Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Будни Закавказья

Феликс Станевский

Смешно и грустно читать выступления перевёртышей. Бывший председатель армянского парламента Бабкен Араркцян был одним из тех, кто принимал решение о вступлении Армении в Договор о коллективной безопасности СНГ. 21 мая он выступил с заявлением, в котором не только утверждает, что была сделана ошибка, но даёт, так сказать, идеологическое обоснование этого. Россию этот бывший её друг объявляет «расистским государством», а события в Чечне – «геноцидом чеченского народа». Об исламских экстремистах в Чечне, о международных террористах на Кавказе бывший спикер умолчал. Прямо сказать, ныне в отношении России так не выступают и на Западе, который г-ну Арарцкяну так мечтается противопоставить Российской Федерации. Пугая нас интеграцией Армении с НАТО, экс-спикер забывает о том, что вроде бы считает подлинным геноцидом армян. Или уже больше не считает, когда настаивает на интеграции, в том числе и с Турцией? Антироссийские настроения в Армении неизбежно выливаются в политическое членовредительство. Это, судя по интервью премьер-министра Армении «Независимой газете» 3 июня, хорошо понимают руководители страны. Армения не намерена пересматривать отношения с Россией, заявил премьер-министр Андраник Маркарян. "Армяно-российские отношения насчитывают сотни лет. С 1991 года, когда была провозглашена независимость (Армении), стало очевидно, что тесные, дружественные взаимоотношения с новой Россией необходимы нам как воздух". «Мы и сегодня считаем, что Россия - главный гарант нашей независимости, важнейший фактор укрепления нашей национальной безопасности". По словам А.Маркаряна, Ереван намерен развивать связи с Западом, в частности, НАТО, "но отнюдь не в ущерб отношениям с Россией, а именно в свете меняющихся отношений Москвы и Запада".

Э.Шеварднадзе, оправдывая поражение своей партии на выборах в местные органы власти 2 июня, сослался на отказ значительной части населения принять участие в голосовании. Чего только не придумает политик в поисках аргумента! Довод Э.Шеварднадзе, если хоть чуть призадуматься, бьёт по нему сильнее, чем ничтожный процент голосов, собранных его партией. И в самом деле: люди не пришли на избирательные участки не из политической приверженности к своему президенту, а из ощущения бессмысленности той системы власти, которую он создал за десять лет руководства независимой Грузией. Нет слов, административные выборы отличаются от парламентских или президентских. Грузинский лидер прав, возражая против их чрезмерной политизации. Но своё политическое значение они имеют в любой стране, в том числе и в Грузии. Если партия президента получает менее, чем почти что любая другая, то ведь это неизбежно оценивается людьми в Грузии и за её пределами, как важный показатель господствующих настроений. Менее 2% избирательных бюллетеней, поданных за «Союз граждан Грузии», в котором до недавнего времени председательствовал президент, да ещё и нежелание людей иметь что-либо общее с проводимыми выборами – это ведь политическое поражение бессменного главы государства. Э.Шеварднадзе, конечно же, сделает выводы, и они вряд ли не будут носить политического характера. Но на публику, известно, грузинский президент говорит не то, что думает.

Выступления российского посла в Баку Н.Т.Рябова и президента Азербайджана Г.Алиева на приёме в посольстве РФ 12 июня, приведённые в этом номере бюллетеня, во многом показательны. Оставим в стороне стиль выступления российского посла, от которого, правду сказать, давно бы пора отказаться. Всё-таки главное не в стиле, а в существе поднятых вопросов. Последние же довольно определённо говорят, что отношения между Россией и Азербайджаном складываются неплохо и, что ещё важнее, имеют, похоже, более устойчивую, чем прежде, тенденцию к дальнейшему улучшению. Памятник Пушкину, установленный в Баку год назад, и памятник Низами в Петербурге, только что открытый Г.А.Алиевым и В.В.Путиным, ко всему прочему, символизируют основательность нынешней политики Азербайджана в отношении России. Оценки, которые Г.Алиев получает ныне в РФ, также весьма красноречивы: речь идёт в первую очередь о  награждении азербайджанского президента международной премией имени Андрея Первозванного. На этом фоне остаются вопросы относительно того, как в ходе последней встречи в Петербурге между В.В.Путиным и Г.А.Алиевым 9 июня обсуждались вопросы раздела Каспия, было или нет результативным это обсуждение. Ибо факт: соглашения по Каспию, которого ожидали наблюдатели, так и не последовало. Сам Г.Алиев, рассказывая на приёме в российском посольстве о встрече с В.В.Путиным, напрямую вопрос о Каспии не упомянул, хотя это ныне едва ли не наиболее актуальная тема в российско-азербайджанских отношениях. Вот как он характеризовал эту встречу: «Встреча была очень важной именно на данном этапе. Мы обменялись мнениями по важным вопросам наших межгосударственных отношений, о событиях в мире, по положению в нашем регионе, о необходимости активизировать усилия для устранения конфликтов на Кавказе и особенно армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Наша беседа проходила в духе дружбы, взаимопонимания, доверия и взаимного уважения. Я очень доволен этой встречей».  Часть комментаторов сделало отсюда тот вывод, что расхождения между двумя странами по Каспию продолжают преобладать. Эксперт Ариф Юнус из Института мира и демократии сообщает, например, что «неподписание между Азербайджаном и Россией договора о разделе Каспия вполне закономерно», в том смысле, что того не хочет РФ. Между тем между Россией и Азербайджаном уже подписан вполне конкретный и содержательный документ - Протокол от 10 апреля о разграничении дна Каспия и координатных точках между Азербайджаном и Россией. Есть, более того, комментарии в том роде, что и президенты России и Азербайджана договорились о разделе дна центральной части Каспийского бассейна, «поставили точки над "i"». Дело лишь за тем, чтобы решить технические вопросы, уточняющие центральнокаспийскую границу, а это дело ближайшего времени. Возможно, что так оно и есть, а если нет, то это выявится нынешним летом, в крайнем случае, осенью. Азербайджан, оценивший, вроде бы, российско-казахстанское соглашение по Каспию, только выиграет, присоединившись к этим двум странам.

Следующий пассаж из выступления Н.Т.Рябова на приёме 12 июня в посольстве РФ, стоит отдельного внимания: «В азербайджанском обществе мы отмечаем и ценим стабильность. Она ощутимо сказывается на положении аккредитованного здесь дипломатического корпуса. Мы не испытываем тех проблем, которые бывают в других уголках земного шара. Мы понимаем, что за этим стоит громадная работа азербайджанского народа, работников правопорядка, внешнеполитического ведомства, правительства страны, но во главе всех стоит Президент». Н.Т.Рябов говорил о завидной с точки зрения любого дипломата обстановке, позволяющая дипломатической миссии нормально функционировать. Разумеется, после установления дипломатических отношений предоставление дипломатам нормальных условий для работы – первейшая обязанность аккредитующих властей. В Закавказье положение выглядит так, что и в Баку, и в Ереване власти сделали возможное, чтобы сотрудники посольства РФ могли жить и трудиться. Единственная страна Закавказья, где таких условий нет – Грузия. Но мало сказать, что в Тбилиси нет условий нормального проживания дипломатов. Помимо трудностей с обеспечением электроэнергией, водой и газом, в Тбилиси не обеспечены элементарные условия безопасности для дипломатической работы. Сотрудники российского посольства, - разумеется, не только российского, - не раз становились объектом нападений и грабежей. Но в отличие от дипломатов и служащих других дипмиссий наши сотрудники не раз испытывали на себе пристальное внимание грузинских спецслужб, преследования с их стороны, констатировали факты незаконных прониковений в квартиры со следами обыска и проч. Из всех стран Закавказья в Тбилиси труднее всего работать нашим дипломатам, но именно в Тбилиси власти ничего не предпринимают для улучшения положения. В Баку и Ереване построены и давно функционируют замечательные посольские комплексы, представительски красивые, достойные России.  Возможно, в каждом из них есть свои недостатки, но в целом, это добротные современные постройки, добротные помещения для работы и жизни семей сотрудников. В Тбилиси до сих пор, через десять лет после установления дипломатических отношений окончательно не решён даже вопрос о земельном участке под посольский комплекс. На территории, которая может принадлежать посольству РФ,  высятся два флигеля, заселённый грузинскими гражданами – жителями Тбилиси. Нельзя сказать, что была нехватка в заверениях с грузинской стороны насчёт скорейшего решения вопроса. Когда грузинские власти просили передать им здание по ул.Арбат, 42 в Москве, т.н. Культурный центр, то государственный министр, т.е. премьер Грузии всемерно заверял российскую сторону в том, что вопрос о предоставлении территории под посольство РФ в Тбилиси будет незамедлительно решён. С тех пор прошли годы. Воз и ныне там. Правда, удалось построить российское консульство. Но ни своих жилых квартир, ни служебных помещений посольства нет, как не было. Это потому, что российские власти проявили излишнюю доверчивость: всё что уступается грузинской стороне заглатывается так, будто никакой уступки и не сделано. В России у грузинской стороны значительные территории и помещения. В центре столицы в прекрасном здании размещено грузинское посольство. Его сотрудники никогда не испытывали и доли тех трудностей, которые стали участью российских дипломатов и служащих дипмиссии РФ. В Грузии у РФ нет ничего. Не найти, пожалуй, другого показателя, столь красноречиво свидетельствующего об отношении грузинских властей к России, чем то безобразие, с которым Россия столкнулась, пытаясь построить посольство в Тбилиси. Логично. Единственное государство в Закавказье, осуществляющее недружественную РФ политику – это Грузия. Единственная закавказская столица, где по сию пору у России нет своего здания посольства – это Тбилиси.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ