Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №58(01.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ?
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

14 августа Москву посетил с рабочим визитом президент РБ Александр Лукашенко. В рамках визита главу белорусского государства принял президент РФ Владимир Путин. На переговорах лидеров двух государств обсуждалась проблема создания Союзного государства, ситуация с падением товарооборота между Россией и Белоруссией, пути выравнивания условий для субъектов хозяйствования, а также вопрос взаимодействия на международной арене.  В ходе переговоров В.Путин выступил с важной инициативой создания единого российско-белорусского государства на основе федерации и с союзным президентом во главе. В этих целях он предложил провести соответствующий референдум в РФ и РБ и избрать союзный парламент в 2003 г., а весной 2004 г. провести выборы главы Союзного государства. Российский лидер высказался также за ускорение введения российского рубля в качестве единого платежного средства СГ.

17 августа на третьем съезде Белорусской партии женщин «Надзея»(«Надежда») председателем партии была избрана Валентина Матусевич. Валентина Полевикова, политический рейтинг которой еще не так давно был достаточно высок в Белоруссии, была, таким образом, смещена со своего поста. Белорусские эксперты считают главной причиной поражения Полевиковой ее стремление объединить «Надзею» с партией Станислава Шушкевича и группой Алексея Короля. Сама В.Полевикова придерживается мнения, что внутрипартийная интрига была инициирована властями, испугавшимися потенциального объединения социал-демократов.

19 августа президент РБ А.Лукашенко утвердил новый состав президиума Национальной академии наук Беларуси, в который впервые за все время ее существования были включены директора ряда крупных предприятий и представители системы образования. Им предписано вместе с учеными сократить время внедрения научных разработок и связать науку с производством.

19 августа председатель Совета республики Национального собрания РБ Александр Войтович заявил, что большинство белорусов не воспринимают варианта вхождения республики в состав Российской Федерации. Войтович опасается, что присоединение Белоруссии к России приведет к исчезновению республики с политической карты мира как субъекта международной деятельности, члена ООН.

20 августа представители Всемирного банка(ВБ) и Белорусского фонда информатизации Национальной академии наук подписали соглашение, которое предусматривает предоставление республике гранта ВБ в размере 45 000 американских долларов. В целом, грант выделяется на цели, связанные с интеграцией Белоруссии в мировой информационное пространство.

21 августа в рамках рабочей встречи в Минске с председателем Госсовета Дагестана М.Магомедовым президент РБ А.Лукашенко прокомментировал в телеэфире предложения В.Путина по объединению двух стран. Он, в частности, обратил внимание, что инициатива российской стороны неприемлема и носит оскорбительный характер: «даже Ленин и Сталин не додумались до того, чтобы раздробить республику и включить в состав СССР!». Лидер белорусского государства высказал мнение, что истинная цель российского руководства – не допустить союза Беларуси и России. Говоря о перспективах потенциальной приватизации в республике, Лукашенко подтвердил, что при определенных условиях путь российскому капиталу в Белоруссию будет открыт, но не стоит в ожидании этого «на нас давить и пытаться заставить идти по российскому сценарию».

21 августа состоялся рабочий визит главы МИДа РБ Михаила Хвостова в Москву, где он был принят врио министра иностранных дел России Валерием Лощининым. Повышенный интерес к этой встрече объяснялся, естественно, тем, что она проходила сразу же после памятных  переговоров В.Путина и А.Лукашенко в столице РФ 14 августа. Поэтому Хвостов, несмотря на то, что в повестке дня московского визита стояли вопросы взаимодействия внешнеполитических ведомств двух стран в рамках европейских структур – ОБСЕ и СЕ, а также обмен мнениями по программе предстоящей 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, поспешил прояснить позицию белорусской стороны в отношении инициативы Путина. Он, в частности, подчеркнул, что про вхождение Белоруссии в состав Российской Федерации не может быть и речи, а само предложение лидера российского государства не содержит ничего нового. Минск считает, что строить Союзное государство следует в рамках Договора 1999 г., подписанного Ельциным(это акцентировалось) и Лукашенко, с сохранением суверенитета РБ и РФ.

23 августа делегация немецких христианских и резервистских организаций посетила 120-ю гв.отдельную механизированную бригаду ВС РБ. Членам делегации была предоставлена возможность ознакомиться с учебно-материальной базой, условиями службы и быта солдат и офицеров бригады.

26 августа стало известно о завершении разработки специалистами Национального банка Беларуси(НББ) т.н. концепции по выполнению Соглашения между правительствами и центральными банками РБ и РФ о мерах по введению единой денежной единицы на территории Союзного государства. Детали концепции пока неизвестны, но, судя по заявлениям высших должностных лиц, она базируется на положениях договора о создании Союзного государства 1999 г.

1 сентября в местечке Мир(Гродненская обл.) запланировано провести очередной  праздник белорусской письмености под эгидой первого лица государства. Это мероприятие проводится с начала 90-х гг. и призвано, в том числе, демонстрировать отличие белорусов от русских, что объективно противопоставляет его известным Дням славянской письменности и культуры. Идейные сторонники белорусской независимости считают Мир местом символическим(Мирским замком несколько веков владел литовский княжеский род Радзивилов), символическим в понимании отделенности Беларуси от России.

В конце лета цены на основные продукты питания в РБ держались на следующем уровне(в переводе на российские рубли): баранина – 147 руб./кг, говядина и мясо куриное – 70 – 75 руб./кг, сало – 78 руб./кг, яйца – 21 руб./дес., масло сливочное – 57 руб./кг, творог – 34,5 руб./кг, картофель – 8 руб./кг, помидоры – 14 руб./кг, огурцы – 12 руб./кг. Учитывая реальный уровень доходов граждан республики, такие розничные цены никак нельзя назвать низкими.

Во второй половине августа от руководства КПРФ стала поступать информация о готовящемся т.н. съезде народов Беларуси и России, который левые партфункционеры намерены провести в декабре с.г.




Историческая инициатива В.Путина

Александр Фадеев

14 августа на встрече в Москве с президентом РБ Александром Лукашенко Владимир Путин очертил свое видение перспектив российско-белорусской интеграции. Самым прямым и понятным вариантом сближения двух государств он назвал последовательное создание единого государства на федеративной основе, проведение референдума в РБ и РФ, избрание общего парламента в 2003 г. и президента союзного государства весной 2004 г. Кроме того, был изложен план ускорения введения российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства( с 01.01.2004 г.).

Стоит специально подчеркнуть, что встреча лидеров России и Белоруссии после провала переговоров в Санкт-Петербурге, которая должна была состояться еще в конце июня с.г., неоднократно переносилась из-за неготовности белорусской стороны. Президент РБ А.Лукашенко занял довольно жесткую позицию, первым очертив принципы взаимодействия двух стран на перспективу, главными из которых являются союз на равноправной основе, сохранение суверенитетов, полной самостоятельности и государственности РБ и РФ, включая вопрос валютной политики и контроля, выхода из союзного государства одного из партнеров в любой момент. Поэтому, понимая иной настрой российской стороны, лидер Белоруссии после свидания с Путиным на борту теплохода «Россия» решил взять своеобразную дипломатическую паузу, подключить бывшего президента РФ Б.Ельцина к отстаиванию интересов белорусской элиты, активизировав одновременно функционирование представительства РБ и белорусского лобби в Москве. Однако потенциал последних после смены администрации в России в 1999-2000 гг. и потери левыми силами рычагов воздействия на политику в Федеральном Собрании, с которыми у белорусской стороны были и остаются достаточно тесные связи, оказался явно недостаточным. Вот почему Лукашенко был вынужден этим летом дважды отклонять настоятельные предложения Путина о встрече, а впоследствии подчеркивать, что августовский визит был кратким, рабочим и совершался исключительно по приглашению президента Российской Федерации, а основное место в рамках переговоров в Кремле отводилось проблеме расширения торгово-экономических контактов.

Неконструктивный характер позиции Белоруссии по перспективам интеграции с Россией явно усугубился такими шагами белорусского руководства, предпринятыми им накануне поездки А.Лукашенко в Москву, как намеренная демонстрация смены ориентиров во внешней политике на западные, вплоть до сближения с НАТО, резкие и недопустимые по форме обвинения Лукашенко в адрес российских средств массовой информации в необъективности освещения внутриполитической ситуации в РБ, отключение вещания на территории Белоруссии ряда российских теле- и радиоканалов, а также лишение по инициативе правительства РБ и в нарушение Бишкекских соглашений 1992 г. прав российского предприятия «Запад-Транснефтепродукт» на владение белорусским участком магистрального нефтепродуктопровода «Самара-Стальной Конь-Запад». Кроме того, президентская администрация поспешила «разобраться» с руководством влиятельной в республике общественно-политической силой – Федерацией профсоюзов белорусских(ФПБ), которая до этого обращалась к российским профсоюзам за поддержкой, директивно, путем финансового и административного удушения, «выкручивания рук», поставив во главе ФПБ высокопоставленного чиновника, отвечавшего до этого момента …за весь ход интеграции с Россией. Все эти действия подпадают под определение политический и экономический шантаж внешнеполитического партнера и союзника, и оценка их российской стороной с соответствующими выводами, как представляется, последует.

Российское руководство, напротив, решило положить конец всем сомнениям относительно стремления к объединению с Белоруссией, впервые за время пребывания В.Путина во власти публично заявив о своем видении государственной модели российско-белорусского союза, где предпочтение отдается созданию единого государства на основе федерации. Это – крайне важная и своевременная инициатива, которая имеет историческое значение для определения основных параметров постсоветской внешней политики России, привлечения потенциальных союзников и декларирования форм сближения с ними. Важно и другое – публичный отход от показавшей свою полную несостоятельность концепции («черномырдинской») приоритетности экономической интеграции с Белоруссией(сначала построим экономический союз, а политика потом), которой придерживался ранее российский лидер.

Напомним, что до августа с.г. лидирующее положение в построении перспективных отношений с Республикой Беларусь, в степени осознания и продвижения собственных политических интересов в этом регионе фактически принадлежало Германии, США и Австрии, которые просчитывали гипотетические изменения ситуации внутри республики и вокруг нее. Схема реализации устремлений этих государств предусматривала подключение к этому процессу со стороны Германии Чехии(а, возможно, и Словакии) и с позиций США Польши, имеющей общую границу с Белоруссией и «исторические» притязания на белорусские территории. Если для ФРГ белорусская проблема остается приоритетной с точки зрения купирования любого утверждения американского влияния в Восточной Европе, то Вашингтон более озабочен реализацией концепции геополитического буфера, способного подорвать стратегическое влияние России на европейские и мировые дела, снизить уровень ее национальной безопасности, в котором, наряду с Прибалтикой и Украиной, определенная роль отводится и Белоруссии.

В контексте череды предшествующих внешнеполитических неудач российского руководства, неизбежного продвижения НАТО в Прибалтику и грозящей изоляции региона Калининград-область, а также неспособности до конца решить проблему интеграции в общественно-политическую систему РФ Чечни предложение Владимира Путина открывает для России очень хорошие перспективы в случае его реализации. Помимо чисто внешнеполитических и стратегических плюсов оно позволяет достичь и политической консолидации внутри российского общества, что сразу нашло свое подтверждение, открывает простор новым реформам, позволяющим трансформировать государственно-политическую структуру Федерации в целях ее дальнейшей оптимизации. В преддверии приближающихся парламентских и президентских выборов в РФ такая позиция президентской команды по проблеме российско-белорусской интеграции достаточно эффективно выбила козыри у оппозиции как слева, так и справа, повысив шансы и расширив общественную поддержку пропрезидентской центристской партии.

Вместе с тем не могут не вызывать озабоченность два момента в выступлении российского президента: предложение положить в основание союзного государства исключительно Конституцию РФ и намеренное, как представляется, замалчивание проблемы будущей политической судьбы нынешнего главы белорусского государства. Отсутствие со стороны руководства России гарантий высокого поста Лукашенко в российско-белорусском государстве означает для него только одно – политическое небытие, а следовательно, учитывая доминирующую роль президента РБ(при известной позиции по проблеме интеграции с РФ) в решении всех государственных вопросов, его реальные властные полномочия, делает невозможным воссоединение на практике двух стран в обозримом будущем. Кроме того, прозвучавший на итоговой пресс-конференции 14 августа тезис Путина о предоставлении равного статуса белорусским регионам с российскими в рамках объединения свидетельствует о скороспелой и недостаточной проработке его советниками главных аспектов интеграции. На наш взгляд путь к реальному объединению лежит через утверждение особого статуса Белоруссии в едином государстве, гарантирующего ей политическую автономию.

Таким образом нельзя исключать и того, что выступление В.Путина преследовало прежде всего цель достичь успеха в предстоящей президентской гонке в России, обозначить позиции своего политического лидерства  в рамках уже союзного государства на период, как минимум, до 2016 г. Если это так, то, по сути, Путин вступил 14 августа с.г. в предвыборную борьбу, открыв президентскую избирательную кампанию. В любом случае очевидно, что команда нынешнего президента России поставила себе цель решить интеграционную проблему и обязательно «разобраться» с белорусским руководством до 2008 г., когда потенциальные полномочия Путина внутри России уже невозможно будет продлевать. Однако в настоящий момент о реальном строительстве единого государства в Кремле, зная позицию белорусской политической элиты, никто, похоже, и не помышляет. Главная задача, как представляется, выбить Лукашенко из седла, перехватить у него интеграционную инициативу, а его выставить дезинтегратором, не позволив под любым предлогом пролонгировать свое пребывание на посту президента РБ по примеру лидеров некоторых других постсоветских государств.

Отсутствие в Кремле твердой убежденности в необходимости быстро и эффективно восстанавливать единое политическое пространство с Белоруссией просматривается и в обнародованном В.Путиным втором потенциальном варианте объединения с РБ, который предусматривает запуск процесса интеграции, аналогичного процессу складывания Европейского Союза(ЕС). Думается, что упоминание о другом возможном пути сближения с Белоруссией было допущено Путиным вовсе не из соображений поиска политического компромисса с Лукашенко(о резко отрицательном отношении белорусского президента к этому варианту он не мог не знать), а вследствие дискурса в самой властной элите России, в которой до сих пор нет единства в подходе к определению главного пути и темпов реинтеграции с Белоруссией, не говоря уже о настроениях, царящих в союзных структурах. Показательны в этом отношении, например, оценки предложения Путина, данные в телеэфире председателем Парламентского собрания СБР, спикером Госдумы Г.Селезневым и госсекретарем СГ П.Бородиным: эти высокопоставленные функционеры не стали скрывать своего отрицательного отношения к инициативе главы российского государства. Бородин не только подчеркнул, что есть много других вариантов интеграции с Белоруссией, но и, оправдывая отрицательное отношение к введению поста союзного президента со стороны Лукашенко, вообще образно сравнил статус главы будущего единого государства с «задницей слона»(ТВС, «Утро с Соловьевым»,18 августа). 

Кроме того, явная идеализация рядом политиков и государственных функционеров России (прежде всего из Совета Федерации и правительства), которые являются противниками единого российско-белорусского государства, практики функционирования Евросоюза и отношений, устоявшихся между его государствами-членами, по крайней мере, свидетельствует о незнании ими действительного положения вещей в современном ЕС. На самом деле внутри Евросоюза сегодня идут лихорадочные поиски пути федерализации ЕС, к чему другие государства-члены с мая 2000 г. инициирует политическое руководство лидера ЕС - Германии. Программным документом этой инициативы является речь министра иностранных дел ФРГ Й.Фишера «От союза государств к федерации – размышления о конечной цели европейской интеграции», произнесенная в стенах университета им. Гумбольдта(см.,например,IP,2001,№2). Эта политика Берлина реально уже привела к образованию конвента ЕС, который начал работу в марте 2002 г. на основе Лакенской декларации от 15 декабря 2001 г., предусматривающей разработку в течение года единого проекта по проблеме конституции Европейского Союза. Согласно же документа, известного как «Заявление о будущем ЕС»(принятом еще в декабре 2000 г. на Межправительственной конференции ЕС в Ницце), внутри ЕС уже второй год развернута широкая дискуссия о единой конституции, разграничении на основе субсидиарности компетенций между Союзом и государствами-членами, придании официального статуса Хартии о правах гражданина ЕС, а также о трансформации роли национальных парламентов. Учитывая в целом положительное отношение авангардной группы государств-членов ЕС к этой проблеме, обусловленное стремлением к окончательному конституционно-правовому оформлению коллективной сверхдержавы, а также нарастающее давление Германии, которое, как показали события с введением валютного союза, играет решающую роль и определяет результат, можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что в 2004 г. в Европе возникнет Европейская федерация, в которую войдет подавляющее число нынешних государств-членов Евросоюза. Вот, исходя из этого, российскому политическому руководству уже сегодня и следует строить свою государственную стратегическую концепцию.

Реакция белорусского руководства на предложения, прозвучавшие в Москве, была ожидаемой. Президент РБ Александр Лукашенко высказался фактически против как варианта создания единого федеративного государства с Россией, так и варианта строительства союзного государства на принципах, которые в свое время были положены в основу Европейского Союза. Была отвергнута и идея российского лидера о проведении референдума в России и Белоруссии по проблеме создания единого государства в 2003 г., поскольку такой подход «вряд ли будет принят белорусским народом» в связи с утратой в этом случае  полностью национального суверенитета. В день переговоров с Путиным, едва вернувшись в Минск, Лукашенко нарочито демонстративно подписал т.н. План мероприятий по реализации Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, предусматривающий, в частности, введение в действие долгосрочной программы сотрудничества с международными финансовыми организациями – МВФ, Всемирным банком и ЕБРР. Возможно это был первый ответ не только на интеграционную инициативу В.Путина, но и на предложенную правительством и Центральным банком РФ схему по ускоренному введению с 1 января 2004 г. российского рубля в качестве единой денежной единицы на территории Союзного государства России и Белоруссии. Затем последовало заявление, поспешно распространенное пресс-службой президента, о том, что А.Лукашенко «считает, что наиболее приемлем третий вариант, который предусматривает неукоснительное соблюдение действующего Договора о создании Союзного государства без каких-либо изменений»(курсив – наш). Кроме того, белорусский лидер фактически отверг и план ускоренного введения единой денежной единицы, выставив условие, что оно будет проходить «исключительно на равноправной основе», под которой понимается, как всем ясно, существование двух центров денежной эмиссии.

Почему Лукашенко продолжает настаивать на интеграции в рамках и на основе Договора 1999 г.? Здесь, на наш взгляд несколько причин, из которых главная – отсутствие в данном договоре положения о введении поста союзного президента. Интересно, что именно Лукашенко до самоотставки Б.Ельцина настаивал на том, чтобы дополнить договор, формализовать в нем пост президента Союзного государства и вице-президента СГ. По инерции уже в путинскую эпоху двухсторонняя комиссия по разработке проекта Конституционного Акта некоторое время даже в своем названии отражала тенденцию пересмотра текста Договора 1999 г. Сегодня объективно у белорусского президента нет оснований надеяться на избрание путем всеобщих выборов в Белоруссии и России главой Союзного государства, отсюда и неприятие инициативы Кремля.

С другой стороны необязательность исполнения и декларативность основных положений Договора, так и не вступившего, кстати, в законную силу на протяжении 2,5 лет, позволяла бы белорусской стороне и далее эксплуатировать союзную проблематику для извлечения односторонних выгод, получения от России энергоносителей, сырья, очередных кредитов, преференций и льгот без взятия на себя соответствующего груза ответственности. В свете этого становится понятным и тот очевидный факт, что за все время пребывания В.Путина на посту президента РФ, несмотря на множественность его встреч и переговоров с А.Лукашенко, ими так и не было подписано ни одного межгосударственного договора в сфере интеграции или документа, позволяющего внести дополнения в национальные конституции, необходимые для вступления в правовую силу Договора 1999 г.

Каковы же конкретные результаты августовских переговоров в Москве? Приходится констатировать, что пока практическую пользу из них извлекла только президентская администрация Беларуси: в республике как никогда ощущается консолидация политических сил(в том числе и по линии власть-оппозиция) и общества в русле отстаивания идеи суверенитета и независимости, защиты национальной идеи, которая уже успела утвердиться в социальном сознании. В этой связи, учитывая определенное, задаваемое на самом верху воздействие государственных СМИ РБ на умонастроения людей, следует ожидать повышения авторитета и, как следствие, рейтинга президента А.Лукашенко, упавшего за последнее время довольно низко. Нет сомнений, что его внутриполитическое положение в настоящий момент укрепилось. В республике сейчас развернута широкая кампания, целью которой является продемонстрировать России общественное неприятие инициативы Путина: высокопоставленные функционеры, выступая по телевидению, в печати от имени «белорусского народа», якобы негодующего и оскорбленного жестким предложением Кремля, день за днем акцентируют внимание на неприемлемости любых вариантов интеграции с Россией, кроме пути, отстаиваемого белорусским руководством, радеющего за интересы простых граждан. Нет никаких сомнений, что организована эта акция президентской администрацией, которая и задает тон в ней. Кроме всего прочего, такие условия являются благоприятными для замалчивания проблемы осложнения процесса объединения, вызванного не конструктивностью позиции Минска, неготовностью белорусского президента к переговорам с Путиным. В этой связи специально подчеркнем, что до сих пор так и не был обнародован проект Конституционного акта СГ, разработанный белорусской стороной( как это обещал в Санкт-Петербурге А.Лукашенко), не поступил он и в союзные органы. Зато с подачи первого лица в республике заговорили о неизвестном ранее долге России, которая, якобы, задолжала белорусскому бюджету 1 млрд. долларов США.

Президентская команда В.Путина, как уже указывалось выше, тоже сумела сделать важный шаг, своеобразный задел для обеспечения в будущем успеха на парламентских и президентских выборах. Что же касается непосредственно процесса объединения России с Белоруссией, то здесь пока изменений не наблюдается, – интеграция застыла, так и не начавшись. Для последовательного воплощения идей, высказанных российским лидером 14 августа, требуется политическая воля, подкрепленная мощными дипломатическими, материальными и организационными мерами, поиск взаимопонимания и укрепление доверия во взаимоотношениях с политической элитой Белоруссии, со всем белорусским обществом. Создание, наконец, на самом высоком уровне государственной структуры по вопросу интеграции с соответствующими полномочиями. Может быть настала пора решительно избавиться и от чрезвычайно вредных для процесса объединения иллюзий со стороны части российских представителей федеральной власти, выражающихся в убеждении, что интеграция с Белоруссией возможна при неизменности и на основе Конституции РФ. Это - опасное заблуждение: реализация любого, подчеркиваем, варианта интеграции (в том числе и отстаиваемого Лукашенко) объективно потребует внесения серьезных изменений в Конституцию России, в законодательство, регулирующее сферу обороны, вопросы финансовой, банковской, кредитной, налоговой и иных видов деятельности основных институтов государства. Необходимо избегать любых спекуляций и поверхностных суждений на сей счет, тем более от авторитетных, высокопоставленных руководителей (таких как глава Центризбиркома, например), которые не могут быть заподозрены в незнании конституционного права. Кроме того, всем радетелям конституции и закрепленных в ней сроков президентского правления, подкрепленных различными заверениями на самом верху, стоит напомнить лишь один исторический эпизод. Шведы в свое время избрали маршала наполеоновской Франции Ж.Бернадота наследником шведской короны, он быстро стал фактическим регентом, а затем взошел на трон и правил Швецией более четверти века под именем короля Карла XIV Юхана. Каково же было изумление шведских придворных, которые готовя тело этого усопшего монарха в последний путь, обнаружили на нем татуировку – «Смерть королям!». 




Актуальные вопросы реформирования вооруженных сил Республики Реларусь

Генерал-лейтенант
Гурулев Сергей Петрович
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил, 

первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь

Вооруженные Силы являются важнейшим и необходимым атрибутом государственности суверенной Беларуси, и призваны быть гарантом ее независимости и территориальной целостности. Именно поэтому, с первых дней обретения своей независимости наше государство, последовательно продвигаясь по пути создания эффективной системы обеспечения своей национальной безопасности, неослабное внимание уделяет ее военной составляющей.

В соответствии с Конституцией, Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения военной силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных норм международного права. Республика Беларусь не имеет территориальных и других претензий к своим соседям, никому не угрожает. Однако, исторический опыт многократно подтверждает верность тезиса, сформулированного еще в 5 веке до н.э. китайским полководцем и военным теоретиком Сунь-цзы: «…не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».

Вооруженные Силы Республики Беларусь за свою девятилетнюю историю прошли непростой путь становления и развития. И сегодня мы вступили в очередной, не менее сложный этап преобразований – этап завершения реформирования Вооруженных Сил.

Наша реформа прозрачна и открыта для личного состава Вооруженных Сил и в целом для всего нашего народа, и эта статья – тому подтверждение. Мы готовы к диалогу и обсуждению проблем развития Вооруженных Сил, ибо осознаем, что успешной будет только та реформа, которая ясно и открыто направлена на укрепление армии.

Становление Вооруженных Сил Республики Беларусь

После распада Советского Союза и обретения в 1992 году государственной самостоятельности Беларусь получила достаточно внушительное военное наследие: около полутора тысяч воинских формирований, общей численностью более 240 тысяч человек, в том числе две танковые и одна общевойсковая  армии, воздушная армия, отдельный армейский корпус и корпус ПВО, воздушно-десантная дивизия. На вооружении войск находился колоссальный арсенал:  81 ядерная ракета стратегического назначения, больше тяжелых орудий, чем у Франции, больше боевых самолетов, чем у Германии, в два раза больше танков, чем у Великобритании. Такая группировка была не под силу молодому государству.

В ходе формирования национальной армии из войск Краснознаменного Белорусского военного округа было осуществлено значительное сокращение. Численность личного состава уменьшилась более чем в два раза. Подвергнуты преобразованиям свыше 250 воинских формирований. Армии бывшего БВО преобразованы в армейские корпуса, дивизии – в отдельные бригады батальонного состава. Был создан новый род войск – мобильные силы в составе трех мобильных бригад. Исключительное значение для решения проблемы подготовки офицерских кадров имело создание в 1995 году Военной академии Республики Беларусь.

В результате сокращения вооружений согласно договору об обычных вооруженных силах в Европе с 1992 года Республика Беларусь сократила более 1800 танков, свыше 1500 тысяч бронемашин, 130 боевых самолетов.

Кроме того, исходя из объявленного стремления к достижению статуса безъ­ядерного государства, Республика Беларусь 26 ноября 1996 года досрочно выполнила взятые на себя обязательства по выводу страте­гических сил Российской Федерации со своей территории и на Лисса­бонском саммите ОБСЕ  выступила с инициативой создания в Центральной и Восточной Европе пространства, свободно­го от ядерного оружия.

К 2000 году Вооруженные Силы насчитывали немногим более 100 тыс. личного состава, в том числе – более 80 тыс. военнослужащих. Они имели трех видовую структуру: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Войска ПВО, а также соединения, воинские части и учреждения центрального подчинения, не входящие в виды Вооруженных Сил.

Сухопутные войска состояли из трех армейских корпусов бригадного состава, мобильных сил, мотострелковой дивизии, соединений и воинских частей родов войск и специальных войск и объединенного учебного центра. Командования Сухопутных войск как такового не существовало, практически все его функции выполнял Главный штаб Вооруженных Сил.

ВВС и Войска ПВО имели свои командования, штабы и состояли из соответствующих родов авиации, зенитно-ракетных и радиотехнических войск, соединений и частей обеспечения.

О необходимости реформирования Вооруженных Сил

Реформирование вооруженных сил любого государства, как правило, осуществляется при возникновении таких условий, при которых их количественно-качественное состояние вступает в противоречие со складывающимися реалиями обстановки.

Военная теория и практика последние годы динамично изменяются. Уже в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия произошли коренные изменения сущности и содержания вооруженной борьбы. Приоритетными стали неконтактные действия, информационные формы противоборства, действия сил специальных и психологических операций, разведки, радиоэлектронной борьбы и систем высокоточного оружия. Эти тенденции наиболее ярко проявились в ходе военных действий в Ираке, Югославии, Афганистане. Изменения сущности и содержания вооруженной борьбы и войны выдвинули новые требования к Вооруженным Силам. Возникшие противоречия между требованиями к Вооруженным Силам и их состоянием обусловили необходимость относительно быстрых и качественных преобразований, то есть проведения реформы Вооруженных Сил. Необходимо было безотлагательно перестраивать Вооруженные Силы, приводить их в соответствие требованиям сегодняшнего дня.

Кроме того, сложившееся количественно-качественное состояние Вооруженных Сил не в полной мере соответствовало экономическим возможностям государства. Один из важнейших принципов строительства вооруженных сил любого государства можно выразить словами советского маршала М.Н.Тухачевского: «Каждая армия должна соответствовать экономическим возможностям страны, ибо только на этих возможностях она может реально развернуть свою боевую силу и достигнуть тех боевых результатов, которых требует от стратегии политика».

Ни для кого не секрет, что белорусская армия вооружена, в основном, техникой советского производства, и с момента образования национальных Вооруженных Сил закупок ее новых образцов практически не производилось. За эти годы процесс «старения» вооружения и техники подошел к критической черте. Значительного износа достигли учебно-материальная база, жилищно-казарменные, парковые и складские фонды. Для того, чтобы изменить ситуацию необходимы были миллиарды долларов, которых у государства на эти цели не было. В этих условиях пассивное ожидание развязки могло бы привести к тяжелейшим для Вооруженных Сил последствиям.

Мировой опыт свидетельствует, что военные расходы европейского государства в среднем составляют 1,5-2% от объема внутреннего валового продукта. Утвержденный руководством Беларуси курс для корректировки расходов на оборону позволит нашему государству к 2005 году выйти на среднеевропейские показатели. Однако для переоснащения армии на современные виды вооружения и разрешения целого комплекса других проблем этого, безусловно, недостаточно. Решение проблемы видится только при значительном сокращении наших расходов, прежде всего за счет оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил.

Общий замысел решения этой проблемы выглядит следующим образом: оставаясь в рамках финансирования 1,5-2% от объема ВВП, но сократив численность Вооруженных Сил, мы сможем сократить расходы на их содержание (содержание личного состава, военных объектов, обслуживание вооружения и техники и т.д.) и получить экономию средств. Высвободившиеся средства планируется направить, прежде всего, на решение наиболее острых социальных проблем военнослужащих, и на модернизацию, ремонт и восстановление, а также закупку новых образцов вооружения и военной техники.

Совокупность этих причин и вызвала необходимость развертывания активной работы по реформированию Вооруженных Сил.

Первые итоги и взгляд в будущее

В начале 2001 года, в соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь, в Министерстве обороны была развернута работа по разработке мер реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил.

Разработке концептуальных положений, определяющих дальнейшее развитие Вооруженных Сил, предшествовала основательная научно-исследовательская работа, серия экспериментов, научно-практических конференций, учений. Только в 2001 году было проведено более 400 учений различного уровня. Важнейшим из них явилось комплексное оперативно-тактическое учение «Неман -2001», носившее во многом исследовательский характер, на котором отрабатывались вопросы применения Вооруженных Сил совместно с войсками и формированиями других силовых министерств и ведомств Республики Беларусь.

Общий алгоритм планирования реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил выглядел следующим образом.

Первое. С использованием анализа повседневной деятельности войск, хода их оперативной и боевой подготовки, обобщенных результатов исследований, была разработана "Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года". В этом документе изложена система взглядов относительно развития Вооруженных Сил и обеспечения вооруженной защиты государства.

Второе. На основе "Концепции строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года" была разработана "Программа завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2001-2005 годы". Этот документ детализирует положения названной выше "Концепции…" и определяет цель, задачи, основные направления и мероприятия завершения реформирования Вооруженных Сил на ближайшие пять лет.

Третье. Согласованные с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, "Концепция…" и "Программа…" явились документами, которые позволили разработать механизм их претворения в жизнь, т.е. определить конкретные мероприятия реформирования Вооруженных Сил, сроки их выполнения, ответственных за их реализацию и требуемые затраты денежных средств. Все это нашло отражение в "Плане строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2006 года".

Конечной целью реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь является приведение их в соответствие с характером  современной военно-политической обстановки, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства.

 Для достижения этой цели определены направления реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь:

·         совершенствование системы управления;

·         оптимизация организационной структуры Вооруженных Сил;

·         формирование сил специальных операций;

·         создание системы информационного обеспечения Вооруженных Сил;

·         совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших военных специалистов;

·         совершенствование системы военного образования;

·         оптимизация дислокации войск и базирования авиации;

·         развитие вооружения и военной техники;

·         совершенствование организации военной науки;

·         обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

Учитывая тенденции развития военного искусства и опыт последних локальных войн в ходе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь определены приоритетные направления: развитие противовоздушной обороны, авиации, ракетных войск, сил и средств РЭБ, разведки, связи. Это значит, что в ходе реформирования доля соединений и частей этих родов войск в общей численности Вооруженных Сил будет значительно увеличена. Кроме того, планируется их первоочередное переоснащение современными вооружением и техникой.

Каждое направление реформирования Вооруженных Сил может быть темой для отдельного обсуждения.

Каждое государство, осуществляющее качественные преобразования вооруженных сил неизбежно столкнется с необходимостью изменения действующих законов и нормативных правовых актов. Нынешнее состояние нормативной правовой базы Республики Беларусь по ряду позиций не соответствует современной военно-политической обстановке и задачам реформирования. Некоторые положения тех или иных законодательных актов вошли в противоречие с содержанием новой редакции Конституции Республики Беларусь. В связи с этим начата работа по совершенствованию законодательной базы. Объективная и своевременная оценка военно-политической обстановки в мире и стране нашла отражение в нормативных правовых актах, принятых в 2001 году и находящихся на стадии разработки. Это, прежде всего, Концепция национальной безопасности, Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь» и проекты Законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О военном положении», концепция территориальной обороны.

Таким  образом, в 2002 году предполагается создание единой стройной системы нормативного правового обеспечения реформирования и дальнейшего строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В процессе реформирования Вооруженных Сил предусмотрено создание новой, более эффективной системы управления.

Основу этой системы будут составлять реформированные и вновь созданные органы управления, обеспечивающие эффективное решение задач мирного времени, качественный перевод Вооруженных Сил с мирного на военное положение и, без существенной перестройки, полнокровное управление Вооруженными Силами в военное время. Мы посчитали приемлемым использовать опыт многих передовых государств мира, которые, избавляясь от громоздких армий, вкладывают значительную часть бюджетных ассигнований в оптимизацию управленческих структур.

На сегодняшний день уже выполнен ряд мероприятий реформирования системы управления.

В прошедшем году проведена значительная работа по уточнению задач и функций органов управления и разработаны новые положения.

Реформированы органы управления различных уровней с целью приведения их организационно-штатной структуры в соответствие с решаемыми задачами:

1.        Реорганизован ряд структурных подразделений Министерства обороны, главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь преобразован в Генеральный штаб.

2.        Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил.

Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредотачивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны.

Основным предназначением Генерального штаба является стратегическое планирование применения и оперативное управление Вооруженными Силами, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства. В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Главнокомандующим Вооруженными Силами.

3.        Создано командование Сухопутных войск.

По своему составу Сухопутные войска являются самым  разнородным видом Вооруженных Сил. Поэтому для их слаженного функционирования и сбалансированного развития требуется жесткое централизованное управление под единым командованием с четко обозначенными задачами и целями. До недавнего времени такие функции были возложены на Главный штаб, через который Министр обороны осуществлял руководство Сухопутными войсками. Совмещение функций стратегического планирования и руководства повседневной деятельностью Сухопутных войск принижало роль и собственно возможности Главного штаба Вооруженных Сил как основного органа военного управления.

На командование Сухопутных войск в мирное время возложены задачи и функции по непосредственному руководству повседневной деятельностью войск, планирование и организация территориальной обороны и подготовки резервов, а в военное время – непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

4.                    Создано командование нового вида  Вооруженных Сил - ВВС и войск ПВО.

Причем это не техническое слияние двух «старых» командований, а формирование органа управления, осуществляющего централизованное руководство силами и средствами, выполняющими боевые задачи в сопряженных сферах.

1.        Управления армейских корпусов реорганизованы в управления Западного и Северо-западного оперативных командований Сухопутных войск.

Необходимо отметить, что реформирование органов управления позволило сократить штатную численность Вооруженных Сил на 373 человека.

Уже сегодня, после выполнения ряда мероприятий по реформированию, значительные качественные изменения претерпела структура Вооруженных Сил Республики Беларусь. Путем объединения ВВС и Войск ПВО осуществлен переход на двувидовую структуру и в настоящее время Вооруженные Силы включают два вида ВС:

- Сухопутные войска;

- Военно-воздушные силы и войска ПВО.

Кроме того, в состав Вооруженных Сил войдут соединения, воинские части, военно-учебные и научно-исследовательские заведения, организации центрального подчинения.

В ходе реформирования планируется поэтапное сокращение штатной численности Вооруженных Сил более чем на 45 тысяч человек.

Общая численность личного состава Вооруженных Сил к концу 2005 года составит не более 65 тысяч, из них военнослужащих – не более 50 тысяч. Оперативно-стратегическими расчетами обосновано, что такая численность достаточна для выполнения задач мирного времени, нейтрализации конфликта низкой интенсивности и обеспечения мобилизационной готовности для отражения полномасштабной агрессии.

Предполагаются изменения структуры самих видов Вооруженных Сил. В частности, начата работа по реформированию Сухопутных войск.

На базе армейских корпусов созданы оперативные командования, которые будут координировать в зонах своей ответственности деятельность не только Вооруженных Сил, но и других силовых структур в интересах обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.

С учетом тенденций развития военного искусства и опыта последних локальных войн проводится работа по пересмотру ряда положений тактики соединений, воинских частей и в целом способов применения Сухопутных войск.

Одновременно продолжается работа по созданию и развитию в составе Сухопутных войск мобильного компонента, общевойсковых соединений постоянной готовности, а также воинских частей специального назначения, имеющих в своем составе тактические группы, которые способны своими силами произвести разведку и уничтожение выявленных объектов (военных формирований). При формировании тактических групп предусматривается обеспечить их огневую и тактическую самостоятельность, возможность определенное время действовать в отрыве от главных сил и тыловых баз.

В Вооруженных Силах Республики Беларусь осуществляется комплекс мероприятий по становлению нового вида -  Военно-воздушных сил и войск ПВО. Мировой опыт свидетельствует, что большинство государств мира имеют сегодня в составе вооруженных сил единый вид, включающий и авиацию и силы и средства противовоздушной обороны. У одних стран этот вид вооруженных сил был заложен изначально. Другие государства, как, например, Украина создали его путем объединения войск ПВО и ВВС. Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны выполняют свои задачи в едином воздушном пространстве. Ряд задач, такие как ведение радиолокационной разведки, контроль использования воздушного пространства и другие частично дублируют друг друга, существуют и часть обеспечивающих подразделений, выполняющих одинаковые задачи.

Для повышения управляемости силами авиации и противовоздушной обороны создано Западное оперативно-тактическое командование и ведется работа по формированию Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск.

Оборона государства прерогатива не только Вооруженных сил. В связи с этим развивается новое направление деятельности Вооруженных Сил и некоторых других государственных институтов – территориальная оборона. Указом Президента Республики Беларусь в ноябре 2001 года утверждена концепция территориальной обороны Республики Беларусь, которая определяет роль и место территориальной обороны в системе обеспечения военной безопасности страны и раскрывает механизм ее создания и функционирования. В условиях проводимого сокращения численности Вооруженных Сил Республики Беларусь и снижения уровня вооружений одним из наиболее экономичных путей компенсации сил и средств, поддержания обороноспособности государства на должном уровне является организация территориальной обороны государства. Этот путь избрало большинство стран Европы (Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и другие).

В условиях Республики Беларусь для решения задач по территориальной обороне создаются территориальные войска, которые явятся резервным компонентом Вооруженных Сил и будут развертываться в угрожаемый период или с началом войны. В различных государствах территориальные войска называются по разному: в Финляндии, Норвегии, Дании – войска местной обороны; в Польше, Чехии и Словакии – войска территориальной обороны; в Великобритании – территориальные войска; в Германии – войска защиты родины; в США – национальная гвардия. Но предназначение таких формирований во всех государствах одно и тоже – ведение всеобщей (тотальной) обороны страны. Вооруженный народ можно уничтожить, но победить – никогда.

В настоящее время в Вооруженных Силах Республики Беларусь сформировано управление территориальной обороны в Главном штабе Сухопутных войск, отделы территориальной обороны в управлениях оперативных командований, проводится формирование похожих структур в составе военных комиссариатов.

О создании региональной системы безопасности.

Успешному продвижению по пути реформ способствует активизация военного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Среди приоритетных направлений – взаимоотношения с Вооруженными силами Российской Федерации в рамках Союзного государства.

Основным элементом создаваемой системы вооруженной защиты Союзного государства является региональная группировка войск. В ее состав  войдут расположенные в регионе в мирное время или развернутые в нем в угрожаемый период органы управления, соединения и воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации, планируемые к применению по единому замыслу и плану.

Нормативную базу порядка создания региональной группировки войск (сил), систем управления ею и ее обеспечения, условия использования военной инфраструктуры и другие вопросы обеспечения РГВ составляют Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России,  Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве, Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, т.е. документы, разработанные на этапе образования Союза Беларуси и России.

В период реформирования Вооруженных Сил проводится большая работа по совершенствованию системы комплектования.

Система комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь строится на основании принятых в государстве принципа комплектования войск и способов привлечения граждан на военную службу.

Принцип комплектования: - территориальный, то есть наши граждане проходят воинскую службу, как правило, вблизи тех мест, откуда были призваны.

Способы комплектования: - призыв граждан на военную службу и прием граждан на военную службу по контракту в добровольном порядке.

Предусматривается введение нового вида службы – службы в резерве, для чего подготовлен проект соответствующего Закона Республики Беларусь. 

Предполагается, что на службу в резерве будут призываться граждане из числа высококвалифицированных работников организаций, деятелей науки, культуры, искусства и спорта, прерывание трудовой деятельности которых на период прохождения срочной военной службы не соответствует государственным интересам. На этот вид службы смогут призываться и другие граждане, когда в  перспективе, в связи с реформированием Вооруженных Сил, уменьшится их потребность в призывниках.

Срок службы в резерве предполагается исчислять учебными днями и годами и  установить:

для граждан, имеющих высшее образование - 2 учебных года;

для граждан, не имеющих высшего образования - 3 учебных года;

Резервисты привлекаются на занятия и сборы, которые проводятся по утвержденным программам в воинских частях, в которых они состоят на учете.

На время прохождения сборов руководители   предприятий, учреждений,  организаций обязаны предоставлять резервистам, проходящим службу по призыву, неоплачиваемый отпуск.

Планируется введение альтернативной службы. На альтернативную службу будут направляться те граждане, чьи  религиозные убеждения не допускают принятия военной присяги и несения военной службы связанной с применением насилия, участием в военных действиях, ношением, применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании боевых припасов и боевой техники.

Срок альтернативной службы будет в два раза превышать срок срочной военной службы, а проходить ее граждане будут в государственных организациях, деятельность которых связана с социальной защитой населения, здравоохранением, охраной окружающей среды, строительством, жилищно-коммунальным и сельским хозяйством.

Важнейшим направлением реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь является развитие вооружения и техники. В современных условиях, исходя из наших экономических возможностей, главную задачу мы видим в максимальном использовании модернизационного потенциала имеющихся образцов вооружения и военной техники. При этом ориентируемся на новые технологии с учетом возможностей оборонно-промышленного комплекса государства.

В этом направлении немало уже сделано и работа продолжается. Разработаны и внедряются в войска ряд автоматизированных систем управления (в первую очередь в ВВС и войсках ПВО), систем управления огнем бронетанковой техники, модернизирована система залпового огня «Град» на шасси отечественного производства, разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Проводятся работы по модернизации БМП и БТР, авиационной техники. Изучается вопрос организации ремонта и модернизации вертолета Ми-24, что позволит иметь современный всепогодный боевой вертолет. Силами отечественной промышленности освоен и успешно осуществляется ремонт истребителей МиГ-29, штурмовиков Су-25 и другой авиатехники, освоен ремонт войсковых зенитных ракетных комплексов.

Безусловно, эксплуатировать современную технику должны высоко подготовленные специалисты. Назрела необходимость реформы военного образования. Целью которой является  выведение системы подготовки офицерских кадров на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры выпускников военного учебного заведения. Для этого предусматривается создание оптимальной непрерывной, многоуровневой системы подготовки офицерских кадров интегрированной с государственным образованием.

В Военной академии будут реализованы следующие уровни и ступени подготовки офицерских кадров.

Первый уровень - трехступенчатая подготовка офицеров тактического звена:

 первая ступень - обучение по программе младшего специалиста;

 вторая ступень - подготовка по программе среднего военно-специального образования;

По окончании второго курса Военной академии осуществляется отбор среди курсантов - претендентов для обучения на третьей ступени с учетом их личной мотивации, исходя из их успеваемости и личной дисциплинированности. Не прошедшим отбор, после завершения в течение года подготовки по программе среднего военно-специального образования, присваивается первичное офицерское звание "лейтенант" с направлением их в войска для прохождения  службы на соответствующих офицерских должностях.

Офицерам со средним военно-специальным образованием, прослужившим в Вооруженных Силах не менее двух лет, предоставляется право для получения высшего военно-специального образования.

третья ступень - подготовка офицеров по программе высшего военно-специального образования.

Второй уровень - получение высшего военного образования.

Офицеру с высшим военно-специальным образованием после трех лет службы на офицерских должностях предоставляется  право обучения на втором уровне, т.е. поступать на командно-штабной факультет для получения высшего военного образования. Срок обучения на  командно-штабном факультете будет составлять два года (настоящее время обучение на командно-штабном факультете - 2,5 года).

В современных условиях как никогда важны научное обоснование и глубокая проработка вопросов теории и практики всех направлений деятельности государства, в том числе в области обеспечения безопасности. Проблемы обеспечения военной безопасности в тесном взаимодействии с отдельными областями знаний и другими науками призвана решать военная наука.

Непосредственное руководство научной деятельностью в военно-теоретической и военно-технической сферах осуществляется военно-научным управлением Вооруженных Сил и комитетом реализации программ модернизации и развития вооружения и военной техники Вооруженных Сил. В видах Вооруженных Сил созданы отдел научно-исследовательских работ ВВС и войск ПВО и группа военно-научной работы Сухопутных войск.

Сформирован Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь. Ряд научных подразделений сосредоточен в Военной академии Республики Беларусь.

Вооруженные Силы Республики Беларусь обладают значительным научным потенциалом, который на сегодняшний день составляет 21 доктор и 241 кандидат наук, 29 офицеров и служащих имеют ученое звание «профессор», 131 – доцент и старший научный сотрудник.  Ведется целенаправленная работа по наращиванию научного потенциала Вооруженных Сил.

Научная деятельность в Вооруженных Силах проводится в тесном взаимодействии с научными организациями Национальной академии наук Беларуси. Проводится активная работа по развитию и совершенствованию военно-научного сотрудничества с зарубежными странами, в первую очередь с Министерством обороны Российской Федерации. Так уже в этом году начата работа по проведению ряда комплексных научно-исследовательских работ, основная цель которых заключается в научном обеспечении строительства военной организации Союзного государства и функционирования региональной группировки войск (сил).

Дислокация соединений и воинских частей Вооруженных Сил и базирование авиации за последние годы сохранились практически без изменений, и в настоящее время по многим позициям не соответствуют изменившимся задачам войск и новой структуре Вооруженных Сил. Кроме того, в связи с сокращением за последние годы Вооруженных Сил значительно снизилась эффективность использования жилищно-казарменного фонда военных городков. Достаточно сказать, что в некоторых гарнизонах до недавнего времени заполняемость казарменного фонда составляла 50-70%. Фактически в этих гарнизонах содержались наполовину пустые казармы.

В связи с этими причинами в Вооруженных Силах спланирован и осуществляется комплекс мероприятий по оптимизации дислокации войск и базирования авиации. Поставлены две основные задачи:

привести дислокацию войск и базирование авиации в соответствие их оперативному предназначению;

за счет уплотнения военных городков повысить эффективность использования жилищно-казарменного фонда.

Ряд соединений и воинских частей к настоящему времени уже поменяли места дислокации. Процесс этот нелегкий. Трудность его заключается не в том, что необходимо переместить тысячи единиц вооружения и военной техники, десятки тысяч тон боеприпасов и материальных средств, а, прежде всего, в том, что затрагиваются судьбы наших людей. Военнослужащие и члены их семей испытывают некоторое психологическое напряжение, связанное с изменением уклада их жизни и деятельности. Для разрешения этой проблемы Министерством обороны развернута конкретная целенаправленная работа, прежде всего с офицерскими кадрами соединений и воинских частей, которые меняют места дислокации или реформируются.

На сегодняшний день высвобождены и переданы местным органам власти 7 военных городков (66 зданий и сооружений), высвобождены и подготовлены к передаче еще 10 военных городков (497 зданий и сооружений). Экономия денежных средств на коммунальное обслуживание, содержание зданий и сооружений за 4 месяца с.г. составила более 130 млн. рублей.

Составляющими боевой мощи Вооруженных Сил должны стать не только современное оружие и военная техника, а в первую очередь, люди. Важнейшая цель обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в ходе реформирования – создание системы социальной защиты военнослужащих, адекватной значимости и специфике воинского труда. Важнейшей задачей для нас является обеспечение достойного уровня жизни военнослужащих и соответствия оплаты их труда степени опасности, сложности и напряженности военной службы. Исходя из этого, в Вооруженных Силах спланирован и осуществляется комплекс мероприятий по социальной защите военнослужащих.

Разрабатывается: проект закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих».

Подготовлены и прошли согласование: проект Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по обеспечению социальной защиты офицеров и членов их семей в период завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь», проект Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию порядка увольнения в запас (отставку) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, имеющих право на пенсию за выслугу лет».

Проходит согласование в Министерстве труда документ, определяющий надбавки к денежному содержанию прапорщиков Вооруженных Сил Республики Беларусь, находящихся на должностях офицерского состава.

Реформирование Вооруженных Сил – это выверенный, плановый, всесторонне обеспеченный процесс, рассчитанный на ближайшую и дальнейшую  перспективу. Результаты его реализации позволят Беларуси иметь современные Вооруженные Силы с оптимальной численностью, хорошо вооруженные, всесторонне обеспеченные, профессионально подготовленные и способные выполнить возложенные на них задачи.




Сокращение кадров – это еще не реформа

Александр Фадеев

 

Главной проблемой Вооруженных сил Белоруссии остается недостаточное финансирование. Финансовое положение государства не позволяет в настоящий момент говорить о готовности республики к осуществлению радикальной реформы армии. Совершенно очевидно и другое, все надежды военных управленцев на увеличение ассигнований из государственного бюджета за счет сокращения численности Вооруженных сил РБ – не более, чем опасная иллюзия. Другая трудность – во все более ощущающейся нехватке квалифицированных кадров военных специалистов, получивших полноценное военное образование на уровне современных требований к нему.

Поэтому в обозримой перспективе вся реформаторская деятельность чиновников в погонах неизбежно сведется лишь к масштабному урезанию штатов военнослужащих, свертыванию офицерского корпуса и списанию с баланса министерства обороны очередных объектов недвижимости, которые оно уже не в состоянии содержать. Все декларации о «выверенности» мер по реформированию ВС не имеют под собой почвы. Для модернизации военно-технического потенциала республики не создан необходимый стратегический задел, что перечеркивает все планы по оптимизации состояния парка вооружений и военной техники. В силу этих причин, например, на предприятиях российского оборонного комплекса был приостановлен процесс модернизации зенитных ракетных комплексов, доставленных ранее из Белоруссии. Не существует в действительности никаких программ закупки новых видов и образцов вооружения и боевой техники.

 На вооружении белорусской армии остаются устаревшее физически и морально оружие и техника, доставшиеся в наследство от КБВО и незаконно присвоенных РБ вооружений, техники и объектов других формирований ВС при развале бывшего СССР. Их лучшие образцы были спроектированы и сконструированы советскими учеными, оружейниками в 60-е – 70-е гг. прошлого века, и к сегодняшнему дню абсолютно устарели. Попытки белорусского руководства решить хотя бы вопрос о частичной модернизации имеющейся на вооружении республиканских ВС устаревшей бронетанковой техники(танков Т-72, БМП-1 и БТР-60) на базе собственных оборонных предприятий с помощью французских и словацких специалистов пока не увенчались успехом. Модернизированные танки Т-72 с новым прицельным комплексом «TISAS» так и не поступят в войска ни в этом, ни в следующем году. Все слабее надежды военных и на то, что в 2003 г. в Сухопутных войсках появятся модернизированные бронетранспортеры и боевые машины пехоты с громкими названиями «Кобра–К» и «Кобра-С». Провалился и план по модернизации боевых самолетов ВВС-ПВО С-27 и МиГ-29 своими силами на Барановичском заводе по ремонту авиатехники: пришлось все-таки звать российских специалистов-оборонщиков.

Многие мероприятия в рамках модернизации старой техники смело можно отнести к разряду показных. Прежде всего, речь идет о т.н. усовершенствовании реактивной системы залпового огня БМ-21(«Град»), которому лидеры республики придавали особое значение. На выставках и парадах поспешили продемонстрировать боевую машину «БелГрад» на шасси МАЗа, на которое навесили не один, а два боекомплекта от той же «старушки» БМ-21. В результате переутяжеления и общей неудачной компоновки появился в «железе» сырой образец: проходимость, маневренность комплекса снизились, а тактико-технические характеристики «БелГрада» остались на прежнем, прошлого века уровне. Изготовив десяток «БелГрадов», пока остановились, поскольку для парадов хватит, а эффективность их боевого применения под большим вопросом.

Направления НИОКР в области разработки новых образцов вооружения и техники в республике, от которых можно ждать быстрой отдачи, сегодня ограничены двумя – прицельными приспособлениями для стрелкового оружия и оптики для боевых и военно-транспортных вертолетов, а также автоматизированными узлами систем управления для ракетных войск и артиллерии. В этой сфере интенсивные конструкторские и опытные работы ведут НПО «Агат», СКБ «Камертон», НИИ ЭВМ и завод «Измеритель», но сам процесс сдерживается трудностями с разработкой программного обеспечения для этих новых  автоматизированных узлов.

Но самый тревожный момент , на наш взгляд, состоит в том, что реформа по сути не предусматривает реального продвижения в процессе военного сотрудничества с Россией, ее Вооруженными силами. Даже нормативно-правовая база для создания региональной группировки войск, о необходимости развертывания которой говорилось уже много лет, не разработана, а ряд существующих документов по сотрудничеству в военной сфере между РБ и РФ был заключен достаточно давно, еще на этапе становления отношений между двумя странами, но до сих пор эти акты не получили правового подтверждения, отражения в конституционном поле Беларуси и Российской Федерации. Следовательно белорускими и российскими военными они воплощаться в практику не будут.




Момент истины для А.Лукашенко

Владислав Лосев (Минск)

Августовские предложения Владимира Путина направленные на ускорение темпов строительства общего белорусско-российского государства  вызвали болезненно- истеричную реакцию в среде правящих кругов Белоруссии которые, действуя в унисон с теперь уже, очевидно, бывшей оппозицией  устроили в  республике широкомасштабную антироссийскую информационную кампанию.

В начале Александр Лукашенко, исказив слова Владимира Путина, обвинил российскую сторону в том, что она якобы хочет расчленить Белоруссию на семь (?!) частей  и  «по кускам» включить ее в состав Российской Федерации. Затем секретарь ЦК пропрезидентской  Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) Сергей Костян сравнил президента России с… Гитлером, вынашивающим  «фашистские планы аншлюса». А газета администрации президента «Советская Белоруссия» в духе крайней антироссийской оппозиции запугивала обывателей войной на Кавказе: «Ну, кто сегодня в Беларуси скажет «да» т.н. «единому государству», если это как минимум означает, что солигорским и брестским парням придется отправляться в Чечню, с хорошей перспективой возвратиться домой в виде скорбного «груза 200»?». Более того, печатный орган нынешних высших властей Белоруссии фактически осудил национально-освободительную борьбу малорусов (украинцев) и белорусов в XVII веке против польско-литовского владычества за воссоединение с Московской Русью и встал на сторону тогдашних властителей Речи Посполитой: «Если кто-то желал бы новой Переяславской Рады, то хочу напомнить, что в этом случае параллель, по меньшей мере, неуместна: гетман Хмельницкий был изменником-сепаратистом, а не объединителем.» («Советская Белоруссия», 16.08.2002 г.).

Как видим, политическая риторикам официального Минска стала мало чем отличаться от высказываний лидера БНФ Зенона Позняка и  таким образом вполне можно утверждать, что идеологического противостояния высших белорусских властей и  оппозиции  более не существует. Их разделяют похоже только личные обиды и политические амбиции.

В тоже время, и власти, и либеральная часть оппозиции обеспокоены возможными экономическими последствиями отказа Лукашенко рассматривать интеграционный вариант российского президента. Они прекрасно осознают, что даже частичная утрата российского рынка (а этот процесс уже набирает силу- по итогам пяти месяцев текущего года экспорт из РБ в РФ снизился на 6,7 процентов) или увеличение цен на энергоресурсы (за первые две недели июля, например, розничная цена на бензин выросла на 10 процентов) повлекут за собой тяжелейшие последствия для белорусской экономики. Уже сейчас Лукашенко требует от директоров  крупных промышленных предприятий  принимать чрезвычайные меры по сбыту своей продукции. Но в отличие от властей либералы от оппозиции выступают за массированный приход в республику российского капитала при сохранении полного государственного суверенитета Белоруссии с постепенным дрейфом в сторону Европейского союза.

И все же стоит задаться вопросом – почему Александр Лукашенко  так нервно отреагировал на предложения Владимира Путина? Ведь буквально накануне переговоров Лукашенко  заявил о том, что Белоруссия готова интегрироваться с Россией столь глубоко насколько это будет готова сделать российская сторона. И вдруг такой кульбит. Александр Лукашенко становится чуть ли не главным препятствием на пути реального воссоединения Белой Руси и Великой России.

Для внимательного наблюдателя подобный ход событий не является чем-то неожиданным, т.к. белорусские власти уже давно скользят в сторону  «священности и неприкосновенности» суверенитета РБ, по сути превратив его в некий идеологический догмат. Хотя, как известно, все предыдущие годы своего правления Александр Лукашенко размахивал на публике стягом собирателя русских земель. В то же время , лично Лукашенко и его ближайшее окружение устраивало только два возможных варианта интеграции, – или въезд в Кремль на спине дряхлеющего Ельцина , или же максимально длительное паразитирование на российских ресурсах  с последующей приватизацией «узким кругом товарищей» наиболее ценных кусков белорусской экономики. Естественно, что после прихода Путина «поход на Кремль» пришлось отменить  и поэтому все усилия лукашенковских «стратегов» были направлены на предельное затягивание объединительных процессов  с Россией.

После прошлогодних президентских выборов (предварительно отправив в отставку практически всех высокопоставленных сторонников объединения с Россией) А. Лукашенко попытался реализовать тактику  т.н.   «многовекторной балансировки», в соответствии с которой руководство Белоруссии намеревалось в течение, по крайней мере, нескольких лет маневрировать между Россией и Западом, левыми в России и  оппозицией в Белоруссии и тем самым обеспечить себе экономические льготы и дотации со стороны Российской Федерации; легитимизацию со стороны США и европейских структур. И, наконец, лидер Белоруссии рассчитывал возглавить антипутинскую оппозицию в СНГ и, в какой-то мере, внутри  Российской Федерации.

Естественно, что для проведения подобной многоплановой и в чем-то изощренной политики требовалась и соответствующая команда, способная вести гибкую, тонкую и аналитически выверенную игру. Создать, однако, подобную команду нынешняя белорусская власть так и не смогла.

В итоге, заигрывания с Западом ни к чему не привели. США  и европейские структуры продолжают обвинять Лукашенко в политических репрессиях, похищениях людей и в продаже оружия террористам. Несмотря на все усилия (заместитель нижней палаты парламента Владимир Коноплев  заявил даже о намерении создать партию из бывших членов БНФ) власти не смогли привлечь на свою сторону оппозицию, которая называет Лукашенко  «главным препятствием вхождения Беларуси в Европу».

В отношениях с Россией также складывается тупиковая ситуация. Белорусские власти продолжают цепляться за ельцинскую модель интеграции и не хотят понимать, что эпоха односторонних выгод в белорусско-российских отношениях завершилась. Это во многом и обусловило провальный для А.Г. результат его августовского визита в Москву. Белорусский президент оказался не подготовлен  к серьезному и конкретному разговору, тем более, что его окружение просто не знает, что делать в сложившейся обстановке. Ничего нового кроме перепевов на тему СССР или «ельцинской модели»  белорусские власти и обслуживающая их группа политических советников предложить пока не в состоянии.

И все же августовская встреча российского и белорусского президентов  имеет принципиальное значение. Россия, наконец, определила  цели, которые  намерена достичь  в ходе белорусско-российского воссоединения. Но мало цели обозначить. Необходима продуманная программа по их достижению, которая должна отличаться прагматичностью и жестко увязывать вопросы экономического, политического и гуманитарного характера. При этом, безусловным должно стать прекращение, по крайней мере, в государственных средствах массовой информации антироссийской пропаганды и унификация с российской белорусской системы гуманитарного(исторического, политологического, философского) образования. Каждый рубль российских инвестиций должен укреплять  не только экономические, но политические позиции России в Белоруссии. Необходимо ясно понимать, что Белая Русь – это древняя русская земля, а белорусы – западная ветвь Русского Народа. И поэтому воссоединение Белоруссии и России - это не только обоюдные политические, экономические и прочие выгоды, но и восстановление исторической справедливости, попранной  в начале XX века большевиками.

.Несмотря на усилия официальных и оппозиционных СМИ в Белоруссии подавляющее большинство граждан поддерживают идею единения с Российской Федерацией. Так, по данным проведенных в конце июля исследований Институтом социально-политических (ИСПИ) при администрации президента РБ 35 процентов граждан выступают за Союз с Россией близкий по принципам построения к Евросоюзу, около 25 процентов  - за Союз двух государств с ограниченным суверенитетом,23 процента – за единое союзное государство и 3,6 процента – за вхождение РБ в РФ на правах субъекта.

В общей сложности пророссийские настроения В Белоруссии испытывают 86,6 процентов населения, при этом, за общее государство в тех или иных формах (а ограничение суверенитета является необходимым условием для создания объединенного государства) выступают 51,6 процента, из них идею единого государства поддерживают 26,6 процентов граждан.

Таким образом,  в Белоруссии, в целом, имеется широкая общественная основа для поэтапного осуществления государственного воссоединения с Россией по варианту предложенному В.В. Путиным и одним из первых шагов в этом направлении должно стать целенаправленное формирование в республике пророссийской политико–информационной инфраструктуры.   




ИТАР-ТАСС/Радонеж,
24 августа 2002

Алексий II выразил удивление в связи с последними заявлениями Александра Лукашенко.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй 23 августа выразил удивление сообщением о том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко готов принять в гостях папу римского Иоанна Павла II. Лукашенко сказал, в частности, что недалеко то время, когда он "с удовольствием" сможет принять на территории Белоруссии, папу римского. Однако, - заметил президент, - "вопрос приглашения папы римского в Белоруссию - не только религиозный, но и государственный, поскольку папа римский является руководителем, главой государства Ватикан". "Я знаю позицию папы римского, и очень ценю этого человека, - отметил А.Лукашенко. - Он очень положительно отзывается о ситуации в Белоруссии, о том межрелигиозном, межконфессиональном мире, который здесь присутствует. Я знаю, что он высказывал не единожды свое пожелание побывать в Белоруссии". Комментируя эти высказывания, предстоятель РПЦ подчеркнул: "я пять раз был в Белоруссии и знаю, как белорусский народ принимает у себя Патриарха Московского. И в западных, и в восточных областях республики я всякий раз видел проявления братских чувств по отношению к русскому народу". "А вот, как там будут принимать Папу, затрудняюсь ответить", - заключил Патриарх.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ