Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №186(01.03.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Россия и соотечественники



Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве

Отношение России к соотечественникам, оказавшимся за пределами Российской Федерации после распада Советского Союза, наглядно демонстрирует победу прагматизма над фантомами имперского наследия. В то же время политическая риторика в этой области зачастую носит неоимпериалистический характер. Она играет компенсаторную роль в общественном сознании и закладывает основу для возможности более решительных действий в будущем. В чем причина сосуществования жесткой риторики и умеренной политики? Есть ли тенденции, позволяющие говорить о возможности изменения отношения Москвы к проблеме соотечественников?

19.02.2008,http://www.ia-centr.ru

И. Зевелев

И.Зевелев: Соотечественники в российской политике на постсоветском пространствеДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО: НЕУДАЧА СТРАТЕГИИ И СТИХИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

После того как прошел первый шок, вызванный распадом CCCР, в центре внимания общественности, а затем и правительства оказалась тема несоответствия концепции Российского государства в пределах, как считали многие, произвольно установленных границ РСФСР и реальной области распространения русской культуры, русского языка и русского национального самосознания.

С 1993 года способом разрешить все проблемы, связанные с этим несоответствием, казалось введение института двойного гражданства. Москва решила обеспечить российскими паспортами всех русских, проживающих в ближнем зарубежье, а также представителей других этнических групп, имевших историческую связь с территорией России. С точки зрения международного права этот путь не был безупречным. Большинство государств не поощряют двойного гражданства. Тем не менее более сорока стран мира хотя и неохотно, но признают его как факт реальной жизни.

Переговоры России с бывшими советскими республиками по поводу введения института двойного гражданства не принесли заметных результатов. Попытки использовать этот, по выражению Андрея Козырева, "важнейший инструмент" в решении "главной стратегической задачи внешней политики России" были реализованы лишь в соглашениях с Туркменистаном, подписанных в декабре 1993-го (когда Борису Ельцину торжественно вручили в Ашхабаде туркменский паспорт), и с Таджикистаном (сентябрь 1995 года). Туркменистан на практике всячески ограничивал получение своими гражданами российских паспортов, а в 2003-м в одностороннем порядке вышел из действовавшего соглашения.

В ноябре 2006 года парламент Киргизии в новой редакции Конституции отменил запрет на двойное гражданство, а в марте 2007-го принял соответствующий закон. В 2007 году в Армении также приняли законодательный пакет, предусматривающий введение института двойного гражданства. Возможно, в будущем эти шаги позволят России заключить надлежащие соглашения с Киргизией и Арменией.

Таким образом, определенных результатов в вопросе о двойном гражданстве Москва достигла только во взаимоотношениях с небольшими государствами - участниками СНГ, где русские общины немногочисленны. Три четверти этнических русских на территории бывшего Советского Союза проживают в Украине, Белоруссии и Казахстане. Отсутствие прогресса по вопросу о двойном гражданстве с указанными тремя странами практически означало провал российской стратегии. Это стало очевидно уже в 1995-м.

Столкнувшись с упорным противодействием других государств, Москва отступила. Однако процесс полулегального обретения второго гражданства на постсоветском пространстве, начавшись в первой половине 1990-х годов, продолжается по настоящее время. Существует достаточно свидетельств того, что число лиц, де-факто имеющих двойное гражданство и не желающих сообщать о своем статусе властям страны фактического проживания, составляет на территории бывшего СССР от одного до двух миллионов. Россия мало делала для того, чтобы остановить этот процесс. Более того, с 1997-го Москва стала поощрять получение гражданами стран СНГ российских паспортов.

Это продолжалось примерно до 2002 года, когда был принят новый "Закон о гражданстве Российской Федерации", ограничивший подобную практику. В соответствии с данным документом, претендент на российский паспорт должен отказаться от гражданства другого государства (ст. 13, ч. 1, п. "г"). Это положение, правда, не имеет обратной силы и не распространяется на тех, кто уже имеет двойное гражданство, и не действует при обретении российского гражданства по рождению. Казалось, что Россия подвела черту. Однако вопрос о двойном гражданстве был неожиданно реанимирован в 2004-м.

Стремясь обеспечить преемственность власти в Украине и привлечь на свою сторону пророссийски настроенных избирателей, Леонид Кучма и Виктор Янукович согласились на подготовку договора об урегулировании вопросов двойного гражданства с Россией. Перспективы ратификации этого документа в Верховной Раде да и последовательность Януковича в данном вопросе оставались неясными. Тем не менее, российские ведомства приступили к работе над проектом договора. "Оранжевая революция" не позволила претворить замысел в жизнь.

Возрождение идеи о двойном гражданстве в 2004 году показало, что при благоприятных условиях Россия готова вернуться к этому вопросу. В декабре 2006-го первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что "международная практика последних десятилетий" отвергает институт двойного гражданства, однако тут же добавил, что вопрос о двойном гражданстве в СНГ может стать актуальным, при уровне интеграции, существующем в Европейском союзе.

С одной стороны, правительства новых независимых государств добились успеха в противодействии официальному введению института двойного гражданства. Если бы они пошли на заключение соответствующих договоров, то количество обладателей российских паспортов, скорее всего, оказалось бы гораздо больше, чем в настоящее время. С другой стороны, страны постсоветского пространства утратили контроль над увеличением числа лиц, де-факто имеющих двойное гражданство.

Преждевременно утверждать, что стихийное распространение двойного гражданства дало России инструмент прямого влияния в соседних государствах. Большинство правительств не признает этот институт и рассматривает людей с двойным гражданством исключительно как своих граждан. Это создает правовой тупик, в котором окажутся любые попытки России защитить обладателей двух паспортов или выступать от их имени. Однако наличие огромного количества людей с российскими паспортами в соседних странах создает определенные условия для роста влияния Москвы в будущем.

КОНЦЕПЦИЯ "СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ": ПОЛИТИЧЕСКАЯ УМЕРЕННОСТЬ

Когда попытки ввести институт двойного гражданства де-юре оказались недейственными, главным инструментом в этой области стала принятая в 1994 году программа "Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом". Задуманная поначалу как дополнение к более амбициозной стратегии двойного гражданства, она быстро превратилась в доминирующее направление.

Между тем двойное гражданство могло стать одним из важных механизмов, обеспечивающих лидерство России в регионе, а программа поддержки соотечественников такого потенциала была лишена. Однако, рассматривая русское население в ближнем зарубежье не только в качестве национального меньшинства других государств, но и как своих соотечественников, Москва получила основания, когда это ей выгодно, ставить данную проблему в отношениях с соседями. Создание концепции "Россия и соотечественники" позволило Кремлю рассматривать тему диаспор в качестве внутренней проблемы.

В статье первой Закона о соотечественниках, принятом в 1999-м (последние поправки внесены в 2006 году) дается определение понятия "соотечественники". Таковыми считаются четыре категории лиц: граждане РФ, проживающие за рубежом; лица, имевшие гражданство СССР; эмигранты из Советского Союза и России; потомки соотечественников, "за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств". Статья третья поясняет, что признание своей принадлежности к соотечественникам бывшими гражданами СССР является актом свободного выбора. Ясно, что в первую очередь под соотечественниками понимаются этнические русские. Однако говорить об этом прямо российские власти избегают и включают в данную категорию всех представителей нетитульных групп ближнего зарубежья, а также титульные группы, пока они сохраняют элементы советской идентичности. Новое постсоветское поколение титульных групп - это уже отрезанный ломоть для России.

В 2006-м были приняты три важных документа, которые свидетельствовали о продолжении президентом РФ Владимиром Путиным умеренной политики предыдущего десятилетия: "Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы", "Федеральная целевая программа "Русский язык" (2006-2010)" и "Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Их изложение включено в раздел "Гуманитарное направление внешней политики" документа "Обзор внешней политики Российской Федерации", обнародованного Министерством иностранных дел РФ в 2007-м.

На "Программу работы с соотечественниками за рубежом" в 2007 году планировалось выделить из государственного бюджета всего 342 млн рублей (в основном на юридическую защиту и социальную помощь). Общая стоимость "Федеральной целевой программы "Русский язык"" - 1,58 млрд рублей, в том числе 1,3 млрд из федерального бюджета. Однако опыт выполнения программы "Русский язык" на 2002-2005 годы не внушает большого оптимизма. По данным аудитора Счетной палаты Валерия Горегляда, из предусмотренных 42 млн рублей было выделено только 1,3 млн, т. е. 3 %. Для сравнения можно отметить, что сразу после выступления на Всемирном конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге в октябре 2006-го, где Владимир Путин говорил об этих программах, президент обратился к делам родного города и объявил о новых проектах инвестиций в его инфраструктуру объемом около 300 млрд рублей.

На программу по переселению в 2007 году было запланировано выделить 4,6 млрд рублей плюс средства местных бюджетов, что, конечно же, явно недостаточно. С помощью этой программы предполагается решать, прежде всего, социально-экономические проблемы регионов, остро нуждающихся в рабочей силе. Чиновники ожидают, что к 2012-му в Россию из государств - участников СНГ переедут 300 тыс. квалифицированных специалистов с семьями. В одном только 2007 году планировалось принять 50 тыс. человек, однако за первую половину года на переезд решились лишь 10 семей.

НЕОИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА И РЕАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Приведенные выше факты указывают на то, что намерения проводить более решительную политику в отношении русских диаспор (введение института двойного гражданства с его официальным признанием соседними государствами) так и не были претворены в жизнь, в то время как другие инициативы (укрепление связей с соотечественниками) оставались весьма скромными.

Наиболее радикальные противники умеренного курса говорят о разделенности русского народа и его праве на воссоединение. В период между 1998 и 2001 годами было предпринято несколько попыток облечь такие представления в форму законодательных инициатив. В Государственной Думе обсуждались законопроекты "О национально-культурном развитии русского народа", "О праве русского народа на самоопределение, суверенитет на всей территории России и воссоединение в едином государстве", "О русском народе". Однако ни один из них не стал законом. Реалии государственного строительства ставили перед страной совершенно иные задачи, и прагматизм каждый раз одерживал верх над идеологическими конструкциями. После установления в 2003-м жесткого контроля президента РФ над парламентом произошла маргинализация вопроса о русском народе и его праве на воссоединение.

Тема разделенности русских оказалась вытесненной с политического поля еще и потому, что острые территориальные проблемы на постсоветском пространстве возникли не в местах компактного проживания русских. Сепаратистские настроения в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье сформировались не в результате "разделенности русского народа", а по иным историческим причинам. Местные элиты в названных автономных образованиях, недовольные политикой руководства Грузии и Молдавии, стремятся либо к независимости, либо к присоединению к России. Эти настроения прямо не связаны с проблемой "соотечественников", как ее понимают в Москве, хотя довольно значительная часть населения Абхазии (около 200 тыс. человек), Южной Осетии (50 тыс.) и Приднестровья (100 тыс.) воспользовалась предоставленной ей российским законом о гражданстве (в редакциях 1990-х годов) возможностью получить российские паспорта. Контраст между словом и делом в области защиты прав соотечественников нельзя объяснить отсутствием воли и средств.

Дело в том, что, во-первых, Москва всегда рассматривала защиту прав и интересов русских и русскоязычных меньшинств не как цель, а как инструмент для обеспечения лидерства на территории бывшего СССР. Причем этой проблемой часто пренебрегали ради других направлений внешнеполитической деятельности. Когда в 2003-м президент Туркменистана решил выйти из договора о двойном гражданстве, соглашения по газу оказались для российских властей важнее судеб соотечественников. Москва считает, что вопрос о соотечественниках невыгодно снимать с внешнеполитической повестки дня, но никогда не рассматривала его как первостепенный. Исключение составляют ее отношения с Латвией и Эстонией. Однако и тут даже в кризисные моменты, как, например, в конфликте с Таллином весной 2007 года, экономические интересы заставили Россию ограничиваться громкой риторикой и призывами не покупать эстонские продукты.

Во-вторых, в 1990-е стремление Москвы к региональному лидерству не соответствовало ее ограниченным возможностям. Провал военной кампании в Чечне в 1995 году со всей очевидностью продемонстрировал слабость государства и отсутствие консенсуса в обществе. Только потенциальные возможности России и крайняя слабость большинства соседних государств давали какие-то основания для претензий на первенство. Но этот потенциал тогда нельзя было реализовать.

За годы правления Путина ситуация изменилась. Москва приобрела новые механизмы воздействия на страны ближнего зарубежья. Это произошло благодаря бурному экономическому росту, высоким ценам на энергоносители, инвестициям в экономику соседних стран, притоку временных мигрантов, чьи денежные переводы превратились в важнейший источник существования для жителей Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана. Тем не менее способность России использовать "мягкую силу", то есть умение добиваться своего путем убеждения и повышения привлекательности своего образа остаются весьма ограниченными.

Наконец, занять более жесткую позицию в вопросе о русских диаспорах не позволяет федеративная структура самой России. Например, если бы Москва в 1994-м официально поддержала требования Крыма о присоединении или даже о значительном расширении автономии полуострова, внутри самой Российской Федерации могли возникнуть серьезные проблемы, связанные с сутью и легитимностью требований отдельных региональных образований. Делая все для сохранения целостности России, правительства Ельцина, а затем и Путина не могли открыто мешать соседям укреплять свою государственность.

Заявления России о защите соотечественников, быть может, помогли психологически справиться с последствиями распада Советского Союза. Это частично сняло противоречия, связанные с государственным строительством в нынешних границах России, хотя, по представлению многих россиян, они не отражали ни исторического опыта, ни представлений о "своем" пространстве. Вполне может быть, что империалистическая риторика позволила избежать империалистической политики. В 1992-м Россия ограничивалась только громкими заявлениями. В 1993-1994 годах была предпринята попытка решительных действий, в частности внедрения в жизнь идеи двойного гражданства. После неудачи в этой области оставалось полагаться только на совмещение умеренной политики и жесткого тона. Это продолжилось и в годы президентства Владимира Путина. Конечно, слова тоже могут иметь реальные и зачастую опасные последствия. Но пока "неоимпериалистическая" риторика России не мешает, а отчасти и способствует сохранению умеренности в практических действиях.

ВСЕ БУДЕТ РЕШАТЬСЯ В РОССИИ

Действия России в отношении соотечественников в обозримом будущем станут определяться тремя группами факторов: положением и деятельностью самих диаспор; характером межгосударственных отношений на постсоветском пространстве; направленностью российской внутренней и внешней политики.

Анализ этих составляющих позволяет прогнозировать сохранение нынешних тенденций умеренности на среднесрочную перспективу.

Решающим моментом в положении русских и - шире - русскоязычных общин на постсоветском пространстве является отсутствие прямого насилия, направленного против них. Характерна также слабая мобилизованность и разобщенность русских диаспор. Заметных горизонтальных связей между ними почти нет. Они различаются по размерам, образу жизни и степени интеграции в местное общество. У них нет ни общего противника, ни единого видения своего будущего. Русские общины плохо организованы. Размытость границ между этническими русскими и русскоязычными группами - это еще один немаловажный фактор, сдерживающий объединение под этнонациональными лозунгами.

Исключением можно считать ситуацию в Латвии и Эстонии, где возникли небольшие политические партии, представляющие интересы русскоязычных меньшинств. Однако их деятельность полностью сфокусирована на решении проблем в рамках латвийской и эстонской государственности и никак не связана с Россией и ее концепцией "соотечественников, проживающих за рубежом". Без участия Москвы проблемы, возникающие у диаспор, скорее всего, останутся вопросами местного значения.

Что касается межгосударственных отношений, то до сих пор вопрос о соотечественниках не оказывался причиной острого противостояния. Соглашения в рамках СНГ, безвизовый режим между большинством стран, психологическое ощущение общности исторического наследия сглаживали остроту проблемы.

Правительства стран на территории бывшего СССР теоретически могут вызвать жесткую реакцию со стороны Москвы, если будут поощрять либо сами инициируют инциденты, угрожающие физической безопасности русского населения. Однако шансы развития событий по такому сценарию невелики. А если не возникнут серьезные кризисные ситуации, вопросу о соотечественниках не суждено будет часто оказываться в центре внимания президента России. Это означает, что политика в большинстве случаев станет формироваться на более низких этажах российской власти.

Реальное поведение Москвы в ближайшие годы будет определяться взаимодействием четырех составляющих. Речь идет о гуманитарных, силовых, правоохранительных и экономических вопросах. Различные государственные органы и общественные силы, имея разные интересы и мотивацию, будут стремиться превратить свое видение проблемы соотечественников в основную движущую силу официальной политики.

Гражданское общество и такие его институты, как Комиссия по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ, руководствуются преимущественно гуманитарными соображениями. Они направят усилия на защиту прав русскоязычного населения в соседних государствах и мигрантов в России, а также на либерализацию закона о гражданстве.

Силовая составляющая в принципе может выражаться в укреплении механизмов поддержки соотечественников для усиления российского влияния на постсоветском пространстве. Однако МИД, скорее всего, будет стремиться переводить проблему преимущественно в гуманитарное русло, а также действовать через многосторонние международные институты. Российские власти пока не научились в должной мере использовать "мягкую силу" в межгосударственных отношениях, и потенциал соотечественников как инструмента влияния в ближайшие годы вряд ли будет эффективно задействован.

МВД продолжит сдерживать миграцию из южных республик и препятствовать использованию статуса соотечественников для облегченного получения российского гражданства. Такая ограничительная практика вступает в противоречие с интересами субъектов хозяйственной деятельности, нуждающихся в дешевой рабочей силе с хорошим знанием русского языка. До тех пор пока в России будут сохраняться высокие темпы роста трудоемких отраслей, экономический блок правительства, вероятно, будет склоняться к облегчению временной трудовой миграции, неизбежно ведущей к переселению части соотечественников на постоянное жительство.

Но при любых сочетаниях этих четырех сил политика умеренности будет продолжена. Ситуация может измениться только на политическом уровне. Вопрос о диаспорах и ответственности России за их судьбу присутствует в теоретических обсуждениях вопросов государственного и национального строительства. Каким образом более радикальные подходы к этому вопросу могут пробиться в ту сферу, где формируется реальная политика?

НАЦИОНАЛИЗМ ИЛИ "МЯГКАЯ СИЛА"?

Выше уже отмечалось, что вопрос о диаспорах не является первостепенным в российской политике, однако при определенных условиях он может выйти из тени. Проблемы соотечественников, в том числе вопрос о воссоединении, в принципе могут быть использованы некоторыми политическими силами для получения электоральной поддержки. Однако тому, чтобы перевести эти темы в ранг ключевых для национальных интересов и безопасности, препятствуют два фактора.

Во-первых, в условиях экономического бума абстрактные рассуждения о русском народе гораздо менее привлекательны, чем задачи повышения уровня благосостояния россиян. Несмотря на возрождение элементов имперской символики, мало кто готов потерять с трудом приобретенное благополучие ради великодержавного реванша.

Во-вторых, выстроенная Путиным система власти оставляет очень небольшое пространство для независимой от Кремля политической деятельности. Правящая же элита воспринимает этнонационализм как угрозу внутренней целостности государства и не позволяет укрепиться партиям и движениям, выступающим под подобными лозунгами. В целом современная российская элита не мыслит в узких этнических терминах.

Тем не менее в российском обществе есть силы, которые в перспективе способны поставить под вопрос нынешнюю политику сдержанности. Многое будет зависеть от того, в каком направлении пойдет поиск новой русской идентичности. Сбросив имперскую оболочку после распада Советского Союза, этническое самосознание русских стало более заметным. Пока русский этнонационализм не является хорошо организованной силой, но он может резко усилиться, особенно если цель строительства национального государства станет ведущей темой политических дискуссий. В советских и постсоветских научных кругах, общественном сознании и политике термин "нация" имел и имеет не столько гражданскую, сколько мощную этническую коннотацию. Как это уже неоднократно случалось в истории Европы, общую культуру могут начать рассматривать в качестве воображаемой политической общности, что может послужить толчком к призывам объединить всех русских под одной государственной крышей.

Переосмысление Россией своего места в более конкретных этнических терминах, как это произошло во всех других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, может стать самым опасным шагом за всю ее историю. Реализация подобного проекта способна привести к пересмотру границ и подрыву внутренней целостности страны. За строительство наций на обломках империи обычно берутся этнонационалисты. Все бывшие советские республики взлелеяли этнополитические мифы, в которых государство провозглашается родиной "коренного" населения. Теоретически такие взгляды базируются на традиции исторического романтизма, согласно которой человечество можно четко разделить на нации, а культурно (или этнически) обусловленные нации обладают некими священными правами.

Российский этнонационализм в начале ХХI века имеет преимущественно форму ксенофобии. Энергия маргинальных групп скинхедов направлена на близкую и понятную им задачу устрашения и применения насилия в отношении мигрантов с Кавказа и из Центральной Азии. Российская власть с 2006 года попыталась перехватить инициативу у экстремистских группировок, инициировав разговор об интересах коренного населения и государствообразующего народа.

Президент Путин, ранее использовавший понятие "коренное население" для обозначения малых народов Сибири, стал употреблять его применительно ко всем россиянам, противопоставляя их мигрантам: "Нужно, конечно, думать об интересах коренного населения. Если мы не будем думать... это будет только повод и путь к самораскрутке различных радикальных организаций". "Единая Россия" в 2007-м запустила "Русский проект", в рамках которого уже стали звучать другие понятия: "государствообразующий народ", "этническое ядро" и пр.

Введение этнических мотивов в официальный дискурс через обсуждение роли русского народа - явление весьма опасное. Не случайно в Великобритании никогда не муссируется роль "английского народа". Мирный распад СССР отчасти объясняется неоформленностью русского самосознания. Напомним, сколь кровопролитной оказалась дезинтеграция другой социалистической федерации - Югославии, в которой сербы имели более ясное представление о своей идентичности. Как это ни парадоксально, непоследовательные и запутанные отношения Москвы с республиками, входящими в состав Российской Федерации, а также умеренная, а иногда и абсолютно неэффективная политика в отношении русских в ближнем зарубежье являются более благоприятными факторами обеспечения стабильности на постсоветском пространстве, чем попытки выработать ясный подход к созданию национального государства. Лозунг строительства гражданской нации может быть перехвачен, а ее "гражданскость" - быстро отброшена.

"Постимперскость" в России проявляется не в попытках восстановить государство в прежних границах, а в элементах неоимпериалистического курса. Она проявляется в стремлении установить определенный контроль над внутренней и внешней политикой государств, возникших на месте Российской империи и Советского Союза. Соотечественники до сих пор играли не очень значительную роль в этой области. Однако в перспективе такая ситуация может измениться. Например, в результате резкого усиления национализма на политической арене.

Более оптимистичный вариант - превращение соотечественников в инструмент "мягкой силы", укрепления транснационального "русского мира", под которым понимается совокупность "многонационального народа России" и соотечественников за рубежом. Осознание проблемы соотечественников в категориях этничности и их использование в качестве силового элемента внешней политики могут привести к катастрофе. Формулирование же вопроса в терминах политической нации и мягкого влияния может принести России серьезные выгоды.

В современном мире многие диаспоры действуют в интересах своей исторической родины: еврейская, армянская, греческая, китайская, прибалтийские, центральноевропейские. Собственно, именно это и делает отдельных граждан зарубежных стран членами диаспоры, понимаемой как политическая категория. У России есть возможности способствовать формированию российской диаспоры из русских и представителей иных этнических групп, осознающих определенную связь с Российской Федерацией. Некоторые шаги в этом направлении сделаны. Однако они не подкреплены конкретной и последовательной политикой, и результаты пока весьма скромные.

Соотечественники за рубежом ждут поддержки от России, но сами пока не работают на благо исторической родины. Для того чтобы сформировалась активная диаспора, Москва должна продемонстрировать свою заинтересованность в этом и проявить готовность сделать что-то реальное для ее членов. Настоящим прорывом могло бы стать законодательство, позволяющее конвертировать статус соотечественника в российское гражданство. В настоящее время закон и программы для соотечественников практически никак не связаны с законом о гражданстве и политикой в области миграции. Статус соотечественника должен создавать условия для переселения в Россию, иначе для многих граждан на постсоветском пространстве он не имеет смысла. Такое изменение в законодательстве позволило бы достичь тех целей, которых не удалось добиться из-за неудачи с введением института двойного гражданства. Это помогло бы тем, кто остается жить в соседних государствах, осознать свою особую связь с Россией и получить "запасной вариант" на случай ухудшения ситуации. Кроме того, это облегчило бы переселение части соотечественников и привлекло бы в Россию квалифицированную русскоязычную рабочую силу, компенсировав снижение численности населения.

Проблема соотечественников в современной России - это наследие империи. В течение первых полутора десятилетий после распада Советского Союза страна жила с этим наследием, проводя малоэффективную политику, но и не допуская крупных ошибок. Задача ближайшего будущего - научиться защищать соотечественников и использовать их потенциал в своих интересах, избегая при этом неоимперских соблазнов.

Об авторе: И.А. Зевелев - д. полит. н., руководитель представительства Российского агентства международной информации "РИА Новости" в США. Полный вариант статьи выйдет в: А. Миллер (ред.). Наследие империй и будущее России. М.: НЛО, 2008.




Без мессианства

После   неформального саммита президентов Содружества Независимых Государств (СНГ), прошедшего в Москве  22 февраля 2008 года, дискуссию о будущем СНГ продолжат министры иностранных дел, которые соберутся на совещание в Москве в марте.

 В чем специфика российской дипломатии и чем она отличается от советской? Об этом накануне профессионального праздника дипломатических работников, прошедшего 10 февраля, спецкор «Времени новостей» Катерина Лабецкая спросила первого заместителя главы МИД России Андрея Денисова.

09.02.2008, http://www.vesti.uz

- Советская дипломатия во многом определялась господствовавшей тогда в стране идеологией, это была форма реализации идеологических установок внешнеполитическими средствами. Разумеется, и в те годы учитывались практические нужды существования нашего государства в мире.

Прагматизм нацеливал внешнюю политику СССР на достижение результатов, не всегда вписывавшихся в идеологические догмы. Вспомним разрядку, последовательные и результативные усилия по обузданию гонки вооружений. Уже в те годы налаживалась система здоровых экономических отношений с нашими торговыми партнерами. Та же «газовая дипломатия» началась как минимум 40 лет назад, еще в годы идеологического противостояния двух мировых систем. Начатое тогда взаимовыгодное сотрудничество продолжается и по сей день.

Сегодня российская дипломатия не ставит идеологических целей. Мессианство ушло в прошлое. Наша внешняя политика стала конкретнее. Она исходит из норм международного права и нацелена на создание благоприятных внешних условий для развития страны.

- Станет ли союзное государство, создаваемое Россией и Белоруссией, субъектом дипломатии с самостоятельной внешней политикой?

- Белоруссия и Россия тесно связаны между собой политически и экономически, они близки в гуманитарном плане. Но по объективным показателям Россия - одно из крупнейших государств мира. Белоруссия же сравнительно небольшая, но, по европейским меркам, вполне весомая страна. По своей истории, традициям, по своей сути - это нормальное и уверенно себя чувствующее европейское государство. А для России это естественный союзник. Между нами есть разница в политических традициях, в особенностях функционирования созданных в наших странах систем. Но мы хорошо друг друга понимаем и легко находим общий язык. У нас серьезные общие интересы. И это основа для выстраивания дипломатии обеих стран, базирующейся на принципе плотной внешнеполитической координации.

- То есть внешняя политика союзного государства будет результатом совместных усилий российской и белорусской дипломатии?

- Мы разные государства, и внешняя политика у нас разная. Но в силу близости наших интересов и представлений об их реализации мы достигли высокой степени координации нашей внешней политики. Белоруссии нелегко в современном мире. Мы видим, как под надуманными предлогами идет массированный нажим с целью побудить ее изменить свое политическое устройство. Налицо практика двойных стандартов и откровенное вмешательство во внутренние дела Белоруссии. Мы не можем не проявлять чувство солидарности, понимая трудности нашего соседа. И процесс этот двусторонний.

Белоруссия, являющаяся активным членом Движения неприсоединения, имеет разветвленные международные связи. Ее внешняя политика значима для защиты российских интересов в современном мире. На этой основе и строится наша координация. Но говорить об общей дипломатии было бы преувеличением. «Союзное государство» - это скорее историческое понятие, нежели юридический термин. Это форма сосуществования двух суверенных государств, самостоятельно определяющих свою политику.

- Не усугубляет ли поддержка Москвой своего непредсказуемого союзника Минска напряженность во взаимоотношениях России с Западом?

- Какими бы ни были наши отношения с третьими странами, мы не можем поступаться принципами политической морали. Белоруссия наш близкий союзник, ее интересы на международной арене - это и наши интересы, и наоборот. Что касается наших непростых отношений с Западом, то ведь совершенно очевидно, что это не наших рук дело. Так наши партнеры выстраивают политику в отношении России. Мы вынуждены на это реагировать доступными средствами. Но Белоруссия - это не гирька на наших внешнеполитических весах, которую можно положить или снять. Это наш союзник, интересы которого нам близки.

- В американской дипломатии популярна концепция «зон жизненно важных интересов». Применима ли она к отношениям России с государствами постсоветского пространства?

- Думаю, да. Ведь «зона жизненно важных интересов» - категория конкретная. Хотя бывает и абстрактный подход, когда такой зоной объявляют некую часть мира, присваивая себе право в ней распоряжаться, невзирая на интересы и позиции расположенных там стран. Если же общность формировалась веками, если сложились цивилизационные связи, есть исторические традиции и была многолетняя привычка союзного существования в рамках единого государства, то вполне естественно, что такого рода географическое пространство играет особую роль для расположенных там стран.

Скажем, Центральная Азия - зона особых интересов для России ровно в той же степени, в какой Россия - зона особых интересов для центральноазиатских государств. Мы взаимозависимы, и есть некий общий стержень, держащий нас друг около друга. Отходя от жонглирования геополитическими терминами, можно сказать четко: пространство СНГ играет в нашей внешней политике особую роль. Здесь лежат наши ключевые интересы. Появились здесь и «внерегиональные игроки».

- Выдержат ли региональные связи России натиск этих глобальных игроков?

- Та же Центральная Азия дает пример сочетания региональных и глобальных подходов к социально-экономическому сотрудничеству. Там идет конкуренция, за которую мы активно выступаем. Но мы за конкуренцию здоровую, без политизации. Одно дело, когда выбор маршрута транспортировки энергоресурсов определяется экономическими факторами, себестоимостью, безопасностью, стабильностью наполнения труб углеводородами. И совсем иное, когда главной целью проекта декларируется прокладка маршрута непременно в обход какого-либо государства - скажем, России.




«Будущее  поколение - национальное  достояние  России»

 Только  одна  программа в России  может  быть  без  оговорок   признана  национальной:  программа   сохранения  народа...

23.02.2008 г. http://www.za-nauku.ru

Л.Б.Карабач

В  Москве с  20  по 22  февраля  прошел  ХП   Всемирный  Русский  Народный   Собор. Прямо  скажем  отечественные  СМИ, как электронные,  так и печатные не  баловали  мир  информацией  и подробностями  этого  события.  

Анонсированное выступление  Президента  В.В.Путина, как  уже  бывало  на  этом  форуме  не  раз, не  состоялось  Его  обращение  зачитал, как  и  прошлогоднем  Соборе  дежурный  чиновник  Г.Полтавченко. Не было  на  Соборе  и  руководителя  российских  национальных  проектов.  А  раз  так, то  все  кандидаты  на  пост  Президента  РФ и  другие  российские  начальники  сочли  свое  присутствие  не  обязательным.

Все  мировые  СМИ, не  только  российские, забили  новости  по «прецеденту  Косово».  И  это  возможно  справедливо, потому  как  население  планеты  Земля  является  свидетелем  последнего  акта «Югославской  трагедии»:  просвещенная  Европа, а  не  только  «империя  добра» с Запада, варварски  уничтожила  государственное   е в р о п е й с к о е    образование, которое  по  своему конфессиональному и  культурному плюрализму, по  национальному и  религиозному  разнообразию, по  множеству  ландшафтов, по  образу  жизни, по единству в  многообразии  было  прообразом  будущей  Европы.

Рухнули в  одночасье  принципы  Ялтинских  соглашений, положенные  в  основу  послевоенного  устройства  мира.

Президент  В.В.Путин  на  совещании стран  СНГ  22.02.08  заявил, что  авторы «косовского  прецедента»  не  дали  себе  труда  просчитать последствий  для  мира  этого  шага. 

Возвращаясь к  ХII  Всемирному  Русскому  Собору следует  сказать, что  он  является международным  объединением  общественных  организаций, созданных  в 1993 году  по  инициативе  Русской  Православной  Церкви  как  общественная  трибуна  для  обсуждения  самых  о с т р ы х, насущных  проблем  современности. Собор  до  сих  пор, по  большому  счету, остается единственным  реальным  механизмом  доведения до власти нужд и  проблем  русского  народа,  который  сегодня  разделен  искусственными   границами в то  время, когда  в  остальном  мире  идут интеграционные  процессы,  народа, который  сегодня  вымирает  со  скоростью  один  миллион  человек  в  год,  народа,   без  которого  не  будет  ни  России , ни  Русской  Православной  Церкви. 

Велик  и  международный  авторитет  Всемирного  Русского  Народного  Собора (ВРНС). В 2005  году  ему предоставлен  специальный консультативный  статус  Экономического и Социального  Совета (ЭКОСОС)  ООН, позволяющий  участвовать в деятельности  одиннадцати  фондов  и  Программ ООН, четырнадцати  специализированных  учреждений,  десяти  функциональных  и  пяти  региональных   Комиссий  ООН, что  реально  позволяет  ВРНС  сказать  в  мировом  масштабе  свое  веское  слово  по  вопросам  экономического и  социального  прогресса, повышения  уровня  и  качества  жизни,  занятости  населения,  в  вопросах  международного  сотрудничества по  культуре, здравоохранению, по  образованию, уважению  прав и основных свобод  народов. 

 Нынешний Собор  посвящен  теме: «Будущее  поколение - национальное  достояние  России.» Поэтому  большинство  участников  Собора- молодежь.

В  основных  докладах  на  пленарном  заседании Патриарх  Московский  и  всея  Руси   Алексий П, митрополит  Кирилл  и  первоиерарх Русской  Зарубежной  церкви митрополит Лавр  высказали  большую  озабоченность  состоянием  русской  молодежи, как  в  России , так  и  за  ее  пределами в  вопросах  социальной  деятельности, образования, в  создании  семьи  и  воспитании детей, а  также  месте духовных  ценностей в  жизни  современного  общества,  помятуя  высказывания  святителя  Феофана  Затворника: «Будущее  России в  безупречной  нравственности   власти.»

Конечно  в  основных  докладах  не  назывались  цифры  состояния  общества : 700000 беспризорников ( а по  неофициальным  данным 4  млн. и 20  млн  наркоманов), рост  преступлений  среди  молодежи -  все  это  прозвучало на  секциях. Но  озабоченность   состоянием  культуры, содержание  программ электронных  СМИ   вызвало  особую  тревогу  и  в  основных  докладах. Поэтому  вторая половина  дня  пленарного  заседания  была  посвящена  демонстрации успехов  молодежных  организаций  регионов  России в  культуре, образовании, развитии родного  языка.

Митрополит  Лавр  сообщил, что в  Русской  Зарубежной  церкви молодежь не понимает языка  богослужения, которым  является  русский  или  церковнославянский.  Молодежь  меньше  стала  читать, тем  более  на  русском  языке.

В  секционной  работе, проводимой  во  второй день  Собора ,  главное  внимание было  сосредоточено  на обсуждении   Доктрины  «Молодая  Россия», разработанной  Всемирным  Русским  Народным  Собором  и  фондом «Русский  предприниматель».  В  этой  Доктрине  подробно  изложены  результаты  исследования  проблем  современной  молодежи, пути  преодоления  возможных  трудностей  и  предложения  по  совершенствованию  государственной  системы  работы   с  подрастающим  поколением. 

Большой  интерес  вызвал  у  участников  Собора, и,  последовавшей за  ним, пресс-конференции  протоиерея  подкарпатских  русинов Московского  Патриархата   Димитрия  Сидора, являющегося  одновременно  Председателем  Сойма  подкарпатских  русинов.

Это  воистину  легендарная  личность: он  и  автор  Грамматики  русинского  языка, композитор  который  в  соавторстве с  поэтессой  матушкой  Анной  написал  огромное  число  произведений  духовной  музыки, исполняемых  прекрасным  Ансамблем  под  его  руководством.

По его  инициативе, под  его  руководством, действительно  на  народные  деньги  построен  прекрасный  Православный  Храм,  который  украшает  город  Ужгород.

Главная  цель  в  жизни  Димитрия  Сидора - сохранение  русинского  народа, его  культуры  и  веры. И  он  многого  достиг.

В  Закарпатской  Руси  живет  около 700000 русинов. Большое  количество  сосредоточено  в  русинских  общинах Венгрии, Польши, Чехии, Австрии, а  также  в  дальнем  зарубежье. В  одном  только  штате  Нью-Джерси  живут  свыше  60000  русин.  Везде, кроме  Украины,  русины  пользуются  правами  нацменьшинств  и  культурных  автономий.  В  Украине  этого  нет. В  школах  Закарпатья  русины  не  могут  изучать  русинский  язык, а  изучают  их  в  семьях  по  учебнику  Димитрия  Сидор.

Участникам  Собора  был  доведен  текст  Декларации  Ассоциации  русинских  организаций Закарпатья, принятую  на  заседании Сойма  Подкарпатских  русинов  15.12.2007 года. 

В  заключение  хочу  сказать: в  Славянском  мире  время  тревог  и  надежд. Во  многих  славянских  странах  сегодня  позиция  по  отношению к России  используется как  орудие  внутриполитической  борьбы. А  сама  борьба  питательной  почвой  для  распространения  русофобии и  «навешивания» на русских  ярлыков  фашистов  и  антисемитов.

Время  заставляет  славянские  страны  обратиться  к  проблемам  культурного  наследия и  нравственного  воспитания в  меру  цивилизационных особенностей  своих народов. Все  это  дает  основание для  умеренного  оптимизма и  надежду на  улучшение  сотрудничества в культурной области и  в  вопросах  воспитания. 

Об авторе: Л.Б.Карабач, Действительный член Православной Русской  Академии                 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ