Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №154(01.10.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русская диаспора в Европе

Идея о создании русской общеевропейской организации была впервые озвучена в июне 2004 года на Пражской конференции представителей русских партий и НГО Европейского союза. Первоначально речь шла именно о политической организации, соответственно рабочее название проекта на тот момент было «Русская партия Европы». Однако в ходе последующих дискуссий (в декабре 2004 года и июне 2005 – на конференциях в Брюсселе) идея претерпела значительные изменения. Европейский русский альянс (ЕРА) учрежден 17 июня 2005 года 34 участниками.  Параллельно четыре существующие русские партии ЕС создали Федерацию русских партий Европы (Объединение «За права человека в единой Латвии», «Союз русских Литвы», «Русская партия Эстонии», «Партия в защиту руссофонии Франции»). В Федерации членство коллективное. В Альянсе – индивидуальное.

В 2006 году ЕРА провел две конференции на темы, волнующие русских, проживающих в странах Евросоюза. 28 апреля 2006г. в Брюсселе в Европарламенте прошла конференция, ЕРА совместно с политической группой Зеленые/Европейский Свободный Альянс (Green/EFA Group) по теме - "Русскоязычное население ЕС: трудовая и социальная интеграция". Основной целью конференции было обсуждение социальных и правовых проблем, стоящих перед русскоязычным населением, постоянно проживающим в ЕС в плане доступа к рынку труда и возможности профессиональной самореализации, связанной с признанием дипломов и квалификаций, сообщает пресс-служба Представительства РПЦ при европейских международных организациях.

В сентябре состоялась конференция ЕРА в Риге. Материалы о ней размещены ниже.




Европейский русский альянс собрался в Риге

10.09.2006. http://eursa.org

Представители русскоязычных диаспор двадцати стран Европы съехались 9 сентября в Ригу на конференцию Европейского русского альянса «Культурная автономия для национальных меньшинств: опыт и перспективы».

Издатели и редакторы русскоязычных изданий, директоры русских школ, руководители русскоязычных общин смогли собраться на масштабное мероприятие в конференц-зале только что отстроенного отеля Islande благодаря личной поддержке евродепутата, сопредседателя объединения ЗаПЧЕЛ Татьяны Аркадьевны Жданок и поддержке её фракции Европарламента Greens/EFA. Вместе с председателем Альянса Мирославом Митрофановым и графом Петром Шереметевым она открыла и вела съезд Альянса.

Во время открытия конференции отец Антоний Ильин зачитал обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия к участникам Альянса. «Молитвенно желаю участникам конференции плодотворной работы, крепости сил, успехов и помощи Божией в предстоящих трудах», - написал Патриарх в своем послании. Текст обращения будет доступен на сайте www.eursa.org вместе с текстами докладов в течение нескольких дней.

Ряды Альянса пополнились еще одним латвийским участником – председателем Лиепайской русской общины Валерием Кравцовым.

Дальнейшую работу организации и её участников обсудили на заседании правления Альянса после конференции. Татьяна Жданок рассказала о книге о негражданах, которую планируется издать на английском языке. Предназначение этой книги – донести до сознания и сердца европейцев историю массовой дискриминации сотен тысяч коренных жителей Латвии. Было решено уделять больше внимания участию русскоязычных жителей Европы в общеевропейской и национальной политической жизни. Так что, возможно, скоро на сайте Альянса появится календарь выборов в разных странах Европы. А латвийским участникам, баллотирующимся в Сейм от ЗаПЧЕЛ, русские европейцы выразили свою солидарность и пожелали удачи на выборах.




Национальная автономия в различных форматах

Текст доклада на конференции ЕРА 9 сентября 2006 г. в Риге

10.09.2006, http://eursa.org/

Владимир ВИДЕМАНН

Принцип самоопределения наций был выдвинут впервые в начале XX века, взамен "принципа национальности" ("право нации"), который толковался как догма о преимуществах при любых обстоятельствах создания однонациональных государств: "Одна нация - одно государство". Со временем принцип самоопределения превратился в международно-правовую норму, обязательную для всех государств. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 637 (VII) от 16 декабря 1952 года записано, что "право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека". Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., гласит: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого закона они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право»".

Считается, что этот принцип имеет два аспекта - юридический и политический. В юридическом плане право на самоопределение признается за всеми народами и нациями. Однако определение формы, в которой реализуется это право в каждом конкретном случае (отделение, автономия, федерация и др.), является политическим вопросом.

Одной из таких форм будет национально-культурная автономия. Впервые концепция национально-культурной автономии была разработана в конце XIX века австрийскими социал-демократами Карлом Реннером и Отто Бауэром. Она строились на идее национально-персональной, экстерриториальной автономии, где источником и носителем национальных прав являются не территории, а сами нации. Не удивительно, что эта концепция появилась именно в Австрии - в то время одном из самых многонациональных государств Европы. После Февральской революции, на территории другого многонационального государства, бывшей Российской империи, было предпринято несколько попыток осуществления национально-культурных автономий: для мусульман России и Сибири, автохтонных народов Дальнего Востока, русского, еврейского и польского меньшинства на Украине, немецкого и шведского меньшинства в Прибалтике.

Очевидно, что принцип самоопределения вступает в противоречие с принципом территориальной целостности государства. В СССР идея экстерриториальной национально-культурной автономии не прижилась, большевики пошли путем строительства многонационального государства на основе неционально-территориальной автономии: автономные республики, автономные области, автономные округа и национальные районы-сельсоветы. Сегодня проект экстерриториального "права народов" пытаются продвигать отдельные идеологи-неоевразийцы, но в целом понятие национально-культурной автономии, как оно прописано в современном российском законодательстве и законодательстве других постсоветских государств, не имеет ничего общего с декларативным "правом народов" как ius gentius, а больше касается прав общественных организаций на культурно-просветительскую деятельность в том или ином формате.

Однако, это вовсе не значит, что тема национально-культурной автономии окончательно уходит с повестки дня в исторический архив. Благдатную почву для ее возрождения представляет Единая Европа как многонациональное, мультикультурное образование. Сам принцип "национального государства" подвергается в современной Европе радикальному пересмотру. Сегодня уже принято делать различие между "национальным" и "этническим" государством. "Национальное" - это такое, где законодательная деятельность осуществляется демократически избранным общенациональным (т.е. общегражданским) парламентом. С этой точки зрения, национальное государство может быть моно- или мультиэтничным, но не может быть недемократическим, ибо в этом случае законодательную власть осуществляет не "нация" как гражданское общество, а некая элита (опять же, моно- или мультиэтническая).

В современной Европе мы видим государственные образования как моно-, так и мультиэтнические, причем с разными пропорциями автохтонных и пришлых меньшинств. Компактно проживающие местные меньшинства больше заинтересованы в реализации для себя "советской" модели территориальной автономии, тогда как пришлые диаспоры видят перспективу в модели экстерриториальной культурной автономии в общеевропейском формате. Это - совершенно новая тема, которая только начинает проявляться в общественном сознании неавтохтонных диаспор Евросоюза. Правда, в самое последнее время она сильно нагружает и самые что ни на есть титульные нации - и моно (как в Германии), и мультиэтнические (как в Швейцарии).

Сегодня уже можно ставить вопрос о национально-культурной автономии литовцев в Ирландии, поляков в Великобритании или русских в Германии. Это уже не говоря про вероятные евро-автономии арабов, турок, индийцев и китайцев. С другой стороны, можно поднять тему культурных автономий, к примеру, англоговорящих или франкофонных диаспор Евросоюза. Разумеется, все это, в сущности, пока что совершенно праздные вопросы, но дискурс проблемы уже задан - самой жизнью.

Каким образом сложится европейская практика т. н. национально-культурных автономий (и сложится ли она вообще) - пока что никому не ясно, поскольку сами государства ЕС переживают сегодня парадоксальный процесс экономической и правовой консолидации, при одновременном усилении регионалистских тенденций, стремлении местных авторитетов воспроизвести в общем хоре собственный фальцет. Иными словам, юридический формат Единой Европы пока что строится по хорошо известному в теологии принципу "нераздельности-неслиянности". Это - хорошая загадка для политологов, бьющихся над созданием европейского Универсала согласия.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ