться дальше в России. Однако и российские вузы стали разборчиво
относиться к абитуриентам, и, лишь завидев паспорт и аттестат другой страны,
стали требовать с них деньги за обучение в обязательном порядке. Эта позиция
вузов вполне понятна, если не принимать во внимание тот факт, что Москва и
Россия в целом заинтересована не только в сохранении единого культурного и
образовательного пространства в пределах бывшего СССР, но и в привлечении
наиболее продвинутой молодежи именно в российские вузы с тем чтобы в будущем она
образовала в своих странах дружественную по отношению к нам элиту. Поэтому
программа интернет-образования увенчалась вручением московского аттестата как
свидетельства соответствия уровня выпускника требованиям сильной московской
школы.
Не все было просто, и на первых порах экспериментальные
выпуски Открытой русской школы оставались очень немногочисленными. Да и сейчас
по сравнению с общим числом заявок на участие в программе выпуск невелик – чуть
более полутора сотен человек. Но зато есть уверенность, подтверждаемая как
очными выпускными, так и вступительными экзаменами, в вузы что это лучшие из
лучших. В этом году к ним предъявлялись очень высокие требования, что не
замедлило сказаться – вырос и стал заметным процент проваливших экзамены на
московский аттестат. Но соответственно вырос и статус аттестата, который
признают достаточным документом для приема на бесплатные отделения все больше и
больше московских вузов.
По словам руководителя Открытой русской школы Сергея
Весманова, в планах на будущий год значится переход на двухгодичную форму
обучения и такая важная акция, как перевод образовательных курсов из закрытой в
открытую часть интернет-сайта www.ymk.ru. Задания и сетевое общение с
преподавателями, как и прежде, будут доступны только принятым на обучение
школьникам, но теперь и их менее удачливые коллеги получат доступ к тем
образовательным программам, по которым работает школа. Так что теперь можно
сказать, что фаза эксперимента закончилась (если она вообще может закончиться в
школе) и ОРШ успешно доказала свое право на существование. За нее уже говорят ее
выпускники.
Людмила Швецова особо поблагодарила «Российские железные
дороги» и «Трансаэро» за то, что они помогли участникам программы «Московский
аттестат» приехать на выпускные экзамены в Москву.
Ольга Барисенко, Алма-Ата, Казахстан:
– Мы попали в эту программу благодаря нашему
алма-атинскому обществу «Знание». Сперва были подготовительные курсы, а затем с
помощью Правительства Москвы мы попали на курс дистанционного обучения в школе в
Царицыне. Практически все обучение по пяти выбранным предметам шло через
интернет, но для сдачи экзаменов мы приехали сюда.
– Насколько эффективной вы считаете эту форму обучения?
– По-моему, очень эффективной. Задания были довольно
сложные, приходилось посидеть, подумать. Это отнимало много времени, но было
очень полезно.
– Как прошла очная встреча с преподавателями, которых вы
до этого знали только по общению в Сети?
– И тревожно, и интересно. Когда ты не видишь человека и
общаешься с ним только заочно, ты начинаешь представлять его себе – и очень
здорово, если это представление совпадает с увиденным собственными глазами. У
меня так и произошло.
– С каким городом у вас связаны планы на дальнейшее
обучение?
– С Москвой. Я еще не знаю, где буду учиться, но надеюсь
поступить в Российский университет дружбы народов.
|