Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №159(15.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


С кем вы, «евразиец» Назарбаев - с Западом или Россией?

30.11.2006. KM.RU

Павел Захаров

Пышный прием казахского президента Назарбаева в Европе, лишь немного отделенный по времени от саммита СНГ в Минске, где обсуждался вопрос о реформировании Содружества, заставил еще раз внимательно задуматься, какие же геополитические приоритеты реализует казахстанское руководство. Куда все-таки ориентируется Нурсултан Назарбаев - на сотрудничество с Россией и странами СНГ или же все-таки на Запад?

Йоханнес Линн, старший научный сотрудник американского Brookings Institute, опубликовал в газете «Коммерсантъ» за 24 ноября статью «Либеральное евразийство», в которой призывает Россию стать лидером евразийской интеграции, при этом, однако, полностью отбросив прежние «имперские» иллюзии и амбиции, оставшиеся с советских времен. Приятно, конечно, осознавать, что и до США, наконец, начинает доходить понимание необходимости евразийской интеграции, однако все же возникают и некоторые вопросы. Как сообщает казахстанское агентство «Хабар», тот же самый Линн полагает, что и Казахстан также может сыграть роль «лидера региональной интеграции» и уже стал лидером в Среднеазиатском регионе.

Хотя американская неправительственная исследовательская организация Brookings Institution, близкая к Всемирному банку, считается левоцентристской организацией, не замеченной в особых симпатий к «большой восьмерке», американской гегемонии а-ля Джордж Буш, и либерально-корпоративной модели глобализации, все же она определенным образом отражает точку зрения Вашингтона на те пути, которыми должен развиваться регион. Характерно, что, расхваливая казахские экономические реформы и степень «открытости» страны (по сравнению с другими среднеазиатскими республиками Казахстан теперь особо выделяют многие западные СМИ), Линн призывает Казахстан ориентироваться сразу в трех направлениях: на Север – Россию, Запад – Европу и Восток – Китай.

И все же, какой именно вектор в настоящее время предпочитает Нурсултан Назарбаев?

В последнее время Казахстан все более активно включается в проекты Запада по строительству транспортных магистралей, ведущих в обход России. Характерно, что новые проекты прокладки «шелкового пути», предлагаемые Западом, огибают территории стран, которые США по тем или иным причинам считают «неблагонадежными». В числе таковых рассматриваются, например, такие государства, как Россия, Иран, Армения, а с недавнего времени и Узбекистан.

Стоит напомнить, что еще в прошлом году американская администрация рассматривала именно Узбекистан как наиболее подходящего кандидата на «регионального лидера», проводника политики Вашингтона и надежного союзника администрации Буша в этом регионе. Однако все переменилось после кровавого подавления узбекскими властями мятежа в Андижане в мае 2005 года. У Белого дома как будто «открылись глаза» на то, что узбекский режим является крайне авторитарным по своей сути, в стране отсутствует соблюдение элементарных прав человека, и отсутствуют как таковые легальная оппозиция и СМИ. После того, как США попытались давить на Ташкент с целью добиться либерализации тамошнего режима, реакция была крайне жесткой: американцев попросили освободить военные базы на территории страны и не вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Все контакты между Вашингтоном и Ташкентом были заморожены. США прекратили оказание военно-технической и финансовой помощи Узбекистану.

После этого взгляды «цивилизованного мира» обратились на Казахстан. Западные государственные деятели и СМИ вдруг обнаружили, что Казахстан серьезно продвинулся по пути осуществления либеральных экономических реформ, что уровень жизни в стране растет, а казахские компании и месторождения сырья представляют значительный интерес для иностранных инвесторов. Казахскому руководству начали выдавать щедрые авансы и похвалы, не слишком смущаясь тем фактом, что режим Назарбаева недалеко ушел от авторитаризма узбекского главы Ислама Каримова.

В то же время начали активно продвигаться проекты по прокладке новых трубопроводов и транспортных коридоров с участием Казахстана и в обход территории России. Обнаружилось новое существенное обстоятельство – через Казахстан можно достигнуть прямого сообщения с Китаем, минуя территорию России. Безусловно, столь богатая сырьевыми ресурсами и геополитически привлекательная страна стала главным в регионе кандидатом на стратегическое партнерство с Западом, в первую очередь с США.

В настоящее время полным ходом реализуется проект строительства южно-кавказской железнодорожной магистрали по маршруту Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку. Как заявил заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов, в настоящее время этот проект находится на стадии реализации, и поэтому «говорить о его экономической целесообразности и оказывать внешнее вмешательство - прошедший этап». Проект включает строительство новых железнодорожных веток и восстановление старых, пришедших в негодность после распада СССР. Существенной особенностью данной железнодорожной магистрали является то, что строится она в обход уже существующей ветки Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Тбилиси – Баку, то есть, минуя территорию Армении, главного союзника России в Закавказье. Казахстанская сторона взяла на себя обязательство поставлять по этому коридору не менее 10 млн тонн грузов в год.

В свою очередь, Казахстан принял амбициозную программу по развитию собственной железнодорожной сети. Как и следовало ожидать, основными направлениями для этого стали пути, ведущие от Китая к Каспию.

Как сообщает сайт администрации города Жезказгана (бывший Джезказган, расположен в центральном Казахстане) Jezkazgan.kz, в 2007 году начнётся строительство трансказахстанской железной дороги, точнее, её западного участка, ведущего к Каспийскому морю, длиной почти в тысячу километров - Жезказган-Саксаульская-Бейнеу. По планам казахских властей, строительство этой ветки должно закончиться в 2010 году. Но это всего лишь примерно третья часть трансказахстанской магистрали, общая протяжённость которой составляет более трёх тысяч километров. В следующем же году начнётся прокладка восточной части магистрали от китайской границы (станция Алашанькоу, куда китайцы уже протянули ветку) до станции Актогай (200 километров). Затем трасса пройдет в центральный Казахстан на Жезказган.

Правительство Казахстана запланировало сдать в эксплуатацию трансказахстанскую железнодорожную магистраль в 2012 году. Вся магистраль будет построена по европейскому, а не российскому стандарту. Казахстан рассчитывает получить огромную выгоду от транзитных перевозок грузов между Китаем и Европой. По расчётам, уже через три года после сдачи магистрали в эксплуатацию доход должен составить 30 миллиардов тенге ($235 млн). В этом случае Казахстан перехватит у России (которая, как, всегда, запаздывает) почти все выгоды от транзитного сообщения между Китаем и Европой.

Точно такая же ситуация сложилась в Казахстане и с трубопроводами. Полным ходом идет строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу, ведущего в Китай, в завершающей стадии находятся проекты строительства газопроводов в том же направлении. Одновременно Казахстан проявляет особый интерес к строительству Транскаспийского газопровода, ведущего в Азербайджан, и далее через Грузию в Турцию. Планы строительства газопровода по дну Каспийского моря активно лоббируют Евросоюз и США, чтобы подключиться через Южно-Кавказский газопровод к запасам углеводородов Средней Азии. Очевидно, что эта «труба» вступит в прямую конкуренцию с российском трубопроводом «Голубой поток» по дну Черного моря, который также ведет в Турцию, но загружен далеко не на полную мощность. Спрашивается, зачем туркам еще один мощный газопровод? Очевидно, лишь для того, чтобы избавиться от российского газа и лишить Россию транзитных возможностей по перекачке среднеазиатского «голубого топлива».

Многовекторность или неразборчивость?

Казахстанский лидер неоднократно заявлял о своей приверженности идеям евразийства и евроазиатской интеграции. Но суть этой доктрины заключается в идее объединения континентальных народов Евразии для отпора атлантическим державам, то есть Западу. Назарбаев же явно не собирается этого делать. Его политика больше похожа на действия некоего флюгера. Под видом многовекторности и прагматизма подносится политическая неразборчивость и оппортунизм: Казахстан, по сути, готов «дружить» со всеми, кто предлагает экономическую выгоду и не препятствует «клану Назарбаева» быть полновластным хозяином страны. Поскольку в настоящее время Запад делает Казахстану все более и более заманчивые предложения (выдвигая Астану в региональные лидеры), то, соответственно, руководство республики все более ориентируется в этом направлении. Назарбаев много говорит о дружбе между Россией и Казахстаном, однако, на практике все больше оттирает нашу страну в экономическом отношении, и все больше ориентируется на Запад в политическом.

В последнее время Казахстан становится все более опасным конкурентом России в сфере поставок энергоносителей, транзита и прокладки транспортных магистралей из Китая в Европу. Учитывая все более явные реверансы Запада в адрес Назарбаева и ответные реверансы Назарбаева в адрес Запада (так, в частности, планы форсированного перехода казахстанского языка на латиницу, о которых уже писал KM.RU), можно предположить, что именно это направление, а не строительства евразийского сообщества, становится для Казахстана наиболее приоритетным. Не исключено, что вскоре он станет геополитическим плацдармом, направленным против России, и превратится в самую большую головную боль для Кремля.

В то же время русские, которые составляют треть жителей Казахстана и вносят особый вклад в его экономический рост, по-прежнему продолжают считаться гражданами «второго сорта». В стране ущемляются их права говорить и обучаться на родном языке. Близорукая политика советского руководства, прежде сего, Н.Хрущева, в вопросе проведения границы (тогда еще административной) между РСФСР и Казахской ССР, привела к тому, что современная Россия не только лишилась значительных территорий, но и потеряла большое количество наших соотечественников. Русские превратились в разделенный народ, нередко испытывая притеснения и ущемления в правах со стороны местных националистов.

Необходимо добиваться прекращения этнической дискриминации, а также того, чтобы голос наших соотечественников учитывался при определении внешнеполитических приоритетов Казахстана и препятствовал превращению этой страны в геополитический плацдарм для подрыва позиций России в регионе. А это вряд ли возможно, пока Россия будет закрывать глаза на крайне авторитарные методы правления Назарбаева, подавление оппозиции и перспективы превращения этой страны в наследственный «нурсултанат».

В то же время нашим российским чиновникам нужно брать пример у Казахстана в деле планирования и реализации стратегических проектов, особенно в развитии собственной транспортной инфраструктуры. В нашей стране, как писал классик, существует две главные проблемы – дураки и дороги. В настоящее время у нас есть уникальная возможность решить хотя бы одну из них. Огромные деньги Стабфонда, полученные от высоких цен на нефть, лежат мертвым грузом в западных банках, в то время как Казахстан берет там же кредиты на масштабное строительство дорог и трубопроводов. У России же до сих пор есть регионы, почти полностью отрезанные от «большой земли» (до сих пор нет автомобильной дороги на Дальний Восток), да и в сравнительно развитых регионах состояние транспортной инфраструктуры находится в жалком состоянии. Если ситуация принципиальным образом не изменится, то Казахстан в скором будущем станет подлинным транспортным «сердцем» Евразии, а Россия останется на ее задворках. Ведь без развитой инфраструктуры не только невозможно привлечь транзитные потоки азиатских грузов, но и обеспечить собственный устойчивый экономический рост.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ