Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №134(20.11.2005)
<< Список номеров
НАПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ольга Чеботарева: «Все музейщики немножко сумасшедшие»

В Ташкенте расположился уникальный для всей Средней Азии музей Сергея Есенина. С его директором, Ольгой Чеботаревой беседуют корреспонденты Вестей.uz.

26.10.2005., Вести.uz.

Лия Ахметчанова, Ромина Тулякова

 - Ольга Юрьевна, недавно вы отметили юбилей Сергея Есенина. Расскажите, оправдались ли ваши надежды, возложенные на столь праздничную дату?

- Да, дата 110 лет для нас была значительной, музей, естественно, к этому готовился и ждал её. В Ташкенте было очень сложно найти молодёжь, которая действительно бы читала Есенина, постигала всю глубину, всё интересное, что содержится в его творчестве.

И вот, наконец, у нас состоялась встреча с таким молодым коллективом, который назвал себя Экспериментальным театром «Этюд». Спектакль, который они представили в нашем зале - был тем самым экспериментом, в процессе которого и произошло, так сказать, погружение в стихи Есенина.

В спектакле мне более всего понравилось, как молодые ребята читали Есенина. К режиссеру Алексею Павлову претензии некоторые имелись, потому что на сцене, на мой взгляд, было много суеты, движений, но, у него было такое право - экспериментировать. Спектакль назывался «110 мгновений из жизни Сергея».

Наши гости особо отметили выразительность чтения стихов молодыми актерами театра, сыгравших роль поэта. Это было главным, чтобы в музее звучал голос Есенина, его стихи в исполнении детей разных возрастов, начиная от маленьких - учеников 3 класса школы, и заканчивая выпускниками.

Принимал участие в спектакле и сам режиссёр театра. Для нас важно, что мы получили хорошие отзывы и разные впечатления - они были новые, нетрадиционные. Поэтому, в принципе, мы довольны тем, что нам удалось сделать.

- А кто помогал вам в организации юбилея?

- Нам никто не помогал, мы сами себе помогали. Просто знали, что такой юбилей произойдёт в этом году, и заранее продумывали, как и что нужно будет сделать. Я как директор, как распорядитель кредитов, где-то сэкономила, чтобы выписать, заказать афиши, приглашения, изготовить хорошие программки. К сожалению, мы не можем рассчитывать на чью-то помощь, и только в рамках бюджета имеем возможность себе что-то позволить.

- Но ведь во многих странах для музейного дела является нормой привлечение внимания со стороны спонсоров и меценатов. Не пытались ли вы пойти аналогичным путем?

- Какое-то время я пробовала искать меценатов, потому что спонсорам все равно нужно возвращать каким-то образом вложенные в нас средства, в какой-то другой форме. А меценатов в Ташкенте, к сожалению, не оказалось, их нет. Во всяком случае, я не слышала о такой безвозмездной помощи, которую оказывают музеям.

- Востребован ли музей Сергея Есенина сегодня?

- Видите ли, у нас действует система посещения по заявкам - к нам звонят лицеи, колледжи, студенты и заказывают экскурсии. Есть у нас и свободное посещение, когда мы просто без экскурсовода приглашаем людей познакомиться с экспозицией, и отвечаем на их вопросы. Поэтому на посещаемость мы не жалуемся, но есть музеи, в которых она действительно низкая. Это, естественно, обидно работникам тех музеев, но, тем не менее, они продолжают хранить эту часть культуры, продолжают свое дело.

Знаете, музейные работники, они, ведь оптимисты. И на самом деле, мы все хорошо понимаем, что проблема посещаемости - не есть вина музеев, это я думаю, скорее трудности нашего времени. Понимаете, мне кажется, что сейчас образованием занимаются в школах, и совсем не занимаются в семьях. Я это вижу по детям, которые к нам приходят. А только школа не может воспитывать образованных людей и формировать их. Здесь нужна помощь родителей, а те очень заняты зарабатыванием средств на жизнь. Я имею в виду, в основном, средний класс.

- Как живет ваш музей, Ольга Юрьевна?

-Музей живет своей жизнью, программами. Мы же государственный музей, и у нас есть план работы, который утверждается министерством по делам культуры и спорта, перед которым мы отчитываемся за проделанную работу. Разные бывают ситуации, бывает трудно, когда мы что-то планируем и в силу каких-то обстоятельств и никак не можем исполнить, но мы стараемся всё преодолевать. Главное есть люди и та работа, которую мы с ними можем проделать.

Проблема только с тем, что у нас чрезвычайно маленький штат сотрудников. Три года назад произошло сокращение, в музее осталось 3 человека - это 2,5 штатных единицы. Понятно, что мы ограничены в возможностях. А раньше могли позволить себе гораздо больше в плане творчества не только Есенина, но и всех мероприятий, которые проводили и проводим в зале.

А у нас бывают не только тематические есенинские программы, мы дружим с музыкальной школой имени Успенского, с консерваторией, в музее часто проводятся вокальные вечера, периодически выставки ташкентских фотохудожников. И когда мы проводим выставки, стараемся отыскивать художников, в творчестве которых есть некоторые российские оттенки.

То есть музеем ведется огромная работа. Иногда мы даже шутим, что музей - наш не второй, а в первый дом. Наверное, все музейные работники живут также. И здесь сложно найти виноватого. На содержание музеев требуются немалые деньги, кроме оплаты сотрудников, нужно содержать здание, как-то обновлять экспозицию, выпускать буклеты, информацию об исследовательской деятельности.

Потому нужно терпение. Хотя оно порой кажется на исходе - малы зарплаты, заедают проблемы быта. Однако, все музейщики немножко сумасшедшие. И многое держится на любви к своему делу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ