Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №60(01.10.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы

ПАСПОРТ Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003 - 2005 годы

Наименование

Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественн­иков за рубежом на 2003-2005 годы (далее – Программа).

Основание для разработки

Постановление Правительства Москвы от 18.09.2001г. № 844-ПП "Об осно­вных направлениях по поддержке со­отечественников за рубежом" (п. 6)

Государственный заказчик-координатор

Департамент международных связей Правительства Москвы

Цели Целью Программы является создание эффективной системы мер по поддер­жке российских соотечественников. проживающих за рубежом, обеспече­ние соответствия ее направленности общим принципам и подходам Прави­тельства Москвы по оказанию помощи и консолидации российского Зару­бежья.

Приоритетные задачи

- содействие организациям и объе­динениям соотечественников в самоорганизации диаспоры (собира­ние "русского мира");

- создание инфраструктуры, обеспе­чивающей эффективную систему ку­льтурного, информационного, пра­вового и экономического взаимо­действия с зарубежной диаспорой;

- активизация усилий по укреплению и развитию образования на русс­ком языке, места и роли русского языка и культуры;

- установление и налаживание свя­зей хозяйствующих субъектов Мос­квы с деловыми кругами российского Зарубежья;

- создание разветвленной информа­ционной сети, способной обеспе­чить целостное представление о состоянии и развитии "русского мира", прогнозировать развитие социально-политических и культурных процессов, происходящих в российском Зарубежье.

Сроки и этапы реализации 2003-2005 годы.

Первый этап - 2003 год

Второй этап - 2004 год

Третий этап - 2005 год

Объемы финансирования

Всего 476 000 тыс. рублей,

в т.ч. 2003 г. -138 000 тыс.руб.

2004 г. -158 000 тыс.руб.

2005 г. -180 000 тыс.руб.

Источники финансирования:

Бюджет г.Москвы, прочие источни­ки.

Основные исполнители Программы:

Департамент международных свя­зей Правительства Москвы, струк­турные подразделения Правитель­ства Москвы, Межведомственная комиссия по работе с соотечест­венниками за рубежом Правитель­ства Москвы, общественные организации: Московское отделение государственно-общественного Фо­нда поддержки соотечественников за рубежом "Россияне", Институт стран СНГ, фонд "Москва - Крым", фонд "Москва-Севастополь", фонд "Сотрудничество", Центр по ока­занию правовой помощи соотечест­венникам, проживающим за рубежом. "Москва - Россияне" и другие ор­ганизации, занимающиеся пробле­мами российских соотечественни­ков, проживающих за рубежом.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Придание деятельности Правитель­ства Москвы в отношении соотечественников, проживающих за рубе­жом, комплексно - целевого хара­ктера, обеспечение ее конкретны­ми механизмами и технологиями, обеспечивающими работу в данном направлении, включая комплексную реализацию мероприятий Программы:

- налаживание всесторонних свя­зей Правительства Москвы с орга­низациями и объединениями зарубежных соотечественников, созда­ние действенного механизма под­держки соотечественников, в пер­вую очередь путем организации и обеспечения эффективной деятель­ности Московского Дома соотече­ственников;

- привлечение экономического, творческого и духовного потенци­ала российских соотечественников для укрепления экономического и культурного сотрудничества Моск­вы с зарубежными партнерами;

- обеспечение содействия реали­зации прав и свобод соотечестве­нников в зарубежных странах;

- формирование эффективной сис­темы информационного взаимодейс­твия, способствующей осуществле­нию мониторинга положения рос­сийских соотечественников в за­рубежных государствах;

- повышение имиджа Москвы в сре­де российских соотечественников за рубежом.

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Моск­вы.

1. Общие положения

Настоящая Программа построена на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по оказанию помощи соо­течественникам. Развитие деятельности по этому направлению потре­бовало нового уровня координации всех подразделений Правительства Москвы, разработки перспективных планов, включения в бюджет города специальной статьи в разделе "Прочие расходы" для финансирования мероприятий по поддержке соотечественников и сотрудничеству с ними.

Разработка среднесрочной Программы - необходимый этап в пла­нировании долгосрочной, рассчитанной на многие годы деятельности Москвы по содействию зарубежным соотечественникам в гуманитарных, правовых, организационных вопросах, по вовлечению их в сферу мно­гостороннего сотрудничества Москвы с государствами проживания как посредников и активных действующих лиц.

Программа определяет основы деятельности Правительства Москвы как субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и приоритетов. направленных на решение стратегической задачи собирания и укрепле­ния "русского мира" как социо-культурного феномена путем подключе­ния потенциала Москвы к созданию эффективной системы взаимодейст­вия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъек­тов столицы с российской диаспорой ближнего и дальнего Зарубежья.

Понятие "русский мир" включает в себя все слои русскоговорящих и ориентированных на русскую культуру людей и выходит далеко за этнические рамки. "Русский мир" порожден сложной российской ис­торией, когда мощными волнами эмиграции были вынесены за рубежи страны многие миллионы подданных Российской Империи, а потом граж­дан Советского Союза. "Русский мир" объединяет все слои российской диаспоры нового и традиционного Зарубежья, имеет не территориаль­ный или политический характер, но отражает духовное и культурное родство людей.

В основе Программы - подход к российской диаспоре как к важ­нейшему демографическому, интеллектуальному и социо-культурному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения рос­сийской внешней политики, развития экономических связей с зарубеж­ными странами и решения внутренних проблем за счет привлечения по­тенциала диаспоры. Реализация потенциала диаспоры невозможна без создания условий для ее сохранения и развития. Особое внимание до­лжно быть уделено становлению и активизации внутренних механизмов воспроизводства российской диаспоры (организационных, финансово-экономических, демографических); совершенствованию имеющихся и со­зданию новых, более эффективных инструментов поддержки зарубежных соотечественников.

Зарубежные соотечественники - те, на кого направлено действие данной Программы, - составляют круг лиц, постоянно проживающих за пределами России." В их числе - граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства и иностранные граждане, связанные с Россией историческими, этническими, культурными и духовными узами, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность и испытывающие потребность в поддержании связей с исторической Родиной. В целом, "русский мир" по своей сути объединяет все слои российской диас­поры "ближнего" и "дальнего" зарубежья, ориентирует диаспору - на реализацию внутренних ресурсов развития при поддержке и интересе со стороны Российской Федерации. России - это дает реальный шанс увеличить свои возможности на зарубежной арене и продемонстриро­вать позитивный потенциал "русского мира", готового к диалогу с государствами и этнокультурными "мирами".

Программа основана на базовых принципах и подходах, сформули­рованных в решениях законодательной и исполнительной власти Рос­сийской Федерации. Первостепенное значение имеют такие основопола­гающие документы, как Программа государственной политики Россий­ской Федерации по поддержке зарубежных соотечественников. Федера­льный закон Российской Федерации "О государственной политике Рос­сийской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", пос­тановление Правительства Москвы от 18.09.2001 г. №. 844-ПП "Об ос­новных направлениях по поддержке соотечественников за рубежом".

В Программе отражены положения и идеи, изложенные в выступле­нии Президента Российской Федерации В.В.Путина на Конгрессе сооте­чественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года, в ко­тором обозначены три основные модели политики в отношении зарубеж­ных соотечественников (репатриационная, патерналистская, прагма­тическая) и особо подчеркнуто, что соотечественники - это катего­рия "далеко не юридическая", а "понятие русский мир испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса". Основополагающее значение имеет указание Президента Российской Федерации В.В.Путина реализовать в отношении российских соотечественников "благородные и вполне достижимые за­дачи: сохранить национальную культуру, помочь отстоять права чело­века, защитить от дискриминации".

Положения, высказанные Президентом Российской Федерации, были конкретизированы применительно к интересам и возможностям Москвы в докладе на Конгрессе Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, особо подчеркнувшего необходимость стимулировать создание сильных и влиятельных общин и объединений русскоязычного населения. Ю.М.Лужков также обратил ос­обое внимание на то, что традиционное российское зарубежье предс­тавляет собой колоссальный резерв международного влияния России и Москвы, резерв их позитивного имиджа в мире. Мэр Москвы поддержал тезис, высказанный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: "сильная диаспора является условием сильной России".

Создание эффективно действующей модели и разветвленной инфра­структуры взаимодействия с различными слоями и категориями россий­ской диаспоры даст возможность задействовать ее внутренние ресурсы и выявить резервы, позволяющие диаспоре обеспечить воспроизводство и стать серьезным субъектом "народной дипломатии", экономического и культурного сотрудничества - настоятельная необходимость сегод­няшнего дня, имеющая перспективное значение для страны и ее буду­щего.

Деятельность Правительства Москвы по созданию и развитию эф­фективной модели взаимодействия с зарубежными соотечественниками в качестве стратегической цели является естественной составной час­тью государственной политики, направленной на "собирание" и струк­турирование зарубежного "русского мира". В то же время эта деяте­льность носит конкретный характер, учитывающий экономические, со­циальные, культурные и иные приоритеты, и возможности Москвы, ее государственных и общественных структур, хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и информационных организаций.

Правительство Москвы выражает готовность использовать все воз­можные формы поддержки и сотрудничества с зарубежной российской диаспорой, ориентируясь на различные социальные, культурные и ре­лигиозные слои и группы, объединенные понятием "российские сооте­чественники".

В Программе нашли свое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников, проводимые Правительством Москвы и неправитель­ственными структурами столицы в предшествующий период.

За прошедшие годы Правительством Москвы проведена большая ра­бота, прежде всего в области культуры и в сфере образования, сох­ранения и развития русского языка, обеспечения учебными пособиями, подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров русс­коязычных школ, содействие в функционировании учебных заведений с преподаванием на русском языке.

В 2001 году школам с преподаванием на русском языке было от­правлено 242,5 тыс. учебников на сумму более 3 млн. рублей. Прошли переподготовку 150 работников образования из стран ближнего Зару­бежья. Продолжалось оказание материально-финансовой поддержки Чер­номорскому филиалу МГУ. Оказано материально-финансовое содействие становлению Института экономики и управления в Эстонии, Балтийс­кого русского института в Латвии, его филиалов в Литве и Эстонии. В государствах Балтии реализуется программа "Стипендия Мэра Моск­вы", призванная содействовать сохранению высшего образования на русском языке в Прибалтике. Правительством Москвы проведен конкурс учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии, с вруче­нием его лауреатам Пушкинских премий. При активной поддержке Пра­вительства Москвы проведена Международная Ассамблея ректоров сла­вянских университетов из Киева, Харькова, Минска, Белграда, Софии, Еревана, Бишкека и других городов. На средства Москвы приобретено здание в столице Латвии г.Риге для работы созданного там Московс­кого культурно-делового центра, позволяющего на принципиально но­вом уровне организовать работу курсов по переподготовке учителей русских школ.

Во время своего рабочего визита Мэр Москвы открыл Русский ку­льтурный центр (РКЦ) в Симферополе. Приступили к работе филиалы культурного центра в Алуште, Армянске, Бахчисарае, Джанкое, Евпа­тории, Керчи, Красногвардейске, Феодосии, Ялте. В 2001 году РКЦ и его филиалами реализовано свыше 300 мероприятий, получивших широ­кий резонанс в Крыму и Москве. В 2001 году прошли дни культуры Мо­сквы в Крыму, Казахстане (г.Астана), а в Москве состоялись дни ку­льтуры Киева, Аджарской автономной республики, дни Донбасса. Ор­ганизованы и проведены гастроли в Москве Рижского театра русской драмы.

На празднование 60-летия битвы под Москвой были приглашены 65 ветеранов Великой Отечественной войны из стран СНГ и Балтии. Тра­диционно на новогодних праздниках в 2002 году в Москве побывали более 100 детей из наименее социально защищенных слоев наших соо­течественников, проживающих за рубежом.

В 2002 году проведены: круглый стол "Зарубежная диаспора -экономический потенциал России", совещание директоров школ с пре­подаванием на русском языке стран СНГ и Балтии, вручены стипендии Мэра Москвы в странах Балтии, создан Координационный Совет "Цент­ра по оказанию правовой помощи соотечественникам" при МОГОФ "Рос­сияне ".

Для повышения эффективности мероприятий по поддержке российс­кой диаспоры в Департаменте международных связей Правительства Мо­сквы образован отдел по работе с соотечественниками за рубежом, создана Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками, разработан и осуществляется План мероприятий на 2002 год. Данная среднесрочная Программа является важным этапом реализации долго­срочной стратегии Правительства Москвы по поддержке соотечествен­ников за рубежом. Заложенные в ней мероприятия имеют внутреннюю динамику, собственные приоритеты и получат свое дальнейшее разви­тие на этапе 2006-2008гг.

2. Приоритетные задачи и основы реализации программы

Современный "русский мир", ядро которого в странах "ближнего" и "дальнего" Зарубежья составляет российская диаспора, остается совокупностью слабо связанных между собой, потенциально разных (не только в силу региональных, но и социальных и идеологических отли­чий) групп, духовно отождествляющих себя с Россией и русским наро­дом. Консолидация диаспоры предполагает выбор "опорных точек" и создание сети экономических, информационных и культурных связей, позволяющих создать единое пространство внутри диаспоры, реализо­вать ее потенциал, укрепить позиции России и Москвы в экономичес­кой и культурной жизни стран проживания соотечественников.

Для реализации данной модели необходимо определить возможнос­ти самой диаспоры и роль Москвы в оптимизации и использовании это­го потенциала.

Положение русского населения в ряде стран ближнего Зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений Рос­сии с данными государствами. Русские в странах СНГ и Балтии испы­тывают трудности в реализации гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения рос­сийской диаспоры; существенно ограничены для представителей нети­тульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на род­ном языке, сохранение этнокультурной самобытности.

В то же время существуют ресурсы, способные оптимизировать взаимодействие России, в том числе и Москвы, как крупнейшего субъ­екта, с зарубежной диаспорой.

За прошедшие 10 лет в диаспоре ближнего Зарубежья произошли качественные изменения и оценивать ее только как объект патронажа уже неоправданно. Сформировалась социально адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом же­лающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При орга­низации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культу­рном, информационном сотрудничестве с организациями и предприятия­ми Москвы, мы получим не только мощный инструмент реализации рос­сийских интересов, но и сформируем внутренний фактор финансовой. социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.

Другим незадействованным ресурсом является диаспора стран да­льнего Зарубежья. По неофициальным данным в настоящее время рос­сийская диаспора стран "дальнего" (или традиционного) Зарубежья насчитывает свыше 10 млн.человек. Дать точную количественную оцен­ку крайне затруднительно. Не случайно западные исследователи отме­чают, что "русский народ почти неуловим при статистическом методе изучения". Во-первых, далеко не все выходцы из бывшей Российской империи и из СССР и их потомки, считающие себя россиянами, по сво­ему этническому происхождению русские. Еще в 1913 г. в зарубежных странах проживало 25 млн. бывших подданных Российской империи, из них - лишь 6 млн.русских. Тем не менее, далеко не все относили се­бя к польской, еврейской, украинской либо армянской общинам, а продолжали считать себя россиянами. В принципе такое положение со­храняется и теперь. Во-вторых, часть эмиграции разных лет ассими­лировалась и не стремится поддерживать этнокультурные связи с Рос­сией. Это, однако, не означает, что последующие поколения не захо­тят возобновить контакты с исторической Родиной. Подобная "реассимиляция" - явление не редкое, особенно для третьего, четвертого и последующих поколений эмиграции.

Русская эмиграция дальнего Зарубежья в целом позитивно отно­сится к России и готова оказывать содействие становлению диаспоры ближнего Зарубежья, а также реформированию России, что в наиболь­шей степени проявляется в Москве. В частности российская диаспора традиционного Зарубежья могла бы стать важным фактором поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии (в т.ч. в сфере передачи опыта этнокультурного выживания в инонациональной среде). Тем бо­лее, что эта часть российского Зарубежья за более чем вековой пе­риод своего существования имеет богатейшую практику сохранения эт­нокультурной идентичности, русского языка и культуры, участия в политической жизни стран проживания, а также борьбы за социальную адаптацию и сохранение гражданских прав.

Существующая разорванность информационных, культурных, межоб­щинных связей между "старой" и "новой" диаспорой лишает ее внутренних источников поддержки и воспроизводства. Приоритетная зада­ча деятельности Правительства Москвы и залог эффективности этой деятельности - создание единой информационной системы, способной обеспечить взаимодействие между различными слоями и категориями диаспоры, преодолеть ее региональную расколотость. Такая информа­ционная система также может стать основой для мониторинга происхо­дящих в российской диаспоре процессов.

Приоритетной задачей является и создание эффективной системы взаимодействия с различными категориями зарубежной диаспоры, для чего эти категории необходимо структурировать, взяв за основу со­циальные характеристики.

Еще одной приоритетной задачей должна стать активизация уси­лий по укреплению и развитию образования на русском языке, места и роли русского языка и культуры в целом.

Приоритетной задачей является также учет специфики российской диаспоры - отсутствие молодежных организаций, в т.ч. на региональ­ном уровне; женского движения: русских бизнес-клубов (и. как след­ствие, практическое отсутствие такого явления как внутридиаспоральный капитал); нет также дееспособных профессиональных объедине­ний. межпарламентских ассоциаций и групп. Опыт зарубежных госу­дарств показывает, что наиболее эффективным является выстраивание работы с диаспорой не только по страновому, но и по "стратовому" признаку, предполагающему консолидацию социально значимых слоев диаспоры, выступающих в качестве опорных точек работы с соотечест­венниками (например, уже имеющийся опыт работы с ассоциациями учи­телей школ с русским языком обучения).

Модель взаимодействия Москвы с зарубежной диаспорой носит двусторонний, взаимовыгодный характер, что позволяет использовать потенциал Москвы как для реализации "патерналистской" политики в отношении тех категорий соотечественников, которые нуждаются в за­щите и покровительстве, так и для налаживания связей хозяйствующих субъектов Москвы с деловыми кругами российского Зарубежья, что по­зволит привлечь возможности той части диаспоры, чей потенциал дос­таточен для разработки и осуществления четкой и эффективной систе­мы экономического и культурного сотрудничества, основанной на вза­имных интересах сторон, что является еще одной приоритетной зада­чей.

Основами реализации Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы явля­ются:

- мероприятия, проводимые Правительством Москвы, которые дол­жны иметь конкретного адресата и действенную систему оценки эффек­тивности затрат;

- организация мероприятий в сфере поддержки и сотрудничества с объединениями и организациями российских соотечественников долж­на быть в максимальной мере направлена на стимулирование их иници­ативной деятельности, что позволит перейти на режим самообеспече­ния. Именно такому направлению следует обеспечивать приоритет при решении вопроса о финансировании конкретных проектов;

- осуществление приоритетной поддержки социально активных слоев соотечественников, а также молодежи, которая будет обеспечи­вать воспроизводство российской диаспоры, что явится фактором сох­ранения российского информационного и культурного пространства;

- оказание помощи социально незащищенным слоям населения рос­сийского Зарубежья, ветеранам войны и труда;

- в основе деятельности по организации поддержки соотечественников должен лежать научно-обоснованный подход, предполагающий качественный мониторинг ситуации, применение эффективных политиче­ских технологий, использование прогностических методик для опреде­ления наиболее перспективных механизмов реализации выбранных нап­равлений деятельности. Для определения эффективности выбранной мо­дели следует предусмотреть ряд пилотных проектов (особенно в эко­номической сфере);

- деятельность Правительства Москвы по поддержке соотечественни­ков является составной частью формирования имиджа столицы как гла­вного культурного и экономического центра "русского мира" и долж­на сопровождаться соответствующей информационной поддержкой. Реа­лизация мероприятий Программы в зарубежных странах осуществляется в рамках законодательства этих государств и общепринятой мировой практики.

3. Основные направления реализации Программы

Исходя из вышеизложенных приоритетных задач необходимо выделить следующие направления деятельности:

- организационное обеспечение деятельности Правительства Мос­квы по работе с соотечественниками: создание Московского Дома со­отечественников; функционирование Межведомственной комиссии по ра­боте с соотечественниками за рубежом; формирование экспертного со­вета соотечественников при Межведомственной комиссии;

- правовая защита соотечественников, включающая мониторинг соблюдения их прав и законных интересов; учет положения российс­ких соотечественников при осуществлении экономического и культур­ного сотрудничества Правительства Москвы со странами их прожива­ния; поддержку инициатив общественных организаций Москвы по защите прав и законных интересов зарубежных соотечественников; осуществ­ление сотрудничества с международными правозащитными организациями;

- поддержка общественных объединений и организаций российской диаспоры: создание и ведение базы данных об общественных структу­рах соотечественников за рубежом; оказание материальной поддержки общественным организациям в осуществлении ими культурных, образо­вательных, информационных и экономических программ и проектов, ме­тодической помощи в организации общественной деятельности соотече­ственников; проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке ли­деров объединений российской диаспоры; налаживание и развитие все­сторонних связей Правительства Москвы с организациями и объедине­ниями зарубежных соотечественников (проведение "круглых столов". заседаний Координационного совета. Совета директоров школ с русс­ким языком обучения, он-лайновых конференций с использованием сети Интернет, создание Московского Дома соотечественников и др.);

- организационная работа по структуризации российской диаспо­ры. Данное направление включает создание информационной системы взаимодействия между диаспорой ближнего и дальнего Зарубежья; раз­витие системы патронажа организаций соотечественников дальнего За­рубежья над объединениями российской диаспоры стран СНГ и Балтии. В этих целях предполагается участие Правительства Москвы в созда­нии международной организации российских соотечественников, прожи­вающих за рубежом; содействие и поддержка региональных и междуна­родных деловых, профессиональных, молодежных, женских, парламент­ских объединений российской диаспоры;

- поддержка русского языка, культуры, образования, содейст­вие укреплению позиций православной церкви, что включает обеспечение участия представителей русской культуры Зарубежья в выставках и других культурных мероприятиях, проводимых в Москве; участие в реализации Государственной Программы Российской Федерации по под­держке русского языка; содействие в получении образования на русс­ком языке и повышения квалификации в учебных и научно-исследовате­льских учреждениях Москвы; оказание поддержки образовательным уч­реждениям с преподаванием на русском языке в зарубежных странах и налаживание их сотрудничества с московскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениям. Совершенствование механиз­мов реализации программы "Стипендия Мэра Москвы" в государствах Балтии. Взаимодействие с Отделом внешних церковных сношений Моско­вской Патриархии по вопросам поддержки деятельности православных церковных общин Московского Патриархата за рубежом;

- развитие экономического сотрудничества Москвы и российской диаспоры, включающее налаживание связей хозяйствующих субъектов Москвы с деловыми кругами русского Зарубежья, стимулирование раз­вития внутридиаспорального капитала, функционирование международ­ного клуба деловых кругов русского Зарубежья;

- развитие информационного сотрудничества с российской диас­порой и странами ее проживания; информационное обеспечение деяте­льности Правительства Москвы по поддержке зарубежных соотечествен­ников, поддержка русскоязычных СМИ; создание информационно-элект­ронных систем и специальных Интернетсайтов для связей с организа­циями и объединениями российских соотечественников, проживающих за рубежом;

- поддержка социально незащищенных слоев российской диаспоры (медицинская помощь, отдых в Подмосковье, материальная помощь);

- научное и экспертное обеспечение Программы, что включает поощрение совместных научно-исследовательских работ ученых Москвы и зарубежных соотечественников по актуальным проблемам российско­го Зарубежья; проведение ежегодных встреч соотечественников для рассмотрения вопросов их экономического, научно-технического и ку­льтурного сотрудничества с Москвой и другими субъектами Российской Федерации; проведение исследований по актуальным вопросам положе­ния соотечественников в зарубежных странах; проведение информаци­онно-аналитической работы по выработке рекомендаций для осуществ­ления Программы; издание научных трудов.

4. Принципы обеспечения Программы

Принципами обеспечения Программы являются:

- уважение основных стандартов в области прав человека, пре­дусмотренных международными соглашениями и конвенциями, регулиру­ющими положение национальных меньшинств, а также двусторонними до­говорами, подписанными Российской Федерацией со странами, в кото­рых проживают соотечественники;

- содействие в обеспечении прав всех категорий соотечествен­ников на правовую, медицинскую и социальную защиту;

- дифференцированность в подходах и развитии сотрудничества с соотечественниками в зависимости от их принадлежности к различным социальным группам и от проживания в различных странах и регионах;

- адресность в развитии взаимодействия с организациями и объ­единениями соотечественников с учетом реальных возможностей и осо­бенностей каждой из них;

- определение приоритетных направлений взаимодействия с орга­низациями соотечественников и максимальная концентрация усилий и ресурсов на важнейших сферах сотрудничества;

- открытость для сотрудничества со всеми организациями и объ­единениями соотечественников во всех странах мира.

5. Механизм реализации целей и задач Программы

Реализация Программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обес­печению. Эти мероприятия должны являться составной частью общего­сударственной программы помощи соотечественникам.

В рамках Программы Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, прилагает необходимые усилия для:

- поощрения взаимодействия московских городских и обществен­ных организаций, хозяйствующих субъектов города с общественными организациями и иными структурами соотечественников за рубежом, придавая особое значение мерам по поддержке молодежных организаций соотечественников, особенно русскоговорящей молодежи,  углублению связей юношей и девушек с исторической Родиной;

- поддержки создания международных общественных организаций соотечественников в Зарубежье;

- содействия реализации мероприятий программы сотрудничества, направленных на реализацию прав российских соотечественников в правозащитной, культурной и языковой сферах;

- проведения комплексного мониторинга социально-экономическо­го, политического и правового положения соотечественников за рубе­жом в интересах оказания содействия по защите их основных прав и свобод. Организации по проведению мониторинга определяет Межведом­ственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественни­ками, проживающими за рубежом;

- осуществления регулярных выездов представителей московских юридических организаций, московских коллегий адвокатов в государ­ства СНГ и Балтии в целях оказания помощи по защите прав и свобод соотечественников за рубежом;

- поддержки усилий общественных организаций и объединений соотечественников в СНГ и Балтии по созданию в этих странах центров юридической и консалтинговой поддержки в целях обеспечения прав и свобод соотечественников;

- содействия средствам массовой информации г. Москвы и другим изданиям, выпускаемым в Москве, в объективном освещении положения соотечественников за рубежом и формировании общественного мнения;

- адресной поддержки газет, издаваемых организациями и объе­динениями соотечественников;

- оказания поддержки соотечественникам, которая напрямую свя­зана с финансированием мероприятий Программы поддержки соотечест­венников за рубежом. В этих целях Правительством Москвы на каждый год отдельной строкой выделяются средства для их реализации;

- привлечения внебюджетных средств для поддержки организаций и объединений соотечественников на основе разработанного механиз­ма вовлечения в это средств коммерческих банков и фирм. Предостав­ление различного рода льгот тем из них, кто активно участвует в реализации программ помощи и содействия соотечественникам за рубе­жом;

- участия организаций и объединений соотечественников в дея­тельности торговых домов Москвы, созданных в ряде государств СНГ и Балтии. Особенно в тех из них, где организации соотечественников выступают одними из соучредителей;

- оказания всемерного содействия привлечению деловых кругов соотечественников в совместные экономические программы, способствование развитию их взаимовыгодного сотрудничества с предпринима­тельскими структурами г. Москвы;

- поддержки черноморского филиала МГУ, института экономики и управления в Эстонии (МГСУ), Балтийского русского института в Лат­вии. его филиалов в Литве и Эстонии, а также организация новых учебных заведений с преподаванием на русском языке. Определение высших учебных заведений Москвы, на базе которых следует осущест­влять подготовку, переподготовку и повышение квалификации препо­давателей образовательных учреждений СНГ и Балтии с русским язы­ком обучения. Выделение квот для детей соотечественников из наиме­нее социально защищенных слоев для обучения в вузах Москвы;

- составления при содействии загранучреждений МИДа и ассоци­аций учителей школ с русским языком обучения перечня общеобразова­тельных учреждений в СНГ и Балтии с преподаванием на русском язы­ке, над которыми Правительство Москвы берет шефство в деле оказа­ния систематической помощи в издании и обеспечении научно-справоч­ной, учебной и учебно-методической литературой, наглядными пособи­ями, учебным оборудованием, развитие дистанционной формы обучения и т.п.

6. Правовые основы Программы.

Правовую Основу действий Правительства Москвы по поддержке соотечественников составляют принципы и нормы международного пра­ва, международные договоры Российской Федерации, договоры и соглашения Правительства Москвы, Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон "О государственной политике Российской Федера­ции в отношении соотечественников за рубежом" от 24.05.1999 г. №. 99-ФЗ, федеральные законы, регулирующие деятельность субъектов Российского Федерации в сфере международных связей, постановление Правительства Москвы от 18.09.2001 г. № 844-ПП "Об основных напра­влениях по поддержке соотечественников за рубежом", постановление Правительства Москвы от 08.01.2001 г. № 17-ПП "О создании Межведо­мственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом при Правительстве Москвы".

7. Организационное обеспечение

Эффективное выполнение Программы и успешная реализация систе­мы заложенных в ней мероприятий возможны только при условии актив­ного взаимодействия структур исполнительной власти как городского, так и федерального уровня. Предусматривается оказание максимально­го содействия в реализации Программы в пределах своей компетенции нижеследующими отраслевыми и территориальными подразделениями Правительства Москвы:

- Департаментом международных связей;

- Комитетом по внешнеэкономической деятельности;

- Департаментом экономической политики и развития;

- Департаментом науки и промышленной политики;

- Департаментом потребительского рынка и услуг;

- Комитетом здравоохранения;

- Московским городским фондом обязательного медицинского страхования;

- Московским комитетом образования;

- Комитетом по культуре;

- Комитетом социальной защиты населения;

- Комитетом по делам семьи и молодежи;

- Комитетом общественных и межрегиональных связей;

- префектурами административных округов.

Успешная реализация задач Программы предполагает активное взаимодействие структурных подразделений Правительства Москвы с общественными организациями, фондами и другими учреждениями, занимающимися проблемами соотечественников за рубежом.

Важное место в координации усилий всех заинтересованных орга­низаций по поддержке соотечественников должен занять создаваемый Правительством Москвы Московский Дом соотечественника.

Для решения задач повышения положительного эффекта от реали­зации Программы, оперативного мониторинга ситуации с соотечествен­никами, выработки новых подходов в области укрепления поддержки российской диаспоры за рубежом предусматривается:

- максимальное использование международного опыта обеспечения поддержки соотечественников за рубежом в соответствии с действую­щим законодательством и нормативными актами Правительства Российской Федерации с постоянными контактами города с региональными:

представительствами УВКБ ООН, МОМ и другими международными органи­зациями в данной области;

- осуществление Межведомственной комиссией по работе с сооте­чественниками за рубежом Правительства Москвы координации деятель­ности структурных подразделений Правительства Москвы по вопросам поддержки соотечественников;

- координация деятельности с другими субъектами Российской Федерации по вопросам поддержки соотечественников.

Центр гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника (далее - МДС) создается как организационный и координирующий центр работы с зарубежными российскими соотечественниками Правительства Москвы, общественных, политических, деловых, научных и других ор­ганизаций города. МДС - государственная некоммерческая организация (учреждение), не ставящая в качестве основной цели своей деятель­ности извлечение прибыли.

Создание МДС позволит российской диаспоре получить свой коор­динирующий центр в столице для контактов и взаимодействия. МДС по­зволит сосредоточить в нем деятельность различных структур Правительства Москвы, занимающихся проблемами соотечественников, обще­ственных организаций Москвы (фондов. Института стран СНГ и др.). МДС станет информационным и координирующим научным центром по воп­росам российской диаспоры.

Учредителем МДС выступает Правительство Москвы.

Для обеспечения системного взаимодействия с зарубежными соо­течественниками и их общественными объединениями, создания матери­альной базы для осуществления общественно значимых инициатив, про­грамм и проектов, направленных на осуществление поддержки и сотру­дничества с соотечественниками, необходимо создание Попечительско­го совета МДС.

Для эффективной реализации основных целей и задач МДС целесо­образно, чтобы Учредитель или орган по его поручению сформировал Общественный совет МДС, включающий в свой состав представителей общественных, политических, деловых, научных и иных объединений - и организаций Москвы и российских соотечественников за рубежом на условиях ротации.

Цели деятельности МДС, как центра гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом, реали­зуются через развитие следующих направлений деятельности:

- содействие всестороннему участию общественных, научных, де­ловых и иных объединений зарубежных соотечественников и их предс­тавителей в процессе осуществления программ Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом, отвечающих общегосудар­ственным интересам Российской Федерации;

- содействие созданию условий для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития российских диаспор за рубежом;

- развитие взаимовыгодного взаимодействия Москвы и зарубежных соотечественников.

8. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение осуществляется в форме мониторинга ситуации с соотечественниками за рубежом с точки зрения их полити­ческого, социально-экономического, профессионального, этнокультур­ного и этноконфессионального положения; отслеживания новых подхо­дов и тенденций к вопросу поддержки соотечественников; проведения РЕ-кампаний, освещающих деятельность Правительства Москвы в ука­занном направлении в средствах массовой информации и с использова­нием новейших мультимедийных компьютерных технологий и сети Интер­нет.

9. Финансовое обеспечение

Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты на реализацию мероприятий по поддержке российских соотечественни­ков, которые покрываются из бюджета г. Москвы в соответствии с со­циально-экономическим обоснованием Программы (приложение).

Кроме того, не исключается привлечение спонсорских средств юридических и физических лиц Российской Федерации и зарубежья в области отношений с соотечественниками в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

МЕРОПРИЯТИЯ по реализации Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 гг.

I. Правовая защита соотечественников

1. Мониторинг соблюдения прав соотечественников в странах проживания.

2. Оказание правовой помощи соотечественникам.

3. Создание сети правозащитных бюро в странах проживания с опорой на Центр правовой помощи соотечественникам в Москве.

4. Обеспечение правовой помощи российскими юристами в защите прав соотечественников в странах проживания (через Центр правовой помощи соотечественникам в Москве).

5. Освещение в СМИ правового положения российских соотечест­венников.

6. Размещение в СМИ России материалов по фактам нарушения прав российских соотечественников в странах их проживания.

7. Издание "Белой Книги" по фактам нарушения прав российских соотечественников в странах их проживания.

8. Издание бюллетеней, посвященных проблемам соблюдения прав соотечественников.

9. Проведение совместных консультаций, семинаров и конферен­ций с международными правозащитными организациями.

10. Поддержка участия адвокатов в судебных процессах по защи­те жителей Москвы и соотечественников привлеченных к различным ви­дам ответственности за рубежом.

II. Поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры

1. Ведение баз данных об общественных структурах соотечест­венников за рубежом.

2. Оказание материальной поддержки общественным организациям в осуществлении ими культурных, образовательных, информационных и экономических программ и проектов.

3. Проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке лиде­ров объединений российской диаспоры.

4. Проведение семинаров, лекций, курсов по подготовке актива молодежных, профессиональных и иных объединений российской диас­поры.

5. Оказание помощи приходам Русской православной церкви по сохранению межнационального мира, укреплению самобытности, духов­ных традиций и культуры (по согласованию с Русской православной церковыо).

6. Поддержка ветеранских объединений российских соотечестве­нников.

7. Организация совместных мероприятий молодежи из Москвы и стран ближнего и дальнего зарубежья (слетов, пробегов, фестивалей, праздников, олимпиад и пр.).

III. Оказание помощи соотечественникам в области медицины

1. Оказание экстренной и плановой медицинской стационарной (в том числе консультативно-диагностической) помощи соотечественни­кам, проживающим за рубежом, на базе медицинских учреждений, рас­положенных в г. Москве.

2. Оказание медицинского обеспечения общественно-массовых и культурных мероприятий, проводимых в Москве при участии соотечест­венников, проживающих за рубежом (по отдельным планам Правитель­ства Москвы).

3. Оказание информационно-методического содействия русским общинам зарубежных стран в организации и проведении в Москве выс­тавок, посвященных здравоохранению, медицинской и фармацевтической промышленности (по отдельным планам Правительства Москвы).

4. Оказание содействия в обеспечении нуждающихся соотечестве­нников инвалидными колясками, медицинскими приборами индивидуаль­ного пользования для лечения и профилактики.

IV. Поддержка русского языка, культуры и образования.

1. Поддержка русскоязычного (среднего и высшего) образования и дошкольных учреждений в странах проживания соотечественников.

2. Оказание помощи в учебной и учебно-методической литерату­ре, аудио-, видеоматериалах. Разработка и выпуск на электронных носителях учебно-методических комплектов, включающих электронные учебники и библиотеки для учащихся старших классов школ с русским языком обучения стран СНГ и Балтии.

3. Оказание гуманитарной помощи в форме ежегодной поставки компьютерных классов и оборудования в учебные заведения и органи­зации работы центров дистанционного образования в странах СНГ и  Балтии.

4. Оказание шефской помощи русским школам, гимназиям, классам (развитие движения побратимства школ, классов).

5. Принятие на различные формы обучения в московские образо­вательные учреждения абитуриентов из числа соотечественников; обе­спечение им медицинского страхования и социального обеспечения.

6. Проведение Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку школ СНГ и Балтии с финалом в Москве.

7. Проведение ежегодного совещания директоров русскоязычных школ по вопросам поддержки и сотрудничества в области образования.

8. Организационное обеспечение реализации программы "Стипен­дия Мэра Москвы" в странах Балтии.

9. Развитие нормативно-правовой базы сотрудничества в области образования, в т.ч. с учетом интересов школ с преподаванием на ру­сском языке, путем заключения долгосрочных соглашений о сотрудни­честве на уровне правительственных и отраслевых структур.

10. Проведение Форума пушкинских школ, лицеев и гимназий в Москве. Учреждение грантов и премий "пушкинским" учителям.

11. Повышение квалификации, стажировка и переподготовка на курсах повышения квалификации преподавателей русскоязычных школ в как в Москве, так и на базе филиалов российских вузов в странах СНГ и Балтии.

12. Организация на базе Московского института открытого обра­зования дистанционных курсов для преподавательских, управленческих кадров и для старшеклассников русскоязычных школ стран СНГ и Бал­тии.

13. Проведение конкурса "Язык мой - друг твой" среди учителей русского языка стран СНГ и Балтии.

14. Организация и проведение стажировок и обмена группами пе­дагогов и учащихся партнерских школ-побратимов стран СНГ и Балтии.

15. Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и Балтии.

16. Театральные обмены со странами СНГ и Балтии, включая пос­тановку спектаклей известными российскими режиссерами в городах стран СНГ и Балтии.

17. Участие в оснащении и организации методической работы (в части вопросов культуры) российских культурных центров и предста­вительств Москвы за рубежом.

18. Организация финансовой поддержки организаций и объедине­ний российских соотечественников за рубежом по пополнению библио­течного фонда культурных центров, по рассылке книг и брошюр о де­ятельности Правительства Москвы, углублении связей с- соотечествен­никами.

19. Оказание помощи в создании и распространении среди соо­течественников электронных версий коллекций картин российских и зарубежных художников из собраний московских музеев, в т.ч. с ис­пользованием Интернет-технологий автоматизации музейной деятельно­сти.

20. Проведение международных фестивалей детского народного творчества с участием представителей зарубежных стран.

21. Проведение конкурса детского рисунка "Дети без границ".

23. Организация постоянно действующей экспозиции "История ру­сского зарубежья".

24. Организация выступлений ведущих исполнителей Москвы на Фестивалях русской культуры за рубежом.

25. Проведение фестивалей русской песни в Болгарии.

26. Пошив костюмов для творческих групп и приобретение музы­кальных инструментов с последующей безвозмездной их передачей ор­ганизациям российских соотечественников.

27. Установка мемориальных досок известным советским и рос­сийским соотечественникам в странах ближнего и дальнего зарубежья.

28. Поддержка существующих за рубежом захоронений советских и российских воинов, памятников великим соотечественникам.

29. Приглашение детей из городов и регионов стран СНГ и Балтии в Москву в период школьных каникул.

30. Оказание помощи детским творческим коллективам в поездках для участия в конкурсах, фестивалях и т.п. стран СНГ и Балтии.

31. Организация на базе Театрально-культурного центра им.Мей­ерхольда высших режисерских курсов (магистратура) для подготовки режисерских кадров в русские театры стран СНГ и Балтии.

V. Развитие экономического сотрудничества Москвы и российской диаспоры. Поддержка активной части российских соотечественников за рубежом.

1. Осуществление московскими организациями и хозяйствующими субъектами совместных с соотечественниками экономических и бизнес-проектов.

2. Оказание помощи в развитии производственной, хозяйствен­ной, финансовой деятельности предприятий малого и среднего бизне­са соотечественников в странах проживания путем размещения заказов для Москвы, установления прямых связей с предприятиями и организа­циями, открытия торгово-промышленных центров по оптовой продаже продукции московских предприятий, создания совместных предприятий приобретения оборудования.

3. Обеспечение деятельности международного клуба деловых кру­гов российского зарубежья.

4. Финансовая поддержка программ по развитию экскурсионного и туристического обслуживания соотечественников.

VI. Развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой и странами ее проживания.

1. Оказание информационной и методической помощи русскоязыч­ным СМИ в странах ближнего и дальнего зарубежья.

2. Материальная поддержка русскоязычных СМИ организаций соо­течественников.

3. Обеспечение информационного взаимодействия с соотечественниками зарубежья с использованием возможностей Интернет-технологий путем поддержки, сопровождения и развития информационного блока в области культуры, спорта, туризма, социального и торгово-экономического партнерства, в т. ч. в рамках электронного периодического совместного издания для соотечественников.

4. Обеспечение деятельности Интернет- портала "Москва и соо­течественники".

5. Выпуск журнала "Москва и соотечественники".

6. Производство тематических телевизионных фильмов о сотруд­ничестве Правительства Москвы с соотечественниками за рубежом.

7. Производство цикла телевизионных передач о положении русс­коязычного населения в странах СНГ и Балтии для показа на канале ТВЦ телевизионного проекта "Материк".

8. Издание и распространение информации, в том числе и на ко­мпакт дисках, направленной на повышение авторитета Москвы среди соотечественников и создание благоприятного инвестиционного кли­мата.

9. Подготовка информационных видеоматериалов для распростра­нения в СМИ (в том числе, и зарубежных) о проводимых в Москве меж­дународных форумах, круглых столах, конференциях, выставках и дру­гих мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом.

VII. Поддержка социально незащищенных слоев российских соотечественников.

1. Оказание материальной помощи по заявкам соотечественников:

- из числа остро нуждающихся ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, участников битвы под Москвой;

- нуждающимся родственникам на проезд в страны СНГ и Бал­тии для участия в погребальных церемониях как в Россию, так и за рубеж;

- остро нуждающимся соотечественникам по письмам и обраще­ниям из стран зарубежья;

- соотечественникам, пострадавшим от стихийных бедствий или конфликтов на национальной почве, беженцам.

VIII. Научное и экспертное обеспечение Программы.

1. Проведение совместных научных исследований ученых Москвы и представителей российского зарубежья по проблемам российской диас­поры.

2. Проведение научно-практических конференций по изучению по­ложения российских соотечественников в странах проживания в прош­лом, настоящем и будущем.

3. Подготовка научно-информационных бюллетеней, освещающих научные исследования в области положения российских соотечествен­ников за рубежом.

4. Выпуск аналитических материалов, проведение экспертиз и опросов общественного мнения.

IX. Организационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками.

1. Создание и финансирование деятельности Московского Дома соотечественников.

2. Формирование Экспертного совета соотечественников при Меж­ведомственной комиссии Правительства Москвы по работе с соотечест­венниками и обеспечение его деятельности.

3. Участие в создании Международного Совета российских сооте­чественников.

4. Проведение постоянно действующего "круглого стола" деловых людей, ученых из числа соотечественников, поживающих за рубежом.

Приложение к Программе

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

финансирование из бюджета г.Москвы (тыс.рублей)

№п.п

Наименование мероприятия

Всего за 2003-2005 годы

Финансирование по годам   

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

I. Правовая защита соотечественников

1.1.

Мониторинг соблюдения прав соотечественников в странах проживания

600

200

200

200

1.2.

Обеспечение правовой помощи российскими юристами в защите прав соотечественников в странах проживания (через Центр правовой помощи соотечественникам и его координационный совет)

2120

640

690

790

1.3.

Освещение в СМИ правового положения российских соотечественников

       

1.3.1.

Размещение в СМИ России материалов по фактам нарушения прав российских соотечественников в странах их проживания

900

200

300

400

1.3.2.

Издание бюллетеней, посвященных проблемам соблюдения прав соотечественников

900

200

300

400

 1.4.

Проведение совместных консультаций, семинаров и конференций с международными правозащитными орга­низациями

1500

400

500

600

1.5.

Поддержка участия адвокатов в судебных процессах по защите жителей Москвы и соотечественников, привле­ченных к различным видам ответственности за рубежом

3900

1200

1300

1400

 

Итого по п.1:

9920

2840

3290

3790

II. Поддержка общественных организаций и объединений российской диаспоры

2.1.

Ведение баз данных об общественных струк­турах соотечественников за рубежом

600

200

200

200

2.2.

Оказание материальной поддержки общественным организациям в осуществлении ими культурных. образовательных и информационных программ и проектов

3400

1500

1200

700

2.3.

Оказание помощи приходам Русской право­славной церкви по сохранению межнационального мира, укреплению самобытности, духовных традиций и куль­туры (по согласованию с Русской православной церковью оказание гуманитарной помощи храмам)

4490

1400

1500

1590

2.4.

Поддержка ветеранских объединений российских соотечественников

6000

1500

2000

2500

2.5.

Организация совместных мероприятий молодежи из Москвы и стран ближнего и дальнего зарубежья (слетов, пробегов, фестивалей, праздников, олимпиад и пр.)

4980

2100

1830

1050

 

Итого по п.II:

19470

6700

6730

6040

III. Оказание помощи соотечественникам в области медицины

 

3.1.

Оказание экстренной и плановой медицинской стационарной (в том числе консультативно-диагнос­тической) помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, на базе медицинских учреждений, расположенных в г.Москве

90580

26000

29780

34800

3.2.

Оказание содействия в обеспечении нуждающихся соотечественников инвалидными колясками, медицинскими приборами индивидуального пользо­вания для лечения и профилактики

6100

1500

2000

2600

3.3.

Организация медицинского обеспечения общественно-массовых и культурных мероприятий, проводимых в Москве при участии соотечественников, проживающих за рубежом (по отдельным планам Правительства Москвы)

(входит в смету проведения мероприятий)

 

Итого по п.III:

96680

27500

31780

37400

IV. Поддержка русского языка, культуры и образования

 

4.1.

Оказание помощи в учебной и учебно-методической литературе, аудио, видео материалах. Разработка и выпуск на электронных носителях учебно-методи­ческих комплектов, включающих электронные учебники и библиотеки для учащихся старших классов школ с русским языком обучения стран СНГ и Балтии

25500

8500

8500

8500

4.2.

Оказание гуманитарной помощи в форме ежегодной поставки компьютерных классов и оборудования в учебные заведения и организации работы центров дистанционного образования в странах СНГ и Балтии

5300

1500

1800

2000

4.3.

Принятие на различные формы обучения в московские образовательные учреждения абитуриентов из числа соотечественников; обеспечение им медицинского страхования и социального обеспечения,

35000

10000

12000

13000

 

в том числе: - вузы

- аспирантура

32160 2840

9200 800

11000 1000

11960 1040

4.4.

Проведение Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку стран СНГ и Балтии с финалом в Москве

12240

3800

4040

4400

4.5.

Проведение ежегодного совещания директоров русско­язычных школ по вопросам поддержки и сотрудничест­ва в области образования

6080

1800

2000

2280

4.6.

Организационное обеспечение реализации программы "Стипендия Мэра Москвы" в странах Балтии

6200

1800

2100

2300

4.7.

Проведение конкурса "Язык мой - друг твой" среди учителей русского языка стран СНГ и Балтии

3310

1000

1100

1210

4.8.

Повышение квалификации, стажировка и переподготов­ка на курсах повышения квалификации преподавате­лей русскоязычных школ, как в Москве, так и на базе филиалов российских вузов в странах СНГ и Балтии

23480

6980

7500

9000

4.9.

Проведение Форума пушкинских школ, лицеев и гимназий в Москве

4080

1800

-

2280

4.10.

Организация на базе Московского института открытого образования дистанционных курсов для преподавательских, управленческих кадров и для старшеклассников русскоязычных школ стран СНГ и Балтии

21500

6000

7200

8300

4.11.

Организация и проведение стажировок и обмена группами педагогов и учащихся партнерских школ-побратимов стран СНГ и Балтии

3000

1000

1000

1000

4.12.

Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и Балтии, филиал МГУ в Севастополе

5100

1700

1700

1700

4.13.

Театральные обмены со странами СНГ и Балтии. включая постановку спектаклей известными рос­сийскими режиссерами в городах стран СНГ и Балтии

3600

1000

1200

1400

4.14.

Организация финансовой поддержки организаций и объединений российских соотечественников за рубежом по пополнению библиотечного фонда культурных центров, по рассылке книг и брошюр о деятельности Правительства Москвы, углублении связей с соотечественниками

5000

1600

1600

1800

4.15.

Проведение международных фестивалей детского народного творчества с участием представителей зарубежных стран

3100

1000

1000

1100

4.16.

Проведение конкурса детского рисунка "Дети без границ"

3100

900

1000

1200

4.17.

Организация постоянно действующей экспозиции "История русского зарубежья"

1400

400

500

500

4.18.

Организация выступлений ведущих исполнителей Москвы на Фестивалях русской культуры за рубежом

2400

700

800

900

4.19.

Пошив костюмов для творческих групп и приобретение музыкальных инструментов с последующей безвозмездной их передачей организациям российских соотечественников

2550

1000

750

800

4.20.

Фестиваль русской песни в Болгарии

1950

600

. 650

700

4.21.

Установка мемориальных досок известным советским и российским соотечественникам в странах ближнего и дальнего зарубежья

2100

600

700

800

4.22.

Поддержка существующих за рубежом захоро­нений советских и российских воинов, памят­ников великим соотечественникам

2500

850

850

800

4.23.

Приглашение детей из городов и регионов стран СНГ и Балтии в Москву в период школьных каникул в столицу

5100

1500

1700

1900

4.24.

Оказание помощи детским творческим коллективам в поездках для участия в конкурсах, фестивалях и т.п. стран СНГ и Балтии

2500

750

850

900

4.25.

Организация на базе Театрально-культурного центра им.Мейерхольда высших режиссерских курсов (магистратура) для подготовки режиссерских кадров в русские театры стран СНГ и Балтии

10000

3400

3300

3300

 

Итого по п.IV:

196090

60180

63840

72070

V. Развитие экономического сотрудничества Москвы и российской диаспоры. Поддержка активной части российских соотечественников за рубежом

5.1.

Обеспечение деятельности международного клуба деловых кругов российского зарубежья

3000

800

1000

1200

5.2.

Оказание помощи в развитии производственной, хозяйственной, финансовой деятельности пред­приятий малого и среднего бизнеса сооте­чественников в странах проживания путем размещения заказов для Москвы, установления прямых связей с предприятиями и организациями, открытия торгово-промышленных центров по оптовой продаже продукции московских предпри­ятий, создания совместных предприятий, приобретения оборудования

37760

6000

14060

17700

5.3.

Финансовая поддержка программ по развитию экскурсионного и туристического обслуживания соотечественников

4500

1000

1500

2000

 

Итого по п.У:

45260

7800

16560

20900

VI. Развитие информационного сотрудничества с российской диаспорой и странами ее проживания

6.1.

Обеспечение деятельности Интернет-портала "Москва и соотечественники"

2100

500

700

900

6.2.

Материальная поддержка русскоязычных СМИ организаций соотечественников

4300

1000

1400

1900

6.3.

Выпуск журнала "Москва и соотечественники"

8000

2000

2500

3500

6.4.

Производство тематических телевизионных фильмов о сотрудничестве Правительства Москвы с соотечественниками за рубежом

12000

3000

4000

5000

6.5.

Производство цикла телевизионных передач о положении русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии для показа на канале ТВЦ, в том числе в рамках телевизионного проекта "Материк"

5200

1500

1700

2000

6.6.

Издание и распространение информации, в том числе и на компакт дисках, направленной на повышение авторитета Москвы среди соотечест­венников и создание благоприятного инвести­ционного климата

4400

1200

1500

1700

6.7.

Подготовка информационных видеоматериалов для распространения в СМИ (в том числе и зарубежных) о проводимых в Москве междуна­родных форумах, круглых столах, конференциях, выставках и других мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом

3600

1000

1200

1400

 

Итого по п.VI:

39600

10200

13000

16400

VII. Поддержка социально незащищенных слоев российских соотечественников

Оказание материальной помощи по заявкам соотечественников

7.1.

Из числа остро нуждающихся ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, участников битвы под Москвой

6100

1800

2000

2300

7.2.

Нуждающимся родственникам на проезд в страны СНГ и Балтии для участия в погре­бальных церемониях как в Россию, так и за рубеж

1800

500

600

700

7.3.

Остро нуждающимся соотечественникам по письмам и обращениям из стран зарубежья

3000

1000

1000

1000

7.4.

Соотечественникам, пострадавшим от стихийных бедствий или конфликтов на национальной почве, беженцам

2100

600

700

800

 

Итого по п.VII:

13000

3900

4300

4800

VIII. Научное и экспертное обеспечение Программы

8.1.

Проведение совместных научных исследований ученых Москвы и представителей российского зарубежья по проблемам российской диаспоры

3000

1000

1000

1000

8.2.

Проведение научно-практических конференций по изучению положения российских соотечест­венников в странах проживания в прошлом. настоящем и будущем

3100

1100

1000

1000

8.3.

Подготовка научно-информационных бюллетеней, освещающих научные исследования в области положения российских соотечественников за рубежом

2080

680

700

700

8.4.

Выпуск аналитических материалов, проведение экспертиз и опросов общественного мнения

4300

1500

1500

1300

 

Итого по п.VIII:

12480

4280

4200

4000

IX. Организационное обеспечение деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками

9.1.

Создание и финансирование деятельности Московского Дома соотечественников

30000

10000

10000

10000

9.2.

Формирование Экспертного совета соотечествен­ников при Межведомственной комиссии и обеспе­чение его деятельности

1800

500

600

700

9.3.

Участие в создании Международного Совета российских соотечественников

2000

1000

500

500

9.4.

Проведение постоянно-действующего "круглого стола" деловых людей, ученых из числа сооте­чественников, проживающих за рубежом

9700

2800

3300

3600

 

Итого по п.IX:

43500

14300

14400

14800

ИТОГО:

476000

138000

158000

180000


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ