Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Политком Ру,
2 июня 2003

Хочется надеяться на ШОС

Татьяна Становая

На прошлой неделе в Москве состоялся саммит стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Главы государств Шанхайской организации также подписали Декларацию сотрудничества. Одобрен план оборонных ведомств ШОС провести осенью совместные антитеррористические учения в Казахстане. Кроме того, Владимир Путин провел серию кратких двусторонних встреч с лидерами стран Шанхайской организации сотрудничества. На фоне эвианского саммита и встреч с президентом США и европейскими президентами и премьерами заседание руководителей стран-членов ШОС было призвано сыграть "уравновешивающую" роль, демонстрирующую азиатский вектор российской внешней политики.

Главный итог третьего саммита "шанхайской шестерки" - определена организационная структура ШОС: постоянно действующими органами Шанхайской организации сотрудничества стал секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Бишкеке, которые должны начать работу не позднее 1 января 2004 года. Возглавит секретариат ШОС посол Китая в Москве Чжан Дэгуан. Одобрена также символика организации: изображение Северного полушария, сверху и снизу - надпись на русском и китайском языках: "Шанхайская организация сотрудничества". Можно говорить о том, что лидирующие роли в организации займут Россия и Китай. Примечательно, что первоначально саммит должен был пройти в Казахстане - его очередь председательствовать в ШОС. Но в связи с тем, что впереди еще были и встречи в рамках 300-летия Петербурга, Нурсултан Назарбаев уступил России право быть организатором встречи.

Принятая декларация закрепляет намерение разработать новую концепцию безопасности, "базирующуюся на равноправии и сотрудничестве". В декларации подчеркивается, что антитеррористическую деятельность нельзя отождествлять с борьбой против какой-либо религии, страны или национальности, а ООН должна играть важную роль в восстановлении Ирака. В ходе саммита по инициативе президента Таджикистана Эмомали Рахмонова было заявлено о намерении государств-членов ШОС уже в текущем году заключить многостороннее соглашение по борьбе с наркотиками, в особенности по противодействию наркоугрозе, исходящей из Афганистана. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что "еще одним глобальным вызовом является борьба с сепаратизмом и терроризмом". Владимир Путин акцентировал внимание на перспективах ШОС в деле развития взаимной торговли и инвестиций: это позволит расширить ранее предполагающуюся роль ШОС как организации, созданной для обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе. В целом же приоритетной задачей ШОС единогласно признано противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму. "Здесь есть большое поле для деятельности наших пограничных органов и спецслужб", - заявил Путин.

Как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в результате решений, принятых на московском саммите, "завершился первый этап становления организации, созданы все правовые условия для функционирования ШОС". Реально организация начнет функционировать не ранее 1 января 2004 года. К этому моменту необходимо будет также принять бюджет ШОС.

Шанхайский саммит, так же, как и многие другие международные переговоры российского президента накануне глобальных консультаций на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, не были предназначены для принятия этапных документов. Как заявил председатель КНР Ху Цзиньтао, ШОС становится "квинтэссенцией отношений добрососедства между Китаем, Россией и странами Центральной Азии" - в высшей степени дипломатическая характеристика для организации, которая на деле пока не является инструментом эффективного международного сотрудничества ее участников и не предполагает качественно нового оформления взаимодействия стран ШОС. В этом смысле как откровение прозвучали слова президента Таджикистана Эмомали Рахмонова: "Хочется надеется, что в программу деятельности ШОС будут включены реально реализуемые пункты". Неудивительно, что участники саммита подчеркивают, что ШОС по-прежнему не является блоком.

Для России дальнейшее укрепление ШОС является возможностью сохранения своего геополитического влияния на страны центрально-азиатского региона, входящие в сферу приоритетных интересов России. Тем более что Таджикистан, и особенно Узбекистан, все чаще становятся площадкой для проведения геополитических интересов США в регионе. Более того, министр иностранных дел Узбекистана дистанцировался от участия в недавно прошедшей встрече министров внешнеполитических ведомств ШОС, где была принята резолюция, осуждающая военную операцию США в Ираке. Узбекистан также становится основной базой размещения военных сил НАТО в Центральной Азии. В таких условиях для России усиление ШОС как региональной организации является одной из приоритетных и труднореализуемых задач.

ШОС претендует на то, чтобы закрепить за собой статус политической площадки согласования позиций ее участников, создать инструментарий взаимодействия всех основных игроков: Центральной Азии, России и Китая. Для России ШОС - важный публичный инструмент демонстрации многовекторного характера своей внешней политики. В то же время пока "Шанхайская шестерка" только начинает приобретать институциональные формы, и есть определенные основания сомневаться в том, что созданный механизм станет эффективным в разрешении наиболее жестких разногласий. Тем более что центрально-азиатский регион все больше становится объектом борьбы США за свое геополитическое влияние. Впрочем, за "проамериканский" Узбекистан и в ШОС готовы побороться - следующий саммит назначен в Ташкенте, да и на нынешнем эта страна была представлена.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ