Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №89(01.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Время новостей,
15 декабря 2003

"Нормальный протекционизм"

Денис Уваров, Ольга Томашевская

Страны СНГ защищаются от иностранных инвестиций

Правительство Казахстана решило заблаговременно подготовиться к возможному вступлению страны в ВТО. Хотя точный срок этого события пока не определен, рынок телекоммуникаций вот-вот ощутит на себе воплощенные идеи. В начале декабря Казахстан официально объявил о намерении обезопасить местный телекоммуникационный рынок от засилья иностранных инвесторов. Согласно внесенным в законодательство о связи поправкам к 2004 году доля западного капитала в национальных телекоммуникационных компаниях не должна будет превышать 49% акций.

Закон вступит в силу в начале будущего года, после того как его одобрит парламент, в чем мало кто сомневается. "Экономика в Казахстане сейчас неплохая. У нас появились собственные инвесторы, и мы должны им помогать", - считает зампред госагентства по информации и связи Казахстана Дулат Оразалинов. По его мнению, принятые меры обеспечат в отрасли соответствующую безопасность и будут способствовать развитию бизнеса, предоставив местным инвесторам новые возможности. "Мы должны обеспечить нормальный протекционизм для своих инвесторов: когда страна вступит в ВТО, откроются границы, и наши компании могут оказаться неспособными конкурировать с транснациональными операторами", - заявил г-н Оразалинов.

Между тем некоторым западным инвесторам принадлежат контрольные пакеты крупных компаний отрасли. Так, скандинавская TeliaSonera владеет через совместное с турецкой TurkCell предприятие FinTur 51% акций GSM Kazakhstan. И вряд ли она так просто откажется от контроля. Впрочем, неизбежное недовольство иностранцев мало волнует казахские власти. "Конечно, мы опасаемся судебных разбирательств с ними. Но прежде чем ввести эти ограничения, мы готовились, продумывали возможные варианты. Мы уверены, что поступаем правильно. Сегодня мы просто обязаны таким вот образом защитить свои компании и выращивать их, а когда вырастим, будем наравне разговаривать, тогда и отменим все ограничения", - прокомментировал ситуацию Оразалинов в интервью Reuters.

Вместе с тем в целом Казахстан движется в ВТО под лозунгом либерализации телекоммуникационного рынка. Завершение этого процесса намечено на конец 2005 - начало 2006 года, к этому сроку власти рассчитывают разрушить сложившуюся монополию на международную и междугородную связь. Сейчас этой привилегией обладает национальный оператор "Казахтелеком".




Эл. почта (Кокшетау, Казахстан),
20 декабря 2003

Решение «русского вопроса» в Казахстане: ликвидация «невменяемых»

Пресс-служба «Центра содействия демократии»

В Казахстане начато создание новой Русской общественной организации. Происходит это способом, к сожалению, ставшим традиционным для казахстанских властей:  делением людей на «вменяемых» и «невменяемых». При этом право оценки интеллектуального и психического здоровья  своих сограждан правящий режим оставляет за собой.

Таким же административно-законодательным способом на протяжении последних  лет создавались пропрезидентские партии и общественные объединения, а другие оппозиционные организации и движения  выдавливались из правового поля. Время от времени происходила фильтрация, после которой «не лояльные» партии и общественные объединения выпадали «в осадок».Так произошло с Республиканской народной партией (РНПК) и  движением Демократический выбор Казахстана (ДВК), и другими, менее известными, организациями.

С национальными общественными объединениями поступили несколько иначе. Славян разделили на украинцев, русских и белорусов, остальных русскоговорящих - соответственно, на поляков, корейцев, немцев и др. Посредством административного  «почкования», и в противовес реально действующим на тот момент организациям, создали ряд контролируемых властью «фольклорных групп», а затем их, как «полномочных» представителей наций и народностей, ввели в не легитимную Ассамблею народов Казахстана.

Как нам стало известно, явочным порядком, без каких-либо консультаций и встреч с лидерами действующих русских организаций, руководителем «новой»  Русской организации назначается «сильная личность» - Сергей Терещенко, бывший премьер-министр начала 90-х. К нему в соратники и вожди также назначаются несколько «харизматиков»  с русскими фамилиями,  пока ещё остающихся в казахстанской элите.

«Съезд выбирает Президиум (лиц уровня пункта 4) и Председателя  Президиума - Терещенко С. А. Также в Президиум можно ввести руководителей русских организаций, учредивших Русское движение Казахстана. Может быть, следует рассмотреть вопрос выбора сопредседателя - Митрополита Мефодия. Президиум учреждает исполнительный орган - Исполнительного директора и его заместителей. Полагаем что нет необходимости копировать структуру КПСС с её орг. отделами, отделами пропаганды и проч. Вся текущая работа будет поручена исполнительному директору и его заместителям.»

Это цитата из неофициального документа, названного «Концепцией создания Русской общественной организации» и переданного нам людьми, близкими к руководству русских организаций. По информации из наших источников, идёт усиленная психологическая обработка отдельных авторитетов в среде русского  движения с целью использования их влияния для реализации «сценарной заготовки», заложенной в этой «концепции»

Дальше в этом документе, по характеру больше напоминающем  «инструктивное письмо»  разработанное профессиональными аппаратчиками, говорится :

«4. Форма организации. Конечно, логично было бы создать русское движение как объединение  существующих  (вменяемых)  русских  организаций. Естественно, участвующие организации являются равноправными, но подчиняющиеся единому центру управления в реализации  стратегии движения. Если же таковых (вменяемых) не найдётся или будет мало, то следует создать новое общественное объединение с участием  уже    означенных  лиц в качестве организаторов».

Надо заметить, что в этой концепции-«инструкции» есть ряд  дельных соображений и, если бы инициаторы и авторы  пошли по пути цивилизованного диалога, то этот документ мог бы стать базой для серьёзного обсуждения всех заинтересованных сторон. Но, мягко говоря, явное  неуважение  к членам и руководителям действующих  в республике русских и славянских организаций, выраженное в стилистике и содержании этой «концепции», не даёт возможности выстраивать какие-либо отношения  с самозванными «русскими вождями». Так, во всяком случае,  считают в руководстве самого авторитетного в Республике движения «Лад».

Основной идеологический тезис этой «концепции» звучит так: «Русские Казахстана поддерживают курс Президента на создание и развитие свободного демократического общества», но в ней нет  ни одного слова о статусе русского языка и реальном положении русских в Казахстане. Но поскольку русские « …как вторая по численности группа населения также являются государствообразующей нацией и участвуют в становлении и развитии республики», так позвольте нам, русским    казахстанцам, говорят ладовские активисты,  равноправно принимать участие в государственной, социально-экономической и культурной жизни страны. Мы живём и работаем в Казахстан, платим налоги здесь и, как показали прошедшие выборы, реально пытаемся работать «на создание и развитие в стране свободного демократического общества»

Ясно, что попытка вписать русских в систему авторитарной демократии, через административное исключение людей и целых организаций из списка «живых», обречена на неуспех. Также  понятна и мотивация тех, кто хотел бы разыграть укрупнившуюся «русскую карту» в своих политических интересах. Тревожит другое - использование для создания искусственного, псевдорусского  движения  авторитета и влияния Русской Православной Церкви. Обращает на себя внимание с какой уверенностью говорят об этом анонимные авторы «концепции»: «Возможно, традиции и устав РПЦ не позволяют напрямую учреждать общественные объединения, но в любом случае можно найти приемлемую форму или получить благословение патриарха на участие в этой организации».

Интересно, каков статус инициаторов создания «нового» Русского движения и уровень их контактов в России, если разработчики «концепции» пишут в ней о поддержке Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Мефодия, как о деле решённом?




Время новостей,
22 декабря 2003

Казахстан вступил на «туркменский» путь

А.Дубнов

Информация в СМИ станет законной, если она от властей

Завтра нижняя палата казахстанского парламента приступит к рассмотрению нового закон о СМИ, подготовленного правительством без учета мнений журналистских организаций страны. Из состава рабочей группы по разработке законопроекта вышли также представители общественных организаций, считающие, что законопроект противоречит международным обязательствам Казахстана.

Формулировки документа выглядят, по меньшей мере, странно и с юридической точки зрения непрофессионально. Как понять, к примеру, такое определение, как «злоупотребление свободой слова», на основании которого органу СМИ может быть отказано в «учетной регистрации»? Кто и по каким критериям будет определять «злоупотребление»?

Особое внимание в законопроекте уделяется термину «информация». Похоже, что целью авторов закона является ограничение допуска к ней. Вводится определение «аккредитация», это -- «допуск к информации». Но по конституции Казахстана каждый имеет право свободно получать и распространять информацию «любым незапрещенным способом». Теперь это право может быть ограничено государственным органом или ведомством, выдающим аккредитацию. Те журналисты, которым в этом отказано, оказываются вне правового поля, в случае если они ее получают каким-либо иным способом.

Дальше -- больше. «Официальной информацией» признается только информация, предоставляемая государственными органами, и за ее распространение СМИ ответственности не несут. За все остальное -- пресс-релизы и заявления политических партий, общественных организаций, посольств, международных организаций (ООН, ОБСЕ), действующих в Казахстане кампаний и совместных предприятий, а также за перепечатку сообщения информагентств, статьи из зарубежной прессы или из Интернета -- журналист и его редакция могут быть привлечены к ответственности, вплоть до судебной. И ссылки на источник тут не помогут. Независимые аналитики в Казахстане не сомневаются, что эти меры имеют вполне конъюнктурное предназначение и призваны обеспечить легитимность уже существующим запретам на распространение информации о «казахгейте» -- судебном расследовании, ведущемся в США по делу о коррупции, в котором замешаны высшие руководители Казахстана, включая президента Назарбаева и членов его семьи.

Именно за публикации на эту тему были осуждены казахстанские журналисты Сергей Дуванов и Ермурат Бапи. Но поскольку истинные причины их судебного преследования не являются законными, то Дуванов был обвинен в «изнасиловании несовершеннолетней», а главный редактор газеты «СолДат» Бапи -- в уклонении от уплаты налогов на астрономические суммы и лишен права заниматься журналистской деятельностью. Дело Дуванова вот уже год является основным пунктом обвинения со стороны мирового сообщества в адрес властей Казахстана в нарушении основополагающих принципов законности и прав человека. Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Фреймут Дуве, уходя в отставку со своего поста из-за окончания срока полномочий, заявил 11 декабря: «Глубина цинизма некоторых правительств, являющихся членами данной организации (ОБСЕ. -- Ред.), не перестает меня изумлять. Журналисты, осмеливающиеся критиковать эти правительства, запираются в тюрьму на долгие годы по подтасованным обвинениям. Вот только два имени, Сергей Дуванов, отбывающий наказание в Казахстане, и Руслан Шарипов, находящийся за решеткой в Узбекистане».

За эту цитату, будь она напечатана в Казахстане после принятия нового закона о СМИ, журналист или его редакция будут примерно наказаны.




«Континент» (Казахстан),
22 декабря 2003

Казахстан + ВТО: брачный контракт и его последствия

Сергей Смирнов

Подавляющее большинство постсоветских республик мечтает стать полноправными членами ВТО. Казахстан также в их числе. На одном из заседаний правительства премьер-министр республики Даниал Ахметов, говоря о тактике Кабмина на ближайщую перспективу, подчеркнул, что "важнейшей задачей предстоящего периода является скорейшее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию". Однако вступление в ВТО связано со сложными и имеющими политическую подоплеку проблемами, оказывающими воздействие на национальную стратегию развития. Но нужно ли торопиться с этим? О пагубности спринтерских темпов вступления говорит печальный опыт Киргизии

Присоединение Казахстана к ВТО требует не только комплексного анализа экономических возможностей вступления республики, на чем сделал акцент премьер-министр, но и анализа последствий этого шага. Однако в настоящее время в Казахстане отсутствует соответствующая база данных, позволяющая дать какие-либо количественные оценки экономических последствий его членства в ВТО. Это объясняется, во-первых, наличием огромного количества нетарифных методов регулирования, практически не поддающихся количественной оценке, а во-вторых, отсутствием методик и соответствующего инструментария для получения количественных оценок последствий этого вступления.

Положение усугубляется тем, что мировой рынок уже поделен, и республике необходимо искать незанятые ниши для предлагаемых товаров. Поэтому получить обобщающие и взаимоувязанные оценки экономических последствий вступления республики в ВТО, видимо, невозможно, и они ввиду ограниченности информационной базы могут носить лишь предположительный характер. Часть экспертов, оптимистично оценивая последствия вступления Казахстана в ВТО, полагает, что республика от этого только выиграет. Другие уверены в том, что оно повлечет массу проблем и негативных последствий. Попробуем оценить последствия вхождения в ВТО для некоторых отраслей отечественной экономики.

К барьеру ... тарифному

Предполагаемое снижение тарифного барьера (с 12-13 до 7-8 проц.), несмотря на ожидаемый рост объемов торговли, приведет к сокращению поступлений в бюджет от налогообложения импорта. Следует отметить, что хотя уменьшение доли импортной пошлины в цене товара будет незначительным (около 5 проц.), по многим товарным позициям конкурентоспособность иностранных поставщиков возрастет. Это приведет либо к падению отечественного производства, либо вызовет стремление снизить собственные цены за счет уменьшения прибыли или сокращения издержек производства. Сильным фактором будет оставаться динамика реального обменного курса тенге, которая может действовать в двух направлениях: способствовать отечественному производителю в случае обесценения национальной валюты или стимулировать зарубежных поставщиков, когда реальный обменный курс тенге будет расти.

С другой стороны, при вступлении в ВТО снижение тарифного барьера должно происходить на паритетных началах, что создаст дополнительные возможности для отечественных экспортеров. Однако структура казахстанского экспорта такова, что на основную часть вывозимых товаров (энергоносители, сырье и т. д.) импортная пошлина либо нулевая, либо крайне мала. Это означает, что вступление республики в ВТО не станет заметным фактором, облегчающим экспорт. По экспертным оценкам, от этого выиграет лишь около 10 проц. казахстанского товарного экспорта. Поэтому представляется, что вступление в ВТО и изменение импортных пошлин является особенно значимым не столько для крупных отраслей, сколько для конкретных товарных групп и отдельных товаров. Таким образом, эффект будет зависеть от размеров экспорта и импорта по отдельным товарным группам и возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение. Крупной и сложной проблемой для Казахстана станет отмена жизненно необходимых трансфертов регионам и низких тарифов на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта.

90 процентов экспорта - сырье

Анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87 проц.), доля сырья составляет лишь 13 проц., резко растет экспорт услуг.

В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная. В импорте - готовая продукция и услуги (причем импортные потоки в основном представлены продукцией народного потребления и, в меньшей степени, инвестиционными товарами). В экспорте основную долю составляют сырьевые товары: минеральные продукты - 57 проц., продукция металлургического производства - 25, продовольственные товары и сырье для их производства - 7 проц. Продукция высоких переделов (машины, оборудование, приборы и аппараты) составляет всего около 2 проц. экспорта. Таким образом, более 90 проц. производимой в Казахстане продукции вывозится за рубеж в виде сырья.

Из-за неразвитости перерабатывающих отраслей промышленности возможности для расширения номенклатуры экспортной продукции крайне незначительны. Вне СНГ основные объемы экспорта республики составляют нефть, газовый конденсат, медь. В СНГ экспортируется нефть, газовый конденсат, уголь, пшеница, оксид алюминия и прокат черных металлов. Основная доля импорта из стран вне СНГ приходится на машины и оборудование, трубы, легковые автомобили и медикаменты, продукты питания и предметы широкого потребления. Страны СНГ являются основными поставщиками минеральных и нефтепродуктов, природного газа, химической и металлургической продукции, продовольственных товаров, машин и оборудования.

Сохранение тенденции опережающего роста импорта по сравнению с экспортом, по мнению официальных источников, свидетельствует об интенсивном обновлении основных фондов. Однако рост инвестиционной составляющей импорта, согласно статистическим данным, обусловлен увеличением стоимостного объема импорта, а не изменением его структуры: основная доля инвестиций по-прежнему направляется в добывающие отрасли, что усугубляет сложившиеся в промышленности диспропорции.

Сегодня практически весь сырьевой сектор Казахстана и продукция низкого передела имеет достаточно устойчивые рынки сбыта и без ВТО. Вступив в эту организацию, Казахстан станет еще более зависимым от мировой конъюнктуры. Значительная же часть несырьевого сектора едва начинает подниматься на косвенном государственном субсидировании в виде различных налоговых и тарифных льгот и защитных мер. В условиях либерализации международной торговли отечественные товаропроизводители в большинстве своем не только не смогут конкурировать на внешнем рынке, но и потеряют позиции на внутреннем.

Нефтегазовый сектор вне конкуренции

Для предприятий нефтяной и газовой индустрии (главного экспортного сектора казахстанской экономики) вступление в ВТО особых проблем не создает. Во-первых, республике не стоит опасаться иностранной конкуренции на отечественном рынке энергоносителей. Во-вторых, вступление в ВТО особенно не повлияет на развитие экспорта энергоносителей из Казахстана, поскольку вряд ли даст новые возможности для его роста, а потенциала для дальнейшего сокращения ввозных пошлин на энергию у зарубежных стран уже нет: они и так минимальные или нулевые. В то же время вступление в ВТО даст Казахстану возможность поставить вопрос о несоответствии требований Европейской энергетической хартии (ограничение уровня поставок из одного источника в 25 проц. от национального рынка) правилам международной конкуренции, установленным в документах и соглашениях ВТО. Однако реально это может коснуться лишь казахстанского экспорта ядерного топлива, который, например, страны ЕС ограничивают нетарифными мерами.

Металлургия: черная и цветная

Продукция черной металлургии в наибольшей мере подвержена торговым ограничениям со стороны стран-импортеров, поэтому можно рассчитывать на то, что вступление в ВТО поможет сократить масштаб этих ограничений. Вместе с тем в результате вступления в ВТО, по-видимому, произойдет вытеснение с внутреннего рынка ряда видов отечественных товаров. Однако конкурентоспособность отечественной металлургии, как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий.

Вступление в ВТО приведет к снижению уровня тарифной защиты казахстанского рынка, но металлургию все равно будут подвергать антидемпинговым мерам (основная масса антидемпинговых разбирательств происходит между самими членами ВТО и членство в этой организации не гарантирует прекращение антидемпинга ни для какой страны). Хотя, пользуясь статусом страны с рыночной экономикой и механизмом ВТО по урегулированию торговых споров, казахстанские экспортеры могут добиваться прекращения ряда дискриминационных действий со стороны зарубежных стран. Однако следует иметь в виду, что потери казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований (в частности, по экспорту урана, антидемпинговым санкциям США по казахстанской горячекатаной стали), по сравнению с общим объемом экспорта, не так велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной политики. В этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить (например, вдвое) невозвращение экспортной выручки.

Алюминиевая промышленность Казахстана также находится в сильной зависимости от конъюнктуры международного рынка, поскольку практически все, что производится, идет на экспорт. Эксперты отрасли считают, что вступление в ВТО не нанесет ей заметного ущерба, хотя, как и в случае с черной металлургией, следует ожидать роста активности зарубежных поставщиков на отечественном рынке продукции высоких переделов. В то же время членство в ВТО вряд ли окажет положительное воздействие на экспортную активность казахстанских поставщиков глинозема. После международного Соглашения 1996 года мировой рынок алюминия остается достаточно стабильным и предсказуемым.

В целом вступление в ВТО может создать сложности для роста инвестиций в развитие производства черной и цветной металлургии и, скорее всего, не позволит увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей. Необходим поворот сырья на внутренний рынок. В частности, поставки даже 5 проц. медной продукции "Казахмыса" позволили бы организовать в стране производство конкурентоспособного не только на внутреннем рынке кабеля. Но для этого ВТО не нужно.

Химии - жизнь или...

Неоднозначным будет влияние вступления страны в ВТО на отечественную химическую промышленность. Специфика отрасли заключается в том, что по некоторым видам товарной номенклатуры в стране имеются достаточные производственные мощности, и дальнейшее снижение импортных тарифов предопределит рост импортной зависимости и, соответственно, сокращение объемов отечественного производства химических товаров, включая пластмассы, автомобильные покрышки, лакокрасочные материалы, моющие и чистящие средства, полиэтилен, полипропилен и др.

При этом надо учитывать, что низкая норма прибыли в отрасли делает ее чувствительной даже к незначительному изменению импортных тарифов и при сохранении заявленных ставок связывания можно ожидать обострения конкуренции по малотоннажным продуктам, лакам, краскам, отделочным материалам, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, в том числе ввиду сохраняющейся недогрузки многих предприятий.

Обойдемся без обработки?

Несомненно, вступление Казахстана в ВТО в первую очередь негативно отразится на неконкурентоспособных предприятиях обрабатывающего сектора экономики, развитие которого у нас связывается с предприятиями малого и среднего бизнеса, к сожалению, в большинстве не имеющими возможности внедрения высоких технологий. Как можно провести техническое переоснащение, к примеру, легкой промышленности, если в отрасль идет лишь 2 процента инвестиций в год? Как могут конкурировать отечественные предприятия, если за рубежом налоговая ставка составляет 30 проц. от совокупного дохода, а у нас - 53 процента?

Членство в ВТО приведет к тому, что и на внутреннем рынке мелкие товаропроизводители будут конкурировать с продукцией ТНК по международным стандартам. Очевидно, что в таких условиях малый и средний бизнес просто не выживет и повлечет за собой гибель некоторых отраслей обрабатывающей промышленности, рост безработицы и падение уровня жизни.

Из-за неразвитости перерабатывающих отраслей промышленности возможности для расширения номенклатуры экспортной продукции крайне незначительны. Наблюдается снижение доли инвестиций в эту отрасль: в 2001 году - 11 проц., в 2002-м - 8 проц. Существуют обоснованные опасения, что для казахстанских обрабатывающих предприятий стратегические выгоды от вступления Казахстана в ВТО будут перевешены (помимо чисто экономических) целым комплексом отрицательных последствий. В частности, неготовностью (из-за отсутствия надлежащего опыта и нехватки подготовленных кадров) государственных и частных структур к проведению различных защитных мероприятий, разрешенных правилами ВТО.

По мнению экспертов, окончательное исчезновение некоторых отраслей перерабатывающей промышленности в Казахстане могут остановить только меры государственной поддержки, включая гарантии отечественным лизинговым компаниям (поскольку уровень развития лизинга или аренды в республике значительно уступает зарубежным компаниям) и рост импортных пошлин на соответствующие зарубежные образцы. Такой подход (несомненно, мешающий вступлению страны в ВТО) необходимо сохранить хотя бы в предстоящие 4-5 лет, чтобы придать необратимый характер процессам реструктуризации и модернизации. Иначе поток импорта сметет только становящееся производство.

Следует отметить, что вступление Казахстана в ВТО потребует открытия в полном объеме экономических и торговых границ для беспрепятственного продвижения китайских товаров. Торговые отношения Казахстана и Китая приобретут новый характер, а отечественным товарам придется столкнуться с еще большей конкуренцией. Китай (контролирующий 1/8 мирового производства одежды и обуви), получив свободный доступ на казахстанский рынок, поставит под сомнение перспективу подъема отечественной легкой промышленности. Более того, при ее нынешнем состоянии, когда 70 процентов оборудования изношено, а местное сырье уходит за рубеж (в республике перерабатывается не более 3 проц. от производимого объема хлопка, шерсти, кожи) эта отрасль скорее всего будет практически уничтожена.

Отечественные тракторы увидим лишь в музее

В последние годы развитие сельскохозяйственного машиностроения испытывает растущее давление со стороны зарубежных производителей, которые завоевывают отечественный рынок, в том числе и поставками бывшей в употреблении техники, предлагая весьма льготные условия продаж. В 2000 году казахстанский рынок продукции сельскохозяйственного машиностроения оценивался в 110 млн. долларов, из которых 93 млн. пришлось на импорт. Ведущими поставщиками были Россия (30 проц.), США (22), Германия (12), Белоруссия (10 проц.).

Отечественные производители сельскохозяйственной техники пока пользуются определенной поддержкой со стороны государства в виде правительственной программы лизинга машин для сельского хозяйства. Вступление в ВТО повлечет за собой либерализацию в данной сфере, включая обязательное проведение тендеров при реализации тех или иных государственных программ. К примеру, в СНГ только один Минский тракторный завод сохранил объемы выпуска, Павлодарский завод (аналог Волгоградского тракторного завода - ВгТЗ) за 9 месяцев прошлого года произвел всего 120 тракторов (ВгТЗ - 3300 шт.). Это при том, что требуется замена 85 проц. всего парка сельхозтехники. О какой конкурентоспособности может идти речь?

Информационные технологии

Современное состояние ИТ в Казахстане весьма противоречиво. С одной стороны, наблюдается высокая активность, число информационных компаний растет, создана высокоразвитая инфраструктура сбыта и технического обслуживания, сохраняется высокий объем продаж. С другой - комплектующие для сборки компьютеров и компьютерных сетей, периферийные устройства и базовые программные продукты ввозятся из-за рубежа. Отечественные разработка и производство вычислительной техники и программного обеспечения не выдерживают мировой конкуренции, экспорт практически отсутствует.

Сотни мелких и десятки крупных предприятий по сбору компьютеров, разработке прикладных программ, интеграции компьютерных систем развиваются очень активно, используя импортное оборудование и комплектующие. Снижение пошлин на эту продукцию, несомненно, явится позитивным фактором развития данного сектора ИТ.

(Окончание следует)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ