Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №74(01.05.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Время МН № 1152,
29 апреля 2003

Центральноазиатские аппетиты растут

Виталий Портников

Для многих наблюдателей душанбинский саммит руководителей стран, подписавших договор о коллективной безопасности, станет днем становления сильной и эффективно действующей региональной организации.

И не просто организации, а "зоны безопасности", ведущей силой в которой будет, конечно же, Россия, что и позволит Владимиру Путину на равных разговаривать с Джорджем Бушем о стабильности в одном из самых непростых регионов мира. Однако Путин вынужден действовать в рамках существующего расклада сил на постсоветском пространстве. А этот расклад таков, что нередко принципиальные по значимости соглашения подписываются странами, без которых можно было бы обойтись, и, напротив, необходимые участники эти соглашения игнорируют.

ОДКБ - организация центральноазиатская по сути своего регионального предназначения. Но в этой организации есть Белоруссия и Армения, которые к Центральной Азии никакого отношения не имеют и участие которых в ОДКБ имеет скорее символическое значение, свидетельствующее о их добрых отношениях с Россией. Зато сегодня в организации нет Узбекистана и Туркмении. Стоит ли объяснять, что Узбекистан является ключевой страной с точки зрения безопасности региона? Да и Туркмению, традиционно сторонящуюся любых коллективных усилий, я бы не стал сбрасывать со счетов. Что же остается России в Договоре о коллективной безопасности? Страны, отчаянно маневрирующие между Москвой и Вашингтоном, - Казахстан, Киргизия и Таджикистан. И то, в чем Владимир Путин мог убедиться в Душанбе, так это в том, что его таджикский коллега, до последнего времени не имевший возможности для такого маневра, теперь получил их и пользуется предоставленным шансом в полной мере. Впрочем, стоило ли для проверки того, чем отличается побывавший в Овальном кабинете Белого дома Эмомали Рахмонов от Эмомали Рахмонова, которого никто не хотел видеть в Вашингтоне, летать так далеко? Атмосфера таджикского визита российского президента могла убедить гостей из Москвы: в Таджикистане с ними по-прежнему готовы дружить. Но за деньги. И за гораздо большие, чем в недавнем прошлом. На Востоке это и называется "маневры". И касается отнюдь не только Таджикистана.

После душанбинского саммита России придется отвечать на не самый приятный вопрос: готова ли она ради поддержания мифического регионального доминирования в Центральной Азии отвечать на возрастающие запросы своих не очень верных друзей и при случае оказывать им еще и политическую поддержку? Или все же выгоднее говорить по телевизору красивые слова о дружбе, но не тратить лишних денег, которые вряд ли смогут вернуть России Центральную Азию?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ