Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №85(01.11.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Gazeta.kz,
22 октября 2003

Дела пограничные

Гульмира Кенжегалиева

В российских СМИ появилось сообщение о том, что Минобороны РФ всерьез озабочено проблемой российско-казахстанской границы. Новым поводом для беспокойства послужил доклад контрольного управления представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе.

Комиссия, проводившая анализ ситуации на юго-восточном рубеже России, пришла к выводу, что этот участок границы слабо защищен от проникновения наркотиков, оружия и другой контрабанды с территории Казахстана в Россию.

Как отмечают российские издания, в Совете безопасности РФ появился проект обустройства российско-казахстанской границы. Юго-восточные рубежи России - это граница Оренбургской и Челябинской областей с западными областями Казахстана.

Большие претензии у казахстанской и российской сторон друг к другу по ситуации на железнодорожной станции Илецк-1. Так сложилось исторически: станция эта принадлежит Казахстану, но сама территория относится к Оренбургской области. Поезда, следующие с юга на запад Казахстана проезжают по этой дороге. А на узловой станции Соль-Илецк пассажиры и перевозимый груз подвергаются тотальной проверке со стороны российских пограничных и таможенных служб. Зачастую доходит до инцидента, когда российские пограничники снимают с состава целые вагоны с челночным товаром.

Вопрос этот рассматривался уже не один раз таможенниками двух стран, в том числе на региональном уровне таможенными службами Оренбургской и Западно-Казахстанской областей, но до сих не может найти своего разрешения. Россияне ссылаются на многочисленные документы, спускаемые сверху, мол, границу надо охранять и т. д. и т. п. От нерасторопности чиновников страдают казахстанские граждане. Как ни странно, набивший оскомину вопрос не был поставлен руководством ЗКО перед губернатором Оренбургской области во время проведения дней экономики и культуры ЗКО в Оренбуржье. Зато почти все печатные издания Оренбургской области аккурат к этому событию приурочили свои статьи по поводу охраны российской границы от казахстанской контрабанды.

Сам начальник Юго-Восточного регионального пограничного управления ФСБ России генерал-лейтинант Микаел Оганесян считает, что граница не должна быть закрытой глухим забором. Для ее охраны достаточно несколько хорошо обученных мобильных отрядов и малой авиации. Это поможет пресекать контрабанду и в то же время поможет политическому сближению казахского и русского народов.

Российские, да и казахстанские военные солидарны в одном - необходимо политическое сближение двух стран, это позволит сообща охранять границы от потенциальных нарушителей.

В конце сентября на заставе Изобильная Оренбургской области был организован первый совместный с казахстанскими службами рейд по охране границы. По мнению российских военных, совместные действия гораздо эффективнее и экономичнее, нежели работа пограничников по отдельности. На практике это будет выглядеть так: обе стороны держат связь друг с другом. Если нарушитель уйдет от казахстанцев, его на своей территории будут поджидать россияне. И наоборот.

Один из главных на сегодня вопросов - это делимитация и демаркация казахстанско-российской границы. Межправительственная комиссия, в состав которой входят работники МИД обеих стран, работает в этом направлении в течение нескольких лет. На следующий год в первом квартале предполагается подписание главами двух стран окончательного договора по делимитации границы Казахстана и России, после чего начнется процесс демаркации.

По информации пресс-службы МИД Казахстана, требующие разрешения вопросы на границе Казахстана носят больше хозяйственно-административный, чем политический характер. При этом следует отметить, что готовящийся двусторонний договор между Казахстаном и Россией о делимитации российско-казахстанской границы будет уникальным, так как линия границы между республикой Казахстан и Россией составляет 7,5 тыс. км. и является самой протяженной сухопутной границей в мире.

И одной из основных задач ныне работающей комиссии является детализация пунктов этого договора. В рамках осуществления делимитации стороны изучают ранее принятые и новые документы землепользования, архивные материалы, и на основании их прокладывают линию границы на картах и схемах. Процесс по "вычерчиванию" линии границы на карте в первую очередь учитывает межгосударственные интересы и потому не всегда берет во внимание интересы личности.

Это особенно ярко проявляется сегодня на российско-украинской и российско-казахстанской границах. Есть случаи разделения домов и хозпостроек, железнодорожной станции и обслуживающего ее персонала. Для того, чтобы все-таки учесть и судьбы людей, проживающих на этих спорных территориях, члены межправительственной комиссии побывали на спорных участках Западно-Казахстанской и сопредельных российских областей. В одном случае дело касалось железнодорожного разъезда, расположенного на территории ЗКО, но на самом деле относящегося к Приволжской железной дороге РФ.

В другом случае, стороны претендуют на лес, посаженный гражданами двух соседних государств. В третьем, граница проходит буквально через дом, разделяя спальню от кухни. И здесь очень сложно, не ущемив, интересы друг друга договориться. На сегодняшний день 80% участка российско-казахстанской границы уже согласован. Составлено описание границы в пределах Астраханской, Волгоградской, Саратовской и частично Оренбургской областей. Идет кропотливая совместная работа комиссий по делимитации границы. До конца нынешнего года эта работа должна быть завершена.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ