Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


А.Грозин: «Торг по Прикаспийскому трубопроводу не следует форсировать»

23.11.2007. KM.RU

В ходе визита премьер-министра России Виктора Зубкова в Ашхабад одной из ключевых тем стало двустороннее сотрудничество в энергетической сфере. Для российских национальных интересов особую значимость имеет строительство Прикаспийского трубопровода. Хотя, честно говоря, я не думаю, что в настоящий момент стороны готовы к подписанию этого проекта. Мне представляется, до сих пор идет процесс согласования интересов. Причем он не касается принципиальных моментов - будет эта труба построена или нет. А скорее более конкретных вопросов - цены на газ, транспортных тарифов и того, каким образом будет финансироваться строительство этого трубопровода. То есть речь идет о согласовании чисто технических моментов.

Вряд ли это согласование уже завершено. Конечно же, российская сторона хотела бы построить эту трубу с минимальными для себя затратами. А туркменская сторона, понятно, хотела бы переложить все проблемы на плечи Российской Федерации. То есть сейчас стороны определяют, кто будет платить за эту трубу. Ситуация абсолютно неоригинальная. Такой же торг туркменское руководство ведет и по поводу гипотетических трубопроводов в Китай (и еще более гипотетических труб в Европу по дну Каспия). Это рутинные согласования, и каждая сторона, как на базаре, пытается набить себе большую цену. Поэтому я не думаю, что российской стороне нужно рвать рубаху на груди и обещать решить все финансовые вопросы только для того, чтобы ускорить начало строительства.

С другой стороны, понятно, что российский президент, видимо, рассматривает этот проект как один из приоритетных для себя. И Владимир Путин хочет подписать его до того, как он перестанет быть президентом. И здесь время, конечно, работает не на Россию. А с другой стороны, у наших туркменских, казахстанских и узбекистанских друзей в этом смысле ситуация не лучше. У них тоже есть свои расклады, которые вынуждают их элиты решать этот вопрос как можно быстрее. И все-таки этот торг, как мне представляется, не следует форсировать. Я думаю, что два-три месяца у России еще есть.

Недавно министр энергетики США высказал свои сомнения по поводу того, что Туркмения поддержит проект Транскаспийского трубопровода в обход России. Думаю, что в этом есть определенное подыгрывание. Вообще, сейчас идут переговоры между Москвой и Вашингтоном по массе других, гораздо более значимых вопросов, нежели то, каким путем потечет в Европу довольно небольшая часть газа. В лучшем случае эта труба будет прокачивать 30 млрд кубических метров газа в год. Судя по нынешним потребностям Европы в голубом топливе, это небольшие цифры. Где-то одна десятая или даже одна пятнадцатая от совокупного объема газа, который потребляет объединенная Европа.

Это тем более непринципиальный вопрос для американцев, которые если и имеют виды на туркменский газ, то сугубо геополитические. В Соединенные Штаты он никогда не попадет. По целой массе причин. Если его сжижать и перевозить, это слишком дорого. Намного проще и дешевле везти газ из Саудовской Аравии, Кувейта или Катара. Поэтому туркменский газ не является для американцев экономической характеристикой. Это скорее характеристика геополитическая. Конечно, им хотелось бы контролировать поставки российского (или вообще всего постсоветского) газа в Европу. То есть занять любимое место арбитра и «зависнуть» над газовым вентилем. Однако это не очень нужно самим европейцам. А «Газпрому» это не нужно совсем. Поэтому американский министр может, конечно, говорить все что угодно. Налицо определенный торг и размен одних интересов на другие. Дескать, вы нам уступите в проблеме Бушера, а мы вам уступим в проблеме транспортировки туркменского газа.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ