Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Независимая Молдова,
24 марта 2004

Язык Пушкина не спорит с языком Эминэску, но …

А.Бушинский

К сожалению, с каждым годом уменьшается число учеников как в русских, так и в молдавских школах. В Шолдэнештском районе 31 село, и только в двух большинство жителей - немолдаване. С давних пор преподавание в школах этих сел ведется на русском языке. В последнее десятилетие ежегодно все меньше учеников садятся за парты.

В гимназии села Фузэука их сейчас менее двухсот. Начальная школа села Курэтурь и вовсе крохотная - 29 учеников в двух классах-комплектах. (Что интересно: возглавляет ее педагог, имеющий ученую степень, доктор филологии Георге Примович). В теоретическом лицее им.А.Матеевича, что в райцентре, русских классов осталось только три: 8, 9, 11, а учеников в них в общей сложности аж... 22. Лицей образовали на базе русско-молдавской школы, в которой, наряду с молдавскими, сформировали также все - с 1 по 11-й - русские классы, и заполняемость их была на уровне стандартов.

Сокращается число учеников, обучающихся на языке Пушкина, и в других селах и райцентрах бывшего уезда. В Орхее их сейчас раза в четыре меньше, чем пятнадцать лет назад, когда в городе, кроме русской СШ (сейчас - лицей им. М.Ломоносова), работала еще и смешанная молдо-русская десятилетка. Менее 100 учеников осталось в русской школе Теленешть, в резинском теоретическом лицее им. А.Пушкина (бывшая РСШ), здание которого рассчитано на 900 учеников, сейчас обучается около трехсот.

К сожалению, с каждым годом уменьшается количество учеников не только русских, но и молдавских школ. Нынче во всех учебных заведениях Шолдэнештского района насчитывается около 700 первоклассников, а спустя 6-7 лет их будет почти в два раза меньше: в 2003 году в районе появилось на свет всего лишь 400 детишек. В школах самого райцентра в мае выпустят пять четвертых классов, а в сентябре примут 70 первоклашек - значит, всего три небольших класса.

Когда в классе не 40 человек, а 10-15, это благотворно сказывается на успеваемости: детям не приходится гадать "спросят - не спросят", они знают: надо готовиться к каждому уроку. Да и поддерживать дисциплину на должном уровне учителям легче. Однако, по словам заведующего Шолдэнештским районным управлением образования Георге Дандары, неуклонное сокращение числа учеников порождает немало проблем. Ведь финансируются они, исходя именно из этого показателя - числа учеников. К примеру, раньше в школе обучалось 600 детей, сейчас - 200. Здание осталось то же самое, но денег на приобретение топлива выделяют в три раза меньше.

Причины, вызывающие сокращение числа учащихся что в молдавских селах, что в немолдавских (в основном в них проживают этнические украинцы), одинаковые - ухудшение, начиная с 1992 года, социально-экономической ситуации, снижение жизненного уровня населения и, как закономерное следствие, падение рождаемости. В райцентрах, кроме этих факторов, есть еще и другие, обуславливающие уменьшение учащихся именно русских классов.

В силу различных причин раньше не только русскоязычные и смешанные семьи, но и некоторые молдавские отдавали своих детей в русские школы. Вряд ли это можно квалифицировать как насильственную русификацию, ведь никто никого не принуждал. Так же сугубо добровольно потом эти же родители переводили своих детей в молдавские школы.

Сыграло свою негативную роль и нагнетание межнациональной напряженности. На митингах, проводившихся в райцентрах и селах, лозунг "чемодан - вокзал - Россия" не звучал, но то, что творилось на столичных улицах и площадях, видели и слышали и в провинции. Это многих подтолкнуло принять нелегкое решение: навсегда покинуть страну, в которой родились и выросли, трудились много лет, где похоронены их отцы, деды...

Будучи в Шолдэнешть, зашел в теоретический лицей им.А.Матеевича. Огромное здание, просторные классы, широкие и длинные коридоры, а детей здесь - меньше шестисот. (Правда, в лицее нет начальных классов, только начиная с пятого).

- Скажите, не наблюдается какой-либо конфронтации между учениками молдавских и русских классов? - поинтересовался я у завуча лицея Тамары Чернолев. Она только улыбнулась в ответ:

- Что вы! Учащиеся прекрасно ладят между собой, а если и случаются какие-то размолвки (дети есть дети), то отнюдь не на национальной почве. Ученики русских классов свободно владеют государственным языком, молдавских - русским. Учителя-предметники читают как в одних, так и в других классах, без особого труда переходя с молдавского на русский язык и наоборот. Большинство из них работало еще, когда школа была смешанной. С тех же пор у нас бережно сохраняется атмосфера доброжелательности, национальной терпимости.

После многолетнего перерыва в сентябре прошлого года в Шолдэнешть вновь открылся первый класс с русским языком обучения. Так пожелали родители семи детей. Отрадно, что в нашей стране закон гарантирует им это право, а лица, наделенные властью, строго соблюдают дух и букву закона.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ