Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

ErkinYurt,
18 сентября 2004

А ты записался в избиратели?..

Вадим Ляганов

В Узбекистане началась кампания по выборам в парламент

С 20 сентября 2004 года в Узбекистане начинается избирательная кампания в представительные органы власти. Это предусмотрено постановлением Центральной избирательной комиссии республики (ЦИК) "Об объявлении начала избирательной кампании по выборам в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов".

Постановление принято в целях обеспечения эффективной подготовки и проведения выборов в законодательный орган страны и представительные территориальные органы власти в соответствии с законодательством, общепринятыми международными нормами и стандартами, а также создания организационно-правовых условий политическим партиям, гражданам в реализации конституционного права.

В документе отмечается, что в декабре 2004 года заканчиваются конституционные сроки полномочий парламента и представительных территориальных органов власти. Новые выборы намечены на 26 декабря 2004 года. ЦИК утвердил Календарный план мероприятий по проведению избирательной кампании. Норма избирателей на один округ установлена из расчета в среднем 119,6 тыс. человек.

До 12 октября будут образованы избирательные округа, их списки с указанием границ и численностью избирателей опубликованы в прессе. До 17 октября планируется сформировать окружные избирательные комиссии.

ЦИК поручил окружным комиссиям до 27 октября образовать избирательные участки, до 16 ноября - участковые избирательные комиссии. До 17 октября политическим партиям необходимо представить документы для участия в выборах. Они могут в период с 20 октября по 10 ноября выдвигать своих кандидатов.

Прием документов от политических партий, инициативных групп избирателей прекращается 13 ноября, а регистрация выдвинутых ими кандидатов - 20 ноября.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации и заканчивается 25 декабря, голосование будет проходить с 6.00 до 20.00 ч. 26 декабря. До 11 декабря заинтересованным организациям и группам следует заявить о своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии представляют для всеобщего ознакомления списки избирателей до 11 декабря, в труднодоступный районах, санаториях, дипломатических представительствах Узбекистана за рубежом - до 19 декабря.

До 16 декабря избиратели должны быть оповещены о времени и месте голосования. Комиссиям поручено по окончании голосования приступить к подведению итогов, составить протокол и передать его в окружную избирательную комиссию, которые, в свою очередь, определяют результаты по округу и предоставляют сведения в ЦИК до 31 декабря. Сообщения об итогах выборов должны быть опубликованы в печати до 5 января 2005 года. Не позднее 26 января состоятся совместные заседания депутатов представительных территориальных органов власти для избрания членов Сената Олий Мажлиса.

В настоящее время в Узбекистане функционирует пять политических партий. В их числе Народно-Демократическая партия Узбекистана, которая была создана на базе бывшей коммунистической и включает в своих рядах около 650 тыс. членов.

Демократическая партия "Милий тикланиш" ("Национальное возрождение") появилась на политической арене в 1995 году, и в настоящее время в ее рядах 40 тыс. человек. В этом же году была создана Социал-демократическая партия "Адолат" ("Справедливость") с 30 тыс. членами на сегодняшний день. Партия "Фидокорлар" ("Самоотверженные") была образована в феврале 1999 года, а через два года она объединилась с партией "Ватан тараккиети" ("Прогресс отечества"). В декабре 2003 года промышленниками и предпринимателями был проведен учредительный съезд Узбекской либерально-демократической партии - УзЛиДеП (сейчас в рядах насчитывается около 40 тыс. человек), которая получила поддержку у властей. Некоторые эксперты полагают, что именно на эту партию будет сделана основная ставка правительства при проведении избирательной кампании. Ранее, такой "почести" удостоилась партия "Фидокорлар", от имени которой Ислам Каримов был выдвинут кандидатом в президенты Узбекистана в 1999 году.

Предполагается, что власти несколько охладели к "старым" партиям, поскольку они не пользуются большим авторитетом у основной части электората. Немаловажно и то, что все эти политические организации не обладают значительными финансовыми средствами для работы среди населения в отличие от УзЛиДеП. Несомненно, их влияние будет не столь масштабным. Вероятно, в будущем "стариков" ожидает роль аутсайдеров на внутриполитической арене. По утверждениям аналитиков, это связано с тем, что население не видят особой разницы между этими политическими организациями, которые в своих программных положениях имеют одинаковую цель - построение гражданского и правового общества, социально-рыночной экономики, возрождения культуры, укрепление обороноспособности и усиление безопасности страны. Более того, на предыдущих президентских выборах из пяти партий четыре продвигали ныне и ранее действующего президента Ислама Каримова. Никакой серьезной конкуренции между Исламом Каримовым и лидером НДПУ Абдулхафизом Джалаловым наблюдатели не замечали, перевес явно был на стороне первого (немаловажно и то, что был подключен могущественный административный ресурс).

О карманности этих партии говорит и тот факт, что созданная партия "Адолат" вдруг в середине 90-х годов заимела свою фракцию в парламенте, хотя в выборах не участвовала. Просто часть партийцев-депутатов, представляющих НДПУ и "Ватан тараккиети" перешли в организованном порядке в идентичную "Адолат". После этого может ли быть уважение к этим политическим организациям?

Между тем, незарегистрированные организации, "Эрк" и "Бирлик" нe будут участвовать в выборах. Xoтя их платформы более приближены к чаяниям и надеждам населения, менее официозны. Более того, они же пользуются и поддержкой Запада, международных организаций, чем не могут похвастаться легальные партии.

С другой стороны, в целях недопущения "интервенции" незарегистрированных структур, особенно из-за рубежа, по инициативе правительства нынешний парламент принял закон о борьбе с отмыванием теневых доходов и финансированием терроризма. Учитывая, как этот закон и другие нормативно-правовые акты используются в противодействии финансирования неправительственных учреждений по грантовым проектам, можно ожидать серьезного давления и на инициативные группы граждан, которые начнут выдвигать на выборах "неугодные" властям лица. Будут использованы уже привычные механизмы - налоговые и прокурорские проверки, вызовы в военкомат на военную службу, тормоза в банковских операциях и многое другое, что известно любому предпринимателю.

В декабре 2002 года Олий Мажлис принял конституционный закон, в рамках которого в Узбекистане создается двухпалатная система парламента. Некоторые аналитики считают, что не все граждане уяснили разницу между одно- и двухпалатным Олий Мажлисом, и участвовали в февральском референдуме по внесению изменений в Конституции чисто автоматически. В результате был получен результат с внушительными цифрами - более 90% голосовавших согласились в этими изменениями, даже не задумавшись об их сути. Также безропотно население поддержало идею продления полномочий главы государства с пяти лет на семь.

Для сведения: в 1999 году для подготовки и проведения выборов в Узбекистане было образовано 250 окружных избирательных и 7723 участковых избирательных комиссий, причем с равной численностью избирателей – по 49,9 тыс. человек. На процедуру выборов из республиканского бюджета выделили свыше 1,250 млрд. сумов (нынешняя, скорее всего, обойдется в десятки раз дороже).В октябре 1999 года Центр изучения общественного мнения "Ижтимой фикр" провел экспресс-опрос, согласно которому 89,3% респондентов желали принять участие в предстоящих выборах главы государства и депутатов парламента. Лишь небольшая часть еще не решила или затруднилась ответить относительно своего выбора. Наибольшая активность отмечена Центром в сельской местности: там 92,2% опрошенных проявили интерес к этому мероприятию. Мужчины же, согласно данным, проявили большую политическую сознательность, чем женщины: 90,5% и 88% соответственно сказали, что пойдут на выборы.

Этот же опрос высветил информированность граждан республики о специфике политических партий Узбекистана. Самой известной стала НДПУ – ее знают 38,6%. 17,8% знакомы с "Фидокорлар", 13,4% - с "Адолат", 9,6% - с "Ватан тараккиети", 4,3% - с "Миллий тикланиш". Эксперты свидетельствуют, что это не просто знание о наличии той или иной партии. Так, 45,5% опрошенных ясно видят различия между существующими политическими течениями, программными задачами и целями партий. С другой стороны, 30,2% не видят существенных различий между ними, а 21,6% не заметили никакой разницы между всеми пятью партиями.

Можно ли сказать, что в этом году будет иначе? Маловероятно ожидать серьезных изменений при аполитичности населения и использовании в связи с этим административного ресурса властью для достижения своих целей.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ