Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №56(15.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: КАКИМ ПУТЕМ ИДТИ РОССИИ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

26 июня была принята новая редакция Закона об обороне РБ, в котором теперь содержится положение, разрешающее белорусским военнослужащим участвовать в миротворческих операциях за рубежом.

В начале июля в ходе ежегодной сессии Конференции по разоружению в Женеве белорусская делегация поддержала представителей Китая и России, выразивших протест против размещения оружия в космосе и применения силы или угрозы силы в отношении космических объектов.

С 1 июля консульский отдел посольства Российской Федерации в РБ и Генеральное консульство РФ в Бресте прекратили прием документов на получение российского гражданства(или выход из него) впредь до утверждения нового положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства России.

1 июля. Во  время работы экономического форума в г. Нюрнберге(ФРГ) под названием «Россия-Беларусь: шансы и возможности для делового сотрудничества» представитель фирмы «Muller&Baraulja Beratung»(проект Запад-Восток) Х.Мюллер всячески подчеркивал преимущества сотрудничества германского бизнеса с РБ – стабильная политическая ситуация и наличие в республике квалифицированных кадров. Работники посольства РБ в Германии подготовили доклад «Экономическая ситуация в Республике Беларусь и возможности для двустороннего сотрудничества», где акцент был сделан на привлечение германских инвесторов в белорусскую экономику, а также на дальнейшее развитие германо-белорусской торговли. В прошлом году двусторонний оборот внешней торговли между ФРГ и РБ вырос на 23%, Германия, крупнейший внешний инвестор экономики Белоруссии, вышла на второе место после России по взаимоотношениям в торговле и финансово-экономической области.

1 июля. На встрече с лидерами думских фракций в Кремле президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что конфликта с Беларусью не произошло. Чуть позже спикер нижней палаты российского парламента Геннадий Селезнев высказал мнение о необходимости ревизии Договора 1999 г. о создании Союзного государства. Этого требует, по его словам, реализация варианта Европейского союза в контексте строительства российско-белорусского государства, который «нам ближе» и который поддерживает Парламентское собрание СБР (вероятно он имел в виду российских «квотников»).

1 июля. Председатель Совета Республики НС Александр Войтович, выступая перед представителями СМИ, специально подчеркнул, что большинство граждан Белоруссии не хотят быть частью России, предпочитая сохранить независимость республики в рамках Союзного государства. Достаточно странным выглядел и пассаж спикера верховной палаты парламента, бывшего президента Академии наук о том, что и русские в Белоруссии категорически не желают воссоединяться с Россией – из 11,4% таких только 3%. Впервые, таким образом, не радикальная националистическая оппозиция, а официальные власти прибегли к раскрутке темы этнических русских в РБ: так недолго договориться и до существования «пятой колоны» на белорусской территории.

1 июля. Президент белорусского государственного концерна «Белнефтехим» Иван Бамбиза призвал российское руководство вмешаться в дела «Славнефти», поскольку борьба за рычаги правления в этой российско-белорусской компании отрицательно сказывается на работе входящих в нее предприятий и организаций, прежде всего, расположенного на территории республики Мозырьского НПЗ.

1 июля. Посольство США в Республике Беларусь распространило информацию, в которой сообщается о заявлении Государственного департамента о том, что США присоединяются к ОБСЕ и правозащитным группам, осудившим преследование независимой прессы в республике. Поводом для подобного демарша послужил приговор, вынесенный двум журналистам газеты «Пагоня»(П.Можейко и Н.Маркевичу) 24 июня с.г., которые были осуждены за клевету в адрес президента РБ. Госдепартамент США в очередной раз открыто вмешался во внутренние дела Белоруссии, потребовав от ее властей отменить законы, по которым журналисты подвергаются уголовным преследованиям, и обеспечить соответствующую защиту всем независимым СМИ.  Ранее в несколько комитетов Конгресса США поступил законопроект сопредседателя комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе Кристофера Смита «В поддержку развития демократии, прав человека и верховенства закона в Республике Беларусь, а также консолидации и укрепления суверенитета и независимости». Помимо того, что эта законотворческая инициатива предполагает введение достаточно жестких санкций в отношении властной элиты РБ, обвиненной в преступлениях против демократии и поставках вооружений странам-изгоям, оказание финансовой поддержки белорусской радикальной оппозиции и независимым СМИ, она, фактически, направлена и против развития союзнических отношений Белоруссии с Россией.

3 июля. В Минске и других городах РБ прошли торжества, посвященные празднованию Дня независимости Республики Беларусь. В ходе мероприятий, предшествующих национальному празднику, глава белорусского государства Александр Лукашенко подчеркнул, в частности, что «надо выполнять уже заключенный Договор о Союзном государстве, а не выхолащивать его. Поэтому белорусские предложения о Союзе основываются на принципах конфедерации с сохранением суверенитета и Беларуси, и России». В своем поздравлении по случаю национального праздника РБ президент России Владимир Путин, в частности, отметил, что «братские народы наших стран, связанные многовековой дружбой, духовной и культурной общностью, вместе защищали отечество, совместно восстанавливали разрушенное хозяйство, всегда были рядом друг с другом. Убежден, что в современных условиях избранный нами курс на глубокую интеграцию России и Беларуси в рамках Союзного государства еще больше сблизит российский и белорусский народы, станет дополнительным катализатором экономического прогресса и социального процветания наших стран». Китай, напротив, поспешил выразить большую радость в связи с тем, что под руководством Лукашенко «Беларуси, - как сказано в послании председателя КНР Цзян Цзэминя,- удалось сохранить свою независимость и суверенитет, достичь выдающихся успехов в деле развития народного хозяйства»(?).

3 июля. Глава белорусского государства А.Лукашенко подверг очередной перетряске кабинет министров: первым заместителем премьер-министра был назначен Сергей Сидорский, а заместителями – Андрей Кобяков(одновременно является министром экономики) и Анатолий Тютюнов.

4 июля. Президент РБ Александр Лукашенко направил соболезнования президенту РФ Владимиру Путину в связи с катастрофой самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний», повлекшей человеческие жертвы. От имени белорусского народа А.Лукашенко выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших в результате этой трагедии.

5 июля. Пикетирование резиденции главы белорусского государства провели родные и близкие оппозиционных политических деятелей и других известных граждан РБ, пропавших без вести. Незадолго до этой акции пикетчики обращались за помощью в целях организации нового объективного расследования причин и обстоятельств исчезновения людей в Белоруссии к некоторым лидерам фракций Государственной Думы ФС России. В целом, поиски защиты у России, исходящие от оппозиционных кругов РБ, становятся в последнее время тенденцией.

6-го июля. Постоянный комитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ на своей летней сессии в Берлине принял решение перенести рассмотрение "белорусского вопроса" с  летней на зимнюю сессию ПА ОБСЕ. За это решение проголосовали 28 национальных делегаций, входящих в ПА ОБСЕ. 3 делегации - Армении, России и Швейцарии – голосовали против; 9 - воздержались. Таким образом, продолжает оставаться в силе концепция "пустого кресла" для Белоруссии, - это означает, что белорусский парламент по-прежнему не будет представлен в ПА ОБСЕ.

7 июля в Белоруссии отмечалось 120-летие со дня рождения поэта Ивана Луцевича, более известного под литературным псевдонимом как Я.Купала. Классику национальной литературы был открыт очередной музей в дер. Яхимовщина (он стал уже четвертым филиалом государственного литературного музея Янки Купалы).

8 июля. Президент РБ А.Лукашенко заслушал отчет председателя Минского горисполкома Михаила Павлова. В тот момент, когда М.Павлов докладывал о результатах деятельности Белорусской ассоциации породненных городов, которую возглавляет, глава государства предложил выстроить иную шкалу приоритетов, поставив во главу угла связи Минска с европейскими столицами.

8 июля. Президент Польши Александр Квасьневский, выступая на совещании польских послов в Варшаве, в частности, заявил, что одной из приоритетных задач внешней политики польского государства является всестороннее участие в процессе сближения Белоруссии с европейскими структурами. При этом, особое внимание будет уделяться поддержке тех сил в Белоруссии, которые ориентируются в своей деятельности на "европейские ценности". Следует заметить, что Польша активно помогает различным польским национальным объединениям, в первую очередь Союзу поляков, который постепенно превращается в довольно внушительную силу в западных областях Белоруссии. Так, во многих районных центрах Гродненской области с помощью Польши Союзом поляков построена или приобретена в собственность недвижимость, которая является по сути опорной базой для расширения польского влияния в западных регионах республики. Помимо Союза поляков, активную деятельность в республике проводит Польский институт, находящийся в Минске. Одним из важных направлений его деятельности является развитие в Белоруссии т.н. рыцарских клубов (в настоящее время в Белоруссии насчитывается порядка 30-ти подобных клубов). "Рыцарское" движение в Белоруссии обладает хорошей материальной базой, являясь своеобразной кузницей молодых кадров для общественных организаций с четко выраженной антироссийской направленностью. Важно заметить, что дети многих активистов и лидеров оппозиции являются членами "рыцарских орденов". Определенные силы Республики Польша серьезно, с перспективой на будущее занимаются вопросами создания долгосрочных опорных точек своего влияния в Белоруссии.

9 июля. В ходе приема генерального прокурора республики Виктора Шеймана президент РБ Александр Лукашенко поставил органам прокуратуры задачу усиления борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.

15 июля. В Беловежской пуще начал работу белорусско-польский семинар по сохранению культурно-исторического наследия этого региона. Семинар проходит в рамках международной программы ООН в Беларуси по развитию трансграничного сотрудничества в Беловежской пуще.

К середине лета долги белорусского государства по выплате заработной платы гражданам достигли 13%, задержки ее выдачи в отдельных отраслях хозяйственного комплекса республики и в некоторых регионах достигли одного-двух месяцев. Это стало главной причиной требования отставки правительства, которое исходило от большой группы депутатов Палаты представителей НС. В свою очередь государственный бюджет недополучил свыше 200 млрд. белорусских руб. по долгам предприятий, среди которых стремительно выросло число убыточных.




Перспективы российско-белорусского бизнеса

Александр Фадеев

За первое полугодие текущего года подтвердились опасения, основывающиеся на неблагоприятном прогнозе перспектив взаимной торговли между Россией и Белоруссией: падение товарооборота начало приобретать черты необратимого и лавинообразного процесса. Поставки продукции белорусских предприятий в Россию упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ценовом выражении почти на 90 млн. долларов США, а снижение экспорта довольно болезненно отразилось, прежде всего, на аграрном секторе РБ. Дело в том, что белорусские сельскохозяйственные продукты стали не выдерживать конкуренции с продукцией российских крестьян, что отразилось в сокращении объемов поставок в РФ всех традиционных статей белорусского продуктового экспорта – творога, яиц, сыров, говядины и свинины.

Более, чем на 70%(!) упал экспорт в Россию белорусских сельскохозяйственных уборочных машин, синтетических нитей и волокон, полиэтилена, шин, сократился объем поставляемых восточной соседке тракторов и грузовых автомобилей. За исключением холодильников и кожаной обуви в этом году нет роста показателей экспорта в РФ абсолютно по всем остальным группам промышленных товаров.

На региональном уровне основным торговым партнером РБ остается Москва, но и ее доля в общем товарообороте между РБ и РФ(свыше 36%), скорее всего, будет неуклонно снижаться. Тем не менее, и в первом полугодии 2002 г. Москва была единственным российским регионом, который успешно реализовывал взаимовыгодный и сбалансированный торговый обмен с Белоруссией. Остальные российские регионы(включая следующие за ней Санкт-Петербург, Московскую и Смоленскую области) на порядок отстают от Москвы. Кроме того, Москва и ближайшее Подмосковье являются единственным регионом в России, где многие годы на основе договоренностей с руководством города успешно ведут строительные и монтажные работы большие группы специалистов архитектурно-строительного комплекса из Белоруссии.

Несмотря на то, что Россия остается пока на первом месте по объему товарооборота с РБ (ее доля составляет сегодня порядка 54%), ее импорт в союзную страну сократился почти на 60 млн. долл. США за прошедшие шесть месяцев с.г. Эта тенденция обусловлена как искусственными ограничениями и регулированием ввоза товаров из России со стороны правительства РБ, так и тем, что Россию активно вытесняет с белорусского рынка Германия, которая только за 2001 г. сумела на 23% увеличить товарооборот с Белоруссией. Более того, ФРГ прочно заняла второе вслед за Россией место по финансово-экономическому взаимодействию с республиканским хозяйственным комплексом, продолжая оставаться крупнейшим его инвестором. Весьма характерно при этом, что правительственные и деловые круги ФРГ игнорируют международные(довольно низкие) рейтинги привлекательности Белоруссии для вложения внешнего капитала, т.е. проблему, которую так любят педалировать российские правые, «научно» аргументируя вредность и нецелесообразность  хозяйственного сближения России с РБ.

Недооценивать германскую финансово-экономическую экспансию на территорию союзной страны нельзя, сейчас Германия является самым мощным и энергичным государством Западной Европы, финансовый потенциал которой позволяет в сжатые сроки решать буквально любые проблемы. За примером далеко ходить не надо, стоит только присмотреться к тому, что за кратчайший исторический период удалось сделать федеральному правительству в Восточной Германии и, в частности, в бывшей столице ГДР, которую просто не узнать. Германское общество находится на подъеме, буквально бурлит и источает невероятную деловую энергию. Специально подчеркнем, что в Белоруссии в настоящее время помимо федеральных германских структур ведут активную работу почти 800 немецких неправительственных организаций, которые продолжают расширять круг своих интересов в республике. Одновременно внешнеполитическое ведомство ФРГ настойчиво и кропотливо укрепляет контакты с властной элитой РБ, явно показывая ей свою незаинтересованность в дальнейшей изоляции Белоруссии, «которая принадлежит Европе». Германские высокопоставленные дипломаты все настойчивее убеждают республиканское руководство сделать «несколько шагов в правильном направлении», позволяющих нормализовать отношения с Западной Европой.

Ну а управленцы России, похоже, готовы пустить дело взаимоотношений с РБ на самотек, так и не сумев за последние годы выработать ясную программу интеграции с ней. В экономическом плане бросается в глаза то, что заметно снизились в 2002 г. поставки в Белоруссию энергоносителей из России  по сравнению с прошедшим годом – на 76%(!). А ведь российские природный газ, нефть и нефтепродукты составляют более трети объема всего импорта. Отмечено падение показателей импорта в Белоруссию бумаги, металлопроката, лома черных металлов, дизельных двигателей из РФ. Последнее вообще настораживает, если брать во внимание, что главной и самой масштабной союзной программой считается российско-белорусский проект «Развитие дизельного автомобилестроения». Однако он вообще может оказаться под угрозой срыва, поскольку в июле премьер-министр РФ Михаил Касьянов неожиданно выступил с инициативой запрещения продажи в России грузовых автомобилей с двигателями «Евро-0», т.е. именно того класса грузовиков, которые преимущественно производит Минский автозавод, ставя на свои МАЗы в рамках союзной программы ярославские моторы стандарта «Евро-0».

С серьезными проблемами столкнулся и другой промышленный гигант республики – завод по выпуску крупнотоннажных грузовиков в Жодино(БелАЗ), объем производства грузовиков на котором стремительно падает. Стоит напомнить, что БелАЗ имел прочные кооперационные связи с союзной Россией: почти 80% комплектующих и узлов ранее поставляли этому предприятию российские партнеры. Белорусские власти не упускали случая подчеркнуть этот факт в контексте освещения интеграционного процесса с Россией. Тем не менее, инвестирует БелАЗ уже три года Чехия, которая вложила в реконструкцию предприятия уже порядка 100 млн. долл., поставив автозаводу металлообрабатывающие центры и другое оборудование чешского, германского, американского, швейцарского и итальянского производства. Сегодня дирекция БелАЗа ведет переговоры еще с двумя западными компаниями – Deutz (ФРГ) и Kammins (Соединенное Королевство) о закупке в кредит линий по производству двигателей и литейного оборудования. Таким образом, в ближайшей перспективе доля участия России и в производстве крупнотоннажных грузовых автомобилей БелАЗ неизбежно снизится, завод будет скооперирован с западными партнерами.

Руководству России и Белоруссии на этом фоне и в этом году никак не удается навести порядок в союзном бюджете. В первом полугодии показатели доходной части союзного бюджета так и не были выполнены, оставшись на отметке 37%. Белоруссия сумела перечислить в союзный бюджет лишь около 9% от плана, Россия – 52,3%. Очевидно, что наблюдается рецидив прошлогоднего опыта бюджетных неплатежей, когда довольно скромный союзный бюджет 2001 г. был просто провален по вине белорусской стороны (исполнение его составило 75%), недоплатившей в совместный российско-белорусский «кошелек» две трети от запланированного объема финансовых средств. Возможно настал момент определиться и с бюджетным финансированием союзного аппарата, поставив объемы выделяемых ему средств в зависимость от целесообразности и эффективности выполняемой им конкретной деятельности.

К лету этого года Россия и Белоруссия подошли не имея на перспективу крупных программ экономической кооперации в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, а также на рынке услуг. Запланированная на первое полугодие 2002 г. процедура создания российско-белорусского предприятия на основе преобразования «Белтрансгаза» была заблокирована белорусским правительством, которое открыто нарушило все ранее достигнутые с крупными деловыми партнерами из РФ договоренности. В последний момент кабинет министров изменил и правила игры в рамках акционирования белорусского нефтехимического комплекса. В данном случае также были нарушены громогласные обещания союзникам со стороны республиканского руководства. По мнению некоторых белорусских экспертов такая позиция властной элиты РБ объясняется ожиданием более выгодных предложений по акционированию нефтехимических предприятий республики от Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов.

Исключение составляет бизнес-проект российской компании «Мобильные ТелеСистемы (МТС), которая с конца июня приступила к освоению белорусского рынка сотовой связи стандарта GSM совместно с белорусским унитарным предприятием “Междугородняя связь”. Первые плоды деятельности российско-белорусского ООО МТС будут ясны уже к концу этого года, но уже сам факт победы компании по итогам тендера,  в результате жесткой конкурентной схватки с девятью зарубежными конкурирующими фирмами, преодоление ею еще более трудного препятствия в виде архаичного законодательства и бюрократического аппарата РБ впечатляет.

Впрочем, приход в Белоруссию российского оператора сотовой связи, скорее всего, и не состоялся бы (контракт несколько раз был на грани срыва из-за позиции правительства республики), если бы не взвешенная и гибкая политика Мэра Москвы Юрия Лужкова, который в критический момент помог на самом высоком уровне буквально «продавить» бизнес-проект МТС. Это, кстати, пример для других руководителей из России как надо патронировать своих национальных предпринимателей на внешних рынках, оказывать помощь в реализации российских деловых интересов. Президенты и другие высшие политические руководители самых богатых и процветающих стран мира, к слову, делают это ежедневно, с завидной настойчивостью, а, если необходимо, и жесткостью, используя весь арсенал воздействия на потенциальных партнеров, имеющийся в их распоряжении.




«СБ»,
26 июля 2002

Политические галлюцинации

Людмила Маслюкова

В день 22 июня, когда народы отдавали дань памяти жертвам второй мировой войны, в Минске получило распространение антироссийское заявление сойма Консервативно-христианской партии БНФ.

Неудивительно, что маргинализовавшийся БНФ среагировал на дискуссию вокруг Договора о создании Союзного государства. Не диво, что тон документа проникнут обычной угрожающе-бессильной риторикой: "Остановить уничтожение белорусов можно только при одном условии: если остановить российскую политику уничтожения, отмежеваться от России, укрепив независимость, границы, государство, культуру, белорусскую армию, белорусские деньги, сельское хозяйство и экономику". По замыслу авторов, черная тень прошлого должна была усилить эффект опасений по поводу захватнических намерений соседа. Более чем понятно, почему с таким энтузиазмом БНФ бросился спекулировать на этой теме.

Поражает одно: как же быстро - за десятилетие с небольшим - вырабатывается, исчерпывается, иссякает свежая вроде бы и популярная поначалу идея. Ведь начиналось, помнится, светло и восторженно, увлекательно для сотен тысяч людей - с помыслами о национальном возрождении, о самобытности, о культуре и будущем расцвете... Был момент, когда нельзя было публично возразить или напомнить: если делают ставку на чувства национальной исключительности, то рано или поздно на донышке обнаружится ложка дегтя. Так и случилось. Несколько человек, которыми все еще руководит из далекого далека Зенон Позняк, опять прокричали о российской угрозе.

Поскольку ни о чем другом, особенно в последние годы, они не говорили, то пришлось им заняться словотворчеством, ведь весь лексический запас давно использован, вплоть до самых сильных выражений неприязни ко всему русскому. Сойм принял заявление о "этноциде" белорусской нации. Три словаря (старых и новых) пролистала - иностранных слов, толковый, орфографический... Не содержат общеупотребительные источники такого понятия, хотя смысл его угадает любой образованный человек - по аналогии с термином "геноцид". Так сегодня видят современный политический процесс апологеты белорусского национализма. Странно выглядит их позиция и все же узнаваемо. Как если бы некто в шкуре, неистово размахивая дубинкой, грозился остановить скоростной железнодорожный эшелон.




Белорусская деловая газета,
10 июля 2002

Дмитрий Рогозин советует Александру Лукашенко не увлекаться политической виагрой

Ирина Халип, Марина Ирхо

Дмитрий Рогозин — самая настоящая «певчая птичка» Кремля. Редко кому доводилось слышать от него точку зрения, не совпадающую с точкой зрения президента Российской Федерации. И когда 38-летний прагматик, если не сказать конъюнктурщик, Дмитрий Рогозин что-нибудь декларирует, можно быть уверенным: это Кремль говорит его устами. Еще на апрельской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы Дмитрий Рогозин на вопросы о Беларуси отвечал в стиле no comments, но по прошествии всего лишь двух месяцев, на июньской сессии ПАСЕ, охотно согласился на разговор о российско-белорусском союзе, точнее, о полной его бесперспективности и даже невозможности в сегодняшних условиях. И еще о том, что на поддержку Москвы белорусскому лидеру рассчитывать больше не следует. Времена изменились окончательно.

— Дмитрий Олегович, после скандально известной фразы президента РФ о том, что мух нужно отделять от котлет, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что за десять лет независимости белорусский народ еще никто так не оскорблял. Вы считаете, это действительно было оскорблением?

— Александру Григорьевичу не следует ассоциировать себя с народом. Даже самому яркому политическому деятелю это негоже. Он действительно муха, а белорусский народ в данном случае — котлета. То есть все народы — котлеты, а политические деятели — мухи. Лукашенко — сам по себе, народ — сам по себе. И нужно отделять одно от другого. Так что в данном случае речь шла не об Александре Григорьевиче, а о белорусском народе, к которому мы испытываем вне зависимости от каких бы то ни было событий очень теплые чувства как к очень близкому народу. А изображать ситуацию таким образом, что есть незаменимые государственные деятели и если они существуют, то есть процесс интеграции, а если их нет, то и процесса интеграции нет, — это неправильно. История видела много разных людей. Был, например, такой Людовик, который утверждал: «Государство — это я». Александр Лукашенко, видимо, тоже происходит из Людовиков, если считает, что коль скоро ему сделали замечание — по существу, по тому, как он ведет с российской стороной переговоры об экономическом и политическом сотрудничестве, — то это замечание было сделано и всему белорусскому народу. Это первое. Второй момент — и тут я полностью согласен с Путиным — касается «второго издания» Советского Союза. Никто не собирается строить Советский Союз, поскольку это не нужно прежде всего самой России — она больше всех от этого потеряла бы. Она раздала огромные земли союзным республикам в порядке «дружбы народов», и в результате 25 миллионов русских остались за пределами национальных границ. Поэтому никаких компромиссов, которые являются ложными, потому что задевают интересы самой России, не будет. До сих пор возимся с Калининградом и Крымом. Очевидно, что, с одной стороны, у народов есть тяга к тому, чтобы быть как можно ближе и, возможно, в перспективе жить в некоем союзном государстве. С другой стороны, политики не должны гадать на ромашке, а обязаны руководствоваться чувством прагматизма и отстаивать интересы того государства, которое они представляют.

— Прагматизм Владимира Путина с самого начала был очевиден. Почему же жесткая позиция в отношении Беларуси проявилась только сейчас?

— Александр Григорьевич, с моей точки зрения, совершенно напрасно самого себя ассоциирует с процессом интеграции Беларуси и России. Спекулировать такими высокими ценностями нельзя. Процесс реинтеграции в любом случае будет носить объективный поступательный характер. Он совершенно не зависит от правительств, потому что такова воля населения. Но в данном случае человек вдруг начинает спекулировать этим процессом и говорить: для успеха процесса необходимо сделать первое, второе, третье и четвертое — что никоим образом не объясняется ни экономическими возможностями Республики Беларусь, ни ее потребностями, — и если это не делается, то он объявляет это выпадом против процесса реинтеграции. Так вот, это — чистой воды жонглерство, с чем мы никак не можем согласиться. Договариваться мы будем, безусловно, но Александр Григорьевич слишком сильно ассоциирует себя с процессом реинтеграции и тем самым наносит самому процессу огромный ущерб. Потому что в глазах молодого поколения Республики Беларусь, если именно Лукашенко является главным реинтегратором, такая реинтеграция им совершенно не нужна. Мы таким образом теряем массовую поддержку этого процесса, чего нам очень не хотелось бы. Помогать Беларуси Россия, конечно, будет, но в тех формах, которые будут способствовать приемлемому поиску места Беларуси в союзном государстве. Никакого права вето и никакого блокирующего российские решения голоса у руководителя Беларуси быть не должно. И не будет.

— Кстати, в Санкт-Петербурге Владимир Путин еще и единую валюту поставил, мягко говоря, под большое сомнение.

— Здесь дело вот в чем. Я, например, знаю многих бизнесменов, которые хотели бы вкладывать деньги в Республику Беларусь, где есть много весьма привлекательных инвестиционных проектов. И вдруг все они сталкиваются с административными барьерами, с попытками белорусского руководства приватизировать все то, что должно работать по определенным экономическим законам. Разумеется, это делает слишком сложным введение единой валюты, поскольку единая валюта может работать там, где есть единые экономические законы, во всяком случае, адаптированные друг к другу. И если Россия, не ставя вопроса о введении единой валюты с Евросоюзом, не говоря о введении евро на своей территории, все же адаптирует свои законы к европейским стандартам, то почему бы этого же не сделать и Беларуси, которая все время пытается поставить телегу впереди лошади? Сначала нужно адаптировать законодательство, ввести общие правила игры на рынке в рамках приватизации объектов, в рамках отношения к собственности, в том числе на землю. Только после того, как это будет исполнено, можно будет вводить единое денежное исчисление и экономическое пространство. Пока это не сделано, говорить о единой валюте преждевременно.

— Условия, которые предлагает белорусская сторона — право вето, два эмиссионных центра и так далее, — совершенно неприемлемы для России. Какова же другая, приемлемая для России формула — аншлюс Беларуси?

— Мы не говорим об аншлюсе. Само это слово имеет агрессивное звучание. Хотя если говорить о союзном государстве, то можно не спекулировать историей, а вести речь о сочетании двух государств в рамках единой государственности. Если воспринимать российско-белорусский союз как государство, то Россия при этом теряет свою идентичность. Беларусь, кстати, тоже. Можно применить формулу, когда только одна из частей теряет свою идентичность. Например, Беларусь теряет свою идентичность, а Россия ее сохраняет. Либо, наоборот, Россия теряет свою идентичность и входит в состав Беларуси. Все это на сегодняшний день вопросы без ответов. Лично я вел бы дело к тому, чтобы у Беларуси был очень серьезный государственный статус, но в рамках единого государственного образования.

— Это как — автономная республика? Вроде Коми?

— Слияние в рамках одного государственного образования — это передача части суверенитета другому государственному образованию. Что такое, к примеру, Европейский союз? Это передача каждым государством, вошедшим в него, части своего суверенитета Европейскому союзу. Они все спокойно передают, потому что их много и они примерно равноценны. Но когда есть одно маленькое образование и одно совсем большое — «я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь», — ситуация иная.

— Страны Евросоюза вовсе не все равны — сравните, к примеру, Германию и Люксембург.

— Люксембургу гораздо выгоднее передать часть своих полномочий Евросоюзу, чем нести расходы, скажем, по созданию собственной армии и эмиссионного центра. Зачем, если все это можно сделать за счет более крупного соседа? Тем более если с ним нет никаких политических разногласий. А что касается нас, то формулы пока не существует. Или это теперешнее понимание союза как надстройки и над Россией, и над Беларусью — тогда совершенно непонятными остаются права обоих субъектов. Или же в качестве знаменателя берется государственность Российской Федерации и вырабатываются новые подходы с точки зрения того, что остается специфичного для Беларуси в рамках этого государственного образования: культура, национальный язык, свои преференции в экономике, в таможенной политике с учетом географического положения. Опять же непонятным остается вопрос белорусской армии. Что будет: армия в рамках российской армии или же единые вооруженные силы? Вот о чем следует сейчас говорить, если мы вообще говорим об интеграции. Мне кажется, что это приведет к экономическому успеху, но для принятия такого решения с ним должно согласиться большинство белорусов. Готовы ли они жить в таком вот большом государстве или предпочитают жить в маленьком гордом государстве с маленьким гордым вождем?

— Россия сейчас шагает семимильными шагами к светлому будущему не просто параллельно, а рука об руку с Западом. Не опасается ли ее руководитель, что если у него из кармана будет выглядывать маленький гордый вождь белорусского народа, то это может сильно повредить репутации России на Западе?

— Ни Путин, ни Лукашенко, ни Иванов, ни Сидоров не являются вечными руководителями. Они избираются народом на определенный срок. Они назначаются народом на должность высочайшего уровня менеджеров. А уже потом народ судит, насколько хорош этот менеджер и к чему он привел акционерное общество, называемое государством.

— Однако мнение Лукашенко в данном случае резко отличается от мнения Путина: он считает, что будет руководить вечно.

— Вот пока их представления об этом отличаются, невозможным остается процесс объединения. Мне не нравится многое из того, что делает Лукашенко, и я тем более не хотел бы, чтобы такой лидер оказался несменяемым. Это просто невозможно в Европе сегодня. Разве что следует ввести монархию в Беларуси. Однако для этого вождю желательно иметь хоть какие-нибудь династические корни, а у Александра Лукашенко, как известно, их нет вообще.

— А каково в таком случае будущее России?

— Россия очень близка с Европой, особые отношения, возможно, ассоциированные: безвизовые поездки, отсутствие таможенных барьеров, вероятно, общее экономическое пространство. При этом у России останется своя специфика. Прежде всего геополитическая: Россия не может иметь только одного союзника — Европу, обязательно будут и США, и Китай, и Средняя Азия. Но с Европой отношения будут очень близкими. И если мы сейчас грамотно пройдем проблему Калининграда, то через 5–7 лет обязательно встанет вопрос о снятии барьеров. Будет ли Беларусь играть в эти игры? Если не будет, а продолжит заниматься самоизоляцией, то, кроме леса, там ничего не останется. Люди сбегут — кто в Россию, кто на Запад. И для Беларуси очень важно сейчас, на этапе формирования новых геополитических взглядов России, найти свое будущее. То есть нужно определиться, интересно ли ей участвовать в этих больших играх; хочет она быть маленьким государством или частью большого, но очень перспективного государственного образования.

— Вы недавно сказали, что имеете большие сомнения по поводу того, стоило ли России вступать в Совет Европы.

— Дословно я сказал вот что: если бы в 1995 году, когда принималось решение о вступлении России в Совет Европы, можно было предугадать, через какие испытания, через какие гадости придется проходить при обсуждении Чечни или обязательств России и какими несправедливыми будут выпады против российского государства, то люди, которые принимали это решение, крепко бы задумались, стоило ли это делать. Я действительно считаю, что было много несправедливых выпадов. Но к этому надо готовиться грамотно и аргументированно. А то, как белорусская сторона ведет себя в международных отношениях, свидетельствует о том, что формируются режим изоляционизма и образ врага. И этим врагом объясняются все проблемы внутри государства. Но это слишком легко.

— Чуть раньше вы сказали, что в России есть немало крупных инвесторов для Беларуси, которые сталкиваются с административными барьерами. Вы имели в виду «Балтику»?

— Не только «Балтику». Даже в моем окружении есть немало людей, которые искренне хотели бы укрепить свои экономические позиции в Беларуси. Это же приток капитала — разве плохо? Мы бы очень хотели, чтобы у России были крупные иностранные инвесторы… Но люди, о которых я говорю, хотят вмонтировать Беларусь в общую экономическую сеть, причем зарабатывающую сеть: будь то транзит, создание нефтеперерабатывающих центров, сельхозпереработка. Да мало ли что — хотя бы хорошие дороги. Вот я ехал недавно из Вильнюса в Минск. В Беларуси меня поразило полное отсутствие малого бизнеса, который «облепил» всю литовскую дорогу с обеих сторон. Пересекли границу — и будто бы въехали в партизанский край. Было ощущение, что на меня в лучшем случае хмуро посматривают из-за деревьев люди с берданками. А остановиться купить воды негде. Разве в Беларуси все так заняты трудовыми свершениями, что нет возможностей для создания малого бизнеса? Все косят сено и перебирают картошку? Обидно, однако! Беларусь — очень красивая страна. Но ее нужно грамотно позиционировать. Это как бы передовой край России при расширении Европейского союза. Очевидно, что такого рода пограничные регионы весьма привлекательны для инвестиций — со всех сторон. Конечно, Запад иногда хамит. Но отвечать всегда нужно вежливо. А когда Александр Григорьевич говорит: «Что имеем, то и введем» — куда это годится? После этого в Москве очень многие плевались: «Зачем он так себя ведет, зачем всех нас оскорбляет? Он же не на базаре и не на свалке!» Подчеркиваю: ничего не имею против него лично. В конце концов, это законный выбор белорусского народа. Значит, белорусский народ считает, что вождь должен быть именно таким. Но мне кажется, что народ просто не видит других вождей и потому выбирает такого.

— А какого посоветовала бы Россия?

— Не надо копировать полностью то, что происходит в России. У нас масса негатива во время избирательных кампаний. Я имею в виду весь этот черный пиар и так далее. Но у нас хотя бы есть из чего выбирать.

— Если на самом деле через 5–7 лет с Россией произойдет все то, о чем вы говорили — близость с Европой, отсутствие виз и таможен, — что в таком случае будет с Беларусью?

— С чистой совестью могу сказать, что мы Беларусь защищаем везде, где только можно. Россия уже переругалась со всем миром из-за Беларуси, при этом на самом деле не понимая, почему Беларусь так себя ведет. Мы защищаем ее просто по факту: вроде как родные, свои, и мы не хотим, чтобы о Беларуси говорились какие-то негативные вещи. Я в своих выступлениях везде, даже в Совете Европы, говорю: «Не давите вы на Беларусь. Она потеряла во время войны каждого третьего и всякое давление извне воспринимает в штыки. У белорусов психология народа, который никогда не сдавался». Это на самом деле так, и, думаю, весь мир испытывает огромное уважение к белорусскому народу — этаким несгибаемым славянам. Но даже когда мы все это говорим миру, то при этом прекрасно понимаем, что внутри самой республики есть процессы, с которыми мы не можем справиться. А без этого мы не можем ее открыть ни для нормального, позитивного политического влияния, ни для экономического.

— Имеет ли смысл в ущерб собственной репутации на всех мировых трибунах защищать Беларусь? Этим вы добиваетесь только одного: полной уверенности белорусского руководства в том, что у него есть сильный защитник — такой большой русский медведь, на которого хоть всем миром с рогатиной иди — ничего не выйдет. Вот и получается, что под защитой России у нас убивают политических деятелей, сажают журналистов, уничтожают бизнес.

— А вот здесь уже появляются вопросы к белорусской оппозиции. Я многих оппозиционных деятелей знаю еще по первой волне всевозможных неформальных организаций. Так вот, у них тоже нет никакого морального права решать все свои проблемы на Западе, не появляясь при этом в Москве и не желая работать с московскими политиками. Таким образом они, по сути, становятся наймитами. Я понимаю, что они не были упорны, а Россия прежде была глуховата к белорусской оппозиции. Но это не значит, что нужно немедленно развернуться в обратную сторону. Ситуация изменилась, кстати говоря, и я с удовольствием буду проводить какие-то мероприятия с участием неформальных и формальных политических организаций, представителей оппозиционных средств массовой информации.

— А почему вы этого не делали раньше?

— Да потому, что раньше не было новой российской политики в отношении Беларуси. Был Борис Ельцин, с которым было очень трудно общаться даже по внутренним российским проблемам. (Я сам был членом комиссии по импичменту, одним из 16 российских депутатов.) И еще потому, что Кремль рассматривал Александра Лукашенко в качестве возможного преемника.

— Неужели Кремль мог быть настолько близорук?

— Да, потому что в России, несмотря на все ее 145 миллионов населения, тогда было ощущение полного отсутствия достойного преемника. А оказалось — есть, нужно было просто чуть-чуть покопаться, снять очки, посмотреть вокруг и увидеть множество талантливых людей. Путина ведь тоже никто не знал, а вот дали ему возможность поработать 2–3 месяца в качестве премьер-министра — и все увидели, что он незаурядная личность. И все захотели его в качестве президента. Нужно и в Беларуси то же самое сделать — снять очки и осмотреться. Белорусская оппозиция должна выйти из этого своего прозападного крена, в котором она сейчас находится и, как девочка, обижается на Россию, где ее будто бы не очень привечают. Но Россия — это абстрактное понятие. Что значит «Россия»? Приезжайте, приходите в Думу, встречайтесь с руководителями фракций, зарабатывайте свои очки, поддерживайте реинтеграцию. Ничего же просто так не бывает. А то выходит, что белорусская оппозиция против реинтеграции. И получается, что единственный, кто поддерживает этот процесс, — Лукашенко, а вся оппозиция выступает против. Это выбор, абсолютно неприемлемый ни для белорусов, ни для россиян.

— Вы утверждаете, что неплохо знакомы с белорусскими политиками — как официальными, так и оппозиционными. Вы сами видите того, кто мог бы сменить Лукашенко?

— Было бы корректно отвечать на этот вопрос, если бы я сам был гражданином Беларуси. А так снова получается российское давление. Но я знаю многих людей, которые, уверен, смогли бы активно поработать и привлечь к себе внимание. Есть, в конце концов, немало белорусов и в России — община же огромная. Они тоже встречаются, переживают, обсуждают. Я сам несколько раз бывал в таких компаниях, где все возмущались тем, что народу не предоставлен выбор. Но главное, чего нужно добиться белорусам, — равных возможностей на выборах, равных возможностей по пропаганде своей позиции. А дальше уж пусть народ решает.

— Положим, до выборов может и не дойти. Сейчас в Беларуси активно обсуждаются варианты продления президентских полномочий — например, проведение референдума. Какова будет позиция России в случае, если это произойдет?

— Да у нас уже аллергия на все эти попытки! У России действительно страшная аллергия на стремление к вечной политической молодости. А белорусский лидер сейчас занят как раз тем, что горстями глотает политическую виагру. Но пусть не надеется — никто в России его в этом не поддержит, абсолютно никто. Это вызовет у нас в стране только волну протестов как на официальном уровне, так и у российского народа. Что это Лукашенко задумал — увековечить себя, забронзоветь окончательно? Не выйдет, проходили мы уже все это. Наелись, спасибо. Сколько проблем из-за этого: все эти смерти, «вырубка» целого поколения, во всяком случае, лучших его представителей, самых талантливых. А чего стоит потеря огромных территорий? И что, теперь еще поддерживать страну, которая пичкает себя старыми инъекциями, давно просроченными? Нет, конечно. Никакой поддержки с российской стороны не будет.




Белорусская деловая газета № 1184,
4 июля 2002

Реформирование силовых структур

Андрей Александрович

Сокращение мускулов

Белорусские силовые структуры вступили в период затяжного реформирования. Вслед за Министерством обороны сокращения и реструктуризация начались в МВД, КГБ, МЧС, Госкомитете пограничных войск и других ведомствах. Однако желание урезать количественный состав силовиков, похоже, не подкреплено расчетом социальных последствий таких реформ.

Методы и объекты реформирования силовые ведомства, кроме Минобороны, афишировать не желают. Причин тому можно назвать несколько. Нет четкой общей концепции реструктуризации силовых структур. Президент поставил задачу сокращать управленческий аппарат — и сокращение началось. Причем каждое ведомство стало урезать штаты по-своему. Основным контингентом, брошенным в жертву реформам, стали люди пенсионного возраста. Следующие на очереди — сотрудники вспомогательных подразделений. Но, судя по всему, руководители ведомств оставляют за собой право в последний момент переиграть некоторые аспекты собственного реформаторства. И это тоже причина нежелания публично что-либо конкретизировать.

Самая крупная после армии сокращаемая структура — Министерство внутренних дел. Как сказал, отвечая на вопрос корреспондента «БДГ», заместитель министра — начальник Следственного комитета (СК) МВД генерал-майор Леонид Глуховский, «реорганизация идет для того, чтобы сконцентрировать основные силы на основных направлениях. Это криминальный блок, охрана общественного порядка, следствие и дознание». По его словам, в свое время в МВД был «перегиб» — вспомогательные службы, службы обеспечения получали приоритет. Их было значительно больше по количеству, а «потолки» званий у сотрудников таких служб были не меньшие, чем в оперативных подразделениях. Теперь подобного положения не будет.

От конкретизации масштабов и сроков сокращения Л. Глуховский уклонился, сказав, что он «не кадровик и не министр, а это скорее их цифры». Но отметил, что к реорганизации в МВД идут очень осторожно, так как за каждым сокращением стоят конкретные люди. «Мы даже больше идем по тому пути, — сказал генерал, — чтобы кого-то разаттестовать, чтоб это были вольнонаемные люди. А сокращение в основном идет за счет вакансий и пенсионеров».

Что же касается Следственного комитета, то, по словам Л. Глуховского, несмотря на то, что сегодня нагрузка на следователей уменьшилась (это связано с уменьшением количества преступлений и появлением службы дознания), работы у его подчиненных по-прежнему остается много. Кроме того, когда создавалась служба дознания, 140 человек из СК были переведены туда. Так что дальнейших сокращений среди следователей не ожидается.

По некоторым данным, сокращение в системе МВД может достигнуть 25 тыс. штатных единиц. Однако реально в лучшем случае треть этого числа будут составлять реальные работники. В основном станут сокращаться вакансии, хотя и людей этот процесс также не минует. Уже сейчас вне стен привычных кабинетов оказываются 50-летние пенсионеры. Перспектива тихо почивать на заслуженном отдыхе крепких еще, здоровых мужиков не очень-то устраивает. Но альтернативы им не предлагают. А что делать сержантам, которые также могут попасть под реорганизационный каток и которые, кроме как дубинкой махать, ничего не умеют? Но программ по их социальной адаптации и ресоциализации нет. Каждый должен решать, как жить дальше, самостоятельно.

Серьезному реформированию подвергается и КГБ. Штатная численность в нем должна сократиться на 10%. Но в КГБ, помимо центрального аппарата, есть структура на «отпущение» — управление военной контрразведки. Бывшие «особисты» логично вписались в 30-тысячное сокращение Вооруженных сил. Кроме того, планируется сократить рабочих и служащих КГБ. Однако, как заявил его председатель Леонид Ерин в интервью Интерфаксу, «никто из наших сотрудников не будет уволен». Так что, видимо, можно ждать прибавления в армии сексотов.

В Госкомитете погранвойск реформирование уже фактически завершено. Сокращение коснулось сотрудников центрального аппарата и управленческих структур погранотрядов. В подразделениях, непосредственно охраняющих границу, никаких штатных изменений не произошло.

В Министерстве по чрезвычайным ситуациям также идет урезание количества управленцев и технических служб. Здесь также собственно спасателей-огнеборцев оно практически не затрагивает.

Чем чревато появление безработной армии профессионалов-силовиков для общества — объяснять не стоит. Но на самих реформированных министерствах и ведомствах это особо не отразится. Да, сперва будет сложно. Однако в соответствии с законом сохранения если где-то чего убывает, значит, где-то того же прибывает. К примеру, уже в этом году в Мозыре, Речице и Пинске должны появиться вновь созданные роты внутренних войск. Они будут заниматься охраной общественного порядка. В МЧС создается собственная авиация с сопутствующими службами. Не исключено, что новые подразделения и вакансии возникнут и в других структурах. Кто туда пойдет работать? Разумеется, «сокращенные» специалисты. Не могут же все стать предпринимателями или самодостаточными пенсионерами. А учитывая, что в соответствии с июньским указом президента «О сокращении численности работников территориальных органов республиканских органов государственного управления» на 10% будут урезаны не только силовики, но и чиновничество, то и в нереформированных госучреждениях появятся новые кресла. Но вряд ли такую систему можно назвать продуманной социальной программой.




Великая и Белая Русь должны воссоединиться

Заявление Союза Православных Граждан

Союз Православных Граждан поддерживает законопроект о религиях, одобренный Национальным Собранием Белоруссии. Особенную радость вызывает тот факт, что в законе отмечена системообразующая роль Русской Православной Церкви в бытии и самосознании Белой Руси. Констатация этого факта на законодательном уровне, безусловно, будет способствовать восстановлению православного самосознания белорусской ветви единого русского народа, что особенно важно на фоне агрессивной католической и протестантской экспансии в Белоруссии и попыток похоронить святое дело воссоединения единоверных и единокровных народов Белой и Великой Руси, иначе говоря, Западной и Великой России. Мы надеемся, что следующим шагом станет подписание «Акта о социальном партнерстве между Белорусским Экзархатом Русской Православной Церкви и государством». Союз Православных Граждан разработал законопроект «О социальном партнерстве Церкви и Государства» и готов предоставить его белорусской стороне.

Одновременно мы обращаем внимание на деструктивную деятельность антиправославного лобби в Белоруссии, представляемого не только «профессиональными оппозиционерами», но и такими деятелями, как Иван Пашкевич, которое пытается препятствовать делу православного возрождения и воссоединения Белоруссии с Россией. Мы полагаем, что православные граждане Белой Руси преодолеют сопротивление антицерковных и антисоюзных лоббистов.

Мы полагаем, что в поддержку этого закона должны объединиться все те в Белоруссии, кто выступает за скорейшее объединение с Россией. Союз Православных Граждан считает, что промедление в этом вопросе более невозможно.

Мы обращаем внимание на великое наследие выдающихся православных историков и идеологов Белоруссии, таких, как Михаил Осипович Коялович, который вел термин «Западная Россия» применительно к Белоруссии и убедительно обосновал тот очевидный исторический факт, что белорусы и великороссы являются самобытными частями единого русского народа, что Западная Россия сыграла выдающуюся роль в становлении Русской Православной Церкви и русского литературного языка.

Союз Православных Граждан призывает достойно увековечить память Михаила Кояловича в Минске и Москве, и незамедлительно издать его программный труд «Лекции по истории Западной России», который по своей сути является манифестом белорусско-великорусского воссоединения.

Мы считаем, что продолжающиеся трагическое разделение Белоруссии и Великороссии ставит под угрозу наше историческое, национальное самосознание, основы Православной славянской  цивилизации, которые скрепляются духовно-административным единством Русской Православной Церкви.

Мы полагаем уместным сравнить процесс разделения Белоруссии и России с разделом Германии на ФРГ и ГДР, и, соответственно, добиваться воссоединения Восточной и Западной России подобно тому, как воссоединилась Германия.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ