Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №87(01.12.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



,
18 ноября 2003

Казахстанский флот на Каспии - актуальность и перспективы

Олег Сидоров

Казахстан намерен всерьез подойти к созданию Военно-морских сил. И основной акцент приходится на Каспий. По словам министра обороны Республики М Алтынбаева, флот может быть сформирован к 2010-2015 годам. "Лет семь это как минимум займет", - сказал министр.

При этом Алтынбаев подчеркнул, что укрепление военной группировки республики на Каспии не направлено на дружественные Казахстану прикаспийские государства.

Правда, остается неясным, против какого государства будет направлена военная мощь морского флота Казахстана, если все прикаспийские страны по принципу многовекторности внешнеполитической доктрины Казахстана не являются странами, в отношении которых Астана могла бы выдвинуть определение в проведении недружественной внешней политики. Но даже если это не подразумевается, то подобное изречение уже делит страны Каспийского региона на два лагеря: партнеров и противников.

Какими функциями наделен военно-морской флот Казахстана на Каспии? Это, в основном, налаживание контроля воздушного, надводного и подводного пространства. При этом уже сейчас можно определить основные государства, которые будут помогать Казахстану в строительстве военно-морского флота.

На первых этапах планировались Россия и США. Хотя в отношении первого государства уже можно говорить, что помощь Москвы в процессе построения ВМФ Казахстана на Каспии будет минимальной.

Хотя нужно учитывать тот факт, что в соответствии с Договором о коллективной безопасности Москва обязалась способствовать развитию военно-политических связей на взаимной основе со странами-участницами договора (в числе которых находится и Казахстан). Более того, в 1998 г. она формально признала за Астаной право сформировать собственный военно-морской флот (статья 11 Договора о военном сотрудничестве между двумя странами). За это время в российских военных училищах и академии прошли обучение немало офицеров ВМФ Казахстана.

На место России в деле построения собственного ВМФ Казахстана не без основания претендует Великобритания, что является настораживающим фактором, так как Лондон, как член НАТО, в последнее время активно сотрудничает во внешнеполитических делах и военных акциях, инициируемых Вашингтоном.

Зачем Казахстан стал форсировать события на Каспии через создание ВМФ? И почему это наблюдается именно сейчас?

Становится очевидным, что переговоры о правовом статусе Каспийского моря постепенно переходят из юридической плоскости в военно-политическую. Проблема Каспия оказалась не такой уж и легкой, чтобы ее решить за короткий промежуток времени.

Итак, пять прикаспийских стран (Азербайджан, Иран, Туркмения, Россия, и сам Казахстан) уже длительное время тщетно пытаются договориться относительно правового статуса Каспия. А сама Каспийская проблема медленно превращается во все более взрывоопасную и непредсказуемую. Но самое интересное заключается в том, что напряженность растет не от количества военно-морских судов на Каспии (что, впрочем, также является одной из составляющих эскалации конфликта), а от интенсивности разработок месторождений нефти. И если мировое сообщество постоянно будет информировано об успехах на нефтяных разработках на Каспии, то напряженность на Каспии будет иметь тенденцию к росту.

И это, в свою очередь, подталкивает страны Каспийского региона милитаризировать свои приграничные зоны, в том числе и в процессе наращивания военно-морского потенциала. Нужно отметить, что Казахстан, фактически последним из пяти прикаспийских стран, приступил к созданию военно-морского флота на Каспии.

Что касается остальных стран, то видно, что Россия, Азербайджан и Иран (а особенно Москва) уже обладают определенным боевым потенциалом на Каспии. Туркменистан также методично укрепляет свой флот за счет боевых кораблей. И после активизации в этом направлении Казахстана становится ясно, что в данной ситуации политического противостояния по статусу моря, наращивание военного потенциала является необходимостью.

Если оценивать шаги России в этом направлении, то Москва, видя, как постепенно возрастает напряжение на Каспии, стала принимать более активные шаги в процессе наращивания своего военного преимущества. Уже сейчас под российским флагом на Каспии несет боевое дежурство сторожевой корабль "Татарстан", а это сторожевой фрегат класса "Гепард", который имеет более ста членов экипажа, с водоизмещением - 2090 т, скоростью полного хода - 27 узлов в час. Также на Каспии находится однотипный "Дагестан". Внимание российского военного руководства к боевому оснащению Каспийской флотилии не случайно. И тот факт, что новейшие разработки проходят свою апробацию на Каспии уже говорит сам за себя.

Становится очевидным, что Россия хочет оснастить Каспийский ВМФ новейшими кораблями, которые были специально разработаны с учетом особенностей и специфики Каспия. При этом решимость использовать флот для защиты собственных экономических интересов Москва уже продемонстрировала в 2002 г., проведя в регионе крупнейшие военно-морские учения.

Как заявил президент РФ Владимир Путин на одном из своих выступлений, Военно-морской флот на Каспии выполняет очень важные функции, связанные с обеспечением стабильности и безопасности в зоне моря и прилегающей акватории.

Что же касается Казахстана в процессе создания собственных военно-морских сил, то еще в начале 90-х годов Астана пыталась создать свой военно-морской флот. Но Казахстану не удалось создать его без солидного партнера. Так, например, закупленные в Арабских Эмиратах катера затонули во время первого выхода в море. Также большие проблемы возникли и с сооружением военных портов.

Хотя нужно отметить тот факт, что Астана не оставляла идеи создания собственного ВМФ. Это стало заметно после окончания переговоров в Турции между делегацией Министерства обороны Казахстана и представителями НАТО. В настоящее время у Казахстана на Каспии лишь с десяток торпедных катеров и один сторожевой корабль. А сейчас уж речь может идти о строительстве и приобретении в ближайшие годы более серьезной военно-морской техники.

Здесь уместно упомянуть, что процесс формирования ВМФ Казахстана происходит на фоне все более углубляющегося кризиса в переговорах по статусу Каспия и разделения пяти стран на два фактически противостоящих лагеря: три против двух.

При этом многие страны наблюдают за тем как Туркменистан и Азербайджан обмениваются "любезностями" по поводу месторождений, а взаимоотношения между Ираном и Азербайджаном все чаще вызывают беспокойство у прикаспийских государств. А если упомянуть, что между этим прошли крупномасштабные военно-морские учения России с Азербайджаном и Казахстаном, то становится ясно, что на Каспии налицо признаки начала некоей "гонки вооружений".

Сейчас можно говорить о том, что меры по созданию флота в Казахстане считают вполне обдуманными и верными. Россия в этом отношении пока сдержанно относится к военно-морскому усилению Казахстана на Каспии. Но становится очевидным, что Москва не собирается помогать Астане в этом деле.

Заключение

Можно с очень большой долей уверенности заявлять, что прикаспийские страны, как минимум лет 15 демилитаризировать свое море не собираются.

Также необходимо отметить, что в связи с отсутствием у государств прилегающих к Каспию, ответа в отношении распределения его ресурсов и при наличии разногласий, которые уже не раз провоцировали военные инциденты и конфликты, Каспий все больше имеет шансов называться проблемной зоной. Именно тут могут произойти межгосударственные столкновения. И это будет чревато как для конфликтующих стран, так и для всех прикаспийских государств в целом.

Чтобы этого избежать, необходим мощный фактор сдерживания.

Он может принять очертания межгосударственного договора с обязательным условием упоминания случаев, при которых применяется военная техника, при концентрировании на Каспийском направлении внимания межгосударственных организаций и межгосударственных объединений.

Но так как в настоящее время в мире существуют более горячие точки, то вполне разумно предположить, что внимание мировой общественности пока не будет приковано к каспийской проблеме.




Время новостей,
19 ноября 2003

Своевременный насморк уберег Нурсултана Назарбаева от наскоков ОБСЕ

Аркадий Дубнов

Известие о внезапной госпитализации президента Казахстана Нурсултана Назарбаева "в связи с простудным заболеванием", распространенное его пресс-службой 16 ноября, породило массу комментариев как внутри Казахстана, так и за его пределами. Одно из российских информагентств, как бы выражая удивление этим сообщением, напомнило, что г-н Назарбаев известен приверженностью к оздоровительной системе Порфирия Иванова, которую пропагандирует его супруга, и добавило, что это первое сообщение о госпитализации казахстанского президента.

Однако если учесть, что через три дня г-ну Назарбаеву предстояла поездка в Вену, где 21 ноября по собственной инициативе он собирался выступить на очередном заседании Постоянного совета ОБСЕ, то "президентская простуда" выглядит вполне объяснимой: она дает ему возможность по уважительной причине отказаться от поездки. Дело в том, что в штаб-квартире ОБСЕ г-ну Назарбаеву пришлось бы отвечать на массу неприятных вопросов, связанных с преследованием оппозиционеров и независимых журналистов в Казахстане (см. "Время новостей" от 13 ноября). И если еще два дня назад "мужеством готового к бою" Назарбаева можно было восхищаться, то сегодня стало ясно, что президент Казахстана счел разумным приберечь свое мужество до лучших времен.

Как стало известно газете "Время новостей" из дипломатических источников в Вене, решающим аргументом, заставившим г-на Назарбаева отказаться от поездки в Вену, стали состоявшиеся там встречи секретаря Совбеза Казахстана Булата Утемуратова с рядом делегаций стран - членов ОБСЕ. Прибывший в австрийскую столицу по личному поручению своего президента г-н Утемуратов убедился, что афронт, который ожидает в Вене Нурсултана Назарбаева, будет нешуточным.

Глава делегации одной из западных стран прямо заявил г-ну Утемуратову, что "пребывание Назарбаева курортной прогулкой ему не покажется". Попытка секретаря казахстанского Совбеза напомнить, что его страна "оказала активное содействие западной коалиции в войне в Ираке", осталась без ответа. Причем буквально. Так что срочная "госпитализация" г-на Назарбаева в сложившейся ситуации представляется наилучшим для него дипломатическим выходом, позволяющим избежать неминуемого международного скандала. Уж лучше иногда сказаться "бедным и больным", чем "здоровым и богатым"...

Что же касается реального состояния здоровья Нурсултана Назарбаева, то, судя по сообщениям одного из казахстанских интернет-сайтов из Алма-Аты, оно не внушает опасения. Президент страны по-настоящему активно работает с документами, назначает послов и губернаторов и даже "проводит неофициальные встречи с сотрудниками аппарата южной столицы Казахстана", явно не боясь заразить их воздушно-капельным путем. Другой казахстанский интернет-сайт сопровождает посвященную этим событиям статью под названием "Дипломатический насморк" постскрипутмом: "Желаем г-ну Назарбаеву скорейшего выздоровления".




Российские Вести,
20 ноября 2003

Астанинские ожидания Нурсултан Назарбаев готовится к новым временам

Алик Назаров

 Вопрос о смене власти в большинстве стран Содружества - бывших советских республиках превратился в серьезную внутри- и внешнеполитическую проблему. Существует она и для Казахстана.

В отличие от соседних центральноазиатских государств Казахстан не пошел по пути создания "пожизненного президентства". Однако это не значит, что нынешний руководитель страны Нурсултан Назарбаев не задумывается о перспективах передачи власти. Существующая в Казахстане, как, впрочем, и других странах СНГ, клановая система распределения власти и экономических интересов фактически замыкается на стоящих у власти нынешних руководителях государства и лично на Назарбаеве. Именно поэтому многое будет зависеть от того, какую позицию займет нынешний президент страны по вопросу о своем преемнике.

Примечательным фактом стало отсутствие реальных претендентов на этот пост среди общественных и политических сил Казахстана, так как существующая оппозиция в лице Демократического выбора Казахстана после ряда действий властей оказалась ослаблена. Что же касается тех или иных представителей хозяйственной и управленческой номенклатуры, которые имеют финансовые и административные рычаги воздействия на ситуацию, то все эти люди так или иначе связаны с существующим режимом или лично с его главой.

Именно это обстоятельство является определяющим для предположений относительно планов казахстанского президента. Первый вариант действий, скорее всего, будет связан с его попытками пойти по "центральноазиатскому" варианту, продлив срок своих властных полномочий с помощью референдума или изменений в конституции. В этом случае для Астаны уже не будет важна реакция международного сообщества и особенно Запада, который крайне настороженно относится к Назарбаеву в последнее время из-за волны коррупционных и финансовых скандалов в стране. Второй вариант - это назначение преемника в лице представителя назарбаевского клана или даже его семьи. Все более реальным становится предположение об усилении политических позиций дочери нынешнего президента Дариги. Она вместе со своим мужем является успешным и состоятельным бизнесменом на медиарынке страны. Созданные ею структуры контролируют, по разным оценкам, от 60 до 80% всех СМИ, что немаловажно для проведения "правильной" избирательной кампании. В том случае, если подобные планы существуют у Назарбаева, то Казахстан станет второй после Азербайджана страной с "наследственным" президентством в СНГ.

Разумеется, все описанные комбинации требуют серьезной подготовки и времени. Последнего у президента Казахстана не так уж и мало. Вопрос лишь в том, согласится ли казахстанский избиратель с подобным выбором или это одно из самых больших государств Содружества все-таки пойдет другим путем? Для этого Казахстану придется развивать совершенно иную, отличную от существующей ныне в странах СНГ, политическую культуру. Но такой процесс проходит не в результате "революции сверху", а в ходе общественно-политического развития на протяжении долгих лет и не в условиях "управляемой демократии", к которой все больше склоняются многие руководители государств Содружества. Многое зависит, наконец, и от международных условий, способных серьезно воздействовать на внутриполитическую ситуацию стран Центральной Азии.

В любом случае, для Казахстана, как и остальных государств СНГ, наступает этап так называемой трансформации власти. От того, как и кому она передается в стране, зависит развитие общества, экономики и всей системы международных взаимоотношений, в которых участвуют нынешние страны Содружества. Уже в ближайшее время станет ясно, насколько Нурсултан Назарбаев точно рассчитал механизм передачи власти или ее легитимизации для себя в недалеком будущем.




Казинформ,
25 ноября 2003

Задержку Кашагана решат по джентельменски

Канат Шаймерденов

Астана. 25 ноября. КАЗИНФОРМ. Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК озабочено информационным ажиотажем, возникшим вокруг планируемого переноса срока коммерческого запуска месторождения Кашаган в Северном Каспии. На прошедшей в Астане пресс-конференции министр Владимир Школьник поспешил развеять все слухи о якобы больших потерях республики в связи с этой ситуацией, при этом окончательно подтвердил задержку кашаганского проекта на 1,5-2 года. Другими словами, коммерческая нефть в казахстанском секторе моря будет добыта к 2007 году.

Довольно спорны претензии Минэнерго к отечественным масс-медиа по поводу нагнетания ситуации, если учитывать, что вплоть до сегодняшнего дня государственные структуры неустанно говорили о пяти поручениях Президента как о заповедях, в том числе о том, что нефть на Кашагане пойдет в 2005 году. Если профильное министерство или КазМунайГаз как представитель интересов Правительства в этом проекте действительно до последнего момента не ведали о серьезных корректировках в планах Консорциума, то надо говорить о слабом контроле ситуации казахстанской стороной. Но если они знали об этом, но не торопились обнародовать информацию, то все равно утечка тайно произошла и, как это часто бывает, в утрированном и сильно интерпретируемом виде. Поэтому, чтобы не возникали моменты, что действия СМИ наносят "непоправимый урон имиджу республики и инвестиционному климату", следует держать их всегда в курсе событий, чем потом давать поспешные интервью в ответ на критику или устраивать пресс-конференции постфактум. Да и пресс-конференция не отличалась особой содержательностью. То, что сроки переносятся, что Agip KCO готов выплатить компенсацию, всем было известно. Единственно, министр поделился информацией, что размер компенсации должен быть больше, чем пишут об этом журналисты. А последний раз неофициально говорили о сумме компенсации в пределах $150 млн.

Причины отставания подрядчиков также, в общем-то, были понятны - большой объем работ. Правда Владимир Школьник конкретизировал, что существуют определенные трудности технического характера – все-таки глубина залежи нефти на месторождении составляет порядка 6 км., что обуславливает большое подземное давление. Кроме того есть проблемы со спецификой местного климата, особенно в зимнее время, когда лед на море не только замерзает, но еще и движется с огромной разрушительной силой. А тут еще и повышенные требования казахстанской стороны в предоставлении гарантий экологической безопасности, что, конечно же, не может не радовать.

Какие же есть основания претендовать Казахстану на получение компенсации, если министр и сам признает, что "сложность переговорного процесса заключается в том, что отсрочка начала коммерческой добычи предусмотрена в статьях соглашения". То что Президент страны наказал подготовить все к 2005 году как бы юридически ни чем не оформлено. Но в то же время существуют определенные понятия, когда надо отвечать за обещанное. На высоком уровне, со слов В.Школьника, это называется выполнением "джентльменского соглашения", поскольку принятие условий главы Казахстана инвесторами было "по доброй воле". С другой стороны несколько сот миллионов зеленых - слишком большая сумма для того, чтобы немного повременить с проектом. Надо полагать, что Казахстан все же может понести потери от изменения сроков добычи. Взять, к примеру, наше среднесрочное экономическое планирование, в котором естественно доходы от Кашагана занимают особую позицию. Даже если по СРП сначала мы будем получать около 10% доходов пока не возвернутся вложенные средства нефтяных компаний, все равно сдвиг в сроках первой кашаганской нефти означает и серьезные изменения прогнозов ВВП или налоговых поступлений, скажем, к 2007 году, когда Кашаган, по сути должен был работать в полной мере.

Кроме того, Казахстан активно ведет переговоры об участии в нефтепроводном проекте Баку-Джейхан, который, если все будет благополучно, будет открыт в 2005 году. Мы же сами говорили, что без казахстанской нефти этот проект нерентабельный. Теперь возможно нам поверили, поскольку в этом году должны были быть решены условия транспортировки казахстанской нефти по этой трубе, но вот оказалось, что нефть на Кашагане будет позже года на два. В самом деле, не будем же мы поворачивать тенгизскую нефть из КТК на Баку, тем более, что у нас с Россией есть соглашение о долгосрочном транзите нефти.

Потом, мы сами же себе настойчиво рыли яму, когда без доли сомнения заявляли, где надо и где не надо, что коммерческая нефть в Северном Каспии пойдет в 2005 году. А инвесторы все время вроде и соглашались с этим, но делали это не так уверенно, как казахстанские чиновники. Одно дело, когда Президент поторапливает консорциум, другое - когда остальные начинают громко стучать ложками. Теперь мы оказались в несколько комическом положении, и тут оказывается, что это СМИ наносят урон имиджу страны.

Не стоит, однако, цепляться к мелочам. Факт в том, что потери Казахстана физические и моральные от задержки проекта на Каспии очень даже реальны, и хорошо, если Agip KCO и в целом консорциум поведут себя по джентельменски. Хотя в их же интересах быстрее урегулировать вопрос, чтобы спокойно продолжать работу и, чего доброго, не доводить ситуацию до скандала.

Вообще сама тема должна быть закрыта чем скоре, тем лучше - репутацией в этом деле жертвует обе стороны. Поэтому, пожалуй, самые искренние слова на пресс-конференции были сказаны президентом КазМунайГаза Узакпаем Карабалиным, который не смог назвать приблизительного срока окончания переговорного процесса, но признался: "мы хотели бы завершить его как можно скорее".




Газета СНГ,
26 ноября 2003

Страсти по-байконурски

Алексей Матвеев

 Между Россией и Казахстаном вновь возникли трения относительно космодрома Байконур. Помимо того, что затягивается вопрос о продлении на 50 лет договора об аренде Байконура, стороны по-прежнему не могут уладить и экономические проблемы, связанные с налогообложением. Так, на днях Казахстан обратился за разъяснениями в Экономический суд СНГ по поводу отмены правительством России налоговых льгот, которые действовали на Байконуре в 1995-2001 гг. Инициировал обращение премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов. "Нас интересует то, насколько правомерны действия России по отмене налоговых льгот на Байконуре", - сообщил российским СМИ спецпредставитель президента Казахстана на космодроме Байконур Ергазы Нургалиев.

Он напомнил, что условия уплаты налогов на территории Байконура регулируются международным соглашением о статусе города Байконур, подписанном президентами России и Казахстана.

Согласно этому документу, глава администрации Байконура вправе предоставлять налоговые льготы компаниям двух стран, участвующим в работах на космодроме, а также занимающимся товарно-бытовым обеспечением города. Именно этим правом в 2001 г. воспользовался бывший глава администрации Байконура Геннадий Дмитриенко, освободив от уплаты всех налогов, включая федеральные, ряд зарегистрированных на территории города предприятий. При этом одним из условий договоренностей между главой администрации и этими предприятиями являлось обязательное перечисление в бюджет Байконура инвестиций в размере не менее 3% от суммы, которую каждое предприятие должно было бы заплатить в госбюджет, если бы не было налоговых послаблений.

Однако позже правительство России своим постановлением запретило администрации Байконура предоставлять подобные налоговые послабления, объясняя это тем, что федеральный бюджет России недосчитывается "значительных средств". Между тем, Нургалиев подчеркнул, что Экономическому суду СНГ по просьбе правительства Казахстана предстоит определить, имела ли право российская сторона в одностороннем порядке выносить запрет на отдельные статьи международного соглашения. Вместе с тем он отметил, что казахстанская сторона не склонна драматизировать ситуацию, поскольку отмена налоговых льгот "не нанесла городу большого ущерба – Байконур нормально функционирует, и работает в прежнем режиме".

В то же время Нургалиев заметил, что те инвестиции, которые получал город в результате предоставленных предприятиям налоговых льгот, "были хорошим подспорьем для бюджета города". В настоящее время Байконур вместе с объектами и территорией космодрома находится в аренде у России. На территории города действуют российские законы, в том числе и налоговые, хотя он остается административно-территориальной единицей Казахстана

Между тем, в последнее время периодически возникали разговоры о свертывании работ на космодроме Байконур. В конце октября министр обороны РФ Сергей Иванов во время визита на космодром "Плесецк" заявил о том, что Россия в будущем откажется от использования космодрома Байконур. "Мы здесь не гоним лошадей, но Россия должна иметь независимый доступ в космическое пространство", - подчеркнул глава Минобороны. Однако уже спустя два дня он поправился, отметив, что "в заявлении о переносе запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на космодром Плесецк он имел в виду только "военные запуски". Так или иначе, но споры вокруг Байконура тогда вновь разгорелись. После высказывания Сергея Иванова генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев назвал заявления об отказе от космических запусков с Байконура "поспешным и совершенно непродуманным". "Реализация космических программ, как российских, так и международных, принципиально невозможна без Байконура. Даже если мы завтра создадим инфраструктуру и новые ракеты для Плесецка, есть законы небесной механики, которые говорят о том, что на орбиту, на которой летает Международная космическая станция, запуски можно делать только с Байконура", - сказал Коптев.

Вопросы, связанные с Байконуром, возникали в последнее время не единожды. Прежде всего в ракурсе того, подпишет ли Москва новый договор с Астаной об аренде космодрома как минимум на 50 лет. В настоящее время в аренду Байконура российская сторона вложила в общей сложности $350 млн. На территории Байконура проживают 80 тыс. жителей, из них более 40 тыс. имеют гражданство Казахстана, остальные – России. Вопрос о Байконуре одновременно и экономический, и социальный.

Поддерживая позицию Коптева, на днях в Астане посол РФ в Казахстане Владимир Бабичев официально заявил, что "намерение Российской Федерации подписать договор об аренде космодрома "Байконур" на 50 лет не изменилось. Более того, есть понимание с казахстанской стороны. И этот вопрос будет вскоре решен", - сказал Бабичев. По его словам, речь идет о "нескольких месяцах". Посол отметил, что между Казахстаном и Россией нет никакого недопонимания и никаких серьезных разногласий в этом вопросе. По мнению Бабичева, процесс тормозится лишь большим объемом работ.

Очевидно также, что все имеющиеся проблемы между Москвой и Астаной носят оборонный характер. Можно понять, почему Сергей Иванов стремится перевести все военные пуски ракет из Байконура в Плесецк. Во-первых, для России, что немаловажно, это будет дешевле. Известно, что сейчас за аренду Байконура Россия ежегодно должна выплачивать 115 млн. долларов США. Однако эти деньги Казахстан не получает, а вместо этого в России на безвозмездной основе идет обучение казахстанских офицеров и осуществляются поставки военной техники. При этом Минобороны РФ содержит на своих плечах 40% инфраструктуры космодрома. Во-вторых, Казахстан сотрудничает не только с Россией, но и с США и НАТО. Как сложатся отношения между Астаной и Москвой в будущем, неизвестно. А развитие полигона в Плесецке – это гарантия того, что Россия будет в военно-космическом плане независима. И, в-третьих, полигон в Плесецке нужен России и в интересах соблюдения секретности проведения военных испытаний.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ