Лягушка в стакане молока (или миссия русской школы)
За 15 лет независимости Литвы
окончательно окрепло и утвердилось осознание того, что именно русская школа
Литвы является главным очагом и действенным средством этнокультурного воспитания
подрастающего поколения русской общины. Именно школа, а не отдельные культурные
общества, организации и центры, деятельность которых, без сомнения, также важна,
не разовые "культурно-массовые" мероприятия (без которых тоже, конечно, нельзя)
и уж тем более не политические организации, использующие идею защиты интересов
русской школы для достижения своих целей, но именно школа, в которой учатся
тысячи учеников, есть то учреждение, которое в целом воспитывает наше
подрастающее поколение. Мы все должны понять: от школы, от содержания ее работы
зависят настоящее и будущее нас самих, наших детей и внуков. Она - главный
источник жизнеспособности и перспектив русской общины Литвы.
20. 10 .2005.,Литовский куръеръ № 42 (556)
Андрей Фомин, доктор философских наук
Русская школа сейчас переживает нелегкие времена: идет
реформа системы образования, местные власти осуществляют "оптимизацию сети
школ", чреватую не только острой межшкольной конкуренцией, но и исчезновением
средних школ, заменой их 10 - или 8-летними основными школами и несколькими
4-летними гимназиями. При этом смело могу прогнозировать, что основные
десятилетки, из которых ученики будут уходить в гимназии после окончания 8
классов, начнут быстро деградировать, превращаясь в восьмилетки, которые, теряя
учеников, будут поставлены финансовой ситуацией на грань выживания, будут
уплотняться и закрываться. Это видно на примере Клайпедских школ, которые попали
в первый эшелон пресловутой оптимизации: за последние 4 года были закрыты
(официально - "реорганизованы") 3 средние школы, на грани существования
находится еще одна основная школа. Стройная, охватывавшая весь город, сеть
русских школ разрушена. В следующем году еще 3 школы будут насильно переведены в
ранг основных. Что их ждет? Самое печальное - то, что вместе с этим неизбежно
утрачиваются хороший опыт работы и традиции русских школ Литвы.
А ведь и по сей день русские школы занимают достойное
место в системе образования страны. Они дают прочные знания ученикам, их
выпускники успешно сдают государственные экзамены, поступают в ведущие
университеты Литвы и других стран, благополучно реализуются в разных сферах
общественной жизни. Это свидетельствует о значительном потенциале русских школ.
Русская школа по своей сути многофункциональна: она должна давать учащимся
полноценное современное качественное образование на родном языке, воспитывать
образованных и культурных людей, если хотите, - граждан Европы; должна
гарантировать интеграцию своих воспитанников в различные сферы общественной и
культурной жизни страны и Европейского сообщества; должна формировать уважение и
любовь к родному краю. Эти задачи очевидны всякому, кто как-нибудь связан с
педагогикой. Но при этом у русской школы есть особая миссия, особое призвание.
По моему глубокому убеждению, она никогда не была и не должна быть школой,
просто дающей образование на русском языке. Не только язык обучения выделяет ее,
но содержание воспитания. Разумеется, возможность учиться на родном языке - уже
само по себе великая ценность и обязательное условие в современном обществе и
демократическом государстве. Но одного этого недостаточно. Особая миссия русской
школы заключается в том, что она должна осуществлять этнокультурное воспитание
молодежи, то есть приобщать подрастающее поколение русской общины Литвы к
богатствам родной - русской - культуры, воспитывать чувство любви и причастности
к отечественной культуре, тем самым способствовать сохранению
национально-культурной самобытности наших детей и внуков. Иначе говоря, она
должна воспитывать граждан Литвы и Европы, являющихся носителями высокой и
богатой русской культуры, так много давшей мировой культуре и цивилизации.
Кто-то может спросить: "А зачем? Живем-то в Литве. Вот,
в Европейский союз вступили." А дело в том, что человеческая жизнь, жизнь
народов, этнических общин, равно как и отдельной личности, развертывается в
формах определенной культуры: русской, литовской, польской, французской,
немецкой и т.п. Нет, и не может быть человека, не принадлежащего, так или иначе,
к какой-либо культуре, для которого нет определенного родного языка, родной
истории. Вы можете представить себе такого индивидуума? Я - нет. Более того,
каждый человек и каждый социум - это воплощение и носитель определенной
культуры. Поэтому опыт истории свидетельствует, что каждый народ, каждая община
стремятся сохранять и оберегать свою культуру, свой язык, обычаи, традиции,
веру, историческую память, развивать и обогащать их. И мы - русские Литвы, и
наши дети, и наши внуки, - любя и уважая свою родину - Литву, все равно остаемся
и будем русскими. Не "по зову крови" - дело-то как раз не в ней, - а по
воплощенной в нас культуре. И мы не перестанем быть русскими, будем видеть сны,
думать, мечтать на родном - русском - языке, будем петь русские песни и
рассказывать своим детям и внукам русские сказки, будем заучивать "для души"
стихи русских поэтов. Если, конечно, будем их знать. А вот это, как раз, во
многом зависит от нашей школы. Именно поэтому русская школа наряду с реализацией
общеобразовательной задачи обязана, на мой взгляд, осуществлять широкую
программу этнокультурного воспитания своих учеников. Воспитание
гражданственности и уважения к родному краю - Литве - вполне совместимо с
одновременным привитием ученикам чувства причастности к родной - русской -
культуре, воспитанием не только ее знания, но и глубокой любви к ней. И ничего
плохого в том, что, будучи гражданами своей страны, мы все являемся разными:
литовцами, русскими, поляками, татарами, евреями и т.д., и стремимся сохранять
свою самобытность, - нет.
Современное общество мультикультурно. И чем глубже
проникает личность в свою собственную культуру, чем глубже знает ее, тем больше
находит в ней общечеловеческих ценностей, сближающих и объединяющих народы и
людей разных национальностей. Культура объединяет. Разъединяет бескультурье, в
том числе незнание и непонимание собственной национальной культуры.
Многокультурная структура общества, наличие в ней
различных культурных общин, их творческое сотрудничество обогащают общество,
придают ему открытость и динамизм развития. Просто мы не умеем еще по
достоинству оценить того, что многообразие культур общества является его
подлинным богатством. Вот почему в современном цивилизованном обществе нормой и
требованием стало бережное отношение к культуре каждой национальной общины. Это
в особой степени относится к богатейшей русской культуре, внесшей огромный вклад
в общечеловеческую цивилизацию трудами своих ученых, писателей, художников,
музыкантов, мыслителей и святых подвижников.
Мы - педагоги не можем допускать, чтобы из стен школ
выходили "Иваны, родства не помнящие", не знающие процесса и содержания
тысячелетнего творческого пути родной культуры, не ведающие о делах и свершениях
своих предков. Это актуально еще и потому, что многие нынешние родители, к
сожалению, не способны дать подобающего воспитания своим детям. Скажите, многие
ли рассказывают своим детям сказки, читают по вечерам хорошие книги русских
детских авторов, способны знакомить детей хотя бы с самыми яркими страницами
родной истории? Наши дети прекрасно знают имена голливудских актеров, эстрадных
див, спортсменов, сомнительных персонажей; их память напичкана фантастическими
сюжетами бездумных в своих фантазиях и жестоких голливудских фильмов. Наряду с
большим объемом знаний "позитивных наук", их головы заполнены "нулевой" в
ценностном отношении информацией; но при этом они практически ничего не знают о
духовных и нравственных ценностях отечественной культуры, ее творцах, выдающихся
образцах для подражания, что крайне важно для формирования их личности. Спросите
наших школьников: что они знают (и знают ли вообще) о Владимире Святом, Ярославе
Мудром, Несторе-Летописце, Святых Борисе и Глебе, Александре Невском, Сергии
Радонежском, Козьме Минине, Иване Сусанине, М. Сперанском, К. Брюллове, В.
Васнецове, В. Сурикове, В. Соловьеве, С. Рахманинове, И. Сикорском и других? Вот
и ходят русские дети в школы с русским языком обучения, получают все более
усредняемое по европейским стандартам образование, впитывают с помощью средств
массовой информации массу ненужного, а порой и вредного, не зная и не ведая
своих корней и истоков, не ощущая красоты и богатства родной культуры, не
чувствуя причастности к ней, не имея твердого стержня своей личности. И, если
школа не дает им этого, то она обедняет и обкрадывает своих воспитанников!
"Время такое!",- скажете вы. Бросьте! Времена всегда
были непростыми. Не время, а мы таковы: либо чувствуем свою ответственность и
выполняем свой долг, либо нет. Либо покорно подчиняемся обстоятельствам и вяло
плывем по течению, либо, подчиняясь внутреннему долгу и убеждениям, сами влияем
на них. Я убежден: чем более неблагоприятна социальная среда, чем более она
бездуховна, прагматична и меркантильна, тем более школа должна ей противостоять
своей "культуртрегерской" миссией, возводя своих воспитанников к познанию вечных
ценностей. Вспомните притчу о лягушке, попавшей в стакан с молоком. Мне кажется,
этот образ символизирует нынешнее положение русской школы. Только энергично
борясь за свое лицо, содержание своей работы, она может обеспечить свои
перспективы и свое дальнейшее существование. В русских школах должны
преподаваться и изучаться не только русская словесность, но и русская история и
различные аспекты русской культуры: живопись, архитектура, музыка, основы
философской мысли и, конечно, основы православия. Кстати, о русской истории.
Несмотря на то, что государственный учебный план предусматривает такую
возможность, приходится прилагать поистине титанические усилия для того, чтобы
убедить администрацию школ в необходимости ее изучения. А ведь есть утвержденная
министерством просвещения и науки Литвы программа по русской истории, есть
учебное пособие "Свеча горящая", созданное специально для русских школ. Есть и
опыт преподавания и изучения школьниками родной истории в школах Клайпеды, где,
кстати, уже много лет проводятся фестивали русской истории и культуры "КЛИО".
Если наши дети не будут знать родную историю, произойдет неизбежная утрата
русской общиной Литвы своих корней, своих истоков, без чего невозможно строить и
свое будущее. Этнографы и социологи считают историческую память основой
самосознания этноса, национальной или культурной общины, личности. Незнание же
родной истории порождает цепную реакцию потери других слоев и пластов культуры,
непонимания многих ее явлений. Так, учителя словесности уже давно жалуются на
непонимание учениками сути литературных произведений из-за незнания
исторического контекста. Действительно, как без знания родной истории понять
суть драмы пушкинского "Бориса Годунова", коллизии "Капитанской дочки",
"Дубровского"? Что это за события, описываемые Л.Н. Толстым в "Севастопольских
рассказах"? В чем суть трагедий "Тихого Дона" и "Поднятой целины"? Все как-то
оторвано, абстрактно, безжизненно. А в итоге это непонимание ведет к
интеллектуальному, эмоциональному и нравственному оскудению личности.
Опыт некоторых школ доказывает, что организация
этнокультурного воспитания возможна даже в рамках существующего учебного плана.
Оно "вписывается" в рамки программ базовых дисциплин, изучаемых в школе.
Конечно, нужна корректировка программ по истории, курсам изобразительного
искусства, музыки, этики, предусматривающая изучение родной культуры. Кое-где
нужно переставить акценты, использовать часы по выбору школы или возможности
дополнительного образования. Но, прежде всего, необходимо желание это сделать!
Многое здесь зависит и от позиции администрации школ, и от самих учителей и
советов школ. Вот почему, я считаю это, в первую очередь, нравственным долгом
русской школы. Поймите: это необходимая работа, за которую мы несем
ответственность перед Богом, перед своими детьми, перед своим и их будущим.
Предвижу скептическое пожатие плечами некоторых
руководителей школ: "в наш практический век нужно ли это...", "на словах легко,
а как на практике найти необходимые часы…", "дети и так перегружены…" и т.п.
Отвечаю: кто не хочет делать, будет искать для этого повод и препятствующие
"объективные обстоятельства". Во-первых, при разумной организации обучения дети
вовсе не перегружены. Наоборот, они зачастую слишком неразумно пользуются
избыточным свободным временем. А, во-вторых, есть школы в Клайпеде, Вильнюсе,
Каунасе, которые, сознавая свою миссию, уже не один год находят возможности для
осуществления этнокультурного воспитания. В качестве примера приведу каунасскую
школу им. А.С. Пушкина и клайпедскую школу "Паюрио", в которой помимо изучения
русской истории и культуры действуют еще украинская и белорусская воскресная
школы. Нет, коллеги, культурным воспитанием детей перегрузить невозможно.
Избытка культуры и избытка воспитанности не бывает! А вот их нехватка слишком
дорого обходится всем нам. Неоправданными я считаю и ссылки на детей: "Надо
спросить у них, хотят ли они изучать?.." Мы ведь не спрашиваем, хотят ли они
изучать биологию, физику, историю, технологию, литовский или английский язык.
Надо! Школа - это институт, который сам подсказывает родителям и детям, что
необходимо изучать, чему учиться, сам формирует социальную потребность, стремясь
воспитывать образованных, культурных людей.
Проблема осуществления этнокультурного воспитания - это
не только "техническая" проблема наличия средств и часов в учебном плане. Это, в
первую очередь, вопрос совести, ответственности, зрелости школы, педагогического
коллектива перед своими воспитанниками. Кроме социальных и педагогических
аспектов проблема этнокультурного воспитания учащихся русских школ имеет
нравственное значение. Это - внутренняя обязанность каждого человека хранить и
беречь память о своих предках, их делах, творческих достижениях и даже ошибках.
Эта обязанность дана людям свыше; помните: "Почитай отца и мать, и будешь долго
жить"? Нет ничего более низкого и подлого, как бояться, стыдиться памяти о своих
пращурах. Поэтому я считаю, что изучение в школах родной истории и культуры -
это показатель зрелости и сознательности всей русской общины Литвы.
Итак, мой призыв ясен: этнокультурное воспитание,
предполагающее приобщение учеников к родной истории и культуре, в русских школах
Литвы необходимо, оно должно стать нормой их работы. Иначе происходящая
злокачественная эрозия - утрата внутреннего культурного содержания,
самоидентитета русской молодежью приведет к необратимым для будущего всей
русской общины Литвы последствиям. Очень многое зависит от школы. Но только
требовать от нее, не помогая ей, - неразумно и неблагородно. Она сама нуждается
в защите, поддержке и помощи. Перед ней сейчас стоит много сложных проблем. Она
уязвима. Поэтому школа должна быть в центре внимания всей русской общины страны,
всех общественных, культурных и политических организаций. Ей, оставив в стороне
свои разногласия, соперничество, амбиции, должны помогать все. Давайте,
позаботимся о нашей школе!
|