Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №126(01.07.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


КАЗАХСТАН




Казахстанские Гапоны?

11.06.2005. Кризис России

Максим Леонидов

Комментарий редакции «Кризис России»:

Вопрос связи власти и лидеров оппозиции - вопрос далеко не праздный.

С одной стороны, известно, что в результате "цветных" революций на пространстве бывшего СССР к власти приходят люди, ранее сами находившиеся на далеко не самых низких постах в государстве. Действительно, Саакашвили, ныне покойный Жвания, Бурджанадзе — все были продвиженцами Шеварднадзе. Ющенко был премьер-министром, Тимошенко - вице-премьером при Кучме. В Киргизии Феликс Кулов, как известно, был одним из крупных деятелей режима Акаева.

С другой стороны, известно, что зачастую власть сама создает карманную оппозицию, для того, чтобы контролировать протестные настроения населения.

В публикуемой нами статье рассматривается современная ситуация власть - оппозиция в Казахстане - еще одной бывшей советской республике.

Если задать вопрос, возможно ли у нас то же,что произошло в Киргизии, то придется ответить - да, возможно.

Из выступления Дариги Назарбаевой на съезде партии «Асар», 7 июня 2005 г.

Маленькой политической сенсаций стали недавние заявления лидера партии «Асар» («Всем миром») Дариги Назарбаевой о возможности повторения киргизских событий в Казахстане.

«В мире возникла новая практика - экспорт демократии. Это, по сути, новая технология внедрения управляемых правительств на территории, представляющей стратегический интерес. И Казахстан может стать объектом внимания внешнего псевдодемократического давления. Экспортеры демократии не присылают в страну части спецназа и не предлагают качественно новых идеологических ценностей, они лишь предельно концентрируют внимание на нерешенных проблемах, на недостатках действующей власти, на ее просчетах и ошибках».

По словам дочери президента, уже сегодня «страна испытывает на себе действие внутренних деструктивных сил», готовящихся к президентским выборам, которые должны состояться в декабре 2006 года.

Действительно, в сегодняшнем Казахстане действует ряд оппозиционных партий - Демократическая Партия Казахстана «Ак Жол» («Светлый Путь»), отколовшаяся от нее группа «Настоящий Ак Жол», существующий на нелегальном положении «Демократический Выбор Казахстана» (ДВК). На базе последнего предпринимаются попытки зарегистрировать новую радикально-оппозиционную партию «Алга, ДВК!» («Вперед, ДВК!»). Кроме того, недавно был сформирован предвыборный блок «За Справедливый Казахстан», объединяющий основные оппозиционные силы страны.

Наиболее видные представители объединенной оппозиции - Жармахан Туякбай (бывший спикер парламента), Алтынбек Сарсенбаев (бывший министр информации и посол в России), Булат Абилов (бывший депутат парламента), Ораз Жандосов (бывший вице-премьер), - «считают своим гражданским долгом рассказывать всю правду» о зажиме в Казахстане средств массовой информации, подтасовках на избирательных участках, коррупции в органах власти и т. п.

Другой вопрос, что прекрасно осведомленные обо всех этих «пороках режима» деятели почему-то нашли нужным заговорить о них только после завершения своих карьер на высших уровнях государственной власти…

Кроме того, известно, что выпасть из «политической колоды» в Казахстане (как, впрочем, и попасть в нее) достаточно сложно (кто Хозяин этой колоды - совершенно очевидно). Из известных фигур это «удалось», пожалуй, одному лишь «казахстанскому Березовскому» - Кажегельдину.

Поэтому «антисемейные» выпады нынешних оппозиционеров не следует воспринимать слишком серьезно и однозначно.

Каждый из них обязан своей постсоветской карьерой одному человеку - Нурсултану Назарбаеву.

В этом отношении очень показательна фигура Алтынбека Сарсенбаева. Вот как описывал этапы его карьеры Заманбек Нуркадилов, лидер движения «Прозрачный Казахстан»:

«Из всех, которые сегодня лидируют в оппозиции, одного знаю более чем хорошо - это Алтынбек Сарсенбаев. Он был совсем мальчиком, чуть более 20 лет, привели его мои родственники. Я вообще трайбализмом никогда не увлекался. Привели ко мне: «Вот молодой человек. Посмотрите на него!» Я тогда работал мэром города. Он умный, рассудительный, аналитик. Поговорил. «Кем работаешь?» Сарсенбаев: «Я работаю редактором студенческой газеты «Оркен - Горизонт». Еженедельная газета была. Мне нравилось. На казахском, русском языках печаталась.

Что тебе не хватает: офиса, телефона, помощи? Оказалось все нужно. Был офис, два-три телефона, связь, мы им помогали. Короче говоря, студенческая газета начала поднимать свой рейтинг. В один прекрасный день этот молодой человек приходит и говорит: «Освободилось место зав. отдела по идеологической работе Совмина. Хочу работать там».

Я могу сегодня сказать, я просто зажал так тогдашнего заместителя председателя Совмина Мырзатая Жолдасбекова, что ему деваться было некуда. Мои силы оказались сильнее, убедительнее, чем доводы Жолдасбекова, что он молод. Не буду говорить подробностей. Короче говоря, он познакомил его с Назарбаевым и он с тех времен - 24 или 25 ему было, - он стал зав. отдела Совмина. И почему-то Жолдасбеков очень полюбил этого молодого человека и стал его брать с собой в любые места, где можно и где нельзя. И на одной из посиделок Жолдасбеков начал очень нелестно говорить о Назарбаеве, а у Сарсенбаева были личные телефоны и прямые контакты с Назарбаевым. Он отпросился вечером из гостей. Поехал и сообщил Назарбаеву то, что сказал Жолдасбеков. И в три часа ночи тот был снят с работы. Это было первое предательство Сарсенбаева.

Второе предательство, чтобы занять место вице-премьера, вернее тогда Куаныш Султанов стал вице-министром, а он занял место министра информации. Теперь ему надо было занимать место вице-премьера. Он стал доносить, какой плохой министр был Куаныш Султанов и какие нарушения допускал (это мне сам Султанов сказал). И того заставили баллотироваться в депутаты и пообещали место спикера. Это было второе предательство Сарсенбаева. Потом предал он меня, предал Нурлана Оразалина и кого-то еще. Такими предательствами он проработал около 10 лет министром. Он сейчас борется за свободу прессы. А ведь это он предал все СМИ, закрыл все свободные и несвободные телеканалы. Это его инициатива. Другие, может, подписывали, но это был он. Я даже удивился, когда по возвращении из посольства в Москве почему-то он решил стать оппозиционером против Назарбаева. Ну, думаю, началось очередное предательство, дай бог, чтобы этим предательством все закончилось…»

Однако есть основания полагать, что ни о каком предательстве речи и нет - лидеры блока «За Справедливый Казахстан» люди вполне разумные и предсказуемые. А суть дела в тонкой политической комбинации со стороны действующего режима: поскольку последние парламентские выборы продемонстрировали не слишком приятные для прямых ставленников власти результаты - партия «Асар» получила лишь несколько депутатских мандатов, а ДПК - менее 1% голосов избирателей, - то под будущие выборы в администрации Назарбаева было решено сформировать колонну псевдорадикальной оппозиции с «карманными лидерами» во главе.

Об этом прямым текстом уже сказал упоминавшийся выше Заманбек Нуркадилов (старый знакомый Назарбаева еще по ЦК Компартии Казахстана, бывший мэр г. Алматы, «обидевшийся» на президента после возбуждения против него серии антикоррупционных дел): «Для меня это было хорошим знаком, что Сарсенбаев пришел в стан оппозиции и начнет сейчас, как говорят, открывать все секреты бывшего своего патрона Назарбаева. Но этого не оказалось, он начал работать исподтишка, внедрился туда очень хорошо и начал, как говорят, подтачивать весь фундамент этого «Ак Жола». Я вам откровенно и честно могу сегодня сказать, что Сарсенбаев из команды президента никогда не уходил и не собирается уходить. Он работает на команду президента. Он выполняет стратегическую программу президента Назарбаева… Это как раз итог его успешной работы по подрыву всего оппозиционного блока «Ак Жола», ДВК, КПК и закрытия всех газет и всей печати, в которой негативно пишут о Назарбаеве».

Вот так вот. Восток - дело тонкое…

P. S. По мнению многих казахстанских экспертов, Жармахан Туякбай - главный кандидат от оппозиции на будущих президентских выборах, - не обладает реальным политическим «весом» и не пользуется авторитетом у основной массы избирателей. Он также является человеком Назарбаева, работающим на раскол и ослабление оппозиции, и в ходе президентских выборов отдаст свои голоса кандидату от власти. Наконец, о том, что сами лидеры оппозиции не слишком серьезно относятся к своей «политической миссии», свидетельствуют постоянные мелкие склоки и скандалы в руководстве объединения «За Справедливый Казахстан». Например, недавно Туякбай обвинил Абилова и Жандосова в сокрытии упреждающей информации о готовящемся нападении на лидеров оппозиции в городе Шымкенте. По его мнению, они наверняка владели информацией о планируемой властями провокации и срыве учредительного заседания южно-казахстанского областного филиала движения. В свою очередь, Абилов и Сарсенбаев также обвинили Туякбая в том, что он не владеет ситуацией в родном для него регионе Южно-Казахстанской области, а все заявления Туякбая, что Юг республики поддержит его кандидатуру, не соответствуют действительности. Но, разумеется, гораздо чаще лидеры оппозиции обвиняют друг друга в нечистоплотном расходовании партийных средств…




Оппозиция на экспорт

20.06.2005. Немецкая волна

Анатолий Вайскопф (Алма-Ата)

В самое ближайшее время в Бишкеке может открыться официальное представительство казахстанской оппозиции

Этот вопрос уже обсуждался на встречах с лидерами политических сил Киргизии и с и.о. президента страны Курманбеком Бакиевым. Обо всём этом сообщил в интервью "Немецкой волне" один из руководителей Заграничного бюро казахстанской оппозиции Серик Медетбеков, который сам принимал в этих переговорах активное участие. Подробности – в сообщении нашего корреспондента Анатолия Вайскопфа.

Как заметил Серик Медетбеков, новые власти Киргизии с пониманием отнеслись к инициативе казахстанских демократов и пообещали оказать им посильное содействие. Объясняя желание казахстанской оппозиции открыть представительство именно в Бишкеке, Медетбеков отметил, что в последнее время правящая элита Казахстана стала проводить жёсткую политику по отношению к демократическим силам. Такое развитие ситуации не устраивает объединенную казахстанскую оппозицию, а потому её лидеры решили обратиться за помощью к своим киргизским соратникам по демократическому лагерю, подчеркнул Серик Медетбеков. И при этом заметил, что "если власти революционной Киргизии согласятся поддержать казахстанскую оппозицию, то это позволит демократическим силам Казахстана наладить более эффективную работу с населением в своей стране". Дело в том, что от столицы Киргизии до крупнейшего мегаполиса Казахстана – Алма-Аты – всего 240 километров. Ещё ближе казахстанско-киргизская граница, которая проходит в 20 километрах от Бишкека. Идею об открытии там представительства казахстанской объединенной оппозиции активно поддержал и лидер киргизской партии «Эркиндик» Топчубек Тургуналиев. При этом в интервью «Немецкой волне» он выступил с предложением открыть в Бишкеке представительства демократических сил всех стран Центральной Азии:

- Я бы хотел, чтобы в ближайшем будущем сюда в Кыргызстан перебрались казахские, узбекские, таджикские друзьям! Чтобы они боролись отсюда! Почему они должны находиться за 14 тысяч километров где-нибудь в Вашингтоне?

По словам Топчубека Тургуналиева, в правильности этой идеи он собирается убедить и президента – сразу же после выборов. Кроме того, подчеркнул Тургуналиев, в настоящий момент назрела острая необходимость проведения Форума демократических сил, где должны быть рассмотрены вопросы более тесного сотрудничества накануне президентских выборов в странах Центральной Азии. Сейчас, заметил лидер партии «Эркиндик», вопрос лишь в том, где этот Форум будет проходить – в Бишкеке или в одном из городов Западной Европы. Между тем, в Казахстане после выступления на брифинге в Астане председателя Центральной избирательной комиссии Оналсына Жумабекова с новой силой вспыхнули споры вокруг даты проведения президентских выборов. По словам Жумабекова, ЦИК считает, что в соответствии со статьями 94 и 41 Конституции Казахстана, голосование должно пройти в первое воскресенье декабря 2006 года. И нет ничего противозаконного в том, что Нурсултан Назарбаев до очередных выборов будет исполнять обязанности главы государства сверх срока ещё 11 месяцев. Однако при этом Оналсын Жумабеков заметил, что это его мнение, окончательную же точку в затянувшихся дискуссиях вокруг этого вопроса могут поставить лишь депутаты мажилиса, поскольку это их прерогатива. Что касается демократических сил Казахстана, то для них вопрос о дате выборов главы государства уже давно решен. Как подчеркнул в разговоре с корреспондентом «Немецкой волны» один из руководителей Заграничного бюро казахстанской оппозиции Серик Медетбеков, они должны состояться 4 декабря 2005 года, и открытие представительства демократических сил Казахстана в Бишкеке – это шаг навстречу предстоящим этим выборам.




Вокруг престола

22.06.2005. Эксперт-Казахстан

Александр Константинов

Несмотря на формально сохраняющуюся неясность со сроком проведения президентских выборов в Казахстане, дата, похоже, уже определена

Несмотря на формально сохраняющуюся неясность со сроком проведения президентских выборов, дата, похоже, уже определена - 4 декабря 2005 года. Именно к ней готовится и власть, и оппозиция

Запрос, сделанный членом партии "Отан", депутатом мажилиса Валерием Котовичем, должен ускорить разрешение коллизии, возникшей с определением сроков и даты выборов президента Казахстана. Напомним, что министр юстиции Загипа Балиева и председатель ЦИК Оналсын Жумабеков настаивают на том, что выборы президента Казахстана должны пройти в декабре 2006 года. По словам Балиевой, согласно Конституции республики дата президентских выборов "назначается в определенный период времени, по календарному плану это август 2006 года". Срок полномочий действующего президента Казахстана истекает 20 января 2006 года. Соответственно, выборы будут проведены в первое воскресенье декабря 2006 года. Позднее эту дату подтвердил преемник Загипы Балиевой Оналсын Жумабеков.

С подобной временной трактовкой категорически не согласны представители казахстанской оппозиции, которые считают, что выборы президента должны пройти в декабре 2005 года, мотивируя это тем, что начиная с 20 января 2006 года мандат президента закончится и назначение выборов на декабрь 2006 года позволит действующему президенту еще 11 месяцев находиться у власти. Депутат Котович говорит, что "многие известные юристы республики" сходятся в одном: есть коллизия между положениями ст. 94 Конституции Казахстана о том, что "очередные президентские выборы должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря", и статьями 41 и 43, где закреплена семилетняя продолжительность, сроки назначения выборов и вступления в должность президента республики.

В мае этого года в интервью российскому журналу "Евразия" президент страны Нурсултан Назарбаев, говоря о дате проведения выборов, сказал: "Что касается сроков будущих президентских выборов, то Центризбирком считает, что по закону они должны состояться в декабре 2006 года. Нет причин не доверять позиции Центризбиркома". Казалось, вопрос снят с повестки дня. Однако последовал упомянутый выше депутатский запрос. "Вы, уважаемая министр, на своей сомнительной основе, как теперь я полагаю, предлагаете нашему народу жить следующие семь лет с сомнительным и даже не вполне легитимным президентом. Одновременно я не представляю и то, каковы будут политико-правовые основы власти высшего должностного лица, у которого срок действия всенародного мандата завершится 20 января 2006 года", - заявил Валерий Котович, обращаясь к Загипе Балиевой.

Депутат попросил, чтобы министр и председатель ЦИК на заседании мажилиса парламента высказали официальную точку зрения по этой проблеме, "так как объявление очередных президентских выборов согласно ст. 56 Конституции - это исключительная прерогатива мажилиса, и нам, депутатам мажилиса, очень важно при принятии этого решения не допустить ошибки с возможными судьбоносными последствиями для страны", - говорит он.

Смысл здравый и юридический

С точки зрения здравого смысла никакого противоречия и проблемы нет. Нурсултан Назарбаев действительно вступил в должность 20 января 1999 года, победив на состоявшихся 10 января того же года досрочных президентских выборах. Подчеркнем - досрочных, то есть прошедших вне плана. Официально полномочия президента заканчивались 1 декабря 2000 года. Сам же процесс выборов в штатном режиме достаточно четко и ясно прописан в действующей Конституции. Если следовать положениям раздела 3 Конституции, то вступление в должность победившего на выборах кандидата, при условии проведения избирательной кампании в октябре-декабре 2005 года, состоится во вторую среду января 2006 года, а точнее, 11 января. То есть де-факто семилетний срок полномочий Нурсултана Назарбаева сократится на 9 календарных дней. В случае проведения выборов в декабре 2006 года будет равен без нескольких дней 8 годам. Казалось бы, какие могут быть дискуссии? Тем более что в разделе 3 Конституции нет четкой привязки к конкретным датам - срок полномочий действующего президента заканчивается с момента принятия присяги новым руководителем страны.

Однако логика сторонников выборов в 2006 году, а к ним помимо двух вышеупомянутых чиновников необходимо отнести и лидеров партий, позиционирующих себя как пропрезидентские (прежде всего "Отан" и Аграрная), а также чиновников администрации президента (советник главы государства по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев) и ряд юристов, базируется на нормах раздела 9 Основного закона страны, в которых говорится о "заключительных и переходных положениях".

Само появление этого раздела в тексте Конституции носит временный характер и должно было обеспечить безболезненный переход от Конституции РК 1995 года к Конституции 1998 года. Собственно, положениями п.1 статьи 94 этого раздела уже один раз воспользовались в 1999 году при проведении досрочных президентских выборов. В этом же пункте 1 ст. 94 говорится, что "Президент Республики, избранный по итогам этих выборов (досрочных. - Прим. "ЭК"), приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет (выд. - автором) в первое воскресенье декабря". Собственно, именно это словосочетание "после семи лет" и стало поводом для дискуссии, которая продолжается в течение последнего полугодия. Других оснований у сторонников "выборов-2006" просто нет. Несмотря на кажущуюся абсурдность, каждая из сторон имеет твердое юридическое обоснование.

Разрешить этот бесконечный спор и собрался депутат Котович. Впрочем, другой депутат мажилиса и товарищ Валерия Котовича по партии "Отан" Амангельды Таспихов считает запрос коллеги в адрес председателя ЦИК и министра юстиции достаточно странным. "Депутатский запрос Валерия Котовича не делает чести парламенту. Любой депутат, любой начинающий юрист знает, что ни один госорган, ни один руководитель государственного органа не может трактовать нормы Конституции. Конституцию толкует только Конституционный совет. К нему могут обратиться президент, правительство и не менее пятой части депутатов парламента. В ответ на запрос Котовича придут министр юстиции и председатель ЦИК и скажут, что мы должны обращаться в Конституционный совет. Поэтому, заранее зная, что получим щелчок по носу, обращаться в правительство по меньшей мере странно", - считает Таспихов.

Дату выборов мажилис должен назначить до второго воскресенья сентября этого года. "В течение месяца Конституционный совет должен ответить, а мы, сразу после каникул определим дату выборов", - заявил "ЭК" Таспихов. По его словам, маловероятно, что решение будет принято в ближайшее время. "В начале июля решение принимать не будем. По Конституции у нас каникулы. Будет ли легитимным решение парламента, принятое во время каникул? В законе оговаривается возможность созыва в чрезвычайных ситуациях совместного заседания палат, возможность экстренного созыва отдельных пленарных заседаний палат там не оговаривается. А дату выборов назначает отдельно нижняя палата", - таковы аргументы Амангельды Таспихова. В то же время депутат хотя и не отрицает существование коллизии в Конституции, убежден, что "если срок полномочий президента заканчивается 20 января, то выборы должны проходить в декабре 2005 года".

Блиц-опрос, проведенный "Экспертом Казахстан" среди депутатов парламента, показал, что практически все народные избранники, лишь некоторые с оговорками, считают желательным провести выборы в декабре 2005 года. "Как гражданин, я сегодня готов голосовать. Чем раньше, тем лучше. Все равно другой кандидатуры, кроме действующего президента, я не вижу", - считает член фракции "Отан" Владимир Бобров. "Срок выборов должен быть установлен так, чтобы президент ровно семь лет проработал. По Конституции установлен такой срок, а если он будет работать 7 лет и 10 месяцев - это неправильно. Лучше провести выборы в 2005 году", - считает Михаил Трошихин, один из наиболее ярых сторонников президента.

Даже политические антиподы, сенатор Зауреш Батталова, один из руководителей оппозиционного движения "За справедливый Казахстан", и руководитель депутатской группы партии "Отан" в сенате Анатолий Башмаков единодушны в мнении о сроках проведения выборов главы государства. Такой же точки зрения придерживается и большинство казахстанских политологов. "Я даже не хочу участвовать в дискуссии, когда должны пройти выборы: в 2005 или 2006 годах. Мое твердое мнение - декабрь 2005 года. Бессмысленно спорить по этому поводу. Другой вопрос - почему возникают подобные дискуссии? Мне кажется, это для того, чтобы поддерживать какой-либо разговор в политической сфере. Были какие-то публикации, кто-то что-то говорил. В определенной степени игра идет на то, чтобы оппозиция не была готова или не успела подготовиться", - заявил "ЭК" Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований.

Неопределенность со сроком проведения президентских выборов в Казахстане - отнюдь не новая ситуация. Нечто подобное уже происходило во время предыдущего избирательного цикла - в 1998 году. Тогда Нурсултан Назарбаев и президентская администрация долгое время отрицали факт подготовки к досрочным выборам. Однако, как известно, они состоялись в 1999 году. "Смысл дискуссии о сроках не в том, чтобы не дать нам подготовиться, а чтобы не были подготовлены люди, оставить как можно меньше времени на определение позиции", - считает один из лидеров движения "За справедливый Казахстан" Ораз Жандосов.

Власть и оппозиция

Собственно, дискуссия о дате выборов на сегодняшний момент вряд ли введет в заблуждение даже не очень сведущего в политике человека. Уж слишком очевидны мобилизационные усилия, предпринимаемые властью с начала этого года. Практически все проводимые начиная с февраля акции можно охарактеризовать одним эпитетом - беспрецедентные. Небывало раннее (18 февраля) выступление президента с ежегодным посланием к народу Казахстана, огромный пакет выдвинутых в нем социальных инициатив, в частности, двухтактное повышение заработной платы бюджетникам и государственным служащим (с 1 июля на 32%, с 1 января 2006 года еще на 30%), повышение пенсий и госпособий. Беспрецедентная акция по пропаганде послания президента на местах с обязательным участием членов правительства. Мобилизация предпринимательского сословия путем создания союза предпринимателей "Атамекен", совершенно иная форма поездок главы государства по регионам, до боли напоминающая, судя по репортажам государственного ТВ, формат предвыборных встреч с избирателями etc.

"Власти готовятся к выборам и хотят добиться максимального перевеса как в предвыборный период, так и после выборов. Проблемы оппозиции в том, что она действует в условиях не совсем благоприятных, если не сказать, совсем неблагоприятных", - считает Бурихан Нурмухамедов.

В некотором смысле события, происходящие в оппозиционном лагере, в частности, раскол системообразующей оппозиционной партии "Ак жол" на два крыла - радикальное во главе с бывшими сопредседателями Булатом Абиловым, Оразом Жандосовым, Алтынбеком Сарсенбаевым и сохранившее за собой партийный бренд - еще одним сопредседателем Алиханом Байменовым, откровенно на руку "ястребам". Несмотря на конспирологические версии о "руке власти", раскол в рядах партии назревал давно, и связан он прежде всего с тем, как далеко может пойти оппозиция, для того чтобы провести своего кандидата в президенты. Напомним, что единым кандидатом от оппозиции еще весной был назван экс-спикер мажилиса прошлого созыва и экс-первый номер списка партии "Отан" на парламентских выборах прошлого года, председатель Координационного совета демократических сил Казахстана Жармахан Туякбай.

Объединившиеся в движение "За справедливый Казахстан" лидеры радикальной оппозиции предупреждают власть о том, что готовы вывести людей на улицу, "в случае если выборы пройдут нечестно". Впрочем, официальный лидер движения Булат Абилов уже сейчас заявляет, что не верит в возможность честного голосования.

Вытеснение до недавнего времени вполне конструктивной оппозиции в радикальное крыло вряд ли станет большим успехом власти, поскольку в этом случае она столкнется с двумя проблемами. В одном случае, если выборы пройдут по сценарию прошлогодних парламентских, с таким же административным усердием местных акимов по обеспечению "нужного результата" власть может получить тот или иной вариант "цветной" революции или хотя бы попытку ее совершения. Во втором же случае, при применении превентивных мер против оппозиции и вывода из игры до выборов наиболее серьезных оппонентов существует риск столкнуться с угрозой бойкота голосования: отказ партий выставлять кандидатов, призывы голосовать против всех, призывы не ходить на выборы. Точно так же можно рассматривать и возможную стихийную неявку избирателей, которым неинтересно состязание с заранее известным результатом.

Третья сила

Между тем в начале июня произошло еще одно событие, которое может существенно повлиять на судьбу и ход избирательной кампании - прошли внеочередные съезды партий "Асар" и Демократической партии Казахстана, больше известной по личности своего лидера Максута Нарикбаева. Чрезвычайный характер проводимых съездов и выдвинутые лидером "Асара" Даригой Назарбаевой инициативы косвенно подтверждают общий вывод о том, что выборы президента состоятся в декабре этого года. О заявлениях, сделанных в программной речи на съезде партии г-жой Назарбаевой, написано уже достаточно много и подробно, поэтому из экономии журнальной площади есть смысл остановиться на ключевых моментах. Прежде всего Дарига Назарбаева первой из всех близких к президенту политиков заявила, что в "Казахстане возможна "цветная" революция". Как в силу действий извне - по ее мнению, "в мировой практике возникла новая экспансия - экспорт демократии", так и благодаря бюрократизму и коррупции исполнительной власти, а также стремлению оппозиции "применять именно силовые методы в борьбе за результаты выборов". Ключевая идея ее выступления - общество нуждается в консолидации, нуждается в идее, которая могла бы объединить людей и тем самым предотвратить кризис. Дарига Нурсултановна предложила всем партиям и организациям создать "Народный союз Казахстана за демократию". При этом она постаралась дистанцироваться от традиционных пропрезидентских партий, подвергнув их деятельность жесткой критике, а также от действий всех уровней власти.

На первый взгляд очередной перехват политической инициативы по поддержке президента и претензии на лидерство в пропрезидентском блоке, особенно идея создания "Народного союза", как минимум должны серьезно осложнить отношения "Асара" с главной президентской партией - "Отаном". Как максимум - вызвать серьезные трения внутри складывающегося перед выборами пропрезидентского блока ("Отан", Аграрная и Гражданская партии, "Асар"). Но только на первый взгляд. Лидеры остальных трех партий на редкость спокойно отнеслись к попыткам "Асара" захватить лидерство. Как сообщил "Эксперту Казахстан" и.о. председателя "Отана" Бакытжан Жумагулов, он "положительно" отнесся к инициативе по созданию "Народного союза", а также подчеркнул, что "Отан" готов к любому "конструктивному диалогу", оставаясь при этом "ведущей партией страны". Схожим образом отреагировали и лидеры Гражданской и Аграрной партии.

Сенатор-"отановец" Анатолий Башмаков говорит о том, что у каждой из поддерживающих действующего президента структур будет своя тактика и свои методы поддержки: " Асар" более молод и бодр и будет действовать более энергичными методами". Можно предположить, что создание "Народного союза" есть ответ казахстанской власти на возможную угрозу "цветной" революции. Ясно, что "Отан" в силу своей структуры и кадрового состава вряд ли годится для решения подобной задачи. А вот "Асар" или "Народный союз", учитывая симпатию к этим (прежде всего к первой) организациям со стороны электронных масс-медиа, контролирующих фактически весь эфир страны, с задачей мобилизации отрядов борцов "за демократию" против "цветных революционеров" может справиться несравненно лучше. При любом исходе выборов. А следовательно, станет третьей силой, от позиции которой может зависеть исход выборов.




Назарбаев выкручивает соседям трубы

21.06.2005. Политический журнал

Большая нефть Казахстана как инструмент политического давления на Украину и Россию

Скорее всего, в ближайшие недели и месяцы России придется изменить свои отношения с Казахстаном, роль которого на постсоветском пространстве неуклонно возрастает – вместе с ростом поставок нефти и газа. Астана обещает экспортировать почти 108 млн т нефти в 2010 г. и утроить нынешний объем поставок через десять лет. Уже наступает момент, когда Казахстан начинает конвертировать свой экспортный потенциал не только в реальные промышленные активы, но и в политическое влияние.

Смена роли

Астана ускоряет темп переговоров с соседними странами, чтобы на волне спроса на свою нефть перевести ее транзит под собственный контроль. 2 июня Нурсултан Назарбаев встретился с Владимиром Путиным. Официально – чтобы отметить юбилей космодрома Байконур и договориться об углублении сотрудничества в космической сфере. Договорились о создании совместного инвестиционного банка. Нефтяная тема переговоров отражения в совместных заявлениях не нашла, но то, что она не могла не обсуждаться, – очевидно.

Всего за несколько дней до этого Назарбаев провел переговоры с украинским лидером Виктором Ющенко, а до того – с азербайджанским руководством. Во всех случаях собеседники обсуждают участие Астаны в их нефтеэкспортных проектах, в том числе таких, как трубопроводы Баку–Тбилиси–Джейхан и Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск. Оба – в обход России.

Казахстанские власти вносят важные изменения в экспортную политику. Отличие нынешнего курса президента Назарбаева от прежних усилий в этой области состоит в расширении перечня требований и их адресатов. Если раньше речь шла о транспортных уступках со стороны Москвы, то теперь Казахстан претендует на часть активов и влияния игроков, полагавших, что смогут манипулировать восточнокаспийским экспортом по своему усмотрению. Новая тенденция показывает, что в обозримом будущем роль Астаны и связанных с ней компаний на инвестиционном рынке к западу от Казахстана будет только возрастать.

Старые песни на новый лад

Казахстан начинает борьбу за свою новую политическую роль с пересмотра прежних взаимоотношений с Украиной – игроком, максимально зависящим от чужой нефти и оттого уязвимым для внешнего влияния. В этой стране уже несколько лет действуют предприятия, частью акций которых прямо и опосредованно владеет нефтяная национальная компания Казахстана «КазМунайГаз» (КМГ). Среди них Херсонский перерабатывающий завод, СП «ТрансЮг», другие объекты. Теперь Астана хочет серьезно изменить вид своих активов на Украине, отказавшись от одних и получив другие.

Похоже, СП «ТрансЮг», созданное в 2003 г. в равных долях компаниями «Укртранснафта» и КМГ, прекращает существование. Перед ним ставилась задача строительства новой 52-километровой ветки между черноморским терминалом «Пивденный» («Южный») и Кременчугским трубопроводом, расширения этого порта на 8 млн т в год, поставок казахстанской нефти на Украину и далее. На переговорах в Астане Назарбаев и Ющенко решили передать все указанные функции новой структуре.

В Киеве полагают, что это будет новое СП с теми же участниками (или их «дочками»). Нурсултан Назарбаев утверждает, что такой вариант небезусловен: «Казахстанская сторона готова профинансировать строительство нефтепровода, который будет частной собственностью нашей стороны», но вместе с тем допускает: «или будет создано совместное предприятие», то есть ставит степень участия Казахстана в проекте в зависимость от его привлекательности для каспийской страны.

Поскольку «Укртранснафта» и КМГ уже имели СП «ТрансЮг» с заявленными целями, очевидно, что создание нового предприятия вместо такого же существующего абсолютно бессмысленно. Обсуждение этой идеи оправданно только в одном случае – если Астана начинает новую широкомасштабную игру по переделу активов и влияния в Восточной Европе.

До Адрии от Атырау

Провозглашая свой интерес к доставке казахстанской нефти в Гданьск, Астана добивается преференций совсем в другом проекте. Владимир Школьник, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, говорит: «Большой интерес для Казахстана представляет проект интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». В ходе 5-го заседания нашей совместной межгосударственной комиссии украинская сторона выразила готовность оказать поддержку и содействие присоединению казахстанской стороны к данному соглашению».

Проект «Дружба» – «Адрия» инициирован Россией для создания трубопроводного маршрута нефти из России и стран СНГ на мировые рынки, включая североамериканский, через глубоководный порт Омишаль на Адриатическом море в обход пролива Босфор. Он предполагает поэтапное увеличение прокачки на 5, 10 и 15 млн т в год. Соглашение о трубопроводе было подписано Белоруссией, Венгрией, Россией, Словакией, Украиной и Хорватией 16 декабря 2002 г. Но украинский парламент не ратифицировал соглашение, и проект замер.

При нынешней расстановке сил Казахстан является бесправным наблюдателем, чей доступ к трубопроводу зависит от внешних сил, в первую очередь – России и Украины. Согласие Астаны финансировать трубопровод от «Пивденного» означает возможность продолжения реверсного использования маршрута Одесса – Броды, что отвечает интересам России, чьи экспортеры его используют. Кроме того, Москва будет благодарна, если проект «Дружба» – «Адрия» сдвинется с места, поскольку он обеспечит выгодный путь в обход Босфора. А прогресс этого проекта зависит от Украины, пока что препятствующей интеграции, но готовой передумать, о чем говорит обещание помочь вхождению Астаны в него.

В свою очередь, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков признается, что «использование Казахстаном существующей украинской инфраструктуры, как и участие в совместных проектах по развитию маршрутов транспортировки каспийских углеводородов в Европу, обеспечит нашим странам долгосрочное экономически выгодное партнерство». То есть Киев платит уступками за приток казахстанской нефти, поскольку российская начинает обходить Украину, заполняя ее трубопроводы менее чем наполовину.

Таким образом, Казахстан создает ситуацию, когда уже Москва и Киев зависят от воли, намерений и поступков официальной Астаны. При этом «цену вопроса» будет назначать Казахстан, до сих пор мало что решавший в экспортных интригах.

Казахстан заводит

Вместе с тем казахстанское руководство на переговорах с Ющенко заранее послало Путину не только завуалированное обещание о содействии на Украине в отношении проекта «Дружба» – «Адрия», но и явную угрозу. Назарбаев заявил после переговоров с украинским партнером: «Одесский нефтеперерабатывающий завод, как известно, российский. Мы бы были заинтересованы в приобретении этого нефтеперерабатывающего завода».

Тем самым президент Казахстана обозначил, что российские нефтяные собственники на Украине, в данном случае ЛУКОЙЛ, могут пострадать, если Москва не прислушается к желаниям Астаны. Немало российских нефтяников работает или желает работать в Казахстане, и тому же ЛУКОЙЛу не захочется рисковать своими большими проектами в этой стране, если Астана предложит ему добровольно продать Одесский НПЗ или другие активы на Украине.

Трубопровод от «Пивденного», сам терминал и его будущие мощности, доля в возможном трубопроводе Броды–Плоцк, Одесский завод – вот перечень активов, не считая политического влияния, на которые претендует Казахстан. Кроме того, в союзе с Киевом Астана хочет добиться от России квот в транзите и экспорте газа на европейский рынок. В частности, Украина получила предложение вложить несколько десятков миллионов долларов в разработку газосодержащих месторождений Казахстана для экспорта.

Назарбаев по итогам переговоров с Ющенко заявил, что государственным ведомствам Казахстана и Украины поручено в месячный срок «конкретно проработать вопросы, чтобы нам, президентам, выложили конкретную программу, что делать, когда делать, кому делать и с кем надо договариваться».

Владимиру Путину Нурсултан Назарбаев должен был рассказать о своих планах лично – если не забыл, отвлекшись на темы освоения космоса.




Против страха, вранья и воровства

24.06.2005. Немецкая волна

Вячеслав Юрин, Дарья Брянцева

"Кахар" - так называется казахстанское молодёжное движение, одна из ближайших целей которого является недопущение фальсификации результатов голосования

События в Грузии, на Украине и в Киргизии, похоже, мало чему научили казахстанских руководителей. Создаётся впечатление, будто они и сегодня ещё уверены в том, что смогут избежать "цветной" революции, если им удастся подавить оппозицию, оболванить население, подтасовать результаты голосования. Однако если власти желают править по-старому, это не значит, что того же хочет и народ. По крайней мере, его наиболее социально активная часть. Так, например, молодёжь всё громче выступает за настоящие демократические реформы, за свободу слова, за соблюдение прав человека, за реальную, а не показушную борьбу с коррупцией, взяточничеством и кумовством. И если Нурсултан Назарбаев решит отложить на год проведение президентских выборов, то ему, вполне вероятно, придётся столкнуться с массовыми протестами, аналогичными тем, что были в Киеве. Любопытно, что в Казахстане, - как прежде и на Украине, - с целью отстаивания собственных прав в последнее время стали объединяться не только оппозиционеры, но и молодые люди. "Кахар" – так называется созданное недавно казахстанское молодёжное движение, одна из ближайших целей которого является недопущение фальсификации результатов голосования. Её представители сейчас приехали в Европу – с ознакомительной целью. О растущем интересе к происходящему в Казахстане свидетельствует и то, что вчера их принимали в Европарламенте. На сегодня запланированы встречи в Берлине – с представителями немецкого Фонда имени Фридриха Эберта и германского МИДа. Несмотря на напряжённую программу, активисты "Кахара" нашли время заглянуть и в центральный офис "Немецкой волны" в Бонне. Подробности – в нашей постоянной рубрике, сегодня с Вячеславом Юриным.

Как рассказала один из инициаторов создания "Кахара" Бахытжан Торегожина, идея объединиться возникла у студенческой молодёжи сразу после прошедших в прошлом году парламентских выборов, сопровождавшихся многочисленными нарушениями:

- "Парламентские выборы проходили в прошлом году с массовыми фальсификациями. Речь шла и об использования голосов студентов, молодых избирателей. При этом применялись различные методы фальсификации, шантажа. Когда парламентские выборы закончились, произошла "оранжевая" революция в Киеве. И наши студенты, увидев, как использовались их голоса и как были обмануты их ожидания, посмотрев на события на Украине – ведь молодёжная организация "Пора", можно сказать, решила исход выборов на Украине, - тоже захотели создать подобное объединение, которые бы реально влияло на ход политических процессов в стране".

Представители казахстанского "Кахара" активно перенимают опыт у аналогичных молодёжных движений из других стран. Особое место в этом ряду занимает украинская "Пора".

- "Опыт Украины – это идеал, к которому стремятся демократически настроенные молодёжные движения. Мы вступили в переписку с ребятами из белорусского "Зубра", из украинской "Поры". И мы пригласили их к себе на семинар. И вот из их рассказов о том, как они сделали эту "оранжевую" революцию, наши ребята поняли, что то же самое возможно и в Казахстане. Когда они там на Украине начинали работать, ситуация-то была схожей. Молодёжь не была сильно политизирована. Но она понимала, что нужны перемены. Если это удалось сделать им, почему это не должно сработать и у нас?"

По словам Бахытжан Торегожиной, среди активистов движения есть и старшеклассники, и студенты, и выпускники вузов. Первые их акции были направлены на популяризацию "Кахара":

- "Мы сразу сказали, что мы – патриоты, что мы хотим для Казахстана лучшей жизни, что мы хотим, чтобы Казахстан был цивилизованным, светским государством".

Но каким образом "кахаровцы" собираются отстаивать свой выбор, если власти – как, например, на Украине – попытаются сфальсифицировать итоги народного волеизъявления? Есть ли уже какие-то конкретные планы? Представителя "Кахара" Галымжана Мешитбаева эти вопросы по-настоящему развеселили:

- "Если мы сейчас будем рассказывать о наших конкретных планах, то власти наверняка тут же предпримут ответные шаги… Ну, например, мы предполагаем проводить экзит-пулы. Но наша главная цель – подготовить нашу молодёжь к любым поворотам событий".

А Бахытжан Торегожина добавляет:

- "Мы сейчас будем готовить наблюдателей, агитаторов. Молодёжь придёт к этим выборов подготовленной. И если власти вновь захотят её обмануть, то на этот раз молодёжь не промолчит".

Одним из наиболее эффективных методов нейтрализации оппозиционных движений власти Казахстана считают создание т.н. организаций-клонов. Недавно появился подобный клон и у "Кахара", так что можно предположить, что в окружении Назарбаева к формированию молодёжного движения отнеслись весьма серьёзно. Говорит Бахытжан Торегожина:

- "У нас есть клон Коммунистической партии. В период выборов появилась Коммунистическая народная партия Казахстана. У нас был Демократический выбор Казахстана – в противовес ему создали Демократическую партию Казахстана. Получилось ДВК – ДПК. Эти названия в бюллетенях вводили избирателя в заблуждение. У нас "Ак жол" поделили – теперь есть ещё и "Настоящий Ак жол". И вот буквально неделю назад появился и у нас клон. У нас - "Кахар", а они назвали своё движение "Кайсар".

Бытует мнение, что создание какой бы то ни было общественной организации – дело весьма дорогостоящее. Откуда взялись деньги у инициаторов создания "Кахара"? Как уверяет Галымжан Мешитбаев…

- "Собственно говоря, никто нас не финансирует. Всё держится на энтузиазме молодёжи. Вот, например, листовки мы делаем своими методами – на копировальном аппарате. Но, конечно, мы не можем себе позволить очень большие тиражи".

А Бахытжан Торегожина добавляет:

- "Сейчас мы работаем совершенно без денег, на голом энтузиазме. Организация растёт. Приходят новые члены. Нам нужен, например, доступ в Интернет. У нас всего два компьютера на весь наш штаб. Наши акции требуют минимальных затрат. В основном речь идёт о телефонных переговорах, содержании офиса, об оплате проезда. Но футболки, повязки, банданки – бесплатно их никто не делает. Листовки, которые мы выпускаем, - конечно, всё это требует финансирования и огромных денег. Но мы надеемся, что мы их найдём".

Противники казахстанской оппозиции утверждают, что её лидеры – люди далеко не бедные. Может быть, деньги на развитие молодёжного движения дадут они? У Галымжана Мешитбаева есть причины сильно в этом сомневаться:

- "Мы обращались к оппозиции. Есть у нас Демократический выбор Казахстана, есть партия "Ак жол", есть Движение за справедливый Казахстан. Мы знакомы с их лидерами, мы с ними неоднократно встречались, проекты свои показывали… Но ответа положительного мы от них так и не услышали".

Активисты "Кахара" говорят, что объединились против страха, вранья и воровства…

- "Мы, молодёжь, хотим только честных выборов. Мы не хотим, чтобы страна разворовывалась. Мы не хотим, чтобы нас запугивали, мы не хотим бояться. Мы хотим, чтобы правительство, господин президент, чтобы они были честны со своим народом, чтобы они не врали. Поэтому основной наш девиз – "Против страха, вранья и воровства"…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ