Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №118(01.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ГЛОБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Терпеть мочи нет

25.02.2005. Русский курьер

Александр Михайлов

Персонал российской авиабазы Кант находится на грани бунта

Кант расположен недалеко от Бишкека. В переводе с киргизского кант - сахар. И это название аэродрома, где с конца 2003 г. дислоцируется российская 999-я военная база, не обыгрывал разве что самый ленивый. Говорят, что даже Владимир Путин, торжественно открывавший базу, произнес, что служба, дескать, здесь будет если и не малина, то уж сахар - точно. Сглазил...

"К последней инстанции..."

На днях персонал авиабазы "Кант" направил в адрес руководства России и непосредственно Минобороны РФ письмо, судя по которому, служба на передовых рубежах борьбы с терроризмом - оказалась далеко не сладкой. Копия этого письма оказалась в распоряжении "РК". Вот некоторые выдержки из него:

"База, просуществовав год, до сих пор не имеет статуса, и отсюда вытекают многие проблемы. Персонал авиабазы до сих пор получает зарплату без положенных на этой территории надбавок, выслуги (она осталась прежней, год за год), не выплачиваются детские пособия, пособия по безработице и единовременное пособие по рождению ребенка. В санчасти работает один врач и одна медсестра, так как нет штатов. Приходится пользоваться платными услугами местного здравоохранения. Но больничные листы, выданные за деньги, за пройденное платное лечение не оплачиваются.

Вместо 1 200 человек, которые должны обеспечивать работу базы, реально есть только 120, включая военнослужащих контрактной и срочной службы. Они исполняют по несколько обязанностей, зачастую не соответствующих их должности и подготовке. В связи с этим - ненормированный рабочий день, отсутствие времени для отдыха и, как следствие, - нарушение состояния здоровья.

Из-за проблем с теплоснабжением наши семьи замерзают, а дети болеют. Не решен вопрос с пропиской в части. Семьи выписались с предыдущих мест проживания в России и до сих пор нигде не прописаны. Местные школьные программы не соответствуют российским. Дети занимаются по учебникам 1975-77 гг. В связи с отсутствием учителей в школах преподают не все предметы, необходимые для полного развития детей. По окончании школы выдаются не российские аттестаты, а киргизские".

К представителям федеральной власти авторы обращаются "как к последней инстанции", потому что "вышестоящее командование эти проблемы не решает".

"Безвозмездно" оказалось не бесплатно

Так почему командование ВВС не решает проблем своих подчиненных? Ответ мы нашли неожиданный. "РК" удалось получить еще один документ, напрямую связанный с авиабазой "Кант". Это отчет Счетной палаты РФ о результатах проверки эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных Минобороны РФ в 2003-2004 гг. на расходы по созданию и содержанию 999-й авиационной базы. Как не парадоксально, но письмо личного состава и официальный отчет Счетной палаты - почти близнецы-братья.

Последний, правда, эмоции заменил конкретными цифрами. Судите сами:

"Результаты проверки (октябрь-ноябрь 2004 г.) свидетельствуют о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей статус и условия пребывания указанного воинского формирования на территории Киргизской Республики... так как до настоящего времени Сторонами:

- не урегулированы должным образом отдельные важные проблемы обеспечния жизнедеятельности авиабазы и ее боевого применения..."

"Отдельные проблемы" - это как раз то, о чем пишут российские военнослужащие и члены их семей. В частности, электро-, водо- и теплоснабжение. В соответствии с межгосударственным соглашением предоставление этих и других видов коммунально-бытовых услуг, в том числе каналами связи, брала на себя Киргизия "на безвозмездной основе". Реально же все выглядит по-другому. Например, на момент проверки 999-я база (прошел ровно год после ее открытия) "не была обеспечена теплом и горячим водоснабжением". Из трех скважин для обеспечения военного городка водой в рабочем состоянии находилась только одна. Напряжение в электросети составляет только 170-180 вольт, в связи с чем электрооборудование и электроприборы постоянно выходят из строя. Отсутствие телефонной связи привело к тому, что командир авиабазы вынужден был самостоятельно заключить договор на аренду каналов связи с АО "Кыргызтелеком" и задолжал ему уже более ста тысяч рублей.

Но при этом сама киргизская сторона своими правами пользуется весьма активно. Согласно межправительственному соглашению, 999-я база должна обеспечивать на безвозмездной основе 12 самолетов в месяц в интересах киргизской коммерческой авиакомпании "KAS". Реально самолеты принимаются и сверх квоты. По оценкам Счетной палаты РФ, общая стоимость выполненных авиабазой работ по приему и выпуску только самолетов Ил-76 ( составляют примерно 80 процентов от всех самолетов) уже превысила 30 млн. рублей.

Выводы Счетной палаты подтверждают и правоту авторов письма относительно социальной защиты военнослужащих и членов их семей:

"Денежное довольствие военнослужащим и заработная плата гражданскому персоналу авиабазы выплачиваются в настоящее время по нормам, установленным для аналогичных категорий личного состава на территории Российской Федерации. Такой подход не оправдан в военно-экономическом и социальном отношении, так как не учитывает особенности прохождения военной службы за границей, сложные природно-климатческие условия Киргизской Республики".

Более того, данные нормы весьма контрастируют с теми, что получают в других зарубежных российских воинских формированиях. По мнению Счетной палаты РФ, уровень денежного довольствия командира взвода и командира роты на авиабазе "Кант" в 1,3-2 раза ниже, чем на аналогичных должностях в российских войсках, дислоцированных в других государствах СНГ. А гражданский персонал получает вообще в 1,5 - 2,6 раза меньше.

Плюс к этому "кантовцы" оказались лишенными прав на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии и трудового стажа. Для сравнения, в государствах Закавказья и Республике Молдова один месяц военной службы засчитывается россиянам за полтора, в соседнем Казахстане - за два, в Таджикистане, авиационную поддержку которому оказывают российские летчики, - за три.

Для начальников здесь климат иной

А теперь еще один вывод Счетной палаты: многочисленные руководители, приезжающие в Кант "для проведения ряда организационно-штатных мероприятий" командировочные получают по заграничному уровню - 44 доллара в сутки. Наверное, именно поэтому "штабных" здесь много, как ни где. По данным Счетной палаты, за год оплата командировочных расходов в Канте только по 5-й армии ВВС и ПВО (Новосибирск), на которую замыкается авиабаза, превысили 10,5 миллионов рублей. Это эквивалентно 68 процентам всех расходов на содержание самой авиабазы!

Уточним, об итогах работы Счетной палаты командование ВВС было проинформировано еще в конце прошлого года. Изменений не произошло. И тогда появилось письмо, с которого начат материал...

Словом, служба - не сахар.




Трудный выбор Акаева: уходить или остаться?

18.02.2005. Республика (Казахстан)

Александр Бельский

Кыргызская «семья» боится потерять свои авуары

В преддверии назначенных на 27 февраля выборов в кыргызский парламент Жогорку Кенеш противостояние оппозиции и власти в республике обострилось до предела.

Наглядным проявлением беззастенчивого давления властей на прессу стало заявление пресс-секретаря аппарата президента Кыргызстана Абдиля СЕГИЗБАЕВА, в котором он призвал общественность критически относиться к материалам, публикуемым в оппозиционных газетах. В качестве примера он привел статью о собственности семьи Акаева в газете «МСН». Местные наблюдатели не сомневаются, что теперь изданию следует ожидать многочисленных налоговых проверок и других напастей.

Дана команда «фас»

Впрочем, давление на независимую прессу уже оказывается. К примеру, на «МСН» подано четыре иска от проправительственной газеты «Вечерний Бишкек», по одному из которых она требует от редактора «МСН» Рины ПРИЖИВОЙТ возмещения морального ущерба в 200 тысяч сомов, а от самой редакции - еще 5 миллионов сомов (около $120 тысяч). Проправительственное издание оскорблено тем, что в нескольких прошлогодних статьях “МСН” говорилось о контроле “Вечернего Бишкека” со стороны зятя президента Акаева, что, как отмечают деятели оппозиции, является в Кыргызстане «секретом Полишинеля».

На днях истекает срок, данный «МСН» еще одной критически настроенной по отношению к властям газете «РесПублика» для того, чтобы они раскрыли источник информации о секретном заседании правительства, стенограмма которого недавно появилась в местной прессе. В ней было немало скандальных подробностей о том, как правительство собирается фальсифицировать выборы.

Публикация вызвала настолько громкий резонанс, что премьер поспешил заявить, что такого совещания вообще не было. При этом он угрожал подать в суд на газеты, если они не назовут источник информации.

Наконец, уже стало известно о беспрецедентном решении кыргызских властей отрезать населению доступ к информации. С 31 января по 1 марта 2005 года на основании письма из Национальной телерадиокорпорации приостанавливается вещание телевизионных и радиовещательных программ всех частных, коммерческих радиотелекомпаний по всем областям республики по сети КТР, РТР, ОРТ.

«Детки» в Парламенте

Тем временем власти наращивают свое вмешательство в процесс выборов. Причины очевидны – в будущий законодательный орган пытаются пройти 25 ближайших родственников Акаева, среди которых двое его собственных детей и две младших сестры первой леди страны. Среди других кандидатов, тесно связанных с президентской администрацией, сын премьер-министра, а также сын и зять главы президентской администрации. В то же время избирательная комиссия отказала в праве баллотироваться сопредседателю оппозиционной партии «Ата-Журт» Розе ОТУНБАЕВОЙ и еще ряду лидеров партий и движений, четырем экс-послам и бывшему премьер-министру, посмевшим оппонировать Акаеву.

Но, похоже, даже столь беспардонная «расчистка» избирательного поля не помогает властям вернуть доверие к себе населения, и им приходится идти на прямое нарушение закона. Например, как сообщают интернет-издания, в округе, где баллотируется сын президента Айдар Акаев (ранее был женат на младшей дочери Нурсултана Назарбаева – примеч. автора), высокопоставленные государственные чиновники не только отрыто призывают население отдать голоса за Акаева-младшего, но и даже подкупают избирателей продуктами и подарками.

Как уверены аналитики, главная цель заталкивания в парламент детей, ближайших родственников и соратников Акаева – сохранить контроль над законодательным органом, так как в конце этого года должны состояться президентские выборы. В них, согласно Конституции страны, ныне действующий глава государства не имеет права еще раз баллотироваться на пост президента. А если оппозиция возьмет власть в свои руки, экономические интересы «семьи» окажутся под угрозой. В такой ситуации наличие «своих» людей в парламенте просто необходимо.

Говорят, что подконтрольный «семье» парламент проведет изменения в Конституцию, в результате которых в республике произойдет переход от президентской формы правления к президентско-парламентской. И в итоге новый парламент будет наделен значительно большими полномочиями, что в свою очередь даст возможность окружению Акаева помочь провести в президенты кандидатуру преемника, имя которого ныне действующий президент собирается назвать в ближайшее время. По мнению некоторых экспертов, он уже сделал выбор в пользу Тойчубека Касымова, главы президентской администрации, однако ждет удобного момента для того, чтобы объявить о своем решении.

Однако, по мнению экспертов, даже наличие этого плана еще не означает, что Акаев действительно оставит пост президента. Не исключено, что этот план «забуксует» в результате, например, активных действий оппозиции, которая выводит все больше своих сторонников на улицы. В такой ситуации - когда нет стопроцентной гарантии плавной смены политической власти - Акаев, который правит страной без малого уже пятнадцать лет, вполне может принять решение остаться у власти.

«Перестраховка»

Надо сказать, подготовка к этой «перестраховке» уже идет полным ходом. В стране началась акция по сбору подписей по продлению полномочий Аскара Акаева до 2010 года. В настоящее время за эту идею уже подписалось около 50 тысяч человек, а всего, чтобы инициировать референдум, необходимо собрать не менее 300 тысяч подписей. Как отмечают в этой связи представители властей, хотя сам Акаев не раз заявлял, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на предстоящих выборах, вместе с тем не говорил он и о том, что откажет народу, если его попросят остаться во главе страны.

В свою очередь сопредседатель оппозиционной партии «Ар-Намыс» Эмиль АЛИЕВ подобные шаги называет антиконституционными. «Если в их головах это укладывается, то остальные люди должны подумать: что же, вечное ханство у нас будет? Мне кажется, что они толкают президента на преступление. По Конституции президент не имеет права избираться более чем на два срока подряд», – отмечает он.

Критично относится к действиям властей и Роза Отунбаева. По ее мнению, власти не понимают, что как раз из-за того, что на парламентские выборы идет практически вся родня Акаева, социальный взрыв в республике очень вероятен. Она уже объявила о вероятности повторения в Кыргызстане украинской “оранжевой революции”: “Мы не исключаем, что народ выйдет на улицы после выборов в парламент…”.




Логика власти и логика жизни

18.02.2005. Моя столица (Киргизия)

Вячеслав Тимирбаев

2004 год стал уже историей. Каким же он был для Кыргызстана? Если верить утверждениям президента страны и премьер–министра, год был как никогда для республики удачным. Впрочем, было бы очень странно, если бы они говорили по–другому. Ведь наступивший год - год парламентских и президентских выборов. И чтобы удержаться у власти, в которую они вцепились бульдожьей хваткой, им просто необходимо доказывать, хотя бы на словах, правильность избранного ими курса и умение управлять едва держащимся на плаву суденышком в бурном океане реформ.

Ко многим бедам экономического и социального характера в Кыргызстане за 14 лет правления А.Акаева прибавилась еще одна. Я бы назвал ее острой формой хронического популизма в деятельности главы государства. Все многословие и красноречие избыточных выступлений президента обесценивается и обессмысливается отсутствием ясных и понятных целей. Разумеется, если не учитывать цель любой ценой сохраниться у власти.

Выступая на недавнем курултае народа Кыргызстана, А.Акаев отмечал, что в 2004 году объем реального ВВП увеличился на 7,1 процента. Такого впечатляющего роста экономики у нас еще не было. В реальном секторе обеспечен высокий рост относительно прошлого года. Так, темпы роста в горнодобывающей промышленности составили 134,2 процента…

Это надо же дожить до такого, что при чрезвычайно скудном ВВП, едва превышающем 2 млрд. долларов США (величина внешнего долга страны) или 400 долларов на среднестатического кыргызстанца, годовой рост на 7 процентов выдавать за впечатляющее достижение. Стыдливо умалчивая при этом, что это один из наиболее низких показателей среди партнеров по СНГ (без учета Туркмении и Узбекистана, которые традиционно скрывают свои статданные). Более низкий показатель прироста ВВП только у Молдовы. Остальные республики значительно превзошли нас, увеличив тем самым и без того немалый отрыв в социально–экономическом развитии.

Неужели руководству страны неясно, что при таких темпах роста мы и через 15 лет не достигнем уровня, какой был в 1990 году?

Обратимся к гордости президента - темпам роста в горнодобывающей промышленности. Действительно, добыча угля выросла с 415,3 тыс. тонн в 2003 до 456,3 тыс. тонн в прошлом году. Но ведь в 2001 году его было добыто 475 тыс. тонн. Добыча нефти увеличилась с 69,5 до 73,8 тыс. тонн. Успех, если не учитывать, что в 1999–2000 годах ее добывали по 77 тыс. тонн. Добыча природного газа возросла с 27,1 до 28,6 млн. кубометров. Но вспомним, что в 2000–2001 годах его добывали более чем по 32 млн. кубометров. Так в чем же рост и впечатляющие успехи?

Отметим также, что рост ВВП произошел за счет увеличения производства электроэнергии с 14 до 15,1 млрд. кВт.ч. Однако тут следует учесть, что все это добывается и производится на шахтах, разрезах, нефтяных и газовых месторождениях, гидростанциях, открытых, обустроенных и построенных в советское время. Без весьма значительных капиталовложений источник роста ВВП на будущее у республики резко ограничен.

Сырьевой придаток

В оценке президента А.Акаева и премьер–министра Н.Танаева минувший год был удачным для Кыргызстана во многих отношениях. Выступая на том же курултае, Акаев говорил, что внешнеторговый оборот за 11 месяцев прошлого года составил 1,5 млрд. долларов США и увеличился почти на 32 процента к соответствующему периоду 2003 года, при этом экспорт возрос почти на 30 процентов.

И вновь популизм и лукавая манипуляция цифрами. Глава государства почему–то умолчал, что импорт возрос за то же время почти на 34 процента. И если по итогам внешнеторговых операций за 11 месяцев 2003 года отрицательное сальдо составило 121,5 млн. долларов, то за тот же период 2004 - 184,6 млн., или улучшение ухудшения возросло почти на 52 процента. Так есть ли тут повод для гордости и оптимизма? И попутно хочу спросить, чем же гордится наш президент, если еще в 1998 году внешнеторговые операции Кыргызстана достигли 1355 млн. долларов. Допустим, что по итогам 2004 года этот оборот достигнет 1,6–1,65 млрд. Можно ли считать рост за 6 лет на 250–300 млн. долларов (на 18–22 процента) впечатляющим достижением? И это при солидном и устойчивом отрицательном сальдо.

Давайте сравним, как движутся в этом направлении наши соседи.

В 1998 году внешнеторговый оборот Китая составил 324 млрд. долларов при положительном сальдо 43,6 млрд. В 2003 году этот оборот перевалил за 600 млрд., соответственно возросло и положительное сальдо.

В Казахстане в 1998 году экспорт–импорт составил 13,7 млрд. долларов США при отрицательном сальдо в 1,6 млрд. В 2003 году внешнеторговые операции возросли до 20,8 млрд., а сальдо стало со знаком плюс в 4,4 млрд.

Понимаю, Кыргызстан - это не Китай и даже не Казахстан. Но в данном случае важны не абсолютные цифры сами по себе. Важна тенденция.

К огорчению, следует признать, что с нашими промышленными технологиями и качеством продукции республика представляет на внешнем рынке интерес только как поставщик сырья или драгоценных металлов и камней. Достаточно сказать, что за неполных два последних года из страны вывезено драгметаллов, драгоценных и полудрагоценных камней, необработанных шкур животных и кожевенного сырья на 555 млн. долларов, а ввезено их же - менее чем на 3 млн.

В одном из недавних интервью, прозвучавшем по национальному радио воскресным утром, президент, сетуя на продолжающийся кризис в машиностроении, в то же время с удовлетворением отметил, что произошел рост производства пищевых продуктов на 7,3 процента.

Думаю, как–то не пристало главе государства делать хорошую мину при крайне плохой и непрофессиональной игре. Ведь во встречной торговле даже пищевыми продуктами, табачными изделиями мы остаемся в большом, говоря современным языком, пролете. За те же 23 последних месяца республика продала их на 64,7 млн. долларов, а вот закупила на 134,6 млн., или больше почти в 2,1 раза. И это в стране, где на долю сельского хозяйства в структуре номинального ВВП приходится 32,9 процента. Почти треть. Чем будем торговать, когда истощатся золотые запасы? Или нынешнее руководство это мало беспокоит?

Я уже как–то писал, что наше правительство установило для себя во внешнеторговых отношениях систему двойных стандартов. Когда необходимо убедить собственных граждан в преимуществах вступления Кыргызстана в ВТО, приводятся цифры, как изменился экспорт–импорт в пользу стран дальнего зарубежья. Когда же речь заходит о приоритетах во внешней политике со странами СНГ, на свет извлекаются данные об оживлении экономических отношений с этими странами. Ну, а в общем–то, чего уж тут манипулировать цифрами? Как ни крутите, ни вертите - существовала Нефертити.

Не знаю, что тут играет решающую роль. То ли мы большинству стран не интересны, то ли они не интересны нам, только круг внешнеторговых партнеров сужается. В 2004 году экономические отношения связывали республику практически с семью государствами Содружества. Восьмым был Азербайджан, экспортировавший из Кыргызстана товаров менее чем на 1,8 млн. долларов. Да и с большинством других стран торговлю вряд ли можно назвать оживленной. Например, с Туркменистаном она составила за 11 месяцев 5,0 млн., с Беларусью - 5,4 млн., Таджикистаном - 21,9, Украиной - 25,0 млн. долларов.

Более или менее удовлетворительными эти отношения можно назвать лишь с Россией - 385,2 млн., Казахстаном - 264,9 и Узбекистаном - 58,2 млн. Однако в торговле с ними со всеми у нас отрицательное сальдо. С Россией - 139,3 млн., Казахстаном - 102,8 млн. и Узбекистаном - 32,1 млн. долларов. Важно также отметить, что в общем объеме экспорта 270,1 млн. долларов, или 40,9 процента, приходится на золото.

Президент и премьер–министр неоднократно с гордостью говорили о крупном прорыве в кыргызско–российских торговых отношениях. Действительно, если за 11 месяцев 2003 года они измерялись 235,4 млн. долларов, то в январе–ноябре прошлого достигли 385,2 млн. Рост 63,7 процента. Но вот если кыргызский экспорт увеличился на 48,4 процента, то импорт - на 72, а отрицательное сальдо возросло с 69,5 до 139,3 млн. долларов. Думаю, вряд ли нужно популярно объяснять, кто остается в выигрыше от подобного оживления.

Большей частью несвободная

Прежде чем перейти к разговору об инвестициях, напомню об одном серьезном предостережении:

- После обретения независимости мы находились в плену иллюзий относительно того, что наше демократическое государство получит всестороннюю безотлагательную поддержку развитых государств мира, западных и восточных. Этого не случилось. Геополитическое и геостратегическое положение Кыргызстана таково, что мы, как показывает опыт, не вызываем сколько–нибудь серьезных интересов у возможных зарубежных деловых партнеров. Более того, когда такой интерес возникает, наша политическая нестабильность, политические игры и амбиции отпугивают потенциальных инвесторов.

Сказано это было более десяти лет назад. А принадлежат эти слова президенту А.Акаеву.

И хотя президент и премьер–министр неоднократно утверждали, что прошлый год был весьма удачным для Кыргызстана с точки зрения притока иностранных инвестиций, однако официальные статданные на этот счет с подобными утверждениями согласуются плохо. К примеру, в общем объеме инвестиций в основной капитал в сумме более 10 млрд. сомов на долю иностранных кредитов, грантов и гумпомощи, а также прямых иностранных инвестиций пришлось 2,85 млрд., тогда как в 2003 году из без малого 9 млрд. сомов капвложений зарубежные вливания составили 3,12 млрд. При этом прямые иностранные инвестиции сократились с 796,1 млн. сомов в 2003 году до 419,9 млн. в 2004.

Трудно сказать, какой логикой руководствуются главы государства и правительства, повторяя об улучшении условий для зарубежных инвесторов в Кыргызстане. К сожалению (или к счастью), у жизни своя логика. Вот и по данным авторитетной американской исследовательской организации Heritage Foundation, в 2004 году Кыргызстан занял 97 место из 161 страны в списке "Индекс экономической свободы", заработав 3,29 балла по 5–балльной шкале при высшей оценке единица.

При определении данного индекса учитываются 10 факторов. Основные из них - способствующая становлению бизнеса торговая, налоговая и таможенная политика, степень государственного вмешательства в экономику, создание благоприятной среды для зарубежных инвесторов, защита прав собственников и доля теневой экономики. Согласно индексу, экономики стран делятся на 4 группы: "свободные", "большей частью свободные", "большей частью несвободные" и "репрессивные". Так вот, Кыргызстан среди 70 стран оказался в группе "большей частью несвободных".

Однако оставим в покое иностранные инвестиции. Давайте посмотрим, как в республике распределяются инвестиции собственные. С общей величиной вложений в основной капитал в 2003–2004 гг. мы уже знакомы. Теперь посмотрим, что достается отраслям. Сельскому хозяйству соответственно - 410,3 и 341,5 млн. сомов, горнодобывающей промышленности - 606,4 и 309,7 млн., обрабатывающей промышленности - 922,9 и 797,2 млн., сфере образования - 732,5 и 520,3 млн., здравоохранения и социальных услуг - 340,3 и 328,2 млн. сомов. Как видим, везде вложения урезаны. А вот вложения в покупку и ремонт автомобилей, бытовых изделий, предметов личного пользования возросли с 737,7 до 1473,2 млн. сомов, в гостиницы и рестораны - с 248,9 до 672,1 млн., в операции с недвижимым имуществом, аренду, предоставление услуг - с 203,3 до 273,7 млн. и, наконец, в госуправление - с 66,2 до 86,6 млн.сомов. Цифры достаточно красноречивые и в комментариях не нуждаются.

Поосторожнее с пустыми деньгами

В октябре 2001 года в статье "Как жить без денег" я предлагал правительству подбросить на внутренний рынок немного денег, пусть даже и ничем не обеспеченных. Увеличение денежной массы в тех условиях, считал я, было все же меньшим злом, чем ее сильное сжатие. К примеру, на начало 2000 года денежная масса (М2) в республике составляла 6,2 млрд. сомов, а 2001 г. - 7,4 млрд. Прирост составил 19,4 процента, а ее общий объем был равен 11,8 процента от ВВП.

Сегодня вынужден констатировать, что в последние годы правительство чересчур увлеклось печатным станком. Так, Нацстаткомитет со ссылкой на Нацбанк республики сообщает, что на 1 декабря 2004 года объем денежной массы достиг 18,1 млрд. сомов против 14,7 млрд. на начало года. За 11 месяцев прирост денежной массы составил 23 процента, а ее объем - 19,2 процента от ВВП.

Именно за счет выброса на внутренний рынок в течение года 3,4 млрд. пустых, не обеспеченных ни товарным прикрытием, ни золотовалютными резервами сомов правительству удалось повысить пенсии, зарплаты бюджетникам, спрятать хвосты своего неумелого и неуклюжего хозяйствования.

В этих обстоятельствах, по чести говоря, мне трудно разделить восторг президента по поводу того, что в 2004 г. уровень инфляции составил всего 2,8 процента, что ниже по сравнению с 2003 годом на 3 процента.

Что же касается нацеленности главы государства на то, чтобы уже к концу года повысить пенсии и пособия, поднять от 30 до 50 процентов социальные выплаты, зарплату бюджетникам за счет резкого снижения уровня коррупции, так это чистейшей воды утопия. Не проще ли пойти испытанным путем и выбросить на внутренний рынок 3,5 млрд. пустых сомов? Их на поставленные цели вполне должно хватить. Тем более что, похоже, правительству понравилось периодически выбрасывать на рынок дутые деньги. Помню, как Н.Танаев в одном из своих отчетов заявлял с гордостью и наивным удивлением: надо же, объем денежной массы за год увеличился на 32 процента, а на инфляции это практически не отразилось.

Судя по всему, требуется провести для наших управленцев своего рода экономический ликбез. Сошлюсь на мнение известного российского ученого –экономиста Николая Шмелева. В одной из работ он писал: из экономической теории и мирового опыта известно, что развитие инфляционного процесса проходит два этапа. На первом рост массы денег в обороте не трансформируется полностью в повышение цен. Поступающие в обращение новые деньги сразу не тратятся, то есть скорость обращения всех денег замедляется, что сдерживает повышение цен. Но затем, по мере поступления новых денег в оборот и повышения темпов инфляции (примерно до 10–15 процентов), наступает второй этап. Люди, обеспокоенные обесценением денег, стараются избавиться от них, обменять их на реальные ценности. Начинается "бегство от денег" в вещественные активы. Ускорение оборачиваемости денег становится дополнительным фактором, питающим инфляцию.

На первом этапе государство явно выигрывает, получая дополнительные доходы от денежной эмиссии при относительно небольшом усилении инфляции. Но "бесплатных завтраков" не бывает. За все в этом мире рано или поздно приходится платить. И на втором этапе инфляции рост цен уже обгоняет рост денежной эмиссии. Весь процесс приобретает кумулятивный, лавинообразно развертывающийся характер: усиление инфляции - "бегство от денег" - ускорение оборачиваемости денег - еще большее усиление инфляции и т.д. На этой стадии денежное обращение страны приходит в расстройство, рост цен выходит из–под контроля и становится непредсказуемым. И даже полная остановка печатного станка не ведет к стабилизации цен - инфляция по инерции продолжается за счет роста скорости оборота обесценивающихся денежных средств.

Мы еще не вступили во вторую стадию инфляционного процесса. Но это вовсе не означает, что нынешнее правительство должно и может беззастенчиво подкладывать мину под правительство завтрашнее, поступать по принципу: после нас хоть потоп.




Роза Отунбаева: «Мы не представляем такого интереса для Запада, как Грузия или Украина»

22.02.2005. Ивестия

Екатерина Григорьева

Роза Отунбаева никогда не собиралась становиться лидером оппозиции. Бывший глава киргизского МИД, посол Киргизии сначала в США, а потом в Лондоне, она до недавних пор была представителем ООН в Грузии. Но именно карьерные перемещения сделали ее лидером: политический вес Отунбаевой резко возрос после того, как киргизский ЦИК отказал ей в регистрации в качестве депутата под тем предлогом, что за последние пять лет она слишком много времени провела вне пределов Киргизии. У оппозиции развеялись последние сомнения, когда на этом же участке была зарегистрирована Бермет Акаева, дочь действующего президента (она, кстати, тоже до недавнего времени работала за границей - в Женеве, в системе ООН). Теперь Отунбаева сама в парламент не стремится, но пытается добиться максимального представительства в Жогорку Кенеш возглавляемого ею движения "Ата-Журт". О том, возможна ли в принципе революция в Киргизии, Роза Отунбаева рассказала корреспонденту "Известий" Екатерине Григорьевой.

Известия: Возможен ли революционный сценарий в Киргизии?

Отунбаева: Мы в любом случае находимся в потоке перемен. Не обязательно революционных. Революция после всех тех потрясений, которые пережили народы на пространстве СНГ, - устрашающее понятие. И никто из нас не хочет вновь вступать на это поле. Мирный народный протест против узурпации власти, спокойное стояние за свои гражданские права, когда преодолевается страх каждого человека в окружении масс, - таковы сегодняшние революции. Те, кто не знает мимикрии азиатских демократий, будут отрицать значение "уличной демократии". У нас людям не остается ничего, как только идти на площадь, чтобы требовать власть назад. Слово "демократия" затаскано беспредельно. Власть в нашей стране сконцентрирована в руках одного человека, после парламентских выборов обещают поделиться немного властью с парламентом.

Известия: Конкуренция за места в парламенте весьма высока. Каковы шансы оппозиции?

Отунбаева: В среднем за одно место в парламенте борется 6 человек. Мандатов же всего 75. Наше положение осложняется тем, что у нас нет голосования по партийным спискам, у нас есть только мажоритарный лист. А что это такое в наших условиях? Это клановый, родоплеменной способ избрания депутатов. До двух десятков кандидатов у нас - прямые родственники властей предержащих: дочь и сын президента, сын премьера, дети, мужья, братья, зятья членов правительства, губернаторов. Внушительная семейно-корпоративная финансово-экономическая компания! Представьте себе на минутку такое в вашей Думе.

Известия: На Украине оппозиция победила во многом благодаря поддержке Запада, я в данном случае имею в виду не финансовую, а прежде всего политическую поддержку. На кого рассчитываете вы?

Отунбаева: Запад твердит, что им не важно, кто придет, главное - чтобы произошла конституционная смена власти. Серьезным рычагом могут стать условия списания долгов со стороны Парижского клуба. В случае с Грузией, насколько я помню, это было сделано с учетом качества выборов. Увидим, как поступят с нами в марте. Киргизия - географически далеко. У нас всего два западных посольства - американское и германское, все остальные - или в Алма-Ате, или в Москве. Мы не представляем такого интереса для Запада, как Грузия или Украина. Там была огромная ставка, пересечение интересов больших держав и критический момент для местных элит с точки зрения геополитики и присоединения к тем или иным международным блокам. У нас же все несколько иначе.

Известия: Но вы же пытаетесь перенести этот опыт, и название "желтой" не состоявшаяся пока революция получила именно с подачи оппозиции.

Отунбаева: Мы, когда пытались выбрать цвет, думали, честно говоря, про светофор. Примерно так: после долгого красного "стопа" зажигается желтый - цвет надежды и готовности. Будьте готовы к переменам!

Известия: Революционные технологии можно перенести из одной страны в другую?

Отунбаева Смена элит - это объективный процесс, хотим мы того или нет. Этап имитационной демократии проходит. Грузия, Украина - волна пошла. Кстати, первая "бархатная революция" на постсоветском пространстве произошла в Киргизии, в 1990 году. В Бишкеке "Белый дом" был окружен протестующей массой людей, которые заставили уйти тогдашнее партийное руководство. И на этой волне пришел Акаев. Теперь, за 15 лет, ему так понравилось у кормила власти, что он никак не хочет уйти, а нынешние массовые протесты считает незаконными и недопустимыми. Он каждый день прибавляет себе противников. Это неизбежно, если власть тебя каждый день унижает. Элита нашей оппозиции - бывшие акаевские министры. Но мы не рвемся к революции. Может быть, мы и не сумеем так, как украинцы, встать на площадях.

Известия: Какую роль может сыграть в Киргизии "российская карта"?

Отунбаева: Нам Акаев кидает перчатку - мол, больше, чем он, никто Россию не любит. Но никто из нас в таких соревнованиях не участвует: мы все, как и он, учились в России, и мы не стали меньше любить Россию. В ходе выборов сейчас стращают русских и русскоязычных: мол, если не я, придут националисты, выгонят и бог знает что еще. Но Киргизия и без Акаева никогда не будет антироссийской.




Предвыборная ситуация в Киргизии продолжает оставаться сложной

25.02.2005. Немецкая волна

Толкун Наматбаева (Бишкек)

Верховный Суд оставил в силе решение Кочкорского районного суда об отмене регистрации неугодных кандидатов в депутаты

Верховный Суд оставил в силе решение Кочкорского районного суда об отмене регистрации кандидатов в депутаты по Кочкорскому избирательному округу Акылбека Жапарова, Бейшена Болотбекова и Курманбека Байтерекова.

Об этом журналистам сообщил председатель Верховного суда. Вот что по поводу данного решения корреспонденту «Немецкой волны» Толкун Наматбаевой сказал по телефону сам, теперь уже бывший кандидат в депутаты Акылбек Жапаров:

- Будем стараться использовать другие методы в рамках закона, чтобы показать, что люди все-таки свой выбор сделали. По закону избиратели вправе голосовать против всех кандидатов. Решение Верховного суда может обострить ситуацию в Кочкорском районе Нарынской области, но я постараюсь утром в пятницу туда выехать и объяснить моим сторонникам, что на сегодняшний день пока бороться бесполезно. Но в любом случае люди уже не верят ни судам, ни законам, ни действующему президенту.

Напомним, 21 февраля 2005 года Кочкорский районный суд по обвинению в подкупе голосов избирателей отменил регистрацию кандидата в депутаты Акылбека Жапарова. В тот же день тот же суд по аналогичным обвинениям отменил регистрацию кандидата Б.Болотбекова. После этого в Кочкорке начались массовые митинги протеста сторонников этих кандидатов, требующих допустить к участию в парламентских выборах указанных политиков. Примечательно, что ряд руководителей сельских управ перешли на сторону митингующих. Как сообщила «Немецкой волне» независимый наблюдатель из Нарына Динара Бейшеева:

- В настоящее время около 8 тысяч сторонников Акылбека Жапарова заблокировали трассу Торугарт - Бишкек и разбили вдоль дороги в Кочкорском районе юрточный городок. Организовано горячее питание. Люди хотели честных выборов. Но им этого не дали сделать. Они дожидаются А.Жапарова.

Крайне напряженная ситуация сложилась в Тонском районе Иссык-Кульской области. Как сообщил в интервью корреспонденту «Немецкой волны» независимый наблюдатель от коалиции "За демократию и гражданское общество" Мамбетэмин Омуракунов, сторонниками кандидата в депутаты Арслана Малиева заблокирована дорога Каракол-Балыкчи. Более 50 человек хотели захватить здание Тонской райадминистрации, требуя восстановления кандидатских прав Малиева.

Примечательно, что власти чинят препятствия не только независимым политикам, таким как А.Жапаров и А.Малиев, но и членам партии правого толка "Моя страна". В четверг активисты этой партии Оксана Малеванная и Зайнитдин Курманов дали пресс-конференцию, на которой озвучили свое обращение к избирателям:

- Мы, кандидаты в депутаты по Октябрьскому району города Бишкек, хотим заявить о том, что власти этого района чинят всевозможные препятствия. Нас не допускают на встречи со школьниками и врачами Октябрьского района столицы, наши агитационные материалы не доходят до избирателей. Зато все двери открыты для кандидатов от проправительственной партии "Алга, Кыргызстан!" Таких грязных выборов в нашей стране еще не было! Мы вынуждены подпольно встречаться со студентами!

В свою очередь, кандидат Зайнитдин Курманов добавил:

- Нас прессуют, как будто мы члены партии Хизб-ут-Тахрир или Курдской рабочей партии. Лично я ощущаю себя не гражданином Кыргызстана, а военнослужащим в какой-то из горячих точек. Мне обидно, словно я в этой стране чужой.




Выборы в Киргизии

28.02.2005. Коммерсант

Елена Глумскова (Бишкек)

Киргизской оппозиции перекрыли путь к власти Вчера в Киргизии прошли парламентские выборы, которые должны были ответить на вопрос, возможна ли в этой стране бархатная революция по примеру Украины и Грузии. Итоги еще не объявлены, но пять объединившихся оппозиционных движений уже заявили о допущенных в ходе выборов массовых нарушениях. Тем не менее бархатная революция в Киргизии, о которой говорили многие, судя по всему, откладывается. Ограничившись локальными акциями протеста, оппоненты власти дают понять, что решающей битвой для них станут намеченные на конец октября выборы президента.

Роза Отунбаева выбирает "желтый бархат"

Предвыборные баталии в Киргизии ознаменовались многочисленными скандалами и акциями неповиновения. Началось все в январе, когда окружная комиссия ЦИКа в один и тот же день сначала зарегистрировала кандидатом в депутаты одного из лидеров оппозиции экс-министра иностранных дел Розу Отунбаеву, а затем отменила регистрацию якобы из-за нарушений выборного законодательства. Оппозиция организовала пикет у здания парламента, использовав в качестве наглядной агитации лозунги, написанные на цветных кусках материи. Правда, первоначально оппозиционеры не могли договориться о цвете новой революции. Члены движения "Ата-Журт" ("Отечество"), которое возглавляет Роза Отунбаева, использовали желтый цвет, представители Народного движения во главе с экс-премьером Курманбеком Бакиевым предпочитали ходить в синих, красных и розовых шарфах. Они говорили, что революция в Киргизии должна быть именно цветной, как радуга. Однако впоследствии официальным цветом перемен все же стал желтый. Роза Отунбаева объяснила выбор ассоциацией с желтым светом светофора: "Внимание, мы хотим перемен и, самое главное, готовы к ним". Впрочем, добиться отмены постановления ЦИКа пикетчикам так и не удалось.

А за три дня до выборов от участия в них были отстранены сразу несколько кандидатов в депутаты, которым судебные органы инкриминировали подкуп избирателей и другие противоправные действия. В ответ сторонники опальных политиков организовали многотысячные митинги, требуя отмены судебных решений. Митингующие перекрыли несколько стратегических трасс и разбили юрточные городки возле зданий районных администраций в двух селах Иссык-Кульской области. Милиция не стала применять силу, опасаясь спровоцировать массовые беспорядки. Между тем митингующие заявили о том, что готовы идти маршем на Бишкек, чтобы там отстаивать свои права. В итоге Центризбирком перенес выборы по одному из проблемных округов, ссылаясь на неготовность местной окружной комиссии к их проведению. Выборы там пройдут 13 марта, в день второго тура парламентских выборов.

Голосующих пересчитали по пальцам

Несмотря на обилие скандальных ситуаций в предыдущие дни, сам день выборов прошел на удивление спокойно. Участки для голосования открылись в 8 часов утра, и в первые часы в избирательных комиссиях даже образовались очереди из желающих проголосовать. 2,5 млн избирателей должны были выбрать 75 депутатов из 388 кандидатов. По местному законодательству парламентские выборы признаются действительными при любой явке избирателей, за исключением ситуации, когда голосов "против всех" окажется больше, чем поданных за кандидатов.

В столице на одно место в парламенте претендовали по шесть-семь человек. Дочь президента Бермет Акаева баллотировалась по Университетскому округу Бишкека, сын Айдар – по Кеминскому району Чуйской области, "родовому" району своего отца. Кроме того, в списках кандидатов значился сын премьера Киргизии Николая Танаева Алексей. Информированные источники сообщили Ъ, что почти в каждом из округов есть кандидаты, родственно связанные либо с самим Аскаром Акаевым, либо с членами его семьи. Большую активность, особенно в Бишкеке, проявила пропрезидентская партия "Алга, Кыргызстан!" ("Вперед, Кыргызстан"), выставившая на выборы около 20 своих кандидатов. Ряд оппозиционеров утверждают, что курирует "АК" Бермет Акаева, а финансовым обеспечением деятельности партии, которая намерена стать главной политической силой в стране, занимается ее муж Адиль Тойгонбаев.

Нарушения закона о выборах вчера можно было встретить в Бишкеке повсеместно. К примеру, над улицей, ведущей к избирательному участку, где голосовала корреспондент Ъ, в день выборов висел большой плакат-растяжка с призывом голосовать за определенного кандидата. Нужно отметить, что в Киргизии закрывают глаза на подобные нарушения.

Процедура голосования была стандартной, за исключением того, что на большой палец левой руки избирателю брызгали из баллончика специальными бесцветными чернилами, которые видны в ультрафиолетовом свете. При входе в участок один из членов комиссии проверял пальцы избирателей с помощью ультрафиолетовой лампы. В случае, если человек отказывался "маркироваться", его не допускали к голосованию. Эта мера, предложенная американцами и поддержанная киргизской оппозицией, была введена для того, чтобы исключить возможность повторного голосования одним и тем же лицом. Аскар Акаев даже подписал специальный закон, разрешающий подобную процедуру.

Президенту Акаеву и его супруге, голосовавшим в одной из школ в центре Бишкека, также побрызгали краской на пальцы. Господин Акаев во время этой процедуры улыбался и вообще выглядел довольным жизнью. "Выборы проходят очень организованно, я очень рад, что по всей стране, на всех участках идет достойная работа по выбору депутатов в новый однопалатный парламент",– сообщил Аскар Акаев журналистам.

Такой же радостной, как и ее отец, выглядела Бермет Акаева, которой многие в случае ее успеха на выборах прочат пост если не спикера парламента, то уж точно одного из вице-спикеров. Госпожа Акаева заявила, что фальсификация на нынешних выборах невозможна.

Между тем лидер "Ата-Журта" Роза Отунбаева, пришедшая на избирательный участок в желтом шарфике, напротив, была мрачна и грозна. Несмотря на то что госпожа Отунбаева голосовала в первой половине дня, она успела узнать, что "с раннего утра поступают сообщения о грубейших нарушениях выборного процесса, задействовании административного ресурса". "Я полагаю, что можно уже сегодня сказать, что эти выборы были несправедливыми и по их завершении можно ожидать народного протеста",– пригрозила она. Другой лидер оппозиции – Курманбек Бакиев расценил стремление детей президента и премьер-министра попасть в парламент как попытку организовать продление полномочий Аскара Акаева.

Аскар Акаев возвращает однопалатный парламент

Вчерашние выборы прошли по новой редакции конституции, одобренной на всенародном референдуме в начале 2003 года и предусматривающей возрождение однопалатного парламента. Он уже существовал в стране в начале 90-х годов, но депутаты смогли отработать только один срок. Затем по инициативе президента были введены две палаты – законодательное собрание и собрание народных представителей. Однако в начале этого века было решено вернуться к однопалатной модели. По официальной версии, это позволяет более четко координировать взаимодействие правительства и парламента. По неофициальной – господин Акаев устал бороться с оппозиционными депутатами и решил сделать парламентскую систему более приспособленной к управлению сверху.

Депутаты нового созыва получат более широкие полномочия, чем те, которыми обладала законодательная ветвь прежде. В частности, парламент будет решать большинство кадровых вопросов, ранее находившихся в ведении президента,– от назначения кабинета министров до состава районных судов. Двумя третями голосов депутаты могут внести изменения в конституцию, отправить в отставку правительство и инициировать процедуру отставки главы государства.

Эти нововведения позволили экспертам заявить о том, что президентская форма правления превращается в президентско-парламентскую. Подобное усиление роли парламента не могло не вызвать новых слухов о дальнейшей судьбе Аскара Акаева, который, по его же собственным заявлениям, не намерен выставлять свою кандидатуру на президентских выборах, намеченных на 30 октября этого года. Наиболее распространена версия о том, что господин Акаев после завершения своих президентских полномочий может пройти в парламент, инициировав выборы по какому-либо из округов, уже действующий депутат которого досрочно откажется от исполнения своих обязанностей. При положительном раскладе Аскар Акаев станет спикером парламента и останется на вершине власти. Есть мнение о том, что парламентарии в преддверии президентских выборов попросят его изменить свое решение и вновь выставить свою кандидатуру. И тогда господин Акаев не сможет игнорировать просьбу "представителей народа".

Можно предположить, что основные политические баталии развернутся в Киргизии осенью, накануне президентских выборов. Главным итогом прошедших выборов для оппозиции стало то, что она сумела объединить мощный протестный электорат. Поэтому в споре о том, возможна ли еще одна бархатная революция в СНГ, пока рано ставить точку.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ