Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Без участия Южной Осетии и Абхазии международные консультации в Женеве, которые намечены на 18 ноября, будут непродуктивны, заявил глава российского МИД Сергей Лавров. По его мнению, Южная Осетия и Абхазия могут принимать участие в женевской встрече только в равноправном с другими участниками статусе.
Напомним, что первый раунд международной дискуссии, предусмотренной договоренностями Медведева – Саркози, состоялся в Женеве 15 октября и был омрачен дипломатическими осложнениями. Тогда грузинская делегация отказалась от участия в общем заседании. А на одном из заседаний вообще не предусматривалось участие представителей Южной Осетии и Абхазии, в связи с чем российские представители также не приняли в нем участия. Во время же обсуждения процедурных вопросов стало ясно, что югоосетинские и абхазские представители не считают возможным для себя продолжить работу в предложенном формате.
В ходе дальнейших консультаций удалось достигнуть договоренности о том, что работа над форматом женевских консультаций будет продолжена с учетом должного уважения к статусу всех участников. Однако, хотя следующая встреча должна открыться, как уже говорилось, 18 ноября, не исключено, что и второй раунд переговоров может быстро зайти в тупик. Ясно, что Запад, не признавший Южную Осетию и Абхазию, не заинтересован и в повышении статуса этих республик на переговорах. Такой же позиции придерживается и Грузия. В результате складывается патовая ситуация, которая постепенно начинает обостряться. Так, например, Грузия недавно обвинила Южную Осетию в том, что ее войска заняли грузинский населенный пункт Переви. В свою очередь, югоосетинский президент Эдуард Кокойты объяснил, что войска заняли лишь ту часть села, которая находится внутри границ региона.
О складывающейся ситуации вокруг переговорного процесса журналисту KM.RU рассказывает заведующий Отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров:
– Подоплека ясна, потому что на прошлом раунде переговоров возникла коллизия между делегациями Грузии, Южной Осетии и Абхазии. Осетины и абхазы настаивали на равноправном участии в переговорах, грузинская же сторона с этим не была согласна. Из-за этого возник конфликт, грузинская сторона даже покинула пленарное заседание.
Какой из этого можно сделать вывод? Грузинская сторона не заинтересована, как я уже говорил, в полноценных переговорах. Она не хочет брать на себя никаких предметных обязательств по обеспечению мира в регионе, хочет сохранить свободу для давления на Абхазию и Южную Осетию. С российской точки зрения неучастие Абхазии и Южной Осетии в переговорах – это нонсенс, потому что, безусловно, эти республики, которые уже признаны Россией, являются непосредственными участниками конфликта, и их роль сторон в регионе, по крайней мере, была признана международным сообществом. Поэтому отказ Грузии от участия с ними в переговорах на равноправной основе – это отступление Грузии от тех договоренностей, которые еще раньше были заключены. А это делает переговорный процесс совершенно невозможным.
Если Грузия будет саботировать переговоры, то такая ситуация неопределенности будет сохраняться бесконечно долго. Но, с другой стороны, сейчас произошли серьезные геополитические изменения. Мы видим, что в США администрация Буша потерпела поражение, приходит новый президент. Еще не ясно, какую конкретно позицию он займет в отношении Грузии, но, по крайней мере, понятно, что у него нет каких-то личных обязательств перед Саакашвили, которые были у Буша. С учетом мирового экономического кризиса, скорее всего, американцы сосредоточатся больше на внутренних делах, у них будет меньше стимулов задирать Россию, идти на конфронтацию.
Да и у самой Грузии сейчас достаточно неопределенная ситуация – на кого им дальше опираться. Поэтому с нашей точки зрения как раз сейчас надо занимать наиболее жесткую позицию. Не хотят грузины вести переговоры – и не надо! Мы будем по-своему обеспечивать безопасность в регионе. Вот вокруг села Переви возникли проблемы: пришлось туда ввести южноосетинских ополченцев. Это связано с тем, что это село являлось источником угроз для осетинской территории. Возможно, с этим селом связаны обстрелы или какие-то другие террористические действия против Южной Осетии. Контроль над ним представляет для Цхинвала особую значимость. Значит, такая силовая линия будет и дальше продолжаться. То есть если Грузия будет дальше вести дело к тому, чтобы продолжать террористические акты, то зона безопасности будет попросту расширяться. Россия может опять ввести войска в буферные зоны, откуда она их вывела, поскольку Грузия отказывается участвовать в переговорах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |