Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Возьмут «Белтрансгазом»

30.04.2007. БелГазета

Сергей Жбанов

На прошлой неделе совет директоров «Газпрома» согласовал приобретение 50% акций «Белтрансгаза», принадлежащих Беларуси, за $2,5 млрд. Предполагается, что газовый концерн будет покупать акции «Белтрансгаза» равными частями - по 12,5% акций в год в течение четырех лет. Окончательный документ по сделке стороны обещали подписать до 1 июня 2007г. И если белорусская сторона опять не передумает, то СП на базе «Белтрансгаза» может быть создано в установленные сроки, т.е. до 1 июня т.г.

В обмен на согласие создать СП «Газпром» в 2007г. поставляет газ в Беларусь не по $200 за 1 тыс. куб. м, а в два раза дешевле - по $100. Более того, российская газовая монополия фактически согласилась с тем, что в I полугодии Беларусь платит $55 за 1 тыс. кубометров газа с отсрочкой платежа в $45 за 1 тыс. куб. м. По информации российских СМИ, недоплаченная за I полугодие сумма в размере около $1 млрд. будет возмещена республикой за счет кредита, предоставленного Минфином РФ.

Причем Минфин РФ уже предложил Беларуси кредит, но в качестве обеспечения залога выразил готовность принять акции «Белтрансгаза» как единственного предприятия, оцененного по международным стандартам. Эта информация, со ссылкой на некие источники, близкие к белорусскому правительству, подтверждается агентством Прайм-ТАСС и газетой «КоммерсантЪ». Таким образом, российская сторона не только хочет подтолкнуть Беларусь к завершению сделки по созданию СП, но и получает возможность приобрести право контроля над совместным газотранспортным предприятием задолго до 2010г., если РБ не сможет обслуживать кредит в соответствии с условиями договора.

До сих пор все технические кредиты, предоставленные республике Россией, выдавались преимущественно под гарантии правительства Беларуси и без какого-либо залога. При этом сроки их возврата затягивались, а кредиты впоследствии реструктуризировались. Но теперь российское правительство оценивает энергетические отношения с Беларусью как «капиталистические», а торгово-экономические отношения - как «рыночные». Поэтому требование предоставить акции «Белтрансгаза» в качестве залога обеспечения кредита не будет выглядеть как нечто необычное.

Однако до окончания двусторонних переговоров о выделении кредита информация о гарантиях его возврата в виде залога акций никем официально не подтверждена.

О возможности гарантирования возврата российского кредита «имущественным комплексом» Беларуси еще 30 марта 2007г. говорил посол РФ в РБ Александр Суриков на пресс-конференции в Минске. Тогда Суриков заявил о необходимости в первую очередь «обосновывать возврат кредита». И добавил: «Это могут быть государственные гарантии или возврат средств может быть гарантирован имущественным комплексом. Честных слов тут не бывает».

Тем не менее министр финансов Беларуси Николай Корбут заявил «Интерфаксу», что ничего «такого не слышал» об условии обеспечения кредита залогом в виде акций «Белтрансгаза». И пояснил: «В ходе переговоров, которые я проводил в Москве, и когда встречался с министром финансов России в Минске, такие условия не ставились». Корбут подтвердил только желание белорусской стороны получить $1,5 млрд. российского госкредита: $1 млрд. в этом году и $0,5 млрд. - в 2008г.

Белорусская сторона объявила цели кредита: улучшение платежного баланса, финансирование покупки энергоносителей, дополнительных расходов бюджета и рефинансирование остатка долга по ранее выделенным российским кредитам. Но подобные варианты целевого обоснования кредита пока не очень устраивают российскую сторону, поскольку белорусским бюджетом получен большой профицит по итогам работы за I квартал т.г. И пока трудно сказать, на какие цели согласится выделить кредит российская сторона, что и затрудняет его характеристику.

Но значение любого крупного стабилизационного или технического кредита для макроэкономической стабилизации в республике переоценить трудно. Особенно в ситуации, когда государство начинает увеличивать золотовалютные резервы, скупая инвалюту у коммерческих банков.

Решать подобные проблемы за счет коммерческих банков, вынужденных к тому же удовлетворять резко возросшие потребности нефтеперерабатывающих заводов в заемных оборотных средствах в инвалюте, очень трудно. В такой ситуации и до кризиса ликвидности недалеко. Но, по оценке вице-премьера Андрея Кобякова, «банковской системе удалось справиться с повышением цен на энергоносители», не допустив дестабилизации системы.

Справка «БелГазеты». По данным статистического отчета Нацбанка, коммерческие банки увеличили объем валютных кредитов за январь-март на 19,6% - до эквивалента Br7,942 трлн. на 1 апреля. В то же время объем кредитов в белорусских рублях за этот период вырос на 4,2% до Br13,569 трлн.

Однако анализировать детали достигнутого успеха на заседании Совмина Кобяков не стал. Впрочем, в этом и нет особой нужды, поскольку даже неискушенному наблюдателю ясно, что для сохранения этих положительных тенденций нужен достаточный объем внешних ресурсов, привлекаемых коммерческими банками. Но у заемных ресурсов есть одна неприятная черта - рано или поздно их приходится возвращать. И, если банки привлекают преимущественно краткосрочные ресурсы, этот момент наступает довольно скоро. Для того чтобы государство смогло помочь банковской системе в трудный момент, очень пригодился бы долгосрочный стабилизационный кредит на $1-1,5 млрд.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ