Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №72(01.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

12 марта. Председатель парламента РМ Е.Остапчук  встретилась с парламентской делегацией Чешской Республики, возглавляемой вице-председателем  Палаты депутатов парламента Чехии В.Филипом. В ходе встречи обсуждались возможности активизации молдавско-чешских межпарламентских связей.

Спикер молдавского парламента  выступила за подписание межведомственных молдавско-чешских соглашений с целью создания законных рамок для трудоустройства наших граждан в Чешской Республике и отметила, что сотрудничество между РМ и ЧР вписывается в рамки европейской интеграции. Руководитель ческой отметил в свою очередь, что его страна готова поделиться опытом и поддерживает усилия Республики Молдова, направленные на европейскую интеграцию. Кроме того, Чешская Республика поддерживает Молдову  в вопросе территориальной реинтеграции нашей страны.

14 марта. Президент Российской Федерации В.Путин направил президенту Молдавии В.Воронину письмо, в котором выразил благодарность за приглашение посетить с официальным визитом Республику Молдова. Путин выразил надежду, что ко времени визита, которое будет согласовано по дипломатическим каналам, Молдове и России удастся выйти "на новые важные договоренности в развитии стратегического партнерства", в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. "Искренне заинтересован в том, чтобы в ходе встречи на молдавской земле мы могли отметить существенный прогресс в переговорах по урегулированию приднестровской проблемы", - отметил глава Российской Федерации. "Уверен, что продолжение нашего политического диалога послужит дальнейшему развитию всестороннего российско-молдавского сотрудничества", - говорится в письме В.Путина главе нашего государства.

14 марта. Демократическая партия Молдовы (ДПМ) будет самостоятельно участвовать в местных выборах, намеченных на май нынешнего года, хотя активно выдвигает идею создания левоцентристского блока. Д.Дьяков объяснил это решение тем, что его формирование хочет сохранить собственные политические идеи и собственные мнения, а создание левоцентристского избирательного блока до начала выборов нереально. Вместе с тем Дьяков не исключил возможности создания после выборов блока, который охватил бы политические партии социал-демократической ориентации для совместного участия в парламентских выборах 2005 года. Партия намерена также выдвинуть собственного кандидата на должность примара (мэра) столицы, хотя не исключает возможности поддержки кандидата, не являющегося членом партии, но соответствующего ее принципам и требованиям.

17 марта. Национальный совет Демократической партии Молдовы /ДПМ/ выступил с обращением к своим членам и сторонникам, в котором заявил о поддержке инициативы создания левоцентристского союза с участием политических формирований, разделяющих доктрины социал-демократии. Лидер Демпартии Д.Дьяков сообщил на пресс-конференции, что соответствующее соглашение будет подписано на этой неделе. Возглавит новое объединение президент В.Воронин. Это, как подчеркнул Дьяков, "станет важным позитивным фактором для имиджа главы государства и республики на международной арене, поскольку зарубежные партнеры нашей страны не приемлют коммунизм".

18 марта. В Кишиневе возобновились переговоры по приднестровской проблеме. Переговоры проходят в здании миссии ОБСЕ в пятистороннем формате с участием политических экспертов Молдавии, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ.  В контексте урегулирования приднестровской проблемы на повестке дня обсуждение инициативы президента РМ В.Воронина о создании новой Конституции Молдавии, в работе над которой должны принять участие представители правого и левого берегов Днестра.

Уже несколько лет Дания помогает Молдове в решении вопросов водоснабжения населенных пунктов. Общий объем технической безвозмездной помощи превысил сумму 5 млн. долл. США. В ходе недавнего визита министра экологии, строительства и развития территории РМ Г.Дуки в Копенгаген было официально заявлено о решении датского министерства выделить дополнительно 12 млн. датских крон на дальнейшую реабилитацию системы водоснабжения в г.Единец.

18 марта. В Брюсселе состоялось V заседание Совета по сотрудничеству Республики Молдова с Европейским союзом, созданного на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 июля 1998 года. Заседание вел премьер-министр Молдовы В.Тарлев, являющийся сопредседателем Совета. Евросоюз представляли председатель Совета ЕС - министр иностранных дел Греции г-н Гианнитсис, верховный представитель по внешней политике и безопасности Евросоюза Х.Солана и европейский комиссар по внешним связям Европейской комиссии К.Паттенн.

Участники заседания рассмотрели ход сотрудничества между Молдовой и Евросоюзом, перспективы его развития. Как было отмечено, за последнее время связи между Молдовой и ЕС развивались в нарастающем ритме по всем направлениям. Благодаря взятому Молдовой курсу на европейскую интеграцию и последним изменениям, произошедшим в ее отношениях с ЕС, Евросоюз станет вскоре стратегическим партнером республики.

Особое место на встрече было уделено приднестровской проблеме. ЕС подтвердил свое намерение содействовать вместе с ОБСЕ и международными посредниками поиску эффективного политического решения приднестровского вопроса при соблюдении принципа неделимости РМ. Представители ЕС выразили готовность организации участвовать в качестве посредника в процессе разработки  проекта новой Конституции Молдавии.

19 марта. Находящаяся в Кишиневе с визитом миссия МВФ предложила  внести изменения в Закон о госбюджете на 2003 год. На состоявшейся встрече с премьером РМ В.Тарлевым глава миссии М.Кастелло-Бранко обосновала это предложение ограниченными возможностями финансирования бюджетного дефицита, в связи с чем необходимо сократить предусмотренные законом расходы. Кастелло-Бранко заявила, что новый Закон о местном публичном управлении и проект повышения зарплаты государственным служащим могут нанести бюджету ущерб. Представитель МВФ обосновала необходимость сокращения бюджетных расходов также и тем, что предусмотренные от приватизации доходы весьма проблематичны,а бюджет должен погасить внешние долги государства, в том числе российскому "Газпрому".

В свою очередь премьер заявил, что у правительства нет проблем с выполнением госбюджета, уточнив, что за первые два месяца года поступления в бюджет возросли на 20 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правительство не предусматривает дополнительных расходов ни в случае принятия Закона о местном публичном управлении, ни на финансирование   организации и проведение выборов в органы местной власти, сказал В.Тарлев.

19 марта. В резиденции Президента Молдовы было подписано межпартийное соглашение о создании политического блока "Левоцентристский союз" (ЛЦС). Соглашение подписали Демократическая партия, Партия коммунистов, движение "Forta noua", Аграрно-демократическая партия, Социалистическая партия, Союз труда, движение "Speranta-Надежда", Партия социалистов, Республиканская партия и Партия гражданского достоинства. В тексте соглашения о причинах создания ЛЦС сказано: "Мы создаем Левоцентристский союз, так как признаем основополагающее значение политической стабильности в стране для ускорения демократизации и модернизации органов государственной власти; желаем поддержать дело объединения страны и разрешения приднестровского конфликта; сознаем необходимость согласия в утверждении государственности и суверенитета Республики Молдова; намерены совместно действовать в процессе интеграции РМ в Европейский союз; выступаем за углубление реформ, создание социально-ориентированной эффективной экономики; признаем необходимость сплочения всех политических сил, разделяющих общие взгляды на дальнейшее развитие Республики Молдова". Работой Левоцентристского союза будет управлять Координационный совет лидеров организаций, входящих в Союз. Координационный совет будет собираться не реже одного раза в два месяца. Вопрос о руководящих органах Союза, скорее всего, будет решен в рамках осеннего Форума ЛЦС.

Первый заместитель министра иностранных дел РФ В.Трубников заявил на состоявшейся в Кишиневе встрече с министром иностранных дел РМ Н.Дудэу, что в подходе к проблеме реинтеграции президент Молдавии опирается прежде всего на конструктивизм. Он высоко оценил также роль Европейского союза в достижении положительных сдвигов в процессе приднестровского урегулирования. Н.Дудэу и В.Трубников подписали план консультаций между министерствами иностранных дел Республики Молдова и Российской Федерации на 2003 год. Во второй половине дня российский дипломат был  принят президентом В.Ворониным.

19 марта. Потенциал урегулирования приднестровского конфликта значительно возрос благодаря смелым и далеко идущим инициативам президента РМ В.Воронина, заявил первый замминистра иностранных дел России В.Трубников после встречи с главой молдавского государства. Он подчеркнул, что эти инициативы являются важным позитивным фактором для разрешения приднестровского конфликта. Первый замминистра иностранных дел РФ выразил надежду на то, что к официальному визиту в Молдову президента России В.Путина удастся найти схемы, конструктивные решения для всеобъемлющего разрешения приднестровского конфликта. В.Трубников отметил, что в ходе встречи с президентом РМ обсуждались также вопросы военно-гарантийного обеспечения мирного процесса урегулирования. Российский дипломат подчеркнул, что у руководства Кишинева и Тирасполя есть понимание  необходимости проведения военно-гарантийной операции. Пока, правда, не известно, сказал В. Трубников, в каком виде оно будет реализовано - этот вопрос необходимо обсудить с Украиной и ОБСЕ.

21 марта. Экономический совет СНГ поддержал предложение Республики Молдова предоставить ей несколько павильонов на территории Выставочного центра в Москве. Как сообщает российское информационное агентство РИА "Новости", Исполнительный комитет СНГ обратится от имени Экономического совета СНГ к правительству Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность организации постоянной выставки государств Содружества в московском Выставочном центре.

21 марта. Руководители кишиневской и тираспольской делегаций, а также посредники на переговорах по приднестровскому урегулированию - Россия, Украина и ОБСЕ одобрили Протокол о создании механизмов разработки и принятия Конституциии реинтегрированного государства. По завершении  переговоров  глава миссии ОБСЕ в Молдове У.Хилл заявил журналистам, что соответствующий протокол до конца марта должны подписать председатели законодательных органов с обоих берегов Днестра. В течение месяца после подписания соответствующего протокола планируется создать совместную конституционную комиссию, которая разработает текст Основного закона федеративного государства. У.Хилл выразил надежду, что до следующего раунда переговоров по приднестровскому урегулированию, намеченного на конец апреля, посредники успеют познакомиться с членами созданной конституционной комиссии. Он предположил, что работа соответствующей комиссии по разработке текста Конституции начнется в мае этого года. В свою очередь личный представитель действующего председателя ОБСЕ А.Якобович уточнил, что посредники рекомендуют комиссии разработать текст Конституции в течение шести месяцев.

21 марта. Группа молодых людей из Молдовы находится в Багдаде для участия в акции "живой щит" против войны в Ираке, сообщил председатель общественной организации "Молодежь XXI века" О.Онищенко. По его словам, через Москву в Ирак вылетели 15 граждан Молдовы, поддерживающих идею мирного разрешения конфликта. "Основу молодежного десанта составили студенты старших курсов Госуниверситета. Их вылет, размещение и питание организовало посольство Ирака в Москве", - сказал Онищенко. "Мы по-прежнему надеемся на мирное разрешение конфликта, но намерены провести и в Кишиневе акции протеста против американской агрессии ", - сказал Онищенко.

21 марта. Российская Федерация считает, что решение Тирасполя объявить персонами нон-грата на территории Приднестровья 14 граждан Республики Молдова "не будет способствовать укреплению согласия между Тирасполем и Кишиневом",   заявил в Москве официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации А.Яковенко в ответ на просьбу журналистов высказаться по данному вопросу. Он подтвердил изложенную ранее позицию России о том, что в условиях, когда едва наметился определенный прогресс в политическом урегулировании приднестровской проблемы, очень важно воздержаться от любых действий, не способствующих продвижению процесса.

21-23 марта. Состоялся рабочий визит в Москву парламентской делегации Приднестровья во главе с председателем Верховного совета Г.Маракуцей.

22 марта.  Поспешность в целях завершения в этом году переговоров по приднестровскому урегулированию отражает, прежде всего, интересы России и, возможно, нервозность отдельных функционеров ОБСЕ, но не интересы Республики Молдова, утверждает аналитик Института передовых стратегических и политических исследований США В.Сокор в своем комментарии  радиостанции "Свободная Европа". Долг президента В.Воронина, по его мнению, заключается в том, чтобы  найти другие решения, другие варианты, которые уже начинают вырисовываться в Евросоюзе. Вот почему нынешние переговоры по Приднестровью не следует торопить или увязывать к каким-либо искусственным срокам. /.../  Урегулирование приднестровского вопроса необходимо - и можно - перевести из-под эгиды ОБСЕ под эгиду Евросоюза.

24 марта. "Страна вышла из кризиса, не только не потеряв чувство собственного достоинства, но и укрепив свой авторитет на международной арене", - заявил президент Молдовы В.Воронин, выступая на первом заседании реформированного постоянно действующего круглого стола (ПДКС) политических партий.  По его мнению, реформирование ПДКС стало возможным благодаря "эффективным и исключительно своевременным рекомендациям генерального секретаря Совета Европы" и "огромным дипломатическим усилиям его специального представителя в Молдове". Глава государства подчеркнул, что ПДКС "не может и не должен превратиться в бесконечный и бесплодный дискуссионный клуб или альтернативу парламенту".

24 марта. Социал-демократический альянс Молдовы (СДАМ), Альянс независимых (АН) и Либеральная партия (ЛП) решили участвовать в местных выборах, назначенных на 25 мая, в составе единого избирательного блока под названием "Социал-либеральный альянс - Moldova noastra". На пресс-конференции лидеры этих партий сообщили, что впоследствии могут объединиться в единое формирование.

24 марта. В Тирасполе в столичном Дворце республики состоялась Отчетно-выборная конференция Союза молдаван ПМР, в работе которой приняли участие президент Приднестровья И.Смирнов, члены Кабинета министров, депутаты Верховного Совета и представители общественных организаций республики. Конференция резко осудила таможенную, экономическую и дипломатическую блокаду со стороны официального Кишинева и поддержала шаги руководства ПМР, направленные на решение вопросов по урегулированию внешнеполитической обстановки. Выступивший на конференции И.Смирнов отметил, что Союз молдаван немало сделал для сохранения культуры, истории и языка приднестровских молдаван. Он заявил, что сохранение и развитие молдавского языка и культуры на территории республики – «важнейшая задача». Новым председателем Союза молдаван Приднестровья на конференции был избран депутат Верховного совета ПМР В.Тулгара

25 марта. "Объявление тираспольских властей персонами нон-грата на территории Приднестровья официальных лиц Молдовы даже не заслуживает комментариев со стороны МИД РМ", - заявил на брифинге заместитель начальника управления министерства по связям со СМИ Ю.Витион. Он отметил, что МИД не может комментировать "демарш официального Тирасполя", так как "Приднестровье - составная часть Молдовы и не является субъектом международного права". Позиция официального Кишинева на решение  администрации Тирасполя изложена в заявлении министра по реинтеграции В.Шова, который расценил его как искусственную эскалацию напряженности, которая направлена на срыв процесса приднестровского урегулирования.

25 марта. Как сообщило информационное агентство "Ольвия-пресс", ночью в Россию был отправлен очередной эшелон с военной техникой и имуществом бывшей 14-й армии. Под погрузкой для отправки в Россию новой партии военного имущества и боеприпасов находится еще один эшелон.

МИД РМ постоянно следит за развитием событий в Ираке, пытаясь предугадать их возможные последствия для нашей страны, - заявил на брифинге заместитель начальника управления информации министерства Ю.Витион. "В связи с развитием событий в Ираке мы выражаем сожаление по поводу человеческих потерь, разрушения материальных ценностей, нависшей угрозы экологической катастрофы", - сказал он. Эта позиция молдавского внешнеполитического ведомства, по его словам была изложена в понедельник на заседании Высшего совета безопасности Республики Молдова.

26 марта. В местных выборах, назначенных на 25 мая 2003 г., смогут принять участие все 26 партий, зарегистрированных министерством юстиции. Такое решение приняла Центральная избирательная комиссия (ЦИК) на первом своем заседании в рамках стартовавшей избирательной кампании.

В утвержденный список вошли: Демократическая партия Молдовы, Партия коммунистов Республики Молдова, Либеральная партия, Социал-демократический альянс Молдовы, Аграрно-демократическая партия Молдовы, Социалистическая партия Молдовы, Партия социально-экономической справедливости Молдовы, Христианско-демократическая народная партия, Партия прогрессивных сил Молдовы, Движение профессионалов "Speranta-Надежда", Партия реформ, Социально-либеральная партия, Новая молдавская национальная партия, Социал-демократическая партия Молдовы, Народно-демократическая партия Молдовы, Общественно-политическое движение "Forta noua", Партия социалистов Республики Молдова, Республиканское общественно-политическое движение "Равноправие", Экологическая партия Молдовы "Alianta Verde", Румынская национальная партия, Национал-крестьянская христианско-демократическая партия Молдовы, Республиканская партия Молдовы, Партия гражданского достоинства, Союз труда, Центристский союз Молдовы, Социально-политическая организация "Альянс независимых Молдовы"

26 марта. Президент РМ В.Воронин заявил, что предстоящий 2 апреля матч Молдова - Голландия в рамках отборочного турнира чемпионата Европы по футболу состоится в Тирасполе. В его заявлении говорится, что "никаких разговоров о переносе места встречи команд и быть не может". После решения тираспольских властей о запрете въезда на территорию Приднестровья руководителей Молдовы, в Кишиневе стали говорить о возможности переноса матча в столицу республики, либо о его проведении на нейтральном поле. Проведение предстоящего футбольного матча на территории Приднестровья приобрело политический характер после того, как 22 марта с.г. власти ПМР объявили персоной нон-грата 14 руководителей Молдовы, в том числе президента В.Воронина и его советников, руководство парламента и правительства. Пресс-секретарь президента назвал решение приднестровских властей "политической провокацией". Он напрямую увязал это решение с предстоящим футбольным матчем, на котором намеревался присутствовать президент Республики Молдова.

Одной из главных тем, которые обсуждались на этой неделе в Москве на встрече приднестровских депутатов с российскими коллегами, стал вопрос вывоза вооружений и имущества российской армии с территории Приднестровья, а также создания механизма военных гарантий безопасности населения республики. Об этом сообщил председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца на пресс-конференции, посвященной итогам трехдневной рабочей поездки приднестровской парламентской делегации в Госдуму России 21-23 марта.     Российская сторона поддерживает стремление Приднестровья наладить военно-гарантийный механизм в регионе. Позиция ПМР в ходе визита делегации в Москву прозвучала предельно четко и открыто: официальный Тирасполь выступает за проведение военно-гарантийной операции с международным статусом, участвовать в ее проведении предлагается как России, так и Украине. По словам Г.Маракуцы, работа над разработкой военно-гарантийного механизма продолжается. Главное сегодня - получить согласие Молдовы в этом вопросе.

26 марта. «Сегодня в ПМР созданы все предпосылки для участия российского капитала в приватизации приднестровских предприятий; наработана необходимая юридическая база», - заявил после возвращения из Москвы делегации ВС Приднестровья спикер парламента Г.Маракуца. По его словам, если верить в искренность обращения президента Молдовы В.Воронина к приднестровцам, Кишинев снял свои претензии на приднестровскую собственность и не будет, таким образом, пересматривать результаты ее приватизации. Если молдавские власти готовы быть последовательными в своих заявлениях, то в перспективе можно было бы подписать соответствующее совместное соглашение, которое открыло бы в Приднестровье более широкий путь для российских инвестиций.

Парламентская делегация Приднестровья провела встречу с деловыми кругами российской столицы и заместителем мэра Москвы Л.Швецовой и предложила им и московскому правительству принять участие в создании совместных предприятий в ПМР.

Верховный Совет Приднестровья готов принять участие в формировании совместной с парламентом Молдовы комиссии по разработке будущего федеративного государства, после того, как получит соответствующее официальное предложение, заявил на пресс-конференции в Тирасполе Председатель ВС ПМР Г.Маракуца. Вместе с тем, спикер приднестровского парламента подчеркнул, что под общим государством приднестровские парламентарии понимают федерацию, состоящую из двух субъектов – Молдовы и Приднестровья. «Если Кишинев будет настаивать на разработке Конституции Республики Молдова, мы не намерены принимать участие в такой работе», - подчеркнул он.

27 марта. Тревогу вызывает опубликованная 20 марта 2003 года газетой "Flux" провокационная статья "Республика Молдова поставляет оружие арабским террористам", так как наносит серьезнейший ущерб имиджу и репутации нашей страны",- говорится в заявлении лидера Демократической партии Молдовы Д.Дьякова. Он считает, что появление материалов, содержащих ложные и не соответствующие действительности сведения, направлено на введение общественности в заблуждение, на подрыв доверия к Республике Молдова. Председатель ДПМ осуждает поведение лидеров ХДНП, которые, являясь владельцами газеты "Flux", занимаются примитивной, бессовестной политической борьбой, основанной исключительно на групповом интересе.

28 марта. В Приднестровье заявила о себе инициативная группа по созыву съезда коммунистического движения региона. Она провела уже свое первое собрание и приняла программное заявление, в котором подчеркивается, что в условиях продолжающегося ухудшения уровня жизни большей части населения региона ответ на традиционный вопрос "Что делать?" может дать только съезд левых сил республики.

31 марта. Министр иностранных дел Румынии Мирча Джоанэ прибывает в Кишинев с рабочим визитом. В ходе визита будет обсужден "широкий спектр проблем, связанных с отношениями между двумя странами".




Русские общественно-политические организации в Молдавии и Приднестровье

Геннадий Коненко

В настоящее время в Республике Молдова действуют около 20 общественно-политических организаций российских соотечественников. В июле 2000 года большинство их объединилось в рамках Координационного совета русских общин Молдавии. Руководителем Координационного совета стал председатель Комиссии по правам человека и национальным меньшинствам парламента РМ М.И.Сидоров.

Наиболее влиятельными сегодня в Молдавии являются Республиканская русская община “Содружество”, “Фонд славянской письменности и культуры”, Центр русской культуры, Славянская правозащитная организация “Вече”, Ассоциация славянских учебных заведений РМ.

Отдельно функционирует организация под названием "Конгресс русских общин Молдавии", председатель которого В.Клименко пока отказывается присоединиться к Координационному совету и поддерживает контакты с посольством России в Кишиневе и с соответствующими структурами в Москве на самостоятельной основе.

Следует отметить, что общественно-политических организаций, состоящих из граждан России, в РМ нет. Названные выше общины состоят из наших соотечественников, в большинстве своем являющихся молдавскими гражданами. Российские граждане, постоянно проживающие в Молдавии, принимают в работе русских общин самое активное участие.

В Республике Молдова нет и русских политических партий.

Русские могут быть или уже являются членами молдавских политических движений и партий, в рядах которых представлены практически все национальности, присутствующие в республике. Исключение составляет, пожалуй, одна партия - Христианско-демократическая народная партия Молдовы во главе с известным ярым  националистом и прорумынски настроенным политическим деятелем Ю.Рошку.

В период проведения в стране разного рода выборов все местные партии ведут довольно упорную борьбу между собой за привлечение русского электората на свою сторону. Партия коммунистов Республики Молдова, которая в предвыборной кампании конца 2000 - начала 2001 г.г. обещала сделать русский язык официальным языком страны, стремиться к развитию приоритетных отношений с Россией и вступлению Молдавии в Союз Россия - Беларусь и др., обеспечила себе на парламентских выборах абсолютное  большинство голосов граждан российского происхождения. Правда, после выборов в работе многих партий с русскоязычным населением наступает, как правило, затишье.

Вообще, надо сказать, что российские соотечественники в Молдавии в массе своей в политическом плане достаточно пассивны. Это объясняется в первую очередь тем, что особого дискомфорта в повседневной жизни по сравнению с периодом  конца 80-х - середины 90-х г.г. сегодня они не испытывают. С приходом к власти коммунистов в 2001 году положение с правами национальных меньшинств в Молдавии, в т.ч. наших соотечественников, и с функционированием русского языка стало обстоять значительно лучше. И после Белоруссии по комфортности проживания русских Молдавия среди других стран СНГ, видимо, занимает второе место.

В Приднестровье общественные организации соотечественников объединились в 2001 году в Союз русских общин Приднестровья, который возглавляет отец Дионисий. Здесь наиболее активно действуют общины “Добрыня” в Бендерах, им. А.В.Суворова в Рыбнице, «Отчизна» в Тирасполе,  движение “Россияне” в Слободзее.

В ПМР нет чисто русских общественно-политических организаций, движений и партий, поскольку в их рядах насчитывается значительное количество украинцев, молдаван, а также представителей других национальностей проживающих в регионе. Членами этих организаций являются и многие граждане России.  Руководство и подавляющее число членов упомянутых объединений считают, что  Приднестровье продолжает оставаться русской землей. Ряд партий и организаций положение о неразрывности с Россией вписали в свои уставные документы.

Всего в ПМР в настоящее время  зарегистрировано более 30 различных общественно-политических организаций, движений и партий. Однако почти все они относятся к т.н. "диванным" объединениям.

На левом фланге приднестровского политического спектра заметны Партия народовластия, Совет ветеранов войны, труда и вооруженных сил, Союз женщин, Союз защитников Приднестровья. Сюда можно было бы отнести также Коммунистическую партию трудящихся Приднестровья, организацию "Честь и Родина", Коммунистическую партию Приднестровья - КПСС, но в силу своей малочисленности самостоятельной роли в политической жизни региона они практически не играют.

В центре находятся - общественно-политическое движение "Единство Приднестровья", созданное по инициативе российских предпринимателей в 1999 году, Союз промышленников, аграриев и предпринимателей, а также образованное  в срочном порядке к парламентским выборам 2000 года пропрезидентское  движение "Обновление", получившее тогда при поддержке центральной приднестровской администрации и имеющее ныне в Верховном Совете ПМР большинство депутатских мандатов.

Правое крыло представляет, и то с известной натяжкой, движение "За развитие Приднестровья", которое выступает за рыночный путь развития и активизацию диалога с Кишиневом, хотя  подобных лозунгов придерживаются также и некоторые "левые", не говоря о "центристах".

Отдельно следует сказать о такой организации, как Объединенный совет трудовых коллективов Приднестровья, который сыграл решающую роль в мобилизации населения на отпор националистическим поползновениям Кишинева в конце 80-х - начале 90-х г.г. и в первые годы после провозглашения Приднестровской Молдавской Республики. Как известно, в ОСТК начинали свою политическую карьеру многие известные сегодня политические деятели ПМР.   

Сейчас, когда основная масса средних и мелких предприятий, фабрик, заводов простаивает, роль ОСТК существенно упала, но структура, как таковая, осталась, и руководство ПМР часто использует организацию в пропагандистских целях, в т.ч. в вопросе приднестровского урегулирования.

Вообще, в силу политизированности приднестровского общества многие партии и движения весьма активно участвуют или привлекаются властями к участию в разного рода мероприятиях и манифестациях, в частности, по вопросам российско-приднестровских или молдавско-приднестровских отношений, вывоза  российского военного имущества - военной техники, вооружений, боеприпасов,   вывода российских войск из Приднестровья и осуществления действующей миротворческой операции, что приднестровцы вполне обоснованно связывают с безопасностью региона.

Что касается существующих ныне проектов нормализации отношений и объединения с Молдавией, пока открыто поддерживают их только Партия народовластия во главе с членом парламента ПМР А.Радченко, движение "За развитие Приднестровья" и в известной мере "Единство Приднестровья".

Некоторые, если и выступают за воссоединение с Республикой Молдова, то лишь на условиях равноправия и равносубъектности в будущем общем государстве.

Часть партий и организаций проводит линию на независимое существование ПМР (Союз защитников Приднестровья, Союз женщин, ОСТК, Компартия трудящихся Приднестровья и др.).

Большинство приднестровских партий и общественных организаций поддерживают политику тираспольских властей. Одни являются искренними сторонниками официального курса команды И.Смирнова, существование других прямо зависит от финансовой помощи правительства, и, как следствие, у них нет собственной принципиальной позиции по основным вопросам   внутриполитической и экономической жизни региона. Третьи, а таких явное меньшинство, которые имеют отличные от властей взгляды на проблемы внутренней, экономической, социальной и внешней политики Приднестровья, подвергаются серьезным ограничениям в своей деятельности, вплоть до запрета как самих партий, так и их печатных органов. До телевидения и радио их фактически не допускают.

Подводя итоги вышесказанному, можно придти к таким выводам.

Политическая система в Молдавии функционирует сегодня в отсутствие каких-либо собственно русских политических партий. Деятельность русских общественных организаций  ограничивается в основном вопросами наиболее полного обеспечения прав русскоязычного населения, его пропорционального представительства в органах власти всех уровней,  повышения статуса русского языка и поддержания более продуктивных связей с исторической Родиной. Причем, в этом они тесно взаимодействуют с правительством и руководством страны.

В Приднестровье, где таких проблем практически не существует, кроме  вопроса о перспективах развития сотрудничества с Россией, русскоязычные организации соотечественников, хотя и проявляют большую политическую активность, тем не менее, не в состоянии оказывать сколько-нибудь ощутимое влияние на приднестровское руководство




Независимая Молдова,
18 марта 2003

Обращение Президента Республики Молдова В.Воронина к жителям Приднестровья

Дорогие жители Приднестровья!

Уже много лет мы живем порознь, и уже много лет нам пытаются доказать, что это правильно, что это навсегда. Но опыт последнего десятилетия убеждает в одном: разделенная страна выгодна кому угодно, но только не народу. Народ нуждается в достатке, достойной работе, современном образовании и здравоохранении, а не в бессмысленном противостоянии. Народ нуждается в стране, в которой можно найти применение своим способностям, вне зависимости от национальной принадлежности и родного языка. Народ нуждается в стране, в которой можно растить детей, не думая о том, что рано или поздно им укажут на дверь или обрекут на прозябание и нищету.

Можно ли построить такую страну? Способны ли мы вместе построить такую страну? Сможем ли мы вновь воссоединиться так, чтобы навсегда покончить с недоверием и взаимной подозрительностью?

Да, сможем, но только при одном условии: если мы с вами искренне и ответственно займемся делом объединения страны. Как бы ни были плодотворны действия посредников в урегулировании приднестровского конфликта, сколь бы ни была высока заинтересованность международного сообщества в достижении согласия между нами, ключи к объединению страны только в наших руках. Вот почему, выступая с инициативой принятия новой Конституции нашего государства, я предложил Приднестровью принять самое активное участие в подготовке проекта будущего Основного закона. Я уверен, что только в таком случае это будет не просто Конституция объединенной страны, но и Конституция преодоленных ошибок и извлеченных уроков.

Наша позиция абсолютно ясна, наши намерения искренни, а потому совершенно бессмысленны предпринимаемые попытки вновь внушить жителям Приднестровья недоверие к намерениям нынешнего руководства Молдовы.

Было бы безумием пытаться с одной стороны объединять Молдову, а с другой - вынашивать коварные планы передела собственности в Приднестровье, лишать людей работы, опрокидывать тот устоявшийся механизм жизнеобеспечения, который сложился в регионе. Каждый житель Приднестровья - и бизнесмен, и рабочий, и милиционер, и военнослужащий, врач, учитель или представитель местной власти - должен быть убежден в главном: не будет и не может быть никакого завоевания Приднестровья. Силы, мечтающие войти в Тирасполь на правах покорителей, бесповоротно оттеснены на обочину политической жизни, их крестовые походы за Днестр уже невозможны в принципе, их голос не принимается во внимание в современной Европе и мире. Все уже давным-давно убедились в том, что попытки подчинения оборачиваются только трагедией, а эксперименты раздельного сосуществования ведут к нищете и экономической отсталости.

Мы предлагаем движение навстречу друг другу, а не подчинение друг другу, реинтеграцию, а не одностороннее навязывание своей воли. Мы предлагаем исходить из одного простого принципа: в объединенной Молдове люди должны не просто восстановить достигнутое в прошлом, но и приумножить его. И только мы сами способны сделать так, чтобы процесс объединения стал процессом улучшения жизни каждого гражданина, каждой семьи.

Дорогие жители Приднестровья! Как глава государства я со всей ответственностью заявляю: любые попытки исказить цели и смысл объединения нашей страны, любые попытки использовать восстановление единства нашего государства в качестве предлога для произвола, мести, сведения счетов будут строго пресекаться. Объединение Молдовы - это процесс возвращения утраченного единства, стабильности и благосостояния, это движение вперед по пути строительства современной экономики и общества социальной справедливости.

Совместная разработка и принятие новой Конституции государства станут лучшей гарантией нашей взаимной искренности, открытости и конструктивности. Я убежден, что новая Конституция станет лучшей гарантией того, что печальный опыт десятилетней давности не повторится никогда.




Ольвия-пресс,
18 марта 2003

Интервью Президента ПМР И.Смирнова

Игорь Петров

- Какие вопросы обсуждались во время вашего недавнего визита в Москву? Были ли высказаны в Москве новые предложения по урегулированию взаимоотношений между Приднестровьем и Молдовой?

- Моя рабочая поездка в Москву была связана с решением ряда вопросов и, прежде всего, мы решали организационные вопросы, которые способствовали бы выполнению постановления Верховного Совета нашего государства по вывозу военной техники и боеприпасов. Кроме того, мы не могли обойти и ряд других вопросов, касающихся хода переговорного процесса и нормализации отношений с РМ.

- Вы знаете, что в феврале, именно после поездки в Москву, господин Воронин впервые озвучил принцип урегулирования молдо-приднестровских отношений путем создание федерации. На этой форме строительства общего государства Приднестровье настаивает давно, и я в Москве нашел для себя ряд подтверждений нашей позиции о создании федерации на договорной основе. Такую форму восстановления территориальной целостности, как вы знаете, поддержали страны-гаранты – РФ и Украина - и ОБСЕ, нет под этим документом только подписи представителей Молдовы. Поэтому, обсуждая вопросы вывоза боеприпасов и военной техники, мы обратили внимание российской стороны на то, что меняется соотношение сил, и в этом случае мы предложили РФ рассмотреть вопрос об исполнении гарантий миротворческим контингентом до завершения переговорного процесса. Тем более что это один из основополагающих пунктов гарантий в ходе процесса нормализации отношений между ПМР и РМ.

Российская Федерация имеет богатейший опыт исполнения миротворческих функций в Приднестровье, где за все время не погиб ни один военнослужащий. Это говорит не только о высокой организации исполнения обязательств, но и главное - о доверии народа Приднестровья к РФ. Поэтому мы не могли не обратиться к данной тематике.

Также очень досконально рассматривались военно-имущественные вопросы. Я думаю, Россия располагает достаточным запасом времени, чтобы в установленные сроки выполнить взятые на себя международные обязательства по вывозу из Приднестровья боеприпасов и военного имущества. Вы понимаете, что я говорю о Стамбульских соглашениях. Хотя по ДОВСЕ они практически выполнены, Россия приняла на себя еще дополнительно обязательства - по вывозу всех боеприпасов. Наши Верховный Совет и Совет обороны, учитывая тот факт, что наличие в регионе российского вооружения не приносит нашему государству ни политической, ни экономической пользы, пришли к решению способствовать России в выполнении международных обязательств. Разработан график вывоза вооружений - вы знаете, что один эшелон уже ушел и в настоящее время находится под погрузкой еще один эшелон боеприпасов, и, я думаю, этот график будет выполняться. Если подводить итоги визита, то в целом можно отметить, что в Москве обсуждались три основных вопроса: военно-имущественные отношения Тирасполя и Москвы, переговорный процесс и гарантии миротворческого контингента России в ПМР.

- Как в Москве отнеслись к вашей инициативе?

- Могу заметить, что отнеслись с полным пониманием, ибо для Москвы исполнение гарантийных обязательств миротворческим контингентом – не новинка. Как вы знаете, в свое время мы обратились к странам-гарантам - России и Украине – с просьбой разместить в регионе не только российский, но и украинский воинский контингент, которые совместно обеспечивали бы поддержание мира. На тот момент это была необходимая физическая гарантия - чтобы здесь больше никогда не проливалась кровь. Что же касается сроков рассмотрения данной инициативы, то как раз 20 марта приезжает 1-й замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников, с которым мы этот вопрос обязательно еще раз обсудим, и, возможно, появится результативный ответ на наши предложения.

Дальнейшее будет зависеть от позиции Молдовы – поддержит она или не поддержит наши предложения. Реакция Кишинева позволит убедиться в истинных целях молдавских властей. Тем не менее, вести диалог о создании федерации на договорной основе в отсутствие гарантий нормализации отношений очень тяжело. Я думаю, это очень важный вопрос и мы к нему еще не раз будем возвращаться.

- Как вы относитесь к предложению Молдовы изменить формат переговорного процесса и состав миротворческого контингента, в частности, о передаче контроля за процессом урегулирования ОБСЕ?

- Если рассматривать данный вопрос в практической плоскости, то можно отметить, что пока ни одна из мировых структур нигде в мире не добилась успеха при выполнении миротворческих миссий. Внимательно отнеситесь к этому, проанализируйте. От добра - добра не ищут, тем более что наше население - и это очень важно! - считает российскую армию родной, с уважением относится к российским солдатам. Я не зря подчеркнул, что при выполнении миротворческой миссии в Приднестровье на боевом посту не погиб ни один военнослужащий. Кому как не России выполнять эту задачу, если население с уважением относится к России и ее миротворческому контингенту?

- Какова позиция Москвы по вопросу создания молдавского федеративного государства на договорной основе, в которое войдет Приднестровье?

- Я уже упоминал, что протокол о намерении создавать федеративное государство на договорной основе давно подписан представителем России господином Новожиловым. К сожалению, со стороны Молдовы его никто не подписал. Впрочем, оно и неудивительно, ибо в своей осторожности представитель президента РМ на переговорном процессе зашел так далеко, что не подписал даже инициативу Воронина по созданию конституционной комиссии. Теперь Кишиневу остается только «догонять» переговорный процесс, и господин Воронин, скорее всего, все-таки подпишет этот протокол под воздействием стран-гарантов и ОБСЕ, поскольку сложилась абсурдная ситуация: президент не подписывает протокол, который сам же предложил, в то время как остальные участники переговорного процесса его подписали.

- Уже сейчас муссируются слухи о том, что футбольный матч, который пройдет на стадионе «Шериф» превратится в политический футбол, так как президент Воронин якобы собирается приехать в Тирасполь - болеть за молдавскую команду. Есть ли возможность использовать этот приезд для политического контакта?

- Я думаю, что спорт и политика в какой-то мере взаимосвязаны. Тем не менее, спорт есть спорт. Наши команды и клубы принимают участие в чемпионате Молдовы, и если принято решение о проведении международного матча у нас, в Тирасполе, то он будет проводиться строго в соответствии с требованиями ФИФА. Что же касается приезда высокопоставленных лиц, то, как вы понимаете, они должны подать заявку на посещение. Это необходимо вовсе не с целью уязвить чье-то самолюбие, а исключительно с целью обеспечения безопасности этих лиц. Пока такой заявки нет, а потому я не знаю, кто и куда собирается ехать.

- Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние переговорного процесса между Приднестровьем и Молдовой?

- Что бы там ни говорили в Кишиневе, мы ведем переговоры не для того, чтобы кому-то показать: мы соответствуем европейским требованиям – мы не хуже их, а для того, чтобы выполнить задачу, которая стоит перед нами. Передо мной, как президентом, перед Верховным Советом - нормализовать отношения с РМ. Это уже третий президент РМ, с которым мы ведем переговоры, и, наверное, молдавской стороне пора понять, что только договорная федерация дает возможность решить все вопросы. С соседями нужно устанавливать равноправные отношения, и никто не должен диктовать свою волю.

- Как сейчас складываются у Приднестровья отношения с западным сообществом и какова роль Запада в урегулировании отношений между Приднестровьем и Молдовой?

- Я думаю, этот вопрос навеян недавним решением Евросоюза, к которому присоединились США и, насколько мне известно, Румыния, об ограничении въезда на территорию этих стран руководителей Приднестровья и некоторых его граждан. Этот список, как мне кажется, был составлен наспех, что свидетельствует о плохой информированности Евросоюза. Кстати, представители Евросоюза впервые прибыли к нам именно для вручения этого решения. Это еще раз доказывает, что у международных организаций совершенно однобокая информация, предоставляемая Молдовой. Поэтому, выслушав представителей Евросоюза, а в числе прибывших в Тирасполь были также посол США, Великобритании, представитель посольства Франции, я пригласил делегацию ознакомиться с нашей инициативой по мониторингу границ с Украиной. Более того, мы предложили посетить любой, по их выбору, завод или учреждение, чтобы раз и навсегда похоронить ложь о контрабанде, о продаже оружия, наркотиков и так далее. Вообще, вызывает сожаление тот факт, что столь серьезные международные организации очень легко поддаются на клевету и не дают себе труда выслушать и вторую сторону. Ведь даже в списке, поданном в Европейский союз и утвержденном там, перепутаны имена, даты рождения и прочие личные данные. Это говорит о том, что список составлялся в срочном порядке и не без участия представителей Республики Молдова и посла США. Это предположение подтвердилось в ходе беседы с ними.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что ни Европейский союз, ни США не являются участниками переговорного процесса. Я понимаю, что участие в переговорном процессе – это ответственность и за народ Приднестровья, и за народ Молдовы. Такую же ответственность возложили на себя Россия и Украина - страны-гаранты. Отметьте еще одну особенность: представитель ОБСЕ отказался приехать с делегацией Евросоюза, направлявшейся в Тирасполь, для того чтобы вручить мне решение о запрещении въезда ряда руководителей ПМР в страны ЕС. Значит, это решение было принято и без согласия ОБСЕ. Вот и судите сами. Очень жаль, что отдельные личности, вмешиваясь в такие серьезные процессы, могут влиять судьбы людей.

- Запад обещал десятки миллионов долларов в обмен на вывод ОГРВ, в том числе и для народа Приднестровья. Получило ли Приднестровье эти деньги?

- Во-первых, Приднестровье за вывоз вооружений никаких средств не получало. Получим ли в дальнейшем, не знаю. Во-вторых, если это случится - я вам сообщу.

- Приднестровье готовится к проведению референдуму "О частной собственности на землю". Каково политическое значение этого мероприятия для республики?

- Политическое значение имеют все вопросы государственной важности. Что касается референдума о земле, то здесь речь идет, в первую очередь, о правильном использовании основных фондов. У Приднестровья их не так уж много, и земля - один из них. Поэтому мы предпринимали различные меры, чтобы укрепить сельское хозяйство, поднять его на соответствующий уровень. Экономика не терпит эмоций и каких-то необоснованных решений. Мы в этом убедились на опыте ближайших соседей. К примеру, на Украине гораздо эффективнее используется земля, когда у нее есть хозяин, собственник. Скоро вступит в права посевная, в фермерских хозяйствах вспаханы площади, предназначенные под посевы. В наших коллективных хозяйствах, которые уже и не колхозы - люди наделены условными паями, эта работа практически не начиналась. Наделение населения земельными паями мы проводили, начиная с 1999 года, причем не насильственным путем. Сельчане получили наделы, которые теперь перейдут в их собственность. Сразу возникает вопрос: а к какой форме собственности относить частные наделы? И тут тоже можно обойтись без государственного диктата: сама жизнь подсказывает, что объединение фермерских хозяйств в ассоциации или кооперативы позволяет при концентрации основных фондов и более высоком уровне ответственности добиться гораздо более высоких результатов. Я вам назову цифры: сейчас, даже по условным паям, нашим пенсионерам, которые всю жизнь отработали в колхозах, принадлежит 52,3% всей земли - это к вопросу о социальной справедливости. Пенсионеры могут сдавать ее в аренду, т.е. получат к пенсии определенную прибавку. Так что вопрос о земле неслучайно вынесен на референдум: по Конституции такие вопросы решаются только путем проведения референдума.

Что же касается беспокойства по поводу того, будут ли скупать и продавать землю? – данный процесс будет регулироваться собственниками земли, которые живут на ней, а также законами, которые только предстоит еще разработать. Но опять же - это будут решать люди, которых всю жизнь земля кормила, а они, в свою очередь, кормили большую часть населения нашего государства. Поэтому говорить о том, целесообразно ли это делать, нет нужды. Это необходимо делать. И земля должна быть частной собственностью. Наша первостепенная задача состоит в том, чтобы Приднестровье было самодостаточным. А для этого - еще раз повторюсь - экономика должна работать и управление ее должно состоять из стольких звеньев, сколько их нужно, но дублирующих быть не должно. И в промышленной области также нельзя обойти вниманием вопрос собственности. У нас много предприятий различной формы собственности - коллективной, акционерной. К примеру, 75-ю процентами акций завода «Электромаш» владеют рабочие этого предприятия. У нас прошла приватизация жилищного фонда - люди приватизировали квартиры. Так постепенно приходит осознание того факта, что собственность не только благо - ею надо управлять, за нее надо отвечать, эффективно использовать. В том числе и землю.

- В какой мере и как повлияла на экономику Приднестровья и на благосостояние ее граждан экономическая блокада, в условиях которой Приднестровье живет с августа 2001 года?

- С августа 2001 г. мы лишены таможенных печатей, в результате чего мы потеряли в обороте более 170 млн. долларов. Более того, Республика Молдова буквально отобрала у нашего населения около 2 млн. долларов - это средства, которые пошли на оплату двойного оформления экспорта. Еще одна громадная статья ущерба, нанесенного действиями Кишинева, – это прерванные контракты, потеря рынков сбыта. Сорвано повышение пенсий и зарплат бюджетникам. И я не думаю, что такие действия вызывают у населения Приднестровья доверие к последующим заявлениям г-на Воронина. В том числе и к тому, в котором говорится, что Молдова не претендует на нашу собственность. Может быть, он просто намекнул: платите, мол, нам дань, а мы, может быть, разрешим вам жить. Тем не менее, мы предпринимаем некоторые дипломатические меры, экономические шаги и продолжаем жить.




Независимая Молдова,
20 марта 2003

Федерализация как выход из кризиса

А.Сафонов, политолог (Тирасполь)

Совершенно очевидно, что переговоры по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем вступили в новую фазу. С одной стороны, посредники поддерживают инициативы Президента Молдовы Владимира Воронина, озвученные полтора месяца назад. С другой - Верховный Совет ПМР рекомендовал приднестровскому президенту Игорю Смирнову обеспечить беспрепятственный вывоз военного имущества ОГРВ из региона. 11 февраля в ТВ-программе "Время" И. Смирнов подтвердил, что помех не будет; несколькими днями раньше министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай высказался в том смысле, что беспрепятственный вывоз есть помощь в поддержании имиджа Москвы на фоне необходимости выполнения решения Стамбульского (1999 г.) саммита. Но оглянемся вокруг! Происходящее с нами вовсе не является чем-то особенным. В Сочи Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе обсуждали возможность федерализации Грузии с премьер-министром Абхазии Георгием Гагулия. На Кипре ООН поставила вопрос предметно: или греческая и турецкая общины находят общий язык, или в Евросоюз примут только признанную - греческую - часть Кипра. У нас, конечно, свои особенности, но все равно видно, что в надвигающемся мировом хаосе Европа боится дать повод хоть кому-то для распада, поскольку всё сразу же начнет развиваться по принципу "домино". Строго говоря, уже после принятия в декабре 1994 г. Закона о статусе Гагаузии Молдова с точки зрения конституционного права стала т.н. сложным унитарным государством. Уже тогда вопрос её принципиально нового устройства стал вопросом времени. Ну, а после подключения к переговорам США и поддержки ими идеи федерализации стало ясно, что перед нами - единственный путь решения 13-летнего противостояния.

Но все это - лишь общие контуры. Куда важнее представлять себе трудности и подводные камни, с которыми можно встретиться в процессе урегулирования.

Во-первых, это разные валютные системы. Уже сейчас в Тирасполе высказывается мнение: даже при поэтапном переходе к единой "денежке" нужно иметь в федеративном государстве несколько эмиссионных центров. (На манер США, где некоторые штаты в своё время таким образом стремились получить гарантии против возможных "перегибов" федерального центра.)

Во-вторых, различные силовые структуры. За 13 лет дезинтеграции по обе стороны Днестра выросло своё молодое чиновничество и свои силовики. И те, и другие (в особенности - молодые функционеры, которые уже и не помнят СССР или помнят его смутно) связывают перспективы своего карьерного роста с новыми независимыми государствами. Не едины и силовики. Если, к примеру, сыскарю придется ловить преступных авантюристов, маньяков и прочих ублюдков при любом режиме и статусе государства, то что делать пограничнику или таможеннику, стоящему где-нибудь на КПП в районе Бендер? Об этих людях придётся думать, разрабатывать какие-то меры их социальной адаптации. Ведь не секрет, что на постсоветском пространстве среди людей с ружьем есть и такие, кто в силу своих способностей могут лишь лениво слоняться взад-вперед и совать в карман засаленный доллар, милостиво разрешая проезжать мимо униженному и задавленному (чтобы не сказать хуже) "челноку". Ни в какую фирму такого "бойца" просто не возьмут, и он отлично это понимает. Понятное дело, немало таких людей окажется ярыми поборниками статус-кво. Повторяю: желательно предусмотреть и их социальную защиту, дабы они не торпедировали весь процесс урегулирования. В истории примеров тому тьма.

В-третьих, надо уже сейчас думать об изучении в учебных заведениях общественных дисциплин. Понятное дело, "Историю Румынии", особенно в интерпретации откровенно дурацкого учебника П. Панаитеску (1943 г., фашистских времен), который пытались не от большого государственного ума спустить в приднестровские школы лет 12-13 назад, никто в Приднестровье изучать не будет. В том числе - и самые умеренные приднестровцы. А, с другой стороны, с вышедшей недавно "Историей ПМР" вряд ли согласятся те, кого лидер ХДНП Юрий Рошка год назад сорвал с занятий и вывел на площадь. Значит, в любом случае не избежать в той или иной форме смешанной комиссии и компромиссного учебника (при том, что любые другие учебники также будут иметь право на жизнь).

В-четвертых, хотя по важности, это, наверное, первоочередной вопрос - собственность. В 1990 г. начали делить власть, но уже война 1992 г. показала, что кровь льётся, прежде всего, из-за дележа национальных богатств. Итак, мы наблюдаем элиты. Заставить кого-либо отдать всё - не выйдет. Вывод: придется договариваться, т.е. что-то будет в федеральной собственности, а чем-то придется "помазать по устам" денежным людям. Основные противоречия всплывут при сопоставлении законов о приватизации и земельных законодательств. Не секрет ведь, что с 6 апреля в ПМР намерены запустить механизм введения частной собственности на землю.

В-пятых, это проблема внешней политики. Ну, тут легче, чем было 10 или даже 5 лет назад. Кишинев активно работает с Москвой, а у приднестровцев довольно прочные экономические связи с Западом. Куда металлурги Рыбницкого ММЗ гонят свою готовую продукцию? Да почти на 100% в США. Так что, я думаю, у будущей федерации есть прекрасная возможность сформулировать сбалансированную внешнеполитическую концепцию.

По сути дела, с точки зрения решения внутренних проблем федерализация Молдавии (в том числе, принятие общей Конституции) - оптимальный выход. Правда, некоторые говорят ещё и о возврате к ситуации 1918-1940 гг., т.е. разделе по Днестру, с перспективой дележа бывшей МССР между Румынией и Украиной. О сомнительности этой "перспективы" сказано немало. Что добавить к сказанному? Ну, хотя бы то, что в 1990 г. в состав ПМР вошли правобережные Бендеры. А кто в случае раздела отпустит их в Украину? И что такое Левобережье без Бендер? Заштатный украинский район. К тому же украинский унсошник - такой же националист, как и те, кто рыдали от умиления, глядя на венчание некоей полузабытой дамы с памятником Штефану Великому. Следовательно, возможно лишь нахождение через переговоры компромисса между Кишиневом и Тирасполем на основе федерализации. Процесс тяжелый, даже мучительный, но что делать? Думается, противники такого выхода на обоих берегах должны всё же осознать реальное положение дел. Предложенная федерализация - не только способ покончить с репутацией "горячей точки", хотя у нас, слава Богу, уже почти 11 лет как не стреляют. Это ещё и вариант вернуть сотни тысяч людей, которые разбежались по белу свету в поисках лучшей доли. По некоторым подсчётам, в ПМР сегодня реально проживает 400 с небольшим тысяч человек (в 1990 г., по официальным данным, было 750 тыс., в 1998 г. - уже 650 тыс.) В Тирасполе называют иной раз 80-100 тыс. жителей (вместо 186 тыс. 13 лет назад), в Бендерах сегодня, думаю, живёт всего тысяч 70... А разве в правобережной Молдове лучше? Наше население в огромной массе - пенсионеры, а каждый год, месяц и день неурегулированности лишь уменьшают процент трудоспособного населения. Что будет завтра?

И в заключение скажу о позиции таких стран, как США, Россия, Украина, таких организаций, как Евросоюз и ОБСЕ. Хотя этот момент требует отдельного анализа, но общая тенденция видна: каждый из этих игроков по своим, конечно, соображениям, хочет изменить ситуацию. И идею федерализации они, как уже говорилось выше, поддерживают. Радикалы по обе стороны Днестра должны понять: в данном случае упорствовать бессмысленно, а надо садиться и договариваться, ибо у больших игроков всегда есть масса средств воздействия, влияния и даже прямого давления на игроков маленьких. Раньше Кишиневу и Тирасполю удавалось играть на противоречиях - сегодня ситуация принципиально иная. Но разве это плохо? Мы имеем отличный шанс усадить облечённых властью политиков за стол переговоров и создать общую Конституцию. Пусть она не решит всех проблем, но таким образом мы постараемся свести недовольство каждой из сторон (сколько их в конце концов окажется - другой вопрос) к приемлемому минимуму. А разве не в этом суть компромисса?




Ольвия-пресс,
20 марта 2003

Террор и двойные стандарты

Игорь Петров

Около 9 лет просидевший в тираспольской тюрьме, освобожденный по настоянию Молдовы и России президентом ПМР, нераскаявшийся террорист Илие Илашку требует в Европейском суде по правам человека наказания Молдовы и России за то, что они не препятствовали его осуждению за реально совершенные против народа Приднестровья преступления. Абсурд. Но высокий суд приступил к рассмотрению этого иска, более того, выдвигаются требования отпустить и остальных членов террористической группы «Бужор», непосредственных исполнителей и убийц.

Все происходящее вокруг Илашку характеризует политический режим в Молдове. Задержание в 1992 г. спецслужбами ПМР террористической группы "Бужор" во главе с Илашку, их изобличение в совершенных преступлениях против народа Приднестровья повергло правительство Республики Молдова в шоковое состояние. Террористическая антинародная суть кишиневского режима была засвечена перед правительствами СНГ и перед всем миром. Кишинев вынужден был срочно сворачивать террористическую деятельность в отношении Приднестровья.

Эффект от успешно проведенной Приднестровьем информационной операции с Илашку был настолько сильным, что во времена Снегура и Лучинского требования об освобождении террориста всегда были формальными. Политикам Молдовы было необходимо, чтобы Илашку сидел в тюрьме в Приднестровье, во-первых, румынский ультра радикал уже был не нужен и даже вреден Кишиневу как политик, во-вторых, можно было спекулировать на тему нарушения прав человека в Приднестровье. Илашку благополучно отбывал наказание в Тирасполе до тех пор, пока к власти в Кишиневе не пришли коммунисты.

Особенность «коммунистического» режима в Молдове в том, что никакого коммунистического режима нет, есть продолжение, развитие и укрепление прорумынского террористического режима времен Снегура. Лидер ПКРМ захватил власть в Кишиневе путем прямого обмана избирателей. Но коммунистическая маска автоматически создала ему множество врагов в лице откровенных национал-радикалов и национал-демократов. Его власть, именно из-за коммунистической вывески, благодаря которой он оказался на посту президента, довольно неустойчива. С первых дней новый президент РМ пытался заручиться поддержкой национал-демократической общественности, которая, пользуясь финансовой и идеологической подпиткой из-за Прута, проявляет наибольшую активность на политической арене Молдовы. Освобождение Илашку должно было, по мнению Воронина, примирить его с воинствующими национал-радикалами. Он демонстративно перед телекамерами пожал руку террористу, позвонил румынскому президенту и похвастал своим «успехом»: де, Снегур и Лучинский не смогли, а я смог. Однако он не пожал никаких плодов от этой акции.

Сейчас Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению иска «Илашку и другие против Молдавии и России». Согласно логике национал-радикалов, голос которых хорошо слышен в Европе, развязанная Кишиневом в 1992 г. агрессия против народа Приднестровья, в том числе и действия террористических групп, не что иное как «наведение конституционного порядка». «Мятежный регион» под названием ПМР был создан руками Москвы, ее идеологами, под защитой 14 -ой армии РФ. Известно, что молдавский президент М. Снегур в период вероломного нападения на Бендеры договорился до того, что пообещал объявить войну России. Прорумынские политики и сейчас придерживаются точки зрения, что война 1992 г. была войной между Молдовой и Россией. Исходя из такой логики Илашку «сидел» на территории Молдовы, и Кишинев должен ответить за это; Россия, войска которой находятся в этих «восточных районах», контролирует «кровавый тираспольский режим», а потому также должна нести ответственность. Илашку не считает произведенный над ним суд законным, поскольку это суд непризнанной республики.

Поддержка Россией освобождения Илашку в 2001 г. объясняется в первую очередь заинтересованностью Москвы в окончательном урегулировании отношений между Кишиневом и Тирасполем. В 2001 г. Кремль поверил в пророссийские лозунги Воронина и обещания найти взаимоприемлемый вариант решения приднестровской проблемы. Кредит доверия к Воронину в то время был большим. Молдавский президент признавался, что Илашку освободили после того, как министр иностранных дел России Игорь Иванов по его просьбе позвонил в Тирасполь. Предполагалось, что в ответ на проявленную Тирасполем добрую волю, Кишинев выступит с ответными, конструктивными шагами, а президент РМ принесет извинения народу Приднестровья за вооруженную агрессию, развязанную его предшественниками. Но извинений за 1992 год от молдавской стороны не последовало, террорист стал сенатором Румынии, а переговорный процесс зашел в тупик. Воронин в прямом смысле подставил Россию, убедив ее содействовать освобождению террориста и не предприняв никаких мер для развития молдо-приднестровских отношений. Вскоре после освобождения Илашку Воронин развязал против Приднестровья настоящую информационную и экономическую войну. Риторика молдавского президента в 2001 г. была настолько агрессивной, что многие всерьез опасались повторения 1992 г. Думается, что только присутствие России сохранило мир в регионе. В июле 2001 года Большая палата суда по результатам первого слушания объявила жалобу "Илашку и другие против Молдавии и России" приемлемой. Но только сейчас, по прошествии полутора лет после 11 сентября 2001 г. Страсбургский суд приступил к рассмотрению иска террориста к странам антитеррористической коалиции. 11 марта, представители Европейского суда по правам человека прибыли в Тирасполь и встретились с заключенными преступниками. При этом дознаватели из Страсбурга отказались встретиться с женой убитого террористами Гусара А. Д.

Долгое время все попытки потерпевшей найти справедливость остаются безуспешными, в отличие от румынского сенатора-террориста Илашку ей не удается добиться рассмотрения своего иска в Страсбургском суде, Генеральная прокуратура Республики Молдова отказывается рассматривать жалобу потерпевшей, уличающую кишиневский режим в государственном терроризме. Хотелось бы надеяться, что после 11 сентября 2001 г. мировое сообщество будет более принципиально по отношению к терроризму и не будет делить террористов на своих и чужих. Изменение позиции Москвы также должно последовать, ведь согласно новой военной доктрине России, принятой после событий Норд-Оста, страны, которые укрывают или как-то еще потворствуют террористам, будут считаться главными противниками России. Но пока ни Кишинев, отпустивший террориста на все четыре стороны, ни Бухарест, где сейчас заседает в сенате Илашку, до сих пор не получили со стороны Москвы ни малейших нареканий. Тем временем в Страсбурге Россию судят по иску, поданному от лица террориста.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ