Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №92(15.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Родная газета,
6 февраля 2004

Почему Илы не летают? Потому что «Аэрофлот» не хочет, считают в Воронеже.

Александр Ягодкин

Двенадцать лет воронежцы с надеждой наблюдали за многочисленными делегациями из Москвы на местный авиазавод. Длинные кортежи всех премьер-министров России пугали прохожих мигалками и матюгальниками ГАИ. А премьеры, побродив по цехам и потрогав там лонжероны и фюзеляжи, клялись в любви к отечественному производителю и к высоким российским технологиям и давали воронежскому народу твердые заверения, что нынешнее правительство - оно не то, что вы подумали после прошлого визита, а наоборот, и уже вот-вот начнет возрождать авиационную промышленность страны. Начиная с Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО). Но время шло, и никто ничего не возрождал, и все больше раздражения вызывали здесь мигалки и паралич на улицах Воронежа, и журналисты устали ловить за язык высоких ответственных лиц и рассказывать об очередных визитах. Правда, в прошлом году что-то случилось в столичных коридорах.

Начал складываться холдинг: «Ильюшин», ВАСО, Национальный резервный банк, и пошли деньги на завод, а сотрудники его, журналисты и областная власть говорили об этом будто шепотом и с дрожью в голосе, боясь спугнуть. И в газетах появились статьи с по-детски доверчивыми заголовками. Типа «Ил снова смотрит в небо». Шесть Илов на стапелях, и, наконец-то, авиазавод активно принимает на работу молодежь, заманивает разбежавшихся на другие предприятия спецов и даже платит вовремя неплохую зарплату. Но мудрые люди еще год назад предупреждали: если Ил не сумел добиться от «Аэрофлота» любви, то насильно мил не будешь. И если «Аэрофлоту» милей «Боинги» и аэробусы, то он костьми ляжет, но с постылым ВАСО жить не будет.

Пятая колонна

«Аэрофлот» и раньше не очень жаловал отечественные самолеты, несмотря на то что все необходимые международные сертификаты Илы получили. И неприязнь эта принимала порой анекдотические формы. Однажды, например, чиновники заявили, что покупать Илы не будут до тех пор, пока в их салоне не будет обеспечен доступ к интернету и просмотр 30 телеканалов. И вот последняя волна: десятки совещаний и решений, и контрольный пакет ВАСО лег в нужную тумбочку, и инвесторы окончательно ударили по рукам со всеми заинтересованными сторонами, и многие в Воронеже поверили, что теперь-то жизнь авиазавода точно налаживается.

Ничего подобного. Контракт, который много раз именовали сделкой века, отложен. Пять лет назад правительство издало специальное постановление о покупке фирмами «Аэрофлот» и «Трансаэро» воронежских Ил-96-300. Фирмам дали за это крупные таможенные льготы, и в одном только 2000 году «Аэрофлот» приобрел в лизинг 12 <боингов> и 4 аэробуса. И законопослушно заказал ВАСО шесть Илов. Но поступил мудро: льготы использовал, а платить за Илы не стал. И сегодня на ВАСО со слезами подсчитали: из-за этих льгот страна потеряла 1,15 млрд. долларов, а бюджет не получил более 400 млн. налоговых платежей. И отечественному производителю, которого так страстно любит правительство в других сферах (АвтоВАЗ, например), приходится закатывать губы обратно.

Поиск причин для отказа ВАСО в заказах поражает изобретательностью и творческим размахом. Сегодня про Интернет и 30 телеканалов уже не вспоминают. Сегодня «Аэрофлот» мастерски оперирует арифметикой. Там посчитали: среднесуточный налет у Боинга-767 - 12,3 часа, а у вашего Ил-96-300 - всего-то 8,6 часа. На ВАСО приводят схему этой арифметики. 217-й авиаотряд эксплуатирует шесть Илов, летающих за океан. В первом квартале прошлого года, когда производился мудрый подсчет, один из самолетов использовали на запчасти, снимая детали и блоки. Другой самолет стоял на плановом ремонте. Арифметики из «Аэрофлота» их засчитали летающими и получили нужный результат. А на самом деле у Ил-96-300 среднесуточный налет 14,4 часа.

В июле 2003 года на ВАСО отмечали 10 лет со дня первого беспосадочного перелета Ил-96-300 по маршруту Москва - Нью-Йорк. «Наш самолет, - сказал командир экипажа Алексей Липкин, - всюду встречали с искренним удивлением: неужели русские сделали такое?» Тогда «Аэрофлот» радостно объявил, что каждый ребенок, родившийся в полете на любом рейсе Ила, получит бесплатный пожизненный билет на этот маршрут. Правда, ни один ребенок в полете так и не родился. Да и Ил-96-300 тоже, честно говоря: Но дело не в арифметике. Яйца своих претензий «Аэрофлот» держит в самых разных корзинах: относительный вес нашего самолета в расчете на одного пассажира великоват, дизайн, хоть и делали в Швейцарии, все равно не тот. Даже цена не та - хоть она сегодня почти вдвое ниже, чем у «Боинга» такого же класса.

Было бы желание

Методы устранения конкурентов на «высокотехнологичных» рынках ничем в принципе не отличаются от базарных. В свое время наш новый самый большой друг, американцы, легко <развели> наших самолетостроителей, отключив их от рынка на долгие годы. Они предложили любовь и дружбу, а также тесное сотрудничество на рынке, если мы перестроим Илы под их авионику и двигатели корпорации «Пратт энд Уитни». Раз новые друзья просят, мы несколько лет перестраивали. А заокеанские наши партнеры вели себя так же, как сегодня ведут правительственные чиновники и их собратья в «Аэрофлоте»: переделайте еще здесь, потом здесь, а потом мы подумаем. Потом, когда «думать» стало уже неприлично, честно предложили: да ну их, эти Илы, лучше берите наши самолеты. А мы вам их отдадим по-дружески, в лизинг. Классный бизнес получится.

В результате два Ила, ставших плацдармами для «согласования сотрудничества», до сих пор стоят на приколе на одном из подмосковных аэродромов. Очевидцы говорят, уже проржавели.

А я хочу в Бразилию, к далеким берегам...

Когда статистика утверждает, что Россия по каким-то показателям позади планеты всей, верить в это не хочется. Ну да, нищета, однако космос, программисты российские, балет, нобелевские лауреаты: Если нас в теплом месте прислонить к теплой стенке, мы еще о-очень можем поконкурировать.

На что один из инженеров авиазавода высказался следующим образом. Нет, ребята, все не так. Если подсчитано, что Бразилия уже далеко впереди России в области авиастроения, то она действительно впереди. Та же Бразилия уверенно вытесняет нас с международного авиарынка. Мы-то думали, что они только в футбол умеют и самбу танцевать на карнавале. Но вдруг (?) выяснилось, что бразильская фирма «Эмбраер2 (ЕВМ) в большом количестве выпускает семейство современных машин от 30-местного турбовинтового ЕВМ-120 до турбореактивного ЕВМ-195 с салоном на 110 кресел. И в ближайшие 20 лет на рынке этого класса машин будет востребовано не менее 9 тысяч самолетов. И нас там никто не ждет.

Бодрые рапорты с дрожью в голосе о возрождении ВАСО к концу 2003-го сменились унынием и апатией. Даже появившиеся сообщения о заказах от Фиделя Кастро на две штуки Ил-96-300 или от российского правительства на строительство военно-транспортных самолетов Ил-76 МФ не стали ни сенсацией, ни даже темой для серьезного обсуждения.

Это современная модифицированная модель самолета Ил-76, с новыми двигателями и авионикой, имеющая огромный спрос как в нашей стране, так и за рубежом. За то, чтобы Ил-76 МФ выпускался где угодно, в том числе в Украине и Узбекистане, но не в Воронеже, шли настоящие баталии в различных министерствах и ведомствах. Ил-76 МФ пользуется большим спросом. Уже сейчас на внутренний рынок и на экспорт этот заказ превышает в денежном эквиваленте 9 миллиардов долларов. Из них 3 миллиарда средств вернутся в виде налогов в бюджет>.

Впечатляет? Конечно. Особенно миллиарды долларов. Некоторые сотрудники авиазавода и даже депутаты уже вслух говорят о том, что убийство отечественного самолетостроения на глазах всего воронежского населения совершается <группой лиц> по предварительному сговору и с особым цинизмом. И - по <заказу>.   P.S. 5 января стало известно, что после долгих переговоров «Аэрофлот» и «Ильюшин Финанс Ко» в очередной раз договорились о производстве самолетов Ил-96-300.  «Аэрофлот» заказывает два типа салонов: улучшенный бизнес-класс и экономический. В отечественных самолетах должны впервые появиться кресла-кровати. Стоимость нового самолета около 45 млн. долл.

«Аэрофлот» обещает взять в финансовый лизинг шесть пассажирских Ил-96-300 сроком на 15 лет. Сделку благословил сам президент. Первый самолет будет поставлен «Аэрофлоту» к середине 2005 года. К концу того же года все шесть машин должны стать в строй. Вице-премьер Борис Алешин назвал событие победой отечественного авиапрома. Сколько раз воронежские авиастроители уже слышали эти слова.

Эксперт номера

Константин Затулин, депутат Государственной думы, директор Института стран СНГ

- Я предпочитаю летать на российских самолетах. <Боинги> и <дугласы>, на которых я летал, мне кажутся довольно хрупкими. Меня не покидает это ощущение, когда я попадаю в салон такого самолета. У россиян первый восторг по поводу нероссийских самолетов уже давно прошел. В то же время, наверное, хватит брать в лизинги подержанные иностранные самолеты, а создать условия для работы своих авиастроителей.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ