Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Предлагаю проект «Культура и цивилизация российского Крыма»

Депутату Государственной Думы К.Ф. Затулину.

Глубокоуважаемый Константин Фёдорович!

С благодарностью и сочувствием читала Вашу статью в «ЛГ» №30 2003 г. Статья посвящена в основном политическому аспекту проблемы Россия Крым. Я ЖЕ ХОЧУ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ТОМУ, ЧТО ЗА 220 ЛЕТ ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ (ОСВОБОЖДЕНИЯ?) КРЫМА ТАМ ВОЗНИК МОЩНЫЙ ПЛАСТ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.

В чём же моя мысль?

Прежде всего в том, чтобы сами российские граждане осознали культурно-цивилизаторскую роль России в жизни Крыма. (Полагаю, что в сознании среднего россиянина Крым это как в песенке: «там море Чёрное, песок и пляж». При . таком отношении к Крыму на него может претендовать не только Украина, а всякий, кому не лень: Греция, помня о временах древнегреческих городов; пуще того Германия, вспомнив о владычестве готов, турки, конечно, и т.д. и т.п.)

Я предлагаю долгосрочную программу для ТВ,  СМИ,  Радио: «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО КРЫМА».

Сейчас я дам лишь намётки. Понадобится содержательная разработка предлагаемых тем.

1\ Древняя и раннесредневековая Таврида (самый краткий обзор для общего образования).

2\ Позднее средневековье (столь же кратко).

3\ Крымское ханство (завоевание Крыма монголо-татарами.) X111-XV111 век.

4\ Присоединение Крыма к России. 1783 год.

5\ Цивилизаторская и культурная работа по преобразованию Крыма:

А\ Потёмкин, Мордвинов, Голицын, Воронцов, Нарышкин, Потоцкий и др. в Крыму.

Б\ Виноградарство, виноделие.

В\ Рукотворные парки, преобразившие крымский ландшафт, (Форос, Харакс, Мисхор, Ливадия, Ореанда, Массандра, Алупка, Гурзуф, Партенит, Алушта, Карасан и многие другие парки. Не говоря уже о Никитском Ботаническом саде). Каждый такой парк – это памятник русской культуры, весомая часть нашего культурного наследства.

Г\ Дороги. Их прокладывали ещё солдаты Суворова. Дорога Симферополь - Алушта построена в 1824 - 26 годах русскими солдатами. А первая дорога Ялта - Севастополь (1848 г.) - это ведь эпопея героизма русского человека и торжество русской инженерной мысли.

Д\ Архитектура Крыма!!! Дворцы, построенные попечительством Воронцова в Алупке, царской семьи – в Ливадии, в Кореизе, дворцы в Гаспре, в Массандре – все сооружения архитектора Краснова, знаменитое «Ласточкино гнездо» - символ архитекторской отваги, изумительные храмы, возведённые в новых городах Крыма. Разве это не органическая часть русской культуры?

Е\ Возникновение и развитие городов. В 1874 году был основан Симферополь. В 1838 г. статус города получила Ялта. В 1783 г. началось строительство Севастополя - крепости и базы Российского военного Черноморского флота. Быстро развивалась Керчь. Восстанавливалась и росла Феодосия.

Ж\ Изучение Крыма - славная страница российской науки. Бессмертны имена Карла Людвига Гавлина; Петра Симона Палласа – учёного энциклопедиста; Х.Х. Стевена – первого директора и фактически основателя Никитского Ботанического сада, этого чуда природы и науки; Петра Ивановича Кеплена; доктора Ф.К. Мильгаузена, основавшего первую метеорологическую станцию в Симферополе; П. Сумарокова; И.И. Муравьёва - Апостола; А.Л. Бертье – Делагарда, которые исследовали и описали природу и историю Крыма. Во второй половине 19 века исследование Крыма продолжили Н.А. Головкинский; историк и археолог И.Я. Фабр.

В 1887г. была создана Таврическая учёная архивная комиссия (ТУАК), старейшая и авторитетнейшая краеведческая организация Крыма. 57 томов «Известий ТУАК» содержат неоценимый материал для изучения Крыма.

Ж\ Краеведческие музеи: один из первых археологических музеев Крыма – Керченский музей древностей; затем был открыт подобный музей в Феодосии, с годами открываются новые музеи, пополняют свои фонды более старые музеи. Повсеместно открываются библиотеки.

3\ Печать: С 1838 года издавалась газета «Таврические губернские ведомости», ряд других газет, число которых росло с годами.

И\ Образование: оно было важной заботой правительства и общественности. С 1812 года существует Симферопольская мужская гимназия. Во второй половине 19 века гимназии появились во всех городах Крыма. К 1865 году было уже 262 учебных заведения, а к 1887 году – 569.

К/ Театры. Они появились не только во всех больших городах, но и в малых. На гастролях бывали П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов, М.К. Садовский, В.Ф. Комиссаржевская и другие корифеи русского театра.

Л\ Крым – хранитель народного здоровья. Там была создана уникальная система санаторно-курортного оздоровления трудящихся. А начиналось всё с малого: осваивались в лечебных целях грязи Сакского озера; в 1887 году на озере Майнаки открылась первая небольшая грязелечебница. Следует помнить о подвижниках, стоявших у истоков санаторно-курортного дела в Крыму. Такова история знаменитой «Бобровки». Профессор Московского университета известный хирург А.А. Бобров (1850 - 1904) посвятил последние годы своей жизни созданию в Алупке в 1902 году стационара для детей, больных костным туберкулёзом. Правительство не поддержало профессора, и он создавал санаторий на собственные деньги и добровольные пожертвования. В 1903 году A.M. Горький пожертвовал санаторию более рублей, а в 1904 году – 1000 рублей. (В 1904 году царь пожертвовал санаторию 300 рублей). Родители больных детей внесли 50 тысяч рублей. Один видный хирург писал: «С именем профессора Боброва навсегда останется связанным один из подвигов человеколюбия, на который он почти всецело потратил последние годы своей жизни». После кончины А.А. Боброва его преемником стал молодой врач, энтузиаст Пётр Васильевич Изергин (1870 - 1931), руководивший здравницей до конца своей жизни. В тяжёлые годы гражданской войны, интервенции, разрухи и голода Изергин и небольшой коллектив его сотрудников сумели сохранить санаторий. Нередко врачам приходилось обменивать личные вещи на еду, чтобы сохранить жизнь детей. Наряду с лечением детям прививалось жизнелюбие, стойкость характера.

В Крыму лечили больных известный доктор С.П. Боткин, первая женщина - врач Суслова.

М\ И, наконец, Крым не стал бы заповедником русской культуры, если б не вдохнули его воздуха и не обогатили своим поэтическим чувством творцы и носители духовной жизни России, начиная с В.В. Капниста (1803 г.) и далее: В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Раевские (генерал и его сыновья •• легендарные герои Отечественной войны 1812 года), декабристы Лихарев и Поджио, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, И.А Бунин, В.В. Вересаев, Анна Ахматова, Марина Цветаева, О. Мандельштам, М. Волошин, К.М. Станюкович, А. Грин, М. Горький, В. Маяковский; художники А.И. Корзухин, В.Е. Маковский, Ф. Васильев, И.К. Айвазовский, К. Коровин, И. Левитан. Там играл и скончался великий М. Щепкин, пел Ф.И. Шаляпин, играл С.Рахманинов.

ПОИСТИНЕ ВСЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЧ ОДУХОТВОРЯЛА КРЫМ И ИМ ОДУХОТВОРЯЛАСЬ.И вот теперь этот пласт русской культуры отрезается от России, отрезается безжалостно и бездумно. И как раз тогда, когда обретение культурных корней становится поистине условием самого существования страны и её народа.

Значит, из нашей памяти навсегда уйдут обстоятельства вто­рого рождения пушкинского гения у крымских берегов. Не узнаем о подвиге российского ботаника Стевена, создавшего Никитский ботанический сад. Новые поколения россиян не вдохнут воздух домов, хранящих дыхание Пушкина, Чехова, Толстого. Не поймут, что, возможно, силу и мощь стихов, стойкость характера обрела «дикая девочка» Аня Горенко в волнах Чёрного моря. Не там ли истоки поэзии великой Анны Ахматовой? Как сохранить атмосферу волошинского Коктебеля? Как быть с его «заграничной» могилой? Как быть с могилами художника Фёдора Васильева в Ялте; И.К. Айвазовского в Феодосии; А. Грина в Старом Крыму? Как вернуть России галерею И.К. Айвазовского, основанную самим художником, спроектировавшим для неё специальное здание, завещанную родному городу? (Помышлял ли великий художник, что потомки с лёгкостью вышвырнут его из России?) Знаменитая «Гринландия», и Шаляпинская скала, и Пушкинский грот на мысе Суук-Су – всё это наши культурные святыни, и они отлучены от России.

Полагаю, что российское общественное мнение не может примириться с отторжением русского культурного наследства. Хотя теперь ситуация сложна, и речь не идёт о требовании возвращения Крыма. Но в общественном сознании россиян надо постоянно пробуждать мысль о Крыме в первую, очередь как о сокровищнице русской культуры. Об этом следует всегда помнить и государственным деятелям, и не только России, но и Украины. Эту мысль надо довести и до мирового общественного мнения, и до государственных деятелей других стран, которые просто не обладают соответствующей информацией и придерживаются формального постулата о неприкосновенности границ.

Мало кто понимает, что по концентрации русской культуры Крым стоит недалеко от Москвы или Петербурга. А не подарить ли нам Петербург, ну, хотя бы финнам? К сожалению, защита и сбережение русской культуры в сознании общества и правящей, как она теперь себя величает, элиты, дело последнее, самое маловажное, увы.

Почему я обращаюсь к Вам? Верю в Ваше неравнодушие, отвагу и выдающиеся организаторские способности. Как человек неравнодушный Вы не можете не болеть душой об отрезанном пласте русской культуры. Как человек отважный Вы смело переступите через дурь «политкорректности» (А вдруг украинцы обидятся???!!!) Как организатор Вы, надеюсь, сумеете подвигнуть на осуществление предлагаемого проекта людей из телевидения, радио и СМИ, заинтересованных в судьбе русской культуры.

С глубоким уважением,

Ксения Александровна Соколовская


Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ