Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Zamon.info,
4 февраля 2004

Смысл политической реформы в Узбекистане – реальное разделение исполнительной и законодательной властей

Надежда Степанова

Создание в Узбекистане двухпалатного профессионального парламента должно стать первым этапом реформы политического устройства общества, считает политолог Хотам Абдураимов. По его мнению, на следующей стадии необходимо произвести разделение исполнительной и представительной властей областного и районного уровней.

- Нынешний парламент представляет в мировой практике исключительную структуру. Половину мест в нем занимают представители исполнительской власти, - отметил политолог. Такой парламент сформирован неспроста. В первые годы независимости нужна была стабильность в обществе, потому в него ввели представителей исполнительных органов власти. Но хокимов избрали в Олий Мажлис не как представителей исполнительной власти, а в качестве председателей районного и областного советов народных депутатов.

Хоким, который, в первую очередь, является главой исполнительной власти, на своей административной территории обладает неограниченной властью. И поскольку хоким един в двух лицах, он у себя вряд ли станет требовать отчета, а если спросит, сам и ответит.

Смысл реформы - убрать довлеющую часть исполнительской власти. Парламент по своей сути – орган законодательной власти, который должен состоять из депутатов, избранных народом. Депутат ответственен исключительно перед своими избирателями.

Согласно действующему в Узбекистане законодательству будущая Нижняя палата будут полностью состоять только из граждан республики, избранных на свободных, равных, тайных выборах. Если хоким любого уровня пройдет в Олий Мажлис, он должен оставить свою должность и работать исключительно депутатом.

По мнению Х Абдураимова, политические партии сейчас не играют большой роли в парламенте. Все думают, после выборов в профессиональный парламент, положение существенно изменится. На этот счет у политолога свое мнение.

- В первые годы независимости представители политических партий республики были избраны в районные и областные Кенгаши, а потом они же пришли в хокимияты, - говорит он. И забыли вернуться назад. Ныне они оторваны от своих партийных корней. Партийные лидеры вместо выразителей интересов партийной массы стали исполнять поручения исполнительной власти в обществе. Многие сейчас возлагают надежды на новую партию, недавно зарегистрированную в Узбекистане – Либерально-демократическую. Но она мало, чем отличается от других четырех. Думаю, судьба данной политической организации обречена.

Реформа политического устройства нашего общества предполагает реальное разделение исполнительной и представительной властей. Причем, в результате этого процесса представительная власть должна стать сильнее, чем исполнительная.

По прогнозу политолога, представители исполнительной власти вряд ли примут активное участие в парламентских выборах, которые состоятся в конце нынешнего года. В случае избрания депутатами в Олий Мажлис хокимы должны будут оставить свои административные должности и заняться законотворчеством.

Иной точки зрения придерживается известный в Узбекистане журналист Аъло Ходжаев. Он уверен, что представители исполнительной власти обязательно воспользуются возможностью пройти в парламент. Поскольку в стране сложилась такая практика, что хокимов разных уровней меняют каждые 3-4 года. И руководитель, работающий третий год, опасается в ближайшем будущем оказаться смещенным. По его мнению такие руководители попытаются воспользоваться ситуацией, пока владеют обстановкой в своем районе или области, и сделают попытку пройти в парламент, обеспечив тем самым себе безбедное существование на ближайшие пять лет.

- В конце концов, есть хокимы, уставшие от дел, такие, у кого плохо идут дела, да просто люди, желающие почувствовать себя сенаторами, - сказал Ходжаев. - Убежден, предстоит большая предвыборная борьба.

По словам Абдураимова, сейчас нередко возникают предложения о введении в Узбекистане выборности хокимов. По словам политолога, у такой выборности есть две стороны. Сильная заключается в независимости человека, избранного народом. Слабая - в том, что трудно прогнозировать, каким он станет, получив нужный ему мандат. Гораздо лучше, когда законодатели – депутаты, за которыми стоят их избиратели, назначают или избирают хокимов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ