Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №118(01.03.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ГЛОБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Период полураспада

Белорусская деловая газета, 18 февраля 2005

Александр Барнатович

В 2004 году транзитный грузопоток через Беларусь сократился почти на 40%. В этом, по общему мнению международных перевозчиков, виноваты массовые конфискации транзитных грузов, осуществляемые белорусской таможней. Политика таможенных органов в отношении транзитных грузов и сегодня практически остается неизменной. В ней финансово заинтересованы не только некоторые ведомства, но и многие государственные чиновники.

Со времени первых официальных обвинений в адрес белорусской таможни в массовой конфискации грузов официальная позиция Государственного таможенного комитета РБ заметно эволюционировала. В конце 2003 — начале 2004 года председатель комитета Александр Шпилевский вообще отрицал проблему как таковую. Обвинения российского посла в Беларуси в том, что конфискация российских грузов носит характер «масштабной и осмысленной кампании», главный белорусский таможенник назвал странным и непонятным для него недоразумением. На вопрос: «Почему белорусская таможня из года в год лавинообразно наращивает конфискации (в 2000 году — на 15 млн долларов, в 2001-м — на 30 млн, в 2002-м — на 60 млн, в 2003 г. — на 75 млн)?» — председатель ГТК ответил, что недоволен такими цифрами и будет требовать от подчиненных увеличить поступления от конфиската хотя бы до 200 млн долларов в год.

К середине 2004 года пыл Шпилевского несколько угас. Во время встречи с председателем Федеральной таможенной службы России было обещано, что отныне российские грузы конфисковаться вообще не будут. В случае возникновения каких-либо претензий к оформлению груза обещалось, что он будет под конвоем отправляться до российской таможни. «Для нас важно, чтобы груз не растворился на территории Беларуси», — заявил Шпилевский.

В декабре того же года премьер-министр России во время визита в Беларусь снова потребовал прекратить «пиратство» в отношении российских грузов, которых за 2004 год было конфисковано, по его данным, на 80 млн долларов. В январе текущего года руководитель ГТК уже не вспоминал о намеченных год назад показателях конфиската в 200 млн долларов, а скромно отметил, что за прошедший год количество конфискаций заметно снизилось.

Как свидетельствует практика рассмотрения соответствующих дел в белорусских судах, их стало заметно меньше. Так, суд Московского района г. Бреста, в зоне которого находится таможня «Западный Буг», пропускающая более половины всего транзита, в 2003 году рассмотрел 522 административных дела по конфискации транзитных грузов, а в 2004-м — всего 323.

Благодаря действиям таможни Беларусь получила устойчивую репутацию «черной дыры» в центре Европы, и заказчики стали требовать от перевозчиков выбирать иной путь доставки товара. Через нашу страну идет в основном только дешевый товар, который, как говорят экспедиторы, и потерять не жалко. По данным, озвученным на совещании Министерства транспорта с международными перевозчиками, проходившем в ноябре прошлого года, только за 9 месяцев грузопоток через Беларусь уменьшился на 36%. Этот процент полностью соотносится с процентом уменьшения дел о конфискации. Товара стало меньше, он недорогой и неходовой, но и им не брезгуют наши охранники экономической границы.

Конфискация транзитных грузов проходит по наработанной годами схеме. На основании секретной оперативной информации товар задерживается для разбирательства, после чего документы, груз, его владельцы и отправители изучаются в буквальном смысле слова под микроскопом. Для обоснования конфискации используется даже самая маленькая, ничего не значащая для экономической безопасности страны неточность.

Особого разговора заслуживает конфискация автотранспорта (легкового), в том числе угнанного за границей, которым регулярно пополняются гаражи «Белспецтрансавто» Управления делами президента. Причем, поступают машины туда, иногда даже не дождавшись решения суда.

Административный кодекс Республики Беларусь вполне позволяет таможенникам и судам обосновывать свои действия со ссылкой на закон. Другой вопрос — какой это закон. Такой, которого нет ни в одной стране мира. Нигде, кроме Беларуси, не предусматривается, что виновным в правонарушении признают одного, а имущество конфискуют у другого. Нет в других странах и такого странного положения, что даже при отсутствии правонарушителя и установления его вины к имуществу применяется конфискация. Таможенникам вообще не нужно и не выгодно устанавливать чью-то вину в совершении правонарушения. Зачем? Практически под копирку печатаются протоколы, где в качестве виновного предстает «неустановленное лицо». С юридической точки зрения ситуация просто абсурдная. Ведь факт неустановления правонарушителя сам по себе исключает применение какой-либо административной ответственности, поскольку ее не к кому применять.

В известной сказке к суду привлекли дыню, которой объелся король. Так же и в Беларуси. К суду фактически привлекают стиральные машины, телевизоры, утюги и т.д. и т.п. и приговаривают их к смене хозяина.

Нельзя, конечно, утверждать, что все фирмы, перемещающие товар через нашу страну, исключительно законопослушны, а таможенники — сплошь разбойники, которым государство дало право экспроприировать любой товар. Контрабандисты существовали и будут существовать и в обозримом будущем. Белорусской таможне и судам с ними, безусловно, необходимо бороться, но в цивилизованной форме. Противоположная сторона тоже должна иметь возможность высказаться.

У нас производство по административным таможенным правонарушениям похоже на улицу с односторонним движением. Задано лишь одно направление — конфискация. В отличие от России у нас субъектом административной ответственности может быть исключительно физическое лицо. Только оно имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и т.д. и т.п. В таможенных правонарушениях, связанных с транзитными грузами, таким лицом является либо ничего не ведающий водитель транспортной организации, который в большинстве случаев даже на суд не является, либо абстрактное «неустановленное лицо», которого также на суде еще никто не видел. А фирма, перемещающая товар через границу и являющаяся его владельцем, выпадает из участников административного суда и вообще не имеет права выступать на процессе. Нет у нее права и обжаловать судебное постановление о конфискации груза.

Можно приводить сколь угодно доводов сторон — пострадавших фирм, перевозчиков и белорусских таможенников. А как понять и четко определить, на чьей стороне правда? Давайте поищем истину путем сравнения с другими странами, в первую очередь с ближайшими соседями — Россией и Украиной. Сегодня в Беларуси действует 13 таможен, с помощью которых судами только в 2004 году конфисковано в доход государства товаров на сумму 80 млн долларов. В России, где 136 таможен, эта цифра немногим превышает 20 млн долларов. Такова ситуация и в Украине, имеющей 42 таможни. Там в год конфискуется в доход государства товаров примерно на 20 млн гривен (4 млн долларов).

Можно предположить, что таможенные органы Беларуси берут не числом, а умением и выявляют каждый случай незаконного перемещения товара через нашу страну.

Сравним другие показатели правоохранительной деятельности таможен разных стран. Так, белорусской за 2004 год возбуждено 70 уголовных дел по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Пресечено 39 попыток контрабанды наркотиков. В России за аналогичный период — более 2 тыс. уголовных дел, из них более 600 связаны с перемещением наркотиков. Как видим, цифры значительно разнятся.

Уменьшение грузопотока через Беларусь фактически поставило на грань разорения одну из самых процветающих отраслей — международные автомобильные перевозки.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ