Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №94(15.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
Белоруссия
Украина
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Закавказье
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Узбекистан



Газета СНГ,
1 марта 2004

Вашингтон охладел к Ташкенту

Зарина Аскарова

В последнее время президент Узбекистана Ислам Каримов вплотную занялся укреплением режима личной власти. Однако, похоже, приоритеты у узбекского лидера изменились: Каримов делает ставку на новых партнеров и союзников.

Борьба за сферы влияния в центральноазиатском регионе по- прежнему актуальна и остра. Совсем недавно дружественный Вашингтону, сегодня Ташкент видит союзников в лице Москвы и стран Ближнего Востока. Знаковыми в этом смысле стали поездка Каримова в Кувейт и внезапная реанимация российско-узбекских межпарламентских связей. Внешнеполитический поворот Узбекистана в сторону России подтверждается небывалой активизацией участия республики в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Кремль, в свою очередь, не раз высказывался за то, что Узбекистан может стать стратегическим партнером России в укреплении стабильности и борьбе с терроризмом в Центральной Азии. Основным конкурентом в погоне за лидерством в Средней Азии Узбекистан считает своего северного соседа – Казахстан, который, обладая большим промышленным и ресурсным потенциалом, пока оставляет державу Ислама Каримова позади.

Главным индикатором "похолодания" в отношениях официальных Ташкента и Вашингтона стало ужесточение контроля в республике за деятельностью международных организаций – причем работа Фонда Сороса "контролировалась" так жестко, что это фактически привело к его закрытию. По данным ИА "Фергана.Ру", с января 2004 года банки Узбекистана не пропустили ни одного платежа Фонда Сороса, предназначенного грантополучателям.

В январе власти Узбекистана постановили, что международные организации, работающие в республике, обязаны до 1 марта зарегистрироваться, помимо министерства иностранных дел, еще и в министерстве юстиции. Американские власти вполне резонно предполагают, что некоторым организациям, в том числе и поддерживаемым США (Национальный демократический институт), в регистрации будет отказано, и они будут вынуждены покинуть страну.

Как свидетельствуют эксперты, уже сейчас работники американского дипломатического корпуса угрожают применением санкций против Узбекистана, если такая практика не будет прекращена. Однако жесткий прессинг официального Ташкента, опасающегося повторения сценария грузинской "революции роз" (в которой международные организации приняли деятельнейшее участие), скорее всего, остановлен не будет.

Результатом такого варианта развития событий может стать действительное охлаждение отношений Ташкента и Вашингтона. Если ранее США ограничивались лишь критикой политики Узбекистана в области соблюдения прав человека, сохраняя при этом весьма теплые отношения и предоставляя разнообразную (в том числе и военную) помощь в рамках многих программ, то сейчас "дядя Сэм" явно недоволен поведением "племянника Ислама", который не только игнорирует многие "дядюшкины" предписания, но и осуществляет открытое преследование его подопечных.




The Washington Post. (США),
4 марта 2004

Свой человек в Ташкенте

 Редакционная статья

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ Президент Узбекистана Ислам Каримов неожиданно освободил одного из более чем 5300 политических заключенных - 62-летнюю Фатиму Мукадирову, арестованную за заявления о том, что ее сын был злодейски замучен до смерти в заключении. На этой неделе функционеры из аппарата г-на Каримова созвали представителей местных общественных организаций и правозащитников и сделали официальное заявление о том, что срок вступления в силу новых жестких требований в отношении государственной регистрации отодвинут на месяц. С помощью этих незначительных послаблений режима лидер самого многонаселенного государства в Средней Азии пытается склонить в свою сторону чашу весов, на которой находится решение одного из самых важных вопросов, стоящих перед администрацией Президента Буша в этом году - вопроса об определении круга своих союзников в войне с терроризмом. И хотя совершенно очевидно, что эти жесты имеют чисто символический характер, шансы диктатора добиться желаемого результата гораздо выше, чем можно было бы ожидать.

Начиная с 2001 года Узбекистан, бывшая республика Советского Союза, граничащая с Афганистаном, предоставляет базы для американских самолетов и личного состава, за что получает значительную военную и экономическую помощь. Г-н Каримов, бывший член Политбюро ЦК КПСС, который сам выступил с предложением о подписании договора о "стратегическом партнерстве" с администрацией Буша два года назад, надеется, что американские военные базы останутся в стране надолго. Для Пентагона это как раз то, что надо. На прошлой неделе состоялся визит Министра обороны США Дональда Рамсфельда в Ташкент. В ходе визита он всячески восхвалял "прелести сотрудничества с правительством Узбекистана".

Однако есть небольшая заминка. Дело в том, что согласно договору, подписанному узбекским президентом, тот обязуется провести в стране широкомасштабные демократические реформы, затрагивающие, например вопросы проведения многопартийных выборов, обеспечения свободы печати и независимого судейства. Однако в государстве не только не проведено ни одной подобной реформы, но даже и не прекращена практика применения пыток над заключенными. Так, например, сын г-жи Мукадировой умер после того, как надзиратели выдернули ему ногти и окунули в кипяток.

Администрация Буша неоднократно давала клятвы воздержаться от повторения ошибок Холодной войны, когда США поддерживали дружеские отношения с диктаторами, которые могли принести американскому правительству ту или иную выгоду, особенно в мусульманских странах, таких, какой, например, является Узбекистан, причем внутренняя политика таких правителей в отношении своих граждан никого не интересовала. Для того, чтобы соблюсти обещания администрации, в прошлом году Конгрессом был принят закон, предписывающий, чтобы вся помощь Узбекистану - не много, не мало 57,5 млн. долларов в этом году, включая 11,6 млн. на военные нужды - предоставлялась этому среднеазиатскому государству при условии, что Госдепартамент официально признает, что Узбекистан добился "значительных успехов, и продолжает развивать в нужном направлении" вопрос о выполнении своих обязательств в рамках стратегического партнерства. Однако пока такого заявления сделано не было. Напротив, в ежегодном докладе по правам человека, опубликованном Госдепартаментом на прошлой неделе, говорится, что "Узбекистан является авторитарным государством, в котором нарушаются права человека" и продолжаются ущемления прав граждан на свободу вероисповедания и свободу прессы. Кроме того, нарушаются и права оппозиционных политических партий.

Несмотря на это, вопрос о признании Узбекистана партнером все еще не решен. Принятие решения по нему отложено на конец весны. Г-на Каримова настойчиво убеждают провести ряд реформ, включая снятие ограничений на деятельность политических партий и неправительственных организаций, предоставление свободы слова и реализацию подготовленных ООН рекомендаций по предотвращению практики применения пыток в исправительных учреждениях. Однако "воз и ныне там". Вместо этого Президент Каримов выбрал политику "символических жестов", уже давно применяемую другими диктаторами, от Каира до Пекина, с целью смягчения позиции Вашингтона. Некоторые представители администрации Буша все же считают, что этого вполне достаточно, что гораздо хуже будет осадить г-на Каримова, чем продолжать "поддерживать контакты" с ним. Пентагону необходимо обеспечить присутствие тысячи американских военных на авиабазе в Карши Ханабаде, по крайней мере, на настоящий момент. Поэтому от решения администрации многое зависит: если она воспримет ухищрения Каримова как достаточные, то соседним с Узбекистаном государствам, да и всему миру, станет понятно, что для Соединенных Штатов свобода значит гораздо меньше, чем "прелести сотрудничества" с диктаторами.




Газета СНГ,
7 марта 2004

Москва - Ташкент: драка в авиапроме

Алексей Матвеев

 Слухи о том, что узбекская авиапромышленность переживает сильный упадок, похоже, во многом преувеличены. Несмотря на многочисленные заявления руководителей Росавикосмоса, ВВС РФ, Госдумы о начале переноса производства военно-транспортного самолета Ил-76 из Узбекистана в Россию, эти крылатые машины будут продолжать строить на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ). После длительного застоя предприятие постепенно получает заказы и, что называется, раскручивается.

Скажем, летом 2003 г. ТАПОиЧ реализовал подготовленный в 2001 г. совместный российско-узбекский-индийский контракт с доминирующим участием "Рособоронэкспорта", на поставку в Индию шести топливозаправщиков Ил-78. Контракт стоил не менее 150 млн долларов. В начале 2004 г. узбекские авиапромышленники передали азербайджано-бельгийскому СП "Шелковый путь" в финансовый лизинг с условием дальнейшего выкупа еще два самолета Ил-76 ТД. Стоимость сделки не разглашается, но от ее реализации, по мнению экспертов, ташкентское авиапредприятие получило не менее 15 млн долларов. ТАПОиЧ также помогал Индии с оснасткой трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 российского производства, оборудованных израильской системой Phalcon.

Но, похоже, решительный прорыв в раскрутке узбекского авиапредприятия сделают сами россияне. Как передают из Ульяновска, авиаперевозочная компания "Волга-Днепр" намерена построить и закупить на ТАПОиЧ 17 самолетов серии Ил-76. При этом впервые за все постсоветское время рассматривается возможность строительства для гражданской фирмы новых модернизированных самолетов Ил-76ТД-90ВД, отвечающих всем требованиям экологической безопасности и способны летать в страны, которые ввели с прошлого года ограничения для самолетов по шумам и вредным выбросам. Самолеты оборудуют новыми двигателями ПС-90А-76 Пермского моторного завода, и 75 моторов будет закуплено уже в ближайшее время. Первый самолет для российских авиаперевозчиков должен быть собран уже к концу 2004 года. Деньги на этот проект выделяют Сбербанк России, IFC, а также сама "Волга-Днепр". Реализацией проекта будет заниматься лизинговая компания "Волга-Днепр-Лизинг".

Заметим, что российские авиапредприятия также занимаются модернизацией самолетов семейства Ил-76. Скажем, оборонзаказом на этот год предусматривается модернизировать для российских ВВС пять самолетов, на которых будут заменены старые двигатели на новые С-90А-76. Будут это делать предположительно на авиазаводах в Воронеже и в Рязани. Однако сейчас в России нет мощностей для сборки самолетов семейства Ил-76. Москве нет надобности раскручивать производство морально устаревших самолетов третьего поколения Ил-76ТД-90ВД. Хотя она очень заинтересована в монополии на производство более продвинутых самолетов четвертого поколения Ил-76МФ, которыми в перспективе ВВС РФ намерены переоснастить весь свой авиапарк. Вот поэтому, видимо, "Волга-Днепр" обратилась за покупкой самолетов Ил-76ТД-90ВД на ТАПОиЧ. Они надежны и относительно дешевы.

Пока только предполагается, что новые Ил-76МФ будут собираться в России. Но две первые машины были собраны в Ташкенте, и узбекские авиаторы надеются, что Москва все-таки примет решение не переносить производство самолетов в Воронеж, а собирать их в Узбекистане. Россия тоже не против сделать ТАПОиЧ частью создаваемого российского авиационного холдинга. Но Ташкент предлагает ей выкупить акции своего предприятия. Москва же настаивает, что акции должны быть переданы ей на безвозмездной основе, поскольку 90 комплектующих для Ил-76 и вся документация – это собственность России. Москва предлагает, что за участие ТАПОиЧ в смешанном предприятии, Узбекистан будет получать долю от прибыли. Споры на эту тему длятся уже 4 года, а воз, как говорится, и ныне там.

Таким образом спрос на российско-узбекские самолеты по-прежнему существует и это обстоятельство позволяет ТАПОиЧ держаться, как говорится, на плаву. Москва же почему-то медлит. Она дает зеленую улицу для производства Ил-76ТД-90ВД. Хотя новейшие не имеющие аналогов в мире самолеты российской сборки Ил-76МФ для российских ВВС планируется производить уже в 2005 году.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ