Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №95(01.04.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ФОРУМ
ДИСКУССИИ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Центр информации по правам человека в Таллине – проблем с налогами нет!

В Бюллетене №91 от 01.02.2004 мы писали об аресте банковских счетов Центра информации по правам человека в Таллине. Правда оказалась на стороне Центра – в феврале с.г. было отменено решение об аресте банковских счетов и Центру выдали справку о том, что никаких налоговых долгов за Центром не числится. Представляем вниманию наших читателей материал об этой «эпопеи», поступивший из Таллина.




Как это было ...

Лариса Семенова Исполнительный директор Центра информации по правам человека (Таллин)

 

«Его пример другим наука...»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Описать нашу историю меня побудили, во-первых, пожелания читателей всех возможных СМИ, которые хотели узнать, что же все-таки произошло в Центре информации по правам человека во время проверки, проведенной Таллинским налоговым департаментом юридических лиц (ТНДЮЛ) (ныне - Северный налоговый центр (Pohja Maksu Keskus).

Во-вторых, мне кажется, что история эта поучительная во всех отношениях...

Вместо пролога

«Уж сколько раз твердили миру...»

«Не надо ссориться с налоговыми органами!», но в жизни это не всегда получается. В конце 98-го или 99-го года прошлого столетия у нас произошел небольшой спор с налоговым департаментом по поводу внесения в списки НКО, которые освобождаются от целого ряда налогов. Первое решение налоговиков было не в нашу пользу: из списков мы были исключены. Мы опротестовали это решение, сославшись на его незаконность. Налоговики вынуждены были с нами согласиться. В ответе по телефону  они уверили нас, что в списки мы будем внесены, а вот письменного ответа они не дадут. И внесли, но, по всей видимости, запомнили. Произошло все это накануне рождества и Нового года ...

Начало истории, которую мы собрались рассказать, совпало с концом столичного департамента социальной безопасности и интеграции. В связи с этим меня, директора нашего Центра Алексея Семенова  и других сотрудников неоднократно вызывали в КАПО для дачи показаний о деятельности департамента и комиссии по интеграции, в которую Семенов входил, а также о деятельности Центра по проектам, финансирование которых поступало из департамента.

По публикациям в прессе читателю уже известно, что КАПО в то время проводило расследование по делу руководителей департамента Шера и Панченко. В беседах с ними следователи не скрывали, что следующей «мишенью» станет наш Центр, куда они «направят своего ревизора».

С февраля по апрель 2002 г. Центр попал в зону особого внимания ТНДЮЛ, который стал с регулярностью в неделю «бомбить» нашу организацию предписаниями. Поскольку бухгалтерия Центра в то время вела бухгалтерский учет еще одной правозащитной организации – Эстонской Ассоциации прав человека, то предписания чередовались в адрес то одной, то другой организации, но, заметьте, все они приходили на адрес Центра. Наша бухгалтер с трудом успевала их отслеживать. Одними предписаниями налоговики не ограничились – они чуть ли не каждый день звонили в наш Центр, хотя до этого времени налоговый департамент нас своим вниманием не баловал – 2-3 предписания в год, а о звонках и речи не было.

Наконец настал их час! Наша бухгалтер просрочила на месяц с оплатой налогов Эстонской Ассоциации прав человека, деятельность которой к тому времени практически была завершена из-за отсутствия действующих проектов. Налоговики напомнили Ассоциации об этом, но предписание на это раз послали по ... старому адресу регистрации, и ни Ассоциация, ни наша бухгалтер его не получили. Но счета Ассоциации были арестованы.

Наш Центр выразил протест по поводу незаконного ареста счетов Ассоциации  как в письменной, так и в устной форме бывшему директору Айвару Сыерду во время визита к нему. В ответ мы получили предписание о проведении ревизии и в Ассоциации и  в Центре за три предыдущих года, т.е. с 1999 по март 2002 включительно.

В мае 2002 г. мы представили в ТНДЮЛ 17 пухлых папок с финансовой документацией. Первый ревизор была удивлена их количеством и объемом.  «Я думала  - у вас две-три папочки будет!» - заметила она, когда нашими папками была заполнена половина комнаты. Инспектор же налогового департамента на вопрос ревизора в нашем присутствии ответила, что «у нее к Центру информации претензий нет».

Продолжение истории

Первый ревизор, назначенный для проведения ревизии в Центре, вскоре уволилась и вот тогда-то, наверное, КАПО сдержала свое обещание. Вторым ревизором, проводившим у нас ревизию, была г-жа Урсула Подмошенски. Советую читателями запомнить эту фамилию, потому что по закону субъект ревизии  имеет право отвода ревизора.

Симпатичная молодая девушка вызывала доверие и симпатию. Кто бы мог предположить, что всю открыто предоставленную ей информацию она так ловко использует для откровенной фальсификации результатов ревизии? Я не буду утруждать читателя подробностями. Если кому будет интересно узнать всю подноготную и технику подтасовки – может обратиться к нам в Центр. Мы поделимся нашим опытом - он может пригодиться. 

Г-жа Подмошенски споро «справилась» с ревизией. Ревизионный акт был «состряпан» менее чем за 3 месяца, и к концу октября представлен вышестоящему начальству. Начальство в лице г-жи Карин Кауп, исполняющей обязанности заведующей IV ревизионным отделом, акт подписало 27 ноября 2002 г.

Получив на руки акт ревизии, мы обнаружили, что, оказывается, ухитрились «скрыть» от государства 1/3 от всех выплаченных нами  за три года налогов – и это при отсутствии коммерческой деятельности и наличных от нее!

По содержанию ревизионного акта  мы поняли, что без помощи специалистов по налогам нам не обойтись, и обратились в международную аудиторскую фирму Ernst & Young Baltic AS. Специалисту по налогам мы представили для анализа ревизионный акт с приложениями,  необходимую финансовую документацию и исчерпывающие пояснения. В результате он обнаружил целый ряд ошибок и нарушений закона, допущенных ревизором. Например, им было указано, что мы имеем право потребовать от налогового управляющего проведение заключительной беседы, которой не было. Что мы и сделали.

Во время заключительной беседы, которая состоялась 23 декабря 2002 г.,  представители ТНДЮЛ отказались отвечать на наши вопросы и возражения. Единственным их ответом было: «Ваше право отразить ваши замечания в особом мнении, или оспорить в суде». На подготовку особого мнения они нам отвели всего 2 недели, и представить его мы должны были не позднее 2 января 2003 г.!

Мы отдаем должное высокому профессионализму и выражаем особую благодарность г-ну Тынису Якобу, главному специалисту по налогам Ernst & Young Baltic AS, который, не взирая на рождественские и новогодние праздники,  оказал нам неоценимую помощь и сделал все возможное, чтобы мы смогли представить в срок наши возражения.

Но это еще не конец  истории...

По прошествии одиннадцати месяцев после представления наших возражений и ровно через год после получения акта ревизии, 2 декабря 2003 мы неожиданно получаем решение о налоге, в котором нет ничего нового по сравнению с ревизионным актом, если не считать суммы налога, которая «выросла» на 68 с лишним тысяч крон с учетом процентов ... за те самые 11 месяцев. 

Вы спросите – почему неожиданно. Дело в том, что в Законе о налогообложении не сказано четко, какое время отводится налоговому управляющему для принятия решения, но устанавливается, что применяются положения Закона об административном производстве, если иное не предусмотрено настоящим законом. А в соответствии с этим законом все сроки истекли. Можно было предположить, что налоговики с нашими доводами согласились. Но, оказалось, что они их просто проигнорировали и решили нам очередной раз преподнести рождественский «подарок»!

У нас оставалось две возможности: представить еще раз свои возражения уже в вышестоящий республиканский Налоговый и таможенный департамент или подать жалобу в суд. Мы выбрали первое, потому что еще оставалась надежда на объективное решение несмотря на то, что обращение в суд могло оградить нас от ареста банковских счетов. Мы надеялись, что эту крайнюю меру налоговики применять не будут, так как мы - открытая некоммерческая организация и не действуем через подставные или оффшорные фирмы.

Но чиновники из ТНДЮЛ думали иначе и в январе наложили арест на наши банковские счета. До этого момента мы не собирались выносить наши взаимоотношения с налоговиками  на суд общественности несмотря на очевидные провокации с их стороны. Так, 19 декабря 2002 г. накануне парламентских выборов во многих СМИ на эстонском языке появились публикации о том, что Центр нарушает закон и не платит налоги, с фотографией нашего директора Алексея Семенова, который должен был баллотироваться в списке ОНПЭ. Информация была получена от налоговых органов незаконно, так как ревизия была не закончена и окончательного решения не вынесено. Вторая публикация А.Иконникова «Химчистка для денег» в газете «Эстония» появилась летом 2003 г. и совпала с активизацией деятельности налоговиков, пригласивших  бывших сотрудников Центра для сбора дополнительной информации уже после окончания ревизии. 

Несмотря на эти публикации, мы продолжали «хранить молчание». У нас были основания предполагать, что это политический заказ, но были и сомнения и надежда на положительное решение в нашу пользу. Мы прекрасно понимали, что только в этом случае нам поверят, что мы не мошенники. Но, получив решение о налоге в конце ноября прошлого года, а тем более после ареста наших банковских счетов все наши сомнения развеялись. Мы поняли, что нашу организацию хотят финансово «придушить» и прикрыть, как это произошло с Таллиннским департаментом социальной безопасности и интеграции. Ведь ревизора почему-то так интересовали наши взаимоотношения со столичным департаментом и комиссией по интеграции. Во время одной из бесед со мной она вдруг попросила прокомментировать публикацию о департаменте в газете «Постимеэс».

Помимо этого всем известно, что финансирование Центра поступает в основном от зарубежных доноров. Как правило, большинство организаций-доноров устанавливают сроки для представления заявок на финансирование в феврале-марте. Многие из этих организаций требуют подтверждения, что у ходатайствующей о субсидиях организации с налогами все в порядке, и она не является банкротом.

Решение ТНДЮЛ означало, говоря по существу, умышленное банкротство и закрытие Центра информации по правам человека – ведущей правозащитной организации в Эстонии и единственной организации такого рода, которая профессионально занимается помощью представителям меньшинств.

Следует ли «выносить сор из избы»?

Следует, если вы действительно хотите избавиться от всякого рода нечисти и грязи в своем доме! После ареста счетов мы обратились и в СМИ, и к  правительству, и к президенту ЭР, а также к нашим зарубежным коллегам.

По нашему мнению проведение ревизии в Центре было необоснованным и нецелесообразным, а ее выводы неверными, предвзятыми и политически ангажированными. Мы, тем не менее, рассматриваем это как своего рода положительный опыт. Он позволил нам ознакомиться со сферой, в данном случае с деятельностью  налоговых органов, которая до сих пор  оставалась вне нашего внимания, но которая, по нашему глубокому убеждению, требует бдительного контроля со стороны общественности, правительства и парламента. Особенно это касается сферы законотворчества и исполнительной системы, в которой, несомненно, требуются реформы в преддверии вступления в ЕС, что предполагает создание цивилизованной европейской, а не «азиатской» системы взаимоотношений между государством, предпринимательскими структурами и гражданским обществом.

Мы очень благодарны всем республиканским и зарубежным СМИ, которые объективно освещали нашу историю. Это и газета «Молодежь Эстонии», и «Радио 4», которое первым откликнулось, и ЭТВ, и STV, и Орсент ТВ, и интернет-порталы Delfi, и еженедельник «Вести»,и BNS,  и многие другие зарубежные источники информации. Это была большая моральная поддержка для нас, и мы думаем -  хорошая проверка для наших СМИ на свободу слова. Мы благодарны нашим зарубежным коллегам-правозащитникам и всем тем, кто выразил свою солидарность, веру и поддержку.

5 февраля республиканский Налоговый и таможенный департамент согласился с нашими аргументами и полностью отменил решение таллинского департамента. 10 февраля, после нудных проволочек, таллинский департамент подчинился этому решению и выдал нам справку о том, что никаких налоговых долгов за Центром не числится.

Трудно судить, повлияли ли наши обращения и внимание СМИ на решение Налогового и Таможенного департамента? Будем надеяться, что он руководствовался именно профессиональным долгом и законом. За два года работы с налоговыми органами мы могли убедиться, что для многих чиновников из налоговых органов профессиональные долг и честь – не пустой звук.

Мы надеемся, что наш пример послужит наукой не только тем, кто окажется в такой же ситуации. И налоговые органы, которые содержатся на средства, налогоплательщиков,  будут более ответственно подходить к выбору субъектов ревизий, проведение которых  дорого обходится и налогоплательщикам и государству. Результаты же нецелесообразно и непрофессионально проведенной ревизии не оправдывают этих затрат. 

Вместо эпилога, или закон есть закон

Какой бы ни был закон суров – его надо исполнять. Но это не означает, что его нельзя изменять. Это необходимо делать регулярно, если законы не выполняет своих функций по реализации общественных интересов и решению социальных проблем. Надзор за действием законов и их применением на практике должны осуществлять как государственные институции  (суды, омбудсмены,  парламентские комиссии и т.д., в том числе и налоговые органы), так и общественные организации. В нашем эстонском обществе такие институции и организации есть, но знают ли они о своих правах и насколько ими пользуются – остается вопросом. Ревизор, проводившая проверку в Центре, воспринимала как что-то еретическое мои высказывания о том, что наше законодательство о налогах и бухгалтерском учете не отражает специфики отношений в предпринимательстве и «третьем» секторе, что его надо менять. В ревизионном акте мои замечания по этому поводу и были отмечены как что-то негативное, доказывающее вину Центра. 

У нас существует целый ряд общественных структур: Союз налогоплательщиков, Союз предпринимателей, Союз юристов, Адвокатура и т.д. Проводят ли они анализ законодательства, выступают ли они с рекомендациями об изменении законодательства, насколько они выполняют свою миссию по выражению общественных интересов? Мне и в нашем Центре практически ничего об этом не известно. А Вам, читатель? 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ