Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №64(01.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УКРАИНА



Хроника

21 ноября. Верховная Рада Украины одобрила назначение донецкого губернатора Виктора Януковича премьером-министром.  Его кандидатура была внесена Президентом Леонидом Кучмой. В поддержку кандидатуры Януковича свои голоса отдали 234 депутата при необходимых для принятия решения 226 голосах.  Многие обозреватели восприняли внесение Леонидом Кучмой кандидатуры Януковича на пост премьера фактически как выбор Президентом своего преемника.  Сразу после своего избрания Янукович сделал ряд важных символических жестов. Одним из первых шагов нового премьера стало посещение блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана), главы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Янукович взял благословение на новый пост.

23 ноября. Президент Украины Леонид Кучма находился в Праге на саммите НАТО. Многие участники выступили резко против его участия. Один из лидеров оппозиции, Александр Мороз, также находившийся в Праге, сделал заявление, суть которого  в том, ЧТО США «поставили крест» на Кучме и сделали ставку на оппозицию.

23 ноября. В Киеве Союз Православных Братств Украины провел демонстрацию против вступления Украины в НАТО. День проведения акции был приурочен к открытию саммита НАТО в Праге. Вместе с тем, протест пикетчиков — это ответ на состоявшиеся 23 октября парламентские слушания по поводу интеграции Украины в Североатлантический блок, на которых большинство фракций, в основном правой ориентации, эту идею поддержали. К тому же в скором времени, как сказал глава Верховной Рады, ожидается обсуждение и принятие соответствующего документа.

В распространенном СПБУ заявлении отмечается, что ориентация во внешнеполитической стратегии на блок НАТО противоречит коренным интересам страны и ее народа и создает реальную угрозу превращения Украины в заложницу геополитических интересов западных стран. "Одним из условий вступления в альянс, — отмечается далее в заявлении, — называется принятие западных цивилизационных ценностей. Но если цивилизация западных стран сформирована на основе католико-протестанской культуры, то наша страна — православная”. Союз рассматривает решение вступить в НАТО как отказ многовековых традиций нашего народа. Стремление в НАТО именуется в заявлении СПБУ “синдромом Мазепы”.

Союз Православных Братств рассчитывает, что к его протесту присоединятся и другие политические силы. В акции приняли участие более тысячи человек.

23 ноября. Чрезвычайный и Полномочный Посол Соединенных Штатов Америки в Украине заявляет, что у США нет сомнений в аутентичности записей, сделанных бывшим майором Государственной службы охраны Николаем Мельниченко в кабинете Президента Леонида Кучмы. Об этом идет речь в открытом письме посла главному редактору газеты "2000" Сергею Кичигину. Посол указывает, что за попыткой подвергнуть сомнению аутентичность этих записей скрывается желание отвлечь внимание от предоставления Л.Кучмой согласия на продажу "Кольчуг" Ираку. Вместе с тем К.Паскуаль заметил, что вопрос аутентичности записей хотя и влияет на политику США, но не является юридическим делом. "Федеральное Бюро Расследований США провело полный и всесторонний анализ записи с тем, чтобы правительство Соединенных Штатов смогло сделать осознанный выбор в своей политике, а не для производства судебного дела", - отмечается в письме. В письме указывается, что "эксперты Лаборатории электронных исследований ФБР провели лабораторный анализ оригиналов записи и оригинального записывающего устройства, предоставленных Н.Мельниченко.

25 ноября. Фракцию КПУ не пугает присутствие членов парламентского большинства в руководстве парламентских комитетов. Об этом в заявил лидер фракции КПУ П.Симоненко. При этом П.Симоненко отметил, что если все-таки парламентское большинство "осмелится заняться перераспределением парламентских комитетов, то работа Верховной Рады будет в ближайшее время заблокирована". Симоненко также не исключил, что недееспособность ВР может привести к досрочным выборам в парламент.

25 ноября. Исполняющий обязанности министра обороны Владимир Шкидченко считает финансово посильным выполнение Украиной принятого на прошлой неделе плана действий Украина-НАТО. Об этом он заявил 24 ноября в интервью телеканалу "1+1"."Нашу общественность, общество интересует финансовый вопрос, - не будет ли непосильным для Украины с финансовой точки зрения выполнение мероприятий этого плана (действий). Сразу скажу - нет", - заявил он. Шкидченко подчеркнул, что в план направлен на реформирование Вооружённых сил в интересах безопасности государства.

"План действий, который разрабатывался в Украине, который согласовывался с экспертами НАТО, он очень тесно согласовывается с Программой реформирования и развития Вооружённых сил", - подчеркнул и.о. министра. Комментируя участие украинской делегации в саммите НАТО, он назвал правильным решение Совета национальной безопасности и обороны об участии Президента Леонида Кучмы в этом пражском саммите Альянса. "Ход обсуждения показал верность принятого решения, президент Украины представил наше государство как равноправного члена процесса достижения безопасности в Европе", - заявил Шкидченко. Днем раньше  на заседании комиссии "Украина-НАТО" были приняты план действий и план целей на 2003 год.

25 ноября. Председатель НБУ Владимир Стельмах написал заявление об отставке. Об этом сообщил народный депутат Дмитрий Табачник от фракции ППУ и "Трудовой Украины". Как передает «Обозреватель», председатель ВР Владимир Литвин сообщил, что новым председателем НБУ назначен Сергей Тигипко. Об этом назначении было объявлено на сегодняшнем заседании Согласительного совета. Табачник подчеркнул, что Литвин в ходе совета акцентировал внимание народных депутатов на том, что Президент Украины Леонид Кучма лично обсуждал со Стельмахом данный вопрос и выяснил, что отставка последнего является добровольной.

25 ноября. Председатель украинского объединения "В Европу - вместе с Россией" Андрей Деркач заявил, что транснациональный российский бизнес способен стать проводником для украинских товаров на мировом рынке.По его словам, такие крупные российские компании, как "Русал", "ЛУКОЙЛ", "Альянс" предоставляют сегодня украинским предприятиям возможность первичной переработки нефти, обработки сырья алюминия, а также изготовления мазута и технических масел. Деркач сообщил в этой связи, что российская компания "Вимм-Билль-Данн" открыла в Харькове предприятие по производству молочной продукции.

Кроме того, cовместно с российской стороной на Украине планируется начать строительство завода по производству алюминия. Крупнейшим рынком для украинских товаров председатель объединения "В Европу - вместе с Россией" считает Евразийское экономическое сообщество. Отказываясь от тесной интеграции с ЕврАэЭС, Украина может потерять этот рынок, предостерег Деркач.

25 ноября Руководителем аппарата Кабинета Министров Украины назначен Станислав Скубошевский, бывший заместитель Виктора Януковича как губернатора Донецкой области. Об этом Янукович сказал на пресс-конференции в Донецке.

Скубашевский родился 30 мая 1949 года в с. Голенищево Чемеровецкого района Хмельницкой области. Закончил Донецкий политехнический институт по специальности "инженер-механик". С ноября 1999 года — руководитель аппарата Донецкой областной государственной администрации. С 1995 года — член Либеральной партии Украины, член Политсовета ЛПУ.

25 ноября. Президент Леонид Кучма обратился к Верховной Раде с просьбой уволить Владимира Стельмаха с поста председателя Национально банка и назначить на этот пост Сергея Тигипко. Об этом сообщил член совета НБУ, депутат Верховной Рады от блока партий "Наша Украина" Петр Порошенко."Президент подал представление на Тигипко (назначить главой НБУ)", — сказал Порошенко.

25 ноября. Крючков подал заявление о сложении с себя депутатских полномочий

Входящий во фракцию Коммунистической партии депутат Георгий Крючков подал заявлении о сложении с себя депутатских полномочий. Об этом Крючков сказал агентству Українськие Новины.

"Я подал, это правда", — заявил Крючков. Вместе с тем, он не стал уточнять мотивы принятого решения.

Крючков возглавлял комитет Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.

25 ноября. По мнению американского исследователя из Фонда Карнеги Андерса Ослунда смена главы правительства - это обычное продолжение клановой борьбы в Украине, а не попытка реформы власти в стране. Именно поэтому, как отмечает Ослунд, новоназначенный премьер не продержится на своей должности более полугода из-за слишком острой борьбы среди пропрезидентских кланов. Кроме того, по мнению западных политологов, назначение нового премьера ничего не изменит в украинской политике до тех пор, пока Президент Кучма останется при власти, передает Корреспондент.net.

"Один клан перебирает власть от другого. Виктор Янукович является вторым лицом в Донецком клане, и он меняет на должности премьера представителя киевского клана Медведчука-Суркиса Анатолия Кинаха. И я не думаю, что когда один олигарх меняет другого, мы увидим больше реформ, или больше политической стабильности", цитирует Ослунда Радио "Свобода".

Ослунд убежден, что новоназначенный премьер не продержится долго на своей должности, потому что слишком остра борьба среди пропрезидентских кланов.

"Думаю, что он не продержится больше, чем полгода. Баланс власти очень неустойчив, поэтому я думаю, что вскоре мы увидим, как фигуры с днепропетровского клана, например, Сергей Тигипко, также начнут требовать должность премьера. По моему мнению, дестабилизация только ускорится", - отметил политолог. Аналитик исследовательской компании Eurasia Group Лесли Пауелл считает, что назначение Виктора Януковича в "ни коем случае" нельзя "рассматривать как попытку реформ".

26 ноября. Украинское правительство "предоставило документацию" США и Великобритании только по 72 из 76 произведенным на Украине радарным комплексам "Кольчуга". Об этом говорится в докладе американских и британских экспертов. В документе подчеркивается, что в ходе рассмотрения вопроса о возможных поставках "Кольчуг" в Ирак "украинцами не было проведено удовлетворительное и глубокое расследование". "Правительство Украины утверждает, что четыре "Кольчуги" находятся в Китае, но группа экспертов не получила доступ к документам, которые бы это подтвердили", - отмечается в докладе. В документе говорится также, что работавшие на Украине американские и британские эксперты обнаружили "несоответствие" в числе произведенных "Кольчуг" в 1993 году и "нашли необычным" тот факт, что по заявлению украинской стороны в течение 5 лет - с 1996 по 2001 годы - "Кольчуги" на Украине вообще "не производились". На основании полученных ими сведений эксперты пришли к выводу, что "по причине недостаточного сотрудничества и прозрачности" со стороны украинских властей "вопрос о том, поставляла или поставляет Украина "Кольчуги" Ираку через третью страну должен оставаться открытым". Признав, что радарные комплексы "не поставлялись Ираку по открыто обнародованным контрактам", эксперты подчеркнули при этом, что по их мнению "остается реальная возможность" того, что "Кольчуги" могли быть поставлены Багдаду посредством "тайных или нелегальных поставок вооружений" и поэтому в расследовании этого вопроса "имеется много противоречий и вопросов, оставшихся без ответа".

В документе указывается, что, несмотря на запросы США и Великобритании, "некоторые из наиболее критически важных документов" по комплексам "Кольчуга" по-прежнему "не раскрываются" правительством Украины, которое, в частности, отказывается удовлетворить просьбу американских и британских экспертов передать им документы о продаже четырех "Кольчуг" в КНР.

27–28 ноября. Президент Украины посетил Италию. В Риме  Леонид Кучма призывал Европейский Союз определить место и роль Украины в будущей Европе. Страна в условиях неопределенности жить не может", сказал Президент. Кучма выразил мнение, что Украина осталась на обочине Европы, подчеркнув, что стабильную Европу без Украины создать невозможно. Италия - первая страна, куда Леонид Кучма отправился после Пражского саммита НАТО. Как отмечают обозреватели, в Праге премьер-министр Италии Сильвио Берлускони был практически единственным западным лидером, с которым встречался украинский Президент.

Кучма посетил также Папу Римского Иоанна-Павла Второго.

28 ноября. Премьер Италии Сильвио Берлускони заявил о том, что евроинтеграционные усилия Украины увенчаются успехом. Однако  президент Еврокомисии, итальянец Романо Проди, заявил, что Украине нет места в расширенном ЕС, а Россия слишком большая, чтобы войти в эту организацию, передает Корреспондент.net. Проди сделал это заявление в интервью голландской газете Фольксрант. Касаясь будущего Европы после принятия в ЕС 1о новых членов, в том числе три балтийские республики, входившие в СССР, Проди сказал, что балканские государства тоже со временем вступят в ЕС, потому что "принадлежат к Европе", сообщает Украинская служба Би-би-си. Турция, по его словам, является официальным кандидатом на вступление с ЕС, однако нет оснований говорить про потенциальное вступление в организацию Марокко, Украины и Молдовы. Президент Еврокомиссии подчеркнул необходимость определить критерии расширения ЕС, потому что тот факт, по словам Проди, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, ничего для него не означает, потому что точно также европейцами чувствуют себя новозеландцы.

28 ноября. Верховная Рада отказалась уволить Владимира Стельмаха с поста председателя Национального банка. За увольнение Стельмаха проголосовали всего 214 депутатов при необходимых 226.

25 ноября Президент Леонид Кучма обратился к Раде с просьбой уволить Стельмаха с поста председателя Нацбанка и назначить на этот пост Сергея Тигипко.

На прошлой неделе большинство Рады и новый премьер-министр Виктор Янукович договорились о назначении представителя большинства председателем НБУ в обмен на поддержку назначения Януковича.

28 ноября. Председатель правления Национального банка Владимир Стельмах заявил, что согласен уйти со своей должности для консолидации большинства в Верховной Раде. Об этом Стельмах сказал, отвечая в парламенте на вопросы депутатов еще до голосования депутатов по вопросу его снятия с занимаемой должности. Перед голосованием по предложению Президента Леонида Кучмы об увольнении Стельмаха и затем о назначении на должность руководителя банка Сергея Тигипко ряд депутатов потребовали выступления Стельмаха с тем, чтобы он объяснил обстоятельства своего ухода и сообщил, писал ли он заявление о своей отставке.

Стельмах сообщил, что он просил встречи с Кучмой сразу же после заявления экс-премьера Анатолия Кинаха о необходимости усилить руководство НБУ. Встреча состоялась в понедельник. Стельмах сообщил депутатам, что он с Кучмой обстоятельно обсудил ситуацию и он согласился с доводами Президента покинуть свой пост для консолидации большинства Рады.

При этом Стельмах заявил, что никаких заявлений о своей отставке он не писал. "Я как гражданин не могу быть катализатором несогласованности. Это (мой уход) направлено, чтобы была консолидация", — сказал Стельмах. Стельмах также отметил, что ему уже предложено несколько вариантов его дальнейшей работы, но не уточнил какие именно. "Мне была предложена работа. Без работы я не останусь", — сказал Стельмах.

28 ноября. «За претензиями США по поводу радаров «Кольчуга» стоит одно – сменить высшее должностное лицо в Украине и поставить своего ставленника. Эту задачу США не решили, а отступить от этого им слишком сложно, поскольку это бьет по авторитету не только тех лиц, которые спровоцировали этот скандал, но и по авторитету страны», - заявил глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков. Он считает, что давление на президента Леонида Кучму со стороны США будет продолжаться, для чего американцы попытаются обнаружить в Ираке украинские «Кольчуги». «Американцы будут рыскать по Ираку, искать «Кольчуги», -- сказал Крючков.

Он считает, что обвинения президента Кучмы в незаконных поставках «Кольчуг» со стороны США не являются обоснованными, и подчеркнул, что до сих пор никаких подтверждений этих обвинений предъявлено не было. Крючков также назвал «знаменательным» тот факт, что США проявляют пристальный интерес к поставкам «Кольчуг» в Китай. Он считает, что следующим шагом со стороны США должна стать проверка Китая на предмет нахождения «Кольчуг» на территории этой страны. Крючков также считает правильной позицию украинского руководства, согласно которой обвинения США в адрес президента Кучмы должен рассматривать «Комитет 661» ООН (комитет по санкциям против Ирака). «Это единственный комитет, который правомочен рассматривать эту проблему», -- сказал Крючков, добавив, что присутствие в этом комитете представителей Китая и Франции даст возможность обеспечить более объективный подход к расследованию американских обвинений.




Новый Кабмин пофамильно

Кирилл Фролов

Президент Леонид Кучма подписал указ, которым назначил первого вице-премьера и трех вице-премьеров коалиционного Кабинета министров Украины. Президент подписал указ в аэропорту "Борисполь" перед вылетом с трехдневным официальным визитом в Италию после собеседования с кандидатами на эти посты. Как сообщила пресс-секретарь президента Алена Громницкая, согласно указу, Николай Азаров назначен первым вице-премьером и министром финансов, Виталий Гайдук - вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу, Дмитрий Табачник - вице-премьером по гуманитарным вопросам, Иван Кириленко - вице-премьером по вопросам аграрно-промышленного комплекса. По словам Громницкой, Азаров назначен по квоте фракции "Европейский выбор", Виталия Гайдук - фракции СДПУ(о), Дмитрий Табачник - фракции партий Промышленников и предпринимателе и "Трудовая Украина", Иван Кириленко - фракции "Аграрии Украины

В итоге мы имеем следующий состав КМУ:

Первый - вице-премьер, министр финансов - Николай Азаров (квота фракции "Европейский выбор"). Вице-премьер по вопросам ТЭК - Виталий Гайдук ("СДПУ(о)")

Вице-премьер по агрокомплексу - Иван Кириленко ("Аграрная партия Украины")

Вице-премьер по гуманитарным вопросам - Дмитрий Табачник ("Трудовая Украина-ПППУ")По предварительной информации, новый Кабмин выглядит так:

Министр обороны - Владимир Шкидченко

МВД - Юрий Смирнов

Минюст - Александр Лавринович

МИД - Анатолий Зленко.

Министр по экономике - Валерий Хорошковский ("Трудовая Украина - ПППУ")

Министр по топливно-энергетическому комплексу - кандидат от группы "Демократические инициативы"

Министр по аграрной политике - Сергей Рыжук  ("Аграрная партия Украины")

Министр промышленной политики - Анатолий Мялица ("Трудовая Украина - ПППУ")

Министр транспорта - Георгий Кирпа ("СДПУ(о)")

Министр экобезопасности - Василий Шевчук ("НДП")

Министр по чрезвычайным ситуациям - Анатолий Голубченко ("Народовластие" )

Министр здравоохранения -  Андрей Пидаев

Министр социальной политики - Михаил Папиев ("СДПУ(о)")

Министр культуры - Юрий Богуцкий ("НДП")

Министр образования - Василий Кремень ("СДПУ(о)")

После отставки партнера В. Ющенко В.Стельмаха с поста председателя Нацбанка Президент Кучма назначил 

главой НБУ - Сергея Тигипко ("Трудовая Украина -ПППУ"), но ВР не поддержала этого назначения («Наша Украина» пытается сохранить позиции в Нацбанке)

Что обращает на себя внимание больше всего?

Что ключевые посты (премьер, первый вице-премьер, министр финансов) достались представителям  «донецкого клана». Будут ли «донецкие»

То, что Виктору Ющенко и «Нашей Украине» не досталось ничего. Фракция «Нашей Украины» голосовала против Януковича, следовательно, новый премьер им ничего не должен.

Пост вице-премьера по гуманитарной политике занял представитель «днепропетровской группировки» Дмитрий Табачник-член парламентской фракции «С Россией - в Европу». Глава фракции А. Деркач высказался за вступление Украины в ЕвроЗАЭС. Посмотрим, насколько последовательно будет отстаивать эту идею новый Кабинет. Будет ли новый гуманитарный вице-премьер добиваться языкового равенства на Украине?

Пост министра юстиции занял А. Лавринович, один из основателей УНА-УНСО, адепт тесно связанного с чеченским терроризмом т.н. «Киевского патриархата». Это назначение не укрепляет российско-украинские отношения. Президент Путин обещал изобличать пособников терроризма, где бы они  не  находились. Наличие такого отнюдь не нейтрального министра юстиции может дорого обойтись русским и пророссийским общественно-политическим организациям.

Международные финансовые организации и многие политики негативно восприняли новый Кабинет Министров. Он заранее обвинен в «антиреформаторстве». «Вашингтонский ЦК» явно разочарован в том, что премьером стал не Ющенко. Януковичу дают не более года.

Влиятельные круги США и Великобритании тем более усиливают давление на Кучму, в частности по делу «Кольчуг». Штаты расширяют круг взаимодействия с украинской оппозицией, вновь активно интересуются фигурой Александра Мороза.

Виктор Ющенко и МВФ пытаются сохранить на посту главы Нацбанка Украины Владимира Стельмаха, неформально связанного с «Нашей Украиной». Парламент не утвердил 28 ноября на посту главы Нацбанка  днепропетровца Сергея Тигипко. Что же, теперь между «днепропетровским» и «ющенковскими» будет меньше взаимопонимания. 

Виктор Янукович недвусмысленно продемонстрировал свою приверженность УПЦ Московского Патриархата. Сразу после утверждения  он посетил блаженнейшего митрополита Киевского Владимира и взял у его благословение на новый пост. Но вера без дел мертва. Прекратит ли новое правительство поддержку раскольнических группировок, вмешательство в церковные дела? Расформирует ли одиозный тоталитарный «огрызок»-Комитет по делам религий при Кабинете Министров Украины? Здесь все не так просто -  большинство членов «донецких» и «днепропетровских» фракций записались во фракцию «Украине- поместную церковь», которую сколачивает униатка Лилия  Григорович из «Нашей Украины». Можно, конечно сослаться на их некомпетентность в церковных делах, но Григорович - слишком уж известная фигура.

Персоналии

Николай Азаров

Первый вице-премьер, министр финансов.

Родился 17 декабря 1947 года в городе Калуге. В 1971 году окончил Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии Наук Украины.

Главный Государственный советник налоговой службы. Член Высшего экономического совета Президента Украины.

Член Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.

В 1994—98 гг. — народный депутат Украины. С 1995 по 1998 гг. входил в состав Валютно-кредитного совета КМ Украины.

С октября 1996 г. — председатель Государственной налоговой администрации Украины.

26 ноября 2002 года Президентом Украины назначен Первым вице-премьер-министром страны и министром финансов.

Имеет почетные звания "Заслуженный экономист Украины" и "Почетный работник налоговой службы". Кавалер ордена "За заслуги".




Ватикан планирует учредить патриархат на Украине, утверждает кардинал Гузар.

Кирилл Фролов

Киевские аналитики прочат Гузара в преемники Папы. Лукашенко в Москве-Кучма в Ватикане

Ватикан рассматривает практические шаги, которые необходимо предпринять для провозглашения патриархата на Украине, убежден глава Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар.

Это заявление Гузар сделал 20 ноября в Ватикане, где он находился на очередной встречи членов Конгрегации восточных Церквей. По словам кардинала, Ватикан не принимает решительных мер, так как боится дальнейшего осложнения отношений с православными Церквами. «Я думаю, есть какое-то продвижение вперед в этом вопросе, -- заявил кардинал. -- Сейчас проводятся очень тщательные исследования в этой деликатной сфере».

Гузар убежден, что Папа Иоанн Павел II готов предоставить УГКЦ статус патриархата, уравняв ее с другими униатскими церквами. Однако если «раньше такие вопросы решались простым папским декретом», сегодня, после Второго ватиканского собора, папа не может поставлять патриархов, «не убедившись в том, что такое решение будет принято и поддержано восточными Церквами, как католическими, так и православными», -- считает кардинал Гузар.

В июне 2001 года украинский кардинал заявил журналистам в Риме, что прибыл в Ватикан, чтобы «убедить Святой Престол, что и по экуменическим соображениям, и для соблюдения правил Второго ватиканского собора», УГКЦ должен быть присвоен статус патриархата. Этот шаг показал бы Православной Церкви, что Ватикан уважает традиции восточного христианства и не предлагает изменять церковную структуру ради единства Церквей, утверждал Гузар. В то же время, деяния Второго ватиканского собора признают патриархат «традиционной формой церковного управления в восточной Церкви», убежден Гузар, и поэтому «патриархаты должны быть учреждены везде, где нужно».

Тем не менее, со времени собора в мире не было учреждено ни одного нового католического патриархата. Существующие ныне Мелькитский, Маронитский, Коптский, Сирийский, Халдейский и Армянский католические патриархаты были формально признаны еще на Флорентийском соборе в XV веке.

Власть «Великого архиепископа», должность которого занимает на Украине Любомир Гузар, ничем не уступает власти патриарха. Единственная разница заключается в том, что при выборах синодом епископов нового «Великого архиепископа» его избрание должно быть одобрено папой, а вновь избранный патриарх лишь просит понтифика о церковном общении.

Очевидно, что главной задачей Гузара является создание «Украинской поместной церкви» под юрисдикцией Ватикана, оторвать с этой целью Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата, навязать ей объединение с раскольниками, затем –униатами. Если этот план удастся, Гузар может стать следующим Папой. Как поляк Иоанн-Павел Второй был востребован «партией Бжезинского» для развала СССР, так Гузар  востребован ей  для окончательного превращения Украины в антироссийское государство.

Ближайшим партнером греко-католиков выступает Константинопольский Патриархат, чье православие становится все более сомнительным. В октябре очередные переговоры с т.н. «украинской автокефальной церковью» провел архиепископ  украинской диаспоры в США юрисдикции   Константинопольского Патриархата Антоний Щирба. По этому поводу пресс-служба Союза Православных Граждан заявила, что "Константинопольский Патриархат окончательно дискредитировал себя. Вне зависимости от достоверности заявлений очередного украинского расколоучителя (имя им легион), сам факт того, что всевозможные авантюристы ссылаются на Константинопольского Патриарха Варфоломея (Архондариса), является знаковым (речь идет о заявлении некоего «архиепископа Моисея, главы «украинской соборноправной церкви»-вообще никому не известной организации, что его патриарх Варфоломей назначил «митрополитом всея Руси-Украины). Это следствие многочисленных фактов раскольнической деятельности Константинопольского Патриархата на Украине, в Болгарии, Эстонии, вмешательства на каноническую территорию других Поместных Церквей", попрания св. канонов, переговоров с такими одиозными группировками, как криминально-террористический "Киевский Патриархат", тесно связанный с международным терроризмом.

В сложившейся ситуации роль естественного, духовного (подчеркиваем, духовного, а не административного) лидера мирового Православия ложится на крупнейшую Поместную Церковь-Русскую, которая во имя спасения самой Православной веры должна собрать вокруг себя все здоровые силы Православного Сообщества"

И Украина-это только начало. В пользу версии о намеренной кампании по срыву российско-белорусского воссоединения свидетельствует и  попытка «из ничего» создать проблемы для Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Неофициальный рупор микроскопической российской группы «суздальских раскольников» «Кредо.Ру»  присоединился к кампании против  нового белорусского закона о свободе совести, поддержанного Патриаршим Экзархом, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым). В преддверие встречи Путин-Лукашенко «Кредо» начало раскручивать такую же микроскопическую и такую же нелегитимную «белорусскую автокефальную церковь (БАПЦ)» ( о «чудотворениях» одного из ее лидеров Яна Спасюка мы расскажем позднее), которая не играет никакой роли в религиозной жизни Белоруссии. На Белой Руси нет никаких объективных предпосылок для отделения от Русской Церкви ее Белорусского Экзархата.  Лидеры т.н. «БАПЦ»утверждают, что после падения Лукашенко Константинопольский Патриархат признает белорусский раскол.

Не менее активно униатские униаты лоббируют свои идеи и в России.

25 ноября в здании общества "Мемориал" прошла конференция "Украинская греко-католическая церковь-преодоление мифа". Перед зданием "Мемориала", где проходила конференция, прошел пикет Союза Православных Граждан и Православного Студенческого Союза. Пикетчики требовали соблюдения прав и свобод православных граждан Галиции, прекращения вмешательства украинского государства в церковную жизнь, просили новое правительство Украины во главе с В.Януковичем распустить одиозный Госкомитет по делам религий ( его глава В.Бондаренко был заявлен как участник конференции).

Автору этих строк  было отказано в аккредитации на конференции (заявка была подана 22 ноября) по причине "отсутствия места". Докладчик намеревался ознакомить участников конференции со справкой пресс-службы Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) о современной ситуации с правами и свободами православных на Западной Украине и о первом геноциде двадцатого века, когда при идеологической поддержке "австро-украинской партии" и руководства греко-католической церкви было уничтожено около 60 тысяч галичан- "москвофилов", принявших или сочувствовавших Православию и идентифицировавших свою принадлежность к русской культуре




Американо-украинский журнал «Политик Холл»

Кардинал Любомир Гузар в списке возможных кандидатов на Римский престал

Джон Ален

Октябрь 2002.

Нет формальной процедуры номинации кандидатов на папство. Этот процесс не предусматривает предварительного заявления кандидата, не выпускаются предвыборные рекламные плакаты, не провалится специальное голосование для определения кандидата. Теоретически любой католик может стать наследником Папы Иоанна Павла I. Однако есть еще одно условие: новый папа должен быть членом Коллегии Кардиналов и его возраст не должен превышать восемьдесят. Таким образом, свели ста тридцати кардиналов-членов Коллегии есть лишь несколько потенциальных претендентов на папства.

Каждый, кто следит за положени­ем дел в церкви, может назвать пятерых возможных наследни­ков Иоанна Павла II: Татаманзи

и Рэ (Италия), Дэнилз (Бельгия), Гамес (Бразилия), Арнизе (Нигерия). Эти имена довольно шумно обсуждают­ся в прессе. Я хочу этот список попол­нить еще одним именем. Это - кардинал Любомир Гузар, номинированный Иоан­ном Павлом II в феврале 2001 года. Впервые я встретился с ним во время визита Иоанна Павла II в Украину. Меня поразило, как ревностно служит он для пяти миллионов греко-католиков Укра­ины и как дипломатично ведет себя в довольно сложных отношениях с пра­вославными. Произвело впечатление и то, как непринужденно он отвечал на самые сложные вопросы репортеров. Это меня настолько заинтриговало, что я захотел пообщаться с людьми, знаю­щими Гузара и его церковь.

Я встретился с кардиналом Гузаром в Риме, куда он приехал на Синод еписко­пов. Мы провели за беседой несколько вечеров, сидя в парке напротив админи­стративного здания Ватикана Говернато-рато. Мы говорили об экуменизме, кол­легиальности, об украинском народе. После этого общения я остался убежден, что Гузар должен быть в списке претен­дентов на папский престол.

Кардинал Любомир Гузар родился в 1933 году во Львове. В 1944 году его семья переехала в США, спасаясь как от на­цистов, так и от большевиков. Обучался в католическом университете, защитил докторскую диссертацию по теологии в Урбанианском университете в Риме. Его иерейские посвящения для украинской диаспоры состоялись в 1958 году в Стемфорде, штат Коннектикут. В 1973 году вступил в монастырь Студитского устава в Италии. Кардинал Иосиф Слипый. Глава украинских католиков, в 1977 году тайно высвятил Любомира Гузара в епископы для украинской ди­аспоры. Однако из-за так называемой "провосточной политики" папы Павла VI,ориентированной на православных, Рим отказался признать архиерейские посвящения Гузара. Таким образом, Любомир Гузар более десяти лет оставался епископом без всяких привилегий. Возможно, это и содействовало тому, что Любомир Гузар не жаждет славы, будучи убежден, что истинный слуга Божий должен быть лишен прикрас. Он не стремится к великолепию. Его одежда - серая рубашка и подтяж­ки, что придает ему скорее вид домаш­ний, чем официальный.

После падения коммунистической системы Украинская греко-католичес­кая церковь вышла из подполья. В 1996 году Любомира Гузара избрали епископом-помощником Главы УГКЦ

кардинала Ивана Любачивского, а в 2001 году он возглавил УГКЦ.

Называя себя католиком восточно­го обряда, Любомир Гузар насквозь проникся идеей коллегиальности и де­централизации. Он настаивает на не­обходимости создания папского цент­ра, будучи уверенным в том, что в пра­вославном мире отсутствие такого объединяющего центра привело к аб­солютному взаимному непониманию. Константинополь и Москва, например, экскомуницировали друг друга из-за несогласия относительно контроля над Эстонией.

"Однако будничная жизнь состоит из множества вещей, не имеющих пря­мого отношения к вере и морали", - за­явил он. "Я отдаю предпочтение мест­ным Синодам и Епископским конфе­ренциям, имеющим по отношению к местной церкви законодательное пра­во. Кто может установить законы для всего мира? Как можно каждому в от­дельности дать определенные указа­ния? Это просто не срабатывает".

Такая постановка вопроса может показаться очень привлекательной для соотечественников кардинала.

С точки зрения традиционных сооб­ражений есть три препятствия к тому, чтобы кардинал Гузар стал кандидатом на папство: он представитель Восточ­ной Европы, после Иоанна Павла II многие верят, что региону придется ждать несколько поколений для того, чтобы дать следующего папу; он граж­данин Америки, а, по мнению обозре­вателей, это является препятствием с дипломатической точки зрения, по­скольку возникает угроза влияния ЦРУ на политику Ватикана; папа считается патриархом Запада, и будет идеологиче­ски непривычным, если этот пост займет представитель восточной традиции. Но на все можно посмотреть с другой сто­роны: Гузар - как мост между Востоком и Западом и как символ единства като­лической церкви. Конечно, кардинал Гузар не настолько большой теолог, как Мартини или Ратцингер, он не яв­ляется таким дипломатом, как Рэ. Но он - испытанный пастырь, и у него зо­лотое сердце. Его улыбка, разум, его густая борода и полноватая стать дела­ют Любомира Гузара символом менее имперской и более приближенной к людям церкви.

В одной из наших последних бесед я заметил, что хочу рассказать о нем, как об одном из тех, кто может стать на­следником сегодняшнего папы. Он улыбнулся и промолвил: "Имейте жа­лость к старому человеку". Согласитесь, не есть ли это еще одной причиной, что­бы рассмотреть его кандидатуру?

Примечание

Кирилл Фролов

В приведенной биографии Любомира Гузара отсутствует маленькая деталь. Гузар был тесно связан с Иосифом Слипым, капелланом дивизии «СС-Галичина», так что утверждения о том, что Гузар уходил от нацистов, весьма сомнительны.




Part.org.ua,
18 ноября 2002

"Донецкая защита" Президента

Александр Михельсон

Виктор Янукович может стать действительно нужным премьером. Не вынужденным, как Ющенко, не удобным, как Кинах, а нужным – разумеется, Леониду Кучме.

Говорят, что когда «премьериада» была в самом разгаре, и на Банковой еще не остановились окончательно на одной кандидатуре, на Грушевского именно защитники амбиций Виктора Януковича развернули самую активную деятельность по работе с депутатским корпусом. Шансы Виктора Федоровича росли медленно, но верно, по мере того, как росли объемы, скажем так, обязательств, которые «донецкие» готовы были взять на себя в случае прихода «своего» премьера. Однако все понимали, что последнее слово скажет Президент. И в пятницу Президент, всего три недели назад вроде как сделавший широкий жест, поручив парламенту без помощи извне определиться с кандидатурой премьера, расставил точки над “і”.

Президент Украины, как известно, Верховную Раду не любит. На сей раз Леонид Кучма остался верен себе и так и не дал парламенту самостоятельно, в духе времени перехода к парламентско-президентской республике, определиться с кандидатурой премьера. Это стало ясно, когда вдруг начали стушевываться кандидаты от ряда фракций и групп «большинства», а их представители осторожно заговорили о возможной поддержке одного и того же лица. «Луганские» и НДП, похоже, окончательно определятся, по крайней мере для публики, только в день голосования, «трудовики» же никуда не денутся, даже если Сергею Тигипко и не удастся занять пост главы Нацбанка. Столь похвальное единомыслие в стане экс-«Еды» (кстати, когда там в последний раз обещали создать единую партию?), безусловно, может быть объяснено только стимулирующим воздействием Президента. И если у самых разных депутатов из самых разных фракций есть свои, достаточно, впрочем, схожие аргументы в поддержку Януковича, то вот чем глава Донецкой облгосадминистрации подкупил (в иносказательном смысле, конечно) главу государства, вопрос, конечно, интересный.

Как считается, Президент сейчас озабочен тремя основными проблемами: нейтрализацией внешнеполитического давления, борьбой с внутриукраинской оппозицией и поисками «преемника» (к последней задаче примыкает «проблема Ющенко»). Все эти проблемы, разумеется, теснейшим образом взаимосвязаны. Конечно, объяснять причины, по которым украинский Президент принимает то или иное решение, дело неблагодарное; однако «дон» Янукович может оказаться Кучме весьма полезным, даже если тот ни о чем подобном при принятии решения и не думал.

Что касается борьбы с радикальной оппозицией, то правительство у нас пока практически никак не относится к тем структурам, которые, например, социалист Юрий Луценко именует «репрессивными». Имеются в виду послушные исключительно Президенту (и в последнее время – главе его администрации) СБУ, МВД, Генпрокуратура и ГНАУ, периодически создающие законные и не очень трудности в работе нелюбимых властью бизнесменов, СМИ и так далее. С другой стороны, если, скажем, при главном налоговике Азарове оппозиционному политику очень трудно содержать свой маленький свечной заводик, то при премьере Януковиче станет совершенно невозможным прикупить к нему комбинатик по обогащению свечного воска или получить от кого бы то ни было крупный заказ на свечную продукцию. В целом многие наблюдатели ожидают, что в случае взятия Донецком главной правительственной высоты экономику страны окончательно поделят между собой буквально пара «кланов», что очень неприятно отразится на подавляющем большинстве не входящих в эти «кланы» олигархов и совершенно фатально – на мелком и среднем бизнесе, о процветании которого в Украине якобы пекутся все, от Президента до главы райадминистрации. Однако подобный раздел – еще большой вопрос, во-первых, при живом Президенте, а во-вторых, при столь активной экономической деятельности внешних партнеров. К последним мы еще вернемся.

В чем Янукович может сыграть решающую роль, так это в государственной важности деле нейтрализации Виктора Ющенко. Перед голосованием по кандидатуре премьера Виктор Андреевич, надо думать, чувствует себя былинным витязем на распутье. Поддержка Януковича всей «нашей» фракцией, конечно, невероятна, однако Виктор Андреевич может либо пустить фракцию в «свободное плавание», как это имело место при голосовании за нынешнего Генпрокурора С. Пискуна, либо однозначно запретить голосование «за». В первом случае Ющенко еще больше отдалится от оппозиционной «тройки». Причем в первую очередь разрыв грозит и без того крайне непрочной связке «Наша Украина»-КПУ, поскольку коммунисты, которые в последнее время ищут только повод окончательно рассориться с «агентами мирового империализма» Ющенко и Тимошеннко, при голосовании за премьера, скорее всего, «встанут в позу» и будут настаивать на своем выдвиженце Станиславе Гуренко. Однозначный отказ от поддержки Януковича Ющенко теоретически более выгоден, во-первых, ввиду наметившегося альянса между «донецкими» и эсдеками, во-вторых, попросту чтобы не брать на себя часть ответственности за действия этого правительства (предвидеть которые практически невозможно). Однако на практике это грозит НУ очередным «похудением»: наиболее пессимистичные (или оптимистичные – кому как) прогнозы говорят о 12-15 депутатах, готовых поменять прописку во фракции Виктора Андреевича на доброе отношение со стороны Виктора Федоровича (и тех, кто за ним стоит). Цифра эта представляется весьма завышенной, однако иногда качество важнее количества – а легко ли потерять, например, Петра Порошенко, в последнее время что-то проявляющего немалую активность на некоторых направлениях? В общем, Ющенко снова находится перед нелегким выбором. Хотя ему-то не в первый раз – посмотрим на результаты голосования, благо, осталось недолго…

Ну, и очень большой интерес представляет возможное премьерство Януковича в контексте внешнеполитической ситуации. Учитывая некоторые аспекты политической ситуации, сложившейся в последние годы в Донецком регионе, выходец оттуда должен бы служить неплохой «красной тряпкой» для ревностных поборников демократизации Украины (найти которых сегодня можно исключительно за ее пределами – по крайней мере, такое создается впечатление). То, что Президент остановил свой выбор на столь одиозном чиновнике (назвать Виктора Федоровича политиком пока язык не поворачивается), безусловно, достаточное свидетельство тому, насколько глава Украинского государства внутренне предан делу строительства демократической, европейской и правовой Украины. Ну вот хотя бы попробуйте вспомнить премьера европейской страны, которого до выдвижения на этот пост не знали две трети населения! В то же время существует такая точка зрения, что премьерство Януковича не только не подставит Президента под новый вал критики (которая ударит и по самому Януковичу), но и, наоборот, в некотором роде поможет нормализовать отношения с западными партнерами. Западных партнеров в странах «недоразвитой демократии», как показывает опыт, интересуют не столько абстрактные свободы слова и личности, сколько совершенно конкретные условия ведения бизнеса. Донетчина является поистине заповедником «стабильности» по-украински, и если в такой заповедник удастся превратить всю Украину, то, по крайней мере, европейским партнерам это лишь поубавит головной боли (на что прозрачно намекает, в частности, последний выпуск «Зеркала недели»).

Однако ни для кого не секрет, что определяющее влияние на Украину имеют отнюдь не европейцы, к воссоединению с которыми мы вроде как стремимся, а Вашингтон и Москва. И здесь все зависит от того, какие цели на самом деле преследуют США, подвергающие украинское руководство остракизму на международном уровне, и не могут ли эти цели измениться под влиянием тех или иных факторов. Доселе все попытки Штатов то ли насадить у нас цивилизацию (по версии оппозиции), то ли ни за что ни про что расправиться с хорошей Украиной (согласно пропаганде… тьфу, официальной версии событий), имели следствием лишь все более явное сближение Киева и Москвы. Причем на условиях последней. Трудно сказать, насколько это входит в планы самих американцев. Однако не стоит забывать, что республиканцы хотя и искренне радовались крушению советского монстра, но никогда не выказывали особого восторга по поводу столь глубоко зашедшей дезинтеграции. Иными словами, американцам дорога независимость, скажем, нефтеносного Азербайджана (то-то и на тамошний авторитарный режим у них глаза закрыты) или нефтетранзитной Грузии, а вот Украина, как бы ни кичилась она своей ролью «евразийского перекрестка», в этот комплект не входит. Не кто иной, как Буш-старший в свое время призывал украинцев не торопиться с отсоединением от «старшего брата». А сегодня, поговаривают, нашим чиновникам, прибывающим в окрестности Капитолия, ненавязчиво рекомендуют «укреплять отношения с Россией».

Если американцы окончательно решат, что лучше относительно усилившаяся Россия (хотя какое там усиление – скорее, еще одна головная боль), чем такой «стратегический партнер», как Украина, Янукович окажется очень на месте. Одним из инструментов не только экономического (что давно имеет место быть), но и политического возвращения Украины в лоно РФ может стать, например, федерализация нашей страны (в той или иной форме), каковую федерализацию наверняка будут отстаивать по своим причинам в первую очередь «донецкие». Для такого дела премьер очень нужен (кстати, на данном этапе ему может поспособствовать глава АП Виктор Медведчук – однако это уже другая история). Россияне же в случае утверждения Януковича вообще наверняка сразу проникнутся удачным выбором украинских Президента и парламента – «донецкие» в силу особенностей экономики региона обречены на все более тесное сотрудничество с соседями. Так что национально сознательным политикам стоит сразу готовить очередной пикет российского посольства – господин Черномырдин наверняка не преминет в своей оригинальной манере высказать глубокое удовлетворение государственнической мудростью малороссов…

Все это, конечно, лишь самые общие наметки нашего ближайшего будущего. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что частности будут, как всегда, гораздо интереснее общей картины. Нам еще предстоит наблюдать, как уживутся в конце концов «донецкие» с эсдеками, те и другие – с Ющенко и все вместе – с Президентом. Шахтерам предстоит на какое-то время отвыкнуть от походов на Киев за кровными заработками своих руководителей, а гражданам стоит учесть, что в любых проблемах грядущей зимы виновным окажется уже ни за что не отвечающее правительство Кинаха. А коллегам-журналистам стоит, пожалуй, напомнить: Донецк порожняк не гонит. И за базар следует отвечать.




Красная звезда,
14 ноября 2002

Ветер перемен в парусах боевой подготовки

Олег Фаличев

В армии и на флоте завершился учебный год. Он был, как и предыдущие, непростым: проблемы недофинансирования, нехватка горючего, новой техники... И все же подвижки есть. На Каспийской флотилии проведены крупномасштабные учения, каких не было многие-многие годы. Такие же учения с подключением всех силовых структур будут в 2003 году проведены и на ТОФе. В свою очередь войска ПВО участвовали в доработке зенитной ракетной системы С-300ПМУ1 в рамках программы «Фаворит». Новое оружие, пусть в малых количествах, поступает в Сухопутные войска, Военно-воздушные силы. Обо всем этом размышляют сегодня, подводя итоги учебного года, командующий Черноморским флотом и начальник зенитных ракетных войск ВВС.

Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир МАСОРИН: Все, что доверено, сохраним.

- Владимир Васильевич, с тех пор, как вас представили флоту, прошло не так уж много времени. Насколько вам удалось вникнуть в основные проблемы ЧФ?

- Чтобы изучить все вопросы функционирования такого сложного организма, как флот, необходим не один день. А проблемы, конечно, есть, как и везде. Их можно, наверное, поделить на несколько категорий. Среди основных те, что связаны со статусом Черноморского флота, его положением на Украине... Некоторые вопросы до конца еще не проработаны и нет-нет, да и дают о себе знать.

Или такой недавно возникший момент, как избыточно повышенные требования к экологической безопасности ЧФ. Они в общем-то законны, скажем, по тем же выбросам. Но надо, видимо, учитывать и то, что корабли строились давно, тогда таких стандартов просто не существовало не только на Украине, но и в развитых зарубежных странах. Поэтому их выполнение сегодня требует немалых дополнительных затрат и серьезных организационных мер.

Есть ряд других проблем, связанных с принадлежностью некоторых объектов флота, гражданством... В свое время они просто не были до конца проработаны. Взять вопрос нахождения наших военнослужащих и их семей за пределами Российской Федерации. Увы, в новом Законе о гражданстве далеко не все учли, и сегодня наши офицеры, выезжая за пределы России на постоянное место жительства после окончания службы, не могут нормальным образом получить гражданство. Например, из-за того, что удостоверение личности в таких случаях недействительно. Впрочем, сейчас уже началась паспортизация военнослужащих, членов их семей. Все рано или поздно получат служебный заграничный паспорт. Будем надеяться, что кое-что изменится и в Законе РФ о гражданстве.

В целом же настрой офицеров и личного состава флота хороший. Мне он понравился. В любом коллективе, конечно, бывают определенные шероховатости. Но, повторю, у основной массы командиров, воспитателей настрой рабочий.

Главную задачу вижу в том, что флот должен больше ходить в море, летать, заниматься боевой учебой. В том числе с большей отдачей могли бы работать и наши научно-исследовательские учреждения, полигоны.

- Денежное довольствие офицеров - один из самых острых вопросов, тем более в ближнем зарубежье. Знаю, тут не все было урегулировано, что, видимо, тоже не могло не отразиться на моральном климате в офицерских коллективах...

- Пожалуй... Но к этому тоже надо относиться с пониманием ситуации и проблем, связанных с переводом денег из России. А главное - говорить в целом о финансировании флота. У меня, например, в связи с этим поначалу создалось впечатление, что некоторые процессы тут идут как бы с задержкой. Даже моральное состояние флота не 2002 года, а, скажем, начала 90-х годов в России. Когда офицеры больше думали не о службе, а о том, как и где подзаработать. Но если в России эти настроения в армейской среде, считай, уже миновали, то здесь, образно говоря, его осколки еще всплывают.

Если же говорить конкретно о денежном содержании военнослужащих, то оно сегодня позволяет жить здесь если не достойно, то вполне нормально. В абсолютном выражении денежное довольствие увеличилось. С учетом нового коэффициента перевода в гривны - примерно в 1,6 раза. Кроме того, матросы срочной службы решением властей Севастополя получили право бесплатного проезда в общественном транспорте.

Или взять наших рабочих, служащих. Они получают гораздо больше, чем их украинские коллеги. Отсюда и большой конкурс: попасть на работу в ЧФ мечтают и хотят очень многие. Практически все должности у нас заняты, и немало на них граждан Украины.

Но и это не самое главное. А то, что люди - гражданский персонал - стремятся очень добросовестно исполнять свои обязанности. Причем есть воинские части, где гражданских специалистов больше, чем военных. Очень много среди них наших офицеров, уволенных в запас и оставшихся работать в структурах флота. Эти люди остаются живыми носителями традиций, к которым у моряков всегда было трепетное отношение. А история ЧФ уходит аж в ХVIII век... Не зря Севастополь до сих пор остается чуть ли не единственным городом, за оборону которого утверждены две медали - за Крымскую войну и Великую Отечественную.

- Ну а если говорить о состоянии флота, то какие тут перспективы?

- Они есть и прежде всего, как ни странно, по кораблям. У нас много кораблей в резерве, которые могут быть и будут введены в состав сил постоянной готовности. Даже те ограничения, которые в последнее время наложены, полагаю, разрешимы. Поэтому мы, думаю, выполним те нормы, которые заложены еще в советское время по кораблям постоянной готовности. Правда, порой раздаются стоны, что вот, мол, они старые, тяжело их поддерживать в готовности... Мне не очень это нравится. Но отношусь к этому спокойно.

- А как бы вы, Владимир Васильевич, охарактеризовали взаимоотношения командиров частей, командования флота с местными органами власти?

- Они примерно такие, как и в России. Недавно, например, я был в Феодосии у главы местной администрации. Впечатление такое, будто пришел к нашему астраханскому главе... Отношение великолепное. Так же отмечаются наши общие праздники, так же, как в России, решаются общие проблемы. Ведь если чиновник бюрократ, то, ряди его хоть в какие одежды, он таким и останется. А если нормальный человек, будет вникать в проблемы флота.

Так и в Севастополе. Глава его администрации Леонид Михайлович Жунько говорит, что он и его коллеги не делят моряков на «наших» и «ваших». Ведь все они прежде всего служат и живут в городе Севастополе. Для многих офицеров, мичманов это родной город. Был, есть и будет. Говорят, тут даже слова в песне про легендарный Севастополь сами собой трансформировались. Если раньше в кафе и ресторанах пели: «Севастополь - гордость русских моряков», то теперь: «гордость наших моряков».

Недавно мы возлагали венок к мемориалу обороны Севастополя. Один, общий - от России и Украины. С одной стороны лента российская - от Черноморского флота, с другой - от украинских ВМС. И это правильно. Сегодня настолько перемешалось население Севастополя, что порой не поймешь, кто тут русский, кто украинец. Сейчас офицер - гражданин Российской Федерации, а завтра он увольняется в запас, остается в Севастополе, где родился, вырос, и становится гражданином Украины. Более того, значительная часть офицеров ЧФ - украинцы. А в украинских ВМС немало русских. Так, главнокомандующий военно-морскими силами Украины адмирал Михаил Ежель украинец, а его начальник штаба Фомин - русский. И таких примеров масса.

Поймите: мы здесь живем, служим. Здесь наш дом. А в приличных домах все вопросы принято решать цивилизованно.

- За прошедшие годы немало кораблей было порезано, выведено из состава флота, продано... Не превратится ли он во флотилию, если такой процесс будет идти и дальше?

- Мы ставим на следующий год задачу: повысить боеготовность флота. В этом, подчеркну, я вижу главное направление моей предстоящей деятельности. А еще - повысить количество кораблей в составе сил постоянной готовности, число самолетов. Есть, конечно, еще и политика. Она, видимо, все равно нас будет как-то затрагивать. Но дело военных - боеготовность. Что касается поползновений что-то там еще поделить, отдать... Я на это никогда не пойду. Потому что есть базовые соглашения. И то, что мне сегодня вручено, может быть только приращено и увеличено, но ни в коем случае не уменьшено.

Многие вопросы должны решиться, безусловно, на межгосударственном уровне. Например, отправление матросами почтовых корреспонденций и посылок, бракосочетания офицеров... Создана постоянно действующая смешанная комиссия, возглавляемая с российской стороны Ильей Клебановым. На днях у нее было очередное заседание...

В заключение еще раз повторю: все, что мне здесь доверено, будет сохранено, а то и приумножено. Основания? Черноморский флот для Севастополя - значительная часть бюджета города. Это рабочие места. Это, если хотите, уже сложившийся статус города как важного политического центра, где тесно переплетаются интересы России и Украины. Так что вполне возможно, придет время, когда будет принято решение и о том, что Черноморский флот здесь остается, а договор по его статусу пролонгирован.




Русская общественность Украины об актуальном. Заявления Русского блока и Русского движения Украины

Президент Украины Л.Кучма 28 октября 2002 года представил на рассмотрение украинских законодателей проект Закона Украины "О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств".

Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств - основной документ Совета Европы, который регулирует систему защиты языков, используемых населением правовых, демократических государств. Он не имеет отношения к понятию "национальное меньшинство". Субъектами в данном случае выступают языковые группы людей, безотносительно к их национальной принадлежности.

Для Украины это имеет принципиальное значение, ибо этнические русские составляют около 22% населения страны, а русскоязычные (то есть, те, для кого русский язык является родным) - более половины. Именно эту - большую половину граждан в их естественных языковых правах и призвана защищать Европейская хартия.

Однако две общественные организации Русский блок и Русское движение Украины считают, что поданный Президентом Украины законопроект не соответствует самому духу и принципам Европейской хартии, а носит откровенно дискриминационный, унизительный характер в отношении русскоязычного большинства украинского государства.

Мы предлагаем вниманию наших читателей оказавшиеся в нашем распоряжении тексты заявлений этих организаций по поводу предложенного президентом Украины проекта закона и произошедшего в Москве террористического акта на Дубровке.




Заявление по поводу поданного президентом Украины проекта закона Украины "О ратификации европейской хартии региональных языков или языков меньшинств"

от 28 октября 2002 года
01.11.2002 г.
Председатель Русского Блока
и Русского Движения Украины
А.Г.СВИСТУНОВ

Президент Украины Л.Д.Кучма внёс на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" (регистр. №0056 от 28.10.2002).

По нашему глубокому убеждению этот законопроект не соответствует самому духу и принципам Европейской хартии и его принятие может в очередной раз скопрометировать Украину в глазах европейской общественности. Поданный Президентом проект закона не только не решает проблему функционирования языков на Украине, но загоняет её в глухой угол. А реализация данного закона ещё более усугубит межнациональную напряжённость в стране.

Особо следует подчеркнуть то, что рассматриваемый законопроект носит откровенно дискриминационный, унизительный характер в отношении русскоязычного большинства нашего государства.

Русский Блок и Русское Движение Украины неоднократно заявляли о том, что наиболее эффективным и единственно правильным способом решения проблемы было бы законодательное придание русскому языку статуса государственного (наравне с украинским). Однако это компетенция иного закона.

Поэтому отметим конкретные недостатки проекта Закона Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств".

1. В отличие от принятого Верховной Радой Украины 24 декабря 1999 года и отмененного Решением Конституционного Суда Украины от 12 июля 2000 года Закона о ратификации Европейской хартии, данный законопроект не содержит никакой дифференциации языков в зависимости от их распространенности на Украине (или в отдельных регионах) и, соответственно, дифференциации режимов их правовой защиты со стороны государства, как это предусматривает Хартия. В результате русский язык на Украине приравнивается по своему правовому статусу к немецкому языку (интересно, как отнесутся к этому факту ветераны Великой Отечественной войны?) и ставится "на одну доску" с гагаузским, словацким и т.п.

2. В нарушение духа и буквы Хартии (см., например, ст.1 Хартии, где содержится договорное определение термина "региональные и местные языки", п.2 ст.2, п.1 ст.З Хартии), пункт 2 вышеуказанного законопроекта перечисляет не конкретные языки, к которым будут применяться положения Хартии, а национальные меньшинства. Тем самым полностью искажается смысл Хартии, которая, в отличие от действующей Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, предусматривает защиту конкретных языков, как части культурного наследия соответствующих стран, то есть исходит из признания языковых групп, к которым могут принадлежать представители самых разных национальностей. Что же касается термина "национальное меньшинство", то он в тексте Хартии отсутствует. Таким образом, совершенно проигнорирован важнейший аспект Хартии: признание права любого гражданина, вне зависимости от его национальности или этнического происхождения, на пользование конкретным языком, не имеющим статуса государственного, а также на изучение этого языка при содействии государства. Получается, что внесенный Президентом Украины законопроект, предусматривает (да и то очень ограниченную) правовую защиту русского языка лишь для "русского национального меньшинства", отказывая в ней многим миллионам русскоязычных этнических украинцев, представителей других национальностей. Отказывается в правовой защите русского языка также билингвам (двуязычным) и украиноязычным гражданам Украины, которые хотели бы изучать русский язык в школе не как иностранный, а как часть культурного наследия Украины (сейчас, к примеру, своего великого и всенародно любимого земляка Н. Гоголя в школах его родной Полтавщины изучают, в крайне урезанном виде, в курсе иностранной литературы да ещё в переводе на современный украинский. Также в переводе изучают величайшего философа Г.Сковороду, который всю жизнь прожил на Украине и писал на тогдашнем языке преподавания Киево-Могилянской Академии).

3. Предусмотренное законопроектом применение положений Хартии только в отношении конкретного национального меньшинства, по сути, игнорирует принятый Хартией межкультурный и многоязычный принцип и прямо противоречит пункту 2 статьи 7 Хартии, содержащему запрет любой дискриминации относительно использования региональных языков или языков меньшинств, тем более, если это создаёт препятствия или угрозы для их сохранения и развития. Данное положение законопроекта противоречит также пункту 3 статьи 7 Хартии, регламентирующему обязанность государства поощрять взаимопонимание между всеми языковыми группами. А ведь обязательства по пунктам 2-3 статьи 7 Хартии Украина принимает на себя согласно пункту 3 законопроекта.

4. Из части III Хартии законопроект (пункт 4) отбирает лишь те положения (подпункты), которые не содержат никаких конкретных обязательств со стороны государства в отношении возможности использования гражданами региональных языков или языков меньшинств в сфере образования, судопроизводства, информации, взаимоотношений с административными органами и т.д. То есть, предусматривается (согласно законопроекту) самый низкий уровень правовой защиты на использование региональных языков или языков меньшинств. Следует напомнить, что Закон о ратификации Хартии, принятый 24 декабря 1999 года и отменённый Конституционным Судом, предусматривал применение тех положений части III Хартии, которые обязывают государство обеспечивать гораздо большие права языковых групп на использование родного языка. Из пунктов "е" и "f" статьи 8 Хартии законопроект определяет применение лишь подпунктов (iii), которые используются для государств, не имеющих влияния на учебный процесс в высших учебных заведениях и не компетентных в области обучения взрослых (чем же тогда занимается армия чиновников из Министерства образования и науки Украины?). В законопроекте отсутствует обязательство в отношении подпункта "b" пункта 2 статьи 10 Хартии, предусматривающего «возможность для лиц, использующих региональные языки или языки меньшинств, подавать устные или письменные заявления на этих языках».

5. Как следует из Пояснительной записки к законопроекту, "ратификация Хартии не потребует внесения изменений к законам и дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов". Это означает, что никаких средств для улучшения положения русского языка на Украине законопроект не предусматривает.

6. При подготовке законопроекта было проигнорировано мнение Русского Движения Украины, самой массовой общественной организации, защищающей права русского и русскоязычного населения Украины, что также противоречит принципам Европейской хартии.

Русский блок и Русское движение украины обращают внимание и требуют:

Первое. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств - основной документ Совета Европы, который регулирует систему защиты языков, используемых населением правовых, демократических государств. Он не имеет отношения к понятию "национальное меньшинство". Субъектами в данном случае выступают языковые группы людей, безотносительно к их национальной принадлежности.

Для Украины это имеет принципиальное значение, ибо этнические русские составляют около 22% населения страны, а русскоязычные (то есть, те, для кого русский язык является родным) -более половины. Именно эту - большую половину граждан в их естественных языковых правах и призвана защищать Европейская хартия.

Попутно отметим, что понятие "языковые группы" необходимо ввести в текст закона о языках, который предполагается принять вместо действующего.

Второе. Хартия защищает все языки, которыми пользуется население страны, без исключения. Причём, чем больше численность языковой группы, тем большими должны быть и обязательства государства по защите языка данной группы населения.

Для Украины это означает, что права русской языковой группы должны быть, по крайней мере, равны правам украиноязычной группы.

Третье. Проект закона о ратификации Хартии должен быть в обязательном порядке вынесен на обсуждение общественных организаций, представляющих интересы языковых групп. Предложения и замечания этих организаций должны непременно учитываться в проекте, представленном для рассмотрения в высшем законодательном органе страны.




Заявление по поводу террористического акта в Москве

26.10.2002 г.
Председатель Русского Блока
и Русского Движения Украины
А.Г.Свистунов

Беспрецедентный террористический акт в Москве развеял последние сомнения в том, что экстремистская деятельность чеченских боевиков не имеет ничего общего с "национально-освободительной борьбой". Налицо спланированная, финансируемая и руководимая из-за рубежа террористическая деятельность, жертвой которой становятся мирные граждане не только Российской Федерации, но и других стран, в том числе Украины.

Нам, гражданам Украины, должно быть стыдно за тех «деятелей», которые в угоду своим политическим интересам оказывали поддержку чеченским экстремистам. Ослепленные патологической ненавистью к России и всему русскому, некоторые из них способствовали созданию "информцентров" боевиков на территории Украины, принимали участие в боевых операциях против федеральных войск РФ, предпринимали политические демарши в поддержку бандформирований.

Сегодня наступил момент истины. Только благодаря умелым действиям российских властей предотвращен чудовищный по масштабам терракт, жертвой которого могли стать сотни граждан России разных национальностей.

Долю ответственности за жизнь и здоровье граждан Украины, России и других государств, которые уже стали или могут стать жертвами чеченских террористов, мы возлагаем и на украинских политиков, которые сделали свою карьеру на антироссийской демагогии и поддержке террористов.

Мы решительно требуем от властных органов Украины однозначного осуждения чеченского национально-религиозного терроризма. Символом этого отрезвления должна стать отмена решения Львовского горсовета от 1996 года о переименовании во Львове улицы М.Лермонтова в улицу Дж.Дудаева. Память о создателе террористического режима, человеке, именем которого совершаются злодеяния в отношении невинных людей, недостойна уважения.

Мы требуем от правоохранительных органов Украины, незамедлительно пресечь деятельность разного рода чеченских центров в нашей стране и произвести экстрадицию представителей террористических организаций, находящихся на украинской территории. Компетентные органы должны обратить внимание на деятельность целого ряда средств массовой информации, которые занимаются пропагандой национального и религиозного экстремизма, оказывают поддержку чеченским боевикам. Такие издания необходимо закрыть, а их собственники и руководители должны понести заслуженное наказание.

Украинские политики, в том числе и народные депутаты Украины, уличенные в сотрудничестве с чеченскими террористическими кругами, в пропаганде экстремизма и национальной нетерпимости, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с украинским законодательством и нормами международного права.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ