Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №130(15.09.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Казахская нефть

01.09.2005. Немецкая волна

В.Юрин, Я.Разумов, А.Нудельман

Нефтяная отрасль Казахстана – отрасль стратегическая, поскольку от её благополучия во многом зависит состояние всей экономики

Ситуации в этой отрасли в целом, а также спорам, последовавшим вслед за известием о продаже крупной нефтяной компании PetroKazakhstan китайской CNPC, посвящена наша рубрика "Фокус" – с Вячеславом Юриным.

Обширные запасы нефти являются основой экономической стабильности Казахстана. На фоне непрекращающегося роста цен на "чёрное золото" республика увеличивает объёмы добычи, а следственно, увеличиваются и доходы. На мировых рынках страна начинает играть всё более важную роль. В этом году в Казахстане, согласно прогнозам, будет добыто 63 миллиона тонн нефти. Как отмечает наш корреспондент Ярослав Разумов, это даже несколько опережает самые оптимистичные прогнозы местных властей.

Четыре года назад занимавший тогда пост премьер-министра Касымжомарт Токаев говорил о достижении в 2005 году объёма добычи в 57 миллионов тонн. Хотя до мировых лидеров нефтедобычи Казахстану ещё далеко – в списке производителей нефти он занимает 19-ю строчку, - прогресс налицо. Ещё несколько лет назад в первую двадцатку страна не попадала. Рост нефтедобычи продолжается вот уже десять лет, особенно он ускорился в последние годы, что вызвано в т.ч. постоянным ростом цен на "чёрное золото" на мировых рынках. С 2002 по 2004 г. добыча увеличилась с 45 до 59 млн. тонн. В перспективных планах – ещё более значительный рост. В 2010 году планируется добывать сто миллионов тонн, к 2015 г. превысить планку в 150 млн. тонн. Учитывая, что объёмы переработки нефти внутри страны относительны невелики – в настоящий момент порядка девяти млн. тонн в год, что, кстати, не покрывает потребностей самого Казахстана в нефтепродуктах, республика сможет и в дальнейшем оставаться крупным поставщиком углеводородного сырья на мировой рынок. В начале 90-х гг. в Казахстане курсировали слухи о том, что страна потенциально способна войти в число мировых лидеров в области нефтедобычи чуть ли не наряду с Саудовской Аравией. Базировались эти амбиции на ещё недостаточно исследованных в тот момент ресурсах казахстанской части шельфа Каспийского моря. Сейчас эксперты государственной программы освоения его казахстанской части оценивает геологические ресурсы региона в 12-17 млрд. тонн углеводородов. Это, в общем-то, единственный источник нефтедобычи в стране. Открытие новых месторождений на суше представляется многим геологам маловероятным. По их мнению, там всё разведано и освоено ещё при СССР. По мнению других, потенциальных ресурсы тут есть, но их добыча потребует очень значительных инвестиций. На шельфе же ресурсы в любом случае очень велики, хотя об их реальном объёме всё ещё идёт спор. Так, в июле этого года российского компания "Лукойл", проводя разведочное бурение на шельфовой структуре Тюб-Караган, находящейся в казахстанской части Каспия, вместо нефти наткнулась на глину. Раньше ресурсы этого района оценивались весьма высоко – примерно в 324 млн. тонн условного топлива. И хотя представители "Лукойла" и опровергают слух о бесперспективности дальнейшей разработки Тюб-Карагана, но и продолжать бурение ни в этом, ни в даже следующем году российская компания пока не спешит. Одно фиаско не ставит под сомнение потенциальную значимость всего этого региона, но даёт основания для более скромных ожиданий. Между тем, роль нефтяного сектора в экономике страны и так уже очень велика. По оценкам местных экспертов, вклад сырьевого экспорта Казахстана, а нефть в нём преобладает, в те впечатляющие цифры роста экономики, что демонстрирует страна в последние годы, очень велик. Он даёт более двух третей этого роста. Ещё больше значимость этого сектора в промышленности. По оценкам Агентства республики Казахстан по статистике, скоро она достигнет 50 процентов. "Пока самые высокие темпы роста промышленности будут именно в этом нефтедобывающем секторе, по крайней мере, на ближайшие пять лет. Когда ситуация изменится, сказать сложно", - заметил недавно один из экспертов. Такая ситуация беспокоит казахстанских экономистов, особенно ввиду скорого вступления страны в ВТО…

Впрочем, казахстанский рынок уже и сейчас, до вступления в ВТО считается более открытым, чем рынки стран-соседей. Так, среди нефтедобывающих компаний немало и иностранных. В ближайшем будущем одна из них – PetroKazakhstan – скорее всего, сменит владельца. За её акции Китайская национальная нефтегазовая корпорация СNPC готова заплатить 4 миллиарда 180 миллионов долларов. Совет директоров компании PetroKazakhstan, головной офис которой находится в Канаде, рекомендовал акционерам это предложение принять. Ещё бы – китайцы оценили PetroKazakhstan выше её рыночной стоимости. Между тем, в Канаде многие этой сделкой наверняка останутся недовольны. По их мнению, канадцев из Казахстана в последнее время просто выдавливали. Но власти страны видимо считают, что сотрудничество с Китаем будет выгодным не только с экономической, но и с политической точки зрения. Из Канады передаёт наш корреспондент Александр Нудельман.

Канадское деловое сообщество восприняло продажу компании PetroKazakhstan "дочке" Китайской национальной нефтегазовой корпорации CNPC International как серьёзное поражение. Некоторые канадские аналитики хотели бы надеяться на чудо. Вот что говорит Том Хартли, президент консалтинговой фирмы "Калгари энерджи груп", деловой партнер PetroKazakhstan. - "Единственная наша надежда на то, что казахстанские власти могут воспользоваться своим правом не разрешить сделку. Хотя, правительство Казахстана пока что ничего не сказало по этому поводу". Но, хранящие официальное молчание казахстанские власти, по мнению экспертов, на деле потворствовали юридическому давлению на PetroKazakhstan, вынудив, таким образом, его канадских владельцев продать компанию китайцам. Подвергшуюся юридическому преследованию компанию даже стали в шутку называть "тургайским Юкосом". И действительно, в последние несколько месяцев на компанию, зарегистрированную в Канаде, обрушилась лавина судебных исков. Так, следственный департамент Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью обвинил президента PetroKazakhstan Томаса Дворжака и финансового директора этой компании Клифта Джейя в монополистических действиях и ограничении конкуренции. Власти Казахстана затеяли также с канадской компанией тяжбу по вопросу сжигания неиспользуемого попутного газа и в связи с другими экологическими проблемами. Но окончательно добили канадских нефтяников угрозы их партнеров из "Лукойла". Российская компания была недовольна распределением доходов компании "Тургай Петролеум" – совместного предприятия "Лукойла" и PetroKazakhstan. Как сообщало агентство РосБизнесКонсалтинг, "Лукойл" вчинил своим канадским партнёрам иск на 220 миллионов долларов. При этом было заявлено, что истец может выдвинуть "требование по наложению ареста на счета или имущество PetroKazakhstan. После этого стало ясно, что компания, руководимая из Канады, не сможет удержать свои месторождения в Южно-Тургайском бассейне – одном из самых лакомых кусков каспийского нефтяного шельфа. Претендовать на лучшие нефтеносные участки казахстанского сектора Каспия мог лишь тот иностранный инвестор, который представлял интересы стратегических союзников Астаны, говорит Том Хартли: - "Я полагаю, что китайцы заручились полной поддержкой правительства Казахстана прежде, чем приступили к этой сделке. Крупнейшие мировые банки выразили готовность поддержать экспансию Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации на нефтяные месторождения Западного Казахстана, отмечает Том Хартли: - "CNPC сейчас ведёт переговоры с CitiGroup о финансировании сделки, и как мне представляется, дело уже решено положительно". Оптимизма финансистов по поводу сделки не разделяют топ-менеджеры западных нефтяных компаний, которые опасаются, что в недалеком будущем им станет намного сложнее покупать нефтяные месторождения по экономически обоснованным ценам...




Русские в Казахстане — политическая сила или заложники ситуации?

08.09.2005. АПН.ру

Ярослав Бутаков

Русские в Казахстане —Предстоящие президентские выборы в Казахстане задолго до объявления их даты начали захватывать своей интригой. Во-первых, до недавнего времени было неясно, состоятся они в нынешнем или только в будущем году. Во-вторых, пресловутый "оранжевый каток", прокатившийся по некоторым республикам бывшего Союза, грозит сделать грядущие казахстанские выборы впервые по-настоящему альтернативными. Так, по крайней мере, это дело представляется антиназарбаевской оппозиции и её вдохновителям и поклонникам.

Задолго до выборов начался розыгрыш так называемой "русской карты". Русскоязычное население Казахстана, как всем ясно, — довольно мощный электоральный фактор, способный повернуть избирательный процесс в любую сторону. По переписи 1999 г. оно, хотя и сократилось на 1,7 миллиона по сравнению с 1989 годом — годом последней советской переписи, тем не менее, составляет 4,5 миллиона человек (30 % на тот год). Вместе с украинцами, белорусами и представителями других национальностей, для которых русский язык является, если не вторым родным, то первым в быту, численность русскоязычных лишь незначительно уступает численности титульного народа. А по некоторым оценкам, на русском языке регулярно общаются 80 % населения республики. Понятно, что тот, кто сумеет разыграть "русскую карту" на казахстанских выборах, тем самым почти обеспечит себе в них победу.

Важным внешним проявлением новой ситуации в Казахстане стало активное участие русских общественных организаций в предвыборном процессе. Можно сказать, что впервые за годы независимости Казахстана русские в нём выступают не как объект, а как действенный субъект политики. Ещё одним симптомом видимых изменений является лояльность и даже покровительство официальной Астаны откровенно пророссийской идеологии и риторике русских организаций.

Вообще, есть нечто трогательное и волнующее в том, что русские в Казахстане, всячески демонстрируя свою лояльность России как основному Отечеству, в то же время выступают в поддержку действующей власти Казахстана. Это ли не момент наибольшего единения двух бывших братских народов и республик со времён распада Союза?

В отличие от ставки на Януковича, вариант с Назарбаевым выглядит изначально беспроигрышным для российского государственного руководства. Сценарий победы оппозиции выглядит настолько маловероятным, что мы даже не будем рассматривать здесь невыгодные перспективы подобной ситуации.

Однако предвыборная борьба уже привела к такому неблагоприятному явлению, как раскол русского движения в Казахстане. Далеко не все руководители и члены русских национальных объединений благосклонно восприняли установку на поддержку Назарбаева. Особенно много споров вызвало создание НКС — "Неформального Координационного Совета русских организаций в поддержку президента Назарбаева", или "русского блока", куда вошли Русская Община Казахстана, Славянское движение "Лад" и ряд других организаций русскоязычной общественности. Некоторые активные деятели русского движения объявили образование блока чуть ли не предательством русских национальных интересов и следствием подкупа отдельных лидеров, вступивших в "русский блок".

Наиболее непримиримую позицию в связи с этим занял руководитель Научно-исследовательского информационного центра "Русский обозреватель" Фёдор Мироглов. В открытом письме председателю "Лада" И.С. Климошенко, опубликованном на сайте КУБ 22 августа, он прямо обвинил того в продажности и измене национальным интересам русской общины: "Вспомните трагедию сотен тысяч вынужденных русских переселенцев… Вспомните… закрытые русскоязычные школы, толкование истории о "геноциде и колонизаторах" и многое другое". "Как и подавляющее большинство российских соотечественников", автор письма не видит "альтернативы действующей власти. К сожалению! Но это не значит, что её нужно восхвалять. Она этого не заслуживает".

Ф.В. Мироглов всегда был известен жёсткой, но в рамках закона, критикой национальной политики казахстанского руководства. В аналитических сводках о положении русских в Казахстане, издаваемом "Русским обозревателем" каждый год, Мироглов неизменно отмечал факты ущемления казахстанских русских в правах, стеснения деятельности русских организаций. Его статья в конце 2003 года, опубликованная в ИАП "Содружество", так и была озаглавлена: "Русские в Казахстане — вне закона". "В республике продолжается уже ничем не прикрытая реализация установок по ограничению возможностей деятельности организаций российских соотечественников в Казахстане, а также прямая дискриминация русских граждан по языковому, кадровому и ряду других признаков", — утверждал автор статьи.

Правда, презентуя (в феврале 2005) выпуск "Русского обозревателя" за 2004 год, Мироглов несколько смягчил прежние оценки, отметив, что Казахстан ныне — вторая после Белоруссии страна, где положение русских не вызывает опасения. Интенсивной миграции русских из Казахстана уже не происходит. Однако всего этого, по мнению Мироглова и разделяющих это мнение лидеров и активистов русских организаций, видимо, далеко недостаточно для того, чтобы русское население бросилось поддерживать действующую казахстанскую власть.

Известно, что в Казахстане и в России существуют заметные группы русских националистов, для которых режим Назарбаева однозначно ассоциируется с этническими чистками, направленными против русских. Питательной средой для подобных настроений является казачье движение, многие участники которого на территории Казахстана подверглись репрессиям. Отношение этих групп к существующей власти Казахстана и к легитимности самого этого государственного образования рисует, например, резолюция, принятая в конце 2000 года Советом атаманов Московского казачества (ИА "Славянский мир" от 15.12.2000). В ней, в частности, говорилось:

"Считать существующие границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан: а) недостоверными, б) исторически необоснованными, в) требующими пересмотра…

Добиваться проведения в ряде областей Казахстана референдума по вопросам возвращения русских земель…"

Совершенно ясно и то, что демонстрация явной солидарности российского и казахского руководств только усилит непримиримый настрой подобных политических групп по отношению к российской власти.

Позицию резкого неприятия поддержки Назарбаева выразил и заместитель председателя Кустанайской областной русской общины А.Денисов: "Власть использует русские организации в качестве презерватива" (интернет-газета "Республика" от 26 августа). В этой обстановке, по его мнению, можно говорить, что "русского движения в Казахстане нет".

Как считает Сергей Дуванов ("Русская карта" президента Назарбаева", russians.kz, 19.8 ), к поддержке Назарбаева многих русских толкает страх перед анархией и казахским национализмом. "Жупел национализма и анархии — это сегодня главные идеологические козыри власти". Между тем, этот страх есть лишь следствие того, что "власти имеют возможность при помощи мощного пропагандистского аппарата лавировать и раздавать авансы…, тогда как оппозиция даже не в состоянии довести свои взгляды до рядового избирателя". С.Дуванов полагает, что антирусский имидж казахстанской оппозиции искусственно и умело формируется командой Назарбаева, старательно разыгрывающей перед выборами "русскую карту". Поведение русских избирателей, как рядовых, так и лидеров, определяется только тем, по мнению Дуванова, что "их так запугали мифическим национализмом оппозиции, что они забыли, как ещё вчера возмущались вытеснением русских из Казахстана, национализацией госаппарата и ускоренным переводом делопроизводства на казахский язык".

Позиция русских противников Назарбаева сводится, в общем, к тому, что русским необходимо сохранять нейтралитет в схватке казахских политиков за власть. Этой точке зрения противопоставлена позиция одного из организаторов "Русского блока" — председателя движения "Лад" Ивана Климошенко. Отвечая на открытое письмо Мироглова, он, в частности, заявляет: "Сесть в сторонке и наблюдать, как дерутся "красные" и "белые" — позиция во всех смыслах опасная и политически порочная". Активное участие в политическом процессе выводит, по мнению Климошенко, русских в Казахстане из приниженного положения "квартирантов".

Идеологическое же острие атак русских сторонников Назарбаева на оппонентов отточено аргументами такого плана: "И если вы сегодня разрушаете евразийское пространство, на котором мы все живём, в угоду западному индивидуализму и вседозволенности, то вы являетесь людьми, несущими глобальное зло". Нужно согласиться, что это куда более весомо и неотразимо, чем обвинения в "продажности", которые, таким образом, даже не нуждаются в опровержении, ибо что может быть хуже "глобального зла", выражаемого "западным индивидуализмом и вседозволенностью"!

Однако нельзя не признать, что поддержка Назарбаева многими русскими — поддержка, которая, как легко можно предсказать, будет в преддверии выборов шириться — вызвана не столько авторитетом лидеров организаций "Русского блока", о многих из которых казахстанские русские и слыхом не слыхивали, и даже не "запугиванием" их "национализмом оппозиции", осуществляемым властью. Национализм оппозиции вовсе не мифический, и, чтобы заручиться лояльностью русских избирателей, Назарбаеву достаточно просто цитировать слова некоторых своих радикальных оппонентов, вроде С. Атакая, лидера партии "Алаш", имеющего к Назарбаеву "большие претензии" из-за якобы усилившейся за годы независимости "русификации казахов". По мнению Атакая, президент должен "строить мононациональное государство, обязанное обеспечить нормальные условия жизни прежде всего казахам". Так что русские в Казахстане, скорее всего, не забыли, как при Назарбаеве они выдавливались из госаппарата, престижных сфер деятельности и вообще из республики. Нет, просто они обоснованно опасаются, что, в случае победы оппозиции всё это повторится в ещё большем объёме.

Так вот, главный фактор, заставляющий многих русских в Казахстане оказывать поддержку действующему и, вероятнее всего, будущему президенту, — это впервые за много лет проявляющееся чувство солидарности и сопричастности с Матерью-Россией. Действует совершенно нехитрая связка: если за Россию — то за Путина — и за Назарбаева, поддерживаемого Путиным, а значит, поддерживаемого Россией. Если предвыборная кампания русского населения, имеющая такую психологическую подоснову, примет общеэтнический характер, то не послужит ли это мощным толчком к осознанию русскими в Казахстане себя как солидарной общности? Можно услышать, что "никогда за историю существования русской нации русским не удавалось создать сколько-нибудь эффективной диаспоры". Если это так, то надо же с чего-то начинать? И кто знает, не отметит ли история грядущую декабрьскую победу союза двух президентов как точку формирования политически действенной русской диаспоры?

Вот только хотелось бы верить, что интерес, проявленный российской властью к Казахстану, вызван не только конъюнктурными интересами верхов, и что больше никогда не повторится такая знакомая, типичная для всех последних лет, ситуация: "Государство [казахское — Я.Б.] твёрдо уверено, что россияне не заявят протест по поводу дискриминации соотечественников. А если что-либо корректно и заявят, то за дружеским обедом или публичным выступлением о приоритетности интеграции, необходимости сохранения русского языка, исторической дружбы, любви к России и прочих сладких слов, российские власти и общественность — презрительно многими казахстанскими политиками считаемую наивной, — вновь удастся убедить, что всё происходящее лишь маленькое недоразумение. Причём исправить это недоразумение пообещают немедленно, но в последующем, конечно, позабудут…". Кто сможет гарантировать, что не позабудут?




Мы на равных с… СУАР!..

09.09.2005. Сеть.kz

Тулеген Касымов

Размышления о китайской экспансии, обоюдовыгодном «партнерстве» и многовекторности Астаны

Кто-то из великих государственных мужей, кажется, Бисмарк, сказал: «Политика государства определяется его географией». Наша география такова, что мы расположены между Россией и Китаем, и именно их влияние на нашу политику является определяющим. Такой расклад, откровенно говоря, является не слишком удачным. И трудно сказать, как в дальнейшем наша география скажется на нашей политике.

О влиянии России на Казахстан и возможных негативных последствиях излишней ориентированности двух стран друг на друга было подробно изложено в прошлых номерах (см. “Призрак Майдана”, №4 “Сеть.kz” и “Астана ставит на Москву”, №6 “Сеть.kz”). Коротко напомним, что речь шла о нестабильности ситуации в современной России. По мнению некоторых аналитиков, в РФ назревает экономический и политический кризис, который неизбежно скажется на всех постсоветских государствах, включая и Казахстан. В этих условиях для Астаны было бы логично попытаться “прислониться” к Китаю с тем, чтобы найти в Пекине надежных союзников.

На коротком поводке

Однако особенность китайской внешней политики в том, что Пекин никогда не ориентируется ни на конкретные режимы, ни на конкретные личности, возглавляющие эти режимы. Наглядным примером является Пакистан, который являлся и является сердечным союзником Китая при любых режимах. Добился этого Китай очень просто - привязал Пакистан к себе в экономическом и военном отношении (хотя это открыто не признается, но ни для кого не секрет, что пакистанская атомная бомба была создана благодаря помощи китайских специалистов, и без Китая Пакистан никогда не сможет ни поддерживать, ни развивать свой ядерный потенциал). Поэтому режимы в Исламабаде могут меняться как угодно, но ни один из них уже просто не в состоянии разорвать отношения с Китаем, пусть даже эти отношения и выглядят весьма неравноправными.

Ну а как складываются отношения между Астаной и Пекином?

Великолепно, с точки зрения Китая, и просто удручающе, с точки зрения интересов Казахстана. В 2004 году внешнеторговый оборот между Казахстаном и Китаем достиг $4,5 млрд., но выглядит он весьма однобоко. Казахстан поставляет в Китай нефть, окатыши, цинк, сталь, черные и цветные металлы. Китай экспортирует в Казахстан текстильные и трикотажные изделия, пряжу, обувь, бытовую электротехнику, химреактивы, продукты питания, в т.ч. сахар и кондитерские изделия. Все это посредственного качества, поскольку более качественную продукцию КНР отправляет на более требовательные рынки - в Западную Европу и США.

К чему ведет такая экономическая политика Казахстан? К тому же, к чему она ведет Россию, - собственное производство становится ненужным и разваливается, а мы становимся зависимыми от Китая и переходим в разряд безнадежно отсталых стран, которым нечего предложить, кроме ресурсов.

Наша зависимость от КНР уже сейчас носит едва ли не тотальный характер: просто страшно подумать, что произойдет, если мы вдруг лишимся возможности приобретать дешевые китайские товары. В этом гипотетическом случае без средств к существованию останутся сразу сотни тысяч людей - “челноки”, торговцы на рынках, те, кто связаны с перевозками, и т.д. Большинство населения страны у нас кое-как существует за счет потребления дешевой китайской продукции, и, не будь ее, у нас натуральным образом грянет самая настоящая экономическая и социальная катастрофа. Нам даже одеться не во что будет - отечественная текстильная и швейная промышленность удовлетворяет лишь 8% потребностей внутреннего рынка, все остальное заполняет импорт, прежде всего китайский.

Другими словами, Китай уже экономически привязал нас к себе и держит “на коротком поводке”, и, значит, может диктовать нам свои условия. Ну куда мы денемся без китайских товаров, если продажа минеральных продуктов и металлов невысоких переделов у нас достигла 90% всего экспорта страны? Если из этой цифры более 63% приходится на продажу энергоносителей - нефти, газового конденсата и природного газа?

Если отечественная промышленность окончательно деградировала и не может удовлетворить внутренний рынок, а удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме нашего экспорта снизился менее чем до 1%?

Казахстан превратился в экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки. И все!

Наш партнер – СУАР

Обратим внимание, однако, на следующее. Казахстан не представляет для Китая серьезного интереса ни как поставщик нефти (тут его внимание направлено на Ближний Восток), ни как поставщик минеральных ресурсов (их у нас тоже мало), ни как рынок сбыта (он у нас микроскопический по мировым-то меркам), ни как стратегической партнер (страна со столь маломощной экономикой и столь незначительными вооруженными силами не может быть стратегическим партнером).

Тем не менее в планах Пекина и для нас есть место. Китай давно всерьез взялся за экономическое развитие своих северо-западных провинций, в частности СУАР, и подключил к своей программе Казахстан, не спрашивая нашего согласия. Свыше 80% торговли Казахстана с КНР занимает именно СУАР. Наши власти часто говорят о якобы партнерстве с КНР, гордятся своим участием в ШОС, мол, смотрите, какой у нас международный вес - мы даже с Пекином на равных! Но если называть вещи своими именами, на самом деле нашим партнером по существу является не Китай как таковой (мы для него слишком мелкая величина), а всего лишь один его автономный район, население которого уже сравнялось с населением Казахстана.

“Партнерство” же наше с СУАР схематично выглядит так. Мы продаем на Запад свои ресурсы и получаем доллары. Затем эти доллару утекают в Синьцзян-Уйгурский автономный район, а обратным потоком к нам движется ширпотреб настолько низкого качества, что он даже в самом Китае спросом не пользуется. Кооперативы в Урумчи расцвели на торговле с Казахстаном - на китайском рынке их продукция не имеет никаких перспектив. Мы превратились в источник финансирования экономики СУАР.

Мы всех обслуживаем: одним сплавляем ресурсы, экономику других накачиваем конвертируемой валютой и открываем свой рынок для всех. Единственный, кто неуютно чувствует себя на нашем рынке, это наш же собственный производитель. В то время как казахстанский президент постоянно уверяет, что не покладая рук работает на процветание нашей республики, процветать почему-то начал не Казахстан, а Синьцзян-Уйгурский автономный район.

И ведь что любопытно, если выбор в пользу экспорта ресурсов на Запад в Астане сделали сознательно, то в финансирование экономики СУАР Астана оказалась втянута, сама того не заметив. То, что в экономическом смысле мы настолько мощно привязались к СУАР, что разорвать эти связи для нас уже проблематично, в казахстанском правительстве, кажется, еще толком не понимают. Зато это уже поняли многие аналитики, с улыбкой воспринимающие разговоры о каком-то нашем партнерстве с КНР через посредство ШОС.

Крайне невыгодное и неравноправное “партнерство” с одним захудалым районом Китая - вот в действительности наш потолок. Еще пяток-другой лет такого “партнерства”, и не исключено, что политику Казахстана будут определять не в Астане и даже не в Пекине, а в каком-нибудь административном центре нашего южного соседа.

…Таким образом, география, определяющая нашу политику, у нас не просто неудачная, а даже тревожная. Наш северный партнер переживает смутные времена, грозя стать источником нестабильности на всем постсоветском пространстве. Южный же сосед затягивает нас в свою орбиту и фактически вынуждает за свой счет решать его проблемы, что мы безропотно и делаем. А неоднократно провозглашаемая у нас некая “многовекторная политика” на деле оборачивается отсутствием всякой политики вообще. Есть ли в Казахстане хоть один человек, который мог бы внятно сказать, какую, собственно, политику проводит наша страна по отношению к Северу, к Югу, к Европе, к США и другим регионам планеты?




К вопросу о национальной безопасности

07 - 10 сентября 2005. Континент

Антон Яровой(Алма-Ата)

Случившееся на днях уже третье за год повышение ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США, достигшее в сумме уровня 3,5 процентных пункта, сразу наталкивает на вопрос: где теперь будут брать дешевые заемные средства наши банки? А если брать их станет негде, то как они справятся с колоссальным кредитным бумом внутри страны, который под давлением конкуренции и растущего спроса уже побил все мыслимые рекорды?

Сообщение о том, что Китайская национальная нефтяная компания (CNPC) может приобрести работающую в Казахстане компанию "ПетроКазахстан", вошло в число главных новостей мировой экономики. Сегодня в мире практически нет свободных нефтяных активов, которые можно купить на открытом рынке. Не секрет и огромный интерес китайских государственных компаний к нефтяным активам по всему миру.

Китайцы всегда готовы платить больше рыночной цены, потому что им необходимо утолять нефтяной голод своей огромной быстро развивающейся экономики. Есть здесь и политический аспект. Китай стремится любыми средствами избежать зависимости от импорта энергоресурсов.

В свою очередь, для "ПетроКазахстан" китайцы – лучшие из потенциальных покупателей. Они заплатят больше кого бы то ни было, в результате чего владельцы компании получат огромную прибыль и, кроме того, вполне могут взять на себя те риски, которые накопились у "ПетроКазахстан" в Казахстане за последние полгода. Напомним, что государство предъявляло компании серьезные претензии, постоянно шли судебные процессы, в которых она выступала ответчиком. Скандальная репутация "ПетроКазахстан" в Казахстане это очень серьезный риск для любого стороннего инвестора. Но не для китайцев.

Но самая главная проблема сделки заключается в самом факте ее проведения фактически за спиной Казахстана, на территории которого находятся все нефтяные активы "ПетроКазахстан". Владельца недр два иностранных собственника просто поставили перед фактом, перепродав друг другу нефтяные запасы, как продают недвижимость в каком-нибудь африканском городе. И при всей масштабности обсуждения сделки в мировой печати и в комментариях представителей "ПетроКазахстан" ни разу нигде даже не затрагивался вопрос о позиции Казахстана по данной сделке. Получается, что этот вопрос никому неинтересен, поскольку позиция Казахстана по обсуждаемой теме не важна для окончательного решения вопроса? Это поразительный факт, владелец недр никак не участвует в решении стратегически важного для страны вопроса. И речь идет не просто о нефтяной компании, а компании, которая расположена в критически важном для Казахстана южном регионе страны с огромным количеством социальных и прочих проблем.

И вот тут начинается вопрос об экономической безопасности страны, без которого невозможно рассматривать данную сделку. А экономическая безопасность это фундамент безопасности политической.

Интересы государства и общества

Вопрос о национальных интересах республики в данном проекте совсем не праздный. Первая группа вопросов здесь связана с той внутриэкономической ролью, которую играет в нашей стране бизнес "ПетроКазахстан". Добыча нефти канадским концессионером по объемам сопоставима с добычей национальной компании "КазМунайГаз". Налоговые отчисления "ПетроКазахстан" формируют более половины бюджетных поступлений двух крупных южных областей. Кроме того, в наиболее густонаселенном южном регионе страны вертикально интегрированные структуры "ПетроКазахстан" являются основным поставщиком нефтепродуктов – здесь предприятия компании официально признана доминирующей. Соответственно, сделка по продаже этих предприятий, пусть даже совершаемая за пределами республики, подпадает под действие Закона о конкуренции, так как "влияет на конкуренцию на товарных рынках республики". Согласно его 18-й статье, сделка по продаже подобных предприятий "осуществляется только с предварительного согласия антимонопольного органа". Приобретающая сторона – в данном случае CNPC – должна была обратиться в Комитет РК по защите конкуренции с просьбой одобрить сделку. Контракты, которые заключены в нарушение такого порядка согласования, по закону признаются недействительными в суде. Кстати, "ПетроКазахстан", которую намерены приобрести китайские нефтяники, уже более года судится и со своими партнерами, и с госорганами, так что подобные коллизии для нее скорее всего не новы.

Конечно, административной или уголовной ответственностью топ-менеджеров "ПетроКазахстан" запугать трудно – у них, как это ни странно выглядит, накопился достаточно богатый опыт уклонения от этой ответственности. Но то, что подобная однозначная трактовка ситуации казахстанским законодательством – это как минимум сигнал к действию для уполномоченных государственных органов, не подлежит никакому сомнению.

Вторая группа вопросов касается экономических угроз Казахстану в целом. В этом смысле проект по продаже "ПетроКазахстан" может попасть в фокус интересов не только антимонопольного ведомства, но и органов национальной безопасности республики. Закон "О национальной безопасности в Республике Казахстан" в числе прочего регулирует экономическую безопасность, которая обеспечивается (цитируем) "сохранением и укреплением ресурсно-энергетической основы экономики страны", а также уменьшением уязвимости экономики за счет внешних факторов, возникающих в геополитическом окружении Казахстана. Исходя из этих требований, органы национальной безопасности контролируют использование экономических объектов, находящихся в иностранной собственности. Через КНБ при необходимости государство может вмешиваться в любой бизнес-процесс и блокировать любые решения, если они угрожают национальным экономическим интересам.

Теперь давайте посмотрим, какие стратегические угрозы национальным интересам республики создает продажа "ПетроКазахстан" Китаю. Первая из них – зависимость экономики от "моноэкспорта" сырьевых ресурсов в Китай. CNPC получает в свое распоряжение нефтяные активы в Казахстане и в то же время имеет прямое участие в трубопроводном проекте "Атасу – Алашанькоу", связывающем месторождения, на которых работает "ПетроКазахстан", с КНР. В итоге китайская сторона будет иметь доступ к казахстанской нефти уже не по мировым ценам, а по тем, которые ей удобны. Соответственно и налоги, и роялти, и другие отчисления в бюджет Казахстана Китай будет платить на основе своих рыночных интересов. Вторая очевидная угроза заключается в том, что внутренние рынки нефтепродуктов Казахстана, где "ПетроКазахстан" является одним из основных монополистов, оказываются в руках китайской стороны. А дальше сработает элементарная экономическая логика – Китай сможет диктовать Казахстану свои собственные и необязательно выгодные для нас условия.

Здесь мы подходим уже к вопросу о внутриполитической безопасности. Хорошо известно, что представляет собой в социально-политическом плане густонаселенный юг Казахстана. Именно на юге больше всего неработающей молодежи, и именно молодые люди с юга наиболее восприимчивы к идеям разного рода проповедников из сопредельных государств. Здесь же, на юге, самый низкий уровень доходов населения сельской местности. Почти вся Кызылординская область с ее Приаральем является зоной экологического бедствия. Нефтяные ресурсы "ПетроКазахстан" по идее должны быть подушкой безопасности в таком социально проблемном регионе, каким является Южный Казахстан. Но у китайцев другие задачи и, к сожалению, они далеки от интересов нашего государства в общем и текущих проблем региона в частности.

Все это не праздные предположения. По деятельности CNPC в рамках Актюбинского совместного проекта казахстанцы уже могли убедиться, что наши китайские партнеры, как, впрочем, и те же канадцы, мало склонны считаться с общественным мнением в нашей стране. Напрашивается вывод: если правительство Казахстана хотя бы могло оказывать давление на "ПетроКазахстан", управляемую канадскими акционерами, то влиять на будущих китайских хозяев этой компании будет значительно сложнее. За спиной CNPC в данном случае будут стоять не интересы каких-то частных акционеров, а вся государственная мощь нашего восточного соседа.

Не складывать все яйца в одну корзину

Здесь мы подходим к вопросу о стратегической сути выдвижения CNPC в нефтегазовый сектор республики. Как уже отмечалось, Казахстан далеко не единственная страна, чьи сырьевые активы вызывают интерес китайских нефтяников. В последние несколько лет КНР высказывала намерения купить целый ряд нефтегазодобывающих компаний в разных регионах мира. Причем за очень серьезные деньги. Можно назвать попытку другой китайской государственной компании CNOOC приобрести американскую нефтегазовую компанию Unocal за 18,5 млрд. долларов. Причем китайцы были готовы заплатить и больше, но вмешалось американское правительство, и в итоге Unocal был продан американской компании Chevron. Можно также вспомнить стремление китайцев приобрести российскую государственную компанию "Славнефть".

Однако наблюдается характерная тенденция: страны–экспортеры нефти не спешат продавать свои стратегические активы Китаю. Очевидно, они следуют простой логике: лучше продавать нефть туда, куда выгоднее, чем ставить себя в зависимость от долгосрочных китайских интересов. То же самое касается и маршрутов транспортировки нефти в КНР. Для восточносибирской нефти россияне выбрали не маршрут в китайский Дацин, а значительно более дорогостоящий трубопровод к Тихоокеанскому побережью. Пусть труба обойдется дороже, зато оттуда нефть можно будет отправлять и в Японию, и в Корею, и в тот же Китай, да хоть на Американский континент. Таким образом, россияне стремятся диверсифицировать свои экспортные маршруты, что безусловно выглядит дальновиднее, чем замыкаться на один, пусть даже и безмерно емкий китайский рынок. Они следуют общеизвестному и проверенному временем принципу: не класть все яйца в одну корзину.

Опыт других стран в нефтяном сотрудничестве с Китаем, очевидно, не может не учитываться в таком сложном вопросе, как продажа одного из крупных нефтегазовых активов Казахстана. И, возможно, именно в этом заключается объяснение того, почему молчит правительство Казахстана. Государство пока свое слово не сказало, и далеко не факт, что это будет слово согласия. Вместе с тем Китай слишком серьезный партнер для того, чтобы с ним шутить. Поэтому, торопясь сообщить на весь мир о грядущей сделке по продаже компании Китаю, нынешние владельцы "ПетроКазахстан" попросту подставляют Астану. Это не просто неуважительное, но недопустимое и – более того – вызывающее поведение по отношению к казахстанскому государству.

Следует понимать, что окончательное решение в вопросе о продаже "ПетроКазахстан" принадлежит только государству. А позиция руководства Казахстана по этому вопросу, безусловно, будет формироваться исходя не из чьих-то бизнес-планов или стратегических интересов наших соседей, а только на основе национальных интересов республики. Бежать впереди паровоза в данном случае – не самое благодарное занятие для любой из заинтересованных сторон.

Назарбаев обещает "золотые горы" и называет астрономические суммы

13.09.2005. Немецкая волна

Анатолий Вайскопф (Алма-Ата)

Эксперты опасаются, что он забудет про данные обещания, как только выиграет выборы

В понедельник в Астане продолжил свою работу Второй Гражданский форум неправительственных организаций Казахстана. Основное внимание участников и гостей было, правда, сконцентрировано не столько на деятельности НПО, сколько на выступлении президента страны Нурсултана Назарбаева. Последний, судя по всему, решил использовать Гражданский форум как еще одну возможность ознакомить население республики со своей предвыборной программой. Кстати, в понедельник партия власти «Отан» передала в Центральную избирательную комиссию Казахстана документы на регистрацию действующего главы государства кандидатом в президенты на предстоящих в декабре выборах.

С подробностями о том, что, собственно, заявил Назарбаев, выступая на Гражданском форуме, и как на это отреагировали жители страны, Анатолий Вайскопф:

По уже ставшему стандартным сценарию президент Назарбаев в очередной раз сообщил об экономических успехах Казахстана и своих планах «по достижению высокого уровня жизни простых казахстанцев». При этом Нурсултан Назарбаев называл прямо-таки астрономические суммы, которые будут выделены на здравоохранение, образование и науку, естественно, подразумевая, что он останется у руля государства.

Комментируя эти заявления, известный казахстанский политолог Досым Сатпаев заметил, что ныне действующий президент использовал своё участие в Гражданском форуме для очередной пропаганды своей предвыборной программы:

- Основной фишкой, коньком у президента является социально-экономическое развитие страны. На политическую тему он обращает внимание, но не столь значительное, как на экономическую. Это не удивительно, поскольку президент практически во всех своих выступлениях начинает и обычно заканчивает именно успехами в социально-экономической сфере, потому что считает, что это стало результатом именно его деятельности.

По мнению Досыма Сатпаева, Нурсултан Назарбаев прекрасно понимает, что вопросы о политических реформах, проведения которых требуют от него ведущие международные организации, являются его «слабым местом», а потому всячески старается их избежать. Более того, президент Казахстана, считает политолог, позволил себе проигнорировать заявление, сделанное на форуме главой Центра ОБСЕ в Казахстане Инваром Викки. Дело в том, что Инвар Вики, выступая в Астане в понедельник, зачитал обращение Генерального секретаря Организации безопасности и сотрудничества в Европе Марка Перрэн де Бришамбо к участникам Гражданского форума. В послании приветствовалось признание Конституционным советом Казахстана не соответствующими Конституции страны принятых Парламентом законов «Об НПО». Тем не менее, несмотря на столь явную позицию ОБСЕ в этом вопросе, Нурсултан Назарбаев дал понять, что контроль за деятельностью неправительственных организаций в республике всё равно будет осуществляться. По словам президента Казахстана, парламент и правительство будут строго следить как за зарубежными, так и за внутренними НПО на предмет строгого выполнения законов и Конституции страны: «Мы должны четко представлять: согласно нашим законам, иностранные организации, компании, общественные организации не имеют права вмешиваться в политическую жизнь нашего государства, не имеют права финансировать политические партии, тем более в электоральный период, не имеют права иметь средства массовой информации, кроме 20 процентов акций», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. По его мнению, некоторые иностранные НПО «нахальным образом закачивали деньги и дестабилизировали общество» в соседних странах, отчего эти «государства оказались беззащитными перед этим, и что теперь в этих странах, вы знаете лучше меня», - сказал Назарбаев, обращаясь к делегатам Второго Гражданского форума. Тем самым, заметил Досым Сатпаев, Нурсултан Назарбаев дал четко понять, прежде всего, представителю ОБСЕ, что позиция этой международной организации ему в принципе безразлична:

- В какой-то степени выступление Назарбаева в очередной раз демонстрирует, что Назарбаева не интересует мнение ОБСЕ, её представителей, что у Назарбаева в данный момент возникла даже некая аура всемогущества. То есть - он может позволить себе в нужный момент сказать последнее слово, поставить все точки над «i». И это на этом форуме было хорошо подчеркнуто. Президент тем самым намекнул, что в Казахстане хозяином является только он. И от него зависит длина поводка, который был накинут на НПО.

Длина же поводка, отметил Досым Сатпаев, судя по всему, определяется теми шестью миллионами евро, которые Нурсултан Назарбаев пообещал представителям неправительственных организаций выделить в ближайшее время. Естественно, средства будут предоставлены только в случае более тесного сотрудничества НПО с государственными структурами Казахстана. Другой вопрос, заметил Досым Сатпаев в беседе с корреспондентом «Немецкой Волны», вспомнит ли Нурсултан Назарбаев о своем обещании хотя бы через полгода. Ведь впереди выборы главы государства, и нынешнему президенту будет, чем заняться.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ