Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



 Что будет с Украиной в условиях кризиса власти?

 РИА Новости, 07.10.08

Сергей Старостенко

7 октября на встрече с представителями фракции "Наша Украина - Народная Самооборона" президент Виктор Ющенко заявил о намерении распустить Верховную Раду и провести досрочные парламентские выборы. Решение президента обусловлено распадом правящей коалиции и политического альянса Виктора Ющенко с премьер-министром Юлией Тимошенко. Как будет развиваться политическая ситуация в Украине в условиях кризиса власти? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты:

С точки зрения Затулина Константина :

Безусловно, жители Украины устали от бесконечных политических кризисов. Те, кто в 2004 году голосовал за героев оранжевой революции, конечно, разочарованы плодами этой самой революции. Большая часть граждан, как всегда, выбирает из двух зол меньшее: речь идет о Тимошенко и о Ющенко. В целом, люди в стране, особенно на востоке Украины всё меньше верят в украинское государство как таковое, в институты этого государства - они все скомпрометированы, все зашли в тупик. Не последнюю роль в этом сыграли президент Украины и его команда. Говоря о том, что может произойти в ближайшее время на Украине, стоит учитывать, что они сами себя завели в тупик, из которого нет иного выхода, кроме как множить кризисы и создавать в стране политическую нестабильность. К сожалению, это не ограничивается только внутренними проблемами. Для того, чтобы оправдать свои действия, Ющенко использует все поводы для обострения отношений с Россией. Даже в тех случаях, когда поводов нет, он их изобретает. Сегодня всякий серьезный диалог между нашими странами фактически прекращен. Украина в период войны на Кавказе, - теперь это раскрывается во всей полноте, - выступила практически в роли союзника грузинской агрессии. Режим Ющенко вооружал Грузию Саакашвили даже в ущерб обороноспособности собственной страны.

Сейчас президент настроился на роспуск Верховной Рады. Он безусловно её распустит - можно спорить о деталях: произойдет это сегодня, в конце недели или в середине месяца. В любом случае, ясно, что президенту не нужна никакая коалиция, он хочет исключить всякие возможности сохранения правительства Тимошенко. А создать другое правительство, правительство, которое его устроило бы, возможности нет.

Сам президент превратился в маргинала. Необычайно низкий процент доверия - рекорд за весь период независимости Украины. Но, как это часто бывает, не хватает решимости и согласованности действий политических оппонентов, чтобы призвать президента к порядку.

Граждане Украины на сегодня устали от политики, устали от президента и целого ряда ему противостоящих фигур - просто успели убедиться, что некоторые из них не в состоянии бывают реализовать свои возможности, идя на поводу у своих политических противников, ставя свои бизнес-интересы выше интересов своих избирателей, и, в конечном счете, себя как политической силы. От этого - всеобщее разочарование, которое не дает появится перспективам. Может быть, эти перспективы когда-нибудь возникнут, но это не лучшее время для российско-украинских отношений, поскольку строить их приходится на песке нереализованных ожиданий, невыполненных обещаний и постоянного желания рассматривать отношения в пику друг другу. Или Ющенко рассматривает российско-украинские отношения как способ  свести счеты с Тимошенко, или Тимошенко делает то же самое.

Украина серьезно политически больна. В стране не решены базовые проблемы, которые её и раскалывают. Она никогда не была полностью единой ни в языковом, ни в культурно-национальном, ни в политическом отношении, но в таком раздробленном состоянии она фактически тоже никогда не была. По сути не хватает только спички, чтобы это все переросло в гражданский кризис. Все, что спасает сейчас от гражданского противостояния - отсутствие веры в вождей: что у власти, что в оппозиции.

С точки зрения руководителя социологической службы "Украинский барометр" Виктора Небоженко:

Народ все равно пойдет на выборы, украинцам это нравится, они с большим удовольствием это делают. Он чувствует, что он становится гражданином, он обсуждает, он выбирает что-то, ну а потом все заканчивается, по формуле "Следствие закончено, забудьте". Так что выборы состоятся. Каких-то сенсаций там трудно ожидать. Возможно, потеряют крупные партии  - БЮТ, Партия регионов - по пять процентов. Юлия Владимировна нащупала новый конек - дружбу с Россией, и ей это нравится, но для этого надо собирать электорат не в Западной Украине, а в Луганской и Харьковской областях, и, видимо, она этим займется. А это сильно ударит по монополии Партии регионов на русскоязычный электорат. И они к этому не готовы, потому что последние десять лет они активно выступали от имени восточной Украины и в Кремле, и на Западе, и в Киеве, а тут у них появился реальный противник.

С точки зрения директора киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского:

Единственный выход из кризиса - это объединение в техническую коалицию Партии регионов и БЮТ. Но, шансов на это практически не осталось. Все другие варианты будут углублять кризисную ситуацию в стране. Это ухудшение может быть и катастрофическим. Мы все равно втравляемся в бесконечную череду выяснений отношений вместо того, чтобы отвечать на те вызовы, которые стоят перед страной. У нас нет бюджета на следующий год, у нас нет ничего вообще по противодействию мировому финансовому кризису. У нас нет никаких гарантий, что роспуск парламента не станет началом неформализованного президентского правления, которое не будет признано остальными политическими игроками, что ожесточит кризисную ситуацию. Это может привести к дезинтеграции политического пространства вообще. Это такая безответственность, что невозможно даже найти какие-либо аналогии подобному поведению главы государства, который ради своих личных интересов собирается втравить страну в такой полет.




В Луганск пожалует Милошевич

КП-Украина, 08.10.08

Брат лидера боснийских сербов выскажется насчет вступления Украины в НАТО.

17 октября в Луганск приедет брат Слободана Милошевича - Борислав. Приедет отнюдь не в качестве туриста, а как участник круглого стола на тему "Украина - НАТО: национальный и международный аспекты", инициаторами которого стали депутаты облсовета.

- Мы связались с представителями бывшей Югославии, предварительно я лично говорил с братом Слободана Милошевича Бориславом, и он обещал присутствовать на мероприятии, несмотря на некоторые проблемы со здоровьем, и выступить, - сообщил "КП" заместитель председателя Луганского областного совета Евгений Харин. - Обещали прибыть также представители Сербского землячества в Днепропетровске.

Из прочих известных гостей: депутат Госдумы Российской Федерации Константин Затулин, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, а также нардепы Вадим Колесниченко, Дмитрий Табачник, Александр Ефремов, Виктор Тихонов и Спиридон Килинкаров.

О чем конкретно пойдет разговор?

- Кабинетом министров выделено 4 миллиона долларов США на разъяснительную кампанию по НАТО. Кампания проходит четко и однобоко, чтобы определить, что у нас прямая дорога в НАТО. Но, по опросам, 70% луганчан считают иначе. Мы хотим показать нашу позицию и провести серьезную дискуссию среди людей, которые не понаслышке знакомы с этой темой, - пояснил зампред.

Среди таковых, между прочим, в Луганске хотят увидеть и директора центра документации и информации представительства НАТО в Украине Мишеля Дюре. И если тот приедет - дискуссия действительно будет небезынтересной.




Украинская власть на пороге: роспуск парламента илиимпичмент?

nakanune.ru, 08.10.08 

Cергей Хурбатов

Очередной политический кризис назрел в Украине. Сегодня в Киеве президент Виктор Ющенко проведет консультации по поводу принятия решения о роспуске Верховной Рады. Накануне истек срок, согласно которому он обязался объявить о досрочном прекращении полномочий парламента, если в нем не будет создана коалиция. О распаде коалиции Блок Юлии Тимошенко и "Наша Украина — Народная самооборона" было объявлено 16 сентября, но партии в украинском парламенте после заявления Ющенко так и не смогли договориться. Между тем, депутаты заявляют о том, что роспуск Рады если произойдет, то будет незаконным, а ряд из них высказались за запуск процедуры импичмента. Мы попросили экспертов ответить на вопрос - каков наиболее вероятный исход сложившегося кризиса?

"Главная мишень для Ющенко – Тимошенко, которую он пытается устранить в два хода"

Директор Института стран СНГ, первый заместитель председателя комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:

"Более вероятен сейчас роспуск Рады, и президента удерживает от роспуска парламента теперь только желание соблюсти все процедуры, чтобы не подвергнуться критике и не быть заподозренным в попытке узурпации полномочий из-за рубежа. Он понимает, что на Западе это не лучшим образом воспринимается и заинтересован в том, чтобы соблюсти все процедурные приличия.

Нет никаких сомнений, что истинным виновником роспуска парламента является именно Ющенко. Он не хочет, чтобы кто-нибудь соседствовал с ним во власти до конца этого года – период, в течение которого могут быть приняты важные решения в присоединении к плану действий относительно членства в НАТО. С этой точки зрения он, конечно, постарается распустить парламент в ближайшее время. Вполне возможно, что до конца этой недели. Но это сейчас не принципиально, поскольку очевидно, что он, используя остающиеся у себя рычаги влияния, фактически имеет возможность "торпедировать" создание любой коалиции. В "Партии регионов" есть группа, которая не хочет объединения с БЮТ, а в "Нашей Украине" есть часть депутатов, которые следуют за президентом и не допустят принятия решения о восстановлении коалиции с Тимошенко. Для президента главная мишень на этом этапе – Тимошенко, которую он пытается устранить в два хода – сначала, распустив парламент, а затем, не дав в новом составе парламента сложиться коалиции с ее участием.

Но за этим нет серьезной стратегии, это авантюрные действия, которые основываются на нежелании Ющенко понять, что народ Украины его разлюбил, он его не хочет. Но он пытается удержаться и успеть спровадить в политическую могилу своих основных соперников. Ради этого он идет на обострение: внутри страны – роспуском парламента и отставкой Тимошенко, извне – ухудшением отношений с Россией. Заявления об импичменте вряд ли реальны, поскольку на это просто не хватит времени. Кроме того, не все готовы это предложение поддержать. Ющенко продолжает терять популярность, но при этом не теряет полномочий, а успешно с помощью своего секретариата интригует против своих противников и успешно манипулирует хаосом в стране".

"Рада еще проявит инстинкт самосохранения"

Руководитель фонда "Политика" Вячеслав Никонов:

"Более вероятен сейчас именно роспуск рады, но, как я считаю, еще возможно формирование какой-либо парламентской коалиции. Сложно прогнозировать, что сейчас будет происходить в Раде – возможен любой сценарий, и пока все варианты открыты. Мне кажется, что Рада проявит инстинкт самосохранения и, все-таки, сформирует коалицию. Импичмент маловероятен, я не представляю, каким образом эта процедура может быть реализована".

"Последняя капля" газа. Тимошенко играет на два фронта"

Аналитик Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев:

"Наиболее вероятным был бы сейчас роспуск Рады, потому что в этом заинтересован, в первую очередь, Ющенко – ему необходимо избавиться от неугодной для него политической фигуры в лице Тимошенко на посту главы кабинета министров. Если досрочные выборы состоятся, то он рискует потерять даже то количество мест, которые есть у его блока "Наша Украина – народная самооборона" в парламенте. Я думаю, что импичмент маловероятен, не думаю, что удастся получить необходимое количество голосов для запуска этой процедуры, кроме того, БЮТ полностью прервал переговоры с "Партией регионов", а в случае конструктивных переговоров они могли в свое время создать серьезный противовес Ющенко. Сложно сказать, попробует ли Ющенко распустить Раду в течение этой недели или в какой-то долгосрочной перспективе.

Можно сказать и то, что прошедшая недавно встреча Тимошенко с Путиным, где был подписан меморандум по газу, стала для Ющенко "последней каплей", учитывая его резкие действия и проброс через СМИ идеи о роспуске рады. Договоренности по газу были достигнуты еще летом, а меморандум устраивает и Москву, и Киев, но Киев – в лице Тимошенко.

Ющенко с мая наблюдает за позицией Тимошенко, а действия руководителя кабинета министров направлены на то, чтобы построить конструктивный диалог с Москвой – Ющенко это невыгодно. Видимо, предполагается, что его предвыборная президентская кампания будет построена на политике России, в том числе по международным вопросам, таким как Закавказье, НАТО. Поэтому действия Тимошенко, которая пытается играть на два фронта, для него неприятны и неблагоприятны".

"Тема импичмента еще будет разыгрываться в ходе президентской кампании"

Генеральный директор "Фонда эффективной политики" Кирилл Танаев:

"Судя по всем заявлениям, которые звучали накануне, можно говорить о том, что вряд ли будет сформирована коалиция в Верховной Раде, а это значит, что все политические силы пойдут на выборы. А процедура импичмента, о которой говорилось в парламенте, – более сложный и длительный процесс. Но в ходе президентской избирательной кампании в Украине эта тема будет одной из разыгрываемых".




Роспуск Верховной Рады свидетельствует, чтопрезиденту Украины не нужна стабильность в стране, считает Павловский

  ИНТЕРФАКС, 09.10.08 

Роспуск Верховной Рады президентом Виктором Ющенко лишил Украину последней возможности присоединиться в этом году к плану действий по членству в НАТО, полагает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

"Роспуск Верховной Рады и перспектива новой избирательной компании оставляют Украину и без того зыбких шансов присоединиться до конца года к плану действий по членству в НАТО", - заявил "Интерфаксу" Г.Павловский.

Вместе с тем, по мнению политолога, в действиях президента Украины есть "своя безумная логика".

"Он (В.Ющенко - ИФ) держит все политические силы в напряжении, не давая объединиться против него", - сказал Г.Павловский.

По оценке политолога, нынешняя внутриполитическая ситуация на Украине является крайне нестабильной, "но президенту В.Ющенко стабильность не нужна".

"В условиях стабильности вполне реальна перспектива импичмента президенту, либо изменений в конституцию, которые В.Ющенко не устроили бы", - считает политолог.

По его словам, год назад ситуация на Украине была просто нестабильной, то сегодня появляются системные риски не только для самой Украины, но и для ее ближайших соседей. "И это должны понимать в России", - сказал Г.Павловский.

Своими действиями президент В.Ющенко наносит ущерб российско- украинским отношениям, считает директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин.

"Действия В.Ющенко представляют угрозу российско-украинским отношениям, поскольку роспуск парламента лишает возможности с высокой трибуны представлять альтернативную точку зрения", - сказал К.Затулин.

По словам политолога, В.Ющенко является "главным политическим больным Украины".




Роспуск Верховной Рады свидетельствует, чтопрезиденту Украины не нужна стабильность в стране

Гудок, 09.10.08

Роспуск Верховной Рады президентом Виктором Ющенко лишил Украину последней возможности присоединиться в этом году к плану действий по членству в НАТО, полагает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

"Роспуск Верховной Рады и перспектива новой избирательной компании оставляют Украину и без того зыбких шансов присоединиться до конца года к плану действий по членству в НАТО", - заявил в среду Г.Павловский.

Вместе с тем, по мнению политолога, в действиях президента Украины есть "своя безумная логика".

"Он (В.Ющенко) держит все политические силы в напряжении, не давая объединиться против него", - сказал Г.Павловский.

По оценке политолога, нынешняя внутриполитическая ситуация на Украине является крайне нестабильной, "но президенту В.Ющенко стабильность не нужна".

"В условиях стабильности вполне реальна перспектива импичмента президенту, либо изменений в конституцию, которые В.Ющенко не устроили бы", - считает политолог.

По его словам, год назад ситуация на Украине была просто нестабильной, то сегодня появляются системные риски не только для самой Украины, но и для ее ближайших соседей. "И это должны понимать в России", - сказал Г.Павловский.

Своими действиями президент В.Ющенко наносит ущерб российско-украинским отношениям, считает директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин.

"Действия В.Ющенко представляют угрозу российско-украинским отношениям, поскольку роспуск парламента лишает возможности с высокой трибуны представлять альтернативную точку зрения", - сказал К.Затулин.

По словам политолога, В.Ющенко является "главным политическим больным Украины".




Украина должна жить своими интересами, а неамериканскими (мнение парламентариев)

Новости федерации, 09.10.08

9 октября президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о досрочном прекращении полномочий Верховной рады шестого созыва и назначении внеочередных парламентских выборов на 7 декабря этого года.

Накануне вечером Ющенко в телеобращении к украинскому народу объявил о роспуске рады, поскольку, по его словам, представленные в парламенте политические силы не смогли в отведенный законом срок сформировать коалицию. Президент, кроме того, заявил, что, по его глубокому убеждению, демократическую коалицию разрушило одно - "человеческая амбиция. Человеческая амбиция одного человека. Жажда власти, расхождения в ценностях, предпочтение личных интересов национальным".

Напомним, 2 апреля 2007 года Ющенко уже распускал парламент. Причиной роспуска, как и на этот раз, стало отсутствие в Раде коалиции.

В каком случае новый парламент сможет сформировать такое правительство, которое будет адекватно представлять интересы украинского народа и проводить более прагматичную политику в отношении России? С таким вопросом корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Российские парламентарии видят главное препятствие для стабильного развития Украины не в Верховной раде, а в политике Виктора Ющенко. Они считают, что в ближайшее время не стоит надеяться на формирование более адекватного и прагматичного правительства.

Внеочередные выборы Верховной рады не смогут разрешить украинский политический кризис, убежден председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Владимирской области Вадим Густов.

"Выборы новой рады не разрешат политический кризис на Украине", - заявил сенатор.

Свою точку зрения парламентарий пояснил нежеланием партий договариваться и усталостью украинского населения от выборов. "Для создания коалиции в новом парламенте и дальнейшего формирования правительства нет предпосылок. Партии с разными программами не могут просто так объединиться, для этого нужны желание и политическая воля, которых нет. Кроме того, украинцы уже устали от бесконечных выборов, поэтому явка будет не очень высокой", - прогнозирует Густов.

Политик также высказал мнение о том, что "в этой политической неразберихе больше обычного наберут голосов партии, которые сейчас находятся в тени, - коммунистическая, социалистическая и партия Литвина". "И когда в парламенте очутятся эти партии плюс партии Ющенко и Тимошенко, естественно, никакой коалиции не получится, процесс формирования нового правительства окажется затянутым, что наведет Ющенко на мысль о президентском правлении", - считает сенатор. При этом, заметил Вадим Густов, подобный политический расклад "наводит на мысль о том, что предстоящие выборы будут грязными".

Будущее Украины зависит только от избирателей, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.

"Отныне будущее Украины находится в руках украинских избирателей", - заявил сенатор.

Подчеркнув, что украинцы "должны наконец сделать правильный выбор и остановиться на тех партиях, которые действительно готовы работать в интересах своего народа", парламентарий посоветовал им "получше присмотреться" к Партии регионов. "Это именно та партия, которая будет заботиться и об украинцах, и проводить более прагматичную политику в отношении России. Кроме того, ее интересы, в отличие от партий Ющенко и Тимошенко, полностью совпадают с нашими интересами в вопросах вступления Украины в НАТО и принадлежности Крыма", - уверен политик. "Если Партии регионов не удастся набрать большинства голосов в парламенте, - заключил Леонид Белов, - это может привести к краху украинской государственности".

Адекватность нового правительства Украины будет зависеть от адекватного отношения всех партий к фигуре Ющенко, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от правительства Московской области Николай Чуркин.

"Только когда партии Украины пересмотрят свои соглашательские позиции по отношению к Ющенко, они смогут сформировать достойный парламент", - заявил сенатор. "Только такому парламенту, - продолжил он, - окажется под силу сформировать адекватное правительство, которое будет представлять интересы украинского народа и проводить более прагматичную политику в отношении России".

Кроме того, парламентарий выразил озабоченность безучастностью украинского народа. "Мне не понятно, почему во время политической чехарды в республике народ безмолвствует, хотя видно невооруженным глазом, что Ющенко проводит агрессивную политику не только в отношении России, но и в отношении своего народа", - подчеркнул сенатор. "При прямом пособничестве президента Украины под руководством США продолжается беспрецедентное уничтожение украинского народа и украинской территории. Это не что иное, как попытка создать в Европе управляемое государство, которое бы сделалось инициатором всех скверных дел в Восточной Европе", - заключил Николай Чуркин.

Предстоящие внеочередные парламентские выборы на Украине не изменят политической структуры республики, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев.

"Декабрьские парламентские выборы не смогут изменить существующей политической структуры Украины", - заявил сенатор.

Парламентарий связывает это с тем, что, по его мнению, "и в новом парламенте будет идти интенсивное строительство коалиции в пользу Ющенко".

Сенатор полагает, что для формирования правительства, которое могло бы адекватно представлять интересы украинского народа и проводить более прагматичную политику в отношении России, необходимо "политическое взаимоуважение между парламентскими элитами и президентом". "Без этого все будет так, как было", - заключил Василий Лихачев.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, заместитель председателя фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков считает бессмысленным решение Виктора Ющенко распустить Верховную раду Украины.

"Я не понимаю украинских политиков, поскольку если есть желание создать сбалансированную систему управления государством, то почему это не было сделано до сих пор", - заявил депутат.

Парламентарий убежден, что без Партии регионов невозможно будет сформировать новое правительство, которое представляло бы интересы украинского народа, а также проводило бы более прагматичную политику в отношении РФ. "Без Партии регионов любая коалиция будет неустойчива, поскольку по-прежнему не будет представлять все население Украины".

"Для меня Янукович больший демократ, чем некоторые лидеры "оранжевой революции". Поэтому не вижу смысла строить коалицию без Партии регионов, которая более привязана к демократическим ценностям. Коалиция должна строиться ради интересов украинского народа, а не ради собственных амбиций, - подытожил Геннадий Гудков.

Препятствием для развития Украины является не парламент, а Виктор Ющенко, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, член фракции "Единая Россия" Константин Затулин.

"Представлять интересы украинского народа в целом может только коалиционное правительство, но этой коалиции не дает сложиться президент, который препятствует тем самым нормальному развитию страны", - заявил депутат.

Парламентарий считает, что "на сегодняшний день Виктор Ющенко является главной фигурой, которая дестабилизирует обстановку на Украине". Украинский президент, по словам депутата, "пытается влюбить в себя украинский народ, который, как свидетельствуют рейтинги, давно потерял к нему интерес". "Этот человек сделал все, чтобы завести страну в тупик, но лицемерно рассуждает сегодня о том, что парламентские фракции не могли договориться", - отметил Затулин. Подчеркнув, что именно Ющенко не допустил объединение Партии регионов и БЮТ и не дал Юлии Тимошенко возможности восстановить коалицию с "Нашей Украиной", депутат образно сравнил украинского президента с водителем троллейбуса, который "гадает, успеет ли старушка добежать до остановки, а в последний момент захлопывает двери перед ее носом".

Назвав Ющенко "тем человеком, который втоптал в грязь все надежды на стабильность в этой стране", депутат отметил, что все действия украинского президента нацелены на то, чтобы, освободившись на несколько месяцев от контроля со стороны парламента, успеть выполнить политический заказ Вашингтона. "В декабре пройдет саммит в Вашингтоне относительно НАТО, и к тому времени парламент не успеет ничего возразить и сказать по этому поводу. Вот на что он рассчитывает", - пояснил первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ.

"Если украинский народ не сделает выводов о своем президенте, то окажется не достоин самого себя - подытожил Константин Затулин.

"Серьезным и негативным" политическим событием для Украины назвал решение президента Украины Виктора Ющенко распустить Верховную раду первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции "Единая Россия" Михаил Гришанков.

"Роспуск рады – это очень серьезное и крайне негативное политическое событие для Украины", - заявил депутат.

Парламентарий отметил, что "украинское руководство уже не первый год не может встать на путь продуктивной и качественной работы, а это, безусловно, наносит вред населению страны".

"По мере приближения президентских выборов Ющенко будет предпринимать самые разные шаги, чтобы остаться у руля. Поэтому не исключено, что роспуск Рады был направлен на сохранение собственной власти, а не на стабилизацию ситуации в стране", - предположил депутат. По его словам, независимо от результата парламентских выборов, Ющенко будет "постоянно воевать" с Верховной радой, поскольку ориентируется в своей президентской деятельности вовсе не на национальные интересы Украины. "Думать нужно о будущем страны. А не об американских интересах", - подытожил Михаил Гришанков.

Последней политической ошибкой Ющенко назвала роспуск Верховной рады вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска.

"Распустив Раду в очередной раз, Виктор Ющенко тем самым подписал указ о прекращении собственной политической карьеры", - заявила депутат. "У Виктора Андреевича, который думает, что может потерять власть, в очередной раз возобладали амбиции, но таким способом президентское кресло не сохранить. Надеюсь, это последняя большая политическая ошибка, которую совершает Ющенко", - добавила она.

Вице-спикер подчеркнула, что "из-за политических амбиций своих лидеров Украина до сих пор не может настроиться на нормальное государственное устройство". "Поэтому, - заключила Любовь Слиска, - не хочу гадать о том, каким будет новый парламент, но, надеюсь, у граждан, которые пойдут в декабре на парламентские выборы, возобладает здравый смысл".

Решение президента Украины о роспуске рады не изменит ситуацию в стране, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин.

"Ситуация на Украине после декабрьских выборов не изменится, поскольку существенной смены лиц в парламенте не произойдет", - заявил депутат. "Баланс сил останется тем же: голоса, в основном, снова распределятся между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко", - отметил он. "К власти в республике пришли действительно амбициозные люди, которые не думают о настоящем и будущем Украины, их интересует исключительно собственное благополучие", - добавил парламентарий.

Депутат подчеркнул, что без серьезных изменений в новом парламенте не стоит надеяться и на формирование правительства, которое бы могло адекватно представлять интересы украинского народа и проводить более прагматичную политику в отношении России. "Выборы пройдут в той же среде, как и три года назад, поэтому ничего нового не произойдет", - подытожил Виктор Илюхин.




Выбор Ющенко похоронит мечту о НАТО?

Интерфакс, 09.10.08

Обозреватель Владимир Шишлин

Решение президента Украины о роспуске Рады может стать преградой на пути страны в НАТО, однако эксперты указывают на то, что в дестабилизации ситуации, происходящей по воле президента, есть своя логика

 Оппоненты украинского президента Виктора Ющенко объясняют его решение о роспуске парламента намерением усилить позиции политика, которому, согласно последним опросам не доверяют свыше 70 жителей страны. По мнению наблюдателей и на Украине, и за ее пределами этот шаг объективно усиливает внутреннюю нестабильность. Вполне вероятна затяжная эпопея с обжалованием президентского акта. По некоторым прогнозам, хаос может продлиться до конца года и в этом случае одна из заветных целей Ющенко - добиться в декабре предоставления стране Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) становится, на взгляд экспертов, трудно достижимой.

Ющенко подписал указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины 6-го созыва и назначил на 7 декабря 2008 года внеочередные выборы. Соответствующий указ подписан 9 октября и размещен на официальном сайте главы государства.

Заместитель лидера фракции Блока Юлии Тимошенко Андрей Портнов полагает, что "досрочные выборы нужны, чтобы за несколько месяцев Ющенко усилил свою власть и получил еще один шанс для усиления своих

позиций перед выборами президента, но ему не поможет уже ничего". Он предрекает сложности с реализацией указа президента о досрочных парламентских выборах.

"Между указом президента и его реализацией есть большая пропасть. Для того, чтобы ее перепрыгнуть, кое-кому придется очень тяжело поработать", - сказал он в интервью "Украинской правде". На вопрос, будет ли БЮТ обжаловать указ Ющенко, он сказал: "Что касается дальнейших шагов, мы будем принимать коллегиальное решение". "Мы не будем голосовать ни за один закон, направленный на легализацию этих антиконституционных шагов президента", - добавил Портнов. "Мы считаем этот шаг антиконституционным и бессмысленным. То, что сегодня произошло, 100-процентно спровоцировано президентом, за развалом коалиции стоит именно он", - отметил депутат.

Объявляя внеочередные парламентские выборы, Ющенко преследует свои корыстные цели, считает и депутат фракции Коммунистической партии Украины Александр Голуб. "Вполне ожидаемое решение, поскольку президент Ющенко понимает, что у него есть на сегодняшний момент две проблемы, которые нужно решить. Первая - несмотря на максимально низкие рейтинги, обеспечить себе второй раз вхождение в президентскую должность. И второй момент - убрать с политического горизонта, максимально отодвинуть своего конкурента - Юлию Тимошенко (премьер-министр - ИФ)", - сказал депутат агентству "Интерфакс-Украина" накануне вечером. По его словам, реализовать эти цели можно только в условиях дестабилизации ситуации в стране, и инструментом этой дестабилизации избраны досрочные выборы.

Между тем президент российского Фонда эффективной политики Глеб Павловский полагает, что роспуск Верховной Рады лишает Украину последней возможности присоединиться в этом году к плану действий по членству в НАТО. "Роспуск Верховной Рады и перспектива новой избирательной компании оставляют Украину и без того зыбких шансов присоединиться до конца года к плану действий по членству в НАТО", - заявил он накануне "Интерфаксу".

Кстати, буквально накануне объявления о роспуске парламента посол США в Киеве Уильям Тейлор предупредил, что вопрос о присоединении Украины к ПДЧ зависит от политической ситуации в стране. "В декабре ситуация будет более сложная, чем в апреле, все будут очень тщательно смотреть на ситуацию в стране, на готовность Украины на присоединение к НАТО", - сказал Тейлор в эфире "5 канала". По его мнению, "стабильность на Украине отразится на отношении к этому процессу (присоединения к ПДЧ - ИФ). Будут приняты решения министров иностранных дел стран, они будут очень тщательно изучать ситуацию", - добавил посол. "Политическая стабильность будет влиять на эту ситуацию, и будет непросто для министров принять решение в декабре. Оно должно быть единогласным", - напомнил Тейлор.

Павловский между тем видит в действиях президента Украины "свою безумную логику". "Он (Ющенко - ИФ) держит все политические силы в напряжении, не давая объединиться против него", - сказал Павловский. По оценке политолога, нынешняя внутриполитическая ситуация на Украине является крайне нестабильной, "но президенту Ющенко стабильность не нужна". "В условиях стабильности вполне реальна перспектива импичмента президенту, либо изменений в конституцию, которые Ющенко не устроили бы", - считает политолог. По его словам, год назад ситуация на Украине была просто нестабильной, то сегодня появляются системные риски не только для самой Украины, но и для ее ближайших соседей. "И это должны понимать в России", - сказал Павловский.

Своими действиями президент Ющенко наносит ущерб российско-украинским отношениям, считает директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. "Действия Ющенко представляют угрозу российско-украинским отношениям, поскольку роспуск парламента лишает возможности с высокой трибуны представлять альтернативную точку зрения", - сказал он. По словам политолога, Ющенко является "главным политическим больным Украины".




Пропрезидентский блок Украины распался

 Коммерсант, 09.10.08

9 октября стало известно о роспуске пропрезидентской блока "Наша Украина-Народная самооборона" (НУНС). Лидеры пяти из девяти партий, входящих в блок объявили о своем недовольстве по поводу принятого главой государства решения о роспуске верховной рады. Теперь в стране осталось лишь три пропрезидентские партии: "Наша Украина", "Единый центр" и Украинская народная партия.

Разочарование депутатов блока НУНС вызвало вчерашнее телеобращение президента Украины Виктора Ющенко, в котором он официально объявил о роспуске верховной рады и определил 7 декабря как дату выборов нового парламента. Лидеры пяти из девяти входящих в блок партий назвали это решение "ошибочным" и "неконституционным".

Противниками перевыборов оказались партии "Вперед Украина", Народный Рух, Христианско-демократический союз, Европейская партия, Партия защитников Отечества, и движение "Народная самооборона". Несмотря на их протесты против роспуска рады и стремление сохранить коалицию с Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ) и блоком Владимира Литвина, Виктор Ющенко принял свое решение. Депутаты оценили этот шаг, как "безответственный", а представитель движения "Народная самооборона" Тарас Стецькив констатировал, что "пропрезидентский блок распался, он уже не существует". Между тем, Стецькив уточнил, что перед грядущими парламентскими выборами "Народная самооборона" возможно объединится с БЮТ.

"Кризисным сценарием" называют политику украинских властей и в России. Подобным образом роспуск верховной рады оценил заместитель комитета Госдумы по промышленности, член думской группы по связям с парламентом Украины Валерий Драганов. По его словам, кризисы внутри украинской структуры власти "перестали быть элементами пика противостояния различных групп и элит и стали реальным, фактическим содержанием политического процесса".

Теперь широко обсуждаются возможные шансы различных партий на предстоящих парламентских выборах. По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, основная борьба развернется между президентскими сторонниками и БЮТ. Между тем, как полагает Затулин, сложившаяся ситуация позволит заявить о себе и другим политическим силам, " для которых складывается весьма благоприятная ситуация в условиях серьезного разочарования избирателей".




Грузия вышла из СНГ

Ведомости,  09.10.08

Елена Рагозина

Сегодня во время встречи глав МИД СНГ было принято техническое решение о выходе Грузии из Содружества, которое вступит в силу через год после подачи заявки, в августе 2009 г. Министры иностранных дел рассмотрели правовые и организационные вопросы об исключении Грузии из решения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава глав государств СНГ от 22 января 1993 г. и Договора об экономических союзах от 24 сентября 1993 г.

Выход Грузии из СНГ не будет иметь для Содружества негативных последствий, заявил сегодня министр иностранных дел РФ Сергей Лавров журналистам по итогам Совета МИД СНГ в Бишкеке. По его словам, «участие Грузии в последние годы в Содружестве едва ли было нацелено на способствование ее консолидации, а, скорее, на его эрозию, поэтому не вижу негативных последствий для нашей организации».

Президент Грузии Михаил Саакашвили 12 августа заявил о выходе своей страны из СНГ в связи с конфликтом в Южной Осетии. Грузинский парламент 14 августа поддержал решение главы государства, а 18 августа МИД Грузии известил нотой исполком СНГ о выходе страны из Содружества.

Грузия вступила в СНГ самой последней из постсоветских республик, решение было утверждено парламентом страны 1 марта 1994 г.

По словам зампреда комитета Госдумы по делам СНГ Константина Затулина, «выход Грузии из СНГ -это не повод для праздника, но и не повод для сожаления». Он считает, что уход Грузии не ослабит Содружество, а сделает его более однородным и консолидированным. По мнению Затулина, «шаг грузинской стороны — это глупость и удар по грузинской экономике, потому что все рынки для грузинской продукции находятся в СНГ».

Председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов уточнил, что за все время существования организации было принято более 1000 законов и соглашений, из которых Грузия подписала около 70.




 «На власти Украины негде ставить клеймо»

KM.RU, 09.10.08

Украине предстоят новые парламентские выборы. И хотя пока не до конца ясно, когда же они все-таки состоятся (несмотря на указание президента Ющенко провести их 7 декабря, украинский парламент пока денег на это не выделил), тем не менее выборы, похоже, неизбежны.

И потому в стране вновь развернется ожесточенная предвыборная борьба за голоса русских и русскоязычных избирателей, составляющих, как известно, более половины всего электората Украины. Быть может, кому-то такое пристальное внимание и льстит. Но подавляющему большинству русскоязычной Украины оно, похоже, уже напрочь надоело. Ведь всякий раз, идя на выборы, та же Партия регионов обещала русским Украины сделать их язык вторым государственным, добиваться защиты прав русскоязычного населения. И что же в итоге? А ничего. Хотя благодаря поддержке именно русскоязычного избирателя та же Партия регионов неизменно завоевывала на всех последних выборах в Раду наибольшее число депутатских мест.

На этот раз, впрочем, у «регионалов» на русскоязычном электоральном поле появился довольно неожиданный соперник – Блок Юлии Тимошенко. Некоторые наблюдатели, в частности украинский политолог Виктор Небоженко, даже считают, что БЮТ способен стать серьезным конкурентом Партии регионов в восточных областях Украины.

«Юлия Владимировна нащупала новый конек - дружбу с Россией, - приводит его слова агентство «Новости-Украина», - но для этого надо собирать электорат не в Западной Украине, а в Луганской и Харьковской областях. А это сильно ударит по монополии Партии регионов на русскоязычный электорат».

По его словам, улучшение позиций БЮТ на электоральном поле востока страны существенно облегчит для Тимошенко борьбу за пост президента, выборы которого должны состояться в конце 2009 - начале 2010 года.

 Нередко выступавшая с резкой критикой России, напоминает агентство, премьер Тимошенко заметно смягчила в последнее время риторику в оценках политики Москвы, в частности воздержалась от поддержки жесткой реакции президента Украины и его сторонников на решительные действия Москвы в отношении Грузии. В ответ окружение Ющенко обвинило Тимошенко в государственной измене.

Кардинальные разногласия между Ющенко и Тимошенко по вопросу отношения к России, похоже, и стали главной причиной развала прежней правящей коалиции, составленной из пропрезидентского блока «НУ-НС» и Блока Юлии Тимошенко. Заметим также, что принятие Виктором Ющенко решения об окончательном разрыве с Тимошенко довольно странным образом совпало по времени с его возвращением из Вашингтона. Очевидно, там президент Украины и получил окончательное «добро» на разрыв с Тимошенко, которая, с точки зрения американцев, слишком уж непозволительно стала заигрывать с Москвой.

Вспомним хотя бы, какими словами Тимошенко охарактеризовала Россию в ходе ее визита в Москву в начале октября этого года: «Хочу сказать, что для Украины Россия - стратегический партнер», - заявила она на переговорах с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Конечно, для любого непредвзятого наблюдателя за этими словами стоит очевидная объективная истина – Россия и Украина исторически связаны теснейшими экономическими и культурными узами. Но это – на незамутненный русофобией взгляд объективного наблюдателя. А вот по мнению американцев и Ющенко, Россия, очевидно, должна как раз перестать быть для Украины стратегическим партнером.

Вот такой международный контекст будет существенным образом влиять на борьбу за электорат между основными политическими партиями Украины. За кого же все-таки голосовать русскому и русскоязычному населению Украины? C этим вопросом журналист KM.RU обратился к директору Института стран СНГ Константину Затулину:

- Я не хотел бы так прямо давать указания, за кого голосовать. Но мне совершенно ясно, за кого бы я ни в коем случае не приглашал бы голосовать русское и русскоязычное население, да и украинское тоже. За всех политических последователей и верных паладинов Виктора Ющенко, который, на мой взгляд, является главным политическим больным на Украине, который втоптал в грязь все надежды на стабильное развитие страны, на примирение востока и запада Украины.

Мне кажется, что избиратель Украины достаточно за последние годы насмотрелся и на политиков, и на политические силы. И избиратель не хуже нас разбирается в том, кому можно, а кому нельзя доверять. Думаю, что не только Партия регионов, Компартия, но и целый ряд других старых и новых политических сил Украины могут претендовать на голоса русских и русскоязычных избирателей. При этом вопрос эффективности усилий тех, кому дороги российско-украинские отношения, остается открытым. Мы были уже не первый раз свидетелями того, как мнение русского и русскоязычного населения Украины попросту игнорируется при принятии важных государственных решений. И это упрек не только властям, которым, собственно, уже бессмысленно адресовать упреки, ибо на этой власти уже негде ставить клеймо. Это упрек, прежде всего, тем политическим представителям русской и русскоязычной Украины, которые не в состоянии реализовать потенциал своего электората.




 Российский политолог выиграл у Дония ящик коньяка

 УНІАН, 10.10.08

Проблему Крыма Кремль будет решать в «инерционном режиме» – с течением времени все должно решиться само собой. Так считает российский политолог Станислав Белковский. «То есть никаких планов аннексии и раздачи паспортов нет», заявил он в эксклюзивном интервью УНИАН.

«Если Украина не нападет на один из российских регионов или на ЧФ в прямом смысле этого слова, то никакого изменения политики в отношении Крыма, которая сложилась за последние 17 лет, не будет, - уверен политолог. - Хотя разговоры лужковых и затулиных будут. Они продолжат ездить в Крым и тешить крымчан ложными надеждами. Пока надежды не умрут – последними, как и положено».

Белковский считает, что политическое мышление Кремля носит реактивный характер: Кремль не воплощает некую геополитическую стратегию, а реагирует на внешние вызовы. «Если бы Саакашвили не напал на Цхинвал в ночь на 8 августа, то Москва не признавала бы Осетию и Абхазию еще десятилетия».

В качестве примера к своему тезису о заинтересованности Кремля в сохранении статус-кво Крыма Белковский вспомнил о «тихой пролонгации» Большого договора, «на чем, кстати, я выиграл ящик коньяка у известного украинского политолога, ныне – депутата Верховной Рады Олеся Дония. Два месяца назад мы с ним поспорили в прямом эфире радио «Свобода», выйдет Россия из Большого договора или нет. Я говорил, что не выйдет, он – что, скорее всего, договор будет прекращен. Я еще не звонил по этому поводу господину Донию, но позвоню обязательно. Хотя бы потому, что одну бутылку из ящика я обещал ведущей радио «Свобода» как модератору и гаранту нашего спора».




У Тимошенко с Кремлем тактический альянс, а не стратегическое партнерство

УНІАН, 10.10.08

Роман Цимбалюк

Путин искренне не может понять, почему такой слабый с его точки зрения политик, как Ющенко, хорошо принимается на Западе, а такой сильный, как он сам, – неважнецки...

Станислав Белковский — российский политолог, директор Института национальной стратегии (РФ), ответил на вопросы УНИАН.

ПУТИН БУДЕТ ТИХО УХОДИТЬ В ИСТОРИЮ – НАВСЕГДА, ВЛАСТЬ В РФ ПЕРЕХОДИТ К МЕДВЕДЕВУ

Г-н Белковский, насколько соответствует действительности информация о том, что РФ будет делать ставку на Тимошенко на следующих выборах? Может ли быть доказательством этого последний визит премьера Украины в Москву?

Безусловно. Но это произошло задолго до последней встречи Тимошенко и Путина. Тимошенко выстраивала свои лоббистские позиции в России около трех лет. Ее поход за кремлевской благосклонностью и стратегическим партнерством начался еще в сентябре 2005 года. Вскоре после своей первой отставки с должности премьера Тимошенко в конфиденциальной обстановке дважды встречалась с Владимир Путиным. Сначала в замке «Майендорф» в Барвихе под Москвой. В этой встрече, кстати, принимали участие бывший премьер-министр России Михаил Фрадков и будущий Президент Дмитрий Медведев. Еще через несколько дней состоялась встреча Тимошенко с Путиным в его резиденции Ново-Огарево. Именно тогда были намечены контуры сотрудничества, поскольку у Тимошенко и Кремля совпадали цели – важнейшей из которых было и остается политическое уничтожение Виктора Ющенко.

Когда Секретариат Президента Украины утверждает, что Юлия Тимошенко стала кремлевской марионеткой и получает указания из Москвы, то это, конечно, неправда. Ведь когда Владимир Ленин получил поезд от германского Генштаба для прибытия в Россию, это абсолютно не означало, что он работал на немцев. Ленин работал на себя и на собственный приход к власти. Просто в определенный момент времени интересы Ленина совпадали с интересами германского Генштаба. Так и в этой ситуации. Интересы Тимошенко в данный исторический момент совпадают с интересами Кремля в части политического уничтожения Виктора Ющенко. Когда эта задача будет решена, Тимошенко может в мягкой или жесткой форме дезавуировать свои обязательства перед Кремлем. Думаю, в Кремле это понимают.

А зачем была нужна встреча Тимошенко с Медведевым когда все договоренности были достигнуты с Путиным?

Цель – обозначить стратегические приоритеты сотрудничества Кремля и Тимошенко. Потому что политические и внешнеполитические решения находятся в руках Медведева. Путин занят экономикой и, в частности, газом.

Кто тогда реально управляет Россией сейчас?

В России сохранились монархические традиции, поэтому страной может управлять только первое лицо – президент. То есть тот, кто сидит на кремлевском троне. Сегодня это Медведев. А Путин занимается бизнес-вопросами и крупными проектами.

А как же социологические опросы, согласно которым большинство россиян думают, что именно Путин остается реальным руководителем государства?

Россиянам так долго объясняли, что Путин является национальным лидером, что по инерции он еще некоторое время будет восприниматься как неотъемлемый элемент власти. Однако элиты в значительной мере уже выстроены под Медведева, и ни одной чисто пропутинской группы в элитах уже не осталось. А ведь со дня смены Президента страны прошло всего 4 месяца! Если посмотреть статистику показов Медведева и Путина на основных российских телеканалах, то мы увидим явное преимущество Медведева – в 2–2,5 раза. Более того, даже в больших экономических проектах, которые по логике распределения обязанностей между Кремлем и правительством относятся к сфере компетенции Путина, все сильнее слышен голос Медведева. Например, решение по крупнейшему медному месторождению Удокан было принято после встречи Медведева с бизнесменом Алишером Усмановым. Именно к Медведеву российские акционеры ТНК-ВР Виктор Вексельберг и Михаил Фридман ходили докладывать об окончании конфликта с британскими акционерами этой же компании. То есть, неизбежно власть концентрируется в Кремле – такова сама логика российской государственности, сформировавшаяся на протяжений столетий.

А какое же тогда политическое будущее Путина?

Думаю, что Путин будет тихо уходить в историю. Навсегда.

ТИМОШЕНКО БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КРЕМЛЬ ДЛЯ ОБРЕТЕНИЕ ВСЕЙ ПОЛНОТЫ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ

Возвращаясь к вопросу о роли Тимошенко. Можно ли ее сегодня назвать прокремлевским политиком?

Я не говорю, что Тимошенко начала ориентироваться на Кремль. Это совершенно не так. Тимошенко никогда не ориентировалась на Кремль, и не ориентируется на него сегодня. Она намерена использовать Кремль для решения своих собственных внутриполитических задач. Тимошенко намерена воспользоваться кремлевскими ресурсами, однако это не значит, что она становится прокремлевским политиком. Тимошенко была и будет политиком протимошенковским, цель у которого одна – обретение всей полноты власти в Украине. Все, что хорошо для этой цели, будет ей востребовано и использовано – и кремлевская, и вашингтонская, и брюссельская поддержка, равно как и любая другая.

Как заигрывание Тимошенко с Кремлем повлияет на ее электорат?

Думаю, что это несколько ослабит ее позиции на Западе и, в меньшей степени, в Центре Украины. Но не надо забывать, что этот ущерб может быть компенсирован увеличением электората на Востоке и Юге. БЮТ уже сегодня достаточно эффективно вытесняет Партию регионов на Юго-Востоке, особенно в Харькове и Днепропетровске. Электорат Востока и Юга Украины немного подустал от Януковича и Партии регионов. Кроме того, этот электорат любит сильных политиков, находящихся у власти. А Янукович откровенно дал слабину с досрочными выборами Верховной Рады и потерял власть. Для его избирателей это плохой сигнал. Не надо также забывать, что значительная часть избирателей Тимошенко – это так называемое «электоральное болото», которое не имеет четких идеологических ориентиров и голосует за харизму и личность Тимошенко. И это «болото» никуда не денется. Им всегда можно объяснить, что Тимошенко оклеветали и оболгали «плохие парни», что, собственно, она всегда успешно делала во всех своих предыдущих избирательных компаниях. Ее слово значительно важнее и ценнее для этого электората, чем любая другая информация, донесенная какими-либо другими каналами.

ЯНУКОВИЧ В РОССИИ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ЛУЗЕР, А ТИМОШЕНКО КАК НЕИЗБЕЖНЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ

То есть, по Вашему мнению, Кремль окончательно «распрощался» с Януковичем?

Кремль разочаровался в нем. Янукович, с точки зрения Кремля, показал себя слабым политиком. В 2004 году он не смог удержать победу, которая была у него в руках. Позже он не выполнил своих обязательств, став премьером во второй раз. И последнее: он пошел на досрочные выборы в 2007 году, хотя для этого не было четких правовых оснований. Кроме того, для Кремля стало очевидным, что пророссийская риторика Януковича предназначена лишь для электората. А в глубине души он в целом является прозападным политиком. Как собственно и вся политическая элита Украины. Янукович воспринимается как «лузер», а Тимошенко как неизбежный победитель, который, так или иначе, придет к власти в Украине. С кремлевской поддержкой или без нее. Так что лучше оказать ей поддержку, чтобы у Кремля тоже был пакет акций в этом предприятии, хотя, конечно, не контрольный. Ни о каком контроле Кремля над Тимошенко речи быть не может и вопрос так не стоит. У Кремля есть задача по уничтожению Ющенко, построенная на субъективной ненависти российского руководства к этому человеку. А эффективно уничтожить Ющенко может только Тимошенко. Янукович же всегда был склонен к соглашательству и компромиссам с Ющенко, что Кремлю традиционно не нравилось.

Другими словами, Вы прогнозирует, что именно Тимошенко станет новым Президентом Украины?

С моей точки зрения, если бы выборы состоялись в одно из ближайших воскресений, то Тимошенко стала бы Президентом Украины, причем никаких шансов у конкурентов бы не было. Если до начала кампании ее рейтинг самый высокий, то в ходе кампании разрыв увеличится. По силе и качеству ведения избирательной кампании Юлии Владимировне нет равных. Но если выборы состояться в срок, то есть в январе 2010, то сейчас еще слишком рано загадывать. В украинской политике может измениться многое, и это может повлиять на результат выборов. Хотя сегодня у Тимошенко нет реальных соперников и сложно представить, чтобы она не выиграла президентские выборы.

ТИМОШЕНКО ВЗЯЛА ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД КРЕМЛЕМ, НО ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕСТКИМИ

Могла ли Тимошенко брать какие-то обязательства перед Кремлем? Если да, то какие?

Эти обязательства не являются жесткими. Ясно, что она не подписывала кровью никаких документов. Речь идет, скорее, о трех вопросах.

Вопрос первый – консорциум по модернизации газотранспортной системы Украины. Кремль хочет разморозить этот проект с участием Германии.

Второй – замедление процесса евроатлантической интеграции Украины. С точки зрения Кремля, решение о вступлении в НАТО должно быть отложено на неопределенный срок. Технологически это легко реализовать. Если следующей весной провести референдум по этому вопросу, то с высокой вероятностью он закончится победой противников вступления в Альянс. Это даст возможность Тимошенко как лидеру заявить, что она сама, может, и за вступление в НАТО, но идти против воли большинства народа Украины – не в состоянии. Другими словами, вопрос на несколько лет замораживается.

Третье – не затрагивать судьбу Черноморского флота в ближайшие годы. Речь не идет о том, чтобы пролонгировать договор после 2017 года – у российского политического руководства горизонт планирования очень короткий. Они не загадывают на 10 лет вперед. Горизонт планирования Кремля в лучшем случае год, а то и месяцы. У руководства России нет решения, что делать с ЧФ РФ и какова будет его судьба после 2017: флот медленно, но уверено деградирует. И каково будет его состояние к 2017 году, никому не известно. Кремлю сейчас просто важно, чтобы этот вопрос в ближайшие 2–3 года не поднимался, чтобы сохранялся статус-кво.

Таким образом, Тимошенко легко может сделать все, что нужно Кремлю. Ни в одном из случаев она не сотворит чего-то сверхъестественного, откровенно вызывающего.

ГАЗПРОМ И КРЕМЛЬ – ЭТО ОДНО ЦЕЛОЕ, И НЕ СТОИТ РАЗДЕЛЯТЬ ЭТИ ПОНЯТИЯ

Ваш прогноз цены на газ для Украины после переговоров Путина и Тимошенко? От чего она будет зависеть?

Это пока неизвестно. Если бы это было известно, то эта цифра прозвучала бы в ходе визита Тимошенко, который носил не экономический, а политический характер.

Важно было ударить по рукам. Меморандум и был свидетельством того. К тому же Газпром оказался в очень сложном положении. Причем в данном случае Газпром и Кремль – это одно целое, и не стоит разделять эти понятия. На протяжении ряда лет Кремль настаивал на том, что цена на газ должна резко расти в связи с тем, что растет цена на нефть. Сейчас цена на нефть начала падать, причем стремительно, поэтому, если следовать кремлевской логике, цена на газ должна снижаться. Сейчас Кремль не знает, как ему реагировать на этот вызов, и застыл в некотором молчаливом ожидании. Именно поэтому с ценами на газ на следующий год пока не могут определиться.

Но все же в цене газа для Украины больше политики, чем экономики…

Никогда политические моменты не определяли цену на газ. Наоборот, политические ресурсы Кремля использовались для обслуживания экономических интересов открытого акционерного общества Газпром, его топ-менеджеров и миноритарных акционеров. Включая Владимира Путина.

Допускаете ли Вы, что Украина согласится на газовый консорциум в обмен на дешевый газ?

Это не политический вопрос. Здесь чистая экономика и бизнес. Тем более что вопрос о смене собственника газотранспортной системы Украины вообще не стоит. Речь идет о консорциуме, который может модернизировать старые трубы и строить новые и частично получить в управление (а не в собственность) газотранспортную систему. Это вопрос неполитический. Мы прекрасно помним, что правительство Юрия Еханурова, которое было ненавистно Кремлю, получало газ по 95 долл. за тыс. куб, а правительство Януковича, которое номинально было дружественным России, – по 130 долларов. В этом вопросе нет логики поддержки пророссийских сил. Тем более что с точки зрения Кремля в сегодняшней Украине пророссийских сил нет вообще. Я думаю, что в этой оценке Кремль абсолютно прав.

Из Ваших слов выходит, что создание консорциума даже выгодно Украине. Так в чем тогда проблема?

Это связано со сложностями внутриполитической ситуации в Украине. С российской стороны превалирует логика экономики и бизнеса. А в Украине как демократической (в отличие от России) стране политики – заложники позиции своих избирателей. Так долго создавался миф о том, что газотранспортный консорциум – средство порабощения и закабаления Украины Россией, что развенчать этот миф быстро невозможно. Поэтому любой украинский политик, который выступит прямо сегодня за создание консорциума, будь он трижды выгоден Украине, получит падение рейтингов, чего никто не хочет. Тем более в ситуации частых выборов.

ЮЩЕНКО – СИМВОЛ ОДНОГО ИЗ САМЫХ СИЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ПУТИНА В ЕГО ЖИЗНИ

Почему, как Вы думаете, у Путина возникла такая неприкрытая антипатия к Ющенко?

Ющенко – символ одного из самых сильных поражений Путина в его жизни. Этим поражением стала Оранжевая революция. Дело в том, что Путин сам по себе не авантюрист и не склонный к избыточному риску политический игрок. Путин полностью выложился за Виктора Януковича в 2004 году, потому что его убедили, что Янукович станет Президентом на 101%. Все необходимые компоненты для обеспечения президентства Януковича были – с точки зрения Путина, налицо: финансовый перевес, полный контроль над национальным телевидением и системой подсчета голосов. Все это – для Путина и его основного партнера в тогдашней украинской политике (и до сих пор одного из основных советников по Украине) Виктора Медведчука – гарантировало успех. Вдруг неожиданно происходит форс-мажорная ситуация, символом которой является Ющенко. С тех пор эта ненависть к Ющенко приняла отчасти иррациональный характер.

То есть использование слова «мазурик» в публичном выступлении – лишь продолжение этой неприязни?

По своей психологии Путин не является чекистом, хотя ему это часто инкриминируют. Он, скорее, бизнесмен с криминальном оттенком. Как политическая личность и менеджер он сформировался в начале 90-х годов. Когда он был заместителем мэра Санкт-Петербурга, в его обязанности, среди прочего, входили и неформальные контакты с криминальными группировками, которые контролировали значительную часть экономики города. Поэтому он нередко употребляет криминальный сленг в своих выступлениях. И, конечно, в этом «мазурике» был порыв отвращения к Виктору Ющенко, которое усугубляется с каждым годом. Кроме того, Путин искренне не может понять, почему, такой слабый с его точки зрения политик, как Ющенко, хорошо принимается на Западе, а такой сильный, как он сам, – неважнецки.

УКРАИНА И РОССИЯ БУДУТ ВСЕ БОЛЬШЕ ОТДАЛЯТЬСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

Как, по вашему мнению, будут дальше развиваться отношения Украины и РФ?

Страны буду отдаляться друг от друга, поскольку таковы базовые векторы их развития в среднесрочной перспективе.

В этом смысле ни в Украине не может быть пророссийских сил, ни в России проукраинских. Возможны только тактические альянсы между Кремлем и некоторыми политиками, как сегодня альянс с Тимошенко, но не стратегическое партнерство.

Украина все равно будет двигаться в направлении ЕС и НАТО. Это будет происходить медленно. А в ЕС, возможно, Украина не вступит никогда. Причем не по причине собственной неготовности, а потому, что Старая Европа, особенно в связи с развивающимся глобальным кризисом, все менее склонна поддерживать дальнейшее расширение ЕС. Ибо даже в нынешнем составе очень сложно управлять Единой Европой. И вступление может длиться годами и десятилетиями. Однако вектор развития очевиден – от России. Такая ориентация присуща не только Западу и Центру Украины, но и Юго-Востоку. Единственным действительно пророссийским регионом остается Крым.

А как же экономическое сотрудничество? Ведь в таких областях, как авиастроение, космические технологии, ВПК, страны тесно связаны. Эти взаимосвязи будут разрушаться?

Это неизбежно. Ведь ВПК России находится в состоянии устойчивой деградации. И здесь без помощи Америки или ЕС реализация каких-то новых программ в области оборонной промышленности невозможна. В этом случае не суть важно, будут ли Украина и Россия участвовать в этом вместе или по отдельности. Наши страны буду вписываться в оборонно-космические программы других стран. Что касается сырьевой области, то сотрудничество продолжится. Украина и Россия зависят друг от друга в одинаковой мере. Как показал опыт газовых войн последних лет, Россия технологически не может перекрывать газовую трубу на срок более четырех дней. Когда добыли газ из скважины, есть три варианта, что с ним делать. Первый – поставлять по трубе. Второй – закачивать в подземные хранилища, третий – сжигать. Подземные хранилища имеют ограниченную емкость, и объемы нового строительства этих хранилищ на территории России были очень незначительными в последние годы.

Может ли изменится эта схема через несколько лет, когда будут построены Северный и Южный поток?

«Северный поток» находится в зачаточном состоянии, и неизвестно, будет ли этот проект когда-либо реализован. Добыча в России падает, поэтому заполнить новые маршруты будет чрезвычайно сложно. Кроме того, в эти же годы будет строиться газопровод «Набукко», поскольку последние события на Кавказе и очередное обострение отношений между Россией и Западом подстегнет этот процесс. Поэтому сейчас сложно сказать, какая магистраль будет построена первой.

В тоже время, «Северный поток» не может решить проблемы с Балтийскими странами и маршрутом. Этот проект реализуется уже три года – но застыл на начальной стадии. Поэтому, как мне представляется, Украина и Россия обречены на нормальное сотрудничество в энергетической сфере, поскольку они нужны друг другу и зависят друг от друга. Но это не стратегическое сотрудничество, а экономическое взаимодействие, обусловленное геоэкономическим соседством.

РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ РОССИИ – ВОПРОС ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

Вы часто бываете в Украине… Насколько объективны заявления МИД РФ о притеснении прав русскоязычного населения в Украине и русского языка в целом?

Во-первых, проблема русского языка – это внутриполитическая проблема Украины. Этот вопрос должен рассматриваться именно в таком качестве, а не в контексте российско-украинских отношений. И если смотреть на это как внутриполитическую проблему Украины то, на мой взгляд, Украина недооценивает значение русского языка как огромного национального актива, сам факт наличия которого способен резко повысить влияние страны на сопредельный мир. Если Украина лишится русского языка, то она тем самым утратит актив не менее значимый, чем газотранспортная система.

С другой стороны, соглашусь, что придание русскому языку статуса второго государственного в 1990-х годов уничтожило бы украинский язык, как это произошло с белорусским языком в соседней Беларуси.

Я думаю, что рано или поздно вопрос легализации русского языка должен быть решен потому, что это нужно Украине, а не России. Когда проблема будет переформулирована таким образом, ее будет легче решить.

И все же ущемляют ли сейчас русскоязычное население в Украине, например в Крыму, в Донецке?

Никакого критического ущемления сегодня нет хотя бы потому, что Украина демократическое государство, и у него отсутствует аппарат для таких действий. Только авторитарное государство могло бы ущемить русский язык на самом деле. Но в тоже время та стратегическая линия на вытеснение русского языка, которая присутствует в головах многих украинских политиков, неверна. Рано или поздно этот вопрос должен решиться в пользу русского языка. Например, путем придания ему официального статуса на региональном уровне.

А как Вы думаете, этот вопрос мог бы обсуждаться во время переговоров Тимошенко и Путина?

Нет. Вопрос о статусе русского языка сейчас не обсуждается, отчасти потому, что очевидна невозможность придания русскому государственного статуса в ближайшем будущем. А вопрос придания ему регионального статуса, что возможно в обозримом будущем, не так важен для Кремля, чтобы обсуждать его с Тимошенко в приватном режиме. Статус русского языка для Кремля вообще не является стратегическим вопросом, и никогда им не был. Просто когда наступают сезонные обострения и МИД РФ выбрасывает очередную порцию ярости в отношении Киева, этот вопрос постоянно всплывает. В вопросах практической политики этого не было никогда. За 10 лет правления Леонида Кучмы, который считался другом России, этот вопрос ни разу ребром поставлен не был. Это говорит о том, что язык для России – вопрос второстепенный, а первостепенным он является только в устах отдельных пропагандистов.

СТАРАЯ ЕВРОПА НЕ ЖЕЛАЕТ УСИЛИВАТЬ ПОЗИЦИИ США В НАТО

Ваш прогноз, получит ли Украина в декабре этого года ПДЧ и как это скажется на отношениях с РФ?

Думаю, позиция Франции и Германии будет по-прежнему сдержанной, и вопрос будет как раз в соотношении сил США и Старой Европы в рамках НАТО.

А почему Франция и Германия против? Неужели они руководятся нежеланием дразнить Россию?

Главный аргумент в том, что принятие в НАТО новых членов усилит позицию США и ослабит Старую Европу. Поскольку ясно, что Украина, как прежде Польша, будет ориентироваться на Вашингтон. А Старая Европа хотела бы поддерживать баланс сил и статус-кво. Кроме того, основатели Евросоюза действительно не хотят идти на конфликт с Россией там, где это не продиктовано их жизненно важными интересам. А с точки зрения Франции и Германии и других основателей ЕС, вступление Украины в НАТО не является жизненно важным для европейской безопасности.

Но ПДЧ – это же далеко не членство. До реального вступления может пройти 10 или 20 лет…

Да, но с другой стороны вступить в Альянс можно и без всякого ПДЧ. Поэтому для такого символического акта нужно достаточное число аргументов. У США эти аргументы есть, у Старой Европы их не хватает.

И все же, если вдруг Украина ПДЧ получит, что в таком случае предпримет Россия?

Россия, естественно, никаких радикальных шагов в политической и тем более военной сфере предпринять не сможет. Единственное, что будет делаться, это продолжение попыток политически уничтожить Ющенко.

Но при желании РФ могла бы вмешаться в этот процесс. Ресурсы есть, деньги есть…

Политических и военных ресурсов нет. Деньги пока есть, но скоро они уйдут на купирование финансового кризиса. Линия на сворачивание сотрудничества в ряде областей, в том числе в сфере ВПК, ведется давно вне зависимости от ПДЧ и будет вестись дальше. Здесь нет прямой причинно- следственной связи.

Можно ли утверждать, что от войны на Кавказе Россия выиграла глобально?

Россия выиграла локально. Я считаю, что принятие решения о признании Абхазии и Южной Осетии было абсолютно правильным и единственно возможным, поскольку только оно позволяло России сохранить не только войска в непризнанных республиках, но и статус политического модератора на Кавказе.

Не надо забывать, что у России еще есть свой Кавказ – Северный. Там очень пристально смотрели, как Кремль себя поведет. Если бы Москва не признала Абхазию и Южную Осетию, то в Северной Осетии и некоторых других регионах Кавказа это восприняли бы очень негативно, что привело бы к ослаблению позиций Кремля и контроля над собственными регионами. Кремль 8 и 26 августа принял правильные решения. Но глобально это ничего не изменило. Россия остается частью американоцентричного мира, и как бы отдельные российские политики ни задирались на классного руководителя, именно он будет выдавать им аттестат международной политико-экономической зрелости.

Какова ситуация сейчас на российском, Северном Кавказе?

По-разному. Фактически Ингушетия и Чечня остаются под контролем Москвы чисто номинально. В Чечне существует абсолютно автономный режим Рамзана Кадырова, который не подчиняется Кремлю и варится в собственном соку. В Ингушетии – хаос. Прокремлевский президент этой республики Марат Зязиков лишь условно контролирует территорию. Схожие тенденции нарастают в Дагестане и Кабардино-Балкарии. Ситуация в Северной Осетии и других не упомянутых мною республиках более стабильна. Поскольку на Кавказе любят и уважают силу, то само решение о признании Абхазии и Южной Осетии повысило акции Кремля на Кавказе. Хотя принципиально ситуацию это не изменило.

В ВОПРОСЕ БОЛЬШОГО ДОГОВОРА Я ВЫИГРАЛ ЯЩИК КОНЬЯКА У ОЛЕСЯ ДОНИЯ

Что, по Вашему мнению, ждет Крым ? Возможно ли там повторение южноосетинского сценария?

Думаю, что никого вмешательства России в крымскую ситуацию не будет. Не надо забывать, что само политическое мышление Кремля носит реактивный характер. Кремль не воплощает некую геополитическую стратегию, а реагирует на внешние вызовы. Если бы Саакашвили не напал на Цхинвал в ночь на 8 августа, то Москва не признавала бы Осетию и Абхазию еще десятилетия. Так и здесь. Кремль заинтересован в сохранении статус-кво. Например, мы не видели большого пиара относительно пролонгации Большого договора, однако он был тихо пролонгирован. На чем, кстати, я выиграл ящик коньяка у известного украинского политолога, ныне – депутата Верховной Рады Олеся Дония. Два месяца назад мы с ним поспорили в прямом эфире радио «Свобода», выйдет Россия из Большого договора или нет. Я говорил, что не выйдет, он – что, скорее всего, договор будет прекращен. Я еще не звонил по этому поводу господину Донию, но позвоню обязательно. Хотя бы потому, что одну бутылку из ящика я обещал ведущей радио «Свобода» как модератору и гаранту нашего спора.

Так что проблему Крыма Кремль будет решать в таком же инерционном режиме – с течением времени все должно решиться само собой. То есть никаких планов аннексии и раздачи паспортов нет. Если Украина не нападет на один из российских регионов или на ЧФ в прямом смысле этого слова, то никакого изменения политики в отношении Крыма, которая сложилась за последние 17 лет, не будет. Хотя разговоры лужковых и затулиных будут. Они продолжат ездить в Крым и тешить крымчан ложными надеждами. Пока надежды не умрут – последними, как и положено.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ