Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Союзное государство: взгляд “сверху”

Александр Фадеев

Заседание в Москве Высшего государственного совета российско-белорусского государства ожидалось общественностью России и Белоруссии с особым интересом. С одной стороны, оно неоднократно откладывалось и переносилось, с другой – наступил, как казалось, момент истины, когда президенты двух стран на фоне полного отсутствия продвижения интеграции просто обязаны были дать глубокую оценку положению дел со строительством Союзного государства и указать его перспективы. Сами переговоры сторон 12 апреля проходили трудно, в исключительно напряженной атмосфере и длились около семи часов (с перерывами все девять!). Сразу напрашивались исторические аналогии с Тильзитом, Портсмутом, Компьеном, на худой конец с Беловежской Пущей… Нервное напряжение нарастало, учитывая, помимо прочего, заблаговременный приезд белорусского президента в российскую столицу (что уже само по себе достаточно необычно) и его намеки журналистам о неком судьбоносном характере встречи с главой российского государства Владимиром Путиным.

Увы, с сожалением приходится констатировать, что “важный раунд белорусско-российской интеграции” закончился очередным конфузом. В политической сфере ни о чем договориться так и не удалось: стороны не смогли достигнуть взаимопонимания в вопросе потенциальных шагов по подготовке Конституционного Акта. Специально для этого пришлось запланировать очередную встречу двух президентов летом в Санкт-Петербурге. Впрочем, предполагаемая обстановка будущего свидания Александра Лукашенко и Владимира Путина (Белые ночи, культурная программа без галстуков и т.п.) вряд ли настраивает на серьезную, а главное результативную работу двух лидеров.

Напомним, что президенты России и Республики Беларусь никаких международных договоров в рамках Союзного государства за период с декабря 1999 г. не подписали, за исключением актов ратификации парламентами соглашения о введении с 2008 г. единой денежной единицы.

Последние пару лет в отношениях России и Белоруссии четко прослеживается крайне опасная тенденция, заключающаяся в том, что длительное время их руководство успокаивает общественность двух стран заверениями об якобы активно идущем процессе политического сближения. Так, начиная с ратификации договора 1999 г., муссировали идею выборов в союзный парламент, всячески имитировали деятельность по его формальному учреждению, а затем, бросив эту затею, принялись подобным же образом “раскручивать” мероприятия по разработке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В этом ключе не трудно предположить, что через год – два, ничего не достигнув на этом поприще, примутся за разрешение проблемы подготовки референдумов в РФ и РБ. Потом, очевидно, наступит пора снова вспомнить об избрании российских и белорусских депутатов в Палату представителей, и так далее, строго по замкнутому кругу.

И уж совсем плохо оказалось положение с переходом России и Беларуси на единую валюту: намеченная ранее поэтапная подготовка к введению этой радикальной меры фактически сорвана, рабочий график белорусской стороной не исполняется. Российским финансистам пока не удалось добиться от своих белорусских партнеров утверждения необходимых параметров в налоговой, бюджетной, инвестиционной и таможенной сферах, которые были бы согласованы, едины с российскими. Особые опасения у правительственных чиновников РФ вызывает методика формирования национального бюджета Республики Беларусь, схемы финансирования его дефицита и механизмы создания финансового резерва, а также отсутствие в Белоруссии прозрачного принципа покрытия расходных статей бюджета. Для специалистов не является секретом, что сегодня системы платежей, расчетов, создания внебюджетных фондов, принятых в республике, а, главное, сам бюджет РБ не соответствует не только Бюджетному кодексу РФ, но и общепринятым правилам международной финансовой отчетности и структурирования банковской сферы.

Белорусские “переговорщики”, правда, смогли вырвать у своих российских коллег обещание снизить в будущем железнодорожные тарифы для грузов, следующих из Белоруссии через территорию России, и цены за поставляемый в республику природный газ. Подчеркнем, что именно на такой итог рассчитывал Минск, поскольку это жизненно важный вопрос для белорусских хозяйственников в условиях экономического спада. За понимание экономических трудностей республики, остро нуждающейся в очередной помощи восточного соседа, за “столь значимое решение”, еще раз поблагодарил Александр Лукашенко российского президента в ходе телефонного разговора 16 апреля.

О том, что встреча на высшем уровне в Москве не смогла в целом сдвинуть с мертвой точки процесс интеграции еще раз убедительно показал визит в середине апреля министра обороны России Сергея Иванова в Минск и очередное заседание там совместной коллегии военных ведомств РФ и РБ. С.Иванов вынужден был признать, что и второй его приезд в белорусскую столицу не способствовал продвижению сторон к заключению договоров о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (этого своеобразного интеграционного “долгостроя”, который начинался еще при уже основательно забытых бывших министрах обороны – А.Чумакове и И.Сергееве) и развертыванию Единой региональной группировки войск СГ. По его мнению, этому продолжает препятствовать отсутствие решений на высшем политическом уровне по ряду правовых проблем. Пока же руководители оборонных министерств не смогли договориться даже о подходах к разработке союзной военной доктрины: ограничились лишь принятием межведомственной программы военно-научного сотрудничества.

В своем первоапрельском(!) поздравлении по случаю Дня единения народов Беларуси и России президент РБ Александр Лукашенко ни словом не обмолвился о Союзном государстве, один раз косвенно упомянул его в традиционном послании Национальному собранию. Глава белорусского государства вообще в последнее время предпочитает избегать употребления термина Союзное государство, заменяя его рассуждениями о неком союзе с Россией. И это далеко не случайно. Стоит при этом вспомнить помпезные торжества в Кремле год назад, когда президенты России и Беларуси торжественно заверяли общественность двух стран, что они достигли полного согласия “на решающих направлениях партнерства”, а Александр Лукашенко, получив российский орден, заявил о “политической реальности” Союзного государства. Зато сегодня, например, белорусская сторона не готова в политической области обсуждать с Россией ничего, кроме неких принципов проекта Конституционного Акта белорусско-российского государства, где первым и основополагающим белорусские разработчики закрепили принцип, предусматривающий “право выхода из состава Союзного государства и возвращения переданных полномочий”. Не лучше принципы из второго и третьего ряда: один вводит механизм блокирования любого решения органов СГ “представителями одного государства” и право вето на союзные законы, а другой – утверждает приоритет национальной конституции над “нормативно-правовыми актами Союзного государства”.

Но главный и окончательный coup de grace Союзному государству нанес, как представляется, все же российский президент в своем ежегодном Послании к депутатам Федерального Собрания РФ. В этом программном документе главы российского государства, в отличие от прошлогоднего (где важнейшей внешнеполитической задачей, напомним, было названо “кропотливое” укрепление союза с Белоруссией) не содержится даже упоминания о Союзном государстве. Вероятно, ближайшие советники внушили президенту мысль об изменении ориентиров внешней политики, смене акцентов ее в рамках СНГ. Дипломаты в подобных случаях, когда речь идет о какой-либо из традиционных идейных основ межгосударственных отношений, ныне невостребованной международной практикой, употребляют обычно термин “desempare”(покинутая, оставленная). Вот согласятся ли с таким подходом народы Белоруссии и России…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ