Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №127(15.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Клановая операция

04.07.2005. Коммерсант

Михаил Зыгарь

Узбекистан перенес удаление главы МВД

В конце прошлой недели МВД Узбекистана объявило о том, что глава министерства Закир Алматов болен и находится в больнице за пределами республики. Незадолго до этого в СМИ появилось сообщение, что господин Алматов перенес инсульт. Именно этот человек чуть больше месяца назад руководил подавлением восстания в Андижане. Он же считался одним из наиболее явных претендентов на роль преемника президента Ислама Каримова. Однако его нынешнее исчезновение с политической арены может означать, что сами события в Андижане были лишь эпизодом в межклановой борьбе за власть в Узбекистане и Закир Алматов в этой борьбе проиграл.

Еще месяц назад Закир Алматов держал в руках все основные рычаги власти в стране. Именно он командовал операцией по подавлению мятежа в Андижане, он же по ее окончании сопровождал журналистов, привезенных в город на показательную экскурсию. Сообщалось, что именно господин Алматов по поручению президента Каримова разговаривал с "акрамистами", засевшими в андижанском хокимияте, и именно он от имени властей давал официальные данные о количестве жертв.

Слухи о том, что с всесильным министром внутренних дел Узбекистана что-то стряслось, появились в Ташкенте на прошлой неделе.

Закир Алматов пропал, и почти весь июнь о его местонахождении ничего не было известно. Одну из первых версий происшедшего выдвинуло информагентство Fergana.ru, сообщившее со ссылкой на свои источники в МВД, что министр перенес инсульт и находится в кремлевской больнице. Кроме того, сообщалось, что к исполнению обязанностей главы МВД приступает бывший заместитель господина Алматова Тохир Мулажанов, который не так давно перешел на работу в службу национальной безопасности (СНБ) Узбекистана.

Самое мощное силовое ведомство в республике нечасто реагирует на публикации в независимых СМИ, однако в минувшую пятницу официальный представитель МВД поспешил опровергнуть слухи об инсульте шефа. Впрочем, официальное заявление вовсе не развеяло подозрений. Было подтверждено, что министр болен и довольно давно находится за пределами Узбекистана.

Впрочем, чиновник из МВД утверждал, что у господина Алматова не инсульт, а межреберная невралгия, сам он не в Москве, а "в дальнем зарубежье". При этом МВД заявило, что министр не вернется в Узбекистан в ближайшие дни, поскольку находится в "краткосрочном отпуске".

Буквально за несколько недель до трагедии в Андижане Закир Алматов стал фигурантом довольно странного скандала. Инцидент, связанный с его именем, остался практически неизвестным за пределами республики, зато переполошил всех местных независимых журналистов и правозащитников. В апреле этого года на одном из сайтов в интернете стали появляться публикации, подписанные неким Сафаром Абдуллаевым. Автор не скрывал, что имя вымышленное, утверждая, что под псевдонимом скрывается некий "одумавшийся" высокопоставленный сотрудник МВД. В десяти письмах Сафар Абдуллаев рассказывал о том, что в недрах МВД разработан план политических репрессий "2005-2007" против всех оставшихся в стране оппозиционеров, независимых журналистов и правозащитников. Попутно автор описывал брутальные порядки, царящие в МВД, и жестокий нрав министра Алматова, лично присутствующего на всех пытках политзаключенных.

Более того, Сафар Абдуллаев сообщал, что президент Узбекистана Ислам Каримов смертельно болен (отравлен тем же Закиром Алматовым), потому глава МВД и решил приступить к осуществлению своего плана, который может ему помочь занять президентское кресло. Наконец, в публикациях приводился черный список журналистов и правозащитников, расправиться с которыми МВД планирует летом нынешнего года.

После публикаций Сафара Абдуллаева все включенные в черный список журналисты написали открытое письмо Закиру Алматову, и он, как ни странно, откликнулся. Корреспондентов, значившихся в списке первых жертв репрессий, пригласили в МВД. Их принял замминистра Алишер Шарафутдинов, утверждавший, что все сообщения Сафара Абдуллаева – дезинформация, никаких политических репрессий МВД не планирует.

Публикация писем Сафара Абдуллаева закончилась очень драматично. В одном из последних своих посланий он признавался, что руководство МВД пытается выследить, кто из его высших чинов сливает информацию в СМИ, и в ближайшее время может выйти на его след. "Во имя собственного спасения Алматов также может ликвидировать всех сотрудников четырех спецотделов МВД (273 человека), которые имели непосредственный доступ к секретным разработкам МВД '2005-2007', уже в ближайшие дни",– говорилось в послании. А завершающая публикация предварялась словами: "Если вы читаете эти строки, значит, нас уже нет в живых".

Закончившийся за считанные дни до андижанской трагедии сериал "Сафар Абдуллаев" был весьма эффектным и правдоподобным – настораживал в нем только один момент, особенно бросавшийся в глаза в последних посланиях. Автор слишком явно противопоставлял МВД Закира Алматова и службу национальной безопасности, возглавляемую Рустамом Иноятовым.

"Министр МВД всегда ревностно относился к своему основному противнику Рустаму Иноятову потому, что последнему удалось сохранить лучшие кадры со времен КГБ, которые на самом деле отличаются большей толерантностью к проблемам узбекского народа",– писал Сафар Абдуллаев. В его описании СНБ представлялась высокопрофессиональной организацией, состоящей из честных и порядочных образованных людей, на 50% укомплектованной русскоязычными гражданами Узбекистана.

"Именно русскоязычный состав комитетчиков СНБ сегодня служит сдерживающим звеном репрессий клана Закира Алматова". Именно этим "опытным комитетчикам, вынужденным играть в игру авторитарного государства", которых "продолжает мучить совесть", по версии Абдуллаева, и противостоят "алматовские 'шестерки' с девятиклассным образованием". "В случае нейтрализации Рустама Иноятова с поста главы СНБ Закир Алматов сможет без всяких препятствий продолжить ход осуществления своих репрессий еще в больших, ужасающих масштабах",– пугал Сафар Абдуллаев в своем "самом предсмертном" послании.

Кланы Рустам Иноятов в Узбекистане и правда всегда считался основным соперником Закира Алматова. В отличие от главы МВД, руководящего своим ведомством с 1990 года, шеф СНБ находится на этом посту с 1995 года. Однако усиление его и его структуры традиционно считалось созданием противовеса мощному МВД, а сам Рустам Иноятов – ставленником "ташкентского клана", тогда как Закир Алматов – соперничающего "самаркандского". По мнению многих независимых аналитиков в Узбекистане, именно в начале этого года два политика и два клана вступили в решающую схватку за "наследство" Ислама Каримова. К примеру, письма Сафара Абдуллаева вполне могли быть частью тонкой придворной интриги, которую СНБ начала против МВД.

По одной из версий, андижанская трагедия также произошла благодаря молчаливому бездействию спецслужб. Многие очевидцы событий уверяли, что оружие, захваченное "акрамистами", было заряжено только холостыми патронами. Более того, андижанские повстанцы, бежавшие через Карасув в Киргизию, рассказывали, что тюрьма вовсе не была взята штурмом – двери заключенным открыли сами тюремщики. Уже на следующие дни после трагедии на улицах Андижана и Ташкента звучали предположения, что все происшедшее было результатом провокации спецслужб.

Многие узбекские правозащитники приводили такой аргумент: "Почему спецслужбы бездействовали всю ночь, пока 'акрамисты' брали под контроль Андижан, почему никто не воспрепятствовал захватам тюрьмы, воинской части, милицейского батальона, при том что силовые структуры были приведены в состояние повышенной готовности еще накануне?"

Таким образом, винить в начале андижанского восстания можно было бы СНБ, не предупредившую восстание. Но оргвыводов не последовало. Скорее наоборот – после событий в Андижане начало ухудшаться положение господина Алматова, несмотря на эффективно подавленный "мятеж". Вскоре после андижанских событий появилось сообщение о том, что спецназ МВД – самое мощное, элитное подразделение в ведомстве – передан в распоряжение минобороны и СНБ.

Казалось бы, Закира Алматова должны были осыпать почестями за спасение отечества. Но вместо этого он оказался окончательно дискредитирован. В том числе и в глазах собственных подчиненных, ведь среди жертв андижанских событий оказались многие милиционеры: во время подавления войска расстреливали всех без разбора, в том числе своих.

Очевидно, в ближайшее время Закир Алматов будет объявлен главным виновником андижанской трагедии, что улучшит имидж и усилит влияние "непричастных" – в первую очередь главы СНБ.

Вскоре Закир Алматов "заболел". И вне зависимости от реального состояния здоровья недавно всесильного главы МВД как политик и тем более как претендент на узбекский престол Закир Алматов, скорее всего, умер.




Не обращая внимания на поведение Узбекистана, Вашингтон рискует повторить свои прежние ошибки

04.07.2005. EurasiaNet

Ахмед Рашид

В своей речи 20 июня в Каире госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что США являются ярым сторонником глобальной демократизации. "Мы поддерживаем демократические устремления всех людей", – сказала Райс. К сожалению, приверженность Соединенных Штатов целям демократизации была поставлена под вопрос после того, как Вашингтон решил не обращать слишком большого внимания на андижанскую трагедию в Узбекистане.

Узбекские власти упрямо твердят, что 13 мая в узбекском городе Андижане при подавлении правительственными силами так называемого мятежа, якобы поднятого исламскими боевиками, были убиты 176 человек. Россия и Китай в числе немногих стран согласились с официальной узбекской версией событий. Соединенные Штаты, Великобритания и другие государства призвали провести независимое международное расследование, от которого Ташкент продолжает упорно отказываться. Между тем международные правозащитные организации настаивают на том, что солдаты открыли огонь без предупреждения и стреляли неизбирательным образом по мирным демонстрантам, убив при этом несколько сотен человек.

В то время как Райс и Госдепартамент все громче говорят о необходимости независимого расследования, министр обороны Дональд Рамсфелд, как сообщается, принимает меры для того, чтобы заблокировать расследование действий узбекского правительства.

Борьба внутри администрации не дает США возможности скорректировать курс, с тем чтобы заставить узбекского президента Ислама Каримова вести себя более цивилизованным образом.

Без сильного давления на Ташкент со стороны Вашингтона у предложения о проведении международного расследования вряд ли будут какие-то шансы на успех. В настоящее время вопрос о событиях в Узбекистане исчезает из поля зрения СМИ, а действия Каримова больше не стоят в повестке дня мировой дипломатии. И это именно то, к чему стремится Каримов, стратегия выживания которого зависит от того, закроет ли международное сообщество глаза на удушение в стране инакомыслия и аресты сотен очевидцев кровавой бойни.

Администрация Буша промолчала, когда Каримов закрыл Узбекистан для иностранцев, отказав в выдаче виз всем – начиная с журналистов и кончая сотрудниками медицинских благотворительных организаций. Вашингтон не выступил резко, даже когда Ташкент решил вышвырнуть из страны более 50 добровольцев американского Корпуса мира.

Кроме того, несмотря на наглые действия Узбекистана, негативная реакция гуманитарных организаций на кровавую бойню в Андижане не смогла обратить на себя серьезного внимания международного сообщества. Международному комитету Красного Креста (ICRC) и Верховному комиссару ООН по делам беженцев (UNHCR) так и не позволили встретиться ни с семьями жертв бойни, ни с теми, кто выжил. И ICRC и UNHCR пытаются сегодня убедить слабое соседнее государство – Кыргызстан не выдавать 570 узбекских беженцев, которым удалось скрыться после событий в Андижане.

Узбекские власти оказывают на своих кыргызских коллег давление, требуя вернуть беженцев, которых, скорее всего, ожидает наказание в случае репатриации, говорят правозащитники. Узбекистану уже возвращены четыре беженца. Попытки ICRC и UNHCR что-либо узнать о судьбе эти людей не принесли успеха. Существует опасность, что кыргызская сторона может выдать еще 29 беженцев, несмотря на обращения о невыдаче, с которыми выступил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

Решение Запада не оказывать давления на Каримова посылает ложный сигнал лидерам других преимущественно мусульманских государств. Наглость Каримова остается безнаказанной на радость диктаторам мусульманского мира. Теперь им понятно, что до тех пор, пока они поддерживают кампанию борьбы с террором, проводимую под командованием США, у них есть все шансы избежать наказания за грубейшие нарушения прав человека.

Несмотря на все попытки приспособиться к политике администрации Каримова, министерству обороны США вряд ли удастся сохранить американо-узбекский стратегический альянс, сердцевиной которого является доступ США к авиабазе в Карши-Ханабаде.

В последние недели подконтрольные государству узбекские СМИ выступают с нападками на Соединенные Штаты и Великобританию, используя выражения, недопустимые в отношениях между стратегическими союзниками.

Например, в комментарии от 23 июня, опубликованном узбекской газетой "Халк сози", западные СМИ обвиняются в публикации и передаче в эфир "клеветы и фальсификаций", касающихся андижанских событий. В статье далее говорится, что западные государства пытаются подорвать суверенитет Узбекистана, чтобы "захватить его [Узбекистана] богатства и использовать в своих интересах геополитическое положение страны".

В своей речи 20 июня в Каире Райс заявила: "В течение 60 лет моя страна, Соединенные Штаты, преследовала в этом регионе, на Ближнем Востоке, цели стабильности, поступаясь при этом демократией, – и мы не достигли ни того, ни другого. Сегодня мы меняем прежний курс".

Это не совсем так. И примером может служить Узбекистан. В Центральной Азии Соединенные Штаты, похоже, ожидают те же ошибки, что и на Ближнем Востоке. Что касается Узбекистана, то здесь "интересы безопасности" ставятся Соединенными Штатами выше, чем защита фундаментальных прав человека. Отсутствие реакции на действия таких лидеров, как пакистанский президент Первез Мушарраф и египетский лидер Хосни Мубарак, а теперь и на поведение Ташкента, гораздо более красноречивы, чем слова, которые произносит Райс. В итоге с демократизацией в мусульманском мире, скорее всего, придется подождать, а Соединенные Штаты будут подвергать все более серьезным угрозам свою собственную безопасность.




Kаримов разжился вертолетами и водометами

05.07.2005. Независимая газета

Владимир Мухин

Зачем это нужно России?

Недавний визит узбекского президента Ислама Каримова в Москву оказался на редкость продуктивным как для России, так и для Узбекистана. По сообщениям военных источников, президент РФ Владимир Путин подписал с главой Узбекистана меморандум, в котором Москва обязуется оказывать военную и военно-техническую помощь Ташкенту. В том числе зафиксирован важный пункт сотрудничества, связанный с возможностью размещать российские силы на узбекской территории в случае кризисных ситуаций в Центральной Азии. Для этого Узбекистан готов предоставить подразделениям ВС РФ до 10 своих военных аэродромов как на юге страны, так и на границе с сопредельными государствами СНГ – в первую очередь с Киргизией (Фергана, Андижан), Таджикистаном (Когайты, Сурхандарьинская область), а также с Казахстаном (Чирчик). То, что в этот список попал и аэродром «Ханабад» (близ Карши), говорит о том, что после решения Ташкента о запрете полетов со своей территории американских военно-транспортных самолетов эта военно-воздушная база не будет монопольно принадлежать Пентагону. Не исключено также, что Узбекистан совсем скоро откажет США в праве пользоваться этой базой. Тем самым визит Каримова в Россию показал, что Ташкент резко меняет свои геополитические ориентиры и вновь делает попытку сближения с Москвой.

В меморандуме Россия обязалась поставить Узбекистану уже в ближайшее время бронированные автомобили и спецсредства для разгона толпы (автоматическое оружие для стрельбы резиновыми пулями, водометы и газ «черемуха»). Кроме того, будут созданы совместные предприятия по среднему и капитальному ремонту бронетехники (в первую очередь боевых машин пехоты и бронетранспортеров), автомобилей, а также стрелкового вооружения. В страну поставят военно-транспортные вертолеты Ми-17 и ударные вертолеты Ми-24, которые организационно войдут в две создаваемые в Узбекистане горные десантно-штурмовые бригады (ДШБ) – по типу тех, что сейчас разворачивает Россия на Северном Кавказе. Количество поставляемой техники сейчас проходит этап согласования. Узбекские ДШБ будут призваны поддерживать действия погранвойск страны. Они должны будут охранять не только афганскую территорию, но и весь юг и юго-восток страны, то есть действовать на границах с Киргизией и Таджикистаном. Именно оттуда, по мнению узбекских военных, возможны прорывы экстремистских и террористических бандформирований, подобных тем, которые, по версии узбекского руководства, участвовали в майских событиях в Андижане.

Россия также поможет Узбекистану в подготовке военных специалистов не только в структурах Минобороны (это в основном будут летчики, разведчики, артиллеристы и офицеры ПВО), но и в учебных заведениях МВД и ФСБ России.

За постсоветскую историю Москва и Ташкент уже не раз сближались в военной области. Как правило, это происходило после крупных социальных потрясений в стране. Так, в феврале 1999 года узбекские террористы взорвали несколько бомб в центре Ташкента. После этого Узбекистан подписал с Россией несколько военных соглашений, благодаря которым были закуплены значительные партии стрелкового оружия, новые БТРы, а также военные вертолеты. Но после того как американцы решили войти в Афганистан, официальный Ташкент охладел к Москве и завел дружбу с США, предоставив им для ведения боевых действий свою территорию.

Правда, вскоре Каримов понял, что Пентагон и другие структуры НАТО не столько борются с афганскими талибами, сколько пытаются нарастить свое военное присутствие в регионе. И в свой последний визит в Москву узбекский лидер выступил уже со значительными нападками на Пентагон и Североатлантический альянс, сделав новый, но вполне ожидаемый очередной реверанс в сторону России.

Ряд аналитиков считает, что любая поддержка, в том числе военная, действий узбекского руководства в андижанских событиях нанесет непоправимый вред имиджу Москвы. «Я не исключаю, что от России могут отвернуться страны большой восьмерки. Международное расследование событий в Ферганской долине, где Ташкент допустил геноцид собственного народа, продолжается. Москва сейчас безоговорочно поддержала Каримова, хотя не известно, как она себя поведет, когда откроются новые подробности андижанской трагедии», – считает главный редактор информагенства «Фергана.Ру» Даниил Кислов. В то же время, он не исключает, что Россия, укрепляя узбекскую армию и стремясь присутствовать в регионе, создает условия для возможного давления на узбекскую власть, в том числе и в вопросах будущего преемника.

При этом вице-президент Международной группы по предотвращению кризисов (Крайсис Груп) Ален Делетроз, который более четырех лет проработал в Узбекистане, считает, что в этой стране весьма вероятна социальная революция. Так, он сказал «НГ»: «Мой прогноз состоит в том, что однажды, совсем скоро, в Узбекистане некие боевые группы, наверняка связанные с международным терроризмом, поднимут очередное восстание и сметут существующий режим». При этом он считает, что любое усиление армии лишь увеличит «кровавость» конфликта, который может быть развязан на территории страны.

Таким образом, наращивание военной мощи Узбекистана может иметь для России далеко идущие последствия. С одной стороны, Москва как бы поддерживает в стране ее лидера и укрепляет там свое геополитическое влияние. С другой – эта поддержка встречает все большее неприятие со стороны международных структур – ООН, НАТО, недвусмысленно предлагающих бойкотировать режим Ислама Каримова. Тем самым Москва создает предпосылки для собственной международной изоляции. Ни та, ни другая позиция в долгосрочной перспективе Москве не выгодна.




Выбор Ислама Каримова: Москва и Пекин, а не Вашингтон

06.07.2005. РИА "Новости"

Алексей Макаркин

Президент Узбекистана Ислам Каримов до последнего времени считался одним из партнеров США в Центральной Азии. Его страна была членом блока ГУУАМ, считающегося альтернативой российскому влиянию на постсоветском пространстве. В 2001 году на территории Узбекистана была открыта американская военная база: официально для содействия в проведении афганской операции. Однако к настоящему времени отношения Узбекистана не только с США, но и со странами Запада резко осложнились. Причем события в Андижане и требования международного расследования действий узбекских властей стали лишь своего рода "последней каплей". Отход Ташкента от однозначно прозападной ориентации начался значительно раньше, когда Узбекистан в 2002 году фактически заморозил свое членство в ГУУАМ. В мае же нынешнего года Каримов вообще объявил о выходе своей страны из этого блока. С чем же связано такое решение узбекского президента?

Очевидно, что для Ислама Каримова принципиальное значение имеет вопрос о том, как избежать революции? Эта тема стала для него актуальной еще до грузинских, не говоря уже об украинских, событий. По сути дела, в начале XXI века Каримов оказался перед выбором одного из двух рецептов предотвращения возможной революции, которые условно можно назвать "западным" и "российско-китайским".

"Западный" рецепт предусматривал плюрализацию политической жизни в стране, проведение свободных и контролируемых зарубежными наблюдателями выборов с возможно большим количеством участников. Эту модель США в настоящее время внедряют в самых разных странах – в одних случаях с помощью военной силы (Афганистан, Ирак), в других посредством политического давления (Ливан, Египет). Однако для Каримова такой вариант был неприемлем – ведь он предусматривает возможность поражения на выборах, последствия которого существенно отличаются от европейских. Так, смена власти в азиатских государствах, как правило, влечет за собой не цивилизованный уход в оппозицию, а масштабный передел сфер влияния в области политики и экономики.

Еще одна проблема – характер оппозиции. Например, в Ливане до гражданской войны 1975-1990 годов уже существовали демократические традиции. В иракском случае действовала многопартийная и, как выяснилось, достаточно укорененная среди населения эмиграция, представители которой сейчас пришли к власти. В Узбекистане, по сути дела, основной альтернативой власти являются радикальные исламисты, которым "западный" рецепт предоставлял возможности для легализации – речь идет о силах, организовавших мятеж в Андижане. Кстати, европейцы, настаивая на либерализации турецкого политического режима (без этого Турция не может рассчитывать на прием в ЕС), способствуют, сами того не желая, развитию в стране исламистского движения как альтернативы светскому государству Кемаля Ататюрка.

Таким образом, политическая логика подталкивала Каримова к принятию "российско-китайского" рецепта, который означает ставку не на демократизацию, а на стабильность, на сильную власть и сохранение действующего режима, которому дается карт-бланш в вопросе противостояния оппозиции, особенно, если последняя прибегает к вооруженным методам борьбы. Отсюда и выход Узбекистана из ГУУАМ, и активизация его деятельности в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), неформальными лидерами которой являются Россия и Китай. Эта же тенденция была подтверждена и в ходе нынешнего саммита ШОС в Астане. Понятно, что и Россия, и Китай поддержали действия каримовского режима в Андижане, позволив последнему избежать международной изоляции, на которую его, на первый взгляд, обрекала жестко негативная позиция западных государств, СМИ и общественных организаций.

В ответ Россия ожидает от Узбекистана реальных шагов по сближению с ней в различных сферах, включая оборонную. Так, ожидается переориентация технического оснащения и обучения армии Узбекистана с натовских стандартов на российский вариант. "Наши двусторонние отношения в военной и военно-технической сферах в последние годы зримо набирают темпы", - заявил на минувшей неделе российский министр обороны Сергей Иванов. По некоторым данным, речь идет также о предоставлении узбекской стороной России своей инфраструктуры, в частности, военных аэродромов для проведения возможных российских спецопераций в кризисных ситуациях. Возможно, что в перспективе может быть поставлен вопрос и о возвращении Узбекистана в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – блок, объединивший Россию и ее военно-политических союзников на постсоветском пространстве. Напомним, что этот договор был подписан в 1992 году именно в Ташкенте.




Пресс-релиз МИД Республики Узбекистан

07.07.2005. УзА

В связи с широким обсуждением в средствах массовой информации, выступлениями и обращениями отдельных политиков и аналитиков к Декларации глав государств-членов ШОС, принятой в Астане, по вопросу о необходимости, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции по Афганистану определились с конечными сроками временного использования объектов наземной инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территории стран-членов ШОС, МИД Республики Узбекистан заявляет следующее:

Во-первых. Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством США о транзите по территории и доступе к военной инфраструктуре в Республике Узбекистан и ее использовании, подписанное 7 октября 2001 г., было продиктовано в первую очередь стремлением узбекской стороны как активной участницы антитеррористической коалиции в Афганистане, внести свой посильный вклад в дело устранения непосредственной угрозы со стороны талибов и сил международного терроризма, территориальной целостности, безопасности и стабильности Узбекистана, как суверенной страны.

Основной целью предоставления аэродрома "Ханабад" в пользование США ставилось проведение поисково-спасательных мероприятий и операций по оказанию гуманитарной помощи при осуществлении боевых операций на сопредельной территории Афганистана.

Во-вторых. Предоставление территории аэродрома "Ханабад" в пользование военно-воздушным силам США и при подписании Соглашения и в дальнейшем при обсуждении сроков пребывания контингента вооруженных сил в "Ханабаде" всегда рассматривалось и обусловливалось в прямой связи с проведением военной операции на севере Афганистана.

Другие варианты перспектив пребывания контингента вооруженных сил США на территории Узбекистана узбекской стороной не рассматривались.

При этом следует отметить, что США практически никаких выплат по оплате фактически произведенных узбекской стороной дополнительных затрат по охране аэродрома "Ханабад", созданию и эксплуатации необходимой инфраструктуры, компенсации ущерба экологии и неудобств для населения не производили.

Оплата в части осуществления взлетов и посадок воздушных судов США с территории аэродрома с первых же дней эксплуатации и до последнего времени также не проводилась.

По мнению МИДа Республики Узбекистан, эти принципиальные соображения должны лежать в основе обсуждений вопроса о перспективах пребывания контингента вооруженных сил США на аэродроме "Ханабад".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ