Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Полпреды русской культуры

Выступление  члена Президиума Правления Русского культурного центра Узбекистана Подпоренко Ю.В. на Региональной конференции соотечественников стран Центральной Азии в Бишкеке (7-9 ноября 2007 г.)

Ю.Подпоренко

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Прежде всего, позвольте обратиться со словами благодарности к организаторам этой конференции и всем ее участникам и выразить надежду, что наше общение здесь будет плодотворным и полезным.

Мне хотелось бы остановиться на некоторых аспектах работы Русского культурного центра Узбекистана, деятельность которого способствует, смею надеяться, поддержанию мира, стабильности и межнационального согласия в нашей стране и оказывает некое влияние на развитие и расширение связей между Узбекистаном и Россией.

Русский культурный центр Узбекистана – общественная организация, действующая внутри нашей страны, и говорить о прямом влиянии ее деятельности на развитие межгосударственных российско-узбекских отношений было бы не вполне корректно. Более уместно рассматривать нас полпредами русской культуры, представителями «народной дипломатии», способствующими формированию в Узбекистане положительного образа страны, являющейся для нас исторической родиной.

Наш Русский культурный центр Узбекистана организован более 12 лет тому назад как неправительственная общественная организация, объединяющая в форме нефиксированного членства русских – граждан Узбекистана. Этот период времени достаточен для того, чтобы сформировались основные направления работы центра и были осмыслены цели его развития.

Русский культурный центр Узбекистана сегодня – это авторитетная общественная организация с разветвленной структурой, с широкой сетью подразделений почти во всех областях и отдельных городах Узбекистана – местах компактного проживания русских. И хотя в названиях региональных центров есть определенные различия, все они работают по единому Уставу и стремятся к осуществлению сформулированных там основных целей и задач.

Главные среди них: сохранение и укрепление дружественных отношений русских, проживающих в Узбекистане, с представителями других национальностей; бережное сохранение и развитие традиций, ценностей, духовности, языка, обычаев русского народа; развитие и укрепление межнациональных связей; достижение взаимного сотрудничества и обогащение взаимной национальной культуры; изучение различных точек зрения на взаимные, общие отношения и взаимодействия между русской и узбекской национальными культурами; содействие в углубленном изучении русской истории, языка и литературы и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на то, что наш центр – единственная общественная организация, объединяющая русских Узбекистана, и мы видим в этом некое преимущество, ведь тем самым консолидируются усилия для общих и главных целей и сводится на нет возможность соперничества и борьбы честолюбий.

За время нашей работы авторитет центра вырос настолько, что государственные структуры, особенно в регионах, рассматривают отделения центра как надежных партнеров при решении самых разных задач. Русский центр, как и другие национально-культурные центры, курирует госструктура – Республиканский интернациональный культурный центр и его деятельность направлена на решение некоторых организационных вопросов. В уютном зале Интерцентра часто проходят мероприятия нашего и других национальных культурных центров.

Толерантность, уважительное отношение к людям иных вероисповеданий, взглядов и традиций издревле присущи жителям нашего края. В современном мире все больше сторонников находит идея культурного многообразия, бережного отношения к традициям своего народа и умения уважительно и по достоинству оценивать чужую культуру, обычаи и жизненные устои своих ближних и дальних соседей. А для нас и для нескольких, да что там, многих поколений живущих здесь людей, это живая житейская практика.

Будучи носителями уникальной русской культуры, русского языка, активисты Русского культурного центра направляют все свои силы на сохранение и развитие национальных традиций, обычаев, культуры, духовности, истории, языка. Национальная культура обладает великой силой объединения поколений. Это источник нравственного здоровья, красоты, силы духа, необходимых для утверждения лучших традиций русского национального самосознания, в котором на протяжении веков формировались такие качества как  духовная и душевная отзывчивость, открытость натуры, доброжелательность и готовность прийти на помощь.

Так, в Узбекистане, в отличие от некоторых других регионов мира, практически нет оснований для негативных ассоциаций, порожденных словосочетанием «новые русские» и соответствующим явлением. Такого явления у нас попросту нет, так как русские Узбекистана – это в основной массе трудолюбивые, честные и ответственные работники, труженики, специалисты своего дела. И такое положение заметно влияет на позиции общественного сознания жителей страны, прежде всего, узбеков, все чаще самостоятельно проявляющих интерес к русскому языку, русской культуре и к России в целом. Такая атмосфера благожелательности в последние годы неуклонно расширяется и способствует росту культурной и социальной активности нашего центра, его востребованности в общественной жизни страны.

Если сопоставить в общих чертах деятельность РКЦ Узбекистана в начальный период и нашу нынешнюю работу, то более всего бросится в глаза стремительное нарастание в последние годы объема и разнообразия проводимых мероприятий и расширение сферы наших действий.

В 1996 году инициативная группа, создавая РКЦ, ставила перед собой более чем скромные задачи сохранения русского языка и русской культуры, прежде всего, среди русских Узбекистана.

За прошедшие годы деятельности русского культурного центра осмысливались по-новому не только культурные и образовательные цели, но возникали и формулировались социальные, правовые, информационные и другие задачи, накапливался опыт, складывался актив. Постепенно сложилась ситуация, когда каждый активист отвечает за тот участок работы, который ему близок профессионально и отвечает его пониманию путей решения задач, стоящих перед центром.

Накопление опыта общественной работы – это очень важное достижение центра. Создана устойчивая и в то же время гибкая система деятельности, которая оправдывает себя. Расширилась сфера компетентности членов правления и активистов РКЦ, появились новые направления работы: социальное и экономическое. Важно, что о деятельности центра знают в Республике, проявляют к ней интерес, и все больше людей активно участвуют в деятельности РКЦ, воспринимают его как реальный центр консолидации русской диаспоры в Узбекистане.

В самое последнее время структура РКЦ Узбекистана, включающая в себя областные, городские центры и районные центры города Ташкента, стала пополняться низовыми подразделениями, охватывая, таким образом, все уровни общественно-политической организации общества. Так, в прошлом году на собрании актива махали «Айбек» мы создали первое махаллинское отделение РКЦ Мирзо Улугбекского района города Ташкента. Причем, инициаторами выступили не только русские, компактно проживающие в этом микрорайоне, но и представители других национальностей, в том числе, узбеки. Мы сразу же, опираясь на поддержку Посольства России в Узбекистане, пополнили махаллинскую библиотеку подпиской на российские газеты, премировали активистов индивидуальными подписками. Теперь появилось еще несколько «первичных» организаций Русского центра.

Нами все более осмысливается и используется как важная составная часть общей стратегии такое свойство наших соплеменников, проживающих в Узбекистане, как высокая межэтническая толерантность, порой переходящая в стремлении к культурной собирательности в своеобразную соборность.

Учитывая, что наряду с паспортными русскими в Узбекистане проживает примерно такое количество русскоязычных представителей других этнических групп, наш центр порой берет на себя функции созыва. Так, например, ставший традиционным ежегодный фестиваль самодеятельных театров «Театральная весна», инициированный нашим центром, включает в свою фестивальную афишу театральные коллективы немецкого и греческого культурных центров, среди участников бывают и узбекские самодеятельные коллективы.

Русский культурный центр Узбекистана никогда не был организацией «только для русских», а в последнее время число наших русскоязычных и русскокультурных активистов, не являющихся этническими русскими, стремительно возрастает. Это свидетельствует, как минимум, о двух встречных тенденциях. Во-первых, о традиционном интернационализме узбекистанских русских и, во-вторых, об устойчивом интересе представителей иных этнических групп к русской культуре и к России в целом.

Значительным и все возрастающим авторитетом обладают наши областные центры. Их возглавляют, как правило, уважаемые в этих регионах люди, общественные деятели, руководители предприятий, предприниматели, многие из которых избраны в состав областных и муниципальных органов самоуправления, что подтверждает возросший социально-политический статус наших общественных организаций.

Такая встроенность в систему социально-политических отношений повышает, в свою очередь, не только культурную, но и социальную защищенность членов нашей диаспоры, повышает авторитет наших структур. И это – далеко не общие рассуждения. Есть все основания полагать, что русская диаспора Узбекистана все более склонна видеть в лице Русского культурного центра и его подразделений реальную силу, способную решать самые разные вопросы социально-политического характера. Относительно недавно, видимо, по недосмотру муниципальных структур возникла некоторая напряженность в городе Чиназе Янгиюльского района Ташкентской области, где стали не очень аккуратно вести порубку деревьев на местном русском кладбище. После вмешательства вышестоящих структур, в том числе и Республиканского интернцентра, ситуация была выправлена, но местный хакимият, видя в наших структурах стабилизирующий фактор, настоял на организации в городе отделения РКЦ, хотя число русских жителей там невелико. И вот уже два года в этом городке успешно работает Русский центр. Кстати, именно в Чиназском русском центре активно привлекают к сотрудничеству местное узбекское население, ведь среди пожилых людей, особенно мужчин, служивших в армии, не мало тех, кто хорошо знает русский язык.

В целом же проблема русского языка в Узбекистане имеет ряд специфических особенностей. Местное население – сельское полностью, городское частично – русский язык не знает совершенно. Тогда как в Ташкенте некоторая часть узбекского населения продолжает воспроизводиться как русскоговорящая. В последние годы тенденция возрастания интереса узбекского населения к русскому языку возрастает.

Не секрет, что в целом ряде ведущих русских школ Ташкента более половины учащихся носит не славянские фамилии. А в самое последнее время в смешанных узбекско-русских школах все больше организуется классов с русским языком обучения для детей титульной нации – этот шаг администрация школ делает, идя навстречу настойчивым пожеланиям родителей и самих детей.

Проводя в День славянской письменности и культуры ежегодные научно-практические конференции преподавателей русского языка и литературы, мы сначала столкнулись, а теперь сознательно учитываем такой набирающий силу феномен: все чаще не владеющие русским языком родители приводят своих детей в русские школы. На конференциях педагоги постоянно обмениваются опытом в секции «Преподавание русского языка как неродного», хотя речь в данном случае идет не о факультативном изучении русского языка в узбекской школе, а о преподавании на русском языке. Так, в ведущей ташкентской школе № 50, которой руководит председатель нашего центра Сенатор Олий Мажлиса (верхней палаты Парламента) Узбекистана, и которая пользуется авторитетом среди образовательных учреждений Ташкента, более 80 процентов учащихся не являются этническими русскими. Родители учеников этой школы – это, в основном, узбекская интеллигенция, работники среднего и высшего звена государственных органов, предприниматели. Отправляя своих детей в русские школы, они, думаю, расценивают хорошее знание их детьми русского языка, овладение основами представлений о мире на основе русского языка как высоко значимое в их будущей жизни. В которой деловые, культурные, политические контакты с представителями России могут оказаться важными, а быть может и предпочтительными в сравнении с представителями других культур и народов. И в формировании такого довольно привлекательного образа России в глазах представителей титульной нации деятельность Русского культурного центра Узбекистана, объединяющего русскую диаспору, играет, думаю, не последнюю роль.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ